Какие приколы на 1 апреля. Задание на день

Навык на команду «Апорт!» очень важен, так как является осно­вой для последующей отработки многих приемов специальной дрес­сировки (выборка вещей, обыск местности, работа по следу и др.).

Условными раздражителями при выработке навыка являются команды «Апорт!», «Дай!» и жест - выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в направлении брошенного предмета и небольшой наклон корпуса вперед. Безусловные раздражители - апортировочный предмет, лакомство, поглаживание. Прием отра­батывается после выработки у собаки навыков на команды «Гу­ляй!», «Ко мне!» и «Сидеть!» и параллельно с рядом других приемов общей дрессировки.

Первые занятия следует проводить на участке без отвлекающих раздражителей.

Приучать собаку подносить предметы можно двумя способами:

  • с помощью «оживления» предмета;
  • с помощью принуждения.

1-й способ чаще применяется для выработки навыка у молодых, живых, подвижных собак

2-й - для собак менее подвижных, злоб­ных, слабо и медленно возбуждающихся.

1-й способ. Собака на коротком поводке сидит у левой ноги дрессировщика. Дрессировщик, держа в левой руке поводок, а в правой апортировочный предмет, поворачиваете налево, называет кличку собаки и начинает играть предметом перед глазами собаки. Двигающийся предмет возбуждает собаку, и она стремится схва­тить его. Тогда дрессировщик подает команду «Апорт!» и позволяет собаке схватить апортировочный предмет. Как только собака за­жмет его в зубах, команду «Апорт!» повторяют и произносят вос­клицание «Хорошо!». Чтобы добиться у собаки более прочной хватки и не допустить выбрасывания апартировочного предмета, его дер­жат за один конец и слегка тянут к себе. Это побуждает собаку крепче зажать апортировочный предмет зубами.

Если собака хорошо держит предмет, то, подав команду «Ря­дом!», пробегают с ней 10-15 шагов, затем переходят на движение шагом и, подав команду «Дай!», берут палочку у собаки, после чего поощряют ее поглаживанием, лакомством, восклицанием «Хоро­шо!», командой «Гуляй!». В течение занятия упражнение повторя­ется 2-3 раза.

В тех случаях, когда первоначальный навык у собаки не удается выработать обычным способом, вместо апортировочного предмета вначале используют трубчатую кость или другие предметы, охотно схватываемые собакой, и лишь позднее переходят к работе с апор­тировочный предметом.

Когда собака хорошо научится хватать предмет из рук, ее приучают подавать брошенный предмет. Дрессировщик усаживает собаку у левой йоги. В левой руке он держит короткий поводок, в правой - апортировочный предмет. Назвав кличку собаки и воз­будив ее, он показывает палочку и бросает ее на 3-4 шага вперед. Бросать апортировочный предмет во время вы­работки навыка нужно правой рукой снизу вперед, так как это движение руки и должно стать жестом, заменяющим команду «Апорт!». Одновременно с броском дрессировщик подает команду «Апорт!» и вместе с собакой быстро идет к предмету, по пути 1-2 раза повторив команду «Апорт!».

Если собака, подойдя к предмету, хватает его, то вслед за командой «Апорт!» дрессировщик восклицает «Хорошо!» и поощ­ряет собаку. Если же собака, подойдя к предмету, не берет его, то следует «оживить» палочку, подвигав ее ногой. Пробежав затем вместе с собакой 10-15 шагов, дрессировщик переходит на движе­ние шагом, подает на ходу команду «Дай!», отбирает у собаки предмет и поощряет ее лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». Все эти действия повторяют на занятии несколько раз.

Постепенно дрессировщик начинает бросать апортировочный предмет на все большие расстояния. При этом он одновременно подает команду «Апорт!», делает жест в направлении брошенного предмета и сам направляется к нему, чем активизирует движение собаки. Но затем дрессировщик постепенно отстает от бегущей со­баки, а со временем и совсем перестает сходить с места.

Как только собака возьмет апортировочный предмет, делают несколько шагов в сторону, чтобы побудить собаку подойти. Если этого окажется недостаточно, то подают команду «Ко мне!». Когда собака с предметом подбежит, ее поощряют поглаживанием и вос­клицанием «Хорошо!» лишь в том случае, если она сядет перед дрессировщиком. После небольшой выдержки подается команда «Дай!», у собаки отбирают апортировочный предмет и поощряют ее лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!».

Занятия вначале проводятся на коротком поводке, затем на удлиненном, а потом и без поводка. Усложняя выработку навыка, апортировочный предмет забрасывают на большие расстояния (до 20 м) и так, чтобы собака его не видела (в траву, кусты, канавы) и вырабатывают выдержку у собаки после броска до 10-15 секунд, Для этого дрессировщик, посадив собаку около левой ноги, бросает предмет на 10-12 м в высокую траву или кустарник так, чтобы собака видела его полет, но не видела взмаха руки (не путала с жестом). Через 5-6 секунд дрессировщик подает команду «Апорт!» м пускает собаку на поиск. Кроме того, вырабатывают подачу раз­личных по форме, весу и материалу предметов, усложняют и условия окружающей среды на занятиях.

В первое время собака, пытаясь найти предмет, будет откло­няться в разные стороны. Дрессировщик в это время должен ока­зывать ей помощь, делая жест в направлении предмета, а также сам двигаясь к нему.

Если собака пытается бежать за апортировочным предметом сразу же после броска, то подают команду «Сидеть!» и делают рывок поводком. Снова команду «Апорт!» и жест подают лишь после того, как собака успокоится.

2.- й способ. Дрессировщик, имея сидящую собаку на коротком поводке у левой ноги, делает пол

оборота налево и полшага правой ногой. Затем левой рукой он берет собаку за ошейник со стороны холки, а правой подносит к ее морде апортировочный предмет не подав команду «Апорт!», слегка приподнимает собаку за ошейник. Под давлением ошейника собака раскрывает пасть и дрессировщик мягким, быстрым движением вкладывает в нее предмет, одновременно с этим повторяя команду «Апорт!». Как только палочка окажется в пасти собаки, ошейник отпускают, что позво­ляет собаке сомкнуть челюсти, но в этот же момент перемещают правую руку под нижнюю челюсть собаки с тем, чтобы воспрепятст­вовать ей, если она попытается выбросить из пасти апортировочный предмет. Если же собака держит его в пасти, то ее поощряют вос­клицанием «Хорошо!» и поглаживанием. После небольшой выдерж­ки подают команду «Дай!», забирают предмет и поощряют собаку лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». На следующих занятиях приподнимание собаки за ошейник заменяют легким рывком поводка вверх. Дальнейшая выработка навыка произво­дится так же, как и при первом способе.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика быстро и безотказно находит различные предметы, брошенные на расстояния до 25 м, подносит их и, сев перед дрессировщиком, отдает по первой команде.

При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

  1. Показ лакомства или подготовка его к тому, чтобы дать соба­ке при ее подходе с предметом к дрессировщику;
  2. Применение при апортировке одних и тех же предметов;
  3. Неосторожное, с причинением боли, вкладывание в пасть собаки апортировочного предмета;
  4. При начальной отработке схватывания предмета дрессиров­щик запаздывает потянуть его с целью усиления хватки;
  5. Излишне далекое забрасывание палочки в начале отработки приема.

Апортировка — это умение собаки приносить хозяину различные предметы. Апортировка нужна для того, чтобы впоследствии было легче выработать у собаки другие специальные навыки (обыск местности или выборка вещей), если это планируется. При обучении апортировке используются следующие команды собаке: «Апорт!» и «Дай!» Команду «Апорт!» сопровождает характерный жест — правая рука выбрасывается ладонью вниз в направлении брошенного предмета.

По правилам ОКД (общего курса дрессировки собак) навык апортировки выполняется определенным образом. Собака фиксируется командой у левой ноги дрессировщика. Он показывает ей апортировочный предмет (апорт) и выбрасывает его вперед на расстояние не меньше, чем 10 см. Подождав 10-15 секунд, дрессировщик подает команду «Апорт!», жестом, описанным выше, посылая собаку за предметом. Собака должна по команде побежать за апортировочным предметом, взять его в пасть и вернуться к дрессировщику, заняв исходное положение. Через 10-15 секунд дрессировщик подает команду «Дай!» и забирает предмет.

Сложен или легок навык апортировки предметов? Некоторые дрессировщики считают, что апортировка довольно сложна, некоторые — наоборот. Успешность обучения команде «Апорт!» может зависеть от особенностей породы собаки и ее темперамента. Сложности могут возникнуть на любом этапе освоения навыка. Некоторые собаки не спешат бежать за брошенным предметом, некоторые — не горят желанием отдавать его дрессировщику, а некоторые просто бросают предмет рядом.

Легче всего сформировать навык апортировки и научить собаку команде «Апорт!» во время игры. Играя с собакой, вы научите ее бежать за апортировочным предметом, брать предмет в пасть, носить его какое-то время, а потом отдавать дрессировщику. Но на этом этапе нельзя бегать за собакой, пытаться поймать ее и отобрать предмет — потом она с трудом научится сама отдавать предмет дрессировщику. Быстрее научить собаку выполнять команду «Апорт» можно, играя с собакой на поводке. Тогда щенок научиться брать в пасть предмет, по команде отдавать его дрессировщику, носить предмет в пасти, садиться с ним и сидеть так довольно долгое время.

Если собака не хочет отдавать вам предмет, не отнимайте его силой. Можете попытаться обменять его на еду или попробовать аккуратно раскрыть пасть собаки одной рукой, держась второй за предмет. Если вы попытаетесь силой вырвать предмет из пасти, есть риск повреждения зубов, языка или десен животного.

Апортировочные предметы могут быть разными, но собаке должно быть удобно брать его с земли и носить в пасти. Апортировочный предмет не должен быть игрушкой, иначе собака может начать трепать его или грызть. Для формирования навыков апортировки можно использовать гладкую круглую деревянную палочку. Если у вас охотничья собака — нужно сделать для нее мягкую подноску, похожую на тушку птицы.

Если собака не проявляет интерес к апортировочному предмету, можно использовать трубчатую кость или же привязать к предмету шпагат. Чтобы заинтересовать питомца и вызвать у него желание взять в пасть предмет, играйте с предметом сами, при этом повторяя команду.

Чтобы начать обучение собаки команде «Апорт!» , посадите ее у своей левой ноги на короткий поводок. Возьмите поводок в левую руку, а апортировочный предмет — в правую. Привлеките внимание собаки, окликнув ее, а потом помашите апортом перед мордой собаки, как будто вы ее дразните. Собака будет пытаться схватить апортировочный предмет. Тогда можно дать собаке команду «Апорт!» и позволить схватить предмет в пасть. Когда собака зажмет предмет в зубах, погладьте ее для поощрения, повторив команду «Апорт!» Чтобы собака держала апорт крепче, немного потяните апортировочный предмет на себя — она вцепится в него сильнее и не будет пытаться выбросить.

Когда собака начнет хорошо держать предмет, подайте ей команду «Рядом!», пробегите вместе с ней какое-то расстояние, перейдите на шаг и подайте собаке команду «Дай!» Забрав у нее предмет, погладьте ее и дайте взамен какое-нибудь лакомство. Это упражнение надо повторять 2-3 раза на протяжении занятия.

Как только вы научили собаку брать апортировочный предмет из руки и отдавать вам апорт, приучите ее брать в пасть и отдавать вам брошенный предмет. Назовите кличку собаки, чтобы привлечь внимание, помашите у нее перед носом апортом и бросьте его на несколько шагов вперед. Бросая предмет, делайте это характерным апортировочным жестом (движением правой руки снизу вперед) — в дальнейшем этот жест сможет заменить команду «Апорт!» Подайте команду в момент броска, а затем идите к предмету вместе с собакой и повторяйте команду.

Собаку надо поощрять сразу, едва она начала бежать за брошенным апортировочным предметом. Если она взяла в пасть предмет, как только подбежала к нему, поощрите ее вслед за командой «Апорт!». В том случае, когда собака теряет интерес к брошенному апорту , «оживите» его движением ноги.

Навык апортировки — один из основных навыков при дрессировке собак. Команду «Апорт!» должна знать каждая собака.

Апортировка – это не просто игра «в палочку», а сложный навык, включенный в обязательный курс дрессуры. Большинство собак довольно быстро и без особых проблем осваивают команду. А те хозяева, которые утверждают обратное – не приложили достаточно терпения или не имели знаний о том, как научить собаку команде «Апорт».

В требованиях испытаний ОКД указано, что выполнение команды «Апорт» включает:

  • начальную позицию питомца у левой ноги хозяина, которую пес занимает по команде «Сидеть»;
  • владелец демонстрирует предмет питомцу и бросает его не ближе 10 м;
  • временной отрезок между броском и непосредственно командой «Апорт» составляет 10-15 с;
  • одновременно с голосовой командой хозяин протягивает в направлении предмета правую руку, повернутую вниз ладонью;
  • по команде пес бежит за брошенным предметом, поднимает его с того места, где он приземлился, возвращается к своему владельцу и занимает исходную позицию;
  • пес держит предмет в пасти 10-15 с и после команды «Дай» позволяет дрессировщику взять его.

Команда считается выполненной правильно при условии, что пес:

Чтобы пес смог освоить подобный навык, он к моменту обучения апортировки уже должен знать и выполнять команды «Сидеть», «Рядом», «Ко мне». Если обучать собаку, чтобы она выполняла команду по нормативу, то это сложное, продолжительное дело. Но в быту достаточно научить пса просто приносить предмет и отдавать его.

Что дает животному освоение навыка

Поиск и принесение «добычи» хозяину – генетически заложенная программа. Собаки чаще всего использовались для охоты. Они должны были доставить дичь, подстреленную охотником. При селекции породы отбирались те экземпляры, которые обладали этим инстинктом. Обучение выполнению команды «Апорт» закрепляет, оттачивает как врожденные инстинкты, так и тренирует умения:

  • ориентации в пространстве;
  • пользования органами чувств – нюха, слуха и зрения;
  • создания своеобразного «языка» между владельцем и собакой;
  • построения логических взаимосвязей между жестом, голосовой командой и действием;
  • тренировки послушания и выдержки.

Кроме развития психоэмоциональных, когнитивных и физических способностей животного, апортировка дает возможность за ограниченное время дать животному возможность «выплеснуть» избыток энергии.

Пошаговая методика обучения

Обучение любому, даже самому простому навыку – это поэтапный процесс, который включает:

  • взаимные объяснения;
  • достижение автоматизма в исполнении поставленной задачи;
  • полноценное и долгосрочное закрепление умения.

Первоначальный этап состоит из подэтапов, помогающих пошагово достичь результата:

  1. Тренировка следует проводить в особых условиях – дома или на площадке не должно быть раздражителей, отвлекающих внимание собаки (факторы, влияющие на базовые инстинкты – половой, оборонительный, охотничий).
  2. Должна быть выбрана правильная мотивация – поощрение вкусняшкой, поглаживанием, похвалой. В результате формируется положительная эмоциональная связь между питомцем и хозяином. Стараясь заслужить лакомство, пес будет пытаться максимально полно понять и исполнить команды.
  3. Взаимные пояснения включают взаимодействие между человеком и псом с помощью создания собственного «языка». Владелец должен представлять этапы, их реализацию и конечный результат, чтобы точно и доступно объяснить это питомцу.
  4. Очерчивание границ формирования навыка. Дрессировщик должен точно знать, что он подкрепляет лакомством и лаской, а животное должно понимать, что от него требуется, и как получить одобрение дрессировщика. На этом подэтапе также применяется контрастное воздействие – за неправильное исполнение команды собаку наказывают (рывок поводком, подталкивание руками, угрожающие интонации), но как только животное исправляет ошибку, его поощряют лаской или лакомством.
  5. Обучение выполнению санкционирующих команд, запускающих команду «Апорт» – «Сидеть», «Ко мне», «Дай».
  6. Обучение отменяющим командам, например, «Гуляй». Без нее собака не должна прекращать дрессировку.
  7. Отработка режима дрессировки – время занятий должно чередоваться с периодом отдыха, который также должен быть активным, чтобы поддерживать физическую и психическую готовность к работе.

На втором этапе доведения выполнения команды «Апорт» до автоматизма также нужно придерживаться определенных подэтапов:

  1. На этом этапе собака должна четко и быстро исполнять команды. Если на первом этапе животное может подносить предмет с разной скоростью, то на втором собака должна подносить его их бегом, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
  2. Количество наказаний превалирует над поощрительными, чтобы сформировать стойкое желание у собаки избегать их, точно выполняя задание. Но дрессировщик должен правильно подкреплять выполнение команд поощрением, чтобы общий эмоциональный фон дрессировки оставался позитивным.
  3. Хозяин должен поддерживать интенсивность в выполнении упражнений весь отведенный период времени.

На начальных этапах дрессировки используется поводок или веревка, с помощью которых дрессировщик осуществляет контроль и реализацию отрицательного подкрепляющего воздействия. На третьем этапе количество поощрений на каждом этапе сокращается. Собака быстро, не отвлекаясь, точно выполняет команду и получает поощрение в виде ласки или лакомства после того, как правильно выполнит команду.

Стадия принятия решения и выработки оптимального плана действия заменяется окончательной автоматизацией навыка. Ужесточаются требования к количеству правильно выполненных команд – третьему этапу их должно быть подавляющее большинство.

Выбор апортировочного предмета

Для тренировки можно выбрать любой предмет, который будет удобно животному схватить зубами и по силам быстро поднести дрессировщику. Это может быть теннисный мяч, тарелка фрисби, пластиковая бутылка, заполненная песком или крупой, палка. Собаки не охотно берут в пасть ворсистые предметы. Поэтому выбранный предмет должен быть гладким, упругим, умеренно тяжелым.

Предмет должен долго служить, легко дезинфицироваться, не травмировать ротовую полость питомца. Для развития познавательных способностей собаки можно научить ее приносить определенный предмет, выбирая его из нескольких брошенных.

Предмет должен быть привлекательным для собаки. Она должна уверенно держать его и отдавать по команде «Дай». Если пес на начальном этапе не интересуется предметом или держит его недостаточно крепко, то нужно заинтересовать его, поддразнивая и делая вид, что хотите отобрать вещь. Это заставит питомца значительно усилить хватку.

На начальном этапе обучения следует отработать команды «Апорт» и «Дай». Некоторые животные с холерическим складом характера слишком увлекаются предметом. В таком случае следует спрятать его, чтобы пес успокоился и более адекватно научился реагировать на предмет.

Обучение отслеживания и подъема предмета с земли

На начальном этапе, когда у собаки установится логическая связь между командой «Апорт» и предметом, нужно отбросить его на расстояние 1-2 метра, делая движение снизу-вверх. Если собака отказывается идти или не может найти предмет и «рыскает», можно подойти к нему, ведя питомца на поводке и указать на него. После того, как собака подняла предмет, нужно поощрить питомца словами «Хорошо» и поглаживанием.

Дрессировщик должен учитывать темперамент, способность к обучению, природные инстинкты собаки. Занятия должны проходить регулярно и последовательно. Тренер не должен проявлять нервозность, агрессию или непоследовательность, нарушая свои требования.

В зависимости от размера и мышечной силы животного, период дрессировки должен составлять не менее часа. В первые 30 мин пес заинтересован, жаждет лакомства. Во второй половине он устает, отвлекается и пресыщен. Дрессировщик должен сохранить работоспособность животного, давая понять, что команду ему необходимо выполнить, если даже не хочется.

Не стоит путать физическое воздействие и физическое наказание. Воздействие производится при ровном настроении, без раздражения и крика. Дрессировщик корректирует выполнение команды натяжением поводка, рывком или нажатием рук, а не ударами.

В перерывах между обучением нужны периоды активного отдыха, когда хозяин хвалит за выполненный урок, играет с питомцем, чтобы поддержать физическую активность, создать продолжительный эмоциональный настрой и предотвратить психическую перегрузку.

Видео как научить собаку команде «Апорт»

Преимущества самостоятельной дрессировки

Конечно, можно поручить обучение питомца опытному кинологу, что сократит время и позволит достичь отличного результата. Но самостоятельная дрессировка важна для:

  • установления эмоционального контакта с питомцем;
  • утверждение своего лидерства в тандеме «человек-собака»;
  • выявление и изучение положительных и отрицательных черт характера;
  • выяснение основного мотиватора – пищевого, эмоционального, игрового поощрения.

Дрессировщик должен знать основной элемент команды. В апортировке – это удерживание предмета в пасти и умение поднять его с земли. В процессе дрессировки хозяин также обучается. Он учится действовать мягко, но настойчиво, отмечать проявления эмоций питомца. Самостоятельная дрессировка позволяет создать собственный «язык» и установить связь, дающую возможность животному понимать хозяина с полуслова. Дрессировка дисциплинирует не только собаку, но и ее хозяина.

Обучение команде «Апорт» очень важно для служебных и охотничьих собак. Но не менее важно и для собак-компаньонов, как для поддержания физической формы, так и для развития интеллекта.

Команда «Дай» очень важна в повседневной жизни. Возможность забрать у питомца игрушку (особенно чужую), найденную на земле кость сомнительного качества и другие посторонние предметы – важная составляющая воспитательного процесса. Команда, несмотря на кажущуюся легкость, является одной из важнейших и сложнейших, т.к. базируется на психологическом аспекте доверия вашей собаки к вам как ее хозяину-вожаку. Только вожак имеет право забирать что-то у членов своей стаи, этот закон все собаки знают с пеленок. Поэтому если у вас не получается обучение, крайне желательно посоветоваться с кинологом-инструктором.


Отработка команды интуитивно понятна и проста. Собака должна находится на поводке, при захватывании ею в пасть предмета нужно подать команду «Дай» и протянуть свободную руку. Сразу собака не подойдет, нужно помочь питомцу поводком, не допуская дискомфортных ощущений, осторожно, но твердо забрать из пасти предмет, одновременно произнося команду «Дай». Как только предмет окажется у вас, следует бурная похвала и вкусняшка (кусочек сыра или сухого ливера). Команда отрабатывается 4-5 раз за один подход, в течение дня желательно делать 4-5 подходов (это касается разучивания любой команды).

Как научить собаку команде «Фу»

Команда «Фу» схожа с предыдущей с той только разницей, что собаке нужно еще отвлечься от запрещенного действия, предмета, а не только выплюнуть что-то. Команда изучается с пеленок, как только щенок пытается погнаться за кошкой, поднять что-то с земли или прыгнуть на кого-то. Требуется все тот же поводок, который служит средством недопущения действия, одновременно идет резкий окрик «Фу!»

Как научить собаку команде «Лапу»

Это скорее развлекательная игра, нежели важная часть социализации питомца. Дома при общении с питомцем можно снова воспользоваться поощрительным методом. Усадите собаку рядом с собой покажите ей кусочек лакомства, зажатый в одной руке, произнесите сакральное «Лапу» и другой рукой поднимите лапу питомца. Подержите лапу несколько секунд в таком положении, отпустите и тут же отдайте вкусняшку, похвалите собаку. Ни в коем случае нельзя во время этого обучения причинять боль животному.

Как научить собаку команде «Апорт»

Питомец по данной команде приносит предметы – это весьма полезное умение не только в быту. Однако разучивать действие нужно только после окончания отработки команды «Дай». Обучать питомца лучше всего при помощи деревянной палочки. Если вам нужно натаскать , желательно изготовить мягкие подноски, по размеру и форме напоминающие тушку птицы. Однако обучать охотничью собаку лучше все же под присмотром инструктора.


Посадите собаку у левой ноги и помахайте перед ее носом апортируемым предметом, словно дразня. Собака захочет схватить раздражитель зубами, в этот момент подайте команду «Апорт» и позвольте питомцу забрать у вас предмет. Как только собака сожмет предмет в , угостите ее лакомством, похвалите и продолжайте обучение.


Если хватка зубов слабая, слегка потяните палку на себя – хватка усилится. В крайнем случае можете на первое время заменить палку большой трубчатой костью. Выброс апорта в сторону начинайте только тогда, когда будет полностью отработан захват апортируемого предмета. При захвате собакой по команде выброшенного апорта подайте команду «Дай» и заберите предмет, похвалив и угостив при этом собаку.


Постепенно при желании задачу можно усложнять: приучать питомца не только приносить, но сначала разыскивать апорт. Старайтесь разнообразить апортировочные предметы, чтобы у собаки не выработался стереотип работать только на палку. Считается, что выучена, если собака по команде находит и приносит предметы, брошенные на расстояние не менее 15 метров, и отдает их хозяину.