Конспект урока на тему "пословицы и поговорки". Конспект занятия по внеурочной деятельности "пословицы и поговорки" II

Разработка урока по русской литературе

Класс, дата, предмет : 6 класс, 8.09, русская литература

Тема урока : «Пословицы и поговорки»

Тип урока :

Вид урока : Комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка;

Обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок;

- расширять представления о культуре и истории родного края.

Развивающие:

Развивать навыки устной речи учащихся;

Воспитательные :

Воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

Оборудование: доска, учебник Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010., рабочий лист (Приложение № 1)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих.

Приветствуют учителя. Говорят кто присутствует и отсутствует

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами говорили об обрядовом фольклоре. И сейчас мы проверим насколько успешно прошел наш урок и напишем небольшую проверочную работу (Прил № 1)

Учитель раздает рабочие листы.

На доске написано предложение:

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.

Слово учителя:

«Давайте с вами посмотрим на доску и прочитаем предложение написанное там»

Вопрос к учащимся:

Что это предложение вам напоминает?

Учащиеся слушают

Учащиеся в течении 5 - 10 минут заполняют рабочие листы.

Предполагаемый ответ:

Это предложение напоминает присказку, поговорку о чем то.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слово учителя:

«Правильно, дети это пословица. О ней, а еще о поговорке, и о том чем же они различаются мы с вами и поговорим на сегодняшнем уроке. Итак открываем тетради и записываем тему урока: «Пословицы и поговорки»»

Слово учителя:

« Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка - это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно »

Учащиеся слушают

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока: «Пословицы и поговорки»

Учащиеся слушают

4. Первичное закрепление

Слово учителя:

«Давайте с вами дадим определение пословице и поговорке»

Учитель дает определение поговорки на доске под запись в тетрадь

Учитель дает определение пословицы на доске под запись в тетрадь

Учитель предлагает учащимся попрактиковаться в нахождении пословиц и поговорок

Вопрос к учащимся: о пределите, какие из них относятся к пословицам, какие - поговоркам? (написаны на доске)

Что посеешь, то и пожнешь.

Семь пятниц на неделе.

Цени по заслугам, а не по услугам.

Семеро по лавкам.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Седьмая вода на киселе.

Учитель вместе с учащимися делают вывод и записывают его к себе в тетрадь

Учащиеся открывают тетради, пишут число, классная работа и записывают тему урока

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Учащиеся слушают учителя и записывают определение к себе в тетрадь:

ПОСЛО́ВИЦА краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д.

Учащиеся вместе с учителем практикуются в нахождении пословиц и поговорок

Предполагаемый ответ:

Пословицы:

Семеро по лавкам, седьмая вода на киселе.

Поговорки:

Что посеешь, то и пожнешь, семь пятниц на неделе, цени по заслугам, а не по услугам, слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Учащиеся вместе с учителем делают вывод и записывают его к себе в тетрадь.

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение - краткое и всегда нравоучительное . Иными словами и пословицы , и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учитель вместе с учащиеся заполняет на доске таблицу по сходству и различию пословицы и поговорки

Схема таблицы:

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

Раз

личие

Слово учителя: «Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.»

Учитель предлагает учащимся принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров.

1 ТУР «Перевертыши». Вопрос к учащимся: узнайте пословицы в искаженном виде:

Враги не знают друг друга в счастье

Глупые ноги ругают к старости.

На своей Родине и зима прекрасна.

- Великое безделье хуже крошечного бизнеса.

Безделье неумеху не страшится.

Чижа романами угощают.

Умный умного не слышит близко.

- Черт всем скажет, боров слопает.

2 ТУР «Одним словом».

Вопрос к учащимся: замените поговорки одним словом:

На попятный двор.

Заткнуть за пояс.

При царе Горохе.

Хоть шаром покати.

Легок на помине.

У черта на куличиках.

Яблоку негде упасть.

Как снег на голову.

Ни к селу ни к городу.

3 ТУР «Откуда пословица?».

Вопрос к учащимся: и з какого источника появилась пословица? - Битый не битого везет.

Кому вершки, а кому корешки.

А Васька слушает да ест.

А воз и ныне там.

А ларчик просто открывался.

Учащиеся перерисовывают таблицу к себе в тетрадь и заполняют её

Предполагаемая таблица:

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

отражение народной мудрости;

краткость;

рифмованность

Раз

личие

Это целое предложение, как правило, состоит из 2-х частей.
В первой части сообщается какая-то мысль, во второй части делается вывод.

Нет законченного суждения: она лишь его часть.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства.

Учащиеся слушают учителя

Учащиеся соглашаются

Предполагаемый ответ:

- Друзья познаются в беде ;

- Умную голову почитают смолоду;

- На чужой стороне и весна не красна;

Маленькое дело лучше большого безделья ;

Своя рубашка ближе к телу;

- Дело мастера боится;

- Соловья баснями не кормят;

Дурак дурака боится;

Бог не выдаст, свинья не съест.

Отказаться;

Победить;

Давно;

Ничего нет;

Появился быстро;

Далеко;

Тесно;

Внезапно;

Невпопад.

Предполагаемые ответы:

Из сказки «Лиса и волк»;

Из сказки «Мужик и медведь»;

Из басни И. Крылова «Кот и повар»;

Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»;

Из басни И. Крылова «Ларчик»).

6. Домашнее задание

Учитель дает домашнее задание: выучить определение пословицы и поговорки, а также таблицу по сходству и различию, записанную в тетради, в тетради распределить на 2 колонки, в одну колонку перечисленные на карточке пословицы, а в другую - поговорки. Устно объяснить свой выбор

Учитель раздает учащимся карточки (Приложение № 2)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и получают от учителя карточки с пословицами и поговорками

7 Рефлексия - подведение итогов занятия (Метод незаконченного предложения)

Учитель вместе с учащимися выбирают нужное слово для заполнения пропусков:

Итак, пословица - это 1 …, содержащее 2 … и имеющее 3…

Поговорка - это 1…, содержащее 2…, но не имеющее 3….

Народ в пословицах осуждает и высмеивает 1…, хвалит и одобряет 2…

Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Сегодня на уроке я….»

Учащиеся вместе с учителем выбирают нужное слово для заполнения пропусков

Предполагаемые ответы:

1. краткое изречение

2. народную мудрость

3. поучительный смысл.

1. образное выражение

2. отношение к чему-либо

3. вывода, заключения

1. глупость, лень, жадность, злость

2. ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность.

Учащиеся заканчивают предложение

Список использованной литературы:

Литература. Поурочные планы для 6 класса / авт.сост. С.Б.Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2008.

Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. - М.:Рус.яз.,1979.

Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ. ред. Г.И.Канакиной. - М.:Вербум - М, 2006

Приложение № 1

Рабочий лист по теме «Устное народное творчество»

1.Дайте определение:

Словесное творчество народа - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОБРЯД - _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель урока : способствовать более прочному и осознанному усвоению малых жанров устного народного творчества, развивая речь, творческое мышление учащихся.

Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

  1. В сфере личностных УУД.
  2. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  3. Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
  4. Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
  5. В сфере регулятивных УУД.
  • Научить принимать и сохранять учебную задачу.
  • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
  • В сфере познавательных УУД.
  • Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников.
  • Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях.
  • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
  • В сфере коммуникативных УУД.
  • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
  • Оборудование:

      Рабочая тетрадь ученика (часть 1) “Школа развития речи” Т.Н. Соколовой.
    1. Пакет для с/р в группах по теме урока.
    2. Задания на карточках для пар для работы на компьютере.
    3. Презентация по теме урока.
    4. Словари: толковый, орфографический, словарь пословиц и поговорок.
    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
    1 Организационный. Проверяю готовность класса к уроку

    Друзья мои! Я очень рада
    Войти в приветливый ваш класс.
    И для меня уже награда
    Вниманье ваших умных глаз.

    Наводят порядок на парте, проверяют все необходимое
    2 Разминка.

    Цель: активизация мыслительной и познавательной деятельности.

    - Расшифруйте записи и определите, к какому жанру они относятся.

    (АМС ДАЙПРОПА ЩАТОРИВА ЧАЙРУВЫ. Гурд тсязнаёпо в дебе)

    Сам пропадай, а товарища выручай. Друг познается в беде.

    Дети выполняют задания на карточке – разминке
    3 Определение темы и цели урока. - Кто-нибудь скажет, что мы с вами отгадали? (Пословицы и поговорки)

    Правильно сегодня мы продолжим работу по изучению малых жанров УНТ, постараемся еще больше узнать и понять красоту языка.

    Ответы на вопрос учителя
    4 С/Р с пакетом заданий. - А сейчас вы получите определенный блок заданий (учитель раздает конверты). Вы должны внимательно прочитать план работы в группе, четко следовать данному плану, последовательно выполнять все предложенные задания. При этом вы можете пользоваться всеми справочными материалами, которые вам предложены. Кроме того, работая с текстом вы можете подчеркивать всю информацию, которая вам пригодится для ответов С/Р учащихся
    5 Физминутка. Упражнения для глаз + разминка. Выполняют упражнения
    6 Проверка выполнения заданий. Сопровождение презентацией. -Давайте проверим, как вы выполнили задание. Обратите внимание, что сегодня вы сами будете оценивать качество выполнения заданий.

    Для этого воспользуемся обобщающими вопросами (Они приклеены к информационному листу)

    Слайд №1 – о пословицах и поговорках (приведите свои примеры) – по листу.

    Слайд №2 – о В.И. Дале – прочитайте по листу.

    Слайд №3 – новая информация – о пословицах народов мира.

    Ответы учащихся
    7 Работа на компьютерах – закрепление в виде игры. - Выполняются задания на компьютере (индивидуально).

    Кто сделал правильно 1 задание, переходит ко второму.

    1 задание – соотнеси русскую пословицу с иностранной пословицей.

    2 задание – вставь картинку в пословицу.

    Работа на компьютере
    9 Проверка работы в парах на компьютере. - Работы проверяет учитель информатики. Индивидуальная С/Р учащихся
    10 Итог урока – обобщение знаний, рефлексия урока. - Учитель задает вопросы:
    • Что нового узнали?
    • Чем же пословица отличается от поговорки?
    • Что больше всего понравилось в уроке?
    • Учитель сообщает о Л.Н. Толстом Д/З и просит открыть стр.23 в РТ
    Учащиеся отвечают на вопросы
    11 Д/З РТ стр.23 – сочинение по пословице Запись в дневник

    Пакет с заданиями:

    1. План работы в группе.
    2. Выписать на листке, что такое “пословица” и “поговорка” (используя литературоведческий словарь).
    3. Примеры пословиц и поговорок (справочный материал), словари.
    4. Информационный текст о происхождении пословиц и поговорок прочитать и ответить на вопросы.
    5. Вопросы к тексту.
    6. Лист для самооценки.

    Пословицы и поговорки

    Какие пословицы и поговорки вы знаете, какие употребляете в речи?

    На этом уроке вы познакомитесь с еще одним жанром фольклора – пословицами и поговорками. Услышав их еще в детстве и употребляя в речи, трудно отличить пословицу от поговорки. На этом уроке мы постараемся научиться их различать, а также узнаем, когда появились поговорки и пословицы, кто первым заинтересовался этим жанром и стал собирать их.

    Содержание урока

    1. Что такое пословицы и поговорки?

    2. Русские пословицы и поговорки.

    3. Заключение.

    Что такое пословицы и поговорки?

    Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен лет, передавая опыт одного поколения другому. Они – выражение мыслей, к которым пришел народ через многовековую историю. Мудрые и меткие выражении я возникают в народной речи до сих пор. Что же такое пословицы и поговорки?

    Русские пословицы

    Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок. Интересно, что аналогичные пословицы есть у других народов.

    Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.Даль: пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

    Русские поговорки

    Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки чаще, чем пословицы сближаются с языковыми явлениями. В них больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.

    Таково выражение свинью подложить , то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

    В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как телеге пятое колесо, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

    Изучение пословиц и поговорок

    Собирать и изучать русские пословицы и поговорки начали в XVII веке. Первое дошедшее до нас собрание называется «Повести и пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

    В XIX веке вышел сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

    Много раз вы слышали и употребляли пословицы и поговорки сами. Узнайте, какие еще бывают пословицы и поговорки.

    Заключение

    На этом уроке вы узнали:

      что пословицы - это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;

      что поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;

      что источники появления пословиц и поговорок - народное художественное творчество, церковные книги, светская литература;

      принцип создания пословиц и поговорок;

      новые для себя пословицы и поговорки.

    Тест

    1. Чем отличаются пословицы от поговорок.

    а) убедительностью Б) законченностью суждения в) происхождением

    2. Пословица – это…

    а) выражение, не имеющее прямого поучительного смысла

    Б) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

    в) образное выражение, отражающее жизненное явление

    3. Поговорка – это…

    А) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

    б) образное выражение, отражающее жизненное явление

    в) выражение, созданное группой людей

    4. Употребление пословиц и поговорок…

    а) делает речь неубедительной

    Б) делает речь понятной и образной

    в) выражает субъективное мнение человека

    5. Началом собирания и изучения пословиц и поговорок считается…

    А) XVII в. б) XVIII в. в) XIX в.

    Интернет-ресурсы

    http://www.govoril.ru Сайт содержит русские пословицы и поговорки

    http ://cab.al.ru/proverb.htm русские пословицы и поговорки

    http://ww w .aphorism.ru/dal Поговорки и пословицы русского народа. Даль

    http://pogovorka100.narod.ru/lovestory_rus.htm пословицы и поговорки народов Мира

    Пословицы и поговорки. Тематика пословиц и поговорок. Их прямой и переносный смысл.

    Цель:

      расширить знания учащихся о малых жанрах русского фольклора; показать самобытность народа, которая проявляется в пословицах, поговорках;

      развитие навыков использования пословиц и поговорок в речи;

      воспитание уважительного отношения к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного.

    Ход урока

    I. Организационный этап

    II. Актуализация

    1. Рабочая тетрадь. Проверочная работа

    1. Что такое фольклор?

    А. Художественная повесть

    Б. Устное народное творчество

    2. Указать жанр, который не относится к малым фольклорным жанрам

    А. Былина

    Б. Частушка

    В. Пословица

    Г. Загадка

    3. К каким областям человеческой деятельности применимо понятие «фольклор»?

    А. К науке

    Б. К спорту

    В. К литературе

    Г. К театру.

    4. К фольклорным жанрам не относятся

    А. Былины

    Б. Сказки

    Г. Рассказы

    5. Фольклористы – это…

    А. Ученые, которые изучают язык.

    В. Собиратели и исследователи народных песен, сказок.

    Г. Исполнители народных песен.

    2. Рабочая тетрадь, задание 6. Дайте определения следующим терминам:

    Фольклор

    Фольклористика

    Фольклористы

    1. Слово учителя.

    Казахи говорят: « Краса лица – глаза, краса уст – слова, краса слов – пословица».

    Крылатые слова, пословицы, поговорки. Их у нашего народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, читаем в книгах, используем в своей речи, потому что с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства, переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря пословицам наш язык становится разнообразнее, красочнее, ярче. А сами мы немножечко мудрее.

    Как пчела капля за каплей наполняет соты медом, так и наш народ постепенно собирает своё богатство – родную речь, в которой, словно драгоценные жемчужины, сверкают народные пословицы и поговорки. В них история народа – «Вот тебе, бабушка и Юрьев день!», его быт – «Щи да каша – пища наша», старинные верования – «Утро вечера мудренее», отношение к жизни – «Волков бояться – в лес не ходить». Поэтому они сегодня звучат так же свежо и современно, как сотни лет назад.

    2. Словарная работа.

    Пословица – это краткое и меткое выражение, заключающее в себе законченное по форме и по содержанию суждение.

    Поговорка – устойчивое, образное выражение, часть суждения, незаконченное суждение

    Какой бы короткой ни была пословица, это всегда законченное художественное произведение. В ней всегда есть меткое наблюдение, да еще как красиво и метко оно выражено: никогда точнее не скажешь!

    Но не это главное. А главное то, что мысль в пословице чаще всего выражена не прямо, а иносказательно, то есть с помощью каких-то примеров, образов. И какой-то образ годится уже не только для данного случая, но приобретает гораздо более широкое значение: «Красна птица пеньем, а человек – ученьем».

    Пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить»; в этой пословице содержится отдельная мысль о том, что в деле не следует страшиться трудностей, а если бояться, то браться не следует.

    Пословица состоит из двух частей: 1) описание; 2) поучение. Она похожа на орешек: в ней есть скорлупа и ядрышко. Скорлупа – это событие, описанное в пословице. Например: «Бездонную бочку водой не наполнишь». Событие (скорлупка) здесь простое: бочку, в которой нет дна, нельзя наполнить водой. Ядрышко пословицы – это её мысль. В этой пословице спрятана такая мысль: не надо тратить силы на бессмысленные, невыполнимые дела.

    1. Задание (по рядам). Попробуйте расколоть орешек: подберите к каждой пословице её ядрышко, мысль.

    - Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

    - Семь раз отмерь – один раз отрежь

    - Что посеешь, то и пожнешь.

    Поговорка имеет более узкий, конкретный смысл, пословица – шире. Но, в общем-то, они очень близки друг к другу по своей образности, выразительности

    2. Запишите в тетрадь средства художественной выразительности, которые можно встретить в пословицах и поговорках:

      метафора

      параллелизм

      противопоставление

      звуковые повторы

      гиперболы

    3. Рабочая тетрадь, задание 7. Составьте из слов пословицы или поговорки (можно изменять слова и использовать служебные слова).

    1. Пруд, труд, вытаскивать, рыбка.

    2. Семь, дитя, глаз, няньки.

    __________________________________________________________________

    3. Вить, быть, кончик, веревочка, сколько.

    __________________________________________________________________

    4. Глаз, бревно, сучок, замечать, чужой, видеть, свой.

    __________________________________________________________________

    4. Рабочая тетрадь, задание 8. Закончите приведенные пословицы, соблюдая рифму.

    1. «Злой плачет от зависти, а добрый от _______________________________.

    2. «В болоте тихо, да жить там ____________________.

    3. «Морских топит море, а сухопутных крушит ________________.

    Слова для справок : горе, лихо, от радости.

    5. Рабочая тетрадь, задание 9. Подберите русские пословицы, соответствующие по смыслу пословицам других народов.

    Головы двух баранов в одном котле не поместятся.

    __________________________________________________________________

    Покатившись, и яйцо когда-нибудь остановится.

    __________________________________________________________________

    В детстве медведь в коляску заглянул.

    __________________________________________________________________

    Гнилая редька всю кучу портит.

    __________________________________________________________________

    Для справок: Сколько веревочке не виться, а кончику быть. В одной берлоге два медведя не уживутся. Медведь на ухо наступил. Паршивая овца все стадо портит.

    6. Рабочая тетрадь, задание 10. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Найдите и исправьте ошибки в поговорках.

    1. После драки кулаками не пашут.

    2. Готовь сени летом, телегу зимой.

    3. Всяк жулик свое болото хвалит.

    4. Лес рубят – кепки летят.

    5. Блин блином вышибают.

    6. Мети, Емеля, твоя неделя.

    7. Один с кошкой, семеро с ложкой.

    8. Ученье - свет, а неуменье – тьма.

    1. Чтение статьи учебника.

    2. Подготовить устный ответ на вопрос.

    3. Рабочая тетрадь, выполнить задания 11 и 13 (рассказ по пословице).

    VI. Этап рефлексии

    Русские народные сказки. Виды народных сказок.

    Цель:

      познакомить учащихся с особенностями волшебной сказки;

      развивать образное мышление и навыки самостоятельной работы;

      формировать интерес учащихся к познанию культуры своего народа.

    Ход урока

    I. Организационный этап

    II. Актуализация

    1. Беседа по вопросам домашнего задания.

    2. Конкурс знатоков. Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в «Сказкоград». Жители этого города приготовили для вас свои задания и надеются, что вы покажете свое умение мыслить быстро, отвечать правильно.

    Из какой сказки эти строки?

    1. Петушок, Петушок! Золотой гребешок, шёлкова бородушка, масляна головушка, выгляни в окошко, дам тебе горошку. («Лиса и петух»)

    2. Ты, куманек, ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» («Лиса и волк»).

    3. - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

    Тепло, Морозушко, тепло, батюшка! («Морозко»)

    4. Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. («Гуси-лебеди»).

    5. Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. («Репка»)

    6. Эх, старая! Поздно хватилась: в Печинске-Горшечинске был Петухан Куриханыч, да переведен в Суму-Заплеченску, а теперь там Заплетай Расплетаич. Отгадай-ка вот, бабушка, нашу загадку. («Петухан Куриханыч»)

    III. Формирование новых понятий и способов действия.

    1. Слово учителя

    В прежнюю пору люди работали от зари до зари. Много забот было и у казаха-бедняка, и русского бедного крестьянина. И лишь искусство помогало людям, знавшим тяготы трудовой жизни, но не знавшим грамоты.

    С незапамятных времен люди сами создавали песни, пословицы, загадки, сказки, которые рассказывали о жизни народа, мечтах об её улучшении, а также отражали наблюдения за природой, повадками жи­вотных.

    Возвратившись с поля и расположившись у домашних очагов, люди слушали сказочников. Все забывал в такие минуты человек: беды, обиды, несчастья и неудачи, он начинал верить в осуществление своих мечтаний, сводившихся, в основном, к победам над житейскими невзгодами, обузданию грозных сил природы и к облегчению тяжелого изнуряющего труда.

    Фольклорная сказка – это один из самых любимых в народе жанров. Многие сказки родились из мифов, многие возникли на основе легенд, а часть сказок появилась на основе наблюдений за реальной жизнью.

    Словарная работа.

    Фольклорная сказка – это фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек.

    Широта и разнообразие этого жанра проявляются в том, что сказки отражают самые разные стороны жизни и рассказывают о самых разных людях: о царях и крестьянах, об умных и глупых. Нет, наверное, такого вопроса, на который не попыталась бы ответить сказка. Но отвечает на эти вопросы сказка очень необычно. Сказочники придумывают фантастический мир, какое-нибудь тридевятое царство.

    Наиболее древние из сказок – сказки о животных. В них сохранились отголоски тех времен, когда племена людей считали своими предками и покровителями различных животных. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей. Лисой мы называем человека корыстного, расчетливого, изворотливого. Сказки хотя и говорят о зверях и птицах, но имеют в виду людей. Сказки о животных, как и волшебные сказки, помогают верно понимать жизнь, людские нравы.

    Из далёкого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них тоже нередко сохраняются отзвуки мифов, в которых прекрасную девушку с помощью магии можно было превратить в лягушку, а герою, чтобы найти свое счастье, приходилось проходить через загробный мир, вход в который пролегал через избушку на курьих ножках.

    Для чего чудеса в сказках? Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, ловили рыбу, били зверей, надеялись на лучшую жизнь. И в сказках люди думали о том же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердыми в бедах, советовали не мириться со злом, боролись с ним.

    Гораздо позже появились бытовые сказки , в которых часто осмеивались различные людские пороки и описывались занятные жизненные ситуации. В них еще больше правды. Это настоящая сатира – насмешка над барином, купцом, самим царем. В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадностью, смекалка и ум - над глупостью. Смысл бытовых сказок в осуждении мира, где царят жадность, нажива и корысть. Веселый смех народа выставляет на позор человеческие пороки.

    За время своего существования, переходя от рассказчика к рассказчику, сказки освобождались от лишнего, случайного и приобретали законченность и художественное совершенство.

    2. Чтение статьи учебника, стр. 35-40.

    3. По названию сказки определите ее вид.

    «Как поп работницу нанимал», «Лисичка со скалочкой», «Солдат и царица», «Финист - ясный сокол», «Три царства», «Кот и лиса», «Василиса Премудрая» «Лиса и кувшин», «Каша из топора», «Иван-царевич и серый волк», «Как мужик гусей делил», «Журавль и цапля».

    IV. Применение. Формирование умений и навыков

    1. Рабочая тетрадь, задание 24. Прочитайте отрывки из сказок и определите их вид

    1. Жил в деревне бедный мужичок. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит - не нагреется, лицо его от мороза разгорается. Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:

    В такую стужу ты рубишь?

    В такую стужу нужда рубит.

    Барин изумился...

    («Про нужду») ___________________________________________

    2. Жили-были кум с кумой - волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.

    Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит.

    А, знать, меня на повой зовут! - бормочет лиса,

    Так поди, сходи, - говорит волк.

    Вот кума из избы, да прямехонько к меду, нализалась и вернулась назад.

    («Лиса-повитуха») __________________________________________

    3. Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у ней конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.

    («Царевна-Лягушка») __________________________________________

    4. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

    Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». - «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», - сказал колобок и запел. _________________________________________

    2. Рабочая тетрадь, задание 25. Установите правильную последовательность элементов композиции волшебной сказки.

    1. Появление героя.

    2. Бой с противником.

    3. Брак и воцарение героя.

    5. Встреча с дарителем.

    6. Испытание и награждение героя.

    8. Победа и возвращение героя.

    9. Трудная задача и ее выполнение.

    3. Итоговая беседа о художественных особенностях фольклорной сказки.

    Вам уже известно высказывание А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Какой «урок» дает нам народная сказка? Только ли поучительная, воспитательная цель ставилась перед сказкой? Для чего еще сочинялись сказки? Почему и сегодня сказочные, фантастические сюжеты привлекают к себе внимание читателей?

    К какой группе сказок наиболее применимы слова А.С. Пушкина «Сказка ложь...»? Почему особое распространение получили именно волшебные сказки?

    Чем бытовые сказки и сказки о животных отличаются от волшебных? Действуют ли в них традиционные сказочные сюжетные ходы (вмешательство злых сил, нарушение запрета, испытание героя, волшебные предметы, сказочные помощники, троекратный повтор)?

    4. Запись в тетради.

    Ребята, на последующих уроках вам не раз придется пересказывать сказки. Чтобы делать это как можно лучше, давайте запишем в тетради памятку.

    Памятка «Как рассказывать сказку».

    Рассказывай медленно, плавно. Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формулы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три».

      Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей.

      Начинай с присказки, завершай концовкой.

    V. Этап информации о домашнем задании

    1. Чтение статьи учебника, стр. 35-40.

    VI. Этап рефлексии

    «Царевна-лягушка».

    Тема, образы, композиция, стиль волшебной сказки.

    Цель:

      знакомство с особенностями образно-стилистического и композиционного строя волшебной сказки;

      развитие навыка выразительного чтения и композиционно-стилистического анализа произведений;

      воспитание нравственных качеств: доброты, толерантности, трудолюбия, верности и честности.

    Ход урока

    I. Организационный этап

    II. Актуализация

    Рабочая тетрадь, задание. Конкурс знатоков.

    1. Какие события сказки «Царевна-лягушка» повторяются трижды?

    2. Где и в чем была запрятана жизнь Кощея Бессмертного?

    3. Перечислите героев сказки, которые помогли Ивану-царевичу.

    4. За что наказан разлукой с Василисой Премудрой Иван-царевич?

    5. Кто назовет больше сказочных формул, которые встречаются в этой сказке?

    6. Назовите представителей «чужого» мира.

    7. Кто и какой волшебный предмет подарил Ивану-царевичу?

    III. Формирование новых понятий и способов действия.

    1. Слово учителя.

    С давних времен у самых разных народов появились сказки о прекрасной девушке-царевне и юноше-богатыре. Царевну за непокорность злые силы лишают человеческого облика, позволяя принимать его только в определенное время. Царевны обладают редкой красотой, им присущи лучшие черты человеческого характера: они добры как к людям, так и к животным и растениям, поэтому вся природа, весь мир отвечают добром на добро. Красавицы покоряют не только красотой и добротой, но и умением творить чудеса. Они к тому же искусницы: умеют шить, вышивать, печь караваи, готовить вкусные блюда; прекрасно танцуют, получая удовольствие от танца и радуя других.

    Кажется, они всемогущи… Но для того чтобы Василиса Премудрая смогла навсегда избавиться от лягушачьей кожи, её должен встретить Иван-царевич и почувствовать человеческую душу существа, обезображенного колдовскими чарами. Каждый из героев проходит свою часть пути навстречу друг другу. Василиса делает все, чтобы ни Иван, ни его отец не пожалели о сделанном выборе, а Иван-царевич совершает подвиги, чтобы вернуть похищенную жену. В сказке заключена великая мудрость: герой не получает счастье в подарок, но добивается его в суровой борьбе.

    Исторические корни волшебной сказки: у южных славян существовал обычай выбирать невесту с помощью стрелы (символ любви – сердце, пронзенное стрелой).

    2. Чтение сказки «Царевна-лягушка» учителем.

    Учитель читает сказку «Царевна-лягушка», стараясь точно воспроизвести сказочные интонации. Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут.

    IV. Применение. Формирование умений и навыков

    1. Назовите признаки, по которым сказку «Царевна-лягушка» можно отнести к волшебным сказкам

    Герой – активный, наделенный привлекательной внешностью Иван-царевич.

    Она – «чудесная невеста», волшебница Василиса Премудрая.

    Герою противостоят чудовищные противники «иного царства» - Кощей Бессмертный.

    Волшебные помощники и предметы: клубочек, медведь, заяц, селезень, щука.

    Сказочный язык, особый стиль.

    2. Выпишите из текста примеры стилевого своеобразия волшебной сказки.

    - Зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…

    - Формула-обращение к избушке : «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом»

    - Пространственно-временные формы – Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли…

    - Формула изменения облика невесты – Василиса Премудрая – лягушка

    - Утраивание : три дня подождать, три года квакушею быть, за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, три пары сапог износить, три железных хлеба изгрызть.

    3. Беседа по вопросам.

    Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки? (Зачин)

    Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

    Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки - встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.

    Как царь предложил своим детям искать себе невест?

    4. Выразительное чтение отрывка от слов «Вышли братья на широкий отцовский двор...»

    Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?

    Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?

    Как утешала Ивана-царевича лягушка?

    Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?

    5. Выразительное чтение отрывка от слов «Взяла она частые решета...»

    Что особенного в этом описании? (Ритмичность)

    Можно записать отрывок как белые стихи, и эта работа поможет приблизиться к представлению о ритме

    Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.

    Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

    Где кольнет иглой раз –

    цветок зацветет,

    где кольнет другой раз –

    хитрые узоры идут,

    где кольнет третий -

    птицы летят.

    Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?

    6. Выразительное чтение отрывка от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» - до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно»

    Чем удивила Ивана-царевича лягушка, почему он взял её в жены? (говорящая)

    Как называется такое существо? (антропоморфное)

    Обратите внимание на описание свадьбы. Какие обряды совершали после свадьбы? (Стр. 34 учебника.)

    Перескажите соответствующие эпизоды сказки. Подумайте, почему именно они так подробно описаны?

    Расскажите близко к тексту, что вышила царевна-лягушка на ковре, какие узоры были на хлебе, как она появляется на пиру, что делает во время пира?

    Все изделия связаны с символикой плодородия. Танец на пиру – это танец плодородия. Появление на пиру Василисы – стук да гром, золоченая карета (символ солнца), кони гнедые или белые – тучи или облака, все это признаки грозы.

    Что произошло после пира? Нарушение запрета. В кого обернулась царевна? Серая утушка, лебедь – символическое обозначение облаков.

    V. Этап информации о домашнем задании

    1. Чтение статьи учебника.

    2. Рабочая тетрадь, задания 28 и 29.

    VI. Этап рефлексии

    «Алтынсарин ауданы әкімдігінің білім беру бөлімінің Обаған орта мектебі» мемлекеттік мекемесі

    РАЗРАБОТКА

    ОТКРЫТОГО УРОКА

    ПО ЛИТЕРАТУРЕ

    Тема: Русские народные сказки. Виды народных сказок.

    Учитель русского языка и литературы Сегизбаева Б.И.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Вейделевская средняя общеобразовательная школа

    Вейделевского района Белгородской области»

    Загадки, пословицы и поговорки .

    Подготовила учитель начальных классов Бут Татьяна Ивановна

    Цели

    Образовательные:

    Приобщать детей к устному народному творчеству; способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.

    Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

    Формировать УУД:

    - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

    - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Оборудование: презентация к уроку, толковый словарь, карточки с записанными пословицами

    Ход урока.

      Орг. момент. Хочу начать наш урок словами:

    На урок пришли учиться

    Не лениться, а трудиться?

    Как вы понимаете их смысл!

    Поставьте себе цель. Как вы будете работать на уроке?

    2. Постановка темы урока.

    Прочтите записанные на доске слова: Песни, сказки, пословицы, загадки, былины, потешки, скороговорки и скажите, что их объединяет?

    К какому жанру можно их отнести?

    С чем мы уже познакомились?

    А что ещё не изучали?

    Можете вы предположить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (пословицы, устное народное творчество)

    Сформулируйте тему и цель урока.

    3. Актуализация и систематизация изученного материала

    Наш урок посвящён «жемчужинам» русского языка: пословицам и поговоркам, которые делают нашу речь яркой и выразительной.На Руси говорили: Без пословицы речь не молвится. - А вы знаете пословицы? Назовите?

    К какому разделу литературного чтения мы отнесём пословицы и поговорки?

    Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

    Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?

    Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

    Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

    Все эти произведения называются фольклором

    Что такое “фольклор”? Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).

    Как вы понимаете эти три ключевых слова:

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

    Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

    Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. Отправляемся в путешествие в мир пословиц и поговорок.

    Что же такое пословица? Спросить детей (обратимся к словарю)

    Пословица – это краткое выражение с поучительным смыслом («Любишь кататься – люби и саночки возить»).

    Признаки пословицы:

      краткость;

      меткость и точность мысли;

      законченность предложения.

    Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

    Узнай пословицу по рисунку – работа в группах

    (Яблоко от яблони недалеко падает)

    (Любишь кататься – люби и саночки возить)

    (Семеро одного не ждут)

    Что же такое поговорка?

    Поговорка – это обычно часть пословицы, меткое народное выражение, краткое по форме, острое по смыслу. Например: “За двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу. «Семь пятниц на неделе», «Поживём - увидим».

    В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки.

    Пословицы и поговорки о дружбе

    Друга на деньги не купишь.

    Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

    Пословицы и поговорки о труде

    Кто не работает, тот не ест.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Пословицы об учении

    Ученье свет, а неученье тьма.

    Повторенье - мать ученья.

    Пословицы и поговорки о Родине

    Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

    Жить - Родине служить.

    ФИЗМИНУТКА Делу время – потехе час, - говорит русская пословица

    В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» - огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки? Вы слышали пословицу?

    Нет земли краше, чем Родина наша .

    Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!

    Игра «Пословица мы тебя знаем».

    Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
    Сделал дело … гуляй смело.
    В гостях хорошо, ……а дома лучше.
    За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

    Собери пословицу (в парах). Ум хорошо, а два лучше.

    Труд человека кормит а товарища выручай.

    Не спеши языком лень портит.

    Сам пропадай от того и наберёшься.

    Глаза боятся торопись делом.

    С кем поведёшься а руки делают.

    – У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.

    Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

    Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).

    Ну, кто из вас не согласится,
    Что без труда мечта мертва;
    Что дело мастера боится,
    Что жизнь дана нам для добра;
    Что друг не тот, кто медом мажет,
    А то тот, кто правду прямо скажет.
    Что долог день до вечера,
    Коли делать нечего,
    Что сам себя лишь тот погубит,
    Кто других совсем не любит.
    И, конечно, без труда
    Не вытащишь и рыбку из пруда.
    Помни! Тот, кто хочет много знать,
    Тот не должен долго спать.
    Согласитесь: лень и плут
    До добра не доведут.

    – Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)

    Но кроме пословиц и поговорок, есть ещё и увлекательные загадки, которые так же относятся к устному народному творчеству.

    Что такое загадка?

    Отгадайте мои загадки

    А какие загадки подготовили вы?

    5. Рефлексия: - Вот подходит к концу наш урок.

    Тихо все на месте сядем и закроем глазки.

    Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.

    Что такое пословицы и поговорки?

    О чём бывают пословицы и поговорки?

    Чему учат нас эти мудрые изречения?

    Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните, как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда.

    Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».