Картина «Наводнение в Порт-Марли».

МХК, 11 класс

Урок № 22

Импрессионизм

и постимпрессионизм

в живописи

Д.З.: Глава 20, ?? (с.236-237), тв. задания (с.237-241)

© ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащихся роли импрессионистов и постимпрессионистов в изобразительном искусстве;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров школы импрессионистов и постимпрессионистов.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • импрессионизм (в живописи);
  • постимпрессионизм (в живописи);
  • (в живописи) «Салон Отверженных»;
  • импрессионисты;
  • Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар;
  • пейзажи впечатления;
  • К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро, П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и А. Тулуз-Лотрек, К. А. Коровин, В.А. Серов, И. Э. Грабарь

Универсальные учебные действия

  • прослеживать эволюцию определять ценность выявлять способы и средства находить ассоциативные связи определять роль искусства
  • перечислять существенные признаки импрессионизма и соотносить его с определенной исторической эпохой;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства импрессионизма;
  • прослеживать эволюцию творческого метода в произведениях известных представителей направления;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • определять эстетическую, духовную и художественную ценность искусства художников-импрессионистов;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами импрессионизма, представленными в различных видах искусства;
  • определять роль искусства импрессионизма в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи;
  • разрабатывать план-проспект выставки о творчестве импрессионистов с последующим оформлением экспозиции;
  • проводить самостоятельный анализ лирического стихотворения «Импрессионизм» О. Э.Мандельштама;
  • знакомиться с лучшими зарубежными и отечественными коллекциями произведений художников-импрессионистов

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Пейзажи впечатления.
  • Повседневная жизнь человека.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество импрессионистов и постимпрессионистов?


подвопросы

  • Художественные искания импрессионистов. «Салон Отверженных» - решительный вызов официально признанному искусству. Поиски новых путей в живописи. Подвижность и изменчивость мира как главный объект изображения. Мастерство в передаче света, цвета и тени (на примере известных картин художников-импрессионистов). Творческие поиски в области композиции (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар).
  • Пейзажи впечатления. Стремление художников запечатлеть мельчайшие изменения в состоянии природы (на примере известных произведений К. Моне, А. Сислея, К.Писсарро).
  • Повседневная жизнь человека. Внимание художников к жизни и интересам простого человека (на примере творчества О. Ренуара).
  • Последователи импрессионистов. Индивидуальный характер творчества П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена и А. Тулуз-Лотрека. Поиски нового художественного решения. Последователи импрессионизма в русской живописи (К. А. Коровин, В.А. Серов, И. Э. Грабарь)

Стилевые направления художественной культуры в Западной Европы XIX века

I треть XIX века

I половина XIX века

Середина XIX века

70-80 е г. XIX века

Конец XIX века – начало XX века


Париж, 1863 год , Дворец промышленности

Жюри знаменитого Салона отклоняет около 70% представленных работ.

В разразившийся скандал вмешался Наполеон III , который милостиво разрешил представить полотна в другой части Дворца промышленности.

Так 15 мая 1863 года была открыта выставка, получившая выразительное название «Салон Отверженных».

Среди них - Клод Оскар Моне (1840-1926), Камиль Писсарро (1830-1903), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919), Альфред Сислей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917) и др. Битва за новое искусство продолжалась вплоть до 1886 г., когда состоялась последняя, восьмая выставка этих художников.


Публика привыкшая к академическому искусству на этой выставке пребывает в полном недоумении…

Взрыв хохота вызывает «неприличная»

картина Эдуарда Мане

«Завтрак на траве»

Эдуард Мане

(1832 - 1883)


Э.Мане

Олимпия

На защиту картины встал писатель

« Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль… Место господину Мане в Лувре уже обеспечено».


Вокруг Мане объединились немало талантливых художников, которые как и он не признавали официальное искусство и решили идти своим путём.

Франция

70-80-е годы 19 в.

«Салон Отверженных»

Эдуард Мане

1832-1883

Камиль Писсарро

1830-1903

Клод Оскар Моне

1840-1926

Пьер Огюст Ренуар

1841-1919

Альфред Сислей

1839-1899

1834-1917


Так в конце 19 века во французском искусстве появилось новое направление-импрессионизм. С французского impression- впечатление

Своим названием он обязан картине Клода Моне , впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 году .

Она называлась «Впечатление. Восход солнца».

«Зарождение импрессионизма

было радостно, как ранняя весна.

Первые импрессионисты вышли

на свет из темной комнаты и

по-детски радовались свету,

краскам».

Максимилиан Волошин


Особенности живописного языка импрессионистов .

Неважно, ЧТО изображено, важно – КАК.

Работа на

пленэре

Техника

пастели

Изобразить

подвижность

и изменчивость

мира

Общие

принципы

Восприятие

цвета на

расстоянии

Чувственное

восприятие,

впечатление

Живая

подвижная

композиция


Впервые художники – импрессионисты вышли из темных мастерских

на пленэр (фр. plein air вольный воздух).

Альфред Сислей. Дорога на опушке леса .

Камиль Писсарро. Весна в Эраньи.

Маки


Художников –импрессионистов объединяло

субъективное переживание света, цвета, тени, отражений на поверхности предметов

Эдуард Мане. Сирень.

Клод Моне. Цветущий сад.

Клод Моне. Руанский собор.

Камиль Писсарро. Мороз.

Камиль Писсарро.

Бульвар Монмартр

в Париже.


1. Подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения.

С помощью света и цвета художники пытались запечатлеть «мимолетные видения», поэтому они наносили краски на холст быстрыми мазками, заботясь только об общем впечатлении от увиденного.

Здание парламента в Лондоне.


Подвижность и изменчивость

Клод Моне. Парламент.

Чайки. Река Темза.

Клод Моне. Парламент. Закат.


Клод Моне. Осень .

2. Передачи света и цвета .

С их помощью можно передать изменчивость и быстротечность жизни. Художники учитывали законы восприятия цвета на расстоянии и никогда не смешивали краски на палитре. Использовалось сочетание цветов солнечного спектра.

Альфред Сислей. Город Вильнев на берегу Сены.

Огюст Ренуар. Качели.


3. Техника пастели (фр. pastel – живопись цветными карандашами или красочным порошком) открывала огромные возможности в использовании цвета.

Фактура пастели бархатиста, она способна передать вибрацию цвета, который кажется как бы светящимся изнутри.

Голубые танцовщицы.

Танцовщицы

в зале

для занятий.

Танцовщицы

на поклонах.


4. Пейзажи впечатления.

Реалистическим пейзажам художники – импрессионисты предпочли

пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они

наблюдали за малейшими изменениями в состоянии природы,

пытаясь запечатлеть ее «душу»

Вокзал Сен-Лазар.


Берег Сены у Буживаля.

Мост в Марэ ранним утром.

Альфред Сислей

Камиль Писсарро.

Оперный проезд в Париже.

Набережная Малаке в солнечную погоду.


5. Повседневная жизнь человека

Эдуард Мане. Бар в Фоли Бержер.

Огюст Ренуар. Танец в Буживале.

Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри.


Огюст Ренуар.

«Ренуар превосходен

в портретах. Он не

только схватывает

внешние черты,

но и детально

воссоздает их

характер и внутренний

Теодор Дюре.

Прогулка

Портрет Жанны Самари.

Дама с веером.


Говоря о творчестве

импрессионистов,

нельзя

не отметить их поиски

в области живописных

композиций.

Эти художники во многом

обновили

принципы их построений,

отказавшись от академических

требований

неподвижности,

симметрии,

порядка и четкости.

О.Ренуар. Лодки на Сене.

К.Моне. Тюльпаны Голландии

А.Сислей. Регата.

К.Моне. Мост Ватерлоо.

Э.Мане. Весна.(Жанна)

А.Сислей. Лужайки весной.

К.Моне. Пруд в Монжероне

К.Моне. Эртрет. Закат.

Э.Мане. Скачки в Булонском лесу.


Постимпрессионизм

Цель через изменчивую видимость природы передать ощущение ее постоянства. Максимально яркие художественные образы. Яркие краски.

Ван Гог «Дорога в Провансе»

Поль Гоген «Таитянские пасторали»

Поль Сезанн «Натюрморт с луком»


Поль Гоген.Таитянские женщины.

Франция.

Голландия.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи

Жорж Сера. Цирк

Вид на Мартинику.

Терраса кафе ночью.

Поль Сезанн. Дорога в Шантийи.


Германия.

Андерс Цорн.

Купание у скал.

Волны Лапландии.


Россия.

Игорь Грабарь.

Февральская лазурь.

Константин Коровин.

Бульвар Капуцинок.


Валентин Серов.

Портрет Зинаиды Юсуповой

Девочка с персиками


Задание на дом

Портрет Жанны Самари


Винсент

Ван Гог

Автопортрет

Аральские дамы


Поль Гоген


Поль

Сезанн

Натюрморт с драпировкой


Камиль

Писсарро

Сена и Мост Искусств


Пьер Ренуар

Девушка с веером




Эдуард Мане

«Перед зеркалом»

Контрольные вопросы

1. Какие открытия в области художественного творчества были

сделаны импрессионистами? Проиллюстрируйте их на примере

известных вам произведений. Почему реалистическим пейзажам

художники-импрессионисты предпочли пейзаж и впечатления?

2. Почему современные французские критики увидели в картине К.

Моне «Впечатление. Восход солнца» «дерзкий вызов прекрасному»,

«оскорбление общественного вкуса»? Какие именно «впечатления» и

почему стремился выразить в ней художник? Чем можно объяснить

приверженность К. Моне к жанру пейзажа? Какими живописными

средствами ему удавалось передавать изменчивость мира,

неповторимое очарование и волшебство образов?

3. Какая почва была подготовлена импрессионизмом для

возникновения постимпрессионизма? Что сближало и отличало два

этих художественных течения?

4. Расскажите об истоках творчества Ван Гога. Что отличало его

художественную манеру? К каким сюжетам, темам и образам он

обращался? В чём особенность трактовки мира природы и человека

в его произведениях?

5 . Какие художественные открытия в жанре натюрморта были

сделаны П. Сезанном?

6. Используя картину К. А. Коровина «Париж. Бульвар Капуцинов»

(см. с. 238), поясните, почему художника причисляли в

определённый период его творчества к последователям

импрессионизма.



Темы проектных исследований или презентаций

  • Эстетическая программа и живописная система импрессионизма.
  • Художественные искания импрессионистов.
  • Художественная организация пространства в произведениях К. Моне.
  • Особенности использования цвета, света и тени в произведениях К. Моне.
  • Колористическая реформа К. Моне.
  • Проблема традиции и новаторства в творчестве Э. Мане.
  • Мастерство в создании женских портретов Э. Мане.
  • Творческий диалог и художественные аналогии Э. Мане и Ван Гог (Ф. Гойя, П. Пикассо, С. Дали - по выбору).
  • Художники русского импрессионизма - по выбору К. А. Коровин, В А. Серов, И. Э. Грабарь.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ», р.п. Ермишь, Рязанская область

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах ("Жёлтый дом" (1888), "Кресло Гогена" (1888), «Жатва. Долина Ла-Кро» (1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888)), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888)). Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888; «Спальня ван Гога в Арле» (1888). Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах ("Жёлтый дом" (1888), "Кресло Гогена" (1888), «Жатва. Долина Ла-Кро» (1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888)), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888)). Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888; «Спальня ван Гога в Арле» (1888).

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Живя с постоянным ощущением сложности окружающего мира, П.Сезанн не мог оставаться в рамках простой созерцательности и правдивого отображения увиденного. Он всегда стремился акцентировать внимание зрителя на том, что для него было главным в картине. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием, использовал насыщенные темные краски, положенные большими массами ("В комнатах", 1860-е гг.). К концу 1860-х гг. живописная манера П.Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и строгости композиции ("Девушка у пианино", или "Увертюра к "Тангейзеру", 1867-1869) Живя с постоянным ощущением сложности окружающего мира, П.Сезанн не мог оставаться в рамках простой созерцательности и правдивого отображения увиденного. Он всегда стремился акцентировать внимание зрителя на том, что для него было главным в картине. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием, использовал насыщенные темные краски, положенные большими массами ("В комнатах", 1860-е гг.). К концу 1860-х гг. живописная манера П.Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и строгости композиции ("Девушка у пианино", или "Увертюра к "Тангейзеру", 1867-1869)

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

С воспоминаниями о счастливой юности связан у П.Сезанна образ высокой сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы. Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах. Портретные композиции П.Сезанна лишены психологической, социальной и индивидуальной характеристик, но люди, представленные на них, всегда значимы, а порой даже монументальны. С воспоминаниями о счастливой юности связан у П.Сезанна образ высокой сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы. Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах. Портретные композиции П.Сезанна лишены психологической, социальной и индивидуальной характеристик, но люди, представленные на них, всегда значимы, а порой даже монументальны. 1900-е гг. отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы. Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки ("Голубой пейзаж", 1900-е). Все чаще на его полотнах появляется изображение горы св.Виктории как символа величия и неделимости вселенной.

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Поиски обобщённых образов, таинственного смысла явлений, интерес к издавна застылому укладу жизни, который Гоген искал в Бретани, Арле и на Мартинике, сближают программу Гогена с символизмом и приводят его и группу близких к нему молодых художников (т. н. понт-авенская школа) к созданию новой живописной системы ("синтетизма"), использующей обобщение и упрощение форм и линий. Поиски обобщённых образов, таинственного смысла явлений, интерес к издавна застылому укладу жизни, который Гоген искал в Бретани, Арле и на Мартинике, сближают программу Гогена с символизмом и приводят его и группу близких к нему молодых художников (т. н. понт-авенская школа) к созданию новой живописной системы ("синтетизма"), использующей обобщение и упрощение форм и линий. Светотеневая моделировка объёмов, световоздушная и линейная перспектива вытесняются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполняющего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины.Система живописи Гогена получает дальнейшее развитие в его произведениях, созданных на о-ве Таити (Океания). Он едет туда в 1891, увлекаемый творческими исканиями и мечтой об идеальном обществе.

Описание слайда:

Хотя колониальная действительность отнюдь не отвечала утопической мечте Гогена, он создаёт в своих полотнах ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населён духовно цельными людьми, живущими в единстве с природой. Хотя колониальная действительность отнюдь не отвечала утопической мечте Гогена, он создаёт в своих полотнах ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населён духовно цельными людьми, живущими в единстве с природой. Картины, написанные в Океании, словно несут в себе экзотический аромат незнакомого мира и поэтический строй полинезийской культуры и мифологии, открывшиеся Гогену первому из европейских художников. Эмоциональная насыщенность цвета, плоскостность и статичность композиции, органический сплав декоративного и монументального начала, новизна и значительность образов, характерные для произведений Гогена, во многом стимулировали творческие поиски живописцев начала 20 в. Гоген работал также в области скульптуры, графики, керамики.

Описание слайда:

«Бубновый валет» - первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 - январь 1911), впоследствии вошедших в одноимённое творческое объединение, с 1911 - Общество художников «Бубновый валет». На первых порах объединение включало преимущественно московских живописцев - впоследствии в него входили петербургские художники и представители других городов, в выставках участвовали многие художники из Западной Европы (французы и немцы). Существовало до декабря 1917 года. В марте 1927 года в Третьяковской галерее состоялась ретроспективная выставка произведений художников группы «Бубновый валет». «Бубновый валет» - первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 - январь 1911), впоследствии вошедших в одноимённое творческое объединение, с 1911 - Общество художников «Бубновый валет». На первых порах объединение включало преимущественно московских живописцев - впоследствии в него входили петербургские художники и представители других городов, в выставках участвовали многие художники из Западной Европы (французы и немцы). Существовало до декабря 1917 года. В марте 1927 года в Третьяковской галерее состоялась ретроспективная выставка произведений художников группы «Бубновый валет».

Слайд 34

Описание слайда:

Слайд 35

Описание слайда:

Слайд 36

Описание слайда:

Слайд 37

Описание слайда:

Слайд 38

Описание слайда:

ВАН ГОГ Винсент () - голландский живописец, рисовальщик, офортист и литограф, один из крупнейших представителей постимпрессионизма. Родился в семье священника. В 16 лет становится продавцом картин в салонах фирмы Гупиль, но в 23 года, охваченный мечтой помочь самым обездоленным, он, подобно своему отцу, решает стать проповедником Библии и уезжает на юг Бельгии в шахтерский поселок Боринаж. Но, столкнувшись с беспросветной нищетой и полным безразличием церковных властей, навсегда порывает с официальной религией. Именно в Боринаже он впервые осознает себя сложившимся художником и принимает на себя новую миссию служения обществу посредством своего искусства. Судьбе было угодно, чтобы последнее десятилетие своей жизни В.Ван Гог провел с ощущением радости от своего творчества, ведя полуголодное существование на деньги своего брата Тео, единственного человека, который поддерживал его до самого конца.


Некоторое время В.Ван Гог брал уроки у голландского художника Мауве, но дальнейшее совершенствование его творчества проходило, по его же собственным словам, с помощью "непрестанного изучения натуры и сражения с ней". Главные герои картин голландского периода - крестьяне, изображенные за своими повседневными занятиями ("Крестьянка", 1885, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло). Показательным является полотно "Едоки картофеля" (1885, Собрание В.Ван Гога, Ларен), в котором В.Ван Гог отдает дань своему кумиру - французскому живописцу Ж.Ф.Милле. Картина написана в темной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой крестьянами земли. Однако не цвет, по признанию автора, занимает его в первую очередь, а форма. И тем не менее, за приглушенными сероватыми тонами уже ощущается та насыщенная цветовая основа, которая вырвется наружу в зрелый период творчества живописца."Едоки картофеля"


Смутное желание обновления, творческие поиски художественного метода привели его в Париж, где он знакомится с импрессионистами, изучает теорию цвета Э.Делакруа, увлекается плоскостной японской гравюрой и фактурной живописью Монтичелли. Здесь, в Париже, он пишет полные света импрессионистические картины с изображением букетов цветов, видов Монмартра, окрестностей Парижа, выполняет несколько портретных работ ("Холмы Монмартра", 1887, Городской музей, Амстердам).


Но жизнь большого города утомляет В.Ван Гога, и в феврале 1888 г. он уезжает в Арль, чтобы вернуться к земле и к тем, кто на ней трудится. Пребывание в этом южном городе вернуло ему утраченные силы, именно здесь полностью раскрывается его талант живописца и окончательно формируется его неповторимый индивидуальный стиль. В.Ван Гог создает свои многочисленные картины в порыве вдохновения, контролируя разумом свое восторженное чувственное восприятие природы. Он уже не стремится к передаче "впечатления" от увиденного, а изображает его квинтэссенцию в сочетании со своими собственными переживаниями. В этом ему помогает приобретенный в Париже опыт по выработке собственного языка цвета, имеющего эмоциональное и символическое звучание, а также использование волевых контуров, упрощающих форму, динамичных мазков, задающих изображению определенный ритм и пастозную фактуру, передающую вещественность мира.


Свою любовь и восхищение природой Прованса В.Ван Гог выразил в многочисленных пейзажах, находя свою цветовую гамму и пластическое решение для каждого изображаемого времени года ("Жатва. Долина Ла-Кро", 1888; "Рыбачьи лодки в Сент-Мари", 1888; "Вороны над полем пшеницы", 1890; "Ветка миндаля", все в Фонде В.Ван Гога, Амстердам)."Рыбачьи лодки в Сент-Мари""Ветка миндаля" Рыбацкие лодки на пляже в Сент-Мари". Музей Ван Гога, Амстердам "Ветви миндального дерева в цвету". Риксмюзеум Винсента Ван Гога, Амстердам.


Показательна в этом отношении картина "Красные виноградники" (1888, ГМИИ, Москва), построенная на контрасте дополнительных цветов, обогащенных гаммой теплых и холодных красок."Красные виноградники" Главное действующее лицо Арельских пейзажей В.Ван Гога - солнце, а доминирующий цвет - желтый, цвет солнца, зрелого хлеба и подсолнухов, ставших для художника символом дневного светила ("Подсолнечник", 1888, Новая пинакотека, Мюнхен)."Подсолнечник" "Красный виноградник". "Натюрморт: Ваза с двенадцатью подсолнухами".


В портретных образах художник сосредоточивает внимание на внутренней жизни модели, воспроизводя ее со всей, присущей только ей одной, индивидуальной неповторимостью на фоне, лишенном какого-либо конкретного антуража. Причем даже самые драматические образы неразрывно связаны с ощущением радости и красоты жизни, передаваемым сочетанием ярких красок и причудливой орнаментальностью форм. Таковы его автопортреты и изображения простых людей, близких друзей художника: "Арлезианка. Госпожа Жину" (1888, Метрополитен-музей, Нью- Йорк); "Почтальон Рулен" (1888, Музей изящных искусств, Бостон); "Зуав"; "Колыбельная" и т.д. "Арлезианка. Госпожа Жину""Почтальон Рулен" "Арлезианка: Мадам Жину с перчатками и зонтиком". "Жозеф-Этьенн Рулен".


В очеловечивании окружающего мира В.Ван Гог не ограничивался окружающей его природой, многие предметы, представленные на его полотнах, тоже наделены способностью чувствовать и выражать ощущения своих владельцев: "Ночное кафе в Арле" (1888, частное собрание, Нью-Йорк), вызывающее смертельную тоску; "Спальная художника" (1888, Фонд В.Ван Гога, Амстердам), навевающая мысли о покое и отдыхе."Ночное кафе в Арле""Спальная художника" "Ночное кафе". "Комната Винсента в Арле«.


Физическое и духовное перенапряжение привело к обострению психического заболевания, и художник в мае 1889 г. попадает в лечебницу Сен-Реми, где в промежутках между приступами продолжает заниматься своим любимым делом. В качестве "модели" ему служили репродукции произведений известных художников, которые он воспроизводил своим собственным живописным языком. Так, по рисунку Г.Доре он создал свое оригинальное полотно "Прогулка заключенных" (1890, ГМИИ, Москва), отражающее его теперешнее настроение: покорность и обреченность. Но, несмотря на гнетущее состояние, именно здесь, в лечебнице, Ван Гог создает поистине космические полотна, наполненные любовью к земле и небу.


В "Звездной ночи" (1889) устремленные в небо кипарисы напоминают языки пламени, а земля воспринимается как летящая в космическом пространстве планета. Шары звезд - эти подобия солнца - как бы завершают мотив источника света, начатый В.Ван Гогом еще в "Едоках картофеля"."Звездной ночи"


Последние два месяца своей жизни художник проводит в небольшой деревушке под Парижем и создает разные по эмоциональному настрою картины: наполненные чистотой и свежестью "Пейзаж в Овере после дождя" (1890, ГМИИ, Москва), трагичный портрет доктора Гаше (1890, Лувр, Париж), и полную предчувствия скорой смерти "Стаю ворон над хлебным полем"."Пейзаж в Овере после дождя"портрет доктора Гаше "Пейзаж в Овере после дождя". "Доктор Поль Гаше".




Постимпрессиони́зм художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской (главным образом французской) живописи; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства начиная со второй пол х гг. до нач. ХХ в. Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как реалисты), или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать ее основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.


К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма. Они сильно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой направлений в современной живописи. Крупные мастера своей проблематикой положили начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.: работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну. При этом многие мелкие направления (например,пуантилизм), существовали только в данный хронологический период.Винсент Ван Гог Поль Гоген Поль Сезаннэкспрессионизмасимволизмумодернупуантилизм


Винсент Ван Гог Винсент Ван Гог (), голландский художник и график, крупнейший представитель постимпрессионизма. При жизни была продана лишь одна его картина. Нищета, алкоголизм и приступы душевной болезни привели художника к самоубийству. Хотя творческая жизнь Ван Гога продолжалась всего 10 лет, она была необычайно плодотворной: художником было написано около 800 картин. Его ранние работы, изображающие главным образом жизнь крестьян, довольно мрачны по цвету, и по настроению. Однако после переезда в 1886 г. в Париж, когда художник попадает под влияние импрессионизма и японской цветной гравюры на дереве ("грешный мир"), его работы становятся светлее по колориту и разнообразнее по тематике - пейзажи, портреты и натюрморты. Если импрессионистов цвет интересовал главным образом как средство передачи натуры, то для писавшего широкими вихреобразными мазками Ван Гога он был символом, выразительным средством. В 1888 г. художник поселился в Арле, где создал очень много картин, но страдал от участившихся нервных срывов, галлюцинаций и приступов депрессии. К нему приезжал Гоген, однажды они поссорились, после чего в приступе безумия Ван Гог отрезал себя часть уха. За последние 70 дней жизни он написал 70 картин. После смерти слава художника быстро росла. Эмоциональная глубина его творчества оказала огромное влияние на искусство 20 века, в частности на фовизм и экспрессионизм.постимпрессионизма импрессионизма Гоген








Поль Гоген (гг.), французский живописец, скульптор и график. Был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х гг. начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества (под влиянием Писсарро) связан с импрессионизмом. С 1880 г. участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 г. профессиональный художник. Работы Гогена не находили спроса, художник влачил нищенское существование. Писсарроимпрессионизмом Писсарроимпрессионизмом Поль Гоген








Поль Сезанн (гг.), французский живописец. Самый крупный постимпрессионист (постимпрессионизм), один из выдающихся художников, определивших развитие изобразительного искусства 20 века. В х гг. присоединился к импрессионистам, но никогда не разделял их целей и не принимал их техники. Работая вместе со своим другом и наставником Писсарро, он в основном писал пейзажи на пленэре. Сезанна интересовало не столько мимолётное впечатление от игры света, сколько материальная предметность натуры. Свои задачи он выразил в двух высказываниях: "повторить Пуссена на природе" и превратить импрессионизм "во что-то основательное и вечное, подобно музейному искусству". постимпрессионизм Писсарропостимпрессионизм Писсарро Поль Сезанн

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИМПРЕССИОНИЗМ

Импрессионисты Э. Мане Э. Дега К. Моне О. Ренуар А. Сислей К. Писсарро Г. Кайботт Б. Моризо

Начало импрессионизма Начало в 1874 г. - Париж. Первая выставка импрессионистов Выставка объединила художников, не признанных широкой публикой и отвергаемых жюри салонов - «Салон Отверженных» Термин «импрессионизм» (от французского слова «impression» - «впечатление») произнесен критиком Леруа относительно картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» Выставки импрессионистов с 1874 по 1886 г. Импрессионизм был мировым направлением в культуре, пронизавшим собой все виды изобразительного искусства, литературу, музыку, театр, повлиявшим на видение мира и философию людей Импрессионисты отказались в своих работах от повествования, фабулы, от социальной критики.

Э.Моне «Впечатление. Восход солнца»

Французский импрессионизм Это стилистическое направление, особое мировидение, мироощущение, мировосприятие. Импрессионисты - основоположники современного искусства. Они установили прямую связь между глазом живописца и светом. Это особый творческий метод, в основе которого передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни Влияние света и воздуха на формы и тона предметов - одно из основных требований, предъявленных к картине. Воспроизвести впечатление от мгновенного взгляда на пейзаж,при особенной игре света, в момент, когда формы еще не поняты и только еще начинается процесс усвоения мозгом того, что видит глаз. Впечатление иногда подобно тому, какое ощущает только что проснувшийся человек, видящий свет и цвета, но не успевший еще сообразить, где он и что перед ним находится

Французский импрессионизм Этюд как законченное произведение. Перестановка акцента: то, что раньше казалось этюдом, заготовкой, стало целью их живописи. Сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких стадий работы в один непрерывный процесс. Освещение – ключевое понятие. По возможности запечатлеваются те скоропреходящие оттенки, которые создает быстро меняющееся освещение. Работа на пленере – открытом воздухе, а не в студии. Очень быстрая манера письма. Такой метод изменил темпы их работы, писать надо было быстро. Следствием этого явилась подвижная импульсивная фактура их живописи. Влияние фотографии. Взяли из фотографии - ускользающие, прежде не замечаемые жесты, новый ритм; новые точки зрения, крупный план Влияние японского искусства (гравюра).

Техника и метод импрессионистов Свет – главный герой их живописи Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха» - основа пленэрной живописи импрессионистов. Свет стал равноправен сюжету. Из компонента изображения он превратился в предмет изображения. Пейзаж импрессиониста всегда показывает не только данную местность, но и данную местность в данном освещении. Асимметрия композиции. Неожиданные точки зрения и сложные ракурсы. Децентрализация изображения, смещение композиционных осей, "произвольные" срезы частей композиции, предметов и фигур самой картины. Деталь может заслонять главное, отсутствие традиционного разделения на фон и основной предмет изображения. Картина как фрагмент натуры, словно увиденного в окно или, по определению Дега, "подсмотренного через замочную скважину".

Техника и метод импрессионистов Нет предварительного рисунка. Контурный рисунок, как и светотень, отсутствует; глубина не передаётся перспективой, Преимущество живым цветам солнечного спектра. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Разложение сложных тонов на чистые цвета. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения; Мазки разнообразной формы. Цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других. Жидкие, свободные, пастозные мазки придают рельефность красочного слоя.

Эдуард Мане Пренебрегает светскими условностями, общепринятыми идеалами красоты «Завтрак на траве» Открывает подлинную красоту в повседневном течении жизни. «Балкон» Придает поэтичности обычному, реальному образу «Олимпия»

Э.Мане. Завтрак на траве

Э.Мане. Балкон

Э.Мане. Олимпия

Клод Моне Первым формулирует принципы нового направления, разрабатывает программу пленера и характерную для данного направления технику. Мир, погруженный в воздушную среду, лишается материальности, превращается в гармонию световых пятен. «Бульвар Капуцинок» Писал один и тот же мотив, исследуя эффекты освещения в разное время суток и в различные времена года. «Руанский собор» «Кувшинки» Считал, что черного цвета в природе нет, утверждал, что даже тени цветные.

К. Моне. Бульвар Капуцинок

К. Моне Кувшинки

К. Моне. Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень. К. Моне. Портал Руанского собора: гармония в утреннем свете К. Моне. Руанский собор, западный портал, пасмурная погода.

Камилл Писсарро Искал художественную прелесть в обыденном, а значительность – в повседневном. «Жатва» Париж и его окрестности предстают и в лиловых сумерках, и в тумане серого утра, и в синеве зимнего дня. «Бульвар Монмартр»

К. Писсарро. Жатва

К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Солнце

К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Дождь

К. Писсарро. Бульвар Монмартр. Утро. Пасмурно.

Огюст Ренуар «Живописец счастья» Истинное призвание – изображение человека Образы построены на гармоничных, чистых, мажорных красочных сочетаниях «Портрет Жанны Сомари» Человек – неотрывная, самая прекрасная часть природы «Завтрак Гребцов»

О. Ренуар. Портрет Жанны Сомари

О. Ренуар. Завтрак гребцов

Эдгар Дега Противник непосредственности в искусстве, пленэра, почти никогда не писал картин с натуры. Изображал будни театра, ипподрома, женщин за туалетом, сцены труда. «Голубые танцовщицы» «Гладильщицы» «Скаковые лошади перед трибуной» Картины овеяны грустью, иногда ироничны, порой саркастичны «Абсент»

Э.Дега. Голубые танцовщицы

Э. Дега. Гладильщицы