«Кавказский пленник». Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы

Жилин и Костылин разные судьбы сочинение 5 класс

План

1. Коротко о произведении.

2.1. Жизнь в плену.

2.2. Побег.

3. Мой любимый герой.

Написал свой рассказ Кавказский пленник в 1872 году и посвятил его событиям Кавказской войны. В произведении на примере двух человек он описал нелегкую жизнь в татарском плену и военную доблесть русского узника.

Жилин и Костылин - разные персонажи и по характеру, и по образу мышления. Но однажды они оказались на одной дороге. Во время пленения Жилин вел себя как герой, отбивался и пытался убежать. А Костылин, напротив, струсил и, имея заряженное ружье и боевую лошадь, не то, что товарища не защитил, даже сам сбежать не сумел!

Примечательно, как оба эти офицера, находясь в одних и тех же обстоятельствах, вели себя по-разному. Жилин неизменно надеялся только на себя, постоянно искал возможности для побега, всегда вел себя правильно. Например, он занялся хорошим делом - мастерил куклы из глины и раздавал их местной детворе, ремонтировал вещи и лечил больных. Этим он завоевал уважение и симпатии татар.

Костылин же, напротив, вел себя пассивно и трусливо. Он, сетуя на судьбу, постоянно лежал в сарае, расслабляясь физически и душевно. Он ни к чему не стремился, не хотел бороться, всего боялся и ленился. На возможность выкупа оба товарища отреагировали различно. Жилин не хотел, чтобы пожилая мама платила за него непомерную плату, сторговался до пятисот рублей за свою свободу, да и то специально отправил письмо не по адресу. Костылин, напротив, обрадовался, что можно на кого-то скинуть ответственность за свое освобождение и бездеятельно стал ждать выкупа из дома.

Во время первого побега Жилин проявил себя стойким и мужественным человеком. Превозмогая боль в ногах от жестких колодок, он терпеливо сносил все препятствия, целеустремленно шел вперед, надеясь на лучшее. Его товарищ по несчастью, наоборот, всю дорогу ныл, жаловался и хотел вернуться назад в плен, а в последствии он так ослабел, что Жилин был вынужден тащить товарища на себе. В этом поступке проявились все самые прекрасные черты мужчины - доброта, самопожертвование, готовность прийти на помощь.

После возвращения к татарам, Жилин не перестал терять надежду на побег. Несмотря на страшные условия, в которых оказались пленники, Иван продолжал действовать, проявлять инициативу, бороться. Его оптимистический дух и жизнерадостный настрой, его неугасаемая энергия и целеустремленность во многом повлияли на результат. Сердечность и приятные манеры Жилина побудили хозяйскую дочь Дину оказать ему помощь в побеге. Рискуя, девочка помогла пленнику сбежать и даже проводила его за поселок.

Жилин счастливо добрался до своих, а Костылин, отказавшись от повторного побега, провел в плену еще месяц. Его, полуживого, ослабевшего, освободили, как только пришел выкуп. Конечно же, я в восторге от главного героя Жилина. Он - бесстрашный и мужественный человек, уверенный в себе и в своих силах, положительный и неунывающий. Он смог изменить свои обстоятельства, смог справиться, казалось бы, с невероятно сложной проблемой, смог выбраться из тяжелой ситуации достойно. У этого мужчины можно многому научиться, например, как быть оптимистом в непростых обстоятельствах, как стать хорошим другом, как правильно вести себя в непривычной обстановке.

Козлова Татьяна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Изегольская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д. Изегол, Иркутская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Проект: Составление под руководством учителя электронной презентации "Жилин и Костылин: два характера - две судьбы"
Дата публикации: 22.05.2016
Раздел: среднее образование

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Изегольская основная общеобразовательная школа

Проект

Жилин и Костылин: два характера

судьбы

»
Работу выполнила: ученица 5 класса Николаенко София 2015г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Название проекта: «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы». 2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: литература и русский язык. 3. Тип проекта: индивидуальный, краткосрочный. 4. Цель проекта: дать сравнительную характеристику героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении. 5. Задачи проекта: Составить сравнительную таблицу «Жилин и Костылин». Сделать выводы о том, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах. 6. Руководитель проекта: Козлова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы. 7. Возраст участника проекта: 11 лет. 8. Предполагаемый продукт проекта – презентация «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы».

Сравнительная таблица

Качество

Жилин

Костылин
Смысл фамилии Жилы, жилистый – сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами Костыль – палка, которая служит опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги Внешность «А Жилин хоть ростом не велик, да удал был» «Костылин – мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» Причины, по которым они попали в плен Жилин ничего не мог сделать один без ружья. Да и татары убили его лошадь, она придавила ему ногу Костылин струсил и бросил Жилина одного без ружья
Поведение в плену Жилин вначале торгуется пишет так чтоб письмо не дошло, думает уйти. Жилин жил, лечил, делал кукол, высматривал, готовился к побегу. Костылин пишет письмо родным, чтобы его выкупили. Он ничего не делал, только ждал ответа, спал. Первый побег Полез, выбрался, поднялся, примечает дорогу, пошел, подпрыгивает, осмотрелся, тащит Костылина. Зацепил, загремел, ста отставать, изрезал ноги, отстает, охает.
Поведение после неудачного побега «И Жилин приуныл: видит – дело плохо. Ине знает, как выбраться». Но Жилин не теряет надежды. Обращается за помощью к Дине. «Костылин совсем разболелся, распух, ломота во всем теле стала, и все стонет или спит» Второй побег Жилин один, никто ему не мешает. Идет, спешит, выбился из сил. Не теряет надежды, собрался с последними силами. Помогли наши казаки. Остался служить на Кавказе. «А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».
Синквейн

Жилин


Храбрый, добрый Трудится, высматривает, готовится Под лежачий камень вода не течет Молодец!
Синквейн
Костылин
Трусливый, ленивый Жалуется, просит, ждет Не верит в свои силы Слабак!
Выводы От чего зависит, что люди, оказавшиеся в одних и тех же ситуациях, ведут себя по-разному? Я думаю, что все зависит от человека. Два офицера оказались в одной ситуации, но мы видим двух разных людей. Жилин – деятельный человек. Он добрый, думает о матери, жалеет ее, надеется на себя, обдумывает побег, сумел прижиться в ауле, работящий, всем помогает, ему интересны другие люди.В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению. Костылин – слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери, способен на предательство, упал духом, не принимает других людей, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.

Самые яркие - те произведения, в которых главные герои абсолютно разные. Именно такие персонажи - основа рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник». Действующие лица - Жилин и Костылин. Разные судьбы и характеры у этих мужчин. Быль рассказывает об их жизни в плену у татар и попытке побега. Но путь к свободе тернистый, и в частности потому, что эти два офицера - полная противоположность друг другу.

Первая встреча товарищей

События происходят во время войны за Офицер Жилин получил письмо от матери. Она просит вернуться сына. Иван, так зовут мужчину, обдумывает предложение и соглашается. Путешествовать в одиночку было опасно, поэтому солдаты шли колонной. Группа тянулся медленно, и ему в голову стукнула мысль о том, что лучше поехать одному. Будто услышав его мысли, другой офицер, Костылин, предлагает ему продолжить путь вместе.

Первая Жилина и Костылина очень важна для дальнейшего развития событий. Автор не рассказывает о том, как выглядит главный герой, но дает описание Костылина. Это грубый с Из-за жары с него стекает пот. Убедившись, что он имеет заряженное оружие, и взяв слово держаться вместе, Жилин соглашается на приглашение.

Засада и неожиданное предательство друга

Товарищи отправляются. Весь путь лежит через степь, где хорошо видно врага. Но дальше дорога пролегает между двух гор. На этом месте возникает конфликт взглядов. В сцене происходит сравнение Жилина и Костылина по ощущению опасности.

Два отличных воина по-разному воспринимают ущелье гор. Жилин видит потенциальную угрозу и уверен, что за скалой могут сделать засаду турки. Костылин готов идти вперед, несмотря на возможный риск. Оставив друга снизу, Иван поднимается на гору и видит группу всадников. Враги замечают офицера и скачут навстречу. Жилин кричит Костылину, чтобы тот вытаскивал ружье. Но он, увидев татар, бросается в крепость.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина будет неполной, если не рассмотреть эту ситуацию детальнее. Первый заботился о безопасности обоих, второй же при сложных обстоятельствах думал только о собственной жизни. Костылин оставил товарища без оружия. Иван долго отбивался, но силы были неравны. Его взяли в плен. Но уже у татар он узнает, что его горе-друг тоже попал в засаду.

Вторая и нежданная встреча бывших друзей

Некоторое время мужчина провел в закрытом сарае. Затем его отвели в дом к татарам. Там ему объяснили, что человек, который взял в плен солдата, продал его другому татарину. А тот, в свою очередь, хочет получить за Ивана выкуп в размере 3000 рублей. Офицер, долго не раздумывая, отказался и сказал, что такая сумма ему не по карману. Большее, что он может предложить - 500 золотых. Последнее слово было твердое и непоколебимое. В комнату вводят его товарища.

И внешность Жилина и Костылина очень отличаются. Второй офицер толстый, босой, измученный, оборванный, на ногах колодка. Жилина не лучше, но в нем еще не угасла жажда борьбы. Новый хозяин ставит Костылина в пример и сообщает, что его примут за выкуп в 5000 рублей.

Автор показывает, как смиренно он принимает предложение в такую ​​большую цену. Иван же добился того, что плата за его душу составит Но все же понимает, что мать, которая живет на деньги, которые он сам ей отсылает, должна была бы продать все, чтобы освободить сына. Поэтому офицер пишет неправильный адрес, чтобы письмо не дошло. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина при установлении суммы выкупа говорит о том, что первый офицер заботится о своей матери, даже если ему угрожает смерть. Костылина не беспокоит, как насобирают деньги на его освобождение.

Попытка побега от врага

Проходит время. Лев Толстой живо описывает будни Жилина. Мужчина покоряет сердце дочери хозяина, когда лепит для нее куклы из глины. Приобретает уважение в селе как мастер, и даже через хитрость - как врач. Но каждую ночь, когда снимают кандалы, он роет проход под стеной. Работает он и днем, размышляя о том, в какую сторону ему бежать. Характеристика Жилина и Костылина в плену абсолютно противоположная. Жилин не сидит на месте, в отличие от своего товарища. А тот все время спит или болеет, ожидая, когда пройдет буря, связанная с гибелью одного из воинов татар.

Одной ночью Жилин решает бежать. Предлагает он это и товарищу по «камере». Костылин относится к этому скептически. Он заявляет, что они не знают дороги и заблудятся ночью. Но аргумент, что из-за смерти татарина им, как русским, могут отомстить, его окончательно убеждает.

Борьба с собственными возможностями

Пленные действуют. Пытаясь выбраться, неповоротливый Костылин поднимает шум. Зарычали собаки. Но предусмотрительный Иван долго подкармливал собак. Поэтому быстро успокоил их переполох. Они выбираются из села, но толстяк задыхается и отстает. Очень быстро сдается и просит оставить его.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина - это соревнования малодушия с силой. Оба устали. Ночь непроглядная, они вынуждены идти почти на ощупь. Плохие сапоги натирают ноги до крови. Костылин раз за разом останавливается и отдыхает. Впоследствии он выбивается из сил и говорит, что не в состоянии продолжить путь.

Тогда товарищ тянет его на своей спине. Из-за крика от боли Костылина их замечают и выслеживают. До рассвета товарищей поймали и на этот раз бросили в яму. И там портрет Жилина и Костылина противоположный. Жаждущий свободы офицер пытается делать подкоп, но некуда девать землю и камни.

Все чаще слышны разговоры от врагов о том, что русских нужно убить.

Финал и воля

На помощь приходит дочь хозяина. Она опускает в яму шест, по которому, не без помощи друга, Жилин выбирается на гору. Слабый Костылин остается у татар. Убегает он со скованными ногами, но тем не менее добирается до своего войска.

Через некоторое время выплачивают деньги и за Костылина. Тот возвращается едва живым. На этом заканчивается произведение. Автор не сообщает, что дальше ждёт персонажей с фамилиями Жилин и Костылин. Разные судьбы у героев, первый опирался только на собственные возможности, второй ждал манны небесной. Они - это два полюса, которые руководствуются разными принципами и правилами. Если Жилин упрямый, мужественный и свободолюбивый, то его напарник по несчастью - слабый, ленивый и трусливый.

Прекрасный сердцем офицер

Главные персонажи Льва Толстого - Жилин и Костылин. Рассказ этот о двух офицерах. Первый отважно боролся, второй со смирением принимал все, что приготовила ему жизнь. Жилину присуща такая черта, как забота. Думает о старушке-матери, когда просили выкуп, волнуется за судьбу друга, поэтому не оставляет его в селе врагов, за девочку, которая помогла выбраться из ямы.

Ей приказывает спрятать шест, который она принесла, чтобы Жилин смог подняться. Его сердце полно добра и любви. Офицер полюбил простой, мирный народ татар. Поэтому всячески облегчает их жизнь. Он - символ всего светлого и искреннего в произведении.

Костылин - герой или антигерой?

Часто Костылина считают героем отрицательным. Он бросил товарища в беде, отличился ленью и слабостью, навлек на обоих опасность. О малодушии мужчины и говорить нечего, ведь то и дело в его поступках проявляется беспомощность.


Но на самом ли деле Костылин такой немощный в душе, как снаружи? Где-то глубоко в сердце он отважный и сильный. Хотя частично это граничит с неразумностью. Именно он предложил товарищу отделиться от группы и поскакать первыми. Также был готов идти между гор, даже не убедившись, безопасно ли там. Не меньше мужества нужно было, чтобы решиться на побег, которого он не планировал и к которому не был готов ни физически, ни морально.

Характеристика Жилина и Костылина - это анализ двух противоположных видов храбрости. Но больше смелости Костылин проявил тогда, когда отказался повторить попытку побега. Более того, как смог, помог выбраться из ямы другу. Он понимал всю свою немощь и не посмел опять подставить товарища. Вот в таких поступках кроется тайна его сущности.

Цели:

дать понятие о сравнении;

учиться сравнивать литературных героев;

воспитывать ответственность за свои поступки, стремление найти своё место в жизни;

развивать логическое мышление, речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи по литературе.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Сравнительная характеристика героев.

Цели: дать понятие о сравнении;

Учиться сравнивать литературных героев;

Воспитывать ответственность за свои поступки, стремление найти своё место в жизни;

Развивать логическое мышление, речь.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. Постановка темы и целей урока.
  3. Беседа по теории литературы.
  • Что такое сравнение?

СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета или явления с другим.

  • Мы с вами будем сравнивать двух литературных героев – Жилина и Костылина.
  1. Аналитическая беседа по теме урока.
  • Почему рассказ называется «Кавказский пленник», хотя в нём два главных героя, попавших в плен?
  • Ответить на этот вопрос мы сможем более полно в конце урока.
  • Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?
  • Давайте выразительно прочитаем по ролям эпизод «Выкуп» гл.2 с. 211 – 212.
  • Почему Костылина татары называют смирным?
  • Из гл.3 выпишите глаголы, относящиеся к Жилину и Костылину отдельно.

Жилин: высматривает, выпытывает, бежать, ходит, насвистывает, рукодельничает, слепил, сделал, разобрал,разложил и др.

Костылин: писал, ждал, скучал, сидит, считает, спит.

  • К какому герою можно отнести понятие ДЕЙСТВИЕ?
  • О ком из героев можно сказать, что он бездействует?
  1. Пересказ эпизода « Неудачный побег».
  • Расскажите о том, как герои попытались бежать первый раз.
  • Как это характеризует каждого из героев?
  • Почему второй побег удался?
  1. Работа с иллюстрациями.
  • Рассмотрите иллюстрацию на стр.224 художника А.Иткина.
  • Какие эпизоды проиллюстрировал художник? Почему?
  • Как на картине показаны различия в поведении героев?
  • Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр.227 художника М.Родионова.
  • Какие чувства вложил в иллюстрацию художник? Совпадают ли они с чувствами автора? А с вашими?
  1. Словарная работа.
  • Фамилии героев находятся как бы в паре и даже рифмуются: Жилин – Костылин. Давайте посмотрим, что означают слова, от которых они образованы.

Выступают учащиеся, получившие задание на дом. Они рассказывают о значении слов ЖИЛА и КОСТЫЛЬ.

  • Так автор с помощью фамилий героев даёт нам дополнительную характеристику и выражает своё отношение к ним.
  1. Итог урока.

В одних и тех же условиях герои проявляют себя по-разному.

Подобный тип поведения можно наблюдать в экстремальной ситуации, и в повседневной жизни. От характера зависит судьба человека.

  • Почему же рассказ называется «Кавказский пленник»?
  1. Домашнее задание.

Рассказать о характере и поведении Жилина и Костылина.

Составить план своего рассказа.


Жилин и Костылин: разные судьбы
Лев Николаевич Толстой — известный русский писатель. Я прочитал его рассказ «Кавказский пленник», Толстой много знал о Кавказе, потому что сам служил на Кавказе. В «Кавказском пленнике» Толстой рассказывает о двух русских офицерах — Жилине и Костылине. Они оба попали в плен. Автор противопоставляет их. Жилин смелый, добрый и умный. Он сначала думает о других, потом о себе. Когда его поймали татары и заставили писать письмо, он долго торговался. Он знал, что его старой маме неоткуда взять денег. А когда начал подписывать, то написал не тот адрес, чтобы письмо не дошло. Он думал: «Либо убегу, либо пропаду». Он сразу сумел завоевать
уважение татар тем, что начал торговаться за свою жизнь. В итоге его хозяин согласился на выкуп в пятьсот рублей. Костылин же был грузным мужчиной. Сначала он бросил Жилина. А потом сразу написал письмо о выкупе на пять тысяч рублей. Жилин надеется только на себя. В плену он постоянно думает о побеге. Он не может сидеть без дела. Он начинает ремонтировать разные
вещи. Жилин сделал хозяйской дочери Дине куклы, починил Абдул-Мурату часы. Жилин помогает всем, даже татарам, хотя они и были его врагами. Он искренне при вязался к Дине, а она потом помогла ему бежать. Костылин -трусливый человек. Он не держит слово офицера. Когда Жилин с Костылиным решили ехать впереди обоза, у Костылина было ружье. Но он испугался татар и бросил своего товарища. Но это его не спасло. Он тоже попал в плен. Костылин — слабый человек. Он ждет помощи от матери, постоянно пишет ей письма с просьбой о выкупе. Костылин не умеет выживать. В татарском плену он ничего не делал, не общался с татарами. Он только ждал, когда за него дадут выкуп. Когда Жилин решил бежать в первый раз, он взял с собой Костылина. Но Костылин был слабым. Сначала ему было тяжело идти в сапогах. Когда он их снял, идти ему стало еще тяжелее. Из-за Костылина их и поймали. Он не мог терпеть боль. Когда Жилин увидел татар, он решил спрятаться. Жилин взвалил себе на спину товарища по несчастью, а тот вскрикнул. Татары услышали крик и поймали их. Жилин в тот момент поступил как честный человек. Он простил Костыли ну то, что тот бросил его, и помогал ему. Второй раз Жилин побежал один. Он знал, что надеяться на выкуп ему нельзя. Костылин остался в яме. И Жилин, и Костылин спаслись. Но первый получил свободу только благодаря себе, а второй — благодаря своим родственникам. В жизни мы можем встретить обоих героев. Но мне больше нравится Жилин, который никогда не бросит человека в беде.