Каким песком рисуют на стекле. Рисование песком: учим детей творчеству

Многим родителям и хотелось бы создать для ребенка такой волшебный уголок дома. Но есть несколько жирных НО, которые их останавливают.

1. «Песок будет по всей квартире».

Отрицать не буду, поначалу именно так и будет. Ребенку нужно сначала научиться работать с песком, оценить как высоко можно поднимать руки, как усердно копать. Между прочим, это очень хорошо развивает координацию движений. Потом ребенок научится управлять своими движениями, и проблема отпадет. А так, пылесос решает все проблемы. Организовать уголок с песком лучше на полу без ковра. А после игры можно пылесосить вместе с ребенком. Вот вам и приучение к порядку.

2. «Это занимает много места».

Песочница и планшет для рисования легко оборудуются крышкой, на которую можно поставить и все игрушки в коробочке и запихнуть под стол. Лично у меня так оно и стоит. Просто песочница получается тяжелая (моя деревянная песочница с песком весит около 12-15 кг, из них 10 кг песка), и тягать ее каждый раз на стол не очень весело, конечно, но в домашних условиях можно играть и прямо на полу. А можно сделать или заказать песочный стол с крышкой, и будет он то обычный стол, то волшебный.

3. «А вдруг ребенку будет не интересно, и все силы будут потрачены зря?»

Вот сколько работаю, а не встретила еще ни одного ребенка, которому не понравилась бы игра с песком. Поначалу некоторые брезгуют, если песок прилипает к ладошкам, но потом процесс захватывает их полностью. Песок - это тот материал, который притягивает и побуждает к действию, к активности. У некоторых стеснительных, скованных деток этот процесс проходит медленно, и торопить их не надо, надо ребенку просто дать свободу, а потом и не оттащите.

Какие выводы можно сделать?

Все эти причины легко преодолимы и абсолютно не стоят того, чтобы лишать детей такой радости. Да и родители тоже лишают себя удовольствия. Ведь песочный уголок дома - это возможность занять ребенка надолго, возможность поиграть с ним в очень увлекательные, только ваши игры.

Как же организовать рисование песком дома? Немного о технической стороне вопроса, о том, какое оборудование нужно для рисования песком с ребенком дома.

На чем рисовать песком дома?

  • Можно купить готовый стол или планшет для рисования песком;
  • Можно сделать такой планшет самим;
  • Можно сделать и не планшет вовсе, а найти/купить кусок оргстекла и положить его на ящик, а внизу включить лампочку, сделав подсветку.
  • Где взять песок для рисования в домашних условиях?
Самый простой вариант для рисования песком дома с ребенком - это купить мелкий кварцевый песок в зоомагазине Он обычно бывает белым.

Можно купить цветной песок - в магазине для декора интерьера, к примеру.

Самый сложный вариант: накопать песок на речке/море/карьере, промыть его раз 10, иначе будет очень сильно пылить. А потом прокалить часик на максимуме в духовке. Но при этом способе песок будет по всей квартире.

Что еще понадобится для рисования песком дома с ребенком?

  • 100% понадобится антистатик. Т.к. трение песка об оргстекло дает статическое электричество. Это, конечно, забавно, когда песчинки сами бегают по стеклу, но творить детям сильно мешает.
  • счетные палочки. Самые обыкновенные пластиковые счетные палочки, а еще лучше цветные, помогут детям сделать травку, дорогу, лучики у солнца и т.п.
  • камушки. Это могут быть и натуральные камушки, и камушки для декора (стеклянные цветные или прозрачные). Опять-таки, если они будут цветные, то ребенок сможет украшать свои рисунки на песке. А детям это очень нравится.
  • маленькие игрушки из киндеров, резиновые зверушки и т.п. Для детей это важно, т.к. просто абстрактно рисовать им не интересно, им нужно взаимодействовать с предметами.
  • пылесос. Рисование песком - отличная возможность научить ребенка пылесосить. Да и именно перспектива уборки пугает родителей больше всего в этом процессе.

Вот что нашла интересного про «манно-песочное творчество» в условиях дома.

Дело в том, что я уже очень давно обдумывала идею рисования песком для детей. Но все как-то руки не доходили, и дел было много.

А на этих выходных, будучи в гостях, как раз посмотрела очень красивое видео о том, как рисуют песком профессионалы – и какие все-таки шедевры люди умудряются создавать при помощи обычного песка!

Вдохновившись взрослым sand art, я, наконец, решилась на создание sand art детского.

Песка под рукой не оказалось, поэтому я взяла то, что было – манку

Рисовать песком деткам невероятно полезно. Помимо явных плюсов, таких как: развитие мелкой моторики пальчиков, сенсорики, тактильных ощущений, мышления, воображения, фантазии, пространственного восприятия, данный вид детского творчества способен также оказать медитативное воздействие.

Есть даже специальное направление психотерапии, помогающее с помощью песка найти гармонию, успокоить, избавить от фобий и страхов.

Глеб рисовал очень долго. Занятие это его увлекло целиком и полностью, он очень тщательно и с задумчивым видом выводил линии, освобождая, таким образом, из-под толстой шубки манки свет.

По моему опыту, могу вам сказать, что занятие это действительно очень ребенку интересно и полезно. Так что, всем рекомендую попробовать. Тем более, что сделать рабочее место можно очень просто и быстро, сейчас расскажу как.

Что понадобится для рисования песком?

Специального столика для рисования у меня нет и делать его, честно говоря, пока тоже возможность не предвидится. Поэтому опишу, что придумала сделать я.

Надеюсь, вам пригодится – собирается вся конструкция за несколько минут и так же быстро разбирается. При этом, никакие специальные приспособления не понадобятся. Итак:

  • Столик-планшет для рисования песком - ящик, коробка, стеклянный поднос;
  • Два стула или две табуретки;
  • Источник света (лампа или фонарик);
  • Материал для творчества (песок, манка);
Изготовление столика-планшета для рисования манкой

Берем два стула и сдвигаем их на небольшом расстоянии. Стулья должны быть одного уровня, чтоб наш планшет для рисования стоял ровно.

В качестве этого самого планшета сойти может любая крышка от коробки с прозрачным окошком-витриной (как от постельного белья, например), стеклянный поднос или прозрачный противень.

На стулья ставим наш планшет – рабочую область, где будем играть с песком или манкой, а под ней, на полу, устанавливаем источник света – лампу или большой фонарик.

Закрываем шторы, выключаем свет, насыпаем в поднос песок или манку и можно приступать к творчеству!

Как рисовать песком или манкой?

Все очень просто. Главное, как обычно в подобных играх, сначала все хорошенько показать ребенку, заинтересовать процессом и объяснить все детали, а потом – не мешать ему творить и само выражаться.

Ребенку будет очень интересно, проводя пальчиком по манке, обнаруживать под ней свет!

Можно рисовать различные фигуры, зверей и птиц, а можно просто водить пальчиком и рисовать линии, точечки и загогулины.

Можно просить ребенка нарисовать что-то конкретное, сказку или то, что вы видели сегодня на прогулке – вариантов и идей для творчества просто масса, главное – начать

Вот так рисовали мы. Как по мне, то для первого раза наш урок удался. Я не ставила перед Глебом никаких задач, он рисовал то, что хотел и искал свет так, как того хотел.

Восторга было много, чего я и вам желаю!

Рисование песком на стекле в последнее время стало очень популярным занятием. Широкую известность у нас в России этот способ рисования обрел после знаменитого и трогательного выступления Ксении Симоновой в передаче "Минута Славы".

Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок.

У вас никогда не возникнет вопрос если во дворе есть песочница. Приготовление куличей, выкапывание тоннелей, постройка замков - все эти занятия любимы малышами, только благодаря песку и его свойствам.

Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.

Сейчас уже разработаны и существуют специальные программы детской «песочной терапии». Во многих городах открываются студии рисования песком на стекле, где на специальном столе со стеклянной поверхностью и подсветкой посетители имеют возможность часок-другой повозиться с песком. Посещая занятия можно научиться создавать не только песчаные картины, но и анимационные варианты.

Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учиться лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.

Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.
Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому все логопеды рекомендуют игры с сыпучими материалами.

Рисование песком на стекле доступно детям самого разного возраста.

Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку.

Более старшие ребята смогут создавать картины используя технику насыпания песка для получения песчаной картины.

Рисование песком на стекле очень привлекает подростков. Карандаши и краски уже не актуальны в возрасте 12-15 лет, а вот современное и креативное занятие - это то, что надо.

Обязательно попробуйте этот способ рисования. Сходите с ребенком в студию рисования песком. Если таковой в вашем городе нет, то попробуйте дома. Для рисование песком на стекле вам потребуется только стеклянный стол с подсветкой и песок. Стол можно сделать самому или купить в интернет-магазине.

Есть специальный видеокурс Александра Миленина

"Как сделать стол для песочной анимации" .

В данном курсе вы узнаете о технологии изготовления трёх видов столов для песочной анимации!

Песок для стола можно набрать на пляже, либо приобрести в магазине. Но это совсем не обязательно. Вместо песка можно использовать соль, манку, молотый кофе. Обязательно познакомьтесь с курсом.

Рисовать песком лучше всего под приятную музыку в полумраке. Тогда появится незабываемая атмосфера волшебства и созидания.

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.

В ладошки наши посмотри-

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам рисовать помог!

Пояснительная записка.

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка.

Рисование песком – уникальный вид искусства, объединяющий и игру, и полезные для развития детей занятия, и воспитательные моменты. Чем раньше человек откроет в себе творческое начало, тем легче и интереснее будет его жизнь, ведь творческое начало – это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству!

Рисуя песком, ребенок погружается в свой мир фантазий. Он начинает придумывать совершенно иной мир, где существуют замки, драконы, принцы и принцессы. Он становится фантастом в буквальном смысле этого слова.

Такой вид творчества доступен детям самого разного возраста. Совсем маленькие могут создать простые рисунки. При этом, чтобы изменить рисунок или нарисовать новый, не нужно дополнительных предметов таких как ластик или точилка, достаточно просто провести ладошкой или пальцем по песку.

Во время подобных занятий, песок как-бы впитывает в себя всю негативную энергию малыша, тем самым создавая гармонию между ним и окружающим миром. Занятия рисования с песком способствуют улучшению психического самочувствия ребенка, избавляют от фобии и страха перед неизвестным.

Вы увидите, как на небольшом экране за несколько мгновений рождаются песочные картины. Изображения как будто перетекают друг из друга под музыкальное сопровождение.

Рисование картин песком успокаивает, координация движений становится лучше, развивается моторика рук. Для детского развития такой вид искусства полезен, поскольку развивает образное мышление. Двойное удовольствие дарит рисование под музыку - ее специально подбираю, создавая медитирующий фон.

Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

Обязательно попробуйте этот способ рисования. Для рисование песком на стекле вам потребуется только стеклянный стол с подсветкой и песок. Песок для стола можно приобрести в магазине. Рисовать песком лучше всего под приятную музыку в полумраке. Тогда появится незабываемая атмосфера волшебства и созидания.

Цель:

Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

Задачи:

1. Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.

2. Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развития творчества, фантазии у ребенка, умения пальчиками изображать задуманное на песке.

Предварительная работа:

1. Беседа о свойствах и назначении песка.

2. Просмотр видеоролика «Зачем нужен песок?».

3. Просмотр презентации как рисовать песком на стекле.

Технические приёмы рисования песком:

1. Рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами.

2. Несколькими пальцами одновременно.

3. Симметрично двумя руками.

4. Насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего.

5. Скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и круговые движения.

6. Выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро.

7. Создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте ребята! Отгадайте загадки и узнаете, чем мы будем сегодня рисовать.

Загадки:

Из камней он появился,

Зернами на свет явился:

Желтый, красный, белый

Или светло серый.

То морской он, то- речной.

Отгадайте, кто такой? (Дети песок).

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? (Дети песок).

Воспитатель:

Кто-то рисует гуашью,

А кто-то карандашом.

Я предлагаю вам, дети,

Рисунок создать песком.

Песок засыпаешь ты на стекло,

Что снизу светом освещено.

И, включая воображение,

Рисуешь картины на удивление.

Плавно пальцами волну начерти,

И поплывут на картине ручьи.

Пальцы большие навстречу веди

И ель на картине изобрази.

Чтоб показать облака в небесах,

Пальцы свои сожми в кулачках.

И по стеклу кулачками кружа,

Ты нарисуешь вверху облака.

Я рассказала вам лишь крупицу,

Как фантазия может развиться.

Стоит лишь только начать рисовать

И идеи уже не унять.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам стать художниками и нарисовать свой рисунок.

Но давайте сначала вспомним правила обращения с песком.

1. Рисовать песком можно только на стекле, нельзя рассыпать песок на пол;

2. Нельзя вытирать руки об одежду;

3. Нельзя дотрагиваться руками до лица, глаз – мельчайшие песчинки могут попасть в глаза;

4. Отряхивать руки надо над столом;

5. После работы нужно помыть руки с мылом.

Воспитатель:

Давайте «поздороваемся» с песком. Дотроньтесь до него пальчиками правой, а теперь левой руки. А теперь разровняйте песок ладошками. А теперь вспомним приемы рисования на песке. Расскажите, чем можно рисовать на песке. (Ответы детей. )

Правильно, рисовать можно одним или несколькими пальчиками, ребром ладони, кулачком, тыльной стороной ладони, вот этой частью (здесь и в дальнейшем одновременно показываю и объясняю детям ). Если вам что-то не понравилось или вы захотели что-то изменить в своем рисунке, вы можете разровнять песочек и продолжить рисовать.

«Рисование песком» для развития мелкой моторики пальцев.

1. Попросите ребенка, чтобы он положил свои ладошки на песок и подвигал ими в разных направлениях, как бы поглаживая его.

2. Покажите ребенку, как он может с помощью отпечатков от пальчиков создавать разнообразные узоры.

3. Вместе рисуйте пальчиком цифры, буквы, различные геометрические фигуры, да и вообще, рисуйте все, что пожелает малыш.


Рисуем «Цветок»

Насыпаем на центральную часть стекла несколько горстей песка и начинаем рисовать цветок. Для этого проводим пальцами по песку, создавая линии, свободные от песка – это части цветка, которые должны быть светлого оттенка (например, средняя часть каждого лепестка ). Далее формируем стебель цветка, очерчивая его контур прямыми линиями. В результате стебель и часть самого цветка будут светлого цвета, так как стекло в этих местах будет без песка. Остальные участки будут покрыты песком – это окрашенные части цветка.

Рисуем «Солнышко»

Насыпаем на поверхности из стекла песок тонким слоем. Затем кулачком выполняем вращательное движение, слегка вдавливая кисть в песок. Получаем изображение солнечного диска. Затем пальчиками рисуем лучи солнца. Рядом можно нарисовать тучки путем создания замкнутых волнистых линий с помощью пальцев рук.

Воспитатель:

Ребята, очень красивые песочные рисунки у вас получились. Но жаль, что они недолговечны и от одного дуновения ветерка или даже вашего дыхания, они могут исчезнуть, разлететься, рассыпаться. Давайте снимки ваших песочных рисунков, а потом покажем их, вашим родителям и вы сами еще раз сможете полюбоваться своими шедеврами.


В заключении, мне бы хотелось узнать ваше мнение Уважаемые коллеги об использовании рисования по стеклу песком с детьми. Спасибо за внимание.

Рисование песком — это не только необычный вид изобразительного искусства, но и эффективный и очень популярный метод арт-терапии. Мы уже говорили об , а сегодня речь пойдет о том, как превратить рисование этим материалом в увлекательные занятия, помогающие развитию ребенка. Своими любимыми приемами рисования песком делится детский психолог, песочный терапевт Наталия Калиниченко.

Почему этот метод так популярен

Песочную терапию как способ работы с эмоциональной сферой ребенка при социальных и семейных проблемах широко используют психологи, психоаналитики, а также педагоги и логопеды. Сегодня игры педагогической и творческой направленности доступны любой маме, в распоряжении которой есть сам песок и емкость, в которой можно создать песочницу.

У песка как материала для развивающих игр есть несколько достоинств. Во-первых, он приятен на ощупь, взаимодействие с ним расслабляет, снимает эмоциональное напряжение. Дети любят играть с сыпучими материалами, поэтому он идеален для занятий с малышами, которые совсем . Через работу с песком можно разобрать массу тем, которые, например, нужно освоить при подготовке к школе.

Во-вторых, этот материал можно использовать для решения самых разных задач. Рисование песком помогает развивать , сенсорику, креативное мышление; когда малыш рисует сразу двумя руками, это способствует развитию межполушарной асимметрии.

В-третьих, песок нивелирует страх неудачи у ребенка: при работе с ним невозможна такая ситуация, когда у малыша совсем ничего не выходит. Это очень важно для . А если что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать заново.

Что нужно для рисования песком дома

Sand-art, или метод рисования песком, изначально предполагает занятия на специальных столах со световой подсветкой или световых планшетах. Но для игр, о которых расскажу я, такое оборудование вовсе не обязательно. Можно использовать полупрозрачный поднос и подсвечивать его снизу настольной лампой. Или же просто наполнить любой глубокий поднос песком, лучше специализированным, из магазина. Если нет возможности его найти, можете взять обычный уличный песок — просейте его и прокалите его в духовке или микроволновой печи. А можно взять обычную манную крупу, она тоже сыпучая и похожа на песок.

Как начать работать с песком

Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка и собственных рук. Пусть малыш погрузит обе руки в песок, почувствует его, попересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования. Для начала попросите малыша поставить все десять пальчиков на песочек и «потоптать» ими (хаотично двигаться одновременно двумя руками по песку): так получится первый рисунок. Похвалите ребенка за это: «Как красиво! По-моему, это салют! А ты что здесь видишь?».

Далее мы знакомим ребенка с другими приемами рисования. Можно взять игрушки для визуализации, особенно если вы играете с детьми 3−4 лет. Например, можно слепить колобков из теста: маленького, среднего, большого, и рассказать историю. «Маленький колобок хочет погулять, но вокруг пески, пустыня. Давай сделаем ему дорожку?». Начните с того, к чему привык ребенок: рисовать одним пальцем. Покажите ему, как нарисовать тропинку: нужно провести волнистую линию, это могут все дети. Потом — дорогу: прямую линию. Возьмите второго колобка: «Он тоже хочет пойти погулять, но первая тропинка для него слишком узкая. Давай сделаем ее пошире». Крепко соедините указательный и средний палец ребенка и рисуйте такую же извилистую кривую линию, потом прямую дорогу. Здесь дети с недостаточно развитой моторикой, с низким тонусом рук могут столкнуться с трудностями: им будет сложно держать два пальца вместе и работать ими. Но это все поддается тренировке как раз при помощи игр с песком.

Когда вы берете самого большого колобка, рисовать для него тропинку нужно уже тремя пальцами. А можно взять игрушку размером еще больше и предложить ребенку использовать кулачок, чтобы нарисовать тропинку. Если кулачок прижать и провести по планшету или подносу, то образуется широкая линия.

Продолжаем игру: «Наши герои пошли гулять по пустыне, посмотрели вверх и увидели красивые пышные облака». Используем ту же часть кулачка, прижимаем к песку и совершаем вращательное движение, и так в трех местах — вот и получилось кучевое облако. Можно еще показать ребенку, что можно рисовать ребром ладони. Главное, чтобы он попробовал все названные способы рисования: одним пальцем, несколькими и так далее.

Развитие межполушарной асимметрии

Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста, когда головной мозг в активной стадии развития.

Начните с рисования симметричных предметов, сначала вы, а потом ребенок по вашему примеру. Разделите поднос линией пополам, чтобы ребенок сразу видел право и лево. Со временем ребенок уже будет осознавать, где какая сторона, и черту ставить не нужно. На этой разделительной линии поставьте точку. Пусть ребенок поставит на нее по пальцу правой и левой руки и начнет совершать обеими руками одновременные и зеркальные движения. Самое простое, что можно нарисовать, — солнышко: ставим указательные пальцы в одну точку, правая рука совершает полукруг вправо, левая влево. Следим, чтобы пальцы двигались одновременно и пришли в одну точку. Получается круг. А потом можно всеми остальными пальчиками пририсовать к кругу лучики — получится солнышко. Усложняйте: рисуйте домик, яблоко, грушу, бабочку с узорчатыми крыльями.

Чтобы упражнение было эффективным, следите, чтобы обе руки двигались одновременно. Если у малыша не получается эта синхронность, то мягко его направляйте. Но если долгое время все равно не получается, возможно, это сигнал о том, что стоит показаться нейропсихологу. Специалист подскажет, как еще можно развивать зоны мозга малыша.

Предлагайте ребенку дополнить рисунок, готовый наполовину: дорисовать левую часть, если малыш правша, и левую, если наоборот.

Развитие пространственной ориентации

Попросите ребенка: «Нарисуй в середине нашего подноса яркое солнышко». Ребенок находит середину, если затрудняется, нужно ему подсказать, и рисует солнце. Дальше, в зависимости от знаний малыша, рисуем картину в пространстве: просим изобразить облако над солнышком, под ним домик, справа от домика дерево. Можно добавить фигурки: «Положи бабочку под солнышко, птичку над домиком», и так далее. Если мы , можно усложнить это задание: дать буквы и попросить малыша: «Подпиши свою картину. Положи на солнышко ту букву, со звука которой оно начинается».

Познание окружающего мира

Игры с песком помогут познакомить малыша с различными явлениями природы. Вам понадобятся разноцветные листы бумаги. Изучая времена года, возьмите листочки зеленого, желтого, красного, голубого цветов. Кладите их на поднос в том порядке, в котором меняются сезоны, засыпайте песком. Ребенок может почистить ладошкой песок и увидеть голубой цвет. Мы спрашиваем: «Какое это время года?» и предлагаем ребенку вспомнить, что бывает зимой и нарисовать, например, дерево без листьев. Расчищаем дно дальше и видим зеленый цвет: это весна. Пусть малыш снова рисует ствол, но уже с листочками, которые вырастут на дереве, если «потопать» пальчиками.

Можно перед игрой с разноцветной бумагой показать ребенку различные листочки: березы, дуба, клена. Ребенок рисует симметрично, двумя пальчиками эти листочки, под которыми проступает зеленый лист. Мы спрашиваем: «Когда листочек бывает зеленым?». Это упражнение формирует у ребенка понимание симметрии, и знания о мире.

Запоминание цифр и букв

Для маленьких детей, которые пока не владеют счетом и грамотой, буквы и — это просто бессмысленные значки. Как легче всего их понять и запомнить? При помощи активизации ассоциативной, зрительной и сенсорной памяти.

Сначала мы показываем правильное написание буквы или цифры. Затем мы берем пальчик ребенка, и он в точности повторяет все сделанное нами. Можно завязать ему глаза, и тогда он будет рисовать символ, представляя себе его образ.

Следующий уровень — «стереть» свой рисунок, встряхнув песочницу, и попросить ребенка нарисовать букву или цифру самостоятельно. Пусть ребенок постепенно уменьшает размер символов. Тренируйтесь, пока не получится аккуратно. Затем встряхните планшет и скажите, что буквы, как люди, любят жить семьями. У буквы О есть большой высокий папа, мама чуть пониже, дети, тетушки и другие родственники. Рисуем слева направо, приучая так к автоматическому направлению чтения. Слева рисуем большую букву О, затем постепенно уменьшаем. Так ребенок будет не только развивать моторику, но еще и повторять соотнесение размеров. Если ребенок маленький, пусть строит семьи фигур, например квадратов и кругов.

Потом переходим на уровень ассоциирования. Рисуем букву в центре подноса: «За буквой О гонится Буквоедик, давай спасем ее? Для этого придется спрятать ее в какой-нибудь предмет». Мы подключаем фантазию и стараемся создать среду, в которой ребенок раскроет свои творческие способности и особенности восприятия: до чего можно дорисовать букву О? До солнышка, до лица, до части очков, до колеса. Можно обратить внимание, что ребенок использует как ассоциацию — это слово-символ можно потом использовать для запоминания буквы. Как правило, дети, сначала запоминают, на что буква похожа, затем саму букву.

А для лучшего запоминания цифр можно придумать сказку-путешествие, в которой цифры будут превращаться в различные предметы окружающего мира, чтобы кому-нибудь помочь. Например, единичка может стать столбом для линий электропередач, если в городе порвутся провода, а восьмерка порадует детей в жарких странах, превратившись в снеговика. Увлеките ребенка сказкой на песке, поиграйте сами — так вы вместе не только отдохнете, но и с пользой проведете время.

В последнее время большую популярность обретает относительно новый вид искусства: рисование песком.

Мастера утверждают, что человеку еще в древние времена был знаком этот вид творчества, когда еще люди не знали, что такое бумага, кисти и краски. Проверить эту информацию возможности нет, приходится верить на слово. Хотя, ничего удивительного в этом нет — люди с самой колыбели человечества стремились выразить свои эмоции посредством рисунка.

Большой плюс рисования песком в том, что оно не относится к категории занятий, требующих особых познаний. Рисование песком доступно детям с самого раннего возраста. И как любой из видов изобразительного искусства, рисование песком по словам психолога Ольги Новиковой, «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».

Рисование песком прекрасно развивает моторику, поскольку пальцы ребенка находятся в тесном контакте с фактурным веществом, развивает координацию движения, помогает познавать свойства вещества, развивает фантазию. Если мы помним о том, что интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев, то это занятие представляется весьма полезным. Его широко применяют в работе с детьми с отставанием в развитии, детьми с умственной отсталостью, аутистами, даунятами. Преподаватели отмечают, что у детишек наблюдается повышение умственной активности, улучшение речи и памяти, повышение коммуникабельности. А поскольку песком рисуют часто при помощи обеих рук, этот вид рукоделия будет весьма полезен детям с нарушением координации движения, левшам и амбидекстерам.

Итак, предлагаем вам вместе с Азбукой воспитания заняться рисованием песком.

Что нам понадобится? В первую очередь песок. Оптимальный вариант — приобрести в магазине для рукоделия уже подготовленный и очищенный песок, который не будет пылить в доме. Если такой возможности нет, то подойдет и строительный, только его надо несколько раз промыть и прокалить потом в духовке.

Рисованием песком надо заниматься на специальном планшете, который представляет из себя короб с прозрачной верхней крышкой и внутренней подсветкой. Если такого короба нет, то можно просто взять кусок оргстекла, поместить его, например, на опоры из двух стульев, а вниз поставить неяркую лампу. Если и это вам недоступно, то можно пойти по совсем простому пути и использовать в качестве фона обычный лист ватмана.

Песок удобнее размещать в широких невысоких емкостях, откуда его будет удобно брать рукой. Для ребенка подойдут и одноразовые тарелки.

Если вы будете рисовать на ватмане, то можно использовать песок разного цвета и декоративные камушки для придания рисунку большей выразительности. Камушки можно брать непрозрачные, прозрачные и разноцветные. В принципе, можно использовать любые декорирующие элементы: искусственные цветы, ракушки, пуговицы, словом — все, что может пригодиться.

В интернете есть много мастер-классов, посвященных этому искусству, но не стоит сразу гнаться за созданием шедевров. Дайте свободу ребенку, пусть он сам создаст что-то свое, пусть насладится свободой творчества. По большому счету родитель должен просо находиться рядом и следить за тем, чтобы ребенок ненароком не наелся песка. ну и не забыть пропылесосить рабочее место после окончания занятий.

Азбука воспитания