Кочевой образ жизни у каких племен. Кочевник - это неспокойный сосед или полезный партнер? Кочевники в истории Руси

2. Объясните, почему кочевые племена захватывали новые земли.

Для кочевых племён естественно было переселяться, ведь они жили, перегоняя скот с места на место. При этом все мужчины таких народов были воинами, потому для них не так сложно было захватить новые земли. Но главная причина – их самих вытесняли с мест, где они раннее жили более сильные племена или испортившийся климат, потом они вынуждены были захватывать новые земли взамен утраченным.

3. Как кочевники относились к населению завоёванных ими земель? Приведите примеры.

Побеждённые кочевые народы победившие кочевники вытесняли или уничтожали, чтобы завладеть их пастбищами (например, такая судьба постигла гуннов, когда их победили тюрки). Но земледельцев кочевники оставляли на их землях и порой создавали из них государство во главе с собой. По такому принципу (кочевники – правящая верхушка в основном земледельческого государства) были построено Аварский каганат и Первое Болгарское царство (на Балканском полуострове). Иногда скотоводы под влиянием покорённых народов сами переходили к оседлому образу жизни (например, так случилось с волжскими булгарами).

4. Составьте историческую справку о Волжской Булгарин или Хазарском каганате (по выбору) по плану: 1) время существования; 2) место на карте; 3) основное население и его занятия; 4) отношения с соседними государствами; 5) развитие культуры.

Хазарский каганат – это один из осколков Тюрского каганата. Он существовал с VII века, когда Тюрский каганат распался, до Х века, когда пал под ударами Святослава Киевского.

Во время расцвета он занимал обширные территории Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовья, восточной части Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Государство создали хазары (то есть тюрки), занимавшиеся кочевым скотоводством. Но там жило также много арабов, евреев, переселившихся туда в основном ради торговли и ремесла. Кроме того, в государстве было немало и покорённых славянских племен, которые продолжали как и до завоевания возделывать землю.

Каганат жил за счёт торговли, но со многими соседями и воевал. Благодаря его войнам с арабами мы получаем большую часть информации об этом государстве (из арабских источников). Войны с Древнерусским государством Хазарский каганат в итоге и погубили.

Про культуру Хазарского каганата мы знаем не много. Но то, что нам известно, удивляет. Например, политическая культура. Формальным правителем был каган, но на самом деле правил царь. Когда кагана возводили на престол, его душили и в полубессознательном состоянии спрашивали, сколько лет он собирается править. Скорее всего, от человека с изменённым таким образом созданием ждали пророчества. Кагана убивали, когда проходили названный им срок, или когда ему исполнялось сорок лет, потому что считалось, после этого возраста правитель терял свою божественную силу.

Культура государства во многом основана на религии. Скорее всего, рядовые жители каганат продолжали исповедовать то, что и их предки. Но элита приняла иудаизм – довольно необычный выбор для региона. Причём это был не просто иудаизм, а караизм, которые не признаётся официальным иудаизмом).

5. Как вы думаете, почему государства кочевых народов существовали относительно недолго?

Из этих государств одни изначально были непрочными. Отдельные племена держало вместе только принуждение. Потому когда принуждающий к единству центр слабел, такие государства распадались. Так произошло с Тюркским каганатом. Другие были достаточно прочными. Крупные города сиановились центрами их экономики, которая связывали людей лучше принуждения. Таким государства просто порой не повезло – они встречали гораздо более мощного противника. Ярким примером можно считать Волжскую Булгарию, павшую по ударами непобедимого в то время монгольского войска.

6*. Объясните, что менялось в жизни кочевых народов с момента образования у них государства.

Это зависело от образовавшегося государства. В некоторых, например, в Тюркском каганате жизнь почти никак не менялась. Племя только формально признавало правителя и выступало в набеги уже не только само по себе, но и в составе войска этого правителя (хотя и самостоятельных набегов это не отменяло). Потому это государство и оказалось непрочным. С другой стороны в Хазарском каганате было много чиновников, значит жизнь стала более упорядоченной, жителям пришлось выполнять больше предписаний.

7*. Известно, что у кочевых племён были распространены языческие верования. При каких обстоятельствах эти племена принимали новую для них религию (ислам, христианство, иудаизм)? Какое значение это имело?

Принятие такой религии обычно встраивало государство в систему международных отношений той цивилизации, чью религию государство принимало. Кроме того, жизнь постепенно менялась под воздействием религии, например, появлялась идеология, вроде «вся власть от Господа». В этом смысле не очень понятно, что давал Хазарскому каганату караизм, ведь в регионе не было других государств, принявших даже иудаизм, тем более иудаизм в форме караизма. При этом караизм был принят не всем населением каганата, потому государственная идеология, основанная на этой вере, была невозможна.

Обычно решение о переходе к новой религии принимал один из волевых правителей по разным соображениям от политических до истинной и искренней веры. Обычно он хотел обратить в новую веру весь свой народ, как правило должен был справиться с языческой оппозицией.

НОМАДЫ (или кочевники, бедуины) (от греч. nomados – кочующий) условное название народов и этнических групп, которые в течение года или сезона ведут подвижный образ жизни. Они отличаются своеобразным бытом, повседневной хозяйственной деятельностью и традиционной культурой.

Кочевничество зародилось в конце 2-го начале 1-го тысячелетия до н.э. в среде горно-степных племен Евразии в связи с переходом к подвижному скотоводству. Сегодня подобный образ жизни ведут народы ряда стран Центральной и Западной Азии, а также Северной Африки. Кроме того, к кочевникам относятся и оленеводы арктических зон Европы, Северной Америки и Азии, постоянно меняющие места своего жительства в поисках корма для животных. Численность северных кочевых народов относительно невысока.

Численность кочевников определить достаточно сложно, а ареал их передвижения охватывает примерно 2/5 обитаемой суши, куда входят огромные территории пустынь, полупустынь, тропических и таежных областей. Исследователи пока не пришли к единому и окончательному мнению о том, кого следует относить к кочевникам, так как степень подвижности скотоводов – величина непостоянная, зависящая от количества скота, ландшафта, времен года, наличия и размера базового поселения и т.д. Современные кочевники, сохраняя экстенсивное скотоводство в условиях сезонных перекочевок как основу своего существования, как правило, совмещают с ним и другие виды хозяйственной деятельности. Однако в ряде районов скотоводство перестает играть главную роль и превращается в пастушеское хозяйство, а основная часть племени (конфедерации племен) переходит к оседлому земледелию.

Наиболее значительные группы кочевого населения до сих пор живут в странах Африки и Азии, главным образом в пределах аридной зоны (область сухого климата с высокими температурами и малым количеством атмосферных осадков), где вне пределов оазисов скотоводство с сезонным передвижением скота и людей продолжает оставаться основным занятием жителей этого района.

В борьбе с засухой люди всеми способами пытались разнообразить свою деятельность. Кочевники нередко составляют стада из разных животных: верблюдов, овец, коз, крупного рогатого скота определенной численности, стремясь учитывать, сколько и какого корма можно найти в районах кочевания для каждого вида. Стада могут перегонять на большие расстояния либо выпасать в одних и тех же долинах или окрестностях какого-либо колодца.

Так, кочевники Сахары делят календарный год на два сезона, проводя шесть месяцев в поселке (лето и осень во время уборки зерновых культур и сбора фиников в оазисах), а остальное время кочуют между пастбищами и отдельными источниками воды. В это время появляется молодняк у овец и верблюдов, и, следовательно, бедуины заготавливают молоко, сливочное масло и шерсть. Одновременно бедуины охотятся, собирают плоды с деревьев, семена и корни трав, продают скот или занимаются контрабандой, а в голодные годы не брезгуют разбоем. У некоторых из них даже нет документов, они часто не признают национальных границ, перегоняя своих животных с территории одной страны на другую в поисках корма.

В африканских районах Ахаггара, Тассили и Аира, на территории, превышающей 1 млн. кв. км, которую пересекают около десятка караванных троп, проживают 250 тыс. кочевников-туарегов, коренных жителей Центральной Сахары. Туареги делятся на две большие, соперничающие между собой группы: восточную (где доминируют племена кель-аир и кель-гресс ) и западную, более многочисленную (юлемедден , кель-ахаггар , кель-аджер , ифорас и тенге-ренгиф ). К югу и западу от Агадеса живут нигерийские туареги (кель-тамашек , более 200 тыс.), занятые кочевым скотоводческим хозяйством. В основном они разводят коров зебу с длинными и короткими рогами, дающих, кроме мяса, молоко, а также короткошерстых овец, коз и баранов. Однако в Сахеле («окраина», «берег» – араб., переходная зона /шириной 400 км/ от пустыни к саваннам Западной Африки) они занимаются земледелием и торговлей. Кроме того, кочевники осенью снаряжают караваны для отправки продуктов своего труда на рынки больших городов.

Основным торговым товаром Сахары до сих пор является соль. Соляные разработки были и остаются источником доходов бедуинов (от араб. бадийа – сухое пространство, степь, пустыня). В ряде африканских государств правительства отдали соляные копи под надзор племен. Крупными месторождениями соли располагают Мавритания, Мали, Алжир и Нигер. Еще Ибн Батута, арабский путешественник 14 в., описывал как в средневековье в районе Айзелик местное население добывало соль и изготовляло медные стержни: под высоким давлением соль и медь образовывали хлорид меди, из которого (при добавлении кокса) выделялась чистая медь.

Жители Сахары – туареги (Алжир, Нигер), берберы (Марокко, Алжир) мавры (преобладающая этническая группа в Мавритании, а также часть населения Западной Сахары, Сенегала, Гамбии, южного Марокко), тубу (Судан, Ливия), беджа (Судан, Египет, Эфиопия), кабабиш (Судан, Эфиопия) и др. – говорят на своих наречиях. Они также обладают своеобразной материальной культурой и общественной организацией. Как правило, племя (несколько семей или кланов) представляет собой расширенную патрилинейную семью, обладающую общим предком (эпонимом). Дожди и пастбища занимают особое место в религиозных воззрениях жителей Сахары. Поэтому часто вожди племен одновременно являются заклинателями дождя.

С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства появились возможности значительного имущественного неравенства и возникновения раннефеодальных и даже раннеклассовых отношений. Поэтому среди кочевников существуют элементы феодального строя, при котором сохраняется кастовая структура общества.

В Аравийской пустыне маршруты кочевников пролегают между оазисами с колодцами, которые являются средоточием оседлой земледельческой жизни. Зимой в период дождей, пустыне пространства Аравии покрываются растительностью, и тогда племена уводят скот за пределы оазисов до апреля-мая, когда зеленые пастбища высыхают.

В недалеком прошлом бедуины играли большую роль в караванной торговле, совершая передвижения за тысячи километров. Ныне маршруты заметно сократились. Подвижный образа жизни сохраняют до сих пор ряд племен Афганистана, Ирана, Ирака, ряда африканских стран. В Австралии, в степях и полупустынях жаркого пояса, проживают группы аборигенов – охотников и собирателей. К этому типу относятся также некоторые племена бушменов Калахари, а в Бразилии – обитатели сухих саванн.

Ольга Бибикова

В чем заключается кочевой образ жизни? Кочевник является членом сообщества людей без определенного места жительства, которые регулярно перемещаются в одни и те же районы, а также путешествуют по миру. По состоянию на 1995 год на планете насчитывалось около 30-40 миллионов кочевников. Сейчас их, как предполагается, значительно меньше.

Жизнеобеспечение

Кочевая охота и собирательство, с учетом сезонно доступных диких растений и дичи, на сегодняшний день является самым старым методом жизнеобеспечения человека. Эти занятия имеют прямое отношение к кочевому образу жизни. Кочевники-скотоводы разводят стада, водят их за собой или передвигаются вместе с ними (верхом на них), проделывая маршруты, обычно включающие в себя пастбища и оазисы.

Кочевой предполагает адаптацию к бесплодным регионам, таким как степь, тундра, пустыня, где мобильность является наиболее эффективной стратегией эксплуатации ограниченных ресурсов. Например, многие группы в тундре являются оленеводами и полукочевниками именно из-за необходимости сезонного кормления своих животных.

Другие особенности

Иногда «кочевыми» также называют различные перемещающиеся группы населения, которые путешествуют по густонаселенным районам и обеспечивают себя не за счет природных ресурсов, а предлагая различные услуги (это может быть ремесло или торговля) постоянному населению. Эти группы известны как перипатетические кочевники.

Кочевник - это человек, у которого нет постоянного дома, он переезжает с места на место, чтобы добывать пищу, находить пастбища для скота или зарабатывать на жизнь другим способом. Европейское слово "номад", обозначающее кочевников, происходит от греческого, которое буквально означает "тот, кто бродит по пастбищу". Большинство кочевых групп следуют фиксированной годовой или сезонной схеме передвижений и создания поселений. Кочевые народы традиционно путешествуют на животных, каноэ или пешком. Сегодня некоторые путешествуют на автомобилях. Большинство из них живут в палатках или других укрытиях. Жилье кочевников, однако, не отличается особым разнообразием.

Причины такого образа жизни

Эти люди продолжают перемещаться по миру по разным причинам. Чем занимались кочевники и что продолжают делать в наше время? Они перемещаются в поисках дичи, съедобных растений и воды. Например, дикари Юго-Восточной Азии, Африки традиционно перемещаются из лагеря в лагерь, чтобы охотиться и собирать дикие растения.

Некоторые племена Америки также следовали кочевому образу жизни. Пасторальные кочевники зарабатывают себе на жизнь, разводя животных, таких как верблюды, крупный рогатый скот, козы, лошади, овцы или яки. Племя Гадди в штате Химачал-Прадеш в Индии является одним из таких. Эти кочевники путешествуют, чтобы найти больше верблюдов, коз и овец, проделывая огромный путь через пустыни Аравии и северной Африки. Фулани и их скот путешествуют по лугам Нигера в Западной Африке. Некоторые кочевые народы, особенно скотоводы, могут также совершать набеги на оседлые общины. Кочевые ремесленники и торговцы путешествуют, чтобы найти и обслужить клиентов. К ним относятся кузнецы из Лохара в Индии, цыгане-торговцы и ирландские путешественники.

Долгий путь в поисках дома

В случае монгольских кочевников семья переезжает два раза в год. Это обычно происходит летом и зимой. Зимнее местоположение располагается около гор в долине, и у большинства семей уже есть фиксированные и облюбованные места зимовки. Такие локации оборудованы приютами для животных и не используются другими семьями в их отсутствие. Летом они перемещаются в более открытую зону, где скот может пастись. Большинство кочевников обычно курсируют в одном и том же регионе и редко выходят за его пределы.

Сообщества, общины, племена

Так как они обычно кружат по большой территории, то становятся членами сообществ людей, имеющих схожий образ жизни, и все семьи обычно знают, где находятся другие. Часто они не имеют ресурсов для перемещения из одной провинции в иную, если не покидают этот район навсегда. Семья может двигаться самостоятельно или вместе с другими, и если она отправляется в путь одна, то ее члены обычно находятся на расстоянии не более пары километров от ближайшего кочующего сообщества. В настоящее время нет племен, поэтому решения принимаются среди членов семьи, хотя старейшины консультируются друг с другом по стандартным для общин вопросам. Географическая близость семей обычно приводит к появлению взаимной поддержки и солидарности.

Пасторальные кочевые общества обычно не могут похвастаться большой численностью населения. Одно такое общество, монголы, породило крупнейшую в истории сухопутную империю. Изначально монголы состояли из слабо организованных кочевых племен, обитавших в Монголии, Маньчжурии и Сибири. В конце 12-го века Чингисхан объединил их и другие кочевые племена, чтобы основать Монгольскую империю, которая в конечном итоге простиралась на всю Азию.

Цыгане - самый известный кочевой народ

Цыгане являются индоарийской, традиционно странствующей этнической группой, проживающей в основном в Европе и Америке и происходящей из североиндийского субконтинента - из областей Раджастхана, Харьяны, Пенджаба. Широко известны цыганские таборы - особые сообщества, характерные именно для этого народа.

Домы

Домы - это субэтнос цыган, часто считаемый отдельным народом, обитающий по всему Ближнему Востоку, Северной Африке, Кавказу, Центральной Азии и по части индийского субконтинента. Традиционным языком домов является домари - находящийся под угрозой исчезновения индоарийский язык, что делает этот народ индоарийской этнической группой. Они были связаны с другой традиционно странствующей этнической группой индоариев, называемой также народом рома или романи (также известной в русском языке как цыгане). Считается, что эти две группы отделились друг от друга или, по крайней мере, частично имеют общую историю. В частности, их предки покинули северный индийский субконтинент где-то между VI и I веками. Домы также живут в подобии цыганского табора.

Еруки

Еруки - кочевники, которые живут в Турции. Тем не менее некоторые группы, такие как Sarıkeçililer, продолжают вести кочевой образ жизни, путешествуя между прибрежными городами Средиземного моря и гор Тавр.

Монголы

Монголы являются этнической группой восточно-центральноазиатского происхождения родом из Монголии и китайской провинции Мэнцзян. Они числятся в качестве меньшинств в других регионах Китая (например, в Синьцзяне), а также в России. Монгольские народы, принадлежащие к бурятской и калмыцкой подгруппам, проживают преимущественно в субъектах Российской Федерации - Бурятии и Калмыкии.

Монголы связаны общим наследием и этнической самобытностью. Их коренные диалекты в совокупности известны как Предки современных монголов упоминаются как протомонголы.

В разные времена приравнивались к скифам, магогам и тунгусам. Основываясь на китайских исторических текстах, происхождение монгольских народов можно проследить вплоть до Донху - кочевой конфедерации, оккупировавшей восточную Монголию и Маньчжурию. Особенности кочевого образа жизни монголов проявлялись уже в то время.

νομάδες , nomádes – кочевники) - особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей, ряд подсечных земледельцев и морских народов Юго-Восточной Азии, мигрирующие группы населения, такие как цыгане, и даже современных жителей мегаполисов, имеющих большое расстояние от дома до работы и др.).

Определение

Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:

  1. экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности;
  2. периодические перекочевки большей части населения и скота;
  3. особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.

Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2%, в Туркменистане – 3%, в Казахстане – 13% и т.д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи - каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.

Быт и культура кочевников

Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта , палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась их небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление "всадничества" (т.е. наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла . Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства , неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту - главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь ввиду, что так называемых "чистых" кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей).

Происхождение кочевничества

Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света , куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV III тыс. до н.э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX VIII тыс. до н.э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (Украина , IV тыс. до н.э.) и появление колесниц (II тыс. до н.э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы ученых переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II I тыс. до н.э. в евразийских степях.

Классификация кочевничества

Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:

  • кочевое,
  • полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство,
  • отгонное (когда часть населения живёт, кочуя со скотом),
  • яйлажное (от тюркс. "яйлаг" – летнее пастбище в горах).

В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:

  • вертикальное (горы равнины) и
  • горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т.д.

В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.

  1. евразийские степи, где разводят так называемые "пять видом скота" (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки, монголы, казахи, киргизы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные империи (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.);
  2. Ближний Восток, где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры, бассери, пуштуны и др.);
  3. Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.);
  4. Восточная Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка , масаи и др.);
  5. высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет , Памир) и Южной Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных как як , лама , альпака и др.;
  6. северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.).

Расцвет кочевничества

Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения "кочевых империй" или "имперских конфедераций" (середина I тыс. до н.э. – сер. II тыс. н.э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой из оттуда продукции. В одних случаях кочевними вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы , хунну , тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих, они завоевывали земледельцев и переселялись на его территорию, сливаясь с местным населением (авары , болгары и др.). Известны несколько крупных миграций так называемых "пастушеских" народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы , гунны, авары, тюрки, кидани и половцы , монголы, калмыки и др.). В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. Именно в результате этих процессов в Западную Европу попали порох , компас и книгопечатание . В некоторых работах этот период называют "средневековой глобализацией".

Модернизация и упадок

С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35 40 млн. чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах как Нигер , Сомали , Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения.

В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает - даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает - даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.

К кочевым народам сегодня относятся:

Исторические кочевые народы:

Литература

  • Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. М.: «Наука», 1985.
  • Гаудио А. Цивилизации Сахары. (Пер. с франц.) М.: «Наука», 1977.
  • Крадин Н.Н. Кочевые общества. Владивосток: Дальнаука, 1992.240 с.
  • Крадин Н.Н. Империя Хунну. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Логос, 2001/2002. 312 с.
  • Крадин Н.Н. , Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. М.: Восточная литература, 2006. 557 с. ISBN 5-02-018521-3
  • Крадин Н.Н. Кочевники Евразии. Алматы: Дайк-Пресс, 2007. 416 с.
  • Марков Г.Е. Кочевники Азии. М.: Изд-во Московского университета, 1976.
  • Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. М. – Алматы: Горизонт; Социнвест, 1995.319 с.
  • Хазанов А.М. Социальная история скифов. М.: Наука, 1975.343 с.
  • Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. 3-е изд. Алматы: Дайк-Пресс, 2000. 604 с.
  • Barfield T. The Perilous Frontier: Nomadic Empires and China, 221 BC to AD 1757. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 325 p.
  • Humphrey C., Sneath D. The End of Nomadism? Durham: The White Horse Press, 1999. 355 p.
  • Khazanov A.M. Nomads and the Outside World. 2nd ed. Madison, WI: University of Wisconsin press. 1994.
  • Lattimore O. Inner Asian Frontiers of China. New York, 1940.
  • Scholz F. Nomadismus. Theorie und Wandel einer sozio-ökonimischen Kulturweise. Stuttgart, 1995.
  • Есенберлин, Ильяс Кочевники.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кочевые народы" в других словарях:

    НОМАДЫ ИЛИ КОЧЕВЫЕ НАРОДЫ народы, живущие скотоводством, переходя с места на место со своими стадами; каковы: киргизы, калмыки и др. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    См. Номады … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Отправить

Кочевник

Всё о кочевниках

Кочевник (от греч: νομάς, nomas, множ. ч. νομάδες, nomades, что означает: тот, который бродит в поисках пастбищ и относится к племени пастухов) - это член сообщества людей, которые живут на различных территориях, переселяясь с места на место. В зависимости от отношение к окружающей среде выделяют следующие типы кочевников: охотники-собиратели, кочевники-скотоводы, разводящие скот, а также "современные" кочевники-странники. По состоянию на 1995 год в мире насчитывалось 30-40 миллионов кочевников.

Охота на диких животных и собирательство сезонных растений являются древнейшим способом выживания человека. Кочевники-скотоводы разводили скот, перегоняя его, и/или переселяясь вместе с ним с целью избежания необратимого истощения пастбищ.

Кочевой образ жизни также является наиболее подходящим для обитателей тундры, степей, песчаных или покрытых льдом регионов, где постоянное перемещение является наиболее эффективной стратегией для использования ограниченных природных ресурсов. К примеру, многие поселения в тундре состоят из оленеводов, которые ведут полукочевой образ жизни, в поисках пищи для животных. Эти кочевники иногда прибегают к использованию высоких технологий, например, солнечных батарей, чтобы уменьшить свою зависимость от дизельного топлива.

"Кочевыми" также иногда называют различные странствующие народы, которые мигрируют по территории густонаселенных районов, но не в поисках природных ресурсов, а предоставляя услуги (ремесла и торговли) постоянному населению. Эти группы известны как "кочевники-странники".

Кто такие кочевники?

Кочевником называют человека, который не имеет постоянного жилья. Кочевник переезжает с места на место в поисках пищи, пастбищ для скота, или иным способом зарабатывая на жизнь. Слово Nomadd происходит от греческого слова, которое обозначает человека странствующего в поисках пастбищ. Передвижения и поселения большинства групп кочевников имеют определённый сезонный или годовой характер. Кочевые народы обычно путешествуют на животных, каноэ или пешком. В наши дни некоторые кочевники используют моторные транспортные средства. Большинство кочевников живут в палатках или других передвижных жилищах.

Кочевники продолжают переезжать по разным причинам. Кочевые фуражиры передвигаются в поисках дичи, съедобных растений и воды. Австралийские аборигены, негритосы Юго-Восточной Азии и африканские бушмены, к примеру, переселяются из лагеря в лагерь чтобы охотиться и собирать дикие растения. Некоторые племена Северной и Южной Америки также вели такой образ жизни. Кочевники-скотоводы зарабатывают на жизнь разведением животных, таких как верблюды, крупный рогатый скот, козы, лошади, овцы и яки. Эти кочевники путешествуют по пустыням Аравии и Северной Африки в поисках верблюдов, коз и овец. Члены племени фулани путешествуют вместе со скотом по лугам вдоль реки Нигер в Западной Африке. Некоторые кочевники, особенно скотоводы, могут также передвигаться для совершения набегов на оседлые общины или избегая врагов. Кочевые ремесленники и торговцы путешествуют, чтобы находить клиентов и предоставлять услуги. К ним относятся представители племени индийских кузнецов лохар, торговцы-цыгане и ирландские "путешественники".

Кочевой образ жизни

Большинство кочевников путешествуют группами или племенами, которые состоят из семей. Эти группы основаны на родственных и брачных связях или официальных соглашениях о сотрудничестве. Совет взрослых мужчин принимает большинство решений, хотя некоторые племена возглавляют вожди.

В случае монгольских кочевников семья переезжает два раза в год. Эти переселения, как правило, происходят в летний и зимний периоды. Зимой они располагаются в горных долинах, где большинство семей имеют постоянные зимние стоянки, на территории которых оборудованы загоны для животных. Другие семьи не используют эти стоянки в отсутствие хозяев. Летом кочевники перемещаются на более открытые местности для выпаса животных. Большинство кочевников обычно передвигаются в пределах одного региона, не уходя слишком далеко. Таким образом формируются общины и семьи принадлежащие к одной группе, как правило, члены общины примерно знают о местонахождении соседних групп. Чаще всего, одна семья не имеет достаточно ресурсов для того, чтобы мигрировать из одной области в другую, если только они не покидают определенную территорию навсегда. Отдельная семья может переезжать сама по себе, либо вместе с другими, и даже если семьи перемещается в одиночку, то расстояние между их поселениями составляет не более пары километров. На сегодняшний день у монгол не существует понятия племени и решения принимаются на семейных советах, хотя к мнению старейшин также прислушиваются. Семьи селятся недалеко друг от друга с целью взаимной поддержки. Численность общин кочевников-скотоводов как правило не большая. На основе одного из таких монгольских сообществ и возникла крупнейшая сухопутная империя в истории. Первоначально монгольский народ состоял из ряда слабо организованных кочевых племен Монголии, Маньчжурии и Сибири. В конце 12-го века, Чингисхан объединил их с другими кочевыми племенами с целью основания Монгольской империи, власть которой, в итоге, распространилась на территорию всей Азии.

Кочевой образ жизни становится все более редким явлением. Многие правительства негативно относятся к кочевникам, так как тяжело контролировать их передвижения и взимать с них налоги. Многие страны превратили пастбища в сельскохозяйственные угодья и заставили кочевые народы покинуть их постоянные поселения.

Охотники-собиратели

"Кочевые" охотники-собиратели (также известные как фуражиры) перемещаются из табора в табор в поисках диких животных, фруктов и овощей. Охота и собирательство это древнейшие способы, с помощью которых человек обеспечивал себя средствами существования и все современные люди ещё около 10 000 лет назад принадлежали к охотникам-собирателям.

Вслед за развитием сельского хозяйства, большинство охотников-собирателей были в конечном счете либо вытеснены, либо превратились в группы фермеров или скотоводов. Лишь немногие современные общества классифицируются как охотники-собиратели, а некоторые совмещают, иногда довольно активно, деятельность фуражиров с сельским хозяйством и/или разведением животных.

Кочевники-скотоводы

Кочевники-скотоводы - это кочевники, которые перемещаются между пастбищами. В развитие кочевого скотоводства выделяют три этапа, которые сопровождали рост населения и усложнение социальной структуры общества. Карим Садр предложил следующие этапы:

  • Скотоводство: смешанный тип экономики с внутрисемейным симбиозом.
  • Агроживотноводство: определяется как симбиоз между сегментами или кланами внутри этнической группы.

Истинное кочевничество: представляет собой симбиоз на региональном уровне, как правило, между кочевым и сельскохозяйственным населением.

Скотоводы привязаны к определенной территории, так как они перемещаются между постоянными весенними, летними, осенними и зимними пастбищами для скота. Кочевники перемещается в зависимости от наличия ресурсов.

Как и почему появились кочевники?

Развитие кочевого скотоводства считается частью революции вторичных продуктов, предложенной Эндрю Шерраттом. В ходе этой революции ранние культуры докерамического неолита, для которых животные были живым мясом ("шли на убой") также начали использовать их ради вторичных продуктов, например, молока, молочных продуктов, шерсти, шкуры, навоза для топлива и удобрений, а также в качестве тягловой силы.

Первые кочевники-скотоводы появились в период с 8,500-6,500 годов до н.э. в районе южного Леванта. Там, в период нарастающей засухи культура докерамического неолита Б (PPNB) в Синае была замещена кочевой гончарно-скотоводческой культурой, которая стала результатом слияния с людьми эпохи мезолита, прибывших из Египта (Харифийская культура) и приспосабливающих кочевой охотничий образ жизни к животноводству.

Этот образ жизни быстро превратился в то, что Юрис Заринс назвал кочевым пастушеским комплексом в Аравии, а также то, что возможно, ассоциируется с появлением семитских языков на территории древнего Ближнего Востока. Быстрое распространение кочевого скотоводства было характерно для таких поздних образований как ямная культура, для кочевников-скотоводов евразийских степей, а также монголов в период позднего средневековья.

Начиная с 17-го века кочевничество распространилось среди трекбуров на юге Африки.

Кочевое скотоводство в Центральной Азии

Одним из последствий распада Советского Союза и последующей политической независимости, а также экономического упадка республик Центральной Азии, которые входили в его состав, было возрождение кочевого скотоводства. Ярким примером является кыргызский народ, у которого кочевничество выступало центром экономической жизни до момента российской колонизации на рубеже 20-го века, в результате которой они были вынуждены осесть и заняться сельским хозяйством в деревнях. В период после Второй мировой войны начался процесс интенсивной урбанизации населения, но некоторые люди продолжали каждое лето перегонять стада своих лошадей и коров на высокогорные пастбища (джайлоо), следуя образцу отгонного животноводства.

В результате сокращения денежной экономики в период с 1990-х годов, безработные родственники возвращались на семейные фермы. Таким образом, значение данной формы кочевничества значительно возросло. Кочевнические символы, в частности корона в виде палатки из серого войлока, известной как юрта, появляется на национальном флаге, подчеркивая центральное значение кочевого образа жизни в современной жизни народа Кыргызстана.

Кочевое скотоводство в Иране

В 1920 году кочевые скотоводческие племена составляли более четверти населения Ирана. В течение 1960-х годов пастбища, принадлежавшие племенам, были национализированы. По данным национальной комиссии ЮНЕСКО количество население Ирана в 1963 году составляло 21 млн человек, из которых два миллиона (9,5%) были кочевниками. Несмотря на то, что численность кочевого население в 20-ом веке резко сократилась, Иран по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций по количеству кочевого населения в мире. В стране с населением 70 млн человек проживают около 1,5 млн кочевников.

Кочевое скотоводство в Казахстане

В Казахстане, где основой сельскохозяйственной деятельности являлось кочевое скотоводство, процесс насильственной коллективизации под руководством Иосифа Сталина был встречен массовым сопротивлением, которое привело к большим потерям и конфискации скота. Численность крупных рогатых животных в Казахстане сократилась с 7 млн голов до 1,6 млн, а из 22 млн овец осталось 1,7 млн. Как следствие этого, от голода 1931-1934 годов погибли около 1,5 млн человек, что составляет более 40% от общего количества казахского населения в то время.

Переход с кочевого на оседлый образ жизни

В 1950-60-х годах, в результате сокращения территории и роста численности населения, большое количество бедуинов со всего Ближнего Востока стали отказываться от традиционного кочевого образа жизни и оседать в городах. Правительственная политика в Египте и Израиле, добыча нефти в Ливии и Персидском заливе, а также стремление к повышению уровня жизни привели к тому, что большинство бедуинов превратились в оседлых граждан разных стран, оставив кочевническое скотоводство. Спустя столетие численность кочевых бедуинов все еще составляла около 10% арабского населения. Сегодня этот показатель сократился до 1% от общего количества населения.

На момент провозглашения независимости в 1960 году, Мавритания была кочевым обществом. Большая сахельская засуха начала 1970-х годов вызвала массовые проблемы в стране, где кочевые скотоводы составляли 85% жителей. На сегодняшний день только 15% остаются кочевниками.

В период до советского вторжения, целых 2 млн кочевников перемещались по территории Афганистана. Эксперты утверждают, что к 2000 году их число резко сократилось, вероятно, в два раза. В некоторых регионах сильная засуха уничтожила до 80% поголовья скота.

В Нигере в 2005 году в результате нерегулярных осадков и нашествий пустынной саранчи произошел серьезный продовольственный кризис. Кочевые этнические группы туарегов и фульбе, которые составляют около 20% от 12,9 млн населения Нигера, так сильно пострадали от продовольственного кризиса, что их уже и без того неустойчивый образ жизни находится под угрозой. Кризис также отразился на жизни кочевых народов Мали.

Кочевые меньшинства

"Странствующие меньшинства" являются мобильными группами людей, движущимися среди оседлого населения, предлагая ремесленные услуги или занимаясь торговлей.

Каждая существующая община в основном эндогамна, традиционно существует за счёт торговли и/или предоставления услуг. Раньше все или большинство их членов вели кочевой образ жизни, который сохраняется и на сегодняшний день. Миграция, в наше время, как правило, происходит в рамках политических границ одного государства.

Каждая из мобильных общин многоязычна; члены группы владеют одним или несколькими языками, на которых говорят местные оседлые жители, и, кроме того, в каждой группе существует отдельный диалект или язык. Последние имеют либо индийское, либо иранское происхождение, и многие из них представляют собой арго или тайный язык, словарь которого образован на основе различных языков. Существуют свидетельства того, что на севере Ирана, по крайней мере одна община говорит на цыганском языке, который также используется некоторыми группами в Турции.

Чем занимаются кочевники?

В Афганистане, наусары работали сапожниками и торговали животными. Мужчины племени горбат занимались изготовлением сит, барабанов, клеток для птиц, а их женщины торговали этими изделиями, а также другими предметами домашнего хозяйства и личного пользования; они также выступали в качестве ростовщиков для сельских женщин. Мужчины и женщины других этнических групп, таких как джалали, пикрай, шадибаз, нористани и вангавала также занимались торговлей различными товарами. Представители группы вангавала и пикрай торговали животными. Некоторые мужчины среди шадибаз и вангавала развлекали зрителей демонстрируя дрессированных обезьян или медведей, заклиная змей. Среди мужчин и женщин из группы белуджей встречались музыканты и танцоры, белуджские женщины также занимались проституцией. Мужчины и женщины народа йоги занимались разными видами деятельности, такими как разведение и продажа лошадей, уборка урожая, гадания, кровопускание и попрошайничество.

В Иране представители этнических групп ашек из Азербайджана, халли из Белуджистан, лути из Курдистана, Керманшаха, Илама и Лурестана, мехтары из области Мамасани, сазандехи из Банд-Амир и Марв-Дашт, и тошмали из скотоводческих групп бахтиаров работали в качестве профессиональных музыкантов. Мужчины из группы кувли работали сапожниками, кузнецами, музыкантами и дрессировщиками обезьян и медведей; они также изготавливали корзины, сита, метлы и торговали ослами. Их женщины зарабатывал торговлей, попрошайничеством и гаданием.

Горбаты из племени бассери работали кузнецами и сапожниками, торговали вьючными животными, изготавливали сита, тростниковые коврики и небольшие деревянные инструменты. Как сообщалось, представители групп кварбалбанды, кули и лули из области Фарс работали кузнецами, изготавливали корзины и решета; они также торговали вьючными животными, а их женщины торговали различными товарами среди кочевников-скотоводов. В том же регионе чанги и лути были музыкантами и исполняли баллады, детей обучали этим профессиям с 7-ми или 8-ми летнего возраста.

Представители кочевых этнических групп в Турции изготавливают и продают колыбели, торгуют животными и играют на музыкальных инструментах. Мужчины из оседлых групп работают в городах мусорщиками и палачами; подрабатывают рыбаками, кузнецами, певцами и плетут корзины; их женщины танцуют на пирах и занимаются гаданиями. Мужчины из группы Abdal («бардов») зарабатывают игрой на музыкальных инструментах, изготовлением сит, метёл и деревянных ложек. Tahtacı («дровосеки») традиционно занимаются обработкой леса; как результат большего распространения оседлого образа жизни, некоторые также стали заниматься сельским хозяйством и садоводством.

О прошлом этих общин точно мало что известно, история каждой из групп почти полностью содержится в их устной традиции. Хотя некоторые группы, такие как вангавала имеют индийское происхождение, некоторые из них, к примеру, нористани, наиболее вероятно, местного происхождения, в то время как распространение других считается результатом миграции из соседних областей. Группы горбат и шадибаз первоначально пришли из Ирана и Мултана, соответственно, а родиной группы Tahtacı ("дровосеков") традиционные считаются Багдад или Хорасан. Белуджи утверждают, что они относились к джемшеди в качестве прислуги, после того, как они бежали из Белуджистана из-за междоусобиц.

Кочевники юрюки

Юрюки - это кочевники, которые живут в Турции. Некоторые группы, такие как Sarıkeçililer все ещё ведут кочевой образ жизни между прибрежных городов Средиземноморья и гор Таурус, хотя большинство из них заставили осесть во времена поздней Османской и Турецкой республик.