Картотека рекомендованной литературы для чтения детям первой младшей группы. Проект в первой младшей группе «Любимые сказки» Видео

Елена Стрельцова

Продолжительность проекта : апрель (1,5 – 2 недели)

Разработчики и реализаторы проекта : воспитатель Стрельцова Е. А.

Цель : Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках .

Задачи :

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками .

2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

3. Обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

4. Формировать умение пересказывать сказки .

5. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.

6. Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Участники проекта : педагог, дети 1 младшей группы , родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

1. Получение дополнительных знаний о Русских народных сказках .

2. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

3. Речь детей стала связной, выразительной.

4. Дети познакомились с такими понятиями как добро, зло, честность и справедливость.

5. Дети могут .

Актуальность проекта :

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них имеются проблемы со связной речью, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей . А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка . В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о сказках .

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками , так как считаю, что именно русские народные сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Методическое обеспечение :

Создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры) ;

Создание тематических выставок.

Методы проекта :

познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные игры, совместная деятельность.

1. Беседа «Разнообразие русских народных сказок » .

2. Чтение РНС «Колобок» , «Теремок» , «Курочка Ряба» , «Репка» . Рассматривание иллюстраций. Аудио прослушивание сказок . Просмотр мультфильмовю

3. Д/И «Угадай сказку » Учить детей называть ранее прочитанную сказку .

4. Театрализованный показ сказок «Колобок» , «Теремок» , «Курочка Ряба» , «Репка» . Учить детей двигаться в соответствии выбранной ролью, выразительно проговаривать слова.

5. Рисование «Для бабушки новый платок» (карандаши, штриховка) Познакомить с неотъемлемым атрибутом образа бабушки. Вызвать уважение к старшим. Упражнять в нанесении рисунка на предмет. Создание фото-выставки : «Моя любимая бабушка » .

6. Показ коробкового театра по РНС «Колобок» , «Теремок» , «Курочка Ряба» , «Репка» . Учить водить настольных кукол, учатся сопровождать движения речью.

7. Рисование любимого сказочного героя (краски) .

Развитие творческих способностей детей.

1. Показ кукольного театра «Би-ба-бо» по мотивам сказки «Колобок» , «Репка» , «Курочка Ряба» , «Теремок» . Учить детей водить персонажей сказки и проговаривать текст.

2. Лепка «Для дедушки для бабушки я спеку оладушки» (пластилин) Вспомнить с детьми сказки которые начинаются «Жили-были дед и баба…» , развивать доброжелательность, уважение к старшим.

3. Беседа с детьми «Моя любимая книга » . Д/и «Поменяйся книгой» Учить детей рассказывать о любимой книги , о сказках , написанных в них, кто ему читает эту книгу. Учить делиться книгами, развивать интерес к просмотру новой книги.

4. Оформление книжной выставки «Моя любимая книга » .

5. Акция «Поможем книгам» . Учить детей «лечить» книги с помощью воспитателя. Развивать бережное отношение к книгам.

6.. Создание театра совместно с родителями «Наши сказки » Создание условий для совместной деятельности родителей и детей.

7. Создание совместно с детьми дидактических игр : «Собери сказку из частей » , «Какое настроение у сказочного героя , «Из какой сказки . Систематизировать и углубить знания детей о сказках . Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам .

Презентация проекта «Любимые сказки » . Фотоотчет.

Результаты проекта :

Дети получили дополнительные знания о Русских народных сказках .

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Речь детей стала более, связной, выразительной;

Дети познакомились с такими понятиями как добро, зло, честность и справедливость.

Дети могут пересказывать короткие сказки или отрывок из неё .







Создано 01.12.2014 16:32 Обновлено 16.02.2017 10:19

  • «Лиса и медведь» (мордовская);
  • «Война грибов с ягодами» - В. Даль;
  • «Дикие лебеди» - Х.К. Андерсен;
  • «Сундук –самолет» - Х.К. Андерсен;
  • «Прожорливый башмак» - А.Н. Толстой;
  • «Кот на велосипеде» - С. Черный;
  • «У лукоморья дуб зеленый…» - А.С. Пушкин;
  • «Конек – горбунок» - П. Ершов;
  • «Спящая царевна» - В. Жуковский;
  • «Господин Ау» - Х. Мякеля;
  • «Гадкий утенок» - Х.К. Андерсен;
  • «Всяк по-своему» - Г. Скребицкий;
  • «Лягушка – путешественница» - В. Гаршин;
  • «Денискины рассказы» - В. Драгунский;
  • «Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин;
  • «Мороз Иванович» - В. Одоевский;
  • «Госпожа Метелица» - Бр. Гримм;
  • «Сказка о потерянном времени» - Е. Шварц;
  • «Золотой ключик» - А.Н. Толстой;
  • «Гарантийные человечки» - Э. Успенский;
  • «Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский;
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - А.С. Пушкин;
  • «Слоненок» - Р. Киплинг;
  • «Аленький цветочек» - К. Аксаков;
  • «Цветик – семицветик» - В. Катаев;
  • «Кот, который умел петь» - Л. Петрушевский.

Старшая группа (5-6 лет)

  • «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);
  • «Царевна – лягушка» (обр. Булатова);
  • «Хлебный колос» - А. Ремизов;
  • «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк;
  • «Финист – ясный сокол» - р.н.сказка;
  • «Случай с Евсейкой» - М. Горький;
  • «Двенадцать месяцев» (пер. С.Маршака);
  • «Серебрянное копытце» - П.Бажов;
  • «Доктор Айболит» - К. Чуковский;
  • «Бобик в гостях у Барбоса» - Н. Носов;
  • «Мальчик – с - пальчик» - Ш. Перро;
  • «Доверчивый ежик» - С. Козлов;
  • «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого);
  • «Царевна – льдинка» - Л. Чарская;
  • «Дюймовочка» - Х. Андерсен;
  • «Цветик – семисветик» - В. Катаев;
  • «Тайна третьей планеты» - К. Булычев;
  • «Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков;
  • «Собачкины огорчения» - Б.Захадер;
  • «Сказка про трех пиратов» - А. Митяев.

Средняя группа (4-5 лет)

  • «О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» - А. Введенский;
  • «Бодливая корова» - К. Ушинский;
  • «Журка» - М. Пришвин;
  • «Три поросенка» (перевод С. Маршака);
  • «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова);
  • «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);
  • «Лиса и козел» (обр. О. Капицы;
  • «Про Иванушку – дурачка» - М. Горький;
  • «Телефон» - К. Чуковский;
  • «Зимняя сказка» - С. Козлова;
  • «Федорино горе» - К. Чуковский;
  • «Бременские музыканты» - братья Гримм;
  • «Собака, которая не умела лаять» (перевод с датск. А. Танзен);
  • «Колобок – колючий бок» - В. Бианки;
  • «Кто сказал «Мяу!»?» - В. Сутеев;
  • «Сказка о невоспитанном мышонке».

II младшая группа (3-4 года)

  • «Волк и козлята» (обр. А.Н. Толстого);
  • «Бычок – черный бочок, белое копытце» (обр. М.Булатова);
  • «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой);
  • «У солнышка в гостях» (словацкая сказка);
  • «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка);
  • «Цыпленок» – К. Чуковский;
  • «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка;
  • «Руковичка» (украинская, обр. Н. Благина);
  • «Петушок и бобовое зернышко» - (обр. О. Капицы);
  • «Три брата» - (хакасская, пер. В. Гурова);
  • «Про цыпленка, солнце и медвежонка» - К. Чуковский;
  • «сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - С. Козлов;
  • «Теремок» (обр. Е. Чарушина);
  • «Лиса-лапотница» (обр. В. Даля);
  • «Хитрая лиса» (корякская, пер. Г. Меновщикова);
  • «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской);
  • «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова);
  • «Перчатки» - С. Маршак;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» - А. Пушкин.
  • < Назад

Дронова Светлана Николаевна

Воспитатель

МКДОУ «Огонёк» Новосибирская область Искитимский район р.п.Линёво

Проект «Моя любимая сказка»

1.Пояснительная записка

2.Паспорт проекта

3.Актуальность

4.Постановка проблемы

5.Цель, задачи проекта

6.Участники проекта

7.Стратегия достижения поставленных задач

7.1Подготовительный этап

7.2Основной этап

7.3Заключительный этап

8.План реализации проекта

9.Ожидаемые результаты

10.Обеспечение проекта

11.Перспективы дальнейшего использования

12.Список литературы

13.Приложение

1.Пояснительная записка

Проект «Любимая сказка» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую,познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

2.Паспорт проекта

Наименование проекта

«Любимая сказка»

Разработчик проекта

Дронова Светлана Николаевна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с «Огонёк»

На какую возрастную и социальную группу нацелен проект

Дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников ДОУ

Цель и задачи проекта

Цель:

Задачи:

Сроки реализации проекта

Тип проекта

Творческий

Участники проекта

Дети, родители, педагоги МКДОУ д/с «Огонёк»

3.Актуальность

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.

4. Постановка проблемы

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.

Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

5. Цель: создать оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Задачи:

    Создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

Способствовать формированию коммуникативных способностей, эмпатии.

6.Участники:

    Дети среднего дошкольного возраста

    Родители воспитанников ДОУ

    Педагоги МКДОУ д/с «Огонёк»

    7.Стратегия достижения поставленных задач

    7.1 Подготовительный этап:

    Изучение литературы по теме

    Консультация для родителей

    Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал

    Оформление книжного уголка

    7.2 Основной этап:

    Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр

    Аппликация«Колобок»

    Создание картотеки русских народных сказок в соответствии с возрастом

    7.3Заключительный этап:

    Оформление настольного театра «Колобок»

    8.План реализации проекта

    Состав действий

    Ожидаемые результаты

    Участники

    Подготовительный этап

    Изучение литературы по теме

    Расширение знаний по теме проекта

    Родители, педагоги

    Ознакомление с передовым опытом

    Консультация для родителей

    Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

    Разработка плана реализации проекта

    Педагоги

    Подбор наглядно-дидактических……...... пособий, демонстрационного материала

    Пополнение.предметно-пространственной развивающей среды

    Родители, педагоги

    Оформление книжного уголка

    Книжная выставка «Наши любимые сказки»

    Родители, педагоги

    Основной этап

    Рассматривание иллюстраций русских народных сказок

    Восприятие и формирование зрительных образов

    Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке

    Расширение знаний детей о сказке. Воспитывать интерес к русским народным сказкам

    Дети, родители, педагоги

    Проведение.настольно-печатных, дидактических, речевых игр

    Дети, родители, педагоги

    Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

    Игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»

    Воспитывать интерес к русским народным сказкам

    Отгадывание загадок по сказке «Колобок»

    Расширение знания детей по сказке

    Дети, родители, педагоги

    Аппликация«Колобок»

    Воплощение зрительного образа героя сказки

    Дети, родители, педагоги

    Выставка поделок из бросового материала «Наш любимый Колобок»

  • Дети, родители, педагоги

    Создание картотеки русских народных сказок в соответствии возрасту

    Расширение знаний

    Викторина по сказкам «Отгадай сказку»

    Умение узнавать и называть знакомые сказки

    Дети, педагоги

    Заключительный этап

    Оформление.настольного..театра «Колобок»

    Воплощение зрительного образа героев сказки

    Дети, родители, педагоги

    Презентация музыкальной сказки «Колобок»

    Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения

    Дети, родители, педагоги

    9. Ожидаемые результаты проекта:

    Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.

    Обогащение словаря детей, совершенствование диалогическойречи, использование в речи разнообразных языковых средств.

    Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.

  • 10.Обеспечение проекта

    • Кадровый ресурс

      Педагоги:

      Воспитатели группы

      Воспитатель изодеятельности

      Музыкальный руководитель

      Заместитель заведующего по УВР

      Материально-

      технический ресурс

      Изостудия;

      Музыкальный зал;

      Технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.);

      Наглядно-методические пособия;

      Методическая литература.

      Ресурс социума

      Социальное партнерство со следующими организациями:

      Детская библиотека р.п. Линево,

      НИПКиПРО,

      Дом культуры р.п. Линево

      Родительский ресурс

      Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

      Консультации;

      Семейные выставки

      Информационный

      ресурс

      Использование ИКТ;

      Обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т.д.);

      Изучение методической литературы;

      Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

  • 11. Перспективы дальнейшего использования

    Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению, выбранному детьми.

  • 12.Список литературы:

    Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

    Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

    Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

    Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

    Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

    Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008

  • 13.Приложение

  • Приложение 13.1

  • Игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»

    Программное содержание:

    Развивать у детей разговорную речь, совершенствовать навыки общей и мелкой моторики используя разные материалы, воспитывать интерес к русским народным сказкам.

    Предварительная работа:

    Чтение сказок «Колосок», «Три медведя», «Колобок».

    Обыгрывание на фланелеграфе.

    Игры в настольный театр.

    Материал:

    Фланелеграф, персонажи сказки «Колосок», «Три медведя», настольный театр «Колобок», волшебный мешочек, шары на каждого ребёнка.

  • Дети под музыку по дорожке входят в группу и становятся полукругом.

    Воспитатель:

    По дорожке мы пойдём,

    Прямо в сказку попадём.

    Один, два, три, четыре, пять-

    Будем сказку мы играть.

    Дети, вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки, а вы мне поможете их рассказать? Мы сейчас поиграем в игру «Сказки с дырками». Я буду читать сказку, а если я что-то забуду, вы мне подскажите.

    Кто любил играть и петь?

    Два мышонка Круть … и (Верть).

    Кто мышат с утра будил?

    Кто на мельницу…(ходил)

    Намолол муки мешок?

    Это- Петя…(Петушок)

    Пирогов напёк он много

    И спросил друзей он строго:

    «Что вы делали мышата,

    От рассвета до…(заката)?

    А теперь за стол садитесь,

    Нет! Сначало потрудитесь

    И прочтите…(«Колосок»).

    Воспитатель вместе с детьми подходит к следующей сказке.

    Чашки три и три постели

    Стульев тоже три, смотри,

    И жильцов здесь, в самом деле

    Проживает ровно три.

    Как увидишь, сразу ясно:

    В гости к ним ходить…(опасно)

    Убегай, скорей, сестричка,

    Из окна лети, как..(птичка)

    Убежала. Молодец!

    Значит сказке всей конец!

    По слогам читает Федя:

    Это сказка: «Три медведя».

    Воспитатель подходит к столу, где выставлены персонажи настольного театра «Колобок».

    Из муки он был печён,

    На сметане был мешён,

    На окошке он студился

    По дорожке…(укатился)

    Был он весел, был он смел,

    И в пути он песню пел.

    Кто же это? «Колобок»

    Ребята! А какую же он песню пел?

    Пальчиковая игра «Колобок».

    Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)

    По сусекам скребён(правой ладонью скребут по левой руке)

    По амбару метён(имитируют подметание пола)

    На сметане мешён(круговые движения кистью правой руки).

    В печку сажён (показывают обе руки, вытянутые вперёд)

    На окошке стужён(показать руками окно)

    Я от бабушки ушёл (перебирают средним и указательным пальцами правой руки по ладони левой)

    Я от дедушки ушёл.

    А как вы думаете, куда покатился колобок по дорожке? (ответы детей)

    Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу. (Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением зайца, волка, медведя, лисы и отдельно колобок).

    Что-то я совсем забыла, кого колобок встретил первым?

    Поставьте своего колобка возле зайца. Потом кого он встретил? (волка ).

    Что сказал ему волк? («Колобок, колобок!Я тебя съем»). Встретился колобку медведь (дети ставят колобка возле медведя) и сказал ему тоненьким голосом: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» Или что-то я напутала, помогите мне (медведь сказал толстым, грубым голосом).

    Но наш колобок не простой, он после встречи с лисой убежал и покатился дальше.

    У детей на столах лежит сюжетное панно. На нашей следующей карточке нарисована дорожка, давайте вместе с колобком прокатимся по дорожке. Колобок держим правой рукой. Катится колобок, катится, а навстречу ему «ёж». Посмотрел колобок на ежа и удивился. Как колобок удивился! Покажите, как удивился колобок. (Дети показывают удивление).

    Ребята с нашим ежом приключилась беда - потерял он иголки, давайте поможем ему их собрать, сделаем их из спичечных палочек. (Дети выкладывают колючки ежу из спичек).

    Какие у нас с вами ежи замечательные получились! Колобок решил полюбоваться на ежа, но колобок у нас маленький, а ёж большой. Давайте предложим колобку посмотреть на ежа с «пенька». Подкатился колобок к пеньку, взобрался на пенёк, посмотрел на ежа. Очень понравился колобку ёж, и он улыбнулся. Я предлагаю нашему колобку нарисовать улыбку. Какого цвета карандаш нам для этого будет нужен, как вы думаете? (красный).

    Какой получился у вас колобок? (радостный,весёлый). А сейчас покажем колобку как мы умеем радоваться.

    Физминутка

    Ножками затопали (топают ногами)

    Ручками захлопали (хлопают руками )

    Хи-хи-хи (руки в стороны)

    Ха-ха-ха (руки вверх)

    Вот какая красота! (хлопают)

    Дети садятся за столы.

    Да у ели тоже есть иголки. Молодцы! А давайте сделаем ели для каждого вашего колобка, я предлагаю использовать для этого треугольники жёлтого цвета. (Дети исправляют воспитателя, нужны треугольники зелёного цвета).

    Я очень рада, что вы у меня внимательные! Наши дети просто молодцы, целый еловый лес сделали!

    Ребята мы вместе сочинили продолжение сказки «Колобок». Понравилась вам она?

    Посмотрите, у нас в группе тоже выросла ель, давайте подойдём к ней. А что под елью. Дети находят волшебный мешочек. Воспитатель высыпает из мешка разноцветные шары. Посмотрите, все они похожи на кого?

    (Колобка). Я предлагаю вам поиграть с ними.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10» города Алейска Алтайского края

Проект

«Мои первые сказки»

в 1 младшей группе

Составили:

Воспитатели: Самсонова С.А.

Шанина Е.Я.

2017 г.

Алейск

Название проекта: «Мои первые сказки» в 1 младшей группе

Актуальность проекта:

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.

В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения, не чувствуют красоту литературной речи. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. Родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности. У дошкольников недостаточные знания о сказках.

Необходимо знакомить детей с русскими народными сказками, так как именно сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности вполне отвечают природе маленького ребенка, близки его мышлению.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Цель проекта :

Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.

Задачи проекта :

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

3. Обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

4. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.

5. Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Участники проекта : дети 1 младшей группы МБДОУ «Детский сад № 10» г. Алейска, воспитатели, родители.

Разработчики проекта : воспитатели Самсонова С.А. Шанина Е.Я.

Продолжительность проекта : апрель (1 неделя) (краткосрочный)

Вид проекта: познавательно-речевой.

Материалы: сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра, пластилин, карандаши.

Формы проведения: познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, совместная деятельность.

Методическое обеспечение :

Создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры) ;

Создание тематических выставок.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

Определение темы проекта.

Работа и подбор методической литературы

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

Папка-передвижка

2 этап - Основной

1. Беседа «Мои любимые сказки », « Как вылечить книжку?».

2. Чтение РНС «Колобок» , «Теремок» , «Курочка Ряба» , «Репка» .

Рассматривание иллюстраций. Аудиопрослушивание сказок. Просмотр мультфильмов.

3. Показ кукольного театра: сказок «Колобок» , «Репка» , «Курочка Ряба» , «Теремок» .

4. Рисование : «Колобок»

Цель: Развитие творческих способностей детей.

5. Лепка «Для дедушки для бабушки я спеку оладушки » (пластилин)

Цель: вспомнить с детьми сказки которые начинаются «Жили-были дед и баба…» , развивать доброжелательность, уважение к старшим.

6. Оформление книжной выставки « Моя любимая книга » .

7. Акция «Поможем книгам» . Учить детей «лечить» книги с помощью воспитателя. Развивать бережное отношение к книгам.

9. Дидактические игры: «Собери сказку из частей» , «Из какой сказки?» .

«Угадай сказку»

Цель: Закрепить знания детей о сказках. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам.

Работа с родителями


3 этап – Заключительный

Презентация проекта «Мои первые сказки» . Фотоотчет.

Ожидаемые результаты:

Дети получили дополнительные знания о русских народных сказках.

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Речь детей стала более, связной, выразительной;

Дети познакомились с такими понятиями как добро, зло, честность и справедливость.

Дети могут пересказывать короткие сказки или отрывок из неё с помощью воспитателя

Перечень используемой литературы:

1. Интернет-ресурсы:

2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.

3. Художественное творчеств: комплексные занятия. Первая младшая группа / О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.

4. Развитие речи в детском саду В.В. Гербова. Издательство Мозаика - Синтез Москва, 2015.

5. Книга для чтения в детском саду и дома. Москва ОНИКС – 2011.

Приложение 1

Анкета для родителей

Цель: понять, насколько дети знакомыми со сказками, на что сделать упор в работе.

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

_________________________________________________________________________________

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

_______________________________________________________________________________

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

_________________________________________________________________________________

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам)?

_________________________________________________________________________________

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

_________________________________________________________________________________

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

______________________________________________________________________________

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

________________________________________________________________________________

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.)?

________________________________________________________________________________

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

_________________________________________________________________________________

Алла Чугуева
Перспективный план по работе со сказкой в первой младшей группе

Перспективный план работы со сказкой в первой младшей группе детского сада

п/п- Тема - Программные задачи - Оборудование - Литература

Сентябрь

1. Работа вне занятий-

Чтение и рассказывание сказки .

Напомнить детям знакомые сказки , вызвать желание рассказывать вместе с воспитателем, договаривая слова и фразы.

Книги сказок , альбомы для рассматривания, фланелеграф, фигуры настольного театра.

Книги сказок ,

хрестоматия для маленьких.

2 Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам . Развивать интерес рассматривать рисунки в книжках и альбомах, узнавать знакомых персонажей , задавать вопросы. Иллюстрации в книгах сказок , альбомы для рассматривания.

3 Развлечение

«К нам гости пришли»

(дети подготовительной группы ) Вызывать положительные эмоции, вспомнить содержание знакомой сказки , желание поиграть с персонажами . Декорации и костюмы для театрального представления.

«Сложи сказку »

«Помоги Деду»

«Спой песенку» Учить быть внимательными, закрепить знания содержания сказок . Атрибуты к играм.

1 Занятие.

Повторение сказки «Репка»

Дидактическое упражнение “Найди путаницу” Напомнить детям сказку «Репка» ; вызвать желание рассказывать вместе с воспитателем; развивать внимание, наблюдательность; активизировать в речи употребление предлога “за”. Дать понятие путаница – перепутаница. Фигурки из набора настольного театра; картинка “Дедка за репку”. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи, 2008 г. стр.

2 Работа вне занятий

Чтение и рассказывание русской народной сказки “Курочка Ряба”

Книги, иллюстрации, куклы театров (настольного, би-ба-бо и т. д.) .

Хрестоматия 1999 г. стр.

Книги сказок

3 Развлечение

Показ кукольного театра по сказке “Репка” (фланелеграф) . Вызвать положительные эмоции, учить досказывать слова сказки . Картинки, фланелеграф, декорации.

4 Дидактические игры

“Сложи сказку”

“Доскажи”

“Кто за кем”

“Найди путаницу”

сказкам работа ) сказок сказку и и персонажей сказок с иллюстрациями , альбомы.

6 Рассматривание иллюстраций к сказке “Козлятки и волк” . Развивать интерес рассматривать рисунки в книгах, задавать вопросы. Книга сказок с иллюстрациями , альбом.

1 Занятие

Чтение сказки “Козлятки и волк” . Интонационное упражнение “Пропой песенку” Познакомить детей детей со сказкой “Козлятки и Волк” обработке Н . Ушинского, вызвать желание поиграть в сказку (элементы инсценировки, воспитывать интонационную выразительность речи.

Книга “Русские народные сказки” , фигурки настольного театра, шапочка Волка, Козы, Козленка. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи 2008 г., стр.

2 Занятие по ИЗО деятельности

Рисование “Травка шелковая для козы” Закрепить знание содержания сказки “Козлятки и Волк” , вызвать положительные эмоции от прихода “Козы” и желание нарисовать ей травку. Иллюстрации к сказке , костюм Козы, краски, кисти, бумага.

3 Работа вне занятий

Чтение и рассказывание сказок “Курочка Ряба” , “Репка” Учить внимательно слушать, с интересом рассматривать иллюстрации, вступать в диалог с воспитателем. Книги сказок сказок .

4 Развлечение

Показ театра ростовых кукол “Курочка Ряба”. Вызвать положительные эмоции, учить досказывать слова , закреплять знания содержания знакомой сказки , учить выполнять имитационные упражнения. Ростовые куклы, декорации.

5 Дидактические игры

“Сложи сказку”

“Доскажи”

“Кто за кем”

“Найди путаницу”

“Скажи как. ”

“Спой песенку”

сказкам (самостоятельная деятельность, индивидуальная работа ) Развивать интерес рассматривать рисунки в книгах сказок , альбомах, узнавать знакомую сказку и и персонажей , задавать вопросы, отвечать на не сложные вопросы. Книги сказок с иллюстрациями , альбомы.

1 Занятие Инсценирование сказки В . Сутеева “Кто сказал “Мяу ?”. Познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки , упражнять в звукоподражании. Книга сказка В . Сутеева, фланелеграф, картинки персонажей по сказке . В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в 1 младшей группе

2008 г. стр.

2 Занятие Инсценирование сказки В . Сутеева “Кто сказал “Мяу ?”. Доставить малышам удовольствие от восприятия знакомой сказки ; привлекать детей к воспроизведению диалогов между Щенком и животными из сказки , учить узнавать сверстников по голосу. Куклы В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр.

3 Занятие Рассматривание иллюстраций В. Сутеева к сказке “Кто сказал “Мяу ?” Интонационное упражнение “Скажи “Мяу”. Приучать детей рассматривать рисунки в книжках; рассказывать им о сверстниках , которые внимательно рассматривают иллюстрации. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Иллюстрации к сказке Ю . Васнецова, мелкие игрушки персонажей сказки . В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр.

4 Занятие по ИЗО деятельности

Рисование “Дорожка для щенка”. Закрепить знание содержания знакомой сказки “Кто сказал “Мяу ?”, вызвать положительные эмоции от прихода щенка, вызвать желание нарисовать ему дорожку. Мягкая игрушка “Щенок”, карандаш черный, бумага.

5 Работа вне занятий

Чтение и рассказывание сказки “Курочка Ряба” , “Козлятки и Волк. ”

Учить внимательно слушать, рассматривать иллюстрации, задавать не сложные вопросы, отвечать на вопросы.

Книги сказок с иллюстрациями , фигуры настольного театра, картинки, мягкие игрушки.

6 Просмотр мультипликационных сказок сказок , внешность персонажей . Диски с мультфильмами, ДVД, телевизор.

7 Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам . Развивать интерес рассматривать рисунки, вступать в диалог с воспитателем и сверстниками. Иллюстрации к сказкам , альбомы.

8 Развлечение

Театр кукол Би-Ба-Бо

“Козлятки и Волк”. Вызвать положительные эмоции, учить досказывать слова , закреплять знания содержания знакомой сказки , учить выполнять имитационные упражнения. Куклы Би-Ба-Ба, декорации.

9 Дидактические игры

“Сложи сказку”

“Доскажи”

“Кто за кем”

“Найди путаницу”

“Скажи как. ” Воспитывать интонационную выразительность речи, развивать остроту слуха, учить быть внимательным. Атрибуты к играм.

1 Занятие Чтение сказки Л . Н. Толстого “Три медведя”

Интонационное упражнение “Скажи как. ” Познакомить детей со сказкой “Три медведя” , приучая их внимательно слушать относительно большое по объему художественное произведение; упражнять в повторении фраз из сказки с разной интонацией . Иллюстрации к сказке , фигурки настольного театра. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр.

2 Занятие Повторение знакомых сказок “Три медведя”

Дидактическая игра “Узнай сказку ” Вспомнить с детьми знакомые сказки , помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; развивать внимание, интонационную выразительность речи. Иллюстрации к сказкам , шапочки персонажей , сюжетные картинки к сказкам . В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр.

3 Занятие по конструированию

“Построй стульчик для Мишутки” Закрепить содержание знакомой сказки , вызвать положительные эмоции от прихода “Мишутки”, желание построить стульчик для него. Деревянный конструктор, мягкая игрушка Мишутка.

4 Работа вне занятий

Чтение и рассказывание сказок .

сказок , иллюстрации, фланелеграф с картинками, мягкие игрушки. Хрестоматия, книги сказок .

5 Развлечение “Сказка на столе” (“Три медведя”) . Вызвать положительные эмоции, учить интонационной выразительности речи, закреплять знание содержания знакомой сказки . Куклы настольного театра, декорации.

Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам .

Развивать интерес рассматривать

в книгах иллюстрации,учить задавать вопросы. Иллюстрации к сказкам , альбомы.

“Спой песенку”

“Кому, что?”

“Одень мишек”. Воспитывать интонационную выразительность речи, развивать остроту слуха, учить быть внимательным.

Атрибуты к играм.

1 Занятие.

Рассказывание сказки “Теремок”

Дидактическая игра “Кто позвал?” Познакомить детей со сказкой “Теремок” (обработка М . Булатова, развивать умение слушать, узнавать сверстников по голосу. Фигурки настольного театра к сказке . В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр.

2 Занятие Рассматривание иллюстраций к сказке “Теремок”

Дидактическое упражнение “Что я сделал?” Дать почувствовать взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему; учить правильно называть действия, противоположные по назначению. Книги, альбомы с иллюстрациями к сказке ; баночка, стул, платок, шапочка, варежка, флажок, ложка, воздушный шар. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 69-70.

3 Занятие Инсценирование сказки “Теремок”

Дидактическая игра “Найди сказку” . Помочь детям лучше запомнить сказку , вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами ; развивать внимательность, находчивость. Набор кукол, настольный (кукольный, пальчиковый, и

т. д.) театр, реквизит к сказке , разрезные картинки. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 70.

4 Работа вне занятий

Чтение и .

Учить внимательно слушать, рассматривать иллюстрации, задавать не сложные вопросы, отвечать на вопросы. Книги сказок , иллюстрации, фланелеграф с картинками, мягкие игрушки. Хрестоматия, книги сказок .

5 Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам сказкам . Книги, альбомы.

6 Развлечение

“В гостях у сказки” (“Кто сказал “Мяу” ) . Вызвать положительные эмоции, закрепить содержание сказок , внешность персонажей . Костюмы, декорации.

1 Занятие Рассматривание иллюстраций к сказке Л . Толстого “Три медведя”

Дидактическая игра “Чья картинка?” Дать возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно, продолжать учить согласовывать слова в предложениях, отвечать на вопросы. Книги с иллюстрациями к сказке , предметные картинки. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 72-73.

2 Занятие по ИЗО деятельности

Лепка “Колбаска для щенка”. Закрепить знание содержания содержания сказки “Кто сказал “Мяу ?”, вызвать желание лепить для щенка. Пластилин, мягкая игрушка Щенок.

3 Работа вне занятий

Чтение и рассказывание знакомых сказок .

Учить внимательно слушать, рассматривать иллюстрации, задавать не сложные вопросы, отвечать на вопросы. Книги сказок , иллюстрации, фланелеграф с картинками, мягкие игрушки. Хрестоматия, книги сказок .

4 Развлечение

Инсценировка сказки “Теремок” (дети подготовительной группы ) . Вызвать положительные эмоции, вспомнить содержание знакомой сказки , желание поиграть с персонажами . Декорации, костюмы для спектакля.

“Спой песенку”

“Кому, что?”

“Одень мишек”

“Кто за кем”. Воспитывать интонационную выразительность речи, развивать остроту слуха, учить быть внимательным.

Атрибуты к играм.

6 Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам . Развивать интерес рассматривать рисунки, вступать в диалог с воспитателем и сверстниками. Иллюстрации к знакомым сказкам . Книги, альбомы.

1 Занятие Чтение сказки “Маша и медведь”

Игра “Позови Машу” Познакомить детей с русской народной сказкой “Маша и медведь” (обработка М . Булатова) . Учить произносить слова протяжно, узнавать детей по голосу. Книга сказок , фланелеграф с картинками к сказке , кукла Маша. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 80.

2 Занятие Повторение сказки “Маша и медведь” .

Рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке .

Игра “Скажи за Машу”. Убедить детей, что рассматривая рисунки можно увидеть много интересного; помочь разыграть отрывок из сказки , прививая интерес к драматизации. Иллюстрации к сказке Ю . Васнецова, Е. Рачева и др., шапочки персонажей , короб, декорации. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 80-81.

3 Занятие.

Чтение сказки Д . Биссета “Га-Га-Га”.

Дидактическая игра “Доскажи ласково” Вызвать симпатию к маленькому гусенку, открывающему мир; упражнять в звукоподражании, интонационной выразительности. Иллюстрации к сказке , игрушка гусенка. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 84.

4 Занятие по ИЗО деятельности

Лепка “Лепим пирожки”. Закрепить знание содержания сказки “Маша и медведь” , вызвать желание лепить для Маши. Кукла Маша, пластилин.

5 Работа вне занятий

Чтение и рассказывание знакомых сказок .

Учить внимательно слушать, рассматривать иллюстрации, задавать не сложные вопросы, отвечать на вопросы. Книги сказок , хрестоматия, иллюстрации к сказкам .

6 Развлечение “В гостях у сказки”

“Маша и медведь”. Вызвать положительные эмоции, вспомнить содержание знакомой сказки , желание поиграть с персонажами . Костюмы персонажей .

“Кому что”

“Спой песенку”

“Одень мишек

“Сложи сказку” . Воспитывать интонационную выразительность речи, развивать остроту слуха, учить быть внимательным. Атрибуты к играм.

8 Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам . Развивать интерес рассматривать рисунки, вступать в диалог с воспитателем и сверстниками. Иллюстрации к знакомым сказкам . Книги, альбомы.

1 Занятие Чтение сказки А . и П. Барто “Девочка-ревушка”.

Интонационное упражнение “Пореви. ”.

Музыкально-дидактическая игра “ Хлопать кукла умеет”. Познакомить со сказкой , помочь понять малышам, как смешно выглядит капризуля, которой все не нравится, упражнять в звукоподражании, учить игре с куклой, развивать чувство ритма. Иллюстрации к стихотворению, кукла девочки В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 85-86.

Развивающие игры с малышами до 3-х лет

2 Занятие Чтение сказки В . Бианки

“Лис и мышонок”.

Дидактическая игра “Доскажи”. Познакомить детей со сказкой ; учить помогать воспитателю читать сказку , договаривать слова и небольшие фразы. Фланелеграф, картинки к сказке , шапочка Лиса, шапочка Мышонка. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 89-90.

3 Работа вне занятий

Чтение и рассказывание знакомых сказок .

Учить внимательно слушать, рассматривать иллюстрации, задавать не сложные вопросы, отвечать на вопросы. Книги сказок , иллюстрации к сказкам .

4 Развлечение “Поиграем в сказку ” Вызвать положительные эмоции, вспомнить содержание знакомой сказки , желание поиграть с персонажами . Костюмы персонажей .

“Кому что”

“Спой песенку”

“Одень мишек”

“Сложи сказку” . Воспитывать интонационную выразительность речи, развивать остроту слуха, учить быть внимательным. Атрибуты к играм.

6 Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам . Развивать интерес рассматривать рисунки, вступать в диалог с воспитателем и сверстниками. Иллюстрации к знакомым сказкам . Книги, альбомы.