Конспект урока для начальных классов "И. Соколов-Микитов "Листопадничек""

Разделы: Начальная школа

Цель урока: Развитие читательского учения, такого как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам.

  • Достижение понимания текста на уровне содержания.
  • Достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - "чтение между строк").
  • Ход урока

    1. Организационный момент. Введение в урок.

    На доске запись:

    Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. И так далее по тексту.

    Прочитайте этот отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них.

    Кому из известных вам писателей оно принадлежит?

    Этими словами заканчивает автобиографический рассказ-воспоминание о своём детстве Михаил Пришвин "Моя Родина".

    А почему этот рассказ включён в тему "Люби всё живое?"

    А какую же тайну раскрыл, какое маленькое открытие сделал другой автор, с произведением которого мы сегодня познакомимся.

    2. Работа с текстом до чтения:

    Откройте учебник на странице 60.

    Послушайте стихотворение, которое поможет ещё точнее определить сюжет произведения:

    У нас в семье большая радость
    Пусть листья падают, летят,
    В канавке, тёплой под осинкой
    Три листопадничка лежат.

    Прочитайте с доски про себя, а затем вслух слова: осыпался, родились, называют, смотрели, разгуливают, учатся летать.

    Уточните свои предположения, которые вы сделали, когда не читали эти слова.

    3. Работа с текстом во время чтения:

    Прочитайте про себя текст и проверьте, а так ли вы думали, а оно как вышло?

    Подтвердились ли ваши гипотезы?

    Чтение вслух по абзацам с комментариями 1 часть произведения:

    Когда родились зайчата?

    Как называют их охотники?

    Чем занимались зайчата каждое утро?

    Как понять долговязые журавлята? /высокие, нескладные, худощавые/

    О чём мечтал самый маленький зайчонок?

    Как же можно озаглавить эту часть? /Мечта Листопадничка/

    Чтение 2 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:

    Почему журавли стали собираться к отлёту в тёплые страны?

    Что слышалось зайчатам в крике журавлей?

    Чем же в это время занимались другие звери?

    Как стало в лесу?

    Почему забеспокоились зайчата?

    Что сделала зайчиха мама?

    Как приняли объяснение мамы зайчата?

    А самого маленького зайчонка мама убедила своим ответом?

    Что он сделал?

    Как же можно озаглавить эту часть?/ Подготовка животных к зиме/

    Чтение 3 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:

    Кого встретил зайчонок во время путешествия?

    Чем занимались бобры?

    Что такое плотина? /Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды/

    Какой вопрос при встрече с бобрами задал Листопадничек?

    Какой получил ответ?

    Что такое хатка?

    Найдите ответ на вопрос в словаре в конце книги и прочитайте. Страница 216 учебник.

    Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам?

    Что ответили бобры?

    Что пообещал Листопадничек бобрам?

    А как вы думаете, сможет ли зайчонок научиться плавать?

    Краткое сообщение об устройстве лап, хвоста у бобров.

    Что увидел зайчонок в хатке бобров?

    Ходко - как? /Быстро, скоро/

    Что же произошло с зайчонком?

    Как можно озаглавить эту часть? /Зайчонок в хатке бобров/

    Работа с 4 фрагментом произведения:

    Почему затосковал зайчонок в хатке бобров?

    Какое решение он принял?

    О чём спросили его бобры?

    Что он им ответил?

    Как поступили бобры?

    Почему зайчонку пришлось остаться в хатке бобров на зиму?

    Как восприняли окончательное решение зайчонка бобры?

    Как можно озаглавить эту часть? /Пришлось остаться на зиму!/

    Работа с 5 фрагментом произведения:

    Чем же занимался зайчонок в хатке бобров?

    Что такое охапка? /Количество веток, умещающихся в обхвате рук/

    По силам ли была работа?

    Какой ужин был предложен зайчонку?

    Понравился ли ему этот ужин?

    Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал?

    Прочитайте!

    Кого встретил он у норы?

    Обрадовался ли зайчонок встрече?

    Как вы понимаете слова: не робей? /не трусь/ и тумак? /удар/

    Какие ещё звери наведывались к норе?

    Как относился к гостям Листопадничек?

    Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму?

    Как можно озаглавить 5 часть произведения?

    Работа над 6 фрагментом произведения:

    Что случилось весной на реке?

    Как поступили бобрята?

    А зайчонок?

    Почему же не поплыл наш зайчонок?

    Что предложил ему бобр?

    Вылетел как пуля - это как?

    Что значит волей - неволей?

    Как оказался зайчонок на родном болоте?

    Как приняла зайчонка мать?

    О чём рассказал зайчонок утром своим собратьям?

    А как вы думаете, какой же был зайчонок?

    Характеристика героя произведения:

    Страница 67 учебника задание №7:

    Выберите слова, которые подходят нашему герою.

    /Любознательный, любопытный, смелый, легкомысленный, боязливый, решительный, беспокойный./.

    Дополните свой ответ!

    Как же можно озаглавить эту часть? /Наконец - то дома!/

    4. Работа с текстом после чтения:

    Что он хотел сказать своим читателям? /Гипотезы ребят/

    Работа в группах:

    Что бы совсем точно дать ответ на мой вопрос, поработаем в группах с пословицами.

    Выберите самую точную пословицу к теме нашего произведения.

    Обоснуйте свой ответ.

    Пословицы:

    1. Чья горница, тем и кормится.
    2. Всякий кулик своё болото хвалит.
    3. И крот в своём углу зоркий.
    4. В гостях хорошо, а дома лучше!
    5. На своей улочке и курочка храбра.
    6. В своём болоте и лягушка поёт.
    7. Чьё поле, того и воля.
    8. Рад бы душой, да хлеб - то чужой.

    Дети выбирают самую точную пословицу: В гостях хорошо, а дома лучше!

    Понял ли это зайчонок?

    Родился Иван Сергеевич в 1892 году под городом Калугою. В лесной конторе купцов Коншиных. Его отец работал у этих купцов приказчиком по лесному делу. Мать крестьянка Калужской губернии. Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда! Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась "Заячья газета". Здесь они учились писать друг у друга. В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь - полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране. Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

    Давайте ещё раз вернёмся к названию произведения.

    Можно ли его озаглавить иначе? Объясните!

    Почему это произведение вошло в раздел "Люби живое"?

    Посмотрите на 1 иллюстрацию к тексту и найдите в тексте отрывок, который к ней подходит.

    Зачитайте его!

    Найдите отрывок из текста ко 2 иллюстрации.

    Зачитайте его!

    Какие профессии освоили бобры?

    А произведение, которое мы читали рассказ или сказка?

    А понравилась вам сказка?

    А вы хотели бы её продолжить?

    Творческое д/задание.

    Давайте представим, что погостил зайчонок у бобров, не совсем понравилось ему у них. Погостил он дома. И снова решил попутешествовать. Ведь он был очень любознательный! С кем он встретится, у кого погостит, мы узнаем завтра. Это и будет ваше д/задание.

    Продолжите сказку!

    Ребята, сегодняшний наш урок я хочу закончить стихотворением Михаила Дудина "Берегите землю!"

    Берегите землю! Берегите!
    Жаворонка в голубом зените.
    Бабочку на листьях повилики.
    На травинках солнечные блики.
    На камнях играющего краба.
    Над пустыней тень от баобаба.
    Ястреба, парящего над полем.
    Ясный месяц над речным покоем.
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите землю! Берегите!

    Тема: Соколов-Микитов "Листопадничек".

    Цели: Совершенствовать навыки самостоятельной работы,

    обучать выборочному чтению с выполнением разного рода заданий,

    составлению плана.

    Развивать речь, мышление, внимание.

    Воспитывать ответственное отношение к учению, уважение к своему дому,

    семье, матери.

    Оборудование: "Литературное чтение" 3 класс, презентация.

    Ход урока.

    Организационный момент

    Подготовка рабочего места.

    2.Релаксация.

    Наступил "час тишины", когда мы будем трудиться, читать, рассказывать, рассуждать,

    отвечать на вопросы.

    Ровно через 45 минут он закончится и начнётся "час можно", когда вы

    сможете отдохнуть и повеселиться.

    Тема урока.

    На уроке мы продолжим работу над произведением "Листопадничек"

    Вы разделены на группы, в каждой капитан, который следит за выполнением заданий.

    Актуализация знаний.

    Речевая разминка. Во время разминки от каждой группы один ученик работает на

    тренажёре "Техника чтения". Цель: проверить быстроту чтения за 1 минуту.

    На доске: БОБРЫ ХРАБРЫ ИДУТ В БОРЫ;

    БОБРЫ ДЛЯ БОБРЯТ ДОБРЫ.

    Медленно

    С ускорением

    Очень быстро

    С утверждением

    С вопросительной интонацией

    Выразительно

    Почему на речевую разминку мы взяли эту скороговорку?

    Что вы знаете о бобрах?

    Читали ли вы дома рассказ, где героями являются бобры?

    Кто ещё был героем рассказа?

    Работа в группах. Составим характеристику зайца. Какими качествами обладает заяц?

    Любопытный

    Любопытный

    Боязливый

    Решительный

    Жалостливый

    Коварный

    Легкомысленный

    Отчаянный

    (На столах у каждой группы листы с качествами характера. Надо выбрать слова, характеризующие зайца. Выбор свой доказать.)

    Кто рассказал вам о бобрах и зайце?

    Что узнали о Соколове-Микитове? (Презентация)

    Целевая установка.

    Сегодня на уроке мы будем совершенствовать навыки самостоятельной

    работы, учиться составлять план.

    Физкультминутка. Основная часть.

    Работа в группах. 1. Защита иллюстраций, подготовленных дома к понравившемуся

    2.Капитаны составляют у доски свои иллюстрации из элементов

    к рисунку.

    3. Выборочное чтение к подготовленным иллюстрациям.

    Подведение итога работы.

    5. Работа в парах.

    (Каждой паре выдаются вопросы, они отвечают и советуются в группе)

    Какая мечта была у зайца?

    Почему она появилась?

    Как улетали журавли?

    Как вели себя другие звери?

    Кого встретил зайчик во время путешествия?

    Как он встретился с бобрами?

    Почему Листопадничек остался в хатке бобров?

    Как он ухаживал за бобрятами?

    Каких страхов натерпелся заяц за зиму?

    Что случилось весной? Как встретила зайчонка мать?

    Итог: Мы ответили на вопросы, вспомнили содержание текста, а

    Теперь составим план текста.

    Сколько получилось частей при делении рассказа?

    Озаглавливаем каждую часть.

    Что должно отражать заглавие?

    (Составление плана по группам. Сверить план записанный на доске.)

    1.Мечта Листопадничка.

    2.Зайчонок в хатке бобров.

    3.Пришлось остаться на зиму.

    4.За долгую зиму большого страха натерпелся.

    5.Наконец-то дома.

    Домашнее задание: пересказ текста по плану.

    Образец пересказа.

    Обыгрываем ситуацию разговора зайца с бобром.

    СЛОВЕСНО.

    МИМИКОЙ.

    Отметить настроение зайца.

    Итог урока. (используются фотографии детей, которые были сделаны в лесу.)

    Обратите внимание на настроение детей в зарослях леса, у школы.

    Сравнить с настроением зайца.

    Вывод: В гостях хорошо, а дома лучше.

    Благодарность за урок.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975 гг.) Он прожил долгую, богатую событиями жизнь. Вот что записано в автобиографии: «Родился в 1892 году под Калугою, в лесной конторе купцов Коншиных, у которых отец ходил в приказчиках по лесному делу. Мать - крестьянка Калужской губернии. Ее отец - крепостной, у барина, охотника и доброго чудака, был псарем. Многочисленную псарню барин сохранил и после воли. Поэтому первая память матери - большой двор и на нем обглоданные конские кости (собак кормили кониной). Семья деда была велика, семнадцать душ, как вообще были велики семьи - со стороны матери и со стороны отца. После учреждения земства (местного самоуправления) дед много лет проходил членом управы и, будучи неграмотным, всю «бухгалтерию» вел на бирках - на березовых палках зарубками, - которых после него осталось на чердаке полный "архив". То, что ранние годы, описанные потом в автобиографической повести "Детство" прошли в лесу, в одиночестве, оставило печать на всю жизнь. Учился в Смоленске, в реальном училище. Окончательно изгнали из пятого класса, после чего жизнь "пошла колесом".

    Cлайд 3

    Семнадцати лет Иван Соколов-Микитов впервые ушел в море учеником матроса, и жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. На Первую мировую войну отправился добровольцем. Служил в санитарном отряде, а затем стал летчиком. Потом пришлось стать матросом. Потом грянула революция... Весной 1918 г. демобилизовался и уехал в деревню работать школьным учителем. К тому времени уже шесть лет печатались его небольшие произведения. Позже из них складывались целые книги, сборник очерков «Северные рассказы». В школе Иван Сергеевич вместе с ребятами издавал «Заячью газету» - учились писать друг у друга. Волей судьбы оказался он в занятом белыми Крыму. Вырваться оттуда удалось только на иностранном пароходе, и лишь в 1922 г. он снова вернулся в Россию. Когда началась Великая Отечественная война, этот уже не очень молодой человек хотел остаться в тылу у немцев, чтобы писать «с натуры» книгу 6 партизанах. Ему не разрешили - эвакуировали с семьей в Пермь... В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь - полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.

    Cлайд 4

    Речевая разминка Бобры храбры идут в боры; Бобры для бобрят добры. Прочитайте медленно. Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.) Прочитайте с вопросительной интонацией. Прочитайте с утвердительной. Прочитайте с сердитой. Прочитайте с веселой. Прочитайте с ускорением. Прочитайте очень быстро.

    Cлайд 5

    Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите о ком или о чем этот рассказ. Что вы знаете о зайцах, о бобрах? Расскажите.

    Cлайд 6

    Cлайд 7

    Cлайд 8

    Cлайд 9

    Cлайд 10

    Итог урока Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?

    Cлайд 11

    Речевая разминка Не хочет косой косить косой; Говорит: «Коса коса». Прочитайте скороговорку «птичьим базаром». Какие слова одинаковы по звучанию и произношению, но разные по значению? Прочитайте с ускорением. Прочитайте очень быстро.

    Cлайд 12

    Работа над текстом «Листопадничек». Выборочное чтение Какая мечта была у маленького зайчика. Почему она появилась? Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя другие звери? Кого встретил зайчонок во время путешествия? Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Почему листопадничек остался в хатке бобров? Как провел зайчонок зиму?

    Cлайд 13

    Деление текста на части Как вы думаете, это рассказ или сказка? Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. составим план. 1. Мечта Листопадничка. 2. Подготовка животных к зиме. 3. Зайчонок в хатке бобров. 4. Пришлось остаться на зиму. 5. За долгую зиму большого страху натерпелся. 6. Наконец-то дома! Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.

    Cлайд 14

    И. С. Соколов-Микитов - один из самых талантливых писателей-натуралистов. Сказка «Листопадничек» является частью программы летнего чтения для первоклассников - будущих второклассников. В ней говорится о маленьком зайчонке, который решился сбежать в теплые страны. История эта как понравится маленьким детям, так и пригодится для домашнего чтения в первом классе.

    Неспокойный зайчонок

    План пересказа «Листопадничка» можно начать с пункта «Знакомство с главным героем». Глубокой осенью у старой зайчихи появилось на свет трое зайчат. Их обычно охотники называют листопадничками, так как рождаются они по осени. Каждое утро малыши наблюдали за тем, как собираются в далекий полет журавли. Обычно время, когда детям задают в качестве домашней работы подготовить план пересказа «Листопадничка», - 3 класс. Это неудивительно, ведь главный герой сказки - малыш-зайчонок. Он выражает желание научиться летать подобно птицам. Но мать велела ему не говорить глупостей.

    Настала поздняя осень, лес стал холодным, скучным. «В лесу наступает зима» - так может звучать второй пункт плана пересказа «Листопадничка». Начали собираться в путь журавли. Крики их были слышны над болотом, будто бы они прощались с зайчатами. Лесные звери залегли в спячку, в лесу стало еще более уныло. И зайчата стали жаловаться матери, что замерзнут. Но зайчиха ответила, что это глупости - скоро у них появится теплая зимняя шерстка. Только один младший зайчонок никому не давал покоя. Как-то раз он сказал своим братьям, что побежит за журавлями в далекие теплые края. И отправился в путь.

    Встреча с бобрами

    Долго бежал зайчик по лесу. И тут он натолкнулся на бобров, строивших плотину. Здесь можно обозначить следующий пункт плана пересказа «Листопадничка». На вопрос о том, зачем они валят деревья, строители ответили: это нужно для того, чтобы заготовить как можно больше корма и выстроить хатку для маленьких бобрят. Зайчонок спросил о том, тепло ли в их хатке в холодное время года. Те ответили, что очень. Зайчонок попросился на зиму к бобрам, и они его приняли.

    Невозможность сбежать

    В хатке было два этажа. Внизу лежал корм для маленьких бобрят - мягкие ивовые ветви. Сверху было настлано сено для малышей. Когда бобры уже поставили крышу, зайчонок решил и отсюда убежать - ведь в хатке темно и сыро, можно замерзнуть. Когда бобры вернулись, малыш сказал, что не сможет оставаться у них долго, и что ему необходимо ступать дальше в лес. Но оказалось, что выход из хатки бобров - только под водой. И если зайчонок умеет хорошо плавать, то он может выходить. Сунул малыш лапку в воду и ощутил, что она очень холодная. Тогда он сказал бобрам, что придется ему перезимовать у них. Бобры ответили, что он может оставаться и кормить маленьких бобрят, пока сами они будут пилить лес.

    Намучился с ними бедный Зайчонок. Когда же, наконец, вечером вернулись бобры, они пригласили гостя ужинать. Зайчонок спросил у трудолюбивых зверей, нет ли у них репки. Но бобры питались только осиновой и ивовой корой. Она показалась маленькому Зайчонку горькой и невкусной.

    Опасный гость

    Следующий пункт плана пересказа «Листопадничка» можно продолжить происшествием, связанным с опасным гостем бобриной хатки. На следующий день Зайчонок снова стал кормить бобрят. Побежал он в кладовую и заметил, что около двери стоит какой-то страшный зверь. Очень испугался Зайчонок и стал изо всех сил колотить в дверь, чтобы бобры услышали его зов и вернулись. Бобры услыхали и прогнали страшного зверя. Им оказалась злая разбойница Выдра.

    Снова отправились бобры на работу. А Зайчонок остался кормить бобрят. Много раз за зиму слышал он, как страшная разбойница подходила к хатке. И постоянно вспоминал малыш свое жилище, старую зайчиху, братьев.

    Происшествие на плотине

    Школьникам, которым нужно составить план пересказа «Листопадничка», можно продолжить работу пунктом, описывающим разрушение бобриной хатки. Как-то раз, уже ранней весной, на плотине произошла беда. Вода прорвала плотину, построенную зимой бобрами. Старый бобр закричал, чтобы все вставали - разбойница прогрызла хатку. Это происшествие - один из предпоследних моментов в сказке о Зайчике-листопадничке.

    Пересказ по плану продолжим описанием действий зверей в катастрофической для них обстановке. А Зайчонку он сказал плыть, иначе тот утонет. Хвост у него со страху стал дрожать. Бобр сказал ему, чтобы садился на его хвост, и Зайчонок послушался. Но вот нырнул зверь под воду, и Зайчонок оторвался от его хвоста. Пришлось до берега добираться ему самостоятельно. Вышел он на берег, отряхнулся и со всех ног помчался в родное гнездо. Там старая зайчиха спала с его братьями в теплом, уютном гнездышке.

    Счастливый конец

    Обрадовался малыш, прижался к своей матери. Та спросонья его не узнала. Когда она поняла, что это Листопадничек, то облизала его и положила спать. Крепко заснул малыш. А наутро все обитатели болота собрались послушать историю отважного Листопадничка. Он поведал слушателям, как познакомился с бобрами и как научил его старик плавать и нырять. С тех времен прослыл Листопадничек на всю округу самым смелым зайцем.

    Соколов-Микитов, «Листопадничек»: план пересказа

    Рассмотрим еще один вариант плана, который может быть составлен для данного произведения.

    1. Рождение зайчат.
    2. Желание Листопадичка отправиться в далекие края.
    3. Лес засыпает.
    4. Начало путешествия Листопадичка: знакомство с семейством бобров.
    5. Жизнь главного героя в бобриной хатке.
    6. Столкновение с опасностью.
    7. Плотину прорвало.
    8. Возвращение домой.
    9. Чем мне понравилось произведение.

    Характеристика главного героя

    Прочесть краткое содержание сказки, описанное в статье, будет интересно и взрослому, и ребенку. После этого составить план пересказа о Зайчике-листопадничке не составит труда. Свой ответ на уроке можно дополнить и краткой характеристикой главного героя - это поможет получить на занятии более высокую оценку. При желании можно добавить и такой пункт в план своего выступления. Главная черта, присущая Листопадничку - это любопытство. Он не боится внешнего мира, смело отправляясь в путешествие. Несмотря на то что обиталище трудолюбивых зверей не подходит малышу, Зайчонок не испытывает страха и во время знакомства с бобрами, поселении в их хатку.

    Но нужно заметить, что все-таки Листопадничек боязлив. В самом начале произведения он боится, что замерзнет зимой. Его успокаивает только старая зайчиха, которая говорит о том, что у всех представителей их породы вырастает теплая шерстка, защищающая от холодов. В конце сказки Листопадничек получает славу самого смелого зайца, ведь с помощью старого бобра он научился плавать и нырять. Также главный герой сказки отличается самостоятельностью. Он кормит маленьких бобрят, пока их родители занимаются работой. Но это дается ему нелегко. В сказке описано, что главный герой намучился, таская ветви.

    Вопросы школьнику для размышления

    Чтение сказки будет полезно как самым маленьким слушателям, так и тем деткам, которые уже посещают школу. Сказка учит ребят дорожить своей «малой родиной». Для размышления над произведением маленьким школьникам можно задать несколько вопросов. Например, к какому жанру относится «Листопадичек» - рассказ или сказка? Жалел ли маленький зайчонок о том, что с ним приключилось? Узнал ли Листопадичек в процессе своего путешествия что-то новое, интересное? Можно задать школьнику и такой вопрос: стоит ли отказываться от своей мечты в пользу уюта, определенности и безопасности?