Какой роман филимон купер предосторожности. Какой роман написал Фенимор Купер на спор с женой? Учёба и странствия

Автор 33 романов. Его стиль сочетал в себе элементы романтизма и просветительства. Долгое время творчество Купера являлось олицетворением американской приключенческой литературы. Конечно, и до него писали подобные произведения. Но Фенимор стал первым писателем, получившим признание европейской аудитории. А его романы прочно вошли в круг интересов огромного количества детей. В этой статье будет представлена краткая биография писателя, а также описаны его ключевые произведения.

Детство

Джеймс Фенимор Купер появился на свет в 1789 году в Берлингтоне (Нью-Джерси). Отец мальчика был крупным землевладельцем. Детство будущего писателя прошло в посёлке Куперстаун, расположенном в штате Нью-Йорк, на берегу озера. Он был так назван в честь отца Джеймса. Конечно же, происхождение наложило отпечаток на формирование политических взглядов героя этой статьи. Фенимор предпочитал уклад жизни «сельских джентльменов» и оставался приверженцем крупного землевладения. А демократические земельные реформы связывал только с разгулом демагогии и буржуазного стяжательства.

Учёба и странствия

Сначала Купер Джеймс Фенимор получал образование в местной школе, а потом поступил в Йельский колледж. После его окончания у молодого человека не было желания продолжать учёбу. Семнадцатилетний Джеймс стал моряком на торговом, а потом и на военном флоте. Будущий писатель пересёк Атлантический океан, много путешествовал. Также Фенимор хорошо изучил район Великих Озёр, где вскоре развернётся действие его произведений. В те годы он накопил много материала для своего литературного творчества в виде разнообразных жизненных впечатлений.

Начало карьеры

В 1810 году, после похорон отца, Купер Джеймс Фенимор женился и обосновался с семьёй в небольшом городе Скарсдэйле. Спустя десять лет он написал свой первый роман под названием «Предосторожность». Позднее Джеймс вспоминал, что создал это произведение «на спор». Жена Фенимора увлекалась Поэтому герой этой статьи полушутя-полусерьёзно взялся за написание подобной книги.

"Шпион"

Война за независимость - вот тема, которой очень интересовался в то время Джеймс Фенимор Купер. «Шпион», написанный им в 1821 году, был целиком посвящён этой проблематике. Патриотичный роман принёс автору громкую славу. Можно сказать, что этим произведением Купер заполнил пустоту, образовавшуюся в национальной литературе, и показал ориентиры её будущего развития. С этого момента Фенимор решил полностью посвятить себя литературному творчеству. В последующие шесть лет он написал ещё несколько романов, среди которых три произведения, вошедших в будущую пенталогию о Кожаном Чулке. Но о них мы поговорим отдельно.

Европа

В 1826 году Джеймс Фенимор Купер, книги которого уже были достаточно популярны, поехал в Европу. Он долго жил в Италии, Франции. Также писатель путешествовал и по другим странам. Новые впечатления заставляли его обращаться к истории как Старого, так и Нового Света. В Европе герой этой статьи написал два морских романа («Морская волшебница», «Красный Корсар») и трилогию о Средневековье («Палач», «Гейденмауэр», «Браво»).

Возвращение в Америку

Спустя семь лет Купер Джеймс Фенимор приехал домой. За время его отсутствия Америка сильно изменилась. Героическое время революции осталось в прошлом, а принципы были забыты. В США начался период промышленного переворота, который уничтожил остатки патриархальности как в человеческих отношениях, так и в жизни. «Великое моральное затмение» - так Купер окрестил болезнь, проникшую в американское общество. Высшим интересом и приоритом для людей стали деньги.

Призыв к согражданам

Джеймс Фенимор Купер, книги которого были известны далеко за пределами Америки, решил попытаться «вразумить» своих сограждан. Он по-прежнему верил в преимущества социально-политического строя собственной страны, считая плохие явления наносным, внешним извращением изначально здоровых и разумных основ. И Фенимор выпустил «Письма к соотечественникам». В них он призывал подняться на борьбу с появившимися «искажениями».

Но успехом это не закончилось. Наоборот, на Джеймса обрушилось много тайной клеветы и открытой ненависти. Буржуазная Америка не оставила его призыв без внимания. Она обвинила Фенимора в высокомерии, склочности, отсутствии патриотизма и недостатке литературного таланта. После этого писатель уединился в Куперстауне. Там он продолжил создавать публицистические произведения и романы.

Последний период творчества

В этот отрезок времени Джеймс Фенимор Купер, полное собрание сочинений которого есть сейчас почти в любой библиотеке, дописал последние два романа пенталогии о Кожаном Чулке («Зверобой», «Следопыт»). В 1835 году он издал сатирический роман «Монокины» об обнажённых пороках социально-политического строя США и Англии. В книге они выведены под названиями Низкопрыгия и Высокопрыгия. Также примечательна его трилогия о земельной ренте («Землемер», «Чёртов палец», «Краснокожие»), вышедшая в сороковых годах. В идейно-художественном плане последние произведения Купера весьма неравноценны. Помимо критики буржуазного строя, в них содержатся компоненты консервативной утопии, дающие читателям ложные представления о «земельной аристократии». Но, несмотря на это, писатель всегда придерживался критических антибуржуазных позиций.

Пенталогия о Кожаном Чулке

Эта серия книг является высшим достижением творчества Купера. В неё вошли пять романов: «Пионеры», «Прерии», «Последний из Могикан», «Зверобой» и «Следопыт». Все они объединены образом главного героя по имени Натаниэль Бампо. Он охотник, у которого много прозвищ: Длинный Карабин, Кожаный Чулок, Соколиный Глаз, Следопыт, Зверобой.

В пенталогии представлена вся жизнь Бампо - от юности до самой смерти. Но этапы жизни Натаниэля не совпадают с порядком написания романов. Джеймс Фенимор Купер, собрание сочинений которого есть у всех поклонников его творчества, начал описывать жизнь Бампо с преклонного возраста. Эпопея продолжилась рассказом о зрелом возрасте Натти, потом была старость. И только после тринадцатилетнего перерыва Купер вновь взялся за историю Кожаного Чулка и описал его юность. Ниже мы перечислим произведения пенталогии именно в порядке взросления главного героя.

«Зверобой»

Здесь Натаниэлю Бампо чуть-чуть за двадцать. Врагами юноши становятся индейцы из племени гуронов. Борясь с ними, Натти встречает на своём пути Чингачгука. С этим индейцем из племени могикан Бампо подружится и будет поддерживать отношения до конца жизни. Ситуация в произведении осложняется тем, что белые союзники Натти несправедливы и жестоки к чужеземному народу. Они сами провоцируют кровопролитие и насилие. Драматические приключения - плен, побег, сражения, засады - разворачиваются на фоне очень живописной природы - лесистых берегов Мерцающего озера и его зеркальной глади.

«Последний из Могикан»

Пожалуй, самый известный роман Фенимора. Здесь антиподом Бампо является коварный и жестокий вождь Магуа. Он похитил Алису и Кору - дочерей полковника Мунро. Бампо возглавил небольшой отряд и отправился освобождать пленниц. Также Натти сопровождает Чингачгук вместе со своим сыном Ункасом. Последний влюблён в одну из похищенных девушек (Кору), хотя Купер и не особо развивает эту линию. Сын Чингачгука погибает в бою, пытаясь спасти возлюбленную. Роман заканчивается сценой похорон Коры и Ункаса (последнего из могикан). После Чингачгук и Натти отправляются в новые странствия.

«Следопыт»

В центре сюжета данного романа лежит англо-французская война 1750-1760 годов. Её участники пытаются обманом или подкупом привлечь индейцев на свою сторону. Натти и Чингачгук сражаются на помогая своим собратьям. Однако Купер устами Бампо резко осуждает войну, развязанную колонизаторами. Он подчёркивает бессмысленность гибели в этом сражении как индейцев, так и белых. Значительное место в произведении уделено лирической линии. Кожаный Чулок влюблён в Мэйбл Дунхэм. Девушка ценит благородство и мужество разведчика, но всё же уходит к Джасперу, который близок ей по характеру и возрасту. Разочаровавшись, Натти уезжает на запад.

«Пионеры»

Это наиболее проблемный роман, который написал Джеймс Фенимор Купер. «Пионеры» описывают жизнь Кожаного Чулка в семидесятилетнем возрасте. Но, несмотря на это, Бампо ещё не утратил зоркости, и его рука по-прежнему тверда. Чингачгук всё так же рядом, только из могучего и мудрого вождя он превратился в спившегося дряхлого старика. Оба героя находятся в посёлке колонистов, где действуют законы «цивилизованного» общества. Центральный конфликт романа заключен в противостоянии надуманных социальных порядков и естественных законов природы. В конце романа Чингачгук умирает. Бампо уходит из поселения и скрывается в лесу.

«Прерия»

Финальная часть пенталогии, которую написал Джеймс Фенимор Купер. «Прерия» повествует о жизни Натаниэля в преклонном возрасте. У Бампо появились новые друзья. Но теперь он помогает им не метким выстрелом, а большим жизненными опытом, умением вести разговор с суровым индейским вождём и укрываться от стихийного бедствия. Натти с друзьями противостоит семейству переселенцев Бушей и индейцам племени сиу. Но авантюрный сюжет завершается вполне хорошо - двойной свадьбой. В финале произведения описывается проникновенная и торжественная сцена последних моментов жизни Бампо и его смерти.

Заключение

Джеймс Фенимор Купер, биография которого была представлена выше, оставил после себя обширное литературное наследие. Он написал 33 романа, а также несколько томов путевых заметок, публицистики, исторических изысканий и памфлетов. Купер сыграл огромную роль в развитии американского романа, придумав несколько его поджанров: утопический, сатирико-фантастический, социально-бытовой, морской, исторический. Для произведений писателя было характерно эпическое отражение мира. Именно это и способствовало объединению ряда его романов в циклы: дилогию, трилогию, пенталогию.

В своём творчестве Джеймс Фенимор Купер освещал три основные темы: жизнь фронтира, море и войну за независимость. Данный выбор раскрывает романтическую основу его метода. Американскому обществу, обуреваемому жаждой наживы, он противопоставляет свободу морской стихии и солдатский героизм. Этот разрыв действительности и романтического идеала находится в основе художественно-идейного замысла любого произведения Купера.

Здравствуйте дорогие читатели сайта Спринт-Ответ . Сегодня, в субботу 27 мая 2017 года состоялась очередная интеллектуальная телеигра "Кто хочет стать миллионером?". В ней было две части, первая пара игроков отвечала довольно быстро и уверенно, а вторая пара дошла до последнего вопроса. В этой статье на сайте Спринт-Ответ можно узнать все ответы в сегодняшней игре "Кто хочет стать миллионером?" за 27 мая 2017 года (27.05.2017), это краткий обзор игры.

В студии находятся ведущий игры Дмитрий Дибров и игроки: Алла Сурикова и Андрей Дементьев . Игроки выбрали несгораемую сумму в 200 000 рублей.

Кто хочет стать миллионером? Ответы 27 мая 2017 (27.05.2017)

1. Как называют привычное место, с которым человеку не хочется расставаться?

  • насиженное
  • нахоженное
  • налёжанное
  • напрыганное

2. Какое расстояние есть у фотообъектива?

  • иллюзионное
  • факирное
  • магическое
  • фокусное

3. Что, согласно детской дразнилке, находится на носу плаксы-ваксы-гуталина?

  • тёплый пирожок
  • горячий блин
  • холодный хот-дог
  • остывшая ромовая баба

4. Какие пятна на карте Земли уменьшались благодаря географическим открытиям?

  • белые
  • синие
  • зелёные
  • Роршаха

5. Клеймо в виде какого цветка было выжжено на плече Миледи?

  • лилия
  • фиалка
  • незабудка

6. Отцом чего называют авиаконструктора Игоря Сикорского?

  • гидросамолёта
  • вертолёта
  • парашюта
  • дирижабля

7. Какого рода слово "салями"?

  • мужского
  • женского
  • среднего
  • общего

При ответе на седьмой вопрос игроки взяли помощь зала.

8. Какая картина не принадлежит кисти Павла Федотова?

  • "Разборчивая невеста"
  • "Неравный брак"
  • "Сватовство майора"
  • "Свежий кавалер"

При ответе на восьмой вопрос игроки взяли подсказку "50:50".

9. Что актёр Каневский, игравший контрабандиста в "Бриллиантовой руке", вставил в текст своей роли?

  • свою фамилию
  • кличку своей собаки
  • кличку своей кошки
  • фамилию невесты

При ответе на девятый вопрос игроки взяли подсказку "Звонок другу".

10. Откуда родом балдахин, если верить переводу с итальянского языка?

  • из Богемии
  • из Баварии
  • из Бангладеш
  • из Багдада
  • Вильям Шекспир
  • Лопе де Вега
  • Фридрих Шиллер
  • Карло Гальдони

К сожалению игроки ответили неправильно на этот вопрос и ушли ни с чем.

В студии находятся участники второй пары игроков: Виктор Вержбицкий и Андрей Бурковский . Начинается вторая часть игры "Кто хочет стать миллионером?" за 27 мая 2017 года. Игроки выбрали несгораемую сумму в 200 000 рублей.

1. Какое лакомство любят дети?

  • кукурузные палочки
  • гречневые веточки
  • ржаные столбики
  • просяные сучки

2. С помощью чего можно попасть на спектакль в театр?

  • контрибуции
  • контрразведки
  • контрамарки
  • контрабанды

3. Как называется песня из репертуара Тамары Гвердцители?

  • "Король умер"
  • "Виват, король!"
  • "Король червей"
  • "Голый король"

4. Какой статус часто встречается у людей в социальных сетях?

  • в неравенстве
  • в пропорции
  • в уравнении
  • в отношениях

5. Что нужно для игры в лапту?

  • бита
  • клюшка
  • молоток

6. Что не относится к грибам?

  • сморчки
  • трюфели
  • артишоки
  • млечники

7. Чьё имя носила школа в книге "Республика ШКИД"?

  • Даргомыжского
  • Достоевского
  • Державина
  • Дзержинского

При ответе на седьмой вопрос игроки взяли подсказку "Помощь зала".

8. Какая профессия была у персонажа Тома Хэнкса в фильме "Чудо на Гудзоне"?

  • пилот
  • диспетчер
  • спасатель
  • следователь

9. Какая опера завершает тетралогию Рихарда Вагнера "Кольцо Нибелунга"?

  • "Золото Рейна"
  • "Гибель богов"
  • "Валькирия"
  • "Зигфрид"

При ответе на девятый вопрос игроки взяли подсказку "50:50".

10. Какая московская команда приняла участие во всех чемпионатах Высшей лиги СССР по футболу?

  • "Динамо"
  • "Спартак"
  • "Локомотив"

При ответе на десятый вопрос игроки взяли подсказку "Право на ошибку".

Если бесспорной заслугой Ирвинга и Готорна, а также Э. По было создание американской новеллы, то основоположником американского романа по праву считается Джеймс Фенимор Купер (1789—1851). Наряду с В. Ирвингом, Фенимор Купер — классик романтического нативизма: именно он ввел в литературу США такое сугубо национальное и многоликое явление, как фронтир, хотя этим не исчерпывается открытая Купером читателю Америка.

Купер первым в США начал писать романы в современном понимании жанра, он разработал идейно-эстетические параметры американского романа теоретически (в предисловиях к произведениям) и практически (в своем творчестве). Он заложил основы целого ряда жанровых разновидностей романа, прежде вовсе не знакомых отечественной, а в отдельных случаях и мировой художественной прозе.

Купер — создатель американского исторического романа: с его "Шпиона" (1821) началось освоение героической национальной истории. Он зачинатель американского морского романа ("Лоцман", 1823) и его специфически национальной разновидности — романа китобойного ("Морские львы", 1849), впоследствии блестяще развитых Г. Мелвиллом. Купером же разработаны принципы американского приключенческого и нравоописательного романов ("Майлс Уолингфорд", 1844), романа социального ("Дома", 1838), сатирического ("Моникины", 1835), романа-утопии ("Колония на кратере", 1848) и так называемого "евро-американского" романа ("Понятия американцев", 1828), конфликт которого строится на взаимоотношениях культур Старого и Нового Света; он стал затем центральным в творчестве Г. Джеймса.

Наконец, Купер — первооткрыватель такой неисчерпаемой области отечественной беллетристики, как роман фронтира (или "роман границы") — жанровой разновидности, к которой относится, прежде всего, его пенталогия о Кожаном Чулке. Следует, впрочем, заметить, что куперовская пенталогия — своего рода синтетическое повествование, ибо вбирает в себя также черты исторического, социального, нравоописательного и приключенческого романов и романа-эпопеи, что вполне соответствует действительному значению фронтира в национальной истории и жизни XIX столетия.

Джеймс Купер родился в семье видного политического деятеля, конгрессмена и крупного землевладельца судьи Уильяма Купера, славного потомка тихих английских квакеров и суровых шведов. (Фенимор — девичья фамилия матери писателя, которую он добавил к собственной в 1826 году, обозначив таким образом новый этап своей литературной карьеры). Через год после его появления на свет семья переехала из Нью-Джерси в штат Нью-Йорк на необжитые берега озера Отсего, где судья Купер основал поселок Куперстаун. Здесь, на границе между цивилизацией и дикими неосвоенными землями прошли детство и раннее отрочество будущего романиста.

Он получил домашнее образование, занимаясь с нанятым для него преподавателем-англичанином, и в возрасте тринадцати лет поступил в Йель, откуда, несмотря на блестящие успехи в учебе, был через два года выдворен за "вызывающее поведение и склонность к опасным шуткам". Юный Купер мог, например, привести в аудиторию осла и усадить его в профессорское кресло. Заметим, что эти проделки всецело отвечали нравам, царящим на фронтире, и самому духу фронтирского фольклора, но, разумеется, шли вразрез с представлениями, принятыми в академической среде. Педагогически перспективной оказалась мера воздействия, избранная строгим отцом: он немедленно отдал пятнадцатилетнего шалопая-сына матросом на торговое судно.

После двух лет исправной службы Джеймс Купер поступил гардемарином в военный флот и еще три года бороздил моря и океаны. Он ушел в отставку в 1811 году, сразу после женитьбы, по требованию своей юной супруги Сьюзен Августы, урожденной де Ланси, из хорошего нью-йоркского семейства. Вскоре после этого от инсульта, полученного во время политических дебатов, скончался его отец, оставив сыну приличное наследство, и Купер зажил спокойной жизнью сельского джентльмена-сквайра.

Писателем он стал, как гласит семейная легенда, совершенно случайно — неожиданно для домашних и для него самого. Дочь Купера Сьюзен вспоминала: "Мать моя была нездорова; она лежала на кушетке, а он читал ей вслух свежий английский роман. Видимо, вещь была никчемная, потому что после первых же глав он отшвырнул его и воскликнул: "Да я бы сам написал тебе книгу получше этой!" Мать рассмеялась — до того абсурдной показалась ей эта идея. Он, который терпеть не мог писать даже письма, вдруг засядет за книгу! Отец настаивал, что сможет, и правда, с ходу набросал первые страницы истории, у которой еще не было названия; действие, между прочим, происходило в Англии".

Первая вещь Купера — подражательный роман нравов "Предосторожность" вышел в 1820 году. Сразу вслед за этим писатель, по его словам, "попытался создать произведение, которое было бы чисто американским, и темой которого была бы любовь к родине". Так появился исторический роман "Шпион" (1821), принесший автору широчайшую известность в США и в Европе, положивший начало развитию американского романа и, наряду с "Книгой эскизов" В. Ирвинга, самобытной национальной литературе в целом.

Каким же образом создавался американский роман, в чем заключался "секрет" куперовского успеха, каковы были особенности авторской техники повествования? Купер положил в основу своего творчества главный принцип английского социального романа, вошедшего в особую моду в первые десятилетия XIX века (Джейн Остин, Мэри Эджворт): бурное действие, свободное искусство создания характеров, подчинение сюжета утверждению социальной идеи. Оригинальность же куперовских произведений, созданных на этой основе, заключалась, прежде всего, в теме, которую он нашел уже в своем первом не подражательном, а "чисто американском романе".

Тема эта — Америка, совершенно не знакомая тогда европейцам и вечно привлекательная для патриотически настроенного отечественного читателя. Уже в "Шпионе" наметилось и одно из двух основных направлений, в которых Купер в дальнейшем разрабатывал эту тему: национальная история (главным образом, Война за независимость) и природа США (прежде всего, знакомые ему с юности фронтир и море; мореплаванию посвящено 11 из 33 куперовских романов). Что касается драматизма сюжета и яркости характеров, то национальная история и действительность давали для этого не менее богатый и более свежий материал, чем жизнь Старого Света.

Абсолютно новаторской и непохожей на манеру английских романистов была стилистика нативистского повествования Купера: сюжет, образная система, пейзажи, самый способ изложения, взаимодействуя, создавали неповторимое качество эмоциональной куперовской прозы. Для Купера литературный труд был способом выражения того, что он думал об Америке. В начале его творческого пути, движимый патриотической гордостью за молодое отечество и с оптимизмом смотревший в будущее, он стремился исправить отдельные недостатки национальной жизни. "Пробным камнем" демократических убеждений для Купера, как и для Ирвинга, явилось длительное пребывание в Европе: нью-йоркский литератор в зените мировой славы, он был назначен американским консулом в Лионе. Фенимор Купер, воспользовавшийся этим назначением, чтобы укрепить здоровье и познакомить дочерей с итальянской и французской культурой, пробыл за границей дольше положенного срока.

После семилетнего отсутствия он, уезжавший из США Джона Квинси Адамса, вернулся в 1833 году, как и Ирвинг, в Америку Эндрю Джексона. Испытав потрясение от разительных перемен в жизни его страны, он, в отличие от Ирвинга, стал непримиримым критиком джексоновской вульгаризации широкой демократии фронтира. Произведения, написанные Фенимором Купером в 1830-е, снискали ему славу первого "антиамериканца", которая сопутствовала ему до конца жизни и послужила причиной многолетней травли со стороны американской прессы. "Я разошелся с моей страной", — говорил Купер.

Писатель умер в Куперстауне, в полном расцвете творческих сил, хотя непопулярность его как "антиамериканца" омрачала блестящую славу певца родной земли.

Читайте также другие статьи раздела "Литература XIX века. Романтизм. Реализм" :

Художественное открытие Америки и другие открытия

Романтический нативизм и романтический гуманизм

  • Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
  • Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза

Национальная история и история души народа

История и современность Америки в диалогах культур

  • Джеймс Фенимор Купер. Биография и творчество

КУПЕР (Cooper) Джеймс Фенимор (15.9.1789, Берлингтон, штат Нью-Джерси - 14.9.1851, Куперстаун, штат Нью-Йорк), американский писатель, публицист. Сын крупного землевладельца, члена Конгресса США. Детство провёл в основанном отцом поселении Куперстаун. Учился в Йельском колледже (1803-05) в городе Нью-Хейвен, откуда был изгнан за плохое поведение, в 1806-11 годах служил на флоте, где прошёл путь от простого матроса на торговом судне до офицера. Выйдя в отставку, безуспешно пытался заниматься политикой. Литературный дебют Купера - роман «Предосторожность» («The precaution», 1820, русский перевод 1876), написанный под влиянием позднего английского просветительского реализма (У. Годвин, Дж. Остин и др.), успеха не имел. Известность Куперу принёс созданный в традициях В. Скотта исторический роман «Шпион» («The spy», 1821, русский перевод 1825) - первый образец этого жанра в американской литературе. Сочетание романтичного пафоса с достоверностью и конкретностью описаний и пристальным вниманием к национальному колориту стало особенностью повествовательной стратегии Купера, одного из основоположников американского романтизма. Национальная история, героика освоения «территорий», проблемы взаимоотношений человека и природы, вера в незыблемость нравственных ценностей - в центре цикла романов Купера об охотнике Натти Бумпо и его друге - индейце Чингачгуке: «Пионеры» («The pioneers», 1823, в русском переводе 1832 - «Поселенцы»), «Последний из могикан» («The last of the mohicans», 1826, русский перевод 1833), «Прерия» («The prairie», 1827, в русском переводе 1829 - «Американские степи»), «Следопыт» («The pathfinder», 1840, в русском переводе 1841 - «Путеводитель в пустыне»), «Зверобой» («The deerslayer», 1841, русский перевод 1848). Морская тематика претворена в романах «Лоцман» («The pilot», 1823, русский перевод 1832), «Красный корсар» («The red rover», 1828, в русском переводе 1832 - «Красный морской разбойник»), «Морская волшебница» («The waterwitch», 1830, в русском переводе 1875 - «Пенитель моря») и др.

Пребывание в Европе (1826-35) отразилось в сюжетах исторических романов Купера «Браво» («The bravo», 1831, русский перевод 1839), «Гейденмауэр» («The heidenmauer», 1832, в русском переводе 1880 - «Лагерь язычников») и др.; несовершенство политической системы Старого Света сатирически (в духе Дж. Свифта) осмыслено в романе «Моникины» («Monikins», 1835, русский перевод 1953), не оценённом большинством современников; критика общественных институтов звучит в романах «Домой» («Ношеward bound», 1838, в русском переводе 1876 - «Американский пакетбот "Монтаук"»), «Кратер» («The crater», 1847, русский перевод 1867), «Землемер» («The chainbearer», 1845, русский перевод 1848), «Краснокожие» («The redskins», 1846, русский перевод 1898) и др. Среди произведений Купера - публицистические памфлеты, путевые очерки, заметки. Ряд произведений Купера экранизирован.

Соч.: The works. N. Y., 1895-1900. Vol. 1-33; Собр. соч.: В 9 т. М., 1992-1993.

Лит.: Боброва М. Н. Дж. Ф. Купер. Саратов, 1967; Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. М., 1968; Шейнкер В. Н. Исторический роман Дж. Купера. Иваново, 1980; Ringe D. А. J. F. Cooper. Boston, 1988; Иванько С. С. Ф. Купер. М., 1991; Lounsbury Т. R.). F. Cooper. Temecula, 1992; Person L. S. А historical guide to J. F. Cooper. Oxf., 2007.

Джеймс Фенимор Купер (James Fenimore Cooper , 1789-1851) начал писать уже вполне взрослым, сложившимся человеком, успевшим многое испытать, пережить и передумать. Он гордился тем, что хорошо знает Америку, и, говоря о своих зрелых романах, не раз заявлял, что пишет только о том, что известно ему по собственным наблюдениям, хотя и дает волю своему воображению. Конечно, мои описания несколько поэтичны, как и следует, но в основном они достаточно точны , - писал он своему французскому издателю.

Фенимор Купер вырос в поместье своего отца, Куперстауне, на берегу живописного озера Отсего, в шестидесяти двух милях к западу от Олбани, столицы штата Нью-Йорк. Во времена детства будущего писателя здесь, в глуши, пролегала граница между цивилизованными поселениями и еще не освоенными, заросшими девственным лесом землями. Ребенком Купер мог наблюдать здесь тот мир сложных и подвижных человеческих отношений, который ожил впоследствии на страницах его романов. Он видел индейцев - исконных хозяев обманом или насилием отнятой у них земли, вымирающих или насильственно оттесняемых все дальше на Запад; пионеров - скваттеров , захватывающих участки целины, чтобы, собрав несколько богатых урожаев на вырубках, двинуться дальше. Закон крупной собственности, представителем которого был его отец, судья Уильям Купер, гордившийся тем, что от него зависят сорок тысяч душ арендаторов, вторгался в существование множества людей, привыкших к вольному, скитальческому образу жизни - и индейцев, и белых охотников, звероловов, странствующих коробейников, скваттеров… Война за независимость США кончилась всего за шесть лет до рождения Купера; ее предания, использованные им впоследствии в романах Шпион , Лионель Линкольн, или Осада Бостона (1825) и других, были еще свежи; а результаты победы, вырванной у англичан героическими усилиями американских фермеров и ремесленников, оказались спорными и сомнительными. Федералисты, к числу которых принадлежал отец Купера, считали опасной и вредной демократизацию общественно-политического строя США. А народ роптал на высокие налоги, на распродажу имущества, конфискуемого за долги, требовал земли и свободы, обещанной ему Декларацией Независимости. Возникали волнения; восстание фермеров под предводительством Даниэля Шейса, всколыхнувшее страну, разыгралось за два года до рождения Купера, в 1786-1787 годах.

Противоречия, не разрешенные Войной за независимость и углубившиеся в XIX веке, нашли отражение в романах Купера, хотя в большинстве случаев и не в прямой, а в романтически преображенной, символической форме. До поры до времени яркие впечатления жизни на границе колонизации незаметно откладывались в сознании живого, резвого, шаловливого мальчика, - таким запомнился современникам в его школьные годы Джеймс Купер , предпоследний из тринадцати детей судьи из Купер-стауна.

Годы учения Купера в Йэльском университете, куда он поступил четырнадцатилетним подростком, были ознаменованы главным образом отчаянными проказами; обдумывая их, будущий романист проявлял неистощимую изобретательность. После того как он взорвал запертую дверь, заложив заряд пороха в замочную скважину, его исключили из университета. Как вспоминал один из его педагогов, Джеймс Купер был довольно своенравен, терпеть не мог серьезного ученья, особенно отвлеченных наук, и без памяти любил читать романы и забавные повести . Первым настоящим жизненным университетом для Купера стала морская служба. Семнадцати лет отец отправил его матросом в годичное плавание на торговом судне, совершавшем рейсы между Америкой и Испанией. Затем он стал мичманом военно-морского флота. На некоторое время его откомандировали в район Великих озер, наблюдать за постройкой военных судов. Впечатления этих месяцев воскресли в написанном тридцать лет спустя романе «Следопыт» (1840), действие которого развертывается на озере Онтарио.

В 1811 году, после смерти отца, Купер женился, оставил морскую службу и попытался осесть на земле. Судье Куперу не удалось закрепить своих прав на захваченную им территорию; его наследникам пришлось довольствоваться крохами отцовского состояния. Деятельно занимаясь сельским хозяйством, став даже членом Агрономического общества, Купер не пренебрегает и другими доходными предприятиями: заводит лавку в одном из глубинных, пограничных поселений штата Нью-Йорк, покупает и снаряжает в плавание китобойное судно… По замечанию его биографа Бирда, самым донкихотским из всех его экспериментов этого периода оказалось, однако, сочинительство .

Первая проба пера, которой дебютировал Купер, роман Предосторожность (1820) давно заслуженно забыт и представляет теперь лишь чисто библиографический интерес. Это было бледное подражание английским нравоучительным бытовым романам; ни место действия (английская провинция), ни заурядные персонажи Предосторожности не были отмечены печатью самобытности, столь характерной для Купера-художника. Но этот опыт не пропал даром: он показал Куперу, как не надо писать. В своем романе Шпион, или Повесть о нейтральной территории (1821) он обратился к самому драматическому периоду национальной истории - к переломному этапу Войны за независимость, выбрав местом действия хорошо знакомую ему, как и многим его читателям, округу штата Нью-Йорк. Как вспоминал он впоследствии в предисловии к изданию 1831 года, наполовину закончив роман, он надолго приостановил работу: слишком сомнительной казалась ему попытка заинтересовать патриотическим американским сюжетом читателей, привыкших питаться английской беллетристикой. Успех Шпиона рассеял эти сомнения, окрылил Купера и стал важной вехой в истории американского романа.

В 1823 году вышли в свет Пионеры, или Истоки Сусквеганны - первое произведение замечательной пенталогии, известной под общим названием Истории Кожаного Чулка (по прозвищу главного героя). Над этой пенталогией Купер работал в разные периоды жизни, с начала 20-х годов до 1841 года. Роман Последний из могикан , представляет собой одну из частей эпопеи, которая по праву считается шедевром Купера.

За Пионерами последовал первый из морских романов Фенимора Купера - Лоцман (1824), действие которого, как и в Шпионе , развертывалось во времена Войны за независимость, а главным героем был знаменитый командир американского военно-морского флота Поль Джонс, нанесший ряд сокрушительных поражений англичанам и воспетый в свое время американским поэтом-демократом Филипом Френо.

Купер чувствовал себя на подъеме. Он пишет одну книгу за другой, экспериментирует, пробуя силы в различных жанрах; его романы завоевывают широкую читательскую публику и в Европе, перепечатываются в Англии и переводятся на большинство европейских языков.

Купер радовался тому, что его романы и в переводе сохраняют свою жизненность; позвольте Вам заметить, сударыня, что если книга продолжает высоко держать голову после того, как она была отдана на милость французского переводчика, то это значит, что в ней есть кости и мускулы - шутливо писал он своей приятельнице миссис Джей.

На протяжении первого десятилетия писательской деятельности Купера воодушевляла уверенность в его единстве с общественным мнением Америки. Размышляя об ответственной миссии писателя, он видел свою задачу в том, чтобы пробудить спящие таланты нации (письмо Ричарду Генри Дейна от 14 апреля 1823 г.). Моя цель, - писал он позже, - духовная независимость… Америки; и если я смогу сойти в могилу с мыслью, что хоть немногим способствовал достижению этой цели, я буду утешаться сознанием, что не был бесполезен среди моих сверстников (письмо Сэмюэлю Картеру Холлу от 21 мая 1831 г.).

Живой отклик, который встретили у него на родине его романы, вдохновленные идеалами освободительной войны 1775-1783 годов, укреплял его надежды на то, что Америка стоит на верном историческом пути. Он гордился, что по праву рождения связан с этой славной страной, которая скоро будет, - я мог бы сказать, которая уже стала, - образцом для мудрых и добрых людей в любом краю .

Эти строки были написаны во Франции, где Купер с 1826 по 1833 год занимал пост американского консула в Лионе. Должность эта была номинальной. Писатель жил со своею семьей в Париже, в центре политических бурь начала 30-х годов . Он много путешествовал и по другим странам Европы, внимательно следя за событиями, сопоставляя социально-исторический опыт Старого Света с опытом своей страны. Первым литературным итогом этих раздумий был цикл европейских романов Купера: Браво (1831), Гейденмауэр (1832) и Палач (1833). Первый из них вызвал восторженный отзыв Белинского: …какие лица, какие характеры! как сроднилась с ними душа моя, с какою сладкою тоскою мечтаю я о них!.. Коварная, мрачная, кинжальная политика венецианской аристократии; нравы Венеции; регата, или состязание гондольеров; убийство Антонио - все это выше всякого описания, выше всякой похвалы .

Книги эти в совокупности заключали в себе критику феодальных порядков и нравов с точки зрения демократии. Но хотя действие их было отодвинуто в прошлое, проницательные читатели без труда улавливали в этих исторических романах злободневные намеки на современность. В предисловии к позднейшему переизданию Браво , написанном в 1833 году, Купер вспоминал: Это произведение было написано главным образом в Париже, где было достаточно удобных случаев… наблюдать, как лицемеры и интриганы издеваются над справедливыми надеждами масс, злоупотребляя их доверием и используя плоды народной энергии в интересах себялюбцев и торгашей . Купер намекал прежде всего на исход Июльской революции 1830 года во Франции. Но вскоре ему предстояло убедиться в том, что сказанное им здесь о монархии короля-лавочника Луи-Филиппа было применимо и к его собственной стране. Свой разладе Америкой Купер начинает ощущать еще за границей; он возвращается в США с мрачными предчувствиями. В письме художнику Данлэпу он признается: Бесспорно одно - я разошелся с моею страной, - пропасть между нами огромна, -кто впереди, покажет время . Другому другу, скульптору Гриноу, он пишет, что возвращается домой, чтобы поближе присмотреться к Америке и убедиться в том, будет ли у меня в остающейся мне жизни родина или нет .

Непосредственным поводом к этому резкому перелому во взглядах и настроениях Фенимора Купера послужила возмутившая его реакция значительной части американской прессы и общественных деятелей на его публицистические статьи, где он доказывал экономические преимущества демократического республиканского строя США по сравнению с французской монархией. К негодованию Купера, американские виги не только не поддержали его, но и высмеяли его аргументацию и взяли под сомнение его право выступать перед европейской публикой от лица США. Это было прологом новых и гораздо более драматических столкновений с общественным мнением буржуазной Америки, - в том числе гневного публицистического Письма соотечественникам (1834), сатиры Моникины (1835), целого ряда других более поздних произведений Купера. Теперешняя политическая борьба в нашей стране представляет собой, по-видимому, конфликт между людьми и долларами , - восклицает он в письме Бедфорду Брауну (24 марта 1838 г.).

Моникины - комико-серио-романтико-ироническая повесть , как анонсировал ее Купер своим издателям еще в 1832 году, представляла собой свифтианскую сатиру, обличавшую и порядки Старого Света (в особенности Англии), и порядки США. Читатель легко узнавал в стране Низкопрыгии - США, а в соперничающей с ней Высокопрыгии - Англию. Населяющие их человечки - моникины - различаются, в сущности, только длиною своих хвостов. Куцые обитатели Низкопрыгии гордятся своею бесхвостостью - мнимым залогом всеобщего равенства; граждане Высокопрыгии, напротив, кичатся своими длинными хвостами (намек на аристократические привилегии и титулы, сохраняющиеся в Англии). Впрочем, появляясь за границей, государственные мужи Низкопрыгии охотно прицепляют себе длиннейшие хвосты - именно так поступает посол Низкопрыгии, которому Купер дает выразительное имя Иуда Друг Народа. Политическая мудрость в Низкопрыгии определяется искусством головокружительных прыжков; в нем соревнуются с равным успехом представители обеих соперничающих партий. Конституция Низкопрыгии - предмет велеречивых восхвалений - представляет собой, по ядовитому определению Купера, не более как Великую Национальную Аллегорию. А общественная и экономическая жизнь этой страны характеризуется периодически наступающими Нравственными Затмениями: в период наибольшего процветания Низкопрыгии светило Морального Принципа, со всеми его спутниками - Истиной, Честностью, Бескорыстием и Патриотизмом, заслоняется Великим Денежным Интересом и скрывается в его тени. Конец затмения возвещается приближением фазы Несчастья и завершается вступлением в фазу Бедствий. Только тут нравственные истины проясняются снова…

Неутешительный прогноз будущего капиталистической Америки высказан Купером в аллегорическом романе-утопии Кратер (1848). Поселенцы, обосновавшиеся на необитаемом острове среди океанских просторов, создают процветающую колонию. Но хищнические страсти и раздоры постепенно подрывают ее благополучие. В конце романа колония погибает, разрушенная землетрясением. Автор подсказывал читателям аналогию между этой мрачной робинзонадой и историей США.

В последние годы жизни Фенимор Купер, не будучи аболиционистом, с тревогой следил за углубляющимися противоречиями между рабовладельческим Югом и промышленным Севером. Попытки их компромиссного умиротворения оценивались им как поразительное шарлатанство . За год до смерти он предсказывал неизбежность гражданской войны. Каждая неделя выбивает еще одно звено из цепи Союза , - писал он другу своей юности, коммодору Шубрику.

Не раз он с горечью упоминает в своих письмах о том, что его обвиняют в антиамериканизме . С самого своего возвращения на родину он оказался под обстрелом беспринципной и демагогической прессы. Гротескно-сатирическое изображение нравов американских газетчиков в памятных главах диккенсовских Приключений Мартина Чезлвита бледнеет по сравнению со сводом подлинных газетных нападок на Купера. Его объявляли столь же лишенным обычных человеческих чувств, как самый краснокожий из его индейцев , сравнивали с тигром в зверинце, который рычит при приближении каждого прохожего, а то и просто с бешеной собакой… На собрании обывателей его родного Куперстауна было решено изъять его сочинения из местной библиотеки. Однако Купер не сдавался. Из года в год он методично привлекал к суду за клевету своих диффаматоров и, к их негодованию, выиграл несколько из этих исков. Но малые победы не могли, конечно, утолить горького сознания своей отчужденности от собственной страны. Одиночество Купера в последние годы жизни усугублялось тем, что, осуждая власть долларов, он ополчался и против социалистических идей, проникавших в эту пору в общественную жизнь США по преимуществу в форме социально-утопических экспериментов, и против массовых демократических движений (в частности, борьбы за отмену земельной ренты). Отсюда неровность многих поздних романов Купера, - его дилогии Домой (1838) и Дома (1838), трилогии, известной под названием Хроника Литтлпейджей (или Трилогия в защиту земельной ренты ), предсмертного его романа Веяния времени и других; острые сатирические наблюдения, мудрые обобщения сочетаются здесь с консервативными предубеждениями и социальной близорукостью. Самым цельным и значительным в художественном наследии Купера остались его эпопея о Кожаном Чулке , Шпион , Лоцман .