Катакомбы капуцинов, палермо - музей мертвых на сицилии. Страшнее хоррора: катакомбы капуцинов - тысячи мумий в одном месте

Кроме как кладбищем и не назовешь. Единственное, что отличает это ничем не примечательное здание монастыря ордена капуцинов от настоящего захоронения мертвых, так это то, что мертвецы находятся не под землей, а на земле. Вот уже на протяжении нескольких столетий туристы в Палермо, не упускают возможность прогуляться по катакомбах капуцинов (Catacombe di Cappuccini), где всеобщему обозрению предоставлены более восьми тысяч мумий.

Вообще эта местная огромная выставка мумий вызывает у туристов немалый интерес. Большой и мрачный склеп представляет собой целую сеть проходов и коридоров, по сторонам которых лежат, стоят, сидят и даже весят те, кто погибли много лет назад, были забальзамированы и позже доставлены прямо сюда.

На самом деле кладбище капуцинов — зрелище не для слабонервных. Иногда кажется, что какой-нибудь старый мертвец упадет прямо на вас, клацнет зубами, либо улыбнется, кивнет или вовсе зайдется в нервном смехе.

История местного подземного царства Аида начинается еще в далеком 16 веке, когда возникший на Аппенинском полуострове монашеский орден капуцинов переместился на остров Сицилия и стал весьма популярным. Представители этого монашеского ордена не хотели, чтобы их хоронили вдали от монастыря, поэтому решили создать кладбище прямо на его территории — прямо под ним.

Первая могила появилась в склепе еще в самом конце 17 века. По мере заполнения кладбища новыми «постояльцами» добавлялись и удлинялись новые коридоры и проходы. Вскоре монахи поняли, что специфический воздух, витающий в стенах склепа не позволяет трупам разлагаться .

Именно поэтому это место «облюбовала» местная элита. Под сводами монастыря теперь хоронили знатных в городе и округе людей, которых предварительно высушивали и наряжали. Лишь в конце 19 века на местном кладбище больше не производилось никаких захоронений. К тому времени в склепе были захоронены восемь тысяч островитян.

Последней в склепе оказалась двухлетняя девочка Розалия Ломбардо (Rosalia Lombardo), которая умерла в 20-х годах двадцатого века от воспаления легких и по просьбе отца была забальзамирована местным врачом Альфредо Салфией (Alfredo Salfia).

Пожалуй, это одна из самых известных мумий в музее капуцинов: прошло почти сто лет, а состояние тела девочки не изменилось. И по сей день кажется, что ребенок просто спит в своем стеклянном гробу. Ее волосы, брови и ресницы абсолютно не изменились. Некоторые охранники музея и вовсе заявляют, что иногда малышка открывает глаза. Состояние маленького тела вызывало недоверие у многих специалистов, однако когда оно было изучено через рентгеновские лучи, врачи и ученые были повергнуты в шок, а те, кто утверждал, что в музее лежит кукла, немедленно отказались от своих слов: современное оборудование подтвердило не только то, что в стеклянном гробике лежит девочка, но и показало, что все ее органы находятся в идеальном состоянии. Рецепт такого бальзамирования давно уже стал известен. Розалию превратили в мумию, используя спирт, салициловую кислоту, глицерин и прочие компоненты, которые ввели прямо в кровеносную систему девочки. В честь малышки была переименована часовня при монастыре.

Все мумии, находящиеся под землей монастыря капуцинов, распределены по статусу, который они занимали при жизни, половым, профессиональным и прочим признакам. Так, здесь вы найдете зал девственниц, детский зал, зал супружеских пар и многие другие помещения.

Катакомбы капуцинов не раз были упомянуты известными испанскими, итальянскими и французскими писателями, тем самым сделав музей весьма известным во всей Европе.

Однако сюда приезжают не только туристы, но и те люди, чьи предки захоронены в склепе под монастырем. Хранители музея запрещают фотографировать экспонаты: съемка может негативно сказаться на телах мертвецов.

Как добраться, часы работы, билеты

Необычный музей находится в городе Палермо на Площади капуцинов (Piazza Cappuccini, 1) и принимает посетителей с 8:30 до 18:00 за небольшую плату. Зайти в музей мумий вы сможете всего лишь за 3 евро.


Просмотреть на карте большего размера

Официального сайта у данного музея нет, а вот

Массовая усыпальница – место не для слабонервных. И тем не менее катакомбы капуцинов – одна из самых посещаемых достопримечательностей Палермо.

«Жуткое отвращение» и «нескрываемый восторг» – вот, что прочёл на лицах сюда забредших Диего Веласкес, посетивший подземные кладбищенские коридоры Палермо. Даже самая ужасная комната страха «отдыхает» в сравнении с этим сицилийским музеем смерти. Мумифицированные, скелетированные и забальзамированные тела усопших здесь повсюду: они лежат, стоят и висят вдоль стен, а в их одежде легко угадываются модные веяния былых эпох.

Погребальные катакомбы капуцинов находятся на в городе Палермо. Эта известнейшая выставка мумий располагается за пределами исторического центра города в районе Пьяцца Капуччини под Монастырём капуцинов. Останки самих монахов, местных аристократов, зажиточных горожан и даже одного американского консула хранятся здесь в открытом виде. В общей сложности катакомбы капуцинов хранят более 8000 «музейных экспонатов», погребённых в период с XVI по XIX века.

Чтобы попасть в сицилийский музей мертвецов, нужно пройти от площади Независимости два квартала по Корсо Калатафими и свернуть на улицу Пиндемонте. Заканчивается эта улица площадью Капуцинов, на которой и располагается монастырь.

Катакомбы капуцинов. Страницы истории

К концу XVI века количество постоянно проживающих в монастыре монахов и послушников увеличилось настолько, что возникла острая необходимость в организации отдельного кладбища. По одной из версий, в одном из погребов монахи обнаружили, что воздух в нём обладает какими-то особенными свойствами «консерванта», замедляющими процессы разложения. Именно поэтому здесь было решено устроить последнее прибежище. Усыпальница была оборудована в монастырской крипте. Первым здесь в 1599 году был захоронен брат Сильвестро, рождённый в Губбио. Немного позже сюда занесли тела ранее скончавшихся капуцинов. С течением времени крипта стала слишком тесной, и монахи вырыли длинный подземный коридор, в котором до 1871 года продолжали хоронить «постояльцев» монастыря.

Сначала в усыпальнице находили последний приют только капуцины и только с разрешения прелата. Но многочисленные благодетели, жертвовавшие на монастырь, тоже захотели, чтобы их родные были захоронены здесь. Это позволяло им иметь постоянный доступ к телам усопших. В результате уже в XVII веке катакомбы превратились в престижное кладбище для аристократов и духовенства, разрешение на захоронение на котором после 1739 года выдавал уже настоятель монастыря. Для захоронения всех желающих были прорыты дополнительные подземные коридоры и кубикулы. За три столетие здесь было погребено более 8000 человек.

Официальное закрытие катакомб состоялось в 1882 году. С тех пор захоронения в подземных коридорах Палермо производились лишь несколько раз. Исключения были сделаны для Джованни Патернити, усопшего в 1911 году вице-консула США, и умершей от пневмонии в 1920 году Розалии Ломбардо.

О методах захоронения в катакомбах капуцинов

Подмеченные монахами особенности почвы, препятствующие разложению, позволяли размещать тела практически открытыми. В некоторых случаях умерших клали в гробы, но и здесь родственники оставляли открытую стенку или окошко для «общения». Долгие годы основным методом подготовки тела к погребению было его восьмимесячное высушивание в специальной камере. После этого тела обрабатывали уксусом и одевали в праздничные одежды. К слову, некоторые особы, беспокоящиеся о красоте своей в мире ином, завещали капуцинам переодевать их по нескольку раз в год.

В периоды эпидемий процедура подготовки тела несколько менялась: его помещали в раствор мышьяка или известь, после чего тоже выставляли на обозрение. Некоторые тела, всё же, помещались в гробы, но в большинстве случаев их просто устанавливали или вывешивали вдоль стен в коридоре. Запрет на открытое размещение мёртвых выдан был в 1837 году, но их родственники всячески «обходили» данное предписание.

Описание катакомб в Палермо

Адрес: Площадь Капуцинов 1, Палермо, Сицилия, Италия.
Телефон: +39 091 212117.
Катакомбы открыты для посетителей с 8.30 до 13.00 и с 14.30 до 18.00.
Стоимость билета – 1.5 евро.

В результате многих работ по переоборудованию катакомбы капуцинов в Палермо приобрели вид прямоугольника с дополнительным коридором священников в плане. Все стороны этого прямоугольника – коридоры (монахов, женщин, мужчин и профессионалов), на пересечении которых находятся кубикулы девственниц, детей и часовня святой Розалии.

Исторически самой древней частью катакомб в Палермо является коридор монахов . В нём захоронения производили на протяжении всей истории подземного кладбища. Тела 40 наиболее почитаемых монахов располагаются в правой части коридора, а первый и последний погребённые здесь братья Сильвестро и Риккардо – в левой. Все усопшие капуцины облачены в грубую рясу с верёвкой, обвитой вокруг шеи.

Самую меньшую сторону прямоугольника катакомб составляет коридор женщин , большинство тел которых лежат в нишах. Две решётки ранее закрывали коридор, а стеклянные перегородки защищали ниши до 1943 года. Но после бомбардировки союзников большая часть этих перегородок было разрушено. Тела женщин облачены в кружевные шёлковые платья с оборками и шляпки в соответствии с модой XVIII–XIX веков.

Первую длинную сторону прямоугольника образует коридор мужчин , в котором в XVIII–XIX века захоронены благотворители из числа мирян. В соответствии с их собственными завещаниями тела облачали как в грубые погребальные саваны, так и в роскошные костюмы с жабо и галстуками.

Вторую длинную сторону занимает коридор профессионалов , где помещены тела скульпторов, юристов, художников, профессоров и профессиональных военнослужащих. Местная легенда гласит, что где-то в этом коридоре покоится и знаменитый испанец Диего Веласкес.

Самая недавняя часть катакомб – новый коридор , используемый после запрета на открытое погребение. Именно поэтому здешние стены не содержат ниш, а всё пространство коридора было заполнено гробами. Правда, в результате бомбардировки 1943 года большая часть гробов была уничтожена. Нынче уцелевшие гробы располагаются вдоль стен, благодаря чему можно рассмотреть майолику на полу.

На пересечении коридоров профессионалов и женщин располагается кубикула девственниц , отведённая для захоронения незамужних женщин и девушек. Приблизительно десяток тел стоит и лежит вокруг деревянного креста, головы девушек в знак чистоты усопших увенчаны металлическими венцами. В месте пересечения коридоров священников и мужчин находится кубикула детей . Останки нескольких десятков детей расположены вдоль стен в открытых и закрытых гробах. В центральной нише стоит кресло-качалка, в котором мальчик держит младшую сестру. Скелетированные останки детей резко контрастируют с разноцветными платьями и костюмчиками, любовно подобранными скорбящими родителями.

Самой известной частью катакомб Палермо является часовня святой Розалии, вплоть до 1866 года посвящённая Богородице. Сейчас в её центре стоит стеклянный гроб, в котором покоится практически нетленное тело усопшей в 1920 году Розалии Ломбардо. Успешно произведённая Альфредо Салафия процедура бальзамирования позволило ему сохраниться почти без изменений. Примыкает к часовне кубикула, в которой располагаются ещё несколько хорошо сохранившихся тел, среди которых и американский консул.

Несмотря на давно «приклеившийся» к катакомбам статус достопримечательности, местные жители продолжают считать их кладбищем, пускай и необычным. Потомки многих нынешних жителей Палермо покоятся в подземелье, рядом с которым располагается и действующее кладбище. Традиция погребения «у капуцинов» остаётся модной и в наши дни.

Безусловно, катакомбы капуцинов в Палермо — это не самый весёлый музей на планете, но любители разнообразия и экстрима его оценят.

Катакомбы капуцинов (Catacombe dei Cappuccini) – большое подземное кладбище монастыря капуцинов, которое находится в крипте Церкви Санта-Мария делла Паче в Палермо на Piazza Cappuccini.

Капуцины (Орден Братьев Меньших Капуцинов) — монашеский орден, представляющий одну из ветвей францисканцев. Он был основан в 1525 году братом Матвеем Басси в Урбино. Спустя три года получил признание Римским папой Климентом VII как самостоятельный орден.

В июне 1534 года на Сицилию прибыли первые капуцины. Они поселились недалеко от Палермо, к западу от городских стен на землях, где в настоящее время располагается один из районов города — Cuba-Calatafimi. Им была передана небольшая старая церковь норманнской эпохи Санта Мария делла Паче (Santa Maria della Pace), которая находилась рядом с поселением. В 1565 году часовню решено было реконструировать. Ремонтные работы растянулись на несколько десятилетий из-за постоянно возникавших сложностей и предложений по различным дополнениям. По инициативе одного из покровителей в 1618 году часовня подверглась реконструкции, изменившей полностью ее структуру и размеры.

Фото 3.

За эти годы сообщество капуцинов основало небольшой монастырь на принадлежавших им землях, который в дальнейшем расширялся за счет пожертвований горожан. Некоторые завещали свое имущество в пользу братьев ордена. Одним из таких даров явилось здание рядом с церковью Санта Мария делла Паче, которое было передано капуцинам после смерти Дона Оттавио Д’Арагона – одного из богатых покровителей ордена, что позволило создать крупный монастырский комплекс. Тогда же было положено начало организации подземного кладбища в крипте храма, которое в настоящее время называют Катакомбы капуцинов (Catacombe dei Cappuccini), где первое захоронение прошло в конце XVI века.

В 1623 году новое здание церкви было освящено, как Chiesa Santa Maria della Pace, и стало главным храмом монастыря.

Фото 4.

Современный вид церковь Санта Мария делла Паче приобрела после большой реконструкции 1934 года, сохранив огромное количество произведений искусств XVII – XIX веков. Она состоит из трех нефов, один из которых заканчивается широкой ризницей и хорами. Интерьер Chiesa Santa Maria della Pace богат ценными предметами, собранными капуцинами на протяжении многих десятилетий. Это и деревянные алтари, один из которых был вырезан монахом в 1854 году, и мраморные скульптуры, и ценное средневековое Распятие, и надгробные памятники над усыпальницами умерших, созданные в XVIII веке местным скульптором Ignazio Marabitti.

В стенах церкви хоронили только богатых покровителей и защитников монастыря, останки же умерших братьев, начиная с XVI века, складывали в общую могилу, располагавшуюся рядом с южной стороной храма.

Фото 5.

В 1597 году решено было создать новое, более вместительное, подземное кладбище, войти в которое возможно было бы из церкви. Под главным алтарем был сделан длинный коридор, куда перенесли останки сорока пяти ранее усопших монахов. Их тела так хорошо сохранились, и создавалось впечатление, что они упокоились несколько часов тому назад. Это случайное открытие позволило создать не обычное подземное кладбище, а именно погребальные Катакомбы капуцинов, уникальные в своем роде, хоть и немного мрачноватые, которые сохранили почти нетленными останки около восьми тысяч тел, разделенных по половому признаку и принадлежности к определенному социальному слою.

Первое захоронение в Катакомбах произошло 16 октября 1599 года, когда скончался один из братьев – капуцинов Сильвестро из Губбио, останки которого можно увидеть в нише слева в коридоре монахов. В числе других останков монахов и Риккардо из Палермо – последний капуцин, который был погребен в Катакомбах в 1871 году. Официано подземное кладбище было закрыто для захоронений в 1882 году, но и после этого здесь было погребено еще несколько тел. Одно из последних захоронений датируется 1920 годом. Это останки двухлетней Розалии Ломбардо, умершей от бронхиальной инфекции. Малышка покоится в небольшом гробике у подножия алтаря в часовне Святой Розалии. Забальзамированное тело девочки сохранилось почти нетленным, и кажется, что она просто спит, как «Спящая красавица».

Фото 6.

Почти за три века Катакомбы Капуцинов превратились в одно из престижных погребальных мест Палермо, где нашли свой последний приют не только братья – капуцины, но и представители духовенства, аристократии, буржуазии. Для размещения такого количества останков мало было одного коридора и Катакомбы Капуцинов дополнялись новыми помещениями. В настоящее время коридоры образуют прямоугольник, в углах которого расположены небольшие комнаты – кубикулы.

В 1944 году вход в подземное кладбище был перенесен из храма в соседнее здание, стоящее перпендикулярно церкви Санта Мария делла Паче, за которым с середины XIX века располагается «обычное» кладбище. Оно было организовано после запрета захоронений в церквях и катакомбах. Здесь похоронены и обычные горожане, и известные уроженцы здешних мест, и выдающиеся люди, много сделавшие для Сицилии и Палермо.

Фото 7.

До 1739 года монахи еще контролировали заполнение катакомб и выдавали разрешение на то или иное захоронение. Потом они, видимо, устали бороться с родственниками высокопоставленных особ и стали хоронить всех, пока к концу XIX века не поняли, что места просто больше нет.

По своей структуре катакомбы капуцинов состоят из нескольких коридоров. В Коридоре монахов хоронили, собственно говоря, самих послушников монастыря. Там и сегодня лежат тела 40 наиболее почитаемых монахов, доступ к которым не разрешен никому. Далее Коридор мужчин и Коридор женщин – место захоронения обычных мирян. В Кубикуле (комната, а не коридор в катакомбах) детей захоронены все, кому не исполнилось 14 лет.

Фото 8.

Кроме того, в катакомбах есть Коридор профессионалов, в котором отдельно хоронили наиболее выдающихся деятелей в той или иной области. Например, в Катакомбах капуцинов покоятся останки испанского художника Диего Веласкеса и скульптора Филиппо Пеннино. Также в катакомбах есть отдельное место, в котором хоронили девственниц.

Сегодня Катакомбы капуцинов называют самой главной достопримечательностью Палермо. Их ежегодно посещает большое количество туристов, правда, допуск осуществляется не во все помещения, да и особо жуткие мумии все же не показывают. В катакомбах нельзя фотографировать, а современные послушники монастыря все чаще задумываются над тем, чтобы запретить в катакомбы доступ зевакам и оставить мумии в покое.

Фото 9.

Надгробные памятники и часовни создавались местными скульпторами и архитекторами Domenico Delisi, Antonio Ugo, Luigi Filippo Labiso, Salvatore Caronia Roberti в XX веке, работы которых можно увидеть в городских музеях и на улицах Палермо и Монделло.

Кладбище остается действующим и в настоящее время, сохраняя древнюю традицию захоронения в Монастыре капуцинов, в котором размещается офис Международной коллегии по религиозным миссиям за рубежом и богатая библиотека, сохранившая редкие издания книг.

Будете в Палермо, включите в свой маршрут посещение Катакомбов Капуцинов. Вы сможете сами увидеть одну из достопримечательностей Палермо, пройдя пешком от исторического центра города.

Фото 10.

Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio ) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом, облачали в лучшие одежды (иногда, согласно завещаниям, тела переодевали несколько раз в год) и помещали непосредственно в коридорах и кубикулах Катакомб. Некоторые тела помещались вгробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишахили на полках вдоль стен.

Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленнуюизвесть или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение.

В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки.

После официального закрытия Катакомб (1881) здесь были погребены ещё несколько человек, останки которых были забальзамированы. Самой последней здесь была погребена Розалия Ломбардо (умерла 6 декабря 1920 года). Произведший бальзамирование доктор - Альфредо Салафия, так и не открыл секрета сохранения тела; было известно лишь, что в основе его были химические инъекции. В результате остались нетленными не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы. В настоящее время секрет состава открыт итальянскими учеными по изучению бальзамирования. Найден дневник Альфредо Салафии, в котором описан состав: формалин, спирт, глицерин, соли цинка и салициловая кислота. Смесь подавалась под давлением через артерию и расходилась по кровеносным сосудам по телу. Проведённые в США исследования по бальзамированию с применением состава Салафии дали великолепные результаты.

Катакомбы капуцинов рассматривались жителями Палермо как кладбище, хоть и необычное. Поскольку вXVIII-XIX веках захоронение здесь было вопросом престижа, в Катакомбах покоятся предки многих нынешних жителей Палермо. Катакомбы регулярно посещаются потомками тех, чьи тела находятся здесь. Более того, после официального закрытия Катакомб для погребений (1882), у стен монастыря было устроено «обычное» кладбище, так что традиция захоронения «у капуцинов» сохраняется до сих пор.

В различных городах и селениях Сицилии капуцины создали в подражание палермитанским Катакомбам другие подземные склепы, в которых также выставлены мумифицированные тела. Наиболее известным из этих склепов являются Катакомбы капуцинов в городке Савока (провинция Мессина), где хранятся около пятидесяти мумий представителей местного духовенства и знати.

2 ноября 1777 года, в день поминовения усопших, палермские Катакомбы посетил поэт Ипполито Пиндемонте, написавший под впечатлением увиденного поэму «Гробницы» («итал. Sepolcri»). В его представлении Катакомбы представляют собой знаменательное торжество жизни над смертью, свидетельство веры в грядущее Воскресение:

«Большие тёмные подземные комнаты, где в нишах, подобно восставшим призракам, стоят тела, покинутые душами, одетые, как в день своей кончины. Из их мёртвых мускулов и кожи искусство прогнало и испарило всякий след жизни, так что их тела и даже лица сохраняются веками. Смерть смотрит на них и ужасается своему поражению. Когда каждый год падающие осенние листья напоминают нам о скоротечности человеческой жизни и зовут нас посетить родные могилы и пролить на них слезу, тогда благочестивая толпа наполняет подземные кельи. И при свете лампад каждый обращён к некогда любимому телу и в его бледных чертах ищет и находит знакомые черты. Сын, друг, брат находит брата, друга, отца. Свет лампад мерцает на этих лицах, забытых Судьбой, и иногда как будто трепещущих… И иногда тихий вздох или сдержанное рыдание звучат под сводами, и эти холодные тела будто отзываются на них. Два мира разделены ничтожной преградой, и Жизнь и Смерть никогда не были так близки.»

Фото 11.

Спустя сто лет, Катакомбы посетил Мопассан, описавший свои впечатления в «Бродячей жизни» (1890). В противоположность романтичному Пиндемонте, Мопассан ужаснулся увиденному, увидев в Катакомбах отвратительное зрелище гниющей плоти и отживающего суеверия:

«И я вижу вдруг перед собой огромную галерею, широкую и высокую, стены которой уставлены множеством скелетов, одетых самым причудливым и нелепым образом. Одни висят в воздухе бок о бок, другие уложены на пяти каменных полках, идущих от пола до потолка. Ряд мертвецов стоит на земле сплошным строем; головы их страшны, рты словно вот-вот заговорят. Некоторые из этих голов покрыты отвратительной растительностью, которая еще более уродует челюсти и черепа; на иных сохранились все волосы, на других - клок усов, на третьих - часть бороды.
Одни глядят пустыми глазами вверх, другие вниз; некоторые скелеты как бы смеются страшным смехом, иные словно корчатся от боли, и все они кажутся объятыми невыразимым, нечеловеческим ужасом.
И они одеты, эти мертвецы, эти бедные, безобразные и смешные мертвецы, одеты своими родными, которые вытащили их из гробов, чтобы поместить в это страшное собрание. Почти все они облачены в какие-то черные одежды; у некоторых накинуты на голову капюшоны. Впрочем, есть и такие, которых захотели одеть более роскошно - и жалкий скелет с расшитой греческой феской на голове, в халате богатого рантье, лежит на спине, страшный и комичный, словно погруженный в жуткий сон…
Говорят, что время от времени на землю скатывается та или другая голова: это мыши перегрызают связки шейных позвонков. Тысячи мышей живут в этой кладовой человеческого мяса.
Мне показывают человека, умершего в 1882 году. За несколько месяцев перед смертью, веселый и здоровый, он приходил сюда в сопровождении приятеля, чтобы выбрать себе место.
- Вот где я буду, - говорил он и смеялся.
Друг его теперь приходит сюда один и целыми часами глядит на скелет, неподвижно стоящий на указанном месте…».

Фото 12.

Среди знаменитостей XX века Катакомбы капуцинов посетил французский балетмейстер Морис Бежар.

Уникальное кладбище является одной из самых известных достопримечательностей Палермо, притягивающей множество туристов. Хотя фото- и видеосъёмка в Катакомбах запрещена, нескольким европейским и американским телекомпаниям, в том числе и НТВ, удалось получить разрешение на съёмки.

Фото 13.

Самый известный экспонат этого музея — маленькая девочка Розалия, которая умерла в 1920-м году и по просьбе любящего отца была забальзамирована известным мастером некро-мэйк-апа Альфредо Салафией. Результат превзошел все ожидания: прошло уже почти сто лет, а девочка в стеклянном гробу выглядит просто спящей. У нее в абсолютной целостности сохранились волосы, ресницы, брови, и особо слабонервные смотрители склепа даже пустили слух, что ночами девочка открывает глаза. На это не стоит обращать внимание, а вот узнать секрет волшебного бальзама Салафии очень интересно: современные ученые выяснили, что в состав его входил спирт, формалин, глицерин, цинк и салициловая кислота, а вводился раствор прямо в кровеносную систему. В честь этой девочки часовня Богородицы при монастыре была переименована в часовню Святой Розалии, и девочка находится именно там.

Фото 14.

Коридор монахов

Типичный фрагмент Коридора монахов

Коридор монахов представляет собой исторически самую древнюю часть Катакомб. Захоронения производились здесь с 1599 по 1871 годы. В правой от нынешнего входа части коридора (закрыта для посещения) помещены тела 40 наиболее почитаемых монахов, а также следующих примечательных лиц:

- Алессио Нарбоне - духовный писатель,

- Аяла - сын тунисского бея, обратившийся в христианство и принявший имя Филипп Австрийский (умер20 сентября 1622 года),

В левой части коридора в числе других монахов помещены тела Сильвестра из Губбио (умер 16 октября1599 года), первого из погребённых в Катакомбах, и Риккардо из Палермо (умер в 1871 году), последнего из капуцинов, похороненного здесь. Все тела капуцинов облачены в одеяния своего ордена - грубую рясу скапюшоном и с верёвкой вокруг шеи.

Коридор мужчин

Фрагмент Коридора Мужчин

Коридор мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в течение XVIII-XIX векапомещались тела благотворителей и жертвователей монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии с завещаниями самих похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в разнообразные одежды - от грубого погребального савана наподобие монашеского одеяния до роскошныхкостюмов, сорочек, жабо и галстуков.

Кубикула детей

Кубикула детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В небольшой комнатке в закрытых или открытых гробах, а также в нишах вдоль стен помещены останки нескольких десятков детей. В центральной нише помещена детское кресло-качалка, на которой сидит мальчик, держащий на руках свою младшую сестру.

Превратившиеся в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими костюмчиками и платьицами, любовно выбранными родителями, что отмечено Мопассаном в «Бродячей жизни».

…Мы приходим в галерею, полную маленьких стеклянных гробиков: это дети. Едва окрепшие косточки не выдержали. И трудно разглядеть, что, собственно, лежит перед вами, настолько они изуродованы, расплющены и ужасны, эти жалкие детишки. Но слезы навертываются у вас на глаза, потому что матери одели их в маленькие платьица, которые они носили в последние дни своей жизни. И матери все еще приходят сюда поглядеть на них, на своих детей!

Коридор женщин

Фрагмент Коридора женщин

Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943 года вход в этот коридор был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с телами были защищены стеклом. В результате бомбардировки союзников в 1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а останки значительно повреждены.

Большинство помещённых здесь тел женщин лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько наиболее сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах. Тела женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII-XIX веков - шёлковые платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие между рассыпавшимися от времени останками и кричащими модными нарядами, в которые они облачены, подмечены Мопассаном.

Вот женщины, еще более уродливо комичные, чем мужчины, потому что их кокетливо принарядили. Пустые глазницы глядят на вас из-под кружевных, украшенных лентами чепцов, обрамляющих своей ослепительной белизной эти черные лица, жуткие, прогнившие, изъеденные тлением. Руки торчат из рукавов новых платьев, как корни срубленных деревьев, а чулки, облегающие кости ног, кажутся пустыми. Иногда на покойнике надеты одни лишь башмаки, огромные на его жалких, высохших ногах.

Кубикула девственниц

Небольшая кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и профессионалов, отведена для погребения девушек и незамужних женщин. Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста, над которым помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл» (Отк.14:4). Головы девушек увенчаны металлическимивенцами в знак девственной чистоты усопших.

Новый коридор

Новый коридор

Новый коридор - самая недавняя часть Катакомб, использовавшаяся после запрета выставлять на обозрение тела усопших (1837). Вследствие этого запрета в коридоре нет стеновых ниш. Всё пространство коридора было постепенно (1837-1882) заполнено гробами. В результате бомбардировки 11 марта 1943 годаи пожара 1966 года большая часть гробов была уничтожена. В настоящее время уцелевшие гробы помещены вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной части коридора можно увидеть пол, украшенный майоликой. Помимо этого в Новом коридоре можно увидеть несколько «фамильных групп» - тела отца и матери семейства с их несколькими детьми-подростками выставлены вместе.

Коридор профессионалов

Фрагмент Коридора профессионалов

Тела двух военных (Франческо Энеа - нижний)

Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон прямоугольника. В этом коридоре помещены тела профессоров, юристов, художников, скульпторов, профессиональных военных. В числе захороненных здесь примечательны:

- Филиппо Пеннино - скульптор,

- Лоренцо Марабитти - скульптор, работавший, в том числе, в соборах Палермо и Монреале,

- Сальваторе Манцелла - хирург,

- Франческо Энеа (умер в 1848 году) - полковник, лежащий в великолепно сохранившейся военной форме армии Королевства Обеих Сицилий.

Согласно местной легенде, принимаемой или отвергаемой различными исследователями, в Коридоре профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса.

Коридор священников

Фрагмент Коридора священников

Параллельно Коридорам монахов и женщин проходит дополнительный коридор, в котором помещены многочисленные тела священников епархии Палермо. Тела облачены в разноцветные богослужебные ризы, контрастирующие с иссохшими мумиями. В отдельной нише помещено тело единственного захороненного в Катакомбах прелата - Франко д’Агостино , епископа Пьяна-дельи-Албанези (Итало-албанская католическая церковь).

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 42.

источники
http://bizzarrobazar.com/tag/mummificazione/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/644821

http://the-legends.ru/articles/70/katakomby-kaputsinov/

http://palermo-tr.ru/sight/catacombe_dei_cappuccini.html

http://redigo.ru/geo/Europe/Italy/poi/12857

А вот какие еще катакомбы мы уже с вами обсуждали: вот например , а вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Каких только музеев нет на нашей планете! Но самым необычным считается знаменитый Catacombe dei Cappuccini, экспонаты которого шокируют неподготовленного посетителя. Это не просто музей, а настоящее элитное кладбище, где покоятся более восьми тысяч мумий.

Самые необычные в мире катакомбы

Разберемся, что означает слово "катакомбы". Оно произошло от латинского catacumbae, что переводится как "ложиться спать". В Западной Европе подземные лабиринты всегда были связаны с местами погребения усопших. В XVI веке действовал учрежденный папой римским монашеский орден капуцинов, члены которого занимались миссионерством, проповедуя христианство по всему миру.

Самая многочисленная община находилась в Палермо, на Сицилии. Катакомбы капуцинов появились в конце XVI столетия, когда усопших стало слишком много. Именно тогда и возник вопрос о новом месте погребения. Члены ордена вспомнили о крипте - огромном подвальном помещении, находившемся в монастыре Convento dei Cappuccini, куда и было принято решение складывать тела умерших. В 1599 году появились знаменитые на весь мир катакомбы, а необычность их состояла в том, что усопших хоронили не в гробах, а в открытом виде. Разрешения на погребение выдавали городские архиепископы или настоятели монастыря.

Бальзамирование, позволявшее телам сохраняться

В подземных усыпальницах тела разлагались очень медленно, кроме того, их высушивали в специальных камерах в течение нескольких месяцев, промывали останки уксусом, бальзамировали и переодевали в лучшие одежды. Затем их выставляли в открытом виде на полках, проходивших вдоль стен.

Когда начинались страшные эпидемии в городе, метод сохранения тел немного менялся: останки помещали в специальные сосуды, заполненные раствором с мышьяком, и только после этой процедуры их выкладывали на всеобщее обозрение.

Элитное кладбище

Изначально катакомбы капуцинов предназначались лишь для членов монашеского ордена, однако со временем они превратились в престижное кладбище, на котором хотели быть погребенными знатные люди Палермо. В завещаниях богатые покровители монастыря обговаривали все моменты, прописывая, через какие промежутки времени должна меняться одежда.

И вскоре элитное кладбище стало существовать на пожертвования родственников усопших, которые могли прийти в определенные дни, чтобы потрогать за руки ушедших близких и помолиться. Каждое тело находилось на постоянном месте, но как только семья переставала выплачивать деньги, труп перекладывали подальше.

Последний приют для 8 тысяч горожан

Вскоре подвал становится тесным, и монахи начинают рыть дополнительные подземные коридоры, которые в настоящее время образуют прямоугольник. Катакомбы капуцинов были закрыты властями в 1882 году, просуществовав 283 года. За столь внушительный срок в них нашли последний приют около восьми тысяч богатых и уважаемых жителей Палермо. По приблизительным подсчетам, в Catacombe dei Cappuccini хоронили почти по 30 покойников в год.

Когда было запрещено размещать тела в открытом виде, монахи удаляли одну из стенок в гробу, оставляя "окошки" для членов семьи, которые могли видеть останки.

Структура катакомб

По своей структуре мрачные катакомбы капуцинов в Палермо состоят из нескольких подземных коридоров. Все залы самого крупного в мире некрополя мумий разделены на отдельные категории: умершие различаются не только по половому признаку, но и по принадлежности к социальным слоям общества. В одном из помещений лежат тела уважаемых монахов, куда запрещен доступ посетителям. Далее следуют коридоры, где захоронены мужчины и женщины, а дети, не достигшие 14 лет, покоятся в кубикуле - небольшой комнате под землей. Отдельно хоронили выдающихся жителей города и девственниц.

Коридоры

Коридор монахов - это самая древняя часть подземелий, где покоятся наиболее почитаемые капуцины. Все они похоронены в одеждах своего ордена - грубой рясе с намотанной вокруг шеи веревкой. Тела умерших священников Палермо, облаченные в яркие ризы, находились в отдельном помещении.

До 1943 года вход в коридор женщин был закрыт решетками, а тела хранились в нишах под герметичным стеклом. Однако в результате бомбардировок преграды были разрушены, а останки серьезно повреждены. Сейчас лишь часть тел поставлена в вертикальные ниши, а остальные лежат. Превратившиеся со временем в прах, они представляют собой ужасающее зрелище: пустые глазницы глядят из-под модных по тем временам шляпок, а костлявые руки торчат из рукавов шелковых платьев.

Богатые покровители ордена из числа мирян нашли последнее пристанище в коридоре мужчин, а тела известных скульпторов, хирургов, военных, художников, юристов покоятся в коридоре профессионалов. По неподтвержденным данным, катакомбы капуцинов хранят тело Веласкеса - знаменитого испанского живописца.

После запрета выставлять на всеобщее обозрение трупы на кладбище появился еще один коридор, который заполнили закрытые гробы. В 1943 году большая их часть была уничтожена. Сейчас здесь можно увидеть пол, украшенный майоликой (цветной керамикой из глины), а также выставленные вместе тела семейной пары с двумя малышами.

Кубикулы

Останки детей помещались в кубикулу. Здесь в открытых и закрытых гробах лежат мальчики и девочки, а также их тела уложены в ниши, идущие вдоль стен. В центре комнаты на кресле-качалке сидит ребенок, прижимающий к себе младшую сестру. У туристов наворачиваются на глаза слезы при виде скелетов ребятишек, облаченных в милые платьица и костюмчики.

Еще одна небольшая кубикула отведена для погребения умерших девственниц. У деревянного креста, расположенного в центре комнаты, покоится с десяток тел девушек, на головах которых красуются металлические венцы, символизирующие чистоту усопших.

Прекрасная обитательница, прославившая катакомбы капуцинов

Девочка Розалия Ломбардо - это последний погребенный человек после официального закрытия властями элитного кладбища и самый известный экспонат необычного музея. Она умерла в декабре 1920 года, не дожив до двухлетнего возраста. Тяжело переживавший страшную утрату отец попросил забальзамировать свою малышку, чтобы предотвратить разложение тела. Официальных документов, рассказывающих о самой девочке, к сожалению, не сохранилось, как и не осталось фотографий живой Розалии, которая была очень болезненным ребенком.

Известный мастер А. Салафия, владевший эффективной технологией бальзамирования, выполнил просьбу безутешных родителей. Раствор, в состав которого входили спирт, соли цинка, формалин, глицерин и другие химические соединения, разошелся по кровеносным сосудам, что позволило телу девочки, находившемуся в застекленном гробу в дальней части подземелий, прекрасно сохраниться. Нетленными остались мягкие ткани лица, глазные яблоки и ресницы с волосами.

Скандалы, связанные с именем малышки

Прошло почти сто лет, а мумия ребенка, помещенная в катакомбы Капуцинов, выглядит свежо и естественно, что вызвало разговоры о замене тела девочки, превратившегося в прах, восковой копией. Для опровержения слухов сюда было доставлено специальное оборудование, чтобы просветить гроб. Исследователи увидели скелет ребенка, его мозг и органы, оказавшиеся целыми. А после выхода на экраны документального фильма, рассказывающего о Розалии, все слухи прекратились. Зрители рассмотрели тело малышки не только снаружи, но и внутри гроба, а также были показаны руки, покоящиеся под одеялом, которых ранее никто не видел.

Маленькая спящая красавица будоражит воображение людей, а несколько лет назад, после того как ее глаза приоткрылись, началась настоящая истерия. Экзальтированные туристы заявили, что в тело малышки вернулся ее дух, а ученые, заметившие странные изменения температуры в подвале, назвали именно их причиной явления, вызвавшего страх у людей.

Мумия невинного ребенка, от которой часто исходит приятный аромат лаванды, привлекает огромное количество посетителей, а для многих творческих людей на протяжении века она служит источником вдохновения. В честь малышки старинная культовая постройка при монастыре была переименована, и сейчас девочка находится в часовне Святой Розалии.

Регулярно потомки тех, кто покоится в подземельях Палермо, посещают катакомбы капуцинов, фото которых наводят на многих ужас. После официального закрытия некрополя у стен монастыря появилось обычное кладбище, а члены ордена создали в других населенных пунктах подземные склепы, и самыми известными являются сооружения в городе Савоке, где находятся около 150 мумий местной знати и духовенства.

В конце XVIII века Палермо посетил известный поэт И. Пиндемонте, который настолько был впечатлен катакомбами, что посвятил им поэму Sepolcri ("Гробницы"). В ней он пропел о торжестве жизни над смертью и вере в воскресение человека.

Сто лет спустя в мрачные погребальные катакомбы капуцинов в Италии заглянул Мопассан, но увиденное зрелище вызвало у него настоящий ужас. В отличие от романтически настроенного поэта, он заметил гниющую плоть, отвратительные скелеты, одетые самым нелепым образом, и мышей, перегрызающих шейные позвонки…

Где находится некрополь?

Найти это место очень просто: подземные склепы находятся в черте города, на площади Piazza Cappuccini, дом 1. Именно здесь располагается знаменитый монастырь, хранящий тела жителей. Стоимость посещения музея, где мумии усопших ограждены решеткой, составляет 1,5 евро.

Что говорят туристы?

Туристы, посетившие погребальные катакомбы капуцинов в Палермо, признаются, что это зрелище не для слабонервных. Наряженные скелеты с пустыми глазницами и высохшие мумии оставляют гнетущее впечатление. И многие из тех, кто побывал в подземелье, не ощутили пасхальной радости. Им захотелось поскорей уйти из царства мертвых, где все пропитано горем, а смерть представлена в очень безобразном виде. Однако для жителей Палермо жуткое место является самым обычным кладбищем, и никакого страха они не испытывают.

Погребальные катакомбы капуцинов, в которых монахи наглядно показывали всем, что ждет людей в будущем, являются одной из главных достопримечательностей итальянского города. Ежегодно их посещают сотни тысяч зевак, однако не во все помещения жуткого некрополя можно попасть. Здесь запрещено фотографировать, но некоторые туристы все-таки ухитряются сделать снимки. В последнее время все активней ведутся разговоры о том, чтобы запретить доступ в подземные коридоры и наконец-то оставить в покое тех, кто умер много веков назад.

Продолжаем рубрику «Пост из прошлого»: Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) - погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, в которых в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части местной элиты и выдающихся граждан - духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых - скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции.

Внимание! Материалы представленные в этой фотоновости могут показаться пугающими!

(Всего 47 фото)

1. К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались тела умерших монахов.

2. Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем - настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.

3. Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо - духовенства, монахов, мирян. После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших, в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.

4. Уже в XVII веке выяснилось, что особенность почв и атмосферы Катакомб капуцинов препятствуют разложению тел. Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом, облачали в лучшие одежды (иногда, согласно завещаниям, тела переодевали несколько раз в год) и помещали непосредственно в коридорах и кубикулах Катакомб. Часть тел помещалось в гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишах или на полках вдоль стен.

5. Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение. В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки.

6. Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии (до 1866 года была посвящена Богородице скорбей). В центре часовни в стеклянном гробу покоится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году от воспаления легких). Отец Розалии, тяжело переживавший её , обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления. В результате успешного бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело сохранилось нетленным. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.

7. В настоящее время секрет состава был установлен итальянскими учеными. Согласно сведениям из найденного дневника Салафии, в состав входит формалин, спирт, глицерин, цинк и некоторые другие ингредиенты. Смесь подавалась под давлением через артерию и расходилась по кровеносным сосудам по телу. Проведённые в США исследования по бальзамированию с применением состава Салафии дали великолепные результаты. Захоронение Розалии Ломбардо стало последним в истории катакомб капуцинов в Палермо. С мумией девочки связан ряд таинственных историй. Тридцать пять лет назад здешний смотритель сошел с ума. По его словам, он видел, как девочка открывала глаза…

8. В кубикуле, примыкающей к часовне, находится ещё несколько идеально сохранившихся тел. В их числе тело молодого человека с огненно-рыжими волосами, нескольких священников, а также вице-консула США Джованни Патернити (умер в 1911 году), единственного захороненного в Катакомбах гражданина США.

10. Для удобства ориентировки залы разбиты на категории: мужчины, женщины, девственницы, дети, священники, монахи и "профессии". Коридор монахов представляет собой исторически самую древнюю часть Катакомб. Захоронения производились здесь с 1599 по 1871 годы. В правой от нынешнего входа части коридора (закрыта для посещения) помещены тела 40 наиболее почитаемых монахов и лиц, так или иначе связанных с религией.

15. Коридор мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в течение XVIII-XIX века помещались тела благотворителей и жертвователей монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии с завещаниями самих похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в разнообразные одежды - от грубого погребального савана наподобие монашеского одеяния до роскошных костюмов, сорочек, жабо и галстуков.

20. Кубикула детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В небольшой комнатке в закрытых или открытых гробах, а также в нишах вдоль стен помещены останки нескольких десятков детей. В центральной нише помещена детское кресло-качалка, на которой сидит мальчик, держащий на руках свою младшую сестру.

21. Превратившиеся в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими костюмчиками и платьицами, любовно выбранными родителями, что отмечено Мопассаном в «Бродячей жизни»: "…Мы приходим в галерею, полную маленьких стеклянных гробиков: это дети. Едва окрепшие косточки не выдержали. И трудно разглядеть, что, собственно, лежит перед вами, настолько они изуродованы, расплющены и ужасны, эти жалкие детишки. Но слезы навертываются у вас на глаза, потому что матери одели их в маленькие платьица, которые они носили в последние дни своей жизни. И матери все еще приходят сюда поглядеть на них, на своих детей!"

23. Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943 года вход в этот коридор был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с телами были защищены стеклом. В результате бомбардировки союзников в 1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а останки значительно повреждены. Большинство помещённых здесь тел женщин лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько наиболее сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах.

24. Тела женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII-XIX веков - шёлковые платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие между рассыпавшимися от времени останками и кричащими модными нарядами, в которые они облачены, подмечены Мопассаном: "Вот женщины, еще более уродливо комичные, чем мужчины, потому что их кокетливо принарядили. Пустые глазницы глядят на вас из-под кружевных, украшенных лентами чепцов, обрамляющих своей ослепительной белизной эти черные лица, жуткие, прогнившие, изъеденные тлением. Руки торчат из рукавов новых платьев, как корни срубленных деревьев, а чулки, облегающие кости ног, кажутся пустыми. Иногда на покойнике надеты одни лишь башмаки, огромные на его жалких, высохших ногах".

25. Небольшая кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и профессионалов, отведена для погребения девушек и незамужних женщин. Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста, над которым помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл» (Отк.14:4). Головы девушек увенчаны металлическими венцами в знак девственной чистоты усопших. Новый коридор - самая новая часть Катакомб, использовавшаяся после запрета выставлять на обозрение тела усопших (1837). Вследствие этого запрета в коридоре нет стеновых ниш. Всё пространство коридора было постепенно (1837-1882) заполнено гробами. В результате бомбардировки 11 марта 1943 года и пожара 1966 года большая часть гробов была уничтожена. В настоящее время уцелевшие гробы помещены вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной части коридора можно увидеть пол, украшенный майоликой. Помимо этого в Новом коридоре можно увидеть несколько «фамильных групп» - тела отца и матери семейства с их несколькими детьми-подростками выставлены вместе.

27. Супружеские пары:

29. Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон прямоугольника. В этом коридоре помещены тела профессоров, юристов, художников, скульпторов, профессиональных военных. В числе захороненных здесь примечательны: Филиппо Пеннино - скульптор, Лоренцо Марабитти - скульптор, работавший, в том числе, в соборах Палермо и Монреале, Сальваторе Манцелла - хирург, Франческо Энеа (умер в 1848 году) - полковник, лежащий в великолепно сохранившейся военной форме армии Королевства Обеих Сицилий. Согласно местной легенде, принимаемой или отвергаемой различными исследователями, в Коридоре профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса.