Кларнет история инструмента для детей. Кларнет — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Кларнет был изобретен в последнем десятилетии XVII столетия. Непосредственным предшественником Кларнета является древний народный инструмент свирель.

Первый изобретенный кларнет имел семь отверстий и два клапана: ля и си-бемоль (он же - клапан дуодецимы). Полутоны получались искусственно-открытием отверстия наполовину и степенью напряжения губных мышц.

Первыми композиторами, начавшими употреблять кларнет в оркестре, были Я. Стамиц (1717- 1757), К. Абель (1723-1787), К- Каннабих (1731- 1798), И. К. Бах (1735-1782). В дальнейшем значение кларнета как оркестрового и сольного инструмента возрастало соответственно его техническому усовершенствованию.

Долгое время существовали кларнеты разнообразных строев - высокие As, F, D, Es и обыкновенные С, В и А. Кроме того - Clarinette d"amour строя G (изобретенный в 1770 г.), бассетгорны (альтовые кларнеты) F и Es (изобретенные в 1782 г.), которые использовал В. Моцарт, написавший для них соло в опере "Милосердие Тита" и партию в "Реквиеме", а также бас-кларнет (изобретенный в 1793 г.) в строях С, В и А.

Развитию механизма кларнета значительно способствовали исполнители. Так, в 1809 г. кларнетист Иван Мюллер присоединил к уже имеющимся десяти клапанам несколько рычагов для получения различных аппликатурных вариантов.

В начале сороковых годов XIX века профессор Парижской консерватории Г. Клозе (1808-1880) совместно с фирмой Buffet применил на кларнете системы "Мюллер" подвижные кольца (очки), сконструированные для флейты Т. Бёмом. Это и есть тот инструмент, который обычно называют кларнетом Бёма.

Благодаря своему красивому тембру и техническим возможностям, кларнет с конца XVIII столетня занял прочное положение в оркестре и выдвинулся как сольный и ансамблевый инструмент.

В настоящее время кларнеты французской системы получили наибольшее распространение. Они имеют отличие от немецкой системы в сверлении канала инструмента. "Вилковая" аппликатура звуков (см. пример ниже) здесь не применяется:

Французская система дает большую свободу в звукоизвлечении в верхнем регистре.

Кроме того, устройство клапанной системы на нижнем колене дает возможность извлекать звуки:

Преимущество кларнетов французской системы состоит также в возможности более ясного интонирования звуков gis1, a1, b1, звучащих на кларнете немецкой системы несколько тускло. С помощью мизинцев правой или левой руки (при этом один мизинец остается свободным), что устраняет необходимость передвижений мизинцев с клапана на клапан.

Один из немногих музыкальных инструментов, о дате появления которых можно сказать более или менее определённо. Исследователи сходятся на том, что он создан в 1701 году нюрбергским мастером деревянных духовых инструментов Иоганном Кристофом Деннером (1655-1707), который усовершенствовал старинную французскую свирель шалюмо.

Два принципиальных различия позволяют говорить о рождении нового инструмента: Во-первых, Деннер заменил трубочку с надрезным язычком камышовой пластинкой - тростью, прикреплённой к деревянному мундштуку, и убрал камеру, в которой она находилась (характерная черта инструментов эпохи Ренессанса), что позволило, изменяя давление губ исполнителя на трость, оказывать влияние на качество получаемого звука. Во-вторых, он ввёл клапан доудецимы, облегчающий передувание, и, тем самым, расширил диапазон нового инструмента. Звуки верхнего диапазона кларнета напоминали современникам тембр высокой трубы - кларино (clar - светлый, ясный), что и дало название инструменту - уменьшительное итальянское clarinetto.

К середине VXIII века известны отдельные случаи применения нового инструмента в оркестровых партитурах, а в 1755 году кларнеты были введены во все французские военные оркестры. Стараниями многих музыкальных мастеров, среди которых следует назвать сына Деннера - Якоба, Бертольда Фрица, Иосифа Беера и Ксаверия Лефевра, кларнет был усовершенствован, и к концу века занял прочное место в в европейских оркестрах. Однако, аппликатурные трудности, присущие кларнету конструктивно (см. "немного физики"), не позволяли свободно играть во всех тональностях.

Исполнители и мастера находили выход из этой ситуации в том, что создавали инструменты разного размера, звучащие в той или иной тональности в зависимости от своей длинны. Эта проблема полностью не решена и до сих пор, и современные профессионалы-кларнетисты носят в футлярах два инструмента: "in B", транспонирующий на большую секунду вниз, и "in A", транспонирующий на малую терцию вниз. Прочии же разновидности (см. галерею), используются, скорее, не для удобства игры, а по причине своего различного тембра. (Хотя композиторы, начиная с В.-А. Моцарта, используют и различие в тембрах кларнетов "in B" и "in A")

НЕМНОГО ФИЗИКИ

Кларнет принадлежит семейству деревянных духовых инструментов. В группу объединяются инструменты не по признаку материала, из которого они изготовлены, хотя большинство из них действительно деревянные, а по особенностям конструкции: высота звука изменяется путём открытия и закрытия отверстий, просверленных в стволе инструмента. К группе, в современном оркестре, относятся, помимо кларнета, флейта, гобой, фагот и саксофон (все со своими разновидностями). Так же, по указанному признаку, к ней можно отнести блок-флейту и многочисленные народные инструменты: жалейку, зурну, най и т.д.
Но в ряду своих собратьев кларнет выделяют несколько уникальных отличий, определяемых акустическими особенностями звукообразования. Главное, определяющее все прочие, конструктивное отличие состоит в том, что кларнет - инструмент, имеющий цилиндрическое, а не коническое сверление канала ствола. (Флейта, тоже цилиyдрический инструмент, имеет оба открытых конца канала). Благодаря этому звук в канале возникает как в "закрытой трубе", т.е. присутствуют только один узел и одна пучность.

звуковая волна в открытой трубе

звуковая волна в закрытой трубе

По длине звучащей части канала умещается только половина звуковой волны, вторая половина образуется отражением от закрытого конца, таким образом, кларнет звучит на октаву ниже, чем "открытая труба" такой же длинны (ср. с флейтой). Эта же акустическая особенность обуславливает то, что в спектре кларнетового звука отсутствуют чётные обертоны, и, так называемое, “передувание” происходит не на октаву, как у прочих инструментов, а на дуодециму. Поэтому аппликатура кларнета, по сравнению с другими деревянными, усложнена (потребовались дополнительные клапаны для заполнения “лишней” квинты), а диапазон насчитывает почти четыре октавы (здесь с кларнетом из духовых инструментов может поспорить, разве что, только валторна). По этой же причине так сильно различается по тембру звучание кларнета в разных регистрах.

Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) — деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
История инструмента
Кларнет был изобретён в конце XVII — начале XVIII столетия (некоторые справочники указывают в качестве года изобретения кларнета 1690, другие исследователи оспаривают эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом) нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655—1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмо (фр. chalumeau). Основным нововведением, позволяющим чётко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву. В этом регистре звучание первых образцов нового инструмента (первоначально называвшегося просто «усовершенствованная шалюмо») напоминали тембр употреблявшейся в то время трубы, называвшейся «кларино» (clarino), название которой, в свою очередь, произошло от лат. clarus — «ясный» (звук). Эта труба дала своё название сначала регистру, а затем и всему инструменту ― clarinetto (итальянское название кларнета) буквально означает «маленькая clarino». В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики. Дело Деннера продолжил его сын Якоб (1681—1735), три инструмента его работы хранятся в музеях Нюрнберга, Берлина и Брюсселя. Все эти кларнеты имели по два клапана. Инструменты такой конструкции были весьма распространёнными вплоть до XIX века, однако австрийский мастер Паур около 1760 года добавил к уже существовавшим двум клапанам третий, бельгийский мастер Роттенбург — четвёртый, англичанин Джон Хэйл в 1785 году — пятый, наконец, знаменитый французский кларнетист и композитор Жан-Ксавье Лефевр около 1790 года создал классическую модель кларнета с шестью клапанами.
К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается «золотой век» кларнета.

На страницах литературных произведений

Этот очерк о кларнете мне довелось писать в тот период - длящийся уже довольно долго, - когда меня неудержимо влекла (и по-прежнему влечет) французская литература. Читаю и перечитываю великих: П.Мериме (его путевые очерки - свидетельство изумительной эрудиции Мериме-археолога), Г.Флобера («Бувар и Пекюше»; М.Пруст замечательно пародировал героев этого романа в своем раннем рассказе «Светская суетность и меломания Бувара и Пекюше», вложив в их уста остроумные сентенции о Вагнере, Франке, Массне…), романы цикла «В поисках утраченного времени» М.Пруста (здесь уж музыка - полноправная хозяйка; чего стоят страницы, посвященные сонате Вентейля - вымышленной, конечно, - в романе «По направлению к Свану»), О. де Бальзака…

Князь Николай Эстергази, музицирующий на кларнете

Бальзак. Многие его герои музицируют, а некоторые - удивительным образом - играют конкретно на кларнете. В романе «Чиновники» читаем: «Кольвиль был первым кларнетистом в Комической опере, где играл по вечерам в оркестре, а утром он вел конторские книги». Любопытно: в парижской Опера-комик в начале XIX века играли, значит, оркестранты-любители?

Кларнет не дает покоя Бальзаку. Вот в том же романе мимоходом брошенная фраза: «Вам следовало бы к этому предсказанию еще подобрать мотивчик для кларнета». Другой персонаж Бальзака - обнищавший и ослепший папаша Кане, герой повести «Фачино Кане», играет на свадебной пирушке на… кларнете - символ нищеты и падения. Все это из огромного цикла романов «Человеческая комедия» - творения, достойного быть прочитанным целиком! Конечно, отнюдь не только по причине упоминаний о кларнете.

А вот зарисовка нашего соотечественника П.В. Анненкова в его «Письмах из-за границы»: «…наконец, упоминать ли вам о мелкой промышленности, которая собирает остатки обкуренных и брошенных сигар, чистит вам за 10 копеек сапоги, продает листки вечерних журналов за ту же сумму, играет на кларнете…».

Открываю как-то наугад «Дневники» братьев Гонкур, и взгляд падает на запись: «Пийо, музыкант, рассказывал, что, собирая материалы для выставки в Консерватории, он побывал в одной деревне на Уазе - названия ее я не помню, - где уже почти триста лет делают деревянные музыкальные инструменты: в этой деревне нет ферм, крестьяне там не пашут, не сеют, не косят, а все, точно приклеившись к скамье, изготовляют кларнеты, составленные из тридцати частей каждый. Не находите ли вы, что эта местность, эта фантастическая местность достойна пера Гофмана?»

Тут пора остановиться и выяснить, что же это за столь притягательный инструмент - кларнет?

История появления и устройство

Можно констатировать, что все известные сейчас в европейской музыке инструменты имеют множество предшественников. Так, например, флейта, сделанная из кости, была хорошо известна и использовалась уже в каменном веке. Самому раннему такому инструменту, хранящемуся в Баден-Вюртемберге (Германия), примерно 35 тысяч лет. Поразительно, что флейта эта была сделана еще в то время, когда дрель, необходимая для просверливания игровых отверстий, абсолютно не была известна. Тем не менее инструмент дает совершенную пятиступенную гамму, наподобие той, на которой основана китайская музыка. (Такая точность интонации наводит на мысль, что подобные инструменты предполагались для некоего совместного, то есть ансамблевого музицирования, поскольку игра соло, например пастуха, не требовала такой точности. В таком случае уже в каменном веке музыка и игра на музыкальных инструментах было не просто хобби, а до известной степени профессиональное занятие.)

Зуммара – двойной «кларнет» бедуинов Саудовской Аравии

Что же касается героя нашего очерка - кларнета, то наиболее ранним его предком можно считать старинную свирель. Курт Закс, крупнейший американский инструментовед, говорит о древнеегипетском духовом язычковом инструменте, состоящем из двух трубок, и называет его двойным кларнетом.

Кларнет принадлежит к семейству так называемых деревянных язычковых духовых инструментов. Язычковых - поскольку в его мундштуке крепится одинарная трость, или, иначе, язычок (камышовая пластинка, срезанная на нет в верхней части). Название инструмента происходит от латинского clarus - ясный (имеется в виду звук инструмента).

Современный кларнет состоит из пяти частей: верхняя часть - клювообразный мундштук с тросткою, затем идут короткая часть, называемая бочонком, далее две части, составляющие основной ствол инструмента, на котором располагаются все игровые отверстия и клапаны, и, наконец, раструб воронкообразной формы.

Сопрановый кларнет

Кларнеты изготовляют из древесины гренадиллового или эбенового (черного) дерева и из пластмассы. Исполнитель прикладывает верхнюю часть мундштука к нижней губе и зубам и вдувает в инструмент воздух. Под давлением струи воздуха язычок начинает колебаться - он смыкается и размыкается с мундштуком. Под воздействием этих толчков происходит колебание воздушного столба в кларнете и возникает звук.

Французский кларнетист. XVIII в.

А. Кобыльцов. Портрет кларнетиста А.И. Глухова. 1999

Как и всякий музыкальный инструмент, кларнет прошел долгий путь эволюции и совершенствования механики. Он не сразу занял свое место в оркестре, и даже когда начал в нем употребляться, то поначалу его роль была весьма скромная. Процесс постепенного проникновения кларнета в оркестровый состав начался вскоре после 1750 г., но не закончился до самого конца столетия.

Неизвестный художник. Портрет кларнетиста Фердинандо Бузони. 1901

Так держат кларнет во время игры

Две наиболее существенные части кларнета - трость и цилиндрическая трубка - были известны задолго до их соединения в кларнете. Около 1690 г. нюрнбергский мастер Иоганн Кристоф Деннер, совершенствуя старые инструменты, соединил эти детали в новом инструменте. И хотя вопрос авторства кларнета остается открытым, имеется много оснований именно Деннера считать изобретателем этого инструмента. Во всяком случае, старейший из существующих кларнетов носит его имя. Старинные трактаты по инструментоведению (например, Каспара Майера) утверждают именно это.

Глинка о кларнете и мастере Иване Мюллере

Можно привести множество высказываний о кларнете и его звучании. Большой интерес представляют суждения М.И. Глинки, а также его использование этого инструмента. Известны его «Заметки об инструментовке». Их автограф не сохранился; они дошли до нас в публикации «Музыкального и театрального вестника» за 1856 год. Приведем полностью суждение Глинки о кларнете (несмотря на то что в нем содержатся некоторые сугубо профессиональные термины):

«1. Кларнеты . Интонация их никогда не может быть совершенно верна - от свойства материала, из которого этот инструмент делается (дерево твердое и гибкий тростник). Употреблять их должно с большою осторожностью: после пауз они часто срываются и издают звук резкий, противный, вроде гусиного крика.

Мало верности, но много эффекту. Для тонов с бемолями - clarinetto in B , для тонов с диезами - clarinetto in A . Но многих бемолей или диезов надо избегать. Ходы терциями (для двух кларнетов в оркестре) очень удобны. В натуральных тонах пассажи вроде arpeggio выходят красиво. Самые верхние ноты неприятно крикливы, а самые нижние имеют особенный, угрюмый, фантастический характер. Звуки от среднего c до g , слабые и глухие, должны быть употребляемы с осторожностью. Clarinetto in C вообще криклив и неверен».

Существенное усовершенствование кларнета произвел Иван Мюллер (1785–1854). С этим именем связана новая эпоха в истории кларнета. Странное сочетание русского имени и немецкой фамилии объясняет, а также комментирует изобретение Мюллера опять-таки М.И. Глинка: «В Милане я встретился еще с кларнетистом Iwan Muller , он считал себя русским оттого, что был, может быть, родом из Остзейских провинций, или оттого, что вместо Johann подписывался Iwan ? Главное в том, что посредством множества клапанов (clefs ) он мог играть на одном и том же кларнете во всех тонах (тональностях. - А.М. ); хотя от этого нововведения вместо полного, свойственного этому инструменту, звука он издавал резкие тоны, подобно гусиному крику. Однако же изобретатель гордился своим изобретением».

В данном случае Глинка слишком строг. Нужно учесть, что всякое новшество, в том числе и в области музыкальных инструментов, проходит этапы шлифовки и доводки. И на тот момент, когда с изобретением познакомился Глинка, новый кларнет еще не представлял собой того замечательного инструмента, которым он впоследствии стал. Мюллер работал над своим изобретением в Париже в 1810 году. (Опять Париж! Может быть, вовсе неслучайно пристрастие парижан к кларнету?)

Благодаря уточнению положения отверстий на стволе инструмента мюллеровский кларнет выиграл в точности интонации, а вследствие увеличения числа клапанов - и в большей технической легкости. Мюллеровская система стала предметом многочисленных усовершенствований и послужила основой для многих других клапанных систем, придуманных разными изобретателями и исполнителями, включая двух знаменитых инструментальных мастеров Брюсселя и Парижа - двух братьев Саксов (Адольф Сакс изобрел инструмент, названный его именем - саксофон, в котором мундштук был полностью заимствован у кларнета).

Глинка, несмотря на критическую оценку особенностей звучания современного ему кларнета, произвел, можно сказать, революцию в употреблении этого инструмента: он вывел его из положения главным образом оркестрового и наделил исключительной по красоте и выразительности музыкой в качестве солирующего инструмента. Речь идет о «Патетическом трио» для фортепиано, кларнета и фагота.

В наши дни это произведение часто можно слышать в варианте для скрипки и виолончели, то есть в традиционном составе фортепианного трио. Однако нужно признать, что в авторской инструментовке - с духовыми инструментами - оно производит совершенно иное, гораздо более сильное впечатление. Это уникальное по составу и трактовке инструментов сочинение, не имеющее аналога в музыкальной литературе, произвело решительный переворот в своей сфере.

«Каждый инструмент, - приводит слова Глинки А. Серов, - заключает в себе неизъяснимую прелесть, но употребленный к делу, иногда в одной фразе, в двух, трех тактах, иногда в единой белой (долго тянущейся. - А.М .) ноте (особенно духовые)…»

Как не вспомнить в связи с этим восклицанием Глинки буквально первые фразы - гобоя и кларнета - в Прелюдии к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда», фразы, изливающиеся у этих инструментов из знаменитого томительно-щемящего аккорда, получившего даже особое название - «Тристановский»!

Но Вагнер был позже - «Тристан» написан в 1859 г. А «Патетическое трио» - зимой 1832/1833 гг. Удивительно, но именно впечатление от звучания кларнета можно считать, как утверждает академик Б. Асафьев, «началом музыкальной биографии великого композитора». Сам Глинка вспоминал: «Однажды (помнится, что это было в 1814 или в 1815 году, одним словом, когда я был по 10 или 11-му году) играл квартет Крузеля (композитор, виртуоз-кларнетист. - А.М. ) с кларнетом; эта музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление, - я оставался целый день потом в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в неизъяснимое томительно-сладкое состояние… и учитель… сказал мне однажды, что он замечает, что я все только думаю о музыке: «Что ж делать? - отвечал я, - музыка - душа моя».

Что же касается Трио, то Глинка писал его в Италии, в Милане, и тогда же Трио было исполнено им вместе с итальянскими музыкантами - солистами театра Ла Скала кларнетистом Тассистро и фаготистом Кантю. Итальянцы были в восторге от произведения, а Кантю даже воскликнул: «Ma questo si e disperazione! » (Да ведь это отчаяние!). Глинка иронично написал об этом, что, мол, отчаяние было от боли в пальцах, которую он тогда испытывал.

Кларнет в творчестве европейских композиторов

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791). Самый знаменитый композитор написал и самое знаменитое произведение для кларнета: концерт ля мажор. В одном из писем отцу он писал: «Эх, если бы у нас только были кларнеты! - Вы не поверите, какой прекрасный эффект производят симфонии с флейтами, гобоями и кларнетами». Моцарт жил в то время, когда кларнет был еще новинкой для многих любителей музыки. Но при этом инструмент уже усовершенствовался настолько, что для него можно было писать весьма виртуозную музыку. Начиная с 1780 г. кларнет стал любимым инструментом Моцарта, а сам он близко сошелся с талантливым кларнетистом Антоном Стадлером. Именно для него Моцарт написал многие произведения с участием этого инструмента.

Людвиг ван Бетховен (1770–1827). Открыв новую эру в музыкальном искусстве, Бетховен по-новому высветил и роль духовых инструментов. Хотя сольных произведений для них он не писал, но в ансамблевых и симфонических жанрах его музыку нельзя представить себе без духовых. Два кларнета участвуют в его Октете, а также в Рондино, сочиненных 22-летним Бетховеном для духового ансамбля застольной музыки. В том же году он пишет три Дуэта для кларнета и фагота (оставляем в стороне произведения для других духовых инструментов, но отметим, что в это время духовые привлекают пристальное внимание композитора).

Если иметь в виду более поздние его произведения с участием духовых, то можно заметить, что Бетховен отдает предпочтение кларнету перед традиционно первенствовавшей флейтой. Можно упомянуть его Квинтет ми-бемоль мажор, ор. 16, с участием кларнета, Трио си-бемоль мажор, ор. 11, для фортепиано, кларнета и виолончели (досадный удел этого произведения - звучать с заменой бетховенского кларнета скрипкой), Септет ми-бемоль мажор, ор. 20. Примечательно, что роль кларнета в этих камерных произведениях Бетховена заметно значительнее его роли в первых двух симфониях, созданных в то же время.

Луи Шпор (1784–1859). В наше время Шпор не столь известен, как Моцарт или Вебер, но в свое время он был очень популярен. Для своего друга кларнетиста Иоганна Симона Хармштедта он написал четыре кларнетовых концерта. Хармштедт был блестящим исполнителем, и все эти концерты полны технических трудностей. Примечательно, что поначалу Шпор не очень ясно представлял себе технические возможности инструмента и потому писал для него недостаточно удобно. Однако Хармштедт, страстно желая исполнить эти концерты, предпринял продуктивные попытки усовершенствовать механику кларнета.

Карл Мария фон Вебер (1786–1826). В начале 1810-х годов духовые инструменты получили мощный импульс для своего развития в творчестве этого немецкого композитора. Буквально в течение одного 1811 года он создал серию концертов для духовых инструментов с оркестром. До сих пор эти концерты - основа репертуара каждого концертирующего духовика. Всего это девять концертов; из них шесть - для кларнета. Веберу удалось блестяще продемонстрировать все возможности инструмента, его лучшие качества звучания во всех регистрах. Эти концерты были написаны для друга композитора кларнетиста Генриха Баермана. После моцартовского концерта ля мажор эти концерты Вебера самые часто исполняемые кларнетовые произведения.

Гектор Берлиоз (1803–1864). В 1844 г. в Париже увидел свет «Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке» Берлиоза. Великий виртуоз оркестра, открывший в нем целый мир новых темброво-выразительных возможностей, подробно изложил свои взгляды на инструменты, охарактеризовал их достоинства и недостатки, описал множество их сочетаний и красок. И хотя живое композиторское творчество Берлиоза дает несравненно большее разнообразие, огромный интерес представляют и его суждения об инструментах.

В частности, о кларнете читаем: «В тембре высокого регистра есть что-то пронзительное, тембры среднего регистра подходящи для певучих мелодий, арпеджио и пассажей; тембру низкого регистра, особенно на выдержанных нотах, свойственны те полные холодной угрозы эффекты, те мрачные звуки застывшей ярости, вдохновенным первооткрывателем которых был Вебер… Характер звуков среднего регистра носит отпечаток какой-то гордости, смягченной благородной нежностью. А это делает их способными к выражению самых поэтичных чувств и мыслей. Кларнет мало подходит для идиллии - это инструмент эпический, подобно валторнам, трубам и тромбонам. Его голос - голос героической любви». Восхищает то, как Берлиоз характеризует инструменты не только с их технической стороны, но и со стороны психологической. Чудесно использование Берлиозом кларнета в его «Фантастической симфонии».

Йоганнес Брамс (1833–1897). Брамс уже закончил сочинять музыку, но, подобно тому как Моцарт познакомился со Стадлером и написал для него свои кларнетовые произведения или как Вебер сочинил для Баермана, Брамс познакомился с замечательным кларнетистом Мюльфельдсом и написал для него кларнетовое трио, ор. 114, квинтет, ор. 115, а также две сонаты - фа мажор, ор. 120, и ми-бемоль минор. Это было через сто лет после Моцарта, и инструмент за это время весьма усовершенствовался. Теперь никакие технические несовершенства инструмента не сдерживали творческой фантазии композитора. В результате мы имеем подлинные шедевры камерной музыки.

Кларнет - деревянный духовой инструмент с одинарной тростью, широким звуковым диапазоном и мягким тембром. Может выступать как в качестве сольного инструмента, так и в составе оркестра или ансамбля. Кларнет может быть использован в произведениях любых музыкальных жанров.

От свирели до кларнета

Появление кларнета приходится на рубеж XVII-XVIII столетий. Изобретен был музыкальный инструмент Иоганном Кристофом Деннером - мастером, который специализировался на изготовлении деревянных . Занимаясь усовершенствованием старинной французской свирели, или, как ее называли, шалюмо, мастер пришел к созданию нового музыкального инструмента с более широким диапазоном.


Иоганн Кристоф Деннер

Шалюмо был достаточно распространенным инструментом, используемым для игры в оркестрах во Франции. Это была трубка цилиндрической формы с семью отверстиями, которые при исполнении необходимо было закрывать пальцами. Диапазон шалюмо составлял всего одну октаву. Деннер заменил язычок камышовой тростью, крепимой на мундштуке, и убрал трубочку с пищиком. Впоследствии добиваясь расширения диапазона звучания, инструмент претерпевал еще много переделок.

Переломным моментом, когда из «улучшенного шалюмо» появился принципиально новый инструмент, стал клапан, позволяющий переходить во вторую октаву. Звучание в новом диапазоне напоминало трубу под названием кларино. Именно она и дала название инструменту кларнету, который в переводе означает «маленькая кларино».

Дело отца продолжил сын Якоб, его кларнет был оснащен уже двумя клапанами. Далее, с 1760 по 1785 года постепенно добавлялось еще по одному клапану мастерами со всего мира. Третий клапан добавил австриец Паур, четвертый - бельгиец Роттенбург, пятый - английский мастер Хэйл. В 1790 году французом Жаном Ксавье Лефевром был присоединен последний, шестой клапан, как в классической модели кларнета.

Разновидности и усовершенствование инструмента

Мастера XIX века всего мира также пытались приложить руку к усовершенствованию оригинального музыкального инструмента. Так появились французские, австрийские, немецкие кларнеты, кларнеты Альбера и Фрица Шюллера. Во Франции к кларнету присоединили кольцевые клапаны, которые применялась только во флейте. Считается, что французские кларнеты более приспособлены для быстрой виртуозной игры, немецкие же отличаются большей выразительностью звука. Еще несколько фирм выпускали экспериментальные модели кларнетов с различными расположениями клапанов, но они не получили особого распространения.