Какое значение память имеет в жизни человека. Значение памяти в жизни человека

Наш организм является поистине потрясающим механизмом, способным выполнять самые разные функции и задачи. Особенно важную роль при этом играет полноценная деятельность головного мозга, ведь именно этот орган отвечает за деятельность всех уголков человеческого тела. Именно головной мозг несет ответственность и за качество памяти. Адекватное восприятие информации и полноценное ее воспроизведение по необходимости важно не только для работы, но и для умственной деятельности. Давайте поговорим на этой странице www.сайт, о том, какую именно роль играет память в жизни человека, а также я расскажу вам, как развить память у взрослого человека.

Роль памяти в жизни людей

Буквально с самого появления на свет люди начинают обретать новый жизненный опыт. Начиная где-то с годовалого возраста, ребенка начинают последовательно и постоянно чему-то учить. Со временем такой процесс становится более интенсивным, набирая пика активности в школьные годы и во время получения профессионального образования. На обязательное и активное обучение современный человек тратит от десяти и до двадцати лет. Конечно же, без хорошей памяти полноценное обучение просто невозможно. Как раз в этом состоит самая основная функция памяти человека. Так что, если бы люди не обладали мощной и быстродействующей способностью запоминать, сохранять и впоследствии передавать информацию другим поколениям, человечество бы не смогло достичь современного уровня развития. Если бы, к примеру, мы сохранили свое физическое тело, но при этом потеряли память о прошлом, то человечество откинулось бы не на одну тысячу лет назад в развитии.

Если говорить более глобально, то память нужна человеку для сохранения информации обо всем, что происходит в его жизни. Только благодаря ней мы можем выполнять все функции: перемещаться в пространстве, разговаривать, потреблять пищу и пр. Именно способность запоминать обеспечивает нам возможность выполнять любую работу и обучаться чему-то новому. Поэтому, без хорошей памяти современному человеку никак не обойтись. Работа памяти человека бесценна для него самого и человечества в целом. Именно поэтому нужно заботиться о своих способностях и развивать их.

Как развить память человека?

Как показывает практика, многие люди с возрастом отмечают, что способность их мозга к запоминанию и к воспроизведению информации на порядок уменьшается. Ученые утверждают, что это совершенно закономерный процесс. Сравнивая память с обычной мышцей, которая без тренировок не может выполнять положенные функции становится ясно почему так происходит. Но эта проблема памяти человека решаема.

Для полноценного развития памяти нужно определить, какая именно способность к запоминанию развита у человека лучше всего. Всего специалисты выделяют зрительную, слуховую, образную и словесно-логическую память. Считается, что чаще всего самой развитой является зрительная память, однако нередки исключения из данного правила. К примеру, при наличии человек склонен лучше воспринимать информацию на слух. Также самыми развитыми чаще всего становятся те виды памяти, которыми пользуются особенно интенсивно.

Так взрослым советуют активно стимулировать самые перспективные виды памяти, но при этом уделять внимание и прочим разновидностям для максимально равномерного развития. Тренировать память можно с применением особенных приемов мнемотехники, так именуют способ развития памяти, основанный на попытке визуализировать запоминаемое. Классическим примером мнемотехники можно назвать пример запоминания цветов радуги, известный многим из нас с детства: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

Улучшение памяти человека невозможно без полноценного питания. А именно необходимо включать в свой рацион достаточное количество аскорбиновой кислоты, токоферола, витаминов В6 и В12. Нужно потреблять довольно много полиненасыщенных жирных кислот, отличным источником которых считается жирная морская рыба, орехи и пр.

Для эффективного развития памяти стоит использовать разные упражнения, которые заставляют мозг работать. Так специалисты рекомендуют запоминать логически несвязанные тексты, числа и, наконец, запоминать и воспроизводить логически связанный материал. Неплохой эффект дают упражнения по запоминанию черт лиц, имен и фамилий, определенных дат.

Считается, что замечательным толчком к развитию памяти у взрослых может стать изучение иностранного языка. Такая гимнастика для мозга помогает активизировать процессы запоминания и расширить кругозор.

Есть точка зрения, что музыка помогает развить память. Поэтому, если вы желаете улучшить функционирование механизмов запоминания и воспроизведения, посещайте периодически концерты.

Для полноценного развития памяти у взрослых крайне важно обеспечить мозг достаточным количеством кислорода. Так что, если вы страдаете от никотиновой зависимости, учтите, что сигареты – это основная причина гипоксии. А если вы проживаете в крупном мегаполисе, то для обеспечения полноценной работы мозга и, соответственно, памяти, вам следует периодически выбираться за город, прогуливаться в парках, около водоемов и пр. И не забывайте проветривать квартиру или офис, даже в лютый мороз.

Помните, что сильные стрессы, депрессии и потрясения на порядок ухудшают память и разрушают мозг. Поэтому негативные последствия таких влияний следует предупреждать: заниматься йогой, спортом, правильно отдыхать, медитировать, высыпаться и полноценно питаться.

На самом деле, добиться хорошей памяти во взрослом возрасте довольно-таки просто, нужно лишь постоянно тренировать процессы запоминания и беречь свой мозг от агрессивных воздействий.

Введение 3
1.Понятие памяти 4
2. Виды памяти. Их краткая характеристика. 4
3. Процессы памяти. 7
4. Значение памяти в осуществлении деятельности 10
Заключение 13
Список литературы 14

Введение

Психологические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.
Одним из важнейших психических процессов является память.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Л. Смирнов, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия и др. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного
Не подлежит сомнению, что продуктивность человеческой деятельности тесно связана с возможностями памяти.
Связи с этим целью данной работы является определить психологическую сущность памяти и ее роль в деятельности человека.

1. Понятие памяти

Память - психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память - это следовое психическое отражение прошлого. Она дает возможность увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки.
Памятью человек пользуется постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов .
Таким образом, память - это совокупное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Память - процесс организации и сохранения человеком своего прошлого опыта, позволяющий его повторное использование в деятельности.

2. Виды памяти. Их краткая характеристика.
Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования
По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.
Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету); слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя); вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов); обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра); тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи) .
Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.
Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.
Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями.
По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память. Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.
По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает.
Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов.
По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.
Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:
иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного и составит содержание этого вида памяти);
эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя) .
Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.
Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь ля выполнения текущих действий (операций) .
Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга. Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.
Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой.

3. Процессы памяти.
Память как сложное психическое явление включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Под запоминанием подразумевают избирательное закрепление (запечатление) образа в памяти. Лучше всего запоминается то, что связано со значимыми целями, мотивами и способами деятельности данного человека. Процесс запоминания, как и сама память, может быть произвольным и непроизвольным (в зависимости от наличия или отсутствия цели при запоминании), кратковременным, оперативным и долговременным (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память).Различают также ассоциативное запоминание, при котором воспринимаемый образ связывается с каким-либо другим образом (вспомним знаменитые житейские «узелки на память»); осмысленное запоминание, где ведущими являются процессы мышления и осознание логических связей между воспринимаемыми объектами или их частями; механическое запоминание, реализуемое в результате простых многократных и однотипных повторений по восприятию образа .
Запоминание является составной частью деятельности особого вида - мнемической.
Сохранение. Само название процесса отражает его психологическую сущность. Информация должна храниться в памяти человека некоторое время в связи с тем, что она обычно значима для него. Сохранение информации - сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Мозг производит статистический анализ поступающей информации, в результате которого становится возможной оценка вероятности соответствующих событий и, следовательно, планирование своего поведения.
Воспроизведение - восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия. Воспроизведение может осуществляться в произвольной и непроизвольной формах. Произвольная форма предполагает постановку перед индивидом репродуктивной задачи в соответствии с конкретной целью. При непроизвольной форме задача решается без предварительно поставленной цели под влиянием мыслей, представлений и чувств, возникающих в текущий момент. Воспроизведение осуществляется посредством извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную. Существуют разные виды воспроизведения: узнавание - воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению); реминисценция - мало изученное явление улучшения: воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения; припоминание - преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч); воспоминание - это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека.
Ошибки воспроизведения связаны с явлениями контаминации и конфабуляции. Контаминация связана со склонностью человека привносить в воспроизводимую информацию элементы, связанные с прошлым опытом, ожиданиями, установками и др. Кон-фабуляция предполагает добавление деталей или заполнение пробелов памяти домыслами. Она может быть как преднамеренной, манипулятивной, так и бессознательной.
Забывание - это процесс постепенного снижения возможности воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти. Для нормально функционирующей памяти процесс забывания может быть отнесен к одному из уровней: высокому, когда человек не может самостоятельно восстановить образ объекта, но относительно просто сделает это после повторного опыта; среднему, когда полное самостоятельное воспроизведение затруднено, но легко осуществляется при представлении каких-то признаков образа (иногда человеку достаточно издалека показать его записи, чтобы в его памяти восстановилось почти все написанное); низкому, когда человек восстанавливает информацию самостоятельно без ошибок.
Забывание нельзя противопоставлять запоминанию. Это вполне целесообразный процесс, помогающий разгрузить память от неактуальных в данный момент деталей. Забывание не есть болезнь памяти, а условие ее здоровья.

4. Значение памяти в осуществлении деятельности

Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом. Уже в древнегреческой мифологии обнаруживается признание важной роли памяти в развитии культуры человечества.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни.
Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.
Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть. .
И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память - это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного» .
Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.
Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).
Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта;4;.
Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.
Исключительно большое значение имеет двигательная память при занятиях физкультурой и спортом (катанье на коньках, езда на велосипеде, плаванье и т. д.).
Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.
Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент.
Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, музыканта), двигательными (у механика - наладчика, акробата), осязательными (у врача), обонятельными (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, проводника железнодорожного вагона, педагога), на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи.
Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Но в основном профессиональная деятельность опирается на оперативную память, которая органически включена в эту деятельность .

Заключение

Память - свойство объектов живой и неживой природы хранить информацию о прошедших событиях в различных их проявлениях, обусловленное наличием у объектов структур, способных перестраиваться (менять ориентацию, конформацию, физико-химические характеристики и т. д.) под действием тех или иных факторов и сохранять длительное время свое новое состояние при отсутствии действия фактора, вызвавшего перестройку. Управление памятью осуществляется за счет механизмов запоминания новой информации и забывания старой.
Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, причём существенное влияние имеют факторы мотивации личного характера.
Анализ роли памяти в деятельности человека показал, что благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.
Память даёт возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
Таким образом, в данной работе мы показали первостепенную роль памяти в деятельности человека, обусловленность возможности эффективной деятельность развитой памятью и ее видов.

Список литературы

1. Дружилов С.А. Основы психологии профессиональной деятельности инженеров-электриков: монография. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 119 с.
2. Козубовский, В. М.Общая психология: познавательные процессы [Текст]: учебное пособие /В.М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
3. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособ./ Маклаков А. Г.- СПб.: Питер, 2007 - 592 с.
4. Немов Р.С. Психология.Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. [Текст]/ Р.С.Немов//В 3-х кн-х. Кн.1 Общие основы психологии.-М.: ВЛАДОС, 2006.-573с.
5. Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2009. - 720 с.
6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. [Текст]: учеб пособ./ Л. Д. Столяренко – Ростова на Дону: Издательство «Феникс» , 2007.- 671 с.

Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Память – это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, к-ыйделает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания.

Память – это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести обществу.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

17. Теории памяти в различных направлениях и школах психологии

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоцианистская теория . Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.

Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени, и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.

Благодаря ассоцианистской теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти. Например закон забывания Г. Еббингауза . Он сформулирован на основе опытов с запоминанием трипитерных бессмысленных слогов. Согласно этому закону после первого безошибочного повторения серии таких составов забывание происходит достаточно быстро. В течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней - свыше 80%.

Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Не учитывается, в частности, избирательность (различные индивиды не всегда запоминают взаимосвязанные элементы) и детерминированность (некоторые объекты сохраняются в памяти после однократного восприятия крепче, чем другие - после многократного повторения) памяти.

Решительной критике подвергалась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии . Исходным в новой теории было понятие "гештальт " - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Например феномен Зейгарник : если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью ). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симетризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить.

Но не только организация материала определяет эффективность памяти. Гештальтисты не исследовали четких взаимосвязей между объективной структурой материала, активностью субъекта и производительностью памяти. Одновременно важнейшие достижения этой теории - изучение памяти в связи с перцептивными и другими психическими процессами - сыграли важную роль в становлении ряда психологических концепций.

Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Ученые бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.

В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком).

Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым явлениям.

Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоцианистов оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения .

Основополагающая роль памяти в жизни человека в том, что она создает ряд привычек, ассоциаций и шаблонов, которые делают его тем, кто он есть сегодня. Нравится человеку это или нет, но он-продукт своего прошлого.

Его настоящее формируется им, и будущее зависит от его опыта который сосредоточен в мозгах.

Процесс преобразования опыта

Процесс преобразования опыта в память состоит из трех шагов:

1.Приобретение: приобретение происходит, когда мозг получает и обрабатывает внешние раздражители. Когда читаете эту статью, ваш мозг начинает формировать нейронную сеть на основе информации, которую он получает.

2.Консолидация : большая часть информации, поступающей в мозг, теряется в кратковременной памяти, но часть ее становится долговременной памятью. Чтобы внедрить опыт в долговременную память, нейроны соединяются через пути, которые в совокупности образуют большие нейронные сети.

Это физические карты, которые материализуются как структуры в мозгу, представляющие память. Процесс укрепления этих путей для построения сети памяти называется консолидацией. То, как каждое воспоминание (будь то счастливое или болезненное воспоминание) консолидируется, зависит от различных факторов, в том числе от того, сколько внимания уделено событию, какое эмоциональное воздействие оно оказало и сколько чувств оно задействовало.

Если вы просто пропустите это исчезнет из памяти. Если сосредоточитесь на содержании и примените его, вы получите эмпирическую память, необходимую для консолидации знаний в вашем подсознании.

3. Извлечение и переосмысление : извлечение — это когда извлекается прошлый опыт из своего мозга и переносится в настоящее. Во время извлечения мозг активирует нейрон, который запускает другие нейроны в этой конкретной сети. Если часть активирована, например, виды, звуки или вкусы, которые испытали, освещаются остальные нейроны в этой сети. Например песня вызывает чувства к бывшей девушке. Это мозг, черпающий информацию из различных мест объединяет эти части в единую память, чтобы принести в сознание.

Эффективность каждого из этих шагов зависит от многих факторов, включая гены, здоровье, уровень стресса и системы убеждений, чтобы назвать несколько. Однако независимо от того, где сейчас находитесь, память пластична, поэтому ее можно заполнять.

Формирование опыта

Существует два типа памяти, которые формируются:

  • неявная (имплицитная)
  • явная (эксплицитная) память.

Что делали вчера вечером? Чтобы ответить на этот вопрос, мозг активировал нейронную сеть вчерашних событий и извлек эту карту информации, чтобы рассказать историю о том, что сделали вчера. Вы активно привнесли прошлое в ваше настоящее осознание. Это происходит, когда небрежно думаете или размышляете о прошлом. Сознательное направление вашего ума в прошлое известно как явная память.

С другой стороны, если вы отложите чтение, выйдете на улицу и сядете в машину, предполагая, что вы знаете, как водить машину, вам придется подумать об этом? Причина, по которой вы можете ездить с такой легкостью или ходить по дому, или даже знать, как ходить, если на то пошло, из-за неявной памяти. Неявная работает на автопилоте без человеческого мозга.

Когда вы вошли в этот мир беспомощным младенцем, эти воспоминания были ответственны за ваше превращение во взрослую жизнь. На самом деле, исследователи полагают, что в первые полтора года нашей жизни мы лишь неявно кодируем воспоминания и не нужен.

Три особенности неявной памяти заключаются в следующем:

  1. Не нужно использовать главное, сознательное внимание для создания.
  2. Когда неявная память возникает из хранилища, у вас нет ощущения, что что-то вызывается из прошлого. (Вы не думаете о том, как впервые научились ходить каждый раз, когда идете).
  3. Не требует участия гиппокампа (часть человеческого мозга).

Ваши неявные воспоминания отвечают за ваши убеждения, ваши подсознательные ментальные модели, ваше чувство правильного или неправильного и триггеры, которые вызывают у вас страх, стресс и беспокойство.

Существуют виды памяти у человека

Где формируется

Нейронные сети, которые формируют память, работают во многих различных областях мозга, но есть две области, наиболее активные в создании и хранении памяти: миндалина и гиппокамп .

Миндалина отвечает за неявную память, а гиппокамп отвечает за явную память . Это упрощение, но оно полезно для понимания двух типов памяти.

Учёные называют гиппокамп «главным сборщиком пазлов».
Гиппокамп собирает информацию, которую получает из нескольких областей мозга, чтобы произвести воспоминания, а также значения и эмоции для любого события. Это также помогает консолидировать информацию, хранящуюся в кратковременной, превращая ее в долговременную, которую человек может вспомнить в будущем.

Если спросить о событиях вчера гиппокамп буквально связывает вместе нейро распределенные кусочки неявной памяти. Сознательная активация превращает неявное в явное. Различные части мозга работают вместе, чтобы сформировать эти неявные воспоминания, такие как базальные ганглии, которые являются “центром привычки” мозга, но и миндалина в первую очередь отвечает за эту задачу.

Огромная роль памяти в жизни человека хранится в миндалине — центре страха мозга, чтобы помочь избежать будущей опасности. Миндалина запечатлевает опыт в неявной памяти. Это то, что делает миндалину центральным игроком в создании всех изученных страхов.

Роль миндалевидного тела в сохранении жизни, научившись бояться.

Миндалина не должна учиться тому, что делать; она учится тому, что делать в ответ на внешние условия.

Работа памяти человека

Большинство из нас думают, что роль памяти в жизни человека — это когда мы помним прошлое событие. Мы считаем, что она работает как видеокамера, точно фиксируя события, которые мы видим и слышим, чтобы мы могли рассмотреть и осмотреть их позже.

В действительности память подобна шпаклевке; она может быть сформирована всеми, кто ею обладает. Каждый раз, когда мы явно вспоминаем о каком-то событии, мы вспоминаем не само событие, а последнее действие.

Мы учимся, мы храним, мы извлекаем, и когда мы извлекаем в следующий раз, мы не извлекаем первоначальный опыт-мы извлекаем наш последний поиск. Другими словами, роль памяти в жизни человека при извлечении сформировать последующие действия.

Когда вы сознательно возвращаетесь назад во времени, чтобы вспомнить событие, память вызывается из гиппокампа, который работает с миндалиной и другими частями мозга, чтобы вспомнить свое прошлое.

Акт запоминания изменяет нейронную сеть этой памяти, создавая совершенно новую структуру нейронных связей. Поэтому каждый раз, когда человек думает о прошлом событии, «реальность» этого события меняется, исходя из текущего состояния бытия, текущего уровня осведомленности и настоящих условий. Поскольку хорошие и плохие воспоминания формируются сознательным воспоминанием о них, а не самим событием, изменение условий в мозгу во время отзыва может воссоздать нейронную карту воспоминаний и историй, которые они создают. при этом играет определенную роль.

Мозг не заинтересован в том, чтобы иметь идеальный набор воспоминаний о прошлом. Вместо этого данные поставляются с естественным механизмом обновления, что информация, занимающая ценное пространство внутри нашей головы до сих пор полезна. Это может сделать воспоминания менее точными, но это, вероятно, также делает их более актуальными для будущего.

Роль памяти в жизни человека на основе принципа нейропластичности ”используй или потеряй». Самосознание позволяет нам выбирать вид информации, которую мы хотим занять нейронной недвижимостью или стереть данные.

Мозг животных, возможно, уже давно пора обновить от примитивного образа жизни, к которому он все еще привык, но пока это не произойдет, мы должны активировать наш человеческий мозг, чтобы изменять и пополнять содержимое памяти. Как только мы делаем выбор сознательно путешествуя назад во времени мозг действует быстро.

Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горхонская средняя общеобразовательная школа №73»

Тема исследовательской работы:

« Память и ее значение в жизни человека»

Направление: общая психология

Выполнила: ученица 9 класса

Преблоцкая Алина

Руководитель:

Сураева Мария Николаевна

Заместитель директора по ВР

2018 год

Оглавление

Введение ………………………………….……………………………………..3

1. Теоретическая часть
1.1 Память и ее значение в жизни человека…...………………………………... 4
1.2 Пути, приемы и методы улучшения памяти……………..………………… 7

2. Практическая часть, анкетирование
2.1 Практические рекомендации для эффективного запоминания …………10

3. 4. Заключение …………………...………………………………………………13
5. Литературные и электронные источники………………………………….….. 14

6. Памятка

Приложение……………………………………………………...………..15

Введение

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске

Память -- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу.

Актуальность моего исследования состоит в том, что память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

В своей работе я попыталась разобраться, какое значение имеет память в жизни человека.

Гипотеза: Память - основа психической деятельности . Без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Цель исследования - изучить пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «память» и значение памяти в жизни человека.
2. Изучить основные пути, приемы и методы улучшения памяти.
3. Составить практические рекомендации для эффективного запоминания.

Методом исследования является:

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

Проведение анкетирования учащихся 9 класса;

Анализ полученных результатов;

Понятие «память» применяется в тех случаях, когда результат одного воздействия на объект затем проявляется в его взаимодействии с другими объектами. В широком смысле память - это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. Память в узком смысле связана со способностью живых существ избирательно фиксировать те изменения, которые важны для активного приспособления к условиям жизни. В ходе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении. Каждый организм обладает запасом двух видов информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах и инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует два рода памяти: видовая и индивидуальная.
Памятью, как способностью к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта, обладают все животные, включая простейшие организмы, у которых отсутствует нервная система. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Наиболее высокого уровня своего развитая память достигает у человека. Он обладает такими мнемическими возможностями, равных которым нет ни у какого другого живого существа в мире. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся.

Человек наделен речью, которая выступает как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. То, что человек может выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не выступают просто как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т. е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Иными словами, чем больше человек думает над материалом, тем активнее старается зрительно его представить и тем прочнее материал запоминается.
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и общества. Память включается во все виды и уровни деятельности, т. к., действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. Связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Дальнейший прогресс человечества без улучшения этой функции немыслим.
Память выполняет и функцию «информационного фильтра» психики от воздействия бесчисленных раздражителей, запечатлевая и сохраняя лишь наиболее значимую для человека информацию. Эта функция памяти позволяет освобождать систему от обработки тех стимулов, значение которых уже оценено, и тех стимулов, которые не являются значимыми для организма.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

В современной психологии принято считать, что память - это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Она проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между процессами. В результате один психический процесс может вызвать другой.
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Одни люди с трудом запоминают, но долго хранят в памяти запомненный ими материал, другие люди, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили.

1.2 Пути, приемы и методы улучшения памяти.
Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно. Самое главнее правило для улучшения памяти гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать». Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память. Существует также множество приемов, которые помогают при запоминании, помогающие в дальнейшем наиболее точно воспроизвести полученную когда-либо информацию.

Вот некоторые из них:

Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.

Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запомниться сразу прочно и надолго, и по истечении несколько многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. И наоборот иногда человек многократно сталкиваясь с одним и тем же предметом в течение долгого периода не может его описать или, например, указать его цвет. Этим и объясняется то, что редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
Методы улучшения памяти.
Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а значит, и настроить на восприятие только потенциально полезной информации. Если ученик сконцентрирует свое внимание на изучаемом материале, то подготовка к экзамену займет менее продолжительное время, чем, если он будет постоянно отвлекаться на посторонние вещи.
1. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминание лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течении дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая внимание. Это хорошо видно на примере школьников младших классов - ребенок может целый день учить стихотворение, но не может потом рассказать. Но если он повторит стих перед сном, то рассказать его не составит труда.
2. Необходимо четкое зрительное впечатление запоминаемого материала, т. к. оно наиболее прочное. Однако, комплексные впечатления, т. е. впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше.

3. Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. Интересный факт, что масса студентов, сдав экзамен, по какому-либо предмету спустя пару дней, не могут ничего вспомнить. Это можно объяснить следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на относительной близкой дате сдачи экзамена, не «программируя» себя на будущее.

Таким образом, материал попадает в промежуточную память, не закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан соответствующая информация утрачивается. Правильная установка - усвоить материал, а не запомнить его для того, чтобы забыть. Предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого материала. Здесь следует сказать и о прочности запоминания.

Например, дети школьного возраста сохраняют в памяти заученное гораздо дольше, чем взрослые. В таком же отношении находятся друг к другу старшие и младшие возрастные группы детей. Дети нуждаются в большем времени и большем числе повторений для заучивания всякого материала, но то, чем овладевают, они держат в памяти прочнее и дольше, и воспроизводят, когда нужно, легче и точнее.

И еще один известный факт - старики, иногда значительно лучше помнят то, что произошло с ними в молодости и могут совершенно не помнить того, что с ними произошло несколько дней назад. Вообще с возрастом механически запомнить что-либо новое трудно. Например, в зрелом возрасте сложнее учить иностранные языки, чем в юности.
Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, где запоминается и воспроизводится. Именно поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно. Это законченное целое может представлять собой группу слов или понятий сформированных по первой букве названия.
То, что можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только на слух. Если, кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого материала, т. е. слово содержит в себе связанную с предметом внимания существенную мысль, такое запоминание является наиболее продуктивным. Человек может запомнить фразу, создав для себя смысловой образ. Например, такая фраза как: «Третьего дня тут приземлиться аэроплан». Может быть сказана так: «Позавчера здесь приземлился самолет». Материал, усвоенный таким образом, запомнен не только смысловым, но и логическим запоминанием. Схематически это можно показать так: понимание смысла запомненного → анализ материала → выявление наиболее существенных мыслей → обобщение → запоминание обобщенного материала.

2. Практическая часть, анкетирование.
Мне было интересно узнать, знают ли учащиеся 9 класса - Что такое память и её особенности. Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам:

1.Что такое память? (Приложение 1)

2. Хорошо ли вы запоминаете информацию? (Приложение 2)

3. Какие виды памяти вы знаете? (Приложение 3)

4. Какая память развита у вас лучше? (Приложение 4)

5. Развиваете ли вы свою память? (Приложение 5)

Результаты анкетирования показали , что практически все учащиеся в возрасте 14 лет плохо запоминают информацию, не знают виды памяти, больше у них развита зрительная память. Целенаправленно развитием своей памяти никто не занимается.

1. Чтобы запомнить небольшие по объему числа, названия чего-либо, формулы, фамилии, номера телефонов и пр., нужно многократно повторять их в течение 10-20 секунд (это время соответствует времени следообразования в памяти) любым способом: вслух, про себя, записать несколько раз, думая о них, сосредоточив на них внимание.
2. В основе эффективного и быстрого запоминания лежат ассоциации. Ассоциирование - это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Необходимо постараться выстроить связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др.).
3. Для эффективности запоминания больших объемов учебного материала предлагается весь требующий запоминания материал перед началом работы разделить на части таким образом, чтобы на каждую часть нужно было затратить 15-20 минут при первом повторении. После этого можно приступать к повторению этих частей. В тех случаях, когда приходится иметь дело с материалами больших объемов, практически неэффективны, а иногда и отрицательны по результатам и потому нежелательны попытки повторений утром в день экзамена, выступления и т. д.
4. При разделении материала на составные части нужно, чтобы каждая повторяемая часть чем-то отличалась от предыдущей и последующей. Для этого можно чередовать части из разных разделов и разных областей знаний.
5. Для повышения эффективности процесса запоминания повторение должно быть активным. Перед началом любого повторения попытайтесь припомнить самостоятельно изученное ранее. Мозг должен работать, действовать, извлекать даже, казалось бы, совсем забытую, утерянную информацию изо всех уголков памяти при каждом повторном чтении, просмотре текста, повторении его, переводить информацию в долговременную память.
6. При повторении хорошо использовать схемы-тезисы, составленные из так называемых словесных опор, выделенных при структурном анализе во время чтения и изучения материала. Повторяя квалифицированно словесные опоры, выделенные в тексте, вы практически повторяете весь материал.
7. Воображение - значимый фактор в процессе усвоения новой информации. Чем активнее человек визуализирует то, что связано с запоминаемым материалом, тем эффективнее происходит запоминание этого материала.

8. Применение разнообразных мнемотехник. Они сугубо индивидуальны, и каждый человек должен подстроить существующие приемы под себя, выбрать или даже придумать такие стратегии усвоения информации, которые будут для него комфортными, удобными и максимально результативными.

9. Соблюдение принципов эффективного запоминания. Это те приемы, которые не являются сами по себе техниками быстрого запоминания, а их применение осуществляется параллельно с какой-либо из них (или же с их сочетанием).

Вот эти принципы:
- Необычность, нестандартность: одно из основных свойств нашей памяти - фиксировать все самое необычное и нестандартное из того, что попадает в поле восприятия. Поэтому ассоциации, которые человек придумывает для улучшения запоминания, должны быть необычными, причудливыми.
- Синестезия: следует использовать различные чувства и ощущения в запоминании. В этом случае запоминание пойдет сразу по нескольким каналам: зрительному, слуховому, тактильному, обонятельному, вкусовому.
- Преувеличение (или изменение): создавая образы, рекомендуется изменять в большую или меньшую сторону размеры, форму, свойства и число объектов, делая таким образом их более необычными и запоминающимися.
- Активное действие, движение. При создании ассоциативных связей, рекомендуется представлять образы в движении, заставлять их совершать всякие активные действия: разбивать, превращать, подбрасывать, окунать, склеивать, заворачивать, подменять, заставлять одни объекты принимать свойства других, т. к. движущиеся образы запоминаются лучше.
- Чувство юмора: создавая образы, рекомендуется придавать им юмористические и гротескные формы, делая таким образом их более необычными и запоминающимися. Все то, что вызывает улыбку и смех, как правило, очень хорошо запоминается.
- Символизм: рекомендуется использовать символы и коды, особенно это касается запоминания абстрактных фактов.
- Порядок, структура: упорядочивайте образы, выделите их структуру.
- Простота: рекомендуется придумывать точные, но простые образы и ассоциации, сложные образы не способствуют запоминанию. Образы должны содержать только те сведения, которые человек хочет запомнить.
- Вхождение: если человек мысленно входит в картинку, которую хочет запомнить или в придумываемую им ситуацию, то это помогает запоминанию, поскольку он может «пропустить все через себя», самостоятельно совершить действия с объектами, задействовать все органы чувств.
- Цветовая гамма: чем больше цветов человек использует при создании образов, тем более яркими они станут, а значит, и лучше запоминающимися.

Избыточность: следует обращать внимание на все свойства запоминаемого материала и стремиться запомнить больше, чем кажется возможным.
- Положительность образов: приятные, положительные образы запоминаются лучше, чем негативные.
Умейте расслабляться в процессе напряженной работы. Процесс повторения хорошо чередовать с занятиями другого рода, например, с выполнением какой-либо другой полезной работы, физических упражнений, занятиями дыхательной гимнастикой, водными процедурами.

3. Заключение
Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы: что значение памяти в жизни человека очень велико. Память как форма психического отражения представляет собой способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это отражение того, что было в прошлом опыте. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Благодаря функциям памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Она создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Высокое значение функций памяти в жизнедеятельности человека определяет чрезвычайную актуальность ее развития и улучшения.
Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизведя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память. Для лучшего запоминания материала рекомендуется активно повторять и структурировать запоминаемый материал, представлять запечатлеваемые образы в движении, выстраивать связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др.) и т. п.

5. Литературные и электронные источники

1.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. 2.Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980.

3. Голубева “Индивидуальные особенности памяти человека” М. “Педагогика” 1980 г.

4. Немов Р.С. “Психология” 1 и 2 том. М. Изд. центр “Владос” 1999г.

6. Аткинсон, В. Познай себя: развитие памяти и интеллекта [текст] / В. Аткинсон, Дж. Скот. - СПб. : Питер, 2004. - 490 с.

Приложение 1

Не знают,что такое память 27% учащихся, а знают- 73%.

Приложение 2

Хорошо запоминают информацию 7% учащихся, а плохо- 93%.

Приложение 3

Знают виды памяти 80%, а не знают- 20%.

Приложение 4

В основном, лучше развита зрительная память (50%), а на втором месте стоят долговременная и коротковременная память (25%

Приложение 5