Катерина луч света или порождение темного царства. Сочинение на тему катерина - луч света в темном царстве в пьесе гроза, островский читать бесплатно

Главной героиней пьесы А.Н. Островского « » является . Критики относят ее образ к самым сильным и волевым женским персонажам того времени. Известные литераторы называют Катерину лучиком света в «темном царстве». Почему так? Да потому что эта девушка не похожа на остальных жителей города Калинов, она не имеет равных в своем стремление к свободе, в своей душевной чистоте и в своих высоких чувствах любви.

Знакомясь с героиней, мы понимаем, что она достаточно мечтательная натура. Мы часто наталкиваемся на ее раздумья о том, как же прекрасно было бы стать птицей или бабочкой и порхать с дерева на дерево, с цветка на цветок. Трогает читателя рассказ Катерины о своем детстве, о жизни в родительском доме. Она не знала бед и страданий, проводила свободные часы в своем любимом саду, любовалась цветами и радовалась прекрасной жизни. Она верила во Всевышнего и постоянно проговаривала молитвы к небесам.

Попадая в мир «темного царства», после своего замужества, девушка оказалась, словно в аду. Катерина постоянно ощущает угнетения , ведь она была не похожа на остальных, покорных жертв усадьбы Кабановых и всего городка.

С развитием сюжета мы наблюдаем за тем, как в душе такой чистой и невинной женщины зарождается глубокое и высокое чувство – любовь. Она понимает, что ее внутренний мир меняется. Она становится личностью, которая способна пойти против религиозных устоев и последовать воле своего сердца. Катерина испытывает настоящие чувства любви к Борису и отдается в его объятия. Она изменяет своему мужу Тихону и тем самым вызывает гнев Кабанихи и остального окружения. Ее душевный грех и ожесточенное отношение окружающих не оставляют девушке иного выхода – она заканчивает свою жизнь самоубийством. Главная героиня погибает. Но, своим поступком она наносит непоправимый удар миру «темного царства», миру жестокости, лицемерия, черствости, ненависти и злости.

Вот почему образ Катерины можно назвать настоящим лучиком света в той общественной темноте и беспроглядной глуши людских душ.

Накануне реформы 1861 года пьеса «Гроза» стала крупнейшим общественным событием. Самое главное в произведении открытие Островского - народный героический характер. Две основные мысли положил он в основу пьесы: мощное отрицание застоя и гнета неподвижного «темного царства» и появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды. Все это было ново по сравнению с «натуральной школой». В каждой талантливой написанной драме есть основной конфликт - то главное противоречие, которое ведет действие, проявляется так или иначе во всех событиях, в столкновениях взглядов и чувств, страстей и характеров.

Именно в конфликтах между людьми, в столкновении разных взглядов, убеждений, нравственных представлений и в конфликтах «внутренних», когда в сознании человека борются противоречивые мысли и чувства, полнее всего раскрываются человек и общество, в котором он живет. Каков же основной конфликт в «Грозе»? Может быть, это противоречие между самодурством и приниженностью? Нет. В пьесе превосходно показано, что насилие поддерживается покорностью: робость Тихона, безответственность Бориса, терпеливая деликатность Кулигина словно бы придают духу Кабанихе и Дикому, позволяют им куражиться как только вздумается.

Острое, непримиримое противоречие возникает в «Грозе» тогда, когда среди придавленных тиранством, среди тоскующих, холопствующих, хитрящих является человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не способный смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти. Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, в силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении.

Конфликт «Грозы» своеобразен. Его можно рассматривать двояко. Сам Островский определил свое произведение как драму, но это дань традиции. Действительно, с одной стороны, «Гроза» - это социально-бытовая драма, но с другой - трагедия. Как для драмы, для этого произведения характерно особое внимание к быту, стремление передать его «плотность». Писатель подробно обрисовывает город Калинов. Это собирательный образ поволжских городов России. Город расположен на берегу Волги, всегда символизирующей Россию. Вот почему немаловажную роль в произведении играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одни герои видят окружающую красоту. Например, Кулигин восклицает: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!».

Другие герои пригляделись к ней и вполне равнодушны. Прекрасная природа, картина ночного гуляния молодежи, песни, рассказы Катерины о детстве - все это поэзия калиновского мира. Но Островский сталкивает ее с мрачными картинами повседневной жизни и быта, с жестоким отношением людей друг к другу. В этом городе царят грубость и бедность, здесь «честным трудом никогда не заработать» «насущного хлеба», здесь купцы «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти», здесь приказные потеряли человеческий облик, научившись за деньги строчить кляузы. Жители не видят нового, не знают о нем, да и не хотят знать. Все сведения здесь получают от невежественных странниц, которые убеждают людей, что именно Калинов - земля обетованная.

Люди «Грозы» живут в особом состоянии мира - кризисном, катастрофическом. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном. Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу жизни. Внешне все обстоит благополучно, но сдерживающие силы слишком непрочны: их временное торжество лишь усиливает напряженность. Она сгущается к концу первого действия: даже природа, как в народной десне, откликается на это надвигающейся на Калинов грозой.

В купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано в «Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове.

В центре этого замкнутого «темного царства» стоит грубая и невежественная купчиха - Кабаниха. Она защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев города Калинова. Она диктует нравственные законы всему городу, навязывает свою волю всем окружающим и требует беспрекословного повиновения. Она ненавидит все новое, поэтому никак не может примириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» - паровоз. Кабаниха ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно только, если основой семейных отношений будет страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению героини, ведет человека к нравственному падению.

Даже странницы в доме Кабановых другие, из числа тех ханжей, что «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассуждают-то они о «последних временах», о близкой кончине мира. Здесь царит фанатическая религиозность, которая на руку столпам общества, злым ворчанием встречающим живую жизнь. Добролюбов проникновенно увидел в конфликте «Грозы» эпохальный смысл, а в характере Катерины - «новую фазу нашей народной жизни». Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины. Колебания героини, полюбившей Бориса, муки ее совести Добролюбов счел «невежеством бедной женщины, не получившей теоретического образования». Долг, верность, совестливость со свойственным революционной демократии максимализмом были объявлены «предрассудками», «искусственными комбинациями», «условными наставлениями старой морали», «старой ветошью». Получалось, что Добролюбов смотрел на любовь Катерины так же не по-русски легко, как и Борис.

Возникает вопрос, чем же отличается тогда Катерина от других героинь Островского, таких как, например, Липочка из «Своих людей…»: «Мне мужа надобно!… Сыщите, найдите мне жениха, беспременно найдите!.. Вперед вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку». Вот уж для кого «условные наступления морали» действительно не имеют никакого нравственного авторитета. Эта девушка грозы не испугается, сама геенна огненная таким «протестанткам» нипочем!

Говоря о том, как «понят и выражен сильный русский характер в «Грозе», Добролюбов в статье «Луч света в темное царстве» справедливо подметил «сосредоточенную решительность» Катерины. Однако в определении ее истоков он полностью ушел от духа и буквы трагедии Островского. Разве можно согласиться, что «воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей» ?

Нетрудно заметить в «Грозе» трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи. Контраст между ними проведен чутким Островским с удивительной последовательностью и глубиной. Конфликт «Грозы» вбирает в себя тысячелетнюю историю России, в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувстия национального драматурга.

Когда свершилось падение Катерины, она становится смела до дерзости. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - говорит она. Эта фраза предрешает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. Отсутствие надежды на прощение и толкает ее на самоубийство, грех еще больший с точки зрения христианской морали. Но для Катерины уже нет никакой разницы, все равно она уже душу погубила. Не почувствовав первозданной свежести внутреннего мира Катерины, нельзя понять жизненной силы и мощи ее характера. Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.

Героиня Островского - поистине луч света в «темном царстве». В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты - вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.

В образе Катерины Добролюбов видел воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. «…Конец этот кажется нам отрадным, - пишет критик, - легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами». В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, «доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…» В образе Катерины, по мнению Добролюбова, воплотилась «великая народная идея» - идея освобождения. Критик считал образ Катерины близким «к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».

За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта - Тысячелетний памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим - останавливается у первой станции железной дороги…».

Катерина - луч света в темном царстве - сочинение.

План

1. Драма А.Островского « ». Актуальность конфликта.

2. Катерина Кабанова - главная героиня пьесы:

А) отношения с Кабанихой;

б) отношения с Тихоном;

В) отношения с Борисом.

3. «Отчего люди не летают…»

В своей пьесе «Гроза» представил социально-бытовую драму XIX века на примере семейства Кабановых. Автор предлагает читателю острый конфликт двух «миров». Старый мир представлен суровыми устоями дома Кабановых. Его обитатели воспитаны «Домостроем». А новый мир - чистой и честной Катериной, которая не смогла смириться с «кабановскими» правилами. Много критики и замечаний выдержала драма А.Н.Островского. Но она изменила в корне отношение литературы к драматическому произведению.

Один из критиков того времени - Николай Добролюбов - написал по пьесе «Гроза» статью «Луч света в темном царстве». В ней он описывает характер Катерины и нарекает ее «лучом света», борющимся с «темными силами». Катерина - честная девушка. Она скромна, чиста и религиозна. В «темном царстве» Кабановых ей душно. Все в этом доме держится на лжи, об этом говорит и сама Кабаниха.

Свекровь донимает Катерину, не дает ей проходу. Она учит ее, как нужно вести себя в мужнином доме. Кабанова очень властная женщина. Все в доме ей подчиняются - и муж, и сын, и дочь, и невестка. Она держит под контролем все, что происходит в семье. Тиранство - ее главная черта. Катерина не перечит свекрови, живет в послушании, но Кабаниха постоянно ее обижает. Тихон тоже живет под гнетом. Он уезжает из дома с удовольствием, чтобы только не видеть и не слышать собственной матери.

Тихон оставляет Катерину одну, не думая о том, каково ей будет в доме свекрови-тирана. Молчаливый, послушный, равнодушный Тихон не спасает жену от грубости матери. Это приводит Катерину к полному безверию в семейную жизнь.

Борис - единственная надежда Катерины. Он отличается от других жителей Калинина. Но тоже находится в зависимости родственника Кабановых - Дикого. Богатство и состоянии привлекают его больше. Испытывая искренние чувства любви, Катерина в отсутствие мужа проводит время с Борисом. Она почти счастлива. Но надежды не оправдались - Борис уезжает и не зовет Катерину с собой. Что делать бедной девушке, когда рядом не оказывается ни опоры, ни поддержки? Ни одной родной души? Катерина решается на очень серьезный шаг - самоубийство. Был ли у неё другой выход из сложившейся ситуации? После того как Катерина признается мужу и Кабанихе в с своем грехе, жизнь становится невыносимой. Осознавая все больше свой тяжкий «проступок», Катерина выбирает «не жизнь» жизни в неволе. Казалось бы, религиозность героини не позволяет поступать именно так. Но что является большим грехом? Жизнь в душном, несправедливом мире или все-таки смерть?

Гибель Катерины - это вызов «темному царству», не способному дать человеку любовь и надежду. Вызов миру, не умеющему мечтать. Монолог героини «Отчего люди не летают так, как птицы?..» раскрывает ее душу. Катерина мечтает быть свободной. Она с радостью вспоминает свои годы до замужества. И там - в том девичьем мире - ей было хорошо. В доме же Кабановых девушка погибает. Она не смиряется с грубостью и нечестностью, она не становится Кабановой. Она находит покой в церкви. Она остается «лучом света в темном царстве». Смерть Катерины - это победа над темными силами, которые не смогли сломить чистой души.

Перед вами отличное сочинение по произведению «Гроза» А.Н. Островского. Это сочинение на тему «Катерина – луч света в темном царстве».

Текст сочинения

В пьесе «Гроза» А.Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Центральное место в пьесе занимает судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме Кабановых, любовь ее и тоска по воле. По складу своего характера Катерина резко выделяется из той среды, в которую она попала. В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую должна была пережить в «темном царстве » Диких и Кабановых.

Катерина – натура поэтически-мечтательная. Образ птицы часто возникает в ее сознании:

«Отчего люди не летают! отчего люди не летают, так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»

Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варе о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Тогда, в родительском доме, она жила, «точно птичка на воле ». Ласки матери, которая в ней «души не чаяла », уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много », вышивание по бархату — вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился ее внутренний мир. Впечатлительная от природы Катерина жадно прислушивалась к рассказам странниц и богомолок. В результате в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность. Жила Катерина замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям.

«…B солнечный день из купола светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано в сад уйду… упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…» — рассказывает она Варваре.

Катерина обладает пылкой и страстной душой.

«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!…»

Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей жизнью.

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

И вот Катерина попадает в семью Кабановой, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая, с его волшебным миром грез и видений, Катерина попадает и обстановку «темного царства ». Естественно, что конфликт между «темным царством » и душевным миром Катерины оказался неизбежным.

Положение Катерины осложняется еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, непохожий на всех окружающих, с душой, схожей с ее собственной, и с настроениями, близкими ей самой. Любовь к Борису стала смыслом ее существования. Катерина и в любви особенная. Она готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? » — заявляет она Борису. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего греха. Обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которая проявила свой отчаянный, хоть и бессильный, протест против «темного царства ».

В ее трагическом конце, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина «.

Катерина - “луч света в темном царстве”.

Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, является вершиной творчества А. Н. Островского. Она входит в цикл пьес о “темном царстве” самодуров.

В то время Добролюбовым был поставлен вопрос: “Кто бросит луч света в мрак темного царства?” Ответ на этот вопрос был дан А. Н. Островским его новой пьесой “Гроза”. Две тенденции драматургии писателя - обличение и психологизм - очень хорошо обнаружились в этом его произведении. “Гроза” - драма о судьбах молодого поколения. Автор создал пьесу жизни, героями которой стали обыкновенные люди: купцы, их жены и дочери, мещане, чиновники.

Образ Катерины, главной героини пьесы, является самым ярким. Добролюбов, подробно анализируя это произведение, пишет, что Катерина - “луч света в темном царстве”. Почему же именно она? Потому что только Катерина, слабая женщина, выступила с протестом, только о ней мы можем говорить как о сильной натуре. Хотя, если рассматривать поступки Катерины поверхностно, можно сказать обратное. Это мечтательница девушка, которая сожалеет о детских годах, когда она жила, точно птичка на воле, с постоянным ощущением счастья, радости, и маменька в ней души не чаяла. Любила она в церковь ходить и не подозревала, какая ее ждет жизнь.

Но закончилось детство. Вышла Катерина замуж не по любви, попала в дом Кабановых, с чего и начинаются ее страдания. Главная героиня драмы - это птица, которую посадили в клетку. Она живет среди представителей “темного царства”, но не может так жить. Уже в первой встрече со зрителями героиня выступает, может быть, не столько против Кабановой, сколько защищая себя. Но это уже первый шаг. Тихая, скромная Катерина, от которой иногда не услышишь и слова, еще ребенком, чем-то обиженная дома, уплыла одна в лодке по Волге.

В самом характере героини были заложены цельность и бесстрашие. Она сама знает это и говорит: “Такая уж я зародилась горячая”. В разговоре с Варварой Катерину не узнать. Она произносит необычные слова: “Отчего люди не летают?”, которые кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Героиня хочет ощущать себя вольной птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, но, увы, она лишена такой возможности. Этими словами молодой женщины А. Н. Островский показывает, как тяжело ей переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови (“Да зд4еь все как из-под неволи”). Случайно вырвавшиеся слова героини говорят о ее заветной мечте освободиться из этой темницы, где подавляется и убивается любое живое чувство.

Но героиня изо всех сил сражается против “темного царства”, и именно эта ее неспособность до конца смириться с кабановским гнетом обостряет уже давно назревавший конфликт. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”

Всепоглощающее чувство охватило Катерину, когда она встретила Бориса. Героиня одерживает победу над собой, в ней открывается способность глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, которая говорит о ее живой душе, о том, что не умерли в кабановском мире искренние чувства Катерины. Она уже не боится любви, не боится разговоров: “Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского стыда?” Девушка полюбила человека, в котором нашла что-то непохожее на окружающих, но это было не так. Мы видим явный контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью героини и приземленным, осторожным увлечением Бориса.

Но даже в такой трудной ситуации девушка пытается быть верной себе, своим жизненным принципам, она стремится подавить любовь, которая сулит так много счастья и радости. Героиня умоляет мужа взять ее с собой, так как предвидит то, что с ней может случиться. Но Тихон равнодушен к ее мольбам. Катерина хочет дать клятву верности, но и тут Тихон не понимает ее. Она и дальше пытается уйти от неизбежного. В момент первой встречи с Борисом Катерина колеблется. “Зачем ты пришел, погубитель мой?” - говорит она. Но по воле судьбы происходит то, чего она так боялась.

Катерина не могла жить с грехом, в четвертом акте пьесы мы видим ее покаяние. И выкрики сумасшедшей барыни, удары грома, неожиданное появление Бориса приводят впечатлительную героиню в небывалое волнение, заставляет ее покаяться в содеянном, тем более, что Катерина всю жизнь боялась умереть “со своими грехами” - не покаявшись. Но в этом не только слабость, но и сила духа героини, которая не могла, подобно Варваре с Кудряшом, жить утехами потаенной любви, не побоялась людского суда. Не удар грома сразил молодую женщину. Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, ища освобождения от невыносимых мук такой жизни. Она считает, что домой идти, что в могилу, даже “в могиле лучше”. Она кончает жизнь самоубийством. Большое мужество нужно для такого решения, и недаром ей, мертвой, завидует оставшийся “жить... да мучиться” Тихон. Своим поступком Катерина доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”.

Катерина соединила в себе гордую силу, независимость, которую Добролюбов расценил как знак глубокого протеста против внешних, в том числе социальных условий жизни. Катерина, которая своей искренностью, цельностью и безоглядностью чувств враждебна этому миру, подтачивает “темное царство”. Слабая женщина смогла выступить против него и одержала победу.

Героиня Островского - поистине луч света в “темном царстве”. В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты - вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.