Кем работал леонардо да винчи. Кем был Леонардо да Винчи? Кто такой Леонардо да Винчи

Личность да Винчи – самая таинственная, гениальная и малоизученная в истории.

Биография итальянца весьма скудна, а свою личную жизнь он держал под тяжелым замком – о ней ходят легенды, но достоверных источников нет.

Зато картины, изобретения, теории, дневники мастера подлежат известности и могут пролить свет на некоторые подробности его жизни.

Великий ученый и художник всегда выделялся на фоне других. Ещё в детстве он был невероятно любопытным, спрашивая обо всём, что видел и слышал.

Тяжело пережив разлуку с матерью, еще будучи ребёнком он замкнулся в себе, а, повзрослев, стал жить в мире творчества, посвятил всего себя поискам ответов на волнующие вопросы.

Рождение и детство

Родился да Винчи 15 апреля 1451 года в селе Анкиано, которое находилось около посёлка Винчи, Флоренция. Родители не состояли в браке - это повлияло на внутренний мир мальчика и его взаимоотношения с папой. Матерью Леонардо была крестьянка Катерина, отцом – молодой нотариус Пьеро.

Изначально сын жил с Катериной, затем папа забрал его к себе. На тот момент Пьеро был женат впервые, но детей у пары не было. Спустя 10 лет мачеха да Винчи умерла, отец женился снова и повторно овдовел. В целом, у мальчика было 4 мачехи, 12 братьев и сестёр.

В 14 лет он поступил в мастерскую художника Андреа Верроккьо в качестве подмастерья. Заведение удобно расположилось в самом центре интеллектуальной Италии. Эта работа и определила дальнейшую судьбу уникального человека.

Юность

Параллельно с работой, юный да Винчи обучался гуманитарным и техническим наукам.

За несколько лет он изучил:

  • металлургию;
  • химию;
  • черчение;
  • скульптуру;
  • рисование;
  • моделирование.

Вместе с дарованием, в мастерской Верроккьо обучались известные мастера Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, Перуджино. В 20 лет Леонардо получил квалифицированность мастера в Гильдии Святого Луки. Спустя 4 года его обвинили в содомии, но на суде оправдали.

Первые художественные шедевры

Первым шедевром Леонардо стала картина «Крещение Христа», которую заказали Верроккьо.

Мастер попросил ученика нарисовать одного из двух ангелов и пейзаж. Сам Андреа написал остальные части полотна, в том числе и второго ангела. Разница между ними оказалась колоссальна – ангел да Винчи получился лучше. Верроккьо настолько поразился, что забросил кисть.

Следующими работами гения стали «Благовещение», «Мадонна с вазой», «Мадонна Бенуа».

Трудно представить, что эти шедевры появились из-под кисти 20-летнего парня.

Первый большой заказ Леонардо получил в 30 лет. Монастырь Сан Донато а Систо попросил написать полотно «Поклонение волхвов», которое да Винчи так и не закончил.

В этом же возрасте художник занимался еще одной крупной работой – картиной «Святой Иероним».

Личная жизнь

Да Винчи слыл известной личностью и при жизни - его всегда окружали друзья и ученики. Но интимные отношения мастер не желал раскрывать.

На протяжении 67 лет, он ни разу не женился. Некоторые историки считают, что между гением и Чечилией Галлерани, с которой списан портрет «Дамы с горностаем», была любовная связь.

Другие же историки уверяют, что итальянец предпочитал мужчин. Один из учеников по имени Салаи, служивший мастеру натурщиком для картин «Иоанн Креститель» и «Бакх», якобы являлся возлюбленным учителя. Существует и теория, что Леонардо был девственником и никого не любил, посвятив всего себя изучению неизведанного.

Последние годы жизни

В последние годы жизни итальянец прожил в замке Кло-Люсе, приняв приглашение французского короля Франциска I.

Он почти не рисовал, но успешно занимался организацией праздников при дворе, а также планировал новый дворец в Роморантане, спиральную лестницу в замке Шамбор, канал между Соной и Луарой.

В 65 лет Леонардо стало трудно передвигаться, онемела правая рука. Перед смертью он постоянно находился в постели, ходил только при помощи близких людей.

Скончался гений всех времён 2 мая в 1519 году, в замке Кло-Люсе, среди своих учеников и шедевров.

Похоронили гениального художника в замке Амбуаз и в его честь на могильной плите выбили надпись, которая гласит, что в стенах монастыря покоится прах величайшего человека, посетившего Французское королевство.

Творчество Леонардо да Винчи

Он оставил после себя множество открытий, произведений искусства, записей, которые дают развёрнутые энциклопедические сведения по различным наукам.

Искусство

Современники знают да Винчи в роли художника, хотя сам мастер считал написание картин лишь хобби, и с возрастом уделял ему всё меньше времени. Но даже в нём гений преуспел – создал собственную технику, поставил живопись Возрождения на новый, более высокий уровень.

Он писал не только темперой, которой пользовалось большинство художников эпохи, а и маслом, придававшим фигурам образности.

Да Винчи виртуозно играл на лире. Когда его судили, в деле речь шла про музыканта, а не художника или изобретателя. Считается, что он занимался и скульптурой. Но до наших дней дошла только терракотовая голова.

Научные изобретения «Мага от науки»

Леонардо углублённо занимался наукой, он создал множество вещей, облегчивших жизнь человечеству. Хотя половину из них называют приписанными автору, это всё же заслуженно.

Список внушительный:

  • подводная лодка;
  • водолазный костюм;
  • парашют
  • бронированный танк;
  • двухлинзовый телескоп;
  • переносной мост;
  • прожектор;
  • самоходная тележка (прототип автомобиля);
  • подшипник;
  • робот;
  • колесцовый замок, ставший популярным еще при жизни создателя.

Да Винчи был одержим идеей полёта и мечтал спроектировать самолёт. Среди его чертежей нашли схему летательного аппарата орнитоптера, который изобретатель так и не успел испробовать.

Анатомия и медицина

Леонардо сделал тысячи медицинских заметок и анатомических эскизов. Он стремился подробно изучить человеческий организм. Для этого ученый даже сам проводил вскрытие трупов. Ему удалось почти в точности воспроизвести человека изнутри, неточной получилась только репродуктивная женская система.

Гений основал динамическую анатомию, изобрёл стеклянную модель для изучения сердечных клапанов, первым определил пропорции скелета и опроверг многие теории о медицине того времени. Он опередил анатомическую практику на 300 лет.

Литература великого мыслителя

Литературное наследие итальянца дошло до потомков в хаотическом виде. После смерти гения его ученик и друг Франческо Мельци скомпоновал из отрывков про искусство «Трактат о живописи», который опубликовали в 1651 году.

Помимо этих отрывков, в записях Леонардо можно найти множество прозаических произведений:

  • басен,
  • фацеции (шутливых рассказов);
  • афоризмов;
  • аллегорий;
  • пророчеств.

Среди последних половина уже сбылась. Так, гений предсказал появление телефонной связи, двуручной пилы, сельскохозяйственных машин. Другие пророчества, которые еще не свершились, больше похожи на библейские – в них речь идёт про демонов и катаклизмы.

Дневники Леонардо

Великий Леонардо вёл 120 дневников, из которых на сегодняшний день уцелело приблизительно 7000 страниц. На них можно найти чертежи различных изобретений, эскизы анатомии человека, заметки юным художникам, архитекторам, музыкантам, философские изречения, шуточные произведения, басни и пророчества.

Всё написано левой рукой и в зеркальном отображении – слева направо. Зеркальный код да Винчи разгадали только на рубеже XX и XXI века.

Бесценные дневники после смерти автора хранились у Франческо Мельци, а затем рукописи непонятным образом пропали. Лишь отдельные фрагменты нашлись у друзей и родных Леонардо. Впервые часть дневников опубликовал Карло Аморетти – хранитель Амброзианской библиотеки.

Ученики – молодые живописцы да Винчи

Став мастером, Леонардо да Винчи основал свою мастерскую, в которой обучал искусству других. Среди молодых учеников известность обрели:

  • Бернардино Луини;
  • Амброджо де Предис;
  • Франческо Мельци;
  • Андреа Соларио;
  • Джованни Больтраффио;
  • Чезаре да Сесто;
  • Джампетрино.

Мастер передал практические рекомендации молодым живописцам в своих дневниках. Он советовал развивать память и воображение, находить в обычных формах новое и удивительное, больше внимания уделять природе, изучать картины знаменитых художников, историю и теорию живописи, приступать к практике подготовленными.

Интересные факты, тайны и вымыслы художника

Личность да Винчи окружена загадочностью. Его считали чёрным магом, пришельцем или путешественником во времени. Близкие друзья ценили и любили его, ревностно охраняя тайны.

Всё же некоторые интересные факты достоверно известны современникам:

  1. Гений первым понял, . В своих дневниках он написал, что виной тому освещённые частицы воздуха, расположенные между Землей и космосом. Примечательно, что Леонардо называл космос «небесной чернотой».
  2. В дневниках да Винчи обращался к себе на «ты», также говоря с возможными читателями. Это свидетельствует про нестабильное психическое состояние.
  3. Спал итальянец по 15 минут каждые четыре часа. Такая техника сна применялась во многие века. Она способствует увеличению производительности, улучшению самочувствия, уменьшению времени, потраченного на сон.

Споры о том, кем был Леонардо да Винчи – мистической или просто нестандартной личностью ведутся до сих пор. В любом случае, это был уникальный многогранный человек, который оказал величайшее влияние на цивилизацию. Его можно любить или ненавидеть, но не восхищаться им при этом невозможно.

Основные даты жизни Леонардо да Винчи

1452 – рождение Леонардо в Анкиано или Винчи. Его отец уже три года служит нотариусом во Флоренции. Он женится на шестнадцатилетней Альбиере Амадори. 1464/67 – прибытие Леонардо во Флоренцию (точная дата неизвестна). Смерть Альбиеры и деда.

1468 – Леонардо все еще вписан в фискальную декларацию своей бабушки в Винчи.

1469 – Леонардо внесен в декларацию своего отца во Флоренции и поступает учеником к Верроккьо. Приход к власти Лоренцо Великолепного.

1472 – Леонардо внесен в реестр корпорации художников.

1473 – первые пейзажные зарисовки и, вероятно, первый вариант «Благовещения».

Смерть второй жены отца Леонардо.

1474 – портрет Джиневры Бенчи.

1476 – донос на Леонардо и судебный процесс по делу о содомии. Рождение первого законного ребенка его отца, женатого третьим браком.

1477 – о Леонардо ничего не известно на протяжении полутора лет. Боттичелли пишет «Весну».

1478 – Леонардо пишет двух мадонн и алтарный образ, оставшийся незавершенным. Заговор Пацци, наводнение, эпидемия чумы.

1479 – заказ на «Святого Иеронима», оставшегося незавершенным, и на «Мадонну Бенуа».

1480 – Леонардо начинает «Поклонение волхвов», незавершенное и оставленное им у Бенчи. Сфорца приходит к власти в Милане. Лоренцо Медичи не хочет посылать Леонардо в Рим.

1481 – все лучшие художники Флоренции направлены Лоренцо Медичи в Рим расписывать Сикстинскую капеллу. Леонардо не удостаивается этой чести.

1482 – Леонардо отправляется в Милан.

1483 – Леонардо присоединяется к братьям да Предис; они вместе пишут «Мадонну в скалах». Карл VIII становится королем Франции.

1485 – чума в Милане. Леонардо открывает свою мастерскую, в которой создается «Мадонна Литта».

1486 – макет фонаря для Миланского собора. Во Флоренции начинает проповедовать Савонарола.

1487 – портрет «Музыканта». Леонардо создает декорации для Райского праздника, своей первой большой инсценировки, которая состоится спустя три года.

1488 – написана «Дама с горностаем», портрет Чечилии Галлерани, любовницы герцога Миланского. Кончина Верроккьо.

1489 – Леонардо занимается анатомическими рисунками черепа и архитектурными рисунками, а также создает декорации к празднику по случаю бракосочетания в Тортоне Джангалеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской. Конструирование первого автомата. Заказ на создание конной статуи родоначальника династии Сфорца.

1490 – встреча Леонардо в Павии с Франческо ди Джорджо Мартини, обмен планами и проектами. Работы в области гидравлики. Прибытие Салаи. Знаменитый Райский праздник.

1491 – праздник и турнир «диких людей», декорации, костюмы, инсценировка. Бракосочетание герцога Миланского с Беатриче д’Эсте. Продолжение работы над «Большим конем». Зарисовки бурь, баталий и серия профилей.

1492 – Браманте возводит хоры в церкви Санта-Мария делле Грацие. В декабре Леонардо завершает гипсовую модель «Большого коня» и готовится переходить к стадии отливки.

1493 – к Леонардо прибывает Катерина, по всей видимости, его мать; она живет у Леонардо около двух лет до своей смерти. Леонардо рисует аллегории, занимается анатомической практикой и исследованиями полетов.

1494 – отливка в бронзе «Большого коня» не состоялась из-за угрозы войны и необходимости использовать металл для изготовления пушек. Карл VIII начинает Итальянские войны и оккупирует Неаполь. Племянник герцога Сфорца умирает в Павии. Низложение Медичи и изгнание их из Флоренции. Савонарола берет в свои руки власть в городе.

1495 – декорирование комнат дворца герцога Сфорца. Неоднократные поездки во Флоренцию. Заказ на «Тайную вечерю» в Санта-Мария делле Грацие.

1496 – инсценировка «Данаи» Бальдассаре Такконе. Портрет новой любовницы герцога Миланского – картина, ныне известная как «Прекрасная Ферроньера». Дружба с Лукой Пачоли и начало продолжительных математических занятий с ним. Проект книги «Божественная пропорция».

1497 – продолжение работы над «Тайной вечерей». Новые ученики в мастерской Леонардо. Вторая постановка «Данаи». Смерть Беатриче д’Эсте.

1498 – декорирование Сала делле Ассе. Продолжение работы над «Божественной пропорцией» в соавторстве с Лукой Пачоли. Сфорца дарит Леонардо виноградник. Трактат о летательном аппарате. После Карла VIII на трон Франции вступает Людовик XII. Савонарола сожжен на костре во Флоренции.

1499 – бегство герцога Сфорца в связи с приближением французской армии. Людовик XII вступает в Милан. Леонардо намеревается покинуть город.

1500 – Леонардо направляется в Мантую к Изабелле д’Эсте, где рисует ее портрет. Затем вместе с Пачоли едет в Венецию, где работает в качестве военного инженера. Сфорца вновь овладевает Миланом, но вскоре попадает в руки к французам. Гипсовая модель «Большого коня» повреждена. Леонардо возвращается во Флоренцию. Филиппино Липпи уступает ему заказ на создание алтарного образа для церкви Благовещения ордена сервитов – «Святой Анны». Выполнение мелких заказов.

1501 – экспозиция картона «Святой Анны». Успех и новые заказы. «Мадонна с веретеном». Продолжение работы в соавторстве с Пачоли над книгой по геометрии. Французы заняли Рим.

1502 – дружба с Макиавелли, который представляет Леонардо Чезаре Борджа в качестве военного инженера; в свите Борджа Леонардо совершает завоевательный поход по Италии, производит топографическую съемку, чертит карты и планы, создает передвижной мост. Инновации в области картографии.

1503 – возвращение Леонардо во Флоренцию. Не имея работы, он предлагает свои услуги турецкому султану Баязиду II, который, однако, не считает нужным отвечать ему. Участие в осаде Пизы в качестве военного инженера; Леонардо предлагает проект канала для изменения русла реки Арно. Макиавелли добивается для Леонардо заказа на создание фрески «Битва при Ангиари» для украшения зала Совета дворца Синьории во Флоренции. Видимо, тогда же начинается работа над «Джокондой» и «Ледой».

1504 – Тосканская республика консультируется с коллегией местных художников, включая и Леонардо, о месте установки «Давида» Микеланджело. Смерть отца Леонардо. Его братья не допускают его к отцовскому наследству. Продолжение работы над «Битвой при Ангиари» и «Джокондой».

1505 – соревнование с Микеланджело по росписи зала Совета флорентийской Синьории. Леонардо занимается изучением полета птиц. Продолжение работы над «Джокондой», копию которой делает Рафаэль. Новая версия «Леды».

1506 – Предис приглашает Леонардо возвратиться в Милан для завершения «Мадонны в скалах». Флоренция не хочет отпускать его. Леонардо получает разрешение на три месяца. Шарль д’Амбуаз, губернатор Милана, удерживает его до конца года. Создание второй версии «Мадонны в скалах». В мастерскую к Леонардо поступает Франческо Мельци.

1507 – Людовик XII вступает в Милан и возвращает Леонардо его права на виноградник, жалует ему часть канала, ренту от воды и годичный пенсион. Леонардо организует торжества по случаю официального вступления Людовика XII в Милан. Умирает дядя Леонардо, и его братья начинают судебный процесс, дабы оспорить его права на наследство. В сентябре Леонардо возвращается во Флоренцию.

1508 – во Флоренции Леонардо приводит в порядок свои рукописи и помогает Франческо Джованни Рустичи в создании скульптур Баптистерия. Неоднократные поездки из Флоренции в Милан и обратно. Написание двух ныне утраченных мадонн. Возобновление анатомических исследований. В апреле Леонардо возвращается в Милан, где завершает «Мадонну в скалах». Микеланджело расписывает Сикстинскую капеллу.

1509 – венецианцы побеждены французами. Леонардо организует триумф Людовика XII. Продолжает работу над «Ледой»,«Святой Анной» и «Святым Иоанном Крестителем».

1510 – Леонардо в Павии продолжает свои анатомические исследования. Смерть Боттичелли.

1511 – гибель Шарля д’Амбуаза. Леонардо с Мельци отправляется в Вапприо д’Адца.

1512 – сын Лодовико Моро возвращается в Милан, и Леонардо вынужден покинуть этот город. Медичи возвращаются к власти во Флоренции.

1513 – Леонардо прибывает в Рим по приглашению Джулиано Медичи, брата нового папы, и вместе со своей командой поселяется в Бельведере. Работа по созданию зажигательных зеркал.

1514 – научные и анатомические исследования Леонардо навлекают на него немилость папы. Выполняя задание по осушению болот близ Рима, Леонардо заболевает малярией.

1515 – Салаи покидает Леонардо и возвращается в Милан.

Смерть Людовика XII, вступление Франциска I на французский трон. Джулиано едет во Францию жениться. Леонардо становится объектом злословия и интриг. В конце года едет с папой Львом X на мирные переговоры с Франциском I, с которым у него устанавливаются дружеские отношения. Король приглашает Леонардо к себе, но мастер пока пребывает в нерешительности и возвращается в Рим. Макиавелли пишет трактат «Государь».

1516 – умирает Джулиано Медичи. Леонардо остается в Риме без всякой поддержки и принимает решение ехать во Францию. Король предоставляет в его распоряжение замок Клу близ Амбуаза, королевской резиденции.

1517 – при помощи Мельци Леонардо приводит в порядок свои рукописи, готовя их к публикации. Организует в Амбуазе придворные праздники по различным поводам: крестинам дофина, годовщине победы французов при Мариньяно, бракосочетанию Лоренцо ди Пьеро ди Медичи. Леонардо пользуется славой и почетом. По заказу короля проектирует новый королевский дворец, составляет план идеального города, предлагает проекты строительства канала и осушения болот в Солони.

1518 – Леонардо организует королевские праздники в Амбуазе 3 и 15 мая и у себя в Клу 19 июня.

12 августа – пышные похороны в Сен-Флорантене. Во время Французской революции место погребения Леонардо ликвидировано и его останки затерялись…

Из книги Леонардо да Винчи автора Гастев Алексей Алексеевич

Основные даты жизни и деятельности Леонардо да Винчи 1452, 15 апреля. В тосканском городке Винчи родился Леонардо.1468. Леонардо поступает для обучения в мастерскую флорентийского скульптора и живописца Андреа Вероккио.1472-1482. Заканчивает обучение и зачисляется в гильдию

Из книги Леонардо да Винчи автора Дживелегов Алексей Карпович

Алексей Дживелегов ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол

18. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452–1519) Леонардо да Винчи родился в 1452 году в городе Винчи, в провинции Тоскана в Италии. Незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, он воспитывался дедушкой и бабушкой по отцовской линии. Необычайное дарование Леонардо

Из книги Великие пророчества автора Коровина Елена Анатольевна

Мечта Леонардо да Винчи Раньо Неро не был единственным, кто занимался предсказаниями в Италии во времена Высокого Возрождения. Баловались этим даже мастера живописного и скульптурного цеха. Особенно популярны были их «рассказы о будущем» в образованном ими Обществе

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

Зарождение соперничества с Леонардо да Винчи Микеланджело не раз задавал себе вопрос: как Флоренция в ее теперешнем бедственном положении продолжает финансировать искусство? А ведь он был не единственным художником, кого она поддерживала, – в результате французского

Из книги 10 гениев живописи автора Балазанова Оксана Евгеньевна

Глава 9 «Настенная дуэль» с Леонардо да Винчи Оскорбление конкурента Как и Леонардо да Винчи, Микеланджело хотел быть одновременно и инженером, и рисовальщиком, и живописцем, и скульптором, и каменотесом. Он занимался всем сразу, и у него не оставалось времени ни на себя,

Из книги Леонардо да Винчи [с иллюстрациями] автора Шово Софи

Объять необъятное – Леонардо да Винчи «И, увлекаемый жадным своим влечением, желая увидеть великое смешение разнообразных и странных форм, произведенных искусной природой, среди темных блуждая скал, подошел я к входу в большую пещеру, пред которой на мгновение

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Из книги Художники в зеркале медицины автора Ноймайр Антон

Винчи Леонардо да (род. в 1452 г. – ум. в 1519 г.) Гениальный итальянский художник, архитектор, инженер, изобретатель, ученый и философ, проявивший себя практически во всех областях естествознания: анатомии, физиологии, ботанике, палеонтологии, картографии, геологии,

Из книги Мужчины, изменившие мир автора Арнольд Келли

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ВВЕДЕНИЕ «В истории искусства Леонардо стал Гамлетом, которого каждый для себя открывал по-новому». Эти слова Кеннета Кларка, одного из глубоких знатоков этого загадочного явления на небосклоне итальянского Ренессанса, очень метко подчеркивают

Из книги Улыбка Джоконды: Книга о художниках автора Безелянский Юрий

РИСУНКИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

Леонардо Да Винчи Леонардо Да Винчи – полное имя которого произносится не иначе, как Леона?рдо ди сер Пье?ро да Ви?нчи родился 15 апреля 1542 года неподалеку от Флоренции, в селении Анкиано, которое расположено в области города Винчи, а умер во Франции в 1519 году. Леонардо Да

Из книги Зарубежная живопись от Яна ван Эйка до Пабло Пикассо автора Соловьева Инна Соломоновна

Улыбка Джоконды (Леонардо да Винчи) Женщина мира В потоке встречных лиц искать глазами Всегда одни знакомые черты… Михаил Кузмин Всю жизнь мы кого-то ищем: любимого человека, вторую половину своего разорванного «я», женщину наконец. Федерико Феллини по поводу героинь

Из книги Парашют автора Котельников Глеб Евгеньевич

Краткая биография Леонардо да Винчи 15 апреля 1452 г. – Леонардо родился в селении Анкиано близ Винчи. Его мать, о которой почти ничего не известно, предположительно звалась Катериной. Его отец – сер Пьеро да Винчи 25 лет от роду, нотариус, из династии нотариусов. Леонардо –

Из книги автора

Глава 2 Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) – итальянский живописец, скульптор, ученый-энциклопедист, инженер, изобретатель, один из самых выдающихся представителей культуры Высокого Возрождения, родился 15.04.1452 в городе Винчи близ Флоренции (Италия).

Из книги автора

Глава II. Леонардо да-Винчи. Фауст Веранчио В пятнадцатом веке в Италии жил замечательный человек, по имени Леонардо да-Винчи. Он был и живописцем, и скульптором, и музыкантом-композитором, и инженером, и механиком, и ученым. Его прекрасными картинами и рисунками гордятся в

/shtorm777.ru/wp-content/uploads/2016/12/leonardo-da-vinchi-150x150.jpg" target="_blank">http://shtorm777.ru/wp-content/uploads/2016/12/leonardo-da-vinchi-150x150.jpg 150w" width="300" />

Биография да Винчи и интересные факты

Родился Леонардо да Винчи в городке Винчи (или рядом с ним), находящемся западнее Флоренции, 15 апреля 1452 г. Он был незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование.

1467 год — в возрасте 15 лет Леонардо пошел учеником к одному из ведущих мастеров Раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо; 1472 год — вступил в гильдию художников, изучал основы рисунка и других необходимых дисциплин; 1476 год - так и работал в мастерской Вероккьо, как видно, в соавторстве с самим мастером.

К 1480 году у Леонардо уже были крупные заказы, но спустя 2 года переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представлялся как инженер, военный эксперт и художник. Годы, которые он провел в Милане, были наполнены различными занятиями. Леонардо да Винчи написал несколько картин и знаменитую фреску «Тайная вечеря» и стал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, — это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.

1499 год — после изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами Леонардо уезжает в Венецию, посещает по дороге Мантую, где участвует в строительстве оборонительных сооружений, после возвращается во Флоренцию. В те времена он был настолько увлечен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение 12 лет Леонардо все время переезжает из города в город, работает на знаменитого Чезаре Борджиа в Романье, проектирует оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино.

Во Флоренции он вступает в соперничество с Микеланджело; кульминацией такого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для Палаццо делла Синьория (также Палаццо Веккьо). Потом Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. На протяжении всех этих лет он продолжает заполнять свои тетради. В них отражены его идеи, относящиеся к самым разным предметам. Это — теория и практика живописи, анатомия, математика и даже полет птиц. 1513 год — как и в 1499-м, его покровителей изгоняют из Милана…

Леонардо уезжает в Рим, где проводит 3 года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный из за отсутствия материала для анатомических исследований, он занимается экспериментами, которые ни к чему не приводят.

Короли Франции, вначале Людовик XII, потом Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, в особенности «Тайной вечерей» Леонардо. Потому нет ничего удивительного в том, что в 1516 г. Франциск I, хорошо осведомленный о разносторонних талантах Леонардо, приглашает его ко двору, который тогда находился в замке Амбуаз в долине Луары. Как писал скульптор Бенвенуто Челлини, несмотря на то что флорентиец работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, его основное занятие это почетная должность придворного мудреца и советника.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, флорентиец разработал вначале простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новая его идея — аэроплан с полным управлением. Но воплотить идею в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитая идея ученого — аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес большой вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитые картины Леонардо — «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и много других. Леонардо был требователен и точен во всем что делал. Даже перед тем как писать картину, он настаивал на полном изучении объекта перед началом.

Рукописи Леонардо бесценны. Они были полностью опубликованы только в XIX-XX веках. В своих заметках Леонардо да Винчи отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Леонардо да Винчи был талантлив во многих областях, он внес значительный вклад в историю архитектуры, искусства, физики.

Умер Леонардо да Винчи в Амбуазе 2 мая 1519 г.; его картины к этому времени разошлись как правило по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях, почти в полном забвении, еще несколько столетий.


Секреты Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество сможет до них «дозреть». Он писал левой рукой и очень мелкими буковками, справа налево, так что текст выглядел как бы в зеркальном отображении. Он говорил загадками, делал метафорические пророчества, любил составлять ребусы. Леонардо да Винчи не подписывал своих произведений, но на них присутствуют опознавательные знаки. К примеру, если повнимательней присмотреться к картинам, возможно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, как видно, немало, потому те или иные его сокрытые «детища» неожиданно обнаруживаются на известных полотнах, через столетия. Так, к примеру, было с «Мадонной Бенуа», которую на протяжении долгого времени, в качестве домашней иконы, возили с собой странствующие актеры.

Леонардом был открыт принцип рассеяния (или сфумато). У предметов на его полотнах нет четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Чтобы овладеть таким принципом, он советовал упражняться: разглядывать появляющиеся от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах отыскивать образы.

Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды: в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что Джоконда улыбается то нежно, то как бы зловеще. Второе чудо «Моны Лизы» в том, что она «живая». На протяжении столетий ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания различных наук, потому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг разошлись по свету и постепенно открываются человечеству.

Леонардо да Винчи предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии — это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хотя бы знаменитую иллюстрацию да Винчи, доказывающую пропорциональность тела человека. Человеческая фигура с раскинутыми руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, а с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками — в квадрат. Такая «мельница» дала толчок различным выводам. Леонардо оказался единственным, кто создал проекты церквей, в которых алтарь помещен посередине (символизируя пуп человека), а молящиеся — равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения — шариковому подшипнику.

Флорентиец любил использовать контрапост, который создает иллюзию движения. Все, кто видел его скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, невольно меняли свою походку на более раскованную.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, потому как неоконченность — неотъемлемое качество жизни. Окончить — означает убить! Медлительность флорентийца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, к примеру, благоустраивать долины Ломбардии или занимался созданием аппарата для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений — «незавершенка». У мастера был особый состав, при помощи которого он на готовой картине словно специально делал «окна незаконченности». Как видно, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться и что-либо подправить…

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана слушалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

Существует версия, что Леонардо да Винчи был гомосексуалист. Когда художник учился в мастерской Вероккио, он был обвинен в домогательстве к мальчику, позировавшему ему. Суд оправдал его.

По одной из версий, Джоконда улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

По другой, Мону Лизу развлекают музыканты и клоуны во время того, как она позировала художнику.

Есть еще одно предположение, согласно которому, «Мона Лиза» — это автопортрет Леонардо.

Леонардо да Винчи, как видно, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Эксперты сомневаются в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируемый 1512-1515 гг.), изображающий его в старости, является таковым. Предполагают, что, вероятно, это только этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, начали высказываться с XIX столетия, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо да Винчи, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и американские исследователи, изучив загадочную улыбку Моны Лизы с помощью новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83 процента счастья, 9 процентов пренебрежения, 6 процентов страха и 2 процента злости.

Леонардо любил воду: им были разработаны инструкции по подводному погружению, он изобрел и описал прибор для подводных погружений, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо да Винчи легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первый из живописцев начал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Наблюдения за Луной в фазе растущего полумесяца привели исследователя к одному из важных научных открытий — Леонардо да Винчи установил, что солнечный свет отражается от нашей планеты и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Флорентиец был амбидекстром — одинаково хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушение способности чтения) — этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Известный факт, Леонардо писал зеркальным способом.

Относительно не так давно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитейший шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» было отведено две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 кв. м. Громадное помещение было перестроено под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение великого Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, длилась около 4-х лет. Решение перенести «Мону Лизу» в отдельный зал приняла администрация Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских мастеров, этот шедевр терялся, а публика была вынуждена стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

2003 год, август — полотно великого Леонардо стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» похитили из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр был украден из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью.

Считается, что Леонардо был вегетарианец (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает его с одним индусом, не евшим мяса). Часто приписываемая Леонардо фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Еще в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо да Винчи создал проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

Строя каналы, Леонардо сделал наблюдение, которое в последствии вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что наша планета намного старше, чем было указано в Библии.

В числе увлечений да Винчи были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане в течении тринадцати лет он был распорядителем придворных пиров. Им было изобретено несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, — имело большую популярность на придворных пирах.

В книгах Терри Пратчеттa есть персонаж которого зовут Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает разнообразные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная — портрет Моны Ягг)

Немалое число рукописей Леонардо впервые опубликовал хранитель Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

Итальянские ученые сделали заявление о сенсационной находке. По их утверждению, обнаружен ранний автопортрет Леонардо. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.

Скульптор и живописец. Архитектор и инженер. Ученый и изобретатель. Музыкант и философ. Кажется, нет ни единой области в науке, технике и искусстве, где бы он не преуспел и не показал себя истинным гением. Величайший человек эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи.

В 1452 году неподалеку от Флоренции, 15 апреля родился мальчик, которого назвали Леонардо. Его отец, сеньор Пьеро да Винчи, был совсем не беден и имел собственную нотариальную контору, как и четыре поколения его предков. За долгую и плодотворную жизнь отец Леонардо был официально женат четырежды и приходился отцом двум дочерям и десятку сыновей. Однако Леонардо родился вне брака, и о его матери мало что известно. Чаще всего биографии упоминают молодую крестьянку Катерину, но и это не есть факт… Леонардо воспитывался вместе с законными детьми своего отца и был признан им, но до четырех лет вместе с матерью жил в деревне Анхиана. Потом отец забрал его в свою семью и дал мальчику возможность учиться, как и прочим детям. Леонардо быстро научился читать, писать, хорошо усвоил латынь и математику.

Леонардо был левшой. Именно этот признак впоследствии был использован им для опознавания изобретений Леонардо - он писал наоборот, справа налево, выписывая буквы в зеркальном изображении. Поэтому его тексты легко читать при помощи зеркала. Но письма и некоторые рукописи да Винчи написаны в традиционной манере. Из своего имения отец Леонардо переехал во Флоренцию в возрасте тридцати лет, чтобы открыть там свое дело. Он взял с собой Леонардо, но по законам того времени бастарду были закрыты пути для обучения на врача или юриста, а потому Пьеро да Винчи отдал сына в обучение художнику. Художники не принадлежали к элите, а считались практически ремесленниками, хотя по своему статусу находились несколько выше портных. К этому надо добавить, что Флоренция относилась к художникам гораздо с большим почтением, чем другие города Европы.

Отец отдал Леонардо в хорошие руки. Андреа дель Верроккьо являлся одним из лучших художников школы живописи Тосканы. Он занимался не только живописью и скульптурой, но и ювелирными работами, литьем бронзы, а также считался непревзойденным устроителем праздников. С 1467 по 1472 год Леонардо проходил обучение, и художественный талант его был признан и публикой Флоренции, и самим учителем. Для художника это было выдающееся достижение - признание в двадцать лет. Когда Верроккьо получил большой заказ - картина «Крещение Христа», как и всякий большой художник, он выписывал лишь центральную фигуру и разрабатывал общий план картины, а второстепенные детали писали его ученики. Здесь Леонардо и нарушил традиции живописи - применил новые для того времени масляные краски. Так как остальные использовали краски темперные (вода, яичный желток, немного виноградного уксуса и цветные пигменты), то на фоне тусклых работ других учеников ангел, нарисованный Леонардо, воистину засиял, словно святой. Легенда гласит, что Верроккьо, увидев работу своего ученика, патетически воскликнул, что превзойден - и лишь Леонардо достоин будет теперь писать лица.

Но Леонардо работал не только масляными красками. Он освоил многие техники нанесения рисунков, включая серебряный карандаш, карандаш итальянский, рисунки пером. В 1472 году ученичество Леонардо заканчивается с принятием его в гильдию живописцев Святого Луки. Но он остается в доме учителя и помогает ему во всех делах - не как старший подмастерье, а как равный равному. Лишь четыре года спустя Леонардо открывает собственную мастерскую, но долго проработать спокойно ему не дали - в официальные органы поступает донос с обвинениями художника в содомии, и его арестовывают. Однако у дознавателей не было фактов, подтверждающих обвинения Леонардо и трех его друзей в преступлении, которое во Флоренции каралось сожжением у позорного столба. Но покинуть тюрьму просто так было достаточно сложно, и арестованных освободили лишь после основательной порки. Историки считают, что столь демократичный приговор суда был связан с тем, что среди обвиняемых оказался наследник одного из видных вельмож города.

Несмотря на практически отмененное обвинение в содомии, на репутации Леонардо остается пятно, которое далеко не красит его. Особенно невзлюбили молодого художника чопорные и безапелляционные правители Флоренции - Медичи. Леонардо уже подумывал о переезде в другое место, когда ему почти сказочно повезло - он получил приглашение ко двору миланского герцога Лодовико Сфорца устроителем придворных торжеств. Характер у герцога даже для тех времен был далеко не сахар - он отличался деспотичным нравом и далеко не пользовался любовью итальянцев. Именно Леонардо сделал праздники герцога знаменитыми не только на всю Италию, но и известными в Европе, - оригинальные маски, яркие костюмы чередовались с запоминающимися механическими чудесами и даже музыкальными фонтанами. При этом человек, прославивший герцога, получал за свою работу денег куда меньше, чем придворный шут-карлик. Мало того - на Леонардо взвалили работы по гидротехническому обеспечению замка, обязанности архитектора и военного инженера. Но при столь плотном графике Леонардо успевал работать для души одновременно в нескольких направлениях техники и науки. Изобретения не волновали герцога Сфорцу, и понятно, что Леонардо получал деньги лишь за то, что нравилось герцогу и превозносило его.

В 1484 году на Милан пал мор. Чума свирепствовала в городе целый год, и за это время умерло более пятидесяти тысяч жителей. Понимая, что причина столь повальной смертности от инфекции кроется в слишком густом заселении города, Леонардо предлагает герцогу возвести новый город. Архитектор видел этот город состоящим из десяти районов, в каждом из которых должно было проживать около тридцати тысяч человек. Уже тогда Леонардо предусмотрел ширину улиц не менее высоты холки лошади (в средневековых городах некоторые улицы были шириной менее метра) для поступления свежего воздуха при ветре с любой стороны. Естественно, что в каждом районе предлагалось провести канализацию и обеспечить доставкой воды. Герцог отверг проект, но через несколько веков в Лондоне Государственный совет подтвердил предложенную Леонардо да Винчи ширину улиц и в дальнейшем следовал именно такой планировке.

Вместо постройки города Сфорца поручил художнику создать Миланскую Академию художеств. Леонардо полностью разработал учебный процесс в Академии, составил планы и трактаты о преподавании живописи, тенях и свете, передаче в рисунке движения, о перспективе и о пропорциях тела человека. Миланская Академия стала основой Ломбардской школы - школы Леонардо да Винчи.

В 1459 году Леонардо да Винчи получает заказ от герцога Милана на картину для трапезной монастыря доминиканцев Санта Мария дель Грацие. Леонардо со своими учениками приступает к работе над полотном «Тайная вечеря». Этот и другие шедевры Леонардо да Винчи заняли достойное место в современных музеях мира. Некоторые почитатели искусства великого флорентийца даже утверждают, что сам Лувр - резиденция французских королей прославился лишь благодаря картине Леонардо «Джоконда».

Не только скульптор и художник, но выдающийся инженер и ученый, Леонардо обогатил науку и искусство своего времени. Он считал, что любое техническое решение вполне можно подсмотреть у природы и с огромным вниманием изучал растения, насекомых. Это дало ему возможность настолько опередить свое время, что его изобретения подтверждались или вновь «открывались» через многие сотни лет. Парашют, подводная лодка, десятки летательных аппаратов и даже прокатный стан - все это предвосхитило даже потребности человечества того времени. В искусстве Леонардо настолько тонко разработал перспективу и нанесение слоев краски для ее передачи, что ученые до сих пор изучают полотна живописца и находят все новые и новые эффекты его работ. Совсем недавно французские исследователи заявили, что в зрачках его Джоконды при большом увеличении ясно различимы цифры - но их значение никому неведомо. Удивительно, но Леонардо да Винчи при изучении свойств и устройства глаз высказал совершенно верную догадку о бинокулярности зрения животных и человека.

После падения герцога Сфорцы Леонардо был вынужден покинуть Милан, так как его начали преследовать за исследования в области анатомии и «колдовскую деятельность» - в какой-то мере герцог все же покрывал не совсем принятые в тем времена работы гения. Начались скитания по городам страны. Нигде в Италии Леонардо не мог найти не только места для работы, но и зачастую обычного постоянного пристанища. На фоне всех этих проблем, словно манна небесная, выглядело предложение французского короля Франциско I занять должность живописца при его дворе. Леонардо не раздумывает ни секунды и принимает предложение. С 1517 года он работает во Франции и окружен почитанием и признанием его способностей и заслуг. Хотя для придворного мира Франции это скорее внешняя сторона - а за спиной Леонардо придворные злословили о личной жизни неженатого живописца (многие картины Леонардо унаследовал его ученик Джакомо Капротти - и этого гению не простили) и плели обычные интриги.

Леонардо да Винчи было жаль тратить время на сон, и он спал ровно столько, сколько мог себе позволить. К тому же он практически никогда не ел мясо и отказывался от мясных блюд даже на королевских пирах. Некоторые его современники утверждают, что при прекрасном телосложении Леонардо в весьма почтенном возрасте имел огромную физическую силу, великолепно танцевал, слыл опытным фехтовальщиком и наездником. Надо сказать, что Леонардо был практиком более, чем теоретиком, и даже в математике его интересовали лишь те формулы и законы, которые можно воплотить в видимые машины и предметы. Собственно, больше всего он занимался законами пропорций и геометрией. Леонардо был первым, кто вплотную подошел к пониманию и определению коэффициента трения скольжения, создал уникальные работы по гидравлике и сопротивлению материалов. Но и это было не все. Анатомия, акустика, аэронавтика, ботаника, астрономия, картография, геология, планировка городов, оптика и механика, военное и гражданское строительство - все это не просто интересовало великого да Винчи. В этих сферах он создал уникальнейшие изобретения и чертежи, которые начинают понимать лишь сейчас.

Понятно, что больше всего широкому кругу людей известны его художественные работы - рисунки, фрески, скульптуры. Но ведь кроме этого Леонардо да Винчи сделал сотни анатомических рисунков, которые стали основой обучения врачей в средневековой Европе, и оставил около десяти тысяч листов научных рукописей. Леонардо работал слишком активно для своего возраста. И, вполне возможно, это значительно сократило его век. Он умер во Франции, в замке Клу, 2 мая 1519 года.

Леонардо был столь велик, что современные искатели неведомого объявили его пришельцем из будущего. Кто знает… Его работы становились понятны лишь через несколько сотен лет, а многие, как считают эксперты, предстоит понять лишь нашим потомкам.


История человечества, на самом деле, знает не так много гениев, опережавших ту или иную эпоху каждым своим действием. Кое-что из сотворённого ими прочно вошло в жизнь современников, а что-то так и осталось на чертежах и манускриптах: уж слишком далеко вперед смотрел мастер. Последнее в полной мере может быть применимо к Леонардо да Винчи , гениальному художнику, ученому, математику, инженеру, изобретателю, архитектору, скульптору, философу и писателю – истинному человеку эпохи Возрождения. Пожалуй, в истории средневекового знания нет области, которой не коснулся бы великий мастер Просвещения.

Сфера его деятельности охватывает не только пространство (Италия-Франция), но и время. Разве не удивительно то, что картины Леонардо да Винчи вызывают сейчас такие же жаркие споры, восхищение, как и в годы его жизни? Подобная «формула бессмертия» может по праву считаться величайшим открытием в истории. Каковы же ее составляющие? Ответ на этот вопрос хотел бы получить практически каждый человек на планете. Кое-кто даже решил, что лучше всего спросить об этом самого Леонардо, «воскресив» мастера при помощи современных научных разработок. Однако основные компоненты «формулы» видны невооруженным глазом: потенциальная гениальность, помноженная на невероятное любопытство и большую долю гуманизма. А еще, любой гений есть мечтатель-практик. Судите сами, все творчество Леонардо да Винчи (сюда мы относим не только наброски, картины, фрески, но и все научные изыскания Мастера), можно представить, как шаги к реализации долгих мечтаний человечества о совершенстве. Вы хотели, чтобы человек летал, как птица? Значит надо сделать ему подобие крыльев! Христос ходил по воде, так почему бы и простым смертным не иметь такой возможности? Давайте сконструируем водные лыжи!

Вся жизнь и творчество Леонардо да Винчи были наполнены попытками ответить на многочисленные вопросы о законах мироздания, раскрыть тайны бытия и направить их на службу человечества. Ведь, не забывайте, что человек Ренессанса – это, прежде всего, великий гуманист.

Биография Леонардо да Винчи – это, образно говоря, история нескольких душ, заключенных в тело одного человека. Действительно, в каждой из исследуемых областей, он проявляет совершенно особенные качества, которые в понимании обычных людей, вряд ли могут принадлежать одной единственной личности. Может быть, именно поэтому кое-кто пытался доказать, что Леонардо да Винчи – всего лишь псевдоним, взятый группой людей. Однако теория была обречена на провал чуть ли не до своего рождения.

Сегодня да Винчи известен нам в большей степени, как непревзойденный художник. К сожалению, до нас дошло не более 15 его работ, остальные же либо просто не выдержали испытание временем из-за постоянных экспериментов мастера с техникой и материалами, либо считаются еще не найденными. Однако те работы, которые дошли до нас, остаются самыми известными и самыми копируемыми шедеврами искусства в мире.

Биография Леонардо да Винчи

Младенец, крещенный в последствие под именем Леонардо, родился, как записано в церковной книге, «в субботу, 15 апреля 1452 года от Рождества Христова» от внебрачной связи крестьянки Катерины и нотариуса, посла Флорентийской республики, мессира Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, потомка богатого почитаемого итальянского семейства. Отец, не имевший на тот момент других наследников, пожелал взять сына в свой дом и дать надлежащее образование. О матери же известно наверняка только то, что она официально вышла замуж за мужчину из крестьянской семьи и подарила ему еще 7 детей. Кстати говоря, отец Леонардо тоже в последствии был женат четыре раза и преподнес своему первенцу (которого, кстати, так и не сделал официальным своим наследником) еще десять братьев и две сестры.

Вся дальнейшая биография да Винчи тесно завязана с его творчеством, события жизни мастера, встреченные им люди, естественно, оставляли свои следы развитии его мировоззрения. Так, встреча с Андреа Вероккио определила начало его пути в искусстве. В 16 лет, Леонардо становится учеником студии прославленного мастера Вероккио. Именно в мастерской Вероккио, Леонардо получает возможность проявить себя в качестве художника: учитель позволяет ему написать лицо ангела для знаменитого «Крещения Христа».

В 20 лет да Винчи становится членом общества св. Луки, гильдии художников, все еще продолжая работать в мастерской Вероккил до 1476г. Этим же периодом датирована одна из его первых самостоятельных работ «Мадонна с гвоздикой». Десять лет спустя, Леонардо приглашают в Милан, где он и остается работать до 1501г. Здесь находят широкое применение таланты Леонардо не только как художника, но и как скульптора, декоратора, организатора всевозможных маскарадов и турниров, человека, создавшего поразительные механические устройства. Через два года, мастер возвращается в родную Флоренцию, где пишет свою легендарную фреску «Битва при Анджиани».

Подобно большинству мастеров Ренессанса, да Винчи много путешествует, оставляя память о себе в каждом посещенном городе. К концу жизни он становится « первым королевским художником, инженером и архитектором» при Франсуа I, работает над архитектурным устройством замка Клу. Однако, эта работа осталась незавершенной: да Винчи умер в 1519г., в возрасте 67 лет. Ныне в замке Клу от первоначально задуманного великим Леонардо плана осталась только двойная винтовая лестница, остальная же архитектура замка многократно переделывалась последующими династиями французских королей.

Творчество Леонардо да Винчи

Несмотря на многочисленные научные исследования Леонардо, его слава ученого и изобретателя несколько меркнет перед славой Леонардо-художника, чьи немногие сохранившиеся работы завораживают и будоражат разум и воображение человечества уже почти 400 лет. Именно в области живописи нашли свое применение многие из трудов да Винчи, посвященные природе света, химии, биологии, физиологии и анатомии.

Его картины остаются самыми загадочными произведениями искусства. Их копируют в поисках секрета подобного мастерства, их обсуждают и о них спорят целые поколения знатоков искусства, критиков и даже писателей. Леонардо считал живопись ветвью прикладной науки. Среди множественных факторов, делающих работы да Винчи уникальными, одним из основных можно назвать новаторские техники и эксперименты, примененные мастером в своих работах, а так же глубокие знания анатомии, ботаники, геологии, оптики и даже человеческой души… Глядя на созданные им портреты, мы действительно видим не просто художника, но внимательного наблюдателя, психолога, сумевшего понять физическое выражение эмоциональной составляющей человеческой личности. Да Винчи не только сумел сам понять это, но и нашел приемы, позволяющие с фотографической точностью перенести эти знания на холст. Непревзойденный мастер сфумато и светотени, Леонардо да Винчи вложил всю силу своих познаний в самые знаменитые произведения – «Мону Лизу» и «Тайную вечерю».

Леонардо считал, что лучшим персонажем для изображения на холсте является человек, чьи движения тела наиболее соответствуют движениям его души. Это убеждение можно считать творческим кредо да Винчи. В его работах оно воплотилось в том факте, что за всю свою жизнь он написал всего один портрет мужчины, предпочитая женщин в качестве моделей, как личностей более эмоциональных.

Ранний период творчества

Периодизация творческой биографии Леонардо да Винчи довольно условна: некоторые из его работ не датированы, да и хронология жизни мастера так же не всегда точна. Самым началом творческого пути да Винчи можно считать тот день, когда его отец, сер Пьеро, показал некоторые наброски 14-летнего сына своему другу Андреа дель Вероккио.

Через год, в течение которого Леонардо доверялось лишь очищать холсты, растирать краски и заниматься другими подготовительными работами, Вероккио начал знакомить своего ученика с традиционными приемами живописи, гравюры, архитектуры и скульптуры. Здесь же Леонардо получил знания основ химии, металлургии, освоил деревообработку и даже начала механики. Только ему, своему лучшему ученику, Вероккио доверяет завершение своих работ. В этот период Леонардо не создает собственных работ, но жадно впитывает все, что связано с выбранной профессией. Вместе со своим учителем он работает над «Крещением Христа» (1472-1475). Игра света и тени, черты лица маленького ангела, написать которого было доверено да Винчи, настолько поразили Вероккио, что он счел себя превзойденным собственным учеником и решил больше никогда не браться за кисть. Полагают так же, что Леонардо стал моделью для бронзовой скульптуры Давида и изображения Архангела Михаила.

В 1472г., Леонардо вносят в «Красную книгу» гильдии св. Луки – знаменитый союз художников и врачей Флоренции. В это же время появляются первые заметные работы да Винчи, принесшие ему известность: набросок тушью «Пейзаж Санта-Мария дела Неве» и «Благовещение». Он совершенствует технику сфумато, доводя ее до невиданного ранее совершенства. Теперь легкая дымка – сфумато – не просто тонкий слой размытой краски, но действительно легкая пелена живого тумана. Не смотря на то, что к 1476г. да Винчи открывает собственную мастерскую и получает собственные заказы, он все еще тесно сотрудничает с Вероккио, относясь с глубоким почтением и уважением к своему учителю. Тем же годом датирована и «Мадонна с гвоздикой», одна из самых значимых работ да Винчи.

Зрелый период творчества

В 26 лет да Винчи начинает полностью самостоятельную карьеру, а так же приступает к более детальному изучению различных аспектов естествознания и сам становится учителем. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил. Вполне возможно, что это стало своеобразной местью да Винчи за то, что папа Сикст IV отклонил его кандидатуру при выборе художника для росписи Сикстинской капеллы Ватикана в Риме. Возможно, мода на неоплатонизм властвовавшая в ту эпоху во Флоренции так же сыграла роль в решении да Винчи уехать в достаточно академичный и прагматичный Милан, который больше отвечал его духу. В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы. Эта работа ясно показывает, что да Винчи уже владеет определенными знаниями в области биологии и геодезии, поскольку растения и сам грот выписаны с максимальной реалистичностью. Соблюдены все пропорции и законы композиции. Однако, не смотря на такое потрясающее исполнение, эта картина на многие годы стала предметом раздора между автором и заказчиками. Годы этого периода да Винчи посвящает записям своих размышлений, чертежам, более глубоким исследованиям. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований. А так же занимается организацией спектаклей и торжеств, техническим оснащением сцены придворного театра. Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора.

Поздний период творчества

Именно в этот период да Винчи больше задумывается над военно-техническими проектами, изучает градостроительство и предлагает собственную модель идеального города.
Так же, во время пребывания в одном из монастырей, он получает заказ на эскиз к образу Девы Марии с младенцем Иисусом, св. Анной и Иоанном Крестителем. Работа получилась настолько впечатляющей, что зритель ощущал себя присутствующим при описанном событии, частью картины.

В 1504 г. многие ученики, считающие себя последователями да Винчи, покидают Флоренцию, где он задержался, чтобы привести в порядок свои многочисленные записи и чертежи, и перебираются вместе с учителем в Милан. С 1503 по 1506гг. Леонардо начинает работу над «Джокондой». В качестве модели выбрана Мона Лиза дель Джиокондо, урожденная Лиза-Мария Джерардини. Многочисленные варианты сюжета известной картины до сих пор не оставляют равнодушными деятелей искусств и критиков.

В 1513г. Леонардо да Винчи перебирается на некоторое время в Рим по приглашению папы Леона Х, а точнее, в Ватикан, где уже работают Рафаэль и Микеланджело. Год спустя Леонардо начинает серию «Потом», которая является своеобразным ответом на версию, предложенную Микеланджело в Сикстинской капелле. Не забывает мастер и свое увлечение инженерным делом, работая над проблемой осушения болот на территории владений герцога Жульена Медичи.

Одним из самых грандиозных архитектурных проектов этого периода становится для да Винчи замок Клу в Амбуазе, куда мастера приглашает работать сам король Франции Франсуа I. Со временем их отношения становятся гораздо ближе, чем просто деловыми. Франсуа часто прислушивается к мнению великого ученого, относится к нему, как к отцу, и тяжело переживает смерть да Винчи в 1519г. Леонардо умирает весной от тяжелой болезни в возрасте 67 лет, завещав свои рукописи и кисти ученику – Франческо Мельци.

Изобретения Леонардо да Винчи

Это может показаться невероятным, но некоторые изобретения, сделанные в конце 18 — начале 19 вв. на самом деле уже были описаны в трудах да Винчи, как и кое-что из привычных нам вещей. Кажется, того, о чем не упоминал бы мастер в своих рукописях, вообще не существует. Там описан даже будильник! Конечно, конструкция его значительно отличается от того, что мы видим сегодня, тем не менее, изобретение заслуживает внимания хотя бы из-за своей конструкции: весы, чаши которых наполнены жидкостью. Переливаясь из одной чаши в другую, вода приводит в действие механизм, который толкает или поднимает ноги задремавшего человека. Трудно не проснуться в таких условиях!

Однако подлинная гениальность Леонардо-инженера проявляется в его механических и архитектурных инновациях. Последние ему удалось воплотить в жизнь почти полностью (за исключение проекта идеального города). Но вот относительно механики, применение ей нашлось далеко не сразу. Известно, что да Винчи готовился сам опробовать свой летательный аппарат, однако он так и не был сконструирован, не смотря на детальный план, составленный на бумаге. Да и велосипед, созданный мастером из дерева, тоже вошел в обиход на несколько столетий позже, как, впрочем, и механическая самоходная повозка, приводимая в действие двумя рычагами. Однако сам принцип работы повозки был применен для усовершенствования ткацкого станка еще при жизни да Винчи.
Будучи еще при жизни признан гением живописи, Леонардо да Винчи всю жизнь мечтал о карьере военного инженера, и потому особое место в его деятельности отводилось изучением укреплений, военных машин, защитных сооружений. Так, именно он разработал прекрасные методы отражения турецких атак в Венеции, и даже создал подобие защитного скафандра. Но поскольку турки так и не напали, изобретение не было опробовано в действии. Точно так же осталась лишь в чертежах боевая машина, напоминающая танк.

Вообще, в отличие от произведений живописи, рукописи и чертежи Леонардо дошли до наших дней в большей сохранности и продолжают исследоваться в наши дни. По некоторым чертежам даже были воссозданы машины, которым не суждено было появиться при жизни да Винчи.

Живопись Леонардо да Винчи

Большинство произведений кисти да Винчи не дошло до наших дней из-за постоянных экспериментов мастера не только с техникой живописи, но и с инструментарием: красками, холстами, грунтовкой. В результате таких экспериментов состав красок на некоторых фресках и полотнах не выдержал испытания временем, светом, влагой.

В рукописи, посвященной изобразительному искусству да Винчи, в основном, делает упор не столько на технику письма, сколько на подробное изложение придуманных им нововведений, которые, кстати, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие искусства. Прежде всего, это некоторые практические советы, касающиеся подготовки инструментов. Так, Леонардо советует покрывать холст тонким слое клея, вместо белой грунтовой смеси, которую было принято использовать до этого. Изображение, нанесенное на подготовленный таким образом холст, закрепляется гораздо лучше, чем на грунте, особенно если писать темперой, которая была широко распространена в то время. Масло вошло в обиход несколько позже, и да Винчи предпочитал использовать его как раз для письма на грунтованном холсте.

Так же одной из особенностей живописной манеры да Винчи является предварительный набросок задуманной картины прозрачными темными (коричневыми) тонами, эти же тона использовались и как верхний, завершающий, слой всего произведения. И в том и в другом случае завершенная работа наделялась мрачным оттенком. Вполне возможно, что со временем цвета еще больше темнели именно из-за этой особенности.

Большая часть теоретических трудов да Винчи посвящена изображению человеческих эмоций. Он много рассуждает о способе выражение чувств, приводит собственные исследования. Известен даже случай, когда Леонардо решил экспериментальным путем проверить свои догадки о том, как двигаются лицевые мышцы во время смеха и плача. Пригласив компанию друзей на ужин, он начал рассказывать забавные истории, рассмешив своих гостей, да Винчи внимательно наблюдал за движением мышц, выражением лица. Обладая уникальной памятью, он перенес увиденное им на наброски с такой точностью, что, по словам очевидцев, людям хотелось смеяться вместе с портретами.

Мона Лиза.

«Мона Лиза» она же «Джоконда», полное название - портрет госпожи Лизы дель Джокондо, пожалуй, самое известное произведение живописи в мире. Леонардо писал знаменитый портрет с 1503 по 1506г., но даже в этот период портрет не был полностью завершен. Да Винчи не захотел расставаться со своим произведением, поэтому заказчику оно так и не досталось, зато сопровождало мастера во всех его путешествиях до самого последнего дня. После смерти художника портрет был перевезен в замок Фонтенбло.

Джоконда стала самой мистической картиной всех эпох. Она стала предметом исследований художественной техники для мастеров 15в. В эпоху романтизма художники и критики восхищались ее загадочностью. Кстати, именно деятелям этой эпохи мы обязаны таким великолепным ореолом таинственности, сопровождающим Мону Лизу. Эпоха романтизма в искусстве просто не могла обойтись без мистического антуража, присущего всем гениальным мастерам и их произведениям.

Сюжет картины сегодня известен всем: загадочно улыбающаяся женщина на фоне горного пейзажа. Однако многочисленные исследования выявляют все больше деталей, ранее не замеченных. Так, при ближайшем рассмотрении видно, что дама на портрете одета в полном соответствии с модой своего времени, на ее голову накинута темная прозрачная вуаль. Казалось бы, в этом нет ничего особенного.

Соответствие моде может означать лишь то, что женщина относится не к самому бедному роду. Но проведенный в 2006г. канадскими учеными более подробный анализ с применением современного лазерного оборудования показал, что эта вуаль, на самом деле, окутывает весь стан модели. Именно этот тончайший материал создает эффект тумана, что ранее было отнесено на счет знаменитого сфумато да Винчи. Известно, что подобные вуали, окутывающие все тело, а не только голову, носили беременные женщины. Вполне возможно, что именно это состояние и отражено в улыбке Моны Лизы: умиротворение и спокойствие будущей матери. Даже руки ее уложены таким образом, словно уже готовы качать младенца. Кстати, само название «Джоконда» так же имеет двойной смысл. С одной стороны это фонетическая вариация фамилии Джиокондо, к которой принадлежала и сама модель. С другой стороны, это слово созвучно итальянскому «giocondo», т.е. счастье, умиротворение. Не объясняет ли это и глубину взгляда, и нежную полуулыбку, да и всю атмосферу картины, где царит полумрак? Вполне возможно. Это не просто портрет женщины. Это изображение самой идеи мира и безмятежности. Может быть, именно этим она была столь дорога автору.

Сейчас картина Мона Лиза находится в Лувре, относится к стилю «Возрождение». Размеры картины 77 см x 53 см.

«Тайная вечеря» — фреска созданная да Винчи в 1494-1498 гг. для доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грези, Милан. На фреске изображена библейская сцена последнего вечера, проведенного Иисусом из Назарета в окружении двенадцати своих учеников.

В этой фреске да Винчи постарался воплотить все свои знания о законах перспективы. Зал, в котором сидят Иисус и апостолы, написан с исключительной точностью в плане пропорций и удаленности объектов. Задний план комнаты, тем не менее, виден настолько ясно, что представляет собой практически вторую картину, а не просто фон.

Естественно, центром всего произведения является сам Христос, именно относительно его фигуры спланирована и вся остальная композиция фрески. Расположение учеников (4 группы по три человека) симметрично относительно центра – Учителя, но не между собой, что и создает ощущение живого движения, но в тоже время ощущается определенный ореол одиночества вокруг Христа. Ореол знания, которое пока еще не доступно его последователям. Являясь центром фрески, фигурой, вокруг которой, кажется, вращается весь мир, Иисус все же остается один: все остальные фигуры как бы отделены от него. Все произведение заключено в строгие прямолинейные рамки, ограничивающиеся стенами и потолком комнаты, столом, за которым сидят участники тайной вечери. Если для наглядности провести линии по тем точкам, которые имеют прямое отношение к перспективе фрески, получится почти идеальная геометрическая сетка, «нити» которой выстроены под прямым углом друг к другу. Подобной ограниченной точности не встречается больше ни в одной работе Леонардо.

В аббатстве Тонгерло, Бельгия, хранится удивительно точная копия “Тайной вечери”, сделанная мастерами школы да Винчи по его собственной инициативе, поскольку художник боялся, что фреска в миланском монастыре не выдержит испытания временем. Именно эту копию реставраторы использовали при воссоздании оригинала.

Картина находится в Санта-Мария-делле-Грацие, размеры 4,6 м x 8,8 м.

Витрувианский человек

«Витрувианский человек» — общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.

Рисунок сделан чернилами. Размеры рисунка 34 см x 26 см. Жанр: Абстракционизм. Направление: Высокое Возрождение.

Судьба манускриптов.

После смерти да Винчи в 1519г. все рукописи великого ученого и живописца отошли в наследство любимому ученику Леонардо, Франческо Мельци. К счастью, до наших дней дошла основная часть оставленных да Винчи рисунков и записей, сделанных его знаменитым способом зеркального письма, т.е. справа на лево. Без сомнения, Леонардо оставил после себя самое большое собрание сочинений эпохи Возрождения, однако после его смерти, рукописи ожидала не легкая судьба. Даже удивительно, что после стольких перипетий манускрипты все-таки дожили до наших дней.
Сегодня научные труды да Винчи имеют далеко не тот вид, который придал им Мастер, с особой тщательностью группировавший их по одному ему ведомым принципам. После смерти Мальзи, наследника и хранителя рукописей, его потомки начали нещадно транжирить доставшееся им наследие великого ученого, очевидно, даже не ведая о его истинной ценности. Первоначально, рукописи просто хранились на чердаке, позднее семейство Мальзи раздало часть манускриптов и продало отдельные листы друзьями коллекционерам за смехотворную цену. Таким образом, все записи да Винчи обрели новых хозяев. Счастье, что ни одного листа при этом не было потеряно!

Однако власть злого рока на этом не закончилась. Рукописи попали к Понпео Леони, придворному скульптору испанского королевского дома. Нет, они не были утеряны, все оказалось гораздо хуже: Леони взялся «приводить в порядок» многочисленные записи да Винчи, основываясь, естественно, на собственных принципах классификации, и окончательно перепутав все страницы, отделив, где возможно, тексты от эскизов, а чисто научные, по его мнению, трактаты от заметок, касающихся непосредственно живописи. Таким образом, появились две коллекции рукописей и рисунков. После смерти Леони одна часть коллекции снова вернулась в Италию и до 1796г. хранилась в библиотеке Милана. В Париж часть работ попала благодаря Наполеону, остальная же часть «затерялась» у испанских коллекционеров и была обнаружена только в 1966 г. в архивах национальной библиотеки в Мадриде.

На сегодняшний день собраны все известные рукописи да Винчи, и почти все они находятся в государственных музеях стран Европы, за исключением одной, чудесным образом до сих пор остающейся в частной коллекции. С середины 19в. исследователями-искусствоведами ведется работа по восстановлению первоначальной классификации манускриптов.

Вывод.

Согласно последней воле да Винчи, его похоронный кортеж сопровождали шестьдесят нищих. Похоронен великий мастер эпохи Ренессанса в часовне Сен-Юбер, в окрестностях замка Амбуаз.
Да Винчи оставался одиноким всю свою жизнь. Не имея ни жены, ни детей, ни даже собственного дома, он посвятил всего себя научным изысканиям и искусству. Так уж складывается судьба гениев, что при жизни и после смерти их работы, в каждую из которых была вложена частица души, остаются единственной «семьей» своего создателя. Так произошло и в случае с Леонардо. Однако все, что сделал этот человек, сумевший полностью познать и воплотить в своих творениях дух эпохи Возрождения, стало сегодня достоянием всего человечества. Сама судьба расставила все так, что не имея собственной семьи, да Винчи передал огромное наследство всему человечеству. Причем сюда входят не только уникальные записи и восхитительные работы, но и та таинственность, которая сегодня окружает их. Не было ни одного столетия, в которое не пробовали бы разгадать тот или иной замысел да Винчи, искать то, что считалось утерянным. Даже в наш век, когда многое неведомое ранее стало повседневным, рукописи, рисунки и картины великого Леонардо не оставляют безучастными ни посетителей музеев, ни искусствоведов, ни даже писателей. Они до сих пор служат неисчерпаемым источником вдохновения. Не в этом ли заключается истинный секрет бессмертия?

Витрувианский человек

Мадонна Бенуа

Мадонна Литта