Конспект урока для начальных классов "И. Соколов-Микитов "Листопадничек""
Разделы: Начальная школа
Цель урока: Развитие читательского учения, такого как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам.
Ход урока
1. Организационный момент. Введение в урок.
На доске запись:
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. И так далее по тексту.
Прочитайте этот отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них.
Кому из известных вам писателей оно принадлежит?
Этими словами заканчивает автобиографический рассказ-воспоминание о своём детстве Михаил Пришвин "Моя Родина".
А почему этот рассказ включён в тему "Люби всё живое?"
А какую же тайну раскрыл, какое маленькое открытие сделал другой автор, с произведением которого мы сегодня познакомимся.
2. Работа с текстом до чтения:
Откройте учебник на странице 60.
Послушайте стихотворение, которое поможет ещё точнее определить сюжет произведения:
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат.
Прочитайте с доски про себя, а затем вслух слова: осыпался, родились, называют, смотрели, разгуливают, учатся летать.
Уточните свои предположения, которые вы сделали, когда не читали эти слова.
3. Работа с текстом во время чтения:
Прочитайте про себя текст и проверьте, а так ли вы думали, а оно как вышло?
Подтвердились ли ваши гипотезы?
Чтение вслух по абзацам с комментариями 1 часть произведения:
Когда родились зайчата?
Как называют их охотники?
Чем занимались зайчата каждое утро?
Как понять долговязые журавлята? /высокие, нескладные, худощавые/
О чём мечтал самый маленький зайчонок?
Как же можно озаглавить эту часть? /Мечта Листопадничка/
Чтение 2 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:
Почему журавли стали собираться к отлёту в тёплые страны?
Что слышалось зайчатам в крике журавлей?
Чем же в это время занимались другие звери?
Как стало в лесу?
Почему забеспокоились зайчата?
Что сделала зайчиха мама?
Как приняли объяснение мамы зайчата?
А самого маленького зайчонка мама убедила своим ответом?
Что он сделал?
Как же можно озаглавить эту часть?/ Подготовка животных к зиме/
Чтение 3 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:
Кого встретил зайчонок во время путешествия?
Чем занимались бобры?
Что такое плотина? /Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды/
Какой вопрос при встрече с бобрами задал Листопадничек?
Какой получил ответ?
Что такое хатка?
Найдите ответ на вопрос в словаре в конце книги и прочитайте. Страница 216 учебник.
Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам?
Что ответили бобры?
Что пообещал Листопадничек бобрам?
А как вы думаете, сможет ли зайчонок научиться плавать?
Краткое сообщение об устройстве лап, хвоста у бобров.
Что увидел зайчонок в хатке бобров?
Ходко - как? /Быстро, скоро/
Что же произошло с зайчонком?
Как можно озаглавить эту часть? /Зайчонок в хатке бобров/
Работа с 4 фрагментом произведения:
Почему затосковал зайчонок в хатке бобров?
Какое решение он принял?
О чём спросили его бобры?
Что он им ответил?
Как поступили бобры?
Почему зайчонку пришлось остаться в хатке бобров на зиму?
Как восприняли окончательное решение зайчонка бобры?
Как можно озаглавить эту часть? /Пришлось остаться на зиму!/
Работа с 5 фрагментом произведения:
Чем же занимался зайчонок в хатке бобров?
Что такое охапка? /Количество веток, умещающихся в обхвате рук/
По силам ли была работа?
Какой ужин был предложен зайчонку?
Понравился ли ему этот ужин?
Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал?
Прочитайте!
Кого встретил он у норы?
Обрадовался ли зайчонок встрече?
Как вы понимаете слова: не робей? /не трусь/ и тумак? /удар/
Какие ещё звери наведывались к норе?
Как относился к гостям Листопадничек?
Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму?
Как можно озаглавить 5 часть произведения?
Работа над 6 фрагментом произведения:
Что случилось весной на реке?
Как поступили бобрята?
А зайчонок?
Почему же не поплыл наш зайчонок?
Что предложил ему бобр?
Вылетел как пуля - это как?
Что значит волей - неволей?
Как оказался зайчонок на родном болоте?
Как приняла зайчонка мать?
О чём рассказал зайчонок утром своим собратьям?
А как вы думаете, какой же был зайчонок?
Характеристика героя произведения:
Страница 67 учебника задание №7:
Выберите слова, которые подходят нашему герою.
/Любознательный, любопытный, смелый, легкомысленный, боязливый, решительный, беспокойный./.
Дополните свой ответ!
Как же можно озаглавить эту часть? /Наконец - то дома!/
4. Работа с текстом после чтения:
Что он хотел сказать своим читателям? /Гипотезы ребят/
Работа в группах:
Что бы совсем точно дать ответ на мой вопрос, поработаем в группах с пословицами.
Выберите самую точную пословицу к теме нашего произведения.
Обоснуйте свой ответ.
Пословицы:
- Чья горница, тем и кормится.
- Всякий кулик своё болото хвалит.
- И крот в своём углу зоркий.
- В гостях хорошо, а дома лучше!
- На своей улочке и курочка храбра.
- В своём болоте и лягушка поёт.
- Чьё поле, того и воля.
- Рад бы душой, да хлеб - то чужой.
Дети выбирают самую точную пословицу: В гостях хорошо, а дома лучше!
Понял ли это зайчонок?
Родился Иван Сергеевич в 1892 году под городом Калугою. В лесной конторе купцов Коншиных. Его отец работал у этих купцов приказчиком по лесному делу. Мать крестьянка Калужской губернии. Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда! Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась "Заячья газета". Здесь они учились писать друг у друга. В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь - полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране. Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.
Давайте ещё раз вернёмся к названию произведения.
Можно ли его озаглавить иначе? Объясните!
Почему это произведение вошло в раздел "Люби живое"?
Посмотрите на 1 иллюстрацию к тексту и найдите в тексте отрывок, который к ней подходит.
Зачитайте его!
Найдите отрывок из текста ко 2 иллюстрации.
Зачитайте его!
Какие профессии освоили бобры?
А произведение, которое мы читали рассказ или сказка?
А понравилась вам сказка?
А вы хотели бы её продолжить?
Творческое д/задание.
Давайте представим, что погостил зайчонок у бобров, не совсем понравилось ему у них. Погостил он дома. И снова решил попутешествовать. Ведь он был очень любознательный! С кем он встретится, у кого погостит, мы узнаем завтра. Это и будет ваше д/задание.
Продолжите сказку!
Ребята, сегодняшний наш урок я хочу закончить стихотворением Михаила Дудина "Берегите землю!"
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на листьях повилики.
На травинках солнечные блики.
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем.
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Тема: Соколов-Микитов "Листопадничек".
Цели: Совершенствовать навыки самостоятельной работы,
обучать выборочному чтению с выполнением разного рода заданий,
составлению плана.
Развивать речь, мышление, внимание.
Воспитывать ответственное отношение к учению, уважение к своему дому,
семье, матери.
Оборудование: "Литературное чтение" 3 класс, презентация.
Ход урока.
Организационный момент
Подготовка рабочего места.
2.Релаксация.
Наступил "час тишины", когда мы будем трудиться, читать, рассказывать, рассуждать,
отвечать на вопросы.
Ровно через 45 минут он закончится и начнётся "час можно", когда вы
сможете отдохнуть и повеселиться.
Тема урока.
На уроке мы продолжим работу над произведением "Листопадничек"
Вы разделены на группы, в каждой капитан, который следит за выполнением заданий.
Актуализация знаний.
Речевая разминка. Во время разминки от каждой группы один ученик работает на
тренажёре "Техника чтения". Цель: проверить быстроту чтения за 1 минуту.
На доске: БОБРЫ ХРАБРЫ ИДУТ В БОРЫ;
БОБРЫ ДЛЯ БОБРЯТ ДОБРЫ.
Медленно
С ускорением
Очень быстро
С утверждением
С вопросительной интонацией
Выразительно
Почему на речевую разминку мы взяли эту скороговорку?
Что вы знаете о бобрах?
Читали ли вы дома рассказ, где героями являются бобры?
Кто ещё был героем рассказа?
Работа в группах. Составим характеристику зайца. Какими качествами обладает заяц?
Любопытный
Любопытный
Боязливый
Решительный
Жалостливый
Коварный
Легкомысленный
Отчаянный
(На столах у каждой группы листы с качествами характера. Надо выбрать слова, характеризующие зайца. Выбор свой доказать.)
Кто рассказал вам о бобрах и зайце?
Что узнали о Соколове-Микитове? (Презентация)
Целевая установка.
Сегодня на уроке мы будем совершенствовать навыки самостоятельной
работы, учиться составлять план.
Физкультминутка. Основная часть.
Работа в группах. 1. Защита иллюстраций, подготовленных дома к понравившемуся
2.Капитаны составляют у доски свои иллюстрации из элементов
к рисунку.
3. Выборочное чтение к подготовленным иллюстрациям.
Подведение итога работы.
5. Работа в парах.
(Каждой паре выдаются вопросы, они отвечают и советуются в группе)
Какая мечта была у зайца?
Почему она появилась?
Как улетали журавли?
Как вели себя другие звери?
Кого встретил зайчик во время путешествия?
Как он встретился с бобрами?
Почему Листопадничек остался в хатке бобров?
Как он ухаживал за бобрятами?
Каких страхов натерпелся заяц за зиму?
Что случилось весной? Как встретила зайчонка мать?
Итог: Мы ответили на вопросы, вспомнили содержание текста, а
Теперь составим план текста.
Сколько получилось частей при делении рассказа?
Озаглавливаем каждую часть.
Что должно отражать заглавие?
(Составление плана по группам. Сверить план записанный на доске.)
1.Мечта Листопадничка.
2.Зайчонок в хатке бобров.
3.Пришлось остаться на зиму.
4.За долгую зиму большого страха натерпелся.
5.Наконец-то дома.
Домашнее задание: пересказ текста по плану.
Образец пересказа.
Обыгрываем ситуацию разговора зайца с бобром.
СЛОВЕСНО.
МИМИКОЙ.
Отметить настроение зайца.
Итог урока. (используются фотографии детей, которые были сделаны в лесу.)
Обратите внимание на настроение детей в зарослях леса, у школы.
Сравнить с настроением зайца.
Вывод: В гостях хорошо, а дома лучше.
Благодарность за урок.
Cлайд 1
Cлайд 2
Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975 гг.) Он прожил долгую, богатую событиями жизнь. Вот что записано в автобиографии: «Родился в 1892 году под Калугою, в лесной конторе купцов Коншиных, у которых отец ходил в приказчиках по лесному делу. Мать - крестьянка Калужской губернии. Ее отец - крепостной, у барина, охотника и доброго чудака, был псарем. Многочисленную псарню барин сохранил и после воли. Поэтому первая память матери - большой двор и на нем обглоданные конские кости (собак кормили кониной). Семья деда была велика, семнадцать душ, как вообще были велики семьи - со стороны матери и со стороны отца. После учреждения земства (местного самоуправления) дед много лет проходил членом управы и, будучи неграмотным, всю «бухгалтерию» вел на бирках - на березовых палках зарубками, - которых после него осталось на чердаке полный "архив". То, что ранние годы, описанные потом в автобиографической повести "Детство" прошли в лесу, в одиночестве, оставило печать на всю жизнь. Учился в Смоленске, в реальном училище. Окончательно изгнали из пятого класса, после чего жизнь "пошла колесом".Cлайд 3
Семнадцати лет Иван Соколов-Микитов впервые ушел в море учеником матроса, и жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. На Первую мировую войну отправился добровольцем. Служил в санитарном отряде, а затем стал летчиком. Потом пришлось стать матросом. Потом грянула революция... Весной 1918 г. демобилизовался и уехал в деревню работать школьным учителем. К тому времени уже шесть лет печатались его небольшие произведения. Позже из них складывались целые книги, сборник очерков «Северные рассказы». В школе Иван Сергеевич вместе с ребятами издавал «Заячью газету» - учились писать друг у друга. Волей судьбы оказался он в занятом белыми Крыму. Вырваться оттуда удалось только на иностранном пароходе, и лишь в 1922 г. он снова вернулся в Россию. Когда началась Великая Отечественная война, этот уже не очень молодой человек хотел остаться в тылу у немцев, чтобы писать «с натуры» книгу 6 партизанах. Ему не разрешили - эвакуировали с семьей в Пермь... В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь - полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.Cлайд 4
Речевая разминка Бобры храбры идут в боры; Бобры для бобрят добры. Прочитайте медленно. Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.) Прочитайте с вопросительной интонацией. Прочитайте с утвердительной. Прочитайте с сердитой. Прочитайте с веселой. Прочитайте с ускорением. Прочитайте очень быстро.Cлайд 5
Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите о ком или о чем этот рассказ. Что вы знаете о зайцах, о бобрах? Расскажите.Cлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
Итог урока Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?Cлайд 11
Речевая разминка Не хочет косой косить косой; Говорит: «Коса коса». Прочитайте скороговорку «птичьим базаром». Какие слова одинаковы по звучанию и произношению, но разные по значению? Прочитайте с ускорением. Прочитайте очень быстро.Cлайд 12
Работа над текстом «Листопадничек». Выборочное чтение Какая мечта была у маленького зайчика. Почему она появилась? Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя другие звери? Кого встретил зайчонок во время путешествия? Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Почему листопадничек остался в хатке бобров? Как провел зайчонок зиму?Cлайд 13
Деление текста на части Как вы думаете, это рассказ или сказка? Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. составим план. 1. Мечта Листопадничка. 2. Подготовка животных к зиме. 3. Зайчонок в хатке бобров. 4. Пришлось остаться на зиму. 5. За долгую зиму большого страху натерпелся. 6. Наконец-то дома! Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.Cлайд 14
И. С. Соколов-Микитов - один из самых талантливых писателей-натуралистов. Сказка «Листопадничек» является частью программы летнего чтения для первоклассников - будущих второклассников. В ней говорится о маленьком зайчонке, который решился сбежать в теплые страны. История эта как понравится маленьким детям, так и пригодится для домашнего чтения в первом классе.
Неспокойный зайчонок
План пересказа «Листопадничка» можно начать с пункта «Знакомство с главным героем». Глубокой осенью у старой зайчихи появилось на свет трое зайчат. Их обычно охотники называют листопадничками, так как рождаются они по осени. Каждое утро малыши наблюдали за тем, как собираются в далекий полет журавли. Обычно время, когда детям задают в качестве домашней работы подготовить план пересказа «Листопадничка», - 3 класс. Это неудивительно, ведь главный герой сказки - малыш-зайчонок. Он выражает желание научиться летать подобно птицам. Но мать велела ему не говорить глупостей.
Настала поздняя осень, лес стал холодным, скучным. «В лесу наступает зима» - так может звучать второй пункт плана пересказа «Листопадничка». Начали собираться в путь журавли. Крики их были слышны над болотом, будто бы они прощались с зайчатами. Лесные звери залегли в спячку, в лесу стало еще более уныло. И зайчата стали жаловаться матери, что замерзнут. Но зайчиха ответила, что это глупости - скоро у них появится теплая зимняя шерстка. Только один младший зайчонок никому не давал покоя. Как-то раз он сказал своим братьям, что побежит за журавлями в далекие теплые края. И отправился в путь.
Встреча с бобрами
Долго бежал зайчик по лесу. И тут он натолкнулся на бобров, строивших плотину. Здесь можно обозначить следующий пункт плана пересказа «Листопадничка». На вопрос о том, зачем они валят деревья, строители ответили: это нужно для того, чтобы заготовить как можно больше корма и выстроить хатку для маленьких бобрят. Зайчонок спросил о том, тепло ли в их хатке в холодное время года. Те ответили, что очень. Зайчонок попросился на зиму к бобрам, и они его приняли.
Невозможность сбежать
В хатке было два этажа. Внизу лежал корм для маленьких бобрят - мягкие ивовые ветви. Сверху было настлано сено для малышей. Когда бобры уже поставили крышу, зайчонок решил и отсюда убежать - ведь в хатке темно и сыро, можно замерзнуть. Когда бобры вернулись, малыш сказал, что не сможет оставаться у них долго, и что ему необходимо ступать дальше в лес. Но оказалось, что выход из хатки бобров - только под водой. И если зайчонок умеет хорошо плавать, то он может выходить. Сунул малыш лапку в воду и ощутил, что она очень холодная. Тогда он сказал бобрам, что придется ему перезимовать у них. Бобры ответили, что он может оставаться и кормить маленьких бобрят, пока сами они будут пилить лес.
Намучился с ними бедный Зайчонок. Когда же, наконец, вечером вернулись бобры, они пригласили гостя ужинать. Зайчонок спросил у трудолюбивых зверей, нет ли у них репки. Но бобры питались только осиновой и ивовой корой. Она показалась маленькому Зайчонку горькой и невкусной.
Опасный гость
Следующий пункт плана пересказа «Листопадничка» можно продолжить происшествием, связанным с опасным гостем бобриной хатки. На следующий день Зайчонок снова стал кормить бобрят. Побежал он в кладовую и заметил, что около двери стоит какой-то страшный зверь. Очень испугался Зайчонок и стал изо всех сил колотить в дверь, чтобы бобры услышали его зов и вернулись. Бобры услыхали и прогнали страшного зверя. Им оказалась злая разбойница Выдра.
Снова отправились бобры на работу. А Зайчонок остался кормить бобрят. Много раз за зиму слышал он, как страшная разбойница подходила к хатке. И постоянно вспоминал малыш свое жилище, старую зайчиху, братьев.
Происшествие на плотине
Школьникам, которым нужно составить план пересказа «Листопадничка», можно продолжить работу пунктом, описывающим разрушение бобриной хатки. Как-то раз, уже ранней весной, на плотине произошла беда. Вода прорвала плотину, построенную зимой бобрами. Старый бобр закричал, чтобы все вставали - разбойница прогрызла хатку. Это происшествие - один из предпоследних моментов в сказке о Зайчике-листопадничке.
Пересказ по плану продолжим описанием действий зверей в катастрофической для них обстановке. А Зайчонку он сказал плыть, иначе тот утонет. Хвост у него со страху стал дрожать. Бобр сказал ему, чтобы садился на его хвост, и Зайчонок послушался. Но вот нырнул зверь под воду, и Зайчонок оторвался от его хвоста. Пришлось до берега добираться ему самостоятельно. Вышел он на берег, отряхнулся и со всех ног помчался в родное гнездо. Там старая зайчиха спала с его братьями в теплом, уютном гнездышке.
Счастливый конец
Обрадовался малыш, прижался к своей матери. Та спросонья его не узнала. Когда она поняла, что это Листопадничек, то облизала его и положила спать. Крепко заснул малыш. А наутро все обитатели болота собрались послушать историю отважного Листопадничка. Он поведал слушателям, как познакомился с бобрами и как научил его старик плавать и нырять. С тех времен прослыл Листопадничек на всю округу самым смелым зайцем.
Соколов-Микитов, «Листопадничек»: план пересказа
Рассмотрим еще один вариант плана, который может быть составлен для данного произведения.
- Рождение зайчат.
- Желание Листопадичка отправиться в далекие края.
- Лес засыпает.
- Начало путешествия Листопадичка: знакомство с семейством бобров.
- Жизнь главного героя в бобриной хатке.
- Столкновение с опасностью.
- Плотину прорвало.
- Возвращение домой.
- Чем мне понравилось произведение.
Характеристика главного героя
Прочесть краткое содержание сказки, описанное в статье, будет интересно и взрослому, и ребенку. После этого составить план пересказа о Зайчике-листопадничке не составит труда. Свой ответ на уроке можно дополнить и краткой характеристикой главного героя - это поможет получить на занятии более высокую оценку. При желании можно добавить и такой пункт в план своего выступления. Главная черта, присущая Листопадничку - это любопытство. Он не боится внешнего мира, смело отправляясь в путешествие. Несмотря на то что обиталище трудолюбивых зверей не подходит малышу, Зайчонок не испытывает страха и во время знакомства с бобрами, поселении в их хатку.
Но нужно заметить, что все-таки Листопадничек боязлив. В самом начале произведения он боится, что замерзнет зимой. Его успокаивает только старая зайчиха, которая говорит о том, что у всех представителей их породы вырастает теплая шерстка, защищающая от холодов. В конце сказки Листопадничек получает славу самого смелого зайца, ведь с помощью старого бобра он научился плавать и нырять. Также главный герой сказки отличается самостоятельностью. Он кормит маленьких бобрят, пока их родители занимаются работой. Но это дается ему нелегко. В сказке описано, что главный герой намучился, таская ветви.
Вопросы школьнику для размышления
Чтение сказки будет полезно как самым маленьким слушателям, так и тем деткам, которые уже посещают школу. Сказка учит ребят дорожить своей «малой родиной». Для размышления над произведением маленьким школьникам можно задать несколько вопросов. Например, к какому жанру относится «Листопадичек» - рассказ или сказка? Жалел ли маленький зайчонок о том, что с ним приключилось? Узнал ли Листопадичек в процессе своего путешествия что-то новое, интересное? Можно задать школьнику и такой вопрос: стоит ли отказываться от своей мечты в пользу уюта, определенности и безопасности?