Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Портрет любимой мамы. Конспект занятия по рисованию: «Портрет мамы Занятие портрет мамы старшая группа

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД № 12 «БЕРЁЗКА» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области
Выполнила:
Казанцева Лариса Алексеевна,
музыкальный руководитель

Тема: «Портрет милой мамочки»
Программное содержание:
воспитание желания заботиться о близких;
закрепление представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи);
формирование представления о жанре портрета. Ознакомление с портретной живописью, художниками – портретистами;
развитие у детей способности вглядываться в человеческие лица;
обучение рисованию портрета и правильному изображению черт лица.

Использованные материалы: иллюстрации «Дети дарят бабушке цветы», «Поздравляем маму», «Семья в гостиной».

Материал:
Проектор для просмотра видеоролика (фотографии детей, семьи и родственников), аудиозапись музыкального произведения о семье. Мольберты, альбомный 2 листа формата А3, цветные мелки, восковые мелки, подходящие к теме репродукции - портреты, предметно-схематическая модель композиции рисунка - портрет, детские песни о семье.

Предварительная работа:
Подбор фотографий семейных и портрет своего ребёнка.

Ход занятия:
1. Орг. момент (В кругу)

(Ребята я приветствую вас, в роли Феи Фиалки)

Фея Фиалка:
Здравствуйте, милые дети
Вы всех прекрасней на свете.

(Давайте поздороваемся с гостями)

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

2. Беседа о семье

Фея Фиалка:
Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером, после детского сада?

Ответ детей…

Правильно, домой.
А почему?

Ответ детей…

Да, вас ждёт ваша семья!
Как хорошо, что у вас, у всех есть семья!
А что такое семья?

Дети читают стихи:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить без семьи невозможно!

Фея Фиалка:
Вы – самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть семья.
Предлагаю вам посмотреть презентацию и рассказать,
Кто живёт в ваших семьях.

(Просмотр презентации) – Рассказ детей о семейных фо-то.

Фея Фиалка:
А вы сможете узнать себя на портретах, которые нарисовали ваши родители?

Ответ детей…

Ребята посмотрите внимательно друг на друга, сейчас вы будете угадывать.

(Показ нарисованных портретов детей - родителями)

Фея Фиалка:
Ребята давайте поиграем в игру: «Составить весёлый портрет своего родственника».
Вот части лица, вы должны составить портрет своего весёлого родственника, и сказать кто же у вас получился.

(Проводится игра)

Покажите всем, какие у вас получились весёлые портреты родственников.

А сейчас мы споём о том, что такое портрет.

Песня: «Портрет»

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Или это тетя Зина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется потрет!

Фея Фиалка:
Ребята, портреты можно не только составлять,
но и писать, смотря на человека,
а можно сделать его и по фотографии,
а мы попробуем написать портрет по памяти.

Давайте закроем глаза….
Мы попробуем вспомнить ваших мам.
Вспомните, какие у них брови, глаза, нос, губы (каким цветом помады они подкрашивают губки)
Давайте откроем глазки …
Вспомнили?
Вашим мамам будет очень приятно, если мы нарисуем их портрет.

Фея Фиалка:
Ну, что? Будем писать мамин портрет?

Ответ детей…

Физкультминутка:

Мы сегодня рисовали
Наши пальчики устали,
Наши пальчики встряхнем
Рисовать сейчас начнем.

Фея Фиалка:
Мы с вами будем писать портрет как художники, по схеме.

(На доске висит схема пошаговое рисование, выполняют простым карандашом)

Обратить внимание на основное расположение частей лица: глаза, нос, рот, уши.

1- овал
2- овал разделить на две половинки
3- в нижней половинке по серединке будет нос
4- губы
5- брови
6- глаза

(После написания основных частей, приемы раскрашивания мелками губ, глаз.)

Фея Фиалка:
Ребята а что мы забыли нарисовать?

Ответ детей: волосы…

Фея Фиалка:
Бывают причёски повседневные и праздничные. Создайте образ своей мамы самостоятельно…

Итог:
Ребята, вы такие все молодцы, какие замечательные у вас портреты…
Сейчас мы с вами создадим общую картину «Дружная семья»

(дети приклеивают на общую картину свои работы)

(Дети читают стих все сместе)

Мы одной планеты дети,
Все друзья, одна семья.
Дружбе нет преград на всете,
Все мы дружная семья!

«Портрет мамы». (два занятия) Старшая группа.

Задачи: Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос); показать правильное расположение органов на лице; закреплять приемы рисования красками всей кистью и ее кончиком. Развивать воображение в дорисовке аксессуаров (шляпа, украшения, одежда).

Материал: 1 занятие: изображение неправильного изображение глаз, способы рисования носа. У детей: альбомные листы с силуэтом рамки, шаблоны головы и глаз, по 2 палитры с белой краской, гуашь, простые карандаши, мягкие кисти № 4.

2 занятие: Образцы причёсок, Образцы разновидностей рамок. У детей фотографии мам; альбомн. листы.с заготовкой с 1-го занятия, простые и цветные карандаши, гуашь, мягкие кисти, (палитры.по необходимости)

Предшествующая работа: Чтение произведения С.Михалкова «Мамы всякие нужны…»

Занятие по ознакомлению с окружающим «Милая мама»

Ход занятия:

Если предыдущее занятие было «Знакомство с рассматриванием портретов», сначала читаю стихотворение:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется «ПОРТРЕТ»

Сегодня мы с вами, как настоящие художники будем рисовать портреты, а рисовать будем самого дорогого человека.

- Кто для вас самый дорогой человек? (ответы детей, МАМА)

- Чтобы портреты получились красивыми, вам в помощь я приготовила шаблоны.

Дети выполняют за взрослым.

1. Обвести шаблон головы.

2. Обвести шаблон глаз. Показываю таблицу неправильного изображения глаза.

3. На себе показываю «веки», рассказываю как нарисовать: от уголка до уголка снизу глаза дуга.

4. Глазные яблоки и зрачок.

5. Нос. Можно нарисовать только кончик носа, а можно от бровей сузить, затем немного расширить и закруглить.

6. Между носом и подбородком - рот: сначала рисуем линию между губами, затем верхнюю губу, она отличается от нижней, на верхней губе как бы две волны, а на нижней одна большая.

7. Уши: от глаз до рта с двух сторон.

8. Шея: от щёк вниз.

9. Плечи: линии плавно закругляются.

Физминутка:


Свою маму я люблю,

Я всегда ей помогу:

Я и дров нарублю: вот так, вот так,

И полы я подмету: вот так, вот так,

Свою маму я люблю,

И всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

С рук я воду отряхаю: вот так, вот так.

Свою маму я люблю.

Если мама ляжет спать,

Я не буду ей мешать,

Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.


Показ последующей работы:

1. Готовлю краску для кожи (в белую - оранжевую)

2. Закрашиваю все места, покрытые кожей: всё кроме глаз.

3. Готовлю краску для фона (осветляю любой цвет)

Дети выполняют самостоятельно тоже самое.

Оценка: Времени уже не осталось, что же делать? У мам нет причёски, украшений.

Всё остальное мы нарисуем на следующем занятии. Рисунки хорошо просохнут и мы закончим работу, а вы дома внимательно рассмотрите мамины глаза, волосы, чтобы нарисовать маму похожей.

2-е занятие.

Сегодня мы будем заканчивать наших мам. Они станут все разные, потому что у них разного цвета глаза, волосы, причёски, они носят разную одежду и украшения.

Показ последовательности работы:

1. Вспоминаем цвет глаз у мамы, закрашиваем глазное яблоко цветным карандашом.

2. Вокруг глаз нарисуем тонкие ресницы простым или чёрным карандашом.

3. Обвести карандашом или кистью (по желанию) брови, нос.

4. Закрасим губы цветом маминой помады.(карандашом или кистью)

5. Вспоминаем мамину причёску: цвет её волос, стрижку.

6. Дорисовываем украшения, одежду.

7. Украшаем рамку. (закрасить или украсить узорами)

Физминутка та же.

Оценка: Решаем с детьми как и когда можно подарить маме её портрет.


Сегодня нам предстоит стать портретистами, и мы узнаем, как нарисовать маму. Да-да, именно нашего любимого, дорогого, самого красивого и единственного человека. Нашей целью будет не просто красиво изобразить лицо мамы, но и сделать его максимально похожим на оригинал.

С чего начнем? Подготовим все необходимое, чтобы сделать рисунок для любимой мамы. А это – карандаши, бумага, линейка и ластик.


Если вы хотите сделать сюрприз, ну, например, ко , то можно изготовить портрет, смотря на фото. Но легче копировать именно с натуры.

Итак, давайте сначала посмотрим на мамочку внимательно. У нашей родимой есть щечки и губки, и ушки, а еще глазки и красивые волосы. Все это мы попытаемся перенести на бумагу. Как нарисовать портрет мамы, мы сейчас пошагово рассмотрим:

  • Делаем набросок лица;
  • Делим «лицо» на 3 равные части;
  • Намечаем с детьми брови, рот, нос и глаза; выполняем их;
  • Работаем со светотенью;
  • Делаем картинку цветной.
Приступаем к тому, чтобы выполнить карандашом поэтапно рисунок моей любимой мамы.

Делаем набросок лица

Это просто. Даже ребенок осилит сделать овал, похожий на яйцо, чтобы книзу он был суженный. Нарисованный нами овал недостаточно ровный и точный. Но это и не страшно. Ведь верхнюю часть его полностью будут прикрывать волосы.

Главное, что у нас был четко нарисованный подбородок, то есть, нижняя часть портрета. Можно даже обвести овал внизу, чтобы линия получилась более аккуратной.

Как рисовать шею? Это просто даже для детей. Делаем ее двумя изогнутыми линиями. Шея должна быть уже, чем ширина овала.
Признаюсь, меня немного пугает начинать рисунок моей любимой мамы. Хочется, чтобы он не казался слишком детским, и чтобы мой родной человечек узнала себя на нем.

Именно поэтому я действую постепенно и стараюсь наслаждаться самим процессом. Кроме того, считаю, что это отличный способ сделать подарок маме на и провести со своим малышом время.


Делим «лицо» на три равные части

Сначала нужно на рисунке сделать одну вертикальную линию посередине. Потом разделить 1 линию тремя перпендикулярными на равные части.
Как видите, я долго колеблюсь, ищу «красоту». Но потом вспоминаю, что пропорции очень важны. И от их точности зависит достоверность и насколько портрет мамы карандашом будет похож на моего любимого человечка.

Уверенно провожу горизонтальные линии. Важно выделить время, чтобы объяснить этот нюанс для детей, чтобы они в будущем могли правильно самостоятельно рисовать маму карандашом.


Намечаем и выполняем брови, рот, нос и глаза

Если у нас есть фотография, по ней легко повторить все увиденное. Я же делаю рисунок моей любимой мамы по памяти, ориентируясь на то, что «тема» мне знакома хорошо.


Выше верхней линии располагаются брови. И изобразить их нужно немного широкими, не в одну полосочку. Тогда они будут смотреться более естественно. Мне помогает мой шестилетний малыш, который недавно пошел в 1 класс. Полностью доверяю ему сделать брови, думаю, его наивный детский взгляд на вещи и талант не подведут.


Губы
Сама берусь за губы. Они находятся посередине между подбородком и нижней линии. Верхняя губа похожа немного на букву «М», только растянута чуть-чуть. Нижняя – как волна: сверху, с точки соприкосновения губ, вниз, потом снова немного вверх, только плавно, вниз и взлетает вверх, навстречу верхней губе. Рисунок моей любимой мамы приобретает уже конкретные черты.



Ноздри как раз расположены на нижней линии. Делаем линии крыльев носа (открывающая и закрывающая скобки), потом – ноздри, они, как волнистая линия.

Затянуться может рисунок на день. Но нам важен результат, поэтому лучше не спешить. Так теперь выглядит наша презентация.



Чтобы портреты мам получились особенно правдоподобными, стоит уделить внимание глазам. Ниже верхней линии проводим линию, изогнутую книзу.


Для точности, от ноздрей проводим пунктирные линии до бровей. Так мы находим расстояние от глаз, до носа.


Из этой точки мы проводим дугу над изогнутой осью, это – верхнее веко глаза.


Немного корректируем, тот и другой глаз в соответствии с оригиналом.

Со следующим этапом отлично справится мой помощник! Как-никак, а он ученик 1 класса! Ему такое по плечу! Он аккуратно ластиком удаляет все вспомогающие полосы и метки.

Детские старания не прошли напрасно, картинка выглядит отлично. Теперь нужно заняться волосами. Они закрывают часть лица. Мы рисуем портрет моей мамы, а волосы у нее всегда были по плечи и кудрявые.


Работаем со светотенью

Брови, глаза, губы, нос. Все обводим и делаем тень. Так, наша картинка «оживает».








Портрет явно похож, и теперь ни капельки не жалко, что рисунок на день затянулся.

Что-что, а в 1 классе мой ученик уже может справляться с цветными карандашами. Поэтому последний этап – раскрашивание – полностью на моем малыше. И он замечательно со всем справляется, правда, каштановые волосы бабушки, он превращает в рыжие. Говорит, что бабуля у него теперь золотая!

Рисунок маме на день матери готов. Уверена, ей понравится картина и она оценит наш совместный с ее любимым внучком труд!

Или другие варианты:

Более сложный портрет.

Программное содержание:

Учить детей составлять слова-сравнения, опираясь на фотоматериалы и жизненный опыт;

В языке использовать эпитеты, развивать связную речь, логическое мышление;

Закрепить знания о портрете, как вид станкового искусства, о пропорциях лица человека и форме, совершенствовать технику работы цветными карандашами и акварельными красками;

Совершенствовать умение детей рисовать портрет своей мамы, передавать особенности ее лица и волос;

Воспитывать любовь к маме и уважение к материнскому чувству.

Оборудование:

фотографии своих мам, репродукции женских образов, акварель, графитные и цветные карандаши, кисти, бумага.

Предыдущая работа:

рисование автопортретов, рисование портретов своей семьи, беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций, дидактические игры , чтение художественных произведений и прослушивания музыкальных композиций.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Дети становятся в круг

Восп.: Дети! К нам пришли гости, надо дружно поздороваться, дружно весело сказать.

Дети:

Доброе утро!

Влево-вправо повернитесь- друг другу улыбнитесь.

Доброе утро!

Желаем радости и улыбок, и еще мы вам желаем: бодрости на весь день!

Восп.: Дети, к нам в группу привезли часть картин картинной галереи. А что это такое-картинная галерея?

Дети: (это помещение, где много картин, и эти картины рассматривают люди; картинную галерею мы видели в музее)

Восп.: А кто рисует эти картины? (Художник)

Да, дети, художник, как волшебник, берет чистый лист и пишет произведение-настоящее чудо! (Дети становятся в полукруг)

Я предлагаю вам рассмотреть эти красивые картины. А какой жанр живописи на этих картинах?

Дети: этот жанр называется портрет.

Восп.: А какие жанры вы еще знаете? (пейзаж, натюрморт)

Дети, а кого изобразил на этих портретах художник? (женщину).

Чем отличаются эти женщины?

Дети: (лицо, прическа, взгляд, возраст).

Восп.: Дети, все эти женщины чьи-то матери. И эта выставка называется: «В мире все начинается с мамы»

Я знаю, что вы очень любите своих мам!

Сейчас, дети у которых желтые смайлики расскажут, что их мама любит делать.

А дети, у которых красные смайлики - сравнивают свою маму с кем-либо или чем-нибудь теплым, добрым, волшебным.

Дети: (Моя мама любит танцевать.., Моя мама похожа на звезду, потому что она яркая)

Восп.: Я предлагаю вам нарисовать портрет своих мам и пополнить выставку «В мире все начинается с мамы».

Давайте немного разогреем руки.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»:

Дружат в нашей группе (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Девочки и мальчики.

С вами мы подружим, (Ритмичное касание пальцев обеих рук)

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.)

Раз, два, три, четыре, пять. . (Повторить 2 раза)

Восп.: Сейчас подойдите ко мне и вместе вспомним последовательность рисования портрета (первый этап: простой карандаш - прорисовываем лицо, нос, глаза, губы, второй этап - простым карандашом дополняем прическу, шею, туловище по грудь, 3 этап - берем цветные карандаши или краски и раскрашиваем портрет) Садимся.

Хорошо и ровно сели!

Карандаш в руку взяли!

Доброе утро, лист! (кисть руки склоняется к листу)

Доброе утро, сосед! (Влево - вправо поворот кисти руки)

Доброе утро, все соседи! (Круговой оборот кисти и руки)

Остановились! Начали рисовать.

(Дети рисуют своих мам под фон музыкального сопровождения. С фотографий. Воспитатель следит, чтобы дети правильно держали карандаш или кисточку, за осанкой детей, помогает детям, если это необходимо)

Окончание. Рефлексия

Заканчиваем рисовать! Сейчас подойдите ко мне и мы все вместе посмотрим, какие красивые портреты у вас получились. (Обсуждение)

Молодцы!

Когда портреты подсохнут, мы сделаем рамки для них и они пополнят выставку картин.

Татьяна Колотухина

Всем доброго времени суток! Совсем скоро самый нежный и ласковый праздник - ДЕНЬ МАТЕРИ! Мы с ребятами старших и подготовительных групп решили порадовать наших любимых мам красивыми портретами . Пересмотрев много информации в интернете о том, как лучше объяснить такую сложную тему детям, а рисование портрета-это тема сложная , мною было решено некоторые этапы упростить. Т. е. я решила, что дополнительные вертикальная и горизонтальные линии, которые, казалось бы, должны помочь пропорционально правильно нарисовать все черты лица , наоборот только этот процесс усложнят. Дошкольники еще этого процесса не совсем понимают - деление линиями лица для правильных пропорций черт. Не у всех, даже подготовишек, развита рука так, чтобы рисовать вспомогательные линии, нажимая на карандаш слегка. Многие оставляют очень некрасивые борозды, которые уже никак не замаскируешь ничем. Поэтому мы рисовали немного упрощенный вариант. Сначала делали рисунок простым карандашом, а потом красками придавали цвет. Тут у меня по ходу занятия вышла еще одна заминка- цвет для лица детям подбирать сложно. Есть умнички, кто всё понимает и делает правильно, а есть торопыги, которые намешали цвет и сразу его на лист бумаги нанесли. Мало того, что цвет неудачный подобрали, так еще и не дожидаются, когда краска высохнет. В итоге многое растекается. Поэтому с последующими группами мы тон кожи совсем не трогали.

Теперь поэтапность :

1. Рисуем крупно овал

2. Рисуем брови, оставляя сверху места для лба.

3. Под бровями отмечаем линии для глаз

4. Изображаем радужную оболочку и зрачок

5. Рисуем нижнюю линию глаза

6. Под глазами делим оставшееся место поровну и отмечаем нос

7. Дорисовываем ноздри и переносицу (можно и с двух сторон)

8. Под носом оставшееся место снова делим поровну и отмечаем рот "улыбкой"

10. Рисуем ушки и, по желанию, украшаем их сережками

11. Рисуем шею, плечи и волосы. Тут детям стоит объяснить, что волосы рисуются не только по линии овала, но и под ней, иначе, будет казаться залысина или слишком высокий лоб.

13. Черным обводим верхнее веко, реснички, зрачок и "улыбку". Придаем цвет глазам.

14. Каждый по своему желанию выбирает цвет для губ и волос.

15. Доделываем оставшиеся детали.

Наш портрет готов !

Такие красивые мамы получились у наших ребят!

Публикации по теме:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 61 "Мечта" Конспект образовательной деятельности.

«Портрет моей мамы». Конспект занятия по рисованию в старшей группе Конспект занятия в старшей группе на тему «Портрет моей мамы» Цели: Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства - портретом.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 4 КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

Аппликация - давняя забава не только многих детей, но даже и взрослых. Ведь приклеивать что-нибудь на основу или пришивать - это очень.

Все мы знаем, что одним из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте является рисование. Когда ребенок рисует, он не только познает.