Какие имена носят только староверы. Старорусские женские имена и их значения

Вы подбираете имя для новорожденного сына? Родители всегда мечтают о том, чтобы их ребенок был самым счастливым и здоровым. И первое, что вы можете сделать для него – это дать правильное имя. Ведь имя – это знак, влияющий не только на характер, но и на судьбу человека.

Но проблема в том, что, во-первых, список имен огромен. Во-вторых, хотелось бы рассмотреть сильные и благозвучные славянские мужские имена, которые снова стали популярными. В статье вы узнаете, какие существовали традиции в наречении мальчиков на Руси и что обозначали славянские имена.

Как называли мальчиков на Руси?

Наши предки, славяне, были сильными и красивыми людьми. Русь славилась своими богатырями, и имена у них были яркие. Об этом мы узнаем из народных сказок, былин. Поэма «Слово о полку Игореве» представляет нам целый ряд прекрасных героев с запоминающимися именами.



Подбирая славянское имя для мальчика, наши предки особое внимание уделяли его значению. Оно должно было обязательно отражать черты характера будущего мужчины, воина или продолжателя рода – деда, отца. Имена мужчин отличались от имен народов других стран своей связью с силами Природы, богами и родом.

Славянские имена для мальчиков выбирались родителями в зависимости от рода занятости, в честь славных предков, исходя из качеств характера ребенка.

    Например, Добрыня – добрый,

    Всеволод – владеющий всем,

    Родомир – несущий мир и многие другие.

Сыновей называли в честь языческих богов: имя Яромир состоит из двух корней - Ярило (бог солнца) и мир.

Были имена, означающие порядок рождения ребенка в семье: Первуша, Вторак, Третьяк.

Самая распространенная группа представлена двухосновными именами: Богдан, Всеволод, Светозар, Святослав, Ратибор, Тихомир, Ярополк.

Были имена, связанные с мифическими персонажами, представителями флоры и фауны, природными явлениями: Храбр, Щука, Заяц, Ярило, Лада.

Почему забыты славянские мужские имена?

В основном на это повлияло крещение Руси, которое произошло в 10-м веке. Языческие верования сменились общегосударственной единой религией. Со сменой веры изменения происходили и в жизни людей, их быте, мировоззрении.

На исконно славянские имена наложили запреты, так постепенно они уходили из памяти, забывались. На смену им приходили древнееврейские, византийские, греческие, вавилонские, сирийские имена. В 19 веке русских имен осталось совсем мало, в семьях появились имена и латинского происхождения. В современной России мальчиков с древнерусскими именами по статистике было всего 5%.

Как распознать славянские имена?

Мужские славянские имена имели сакральный смысл. Они красивые, благозвучные, а также волевые, сильные. Распознать их можно просто. Обычно в их составе две основы: первая - основная и давалась при рождении ребёнка, вторая добавлялась, когда мальчик вырастал и имел определённые заслуги, в чем-то проявлял себя. Например,

    Абсей – рожденный в первый день весны,

    Всемил – милый всем,

    Дарослав – дающий слово,

    Ярополк – горячий воин.

Славянские имена для мальчиков

В славянском именослове раньше было очень много имен. В настоящее время большинство из них полностью забыты. Итак, если вы хотите назвать своего малыша традиционным славянским именем, то присмотритесь к следующему списку.


Абсей – талантливый, врожденное творческое начало.

Агнехрон - сильный, быстрый, потребность доминировать.

Агний – склонность к непрерывному движению, светлый человек.

Алий – активный, всегда чем – то занят, бурная энергия.

Бажен – желанный, любимый.

Белимир – священный в миру, полон любви и сострадания.

Белогор – белая гора, обладает сильным характером.

Белослав – прагматик, стремится всего доиться сам.

Беломир – честный, активный.

Белояр – священная ярость, яркая личность, жаждет всего, чем может обладать человек.

Богдан – уверенный, верный друг.

Боеслав – красив, уверен в себе и имеет сильный характер.

Божеслав – доброжелателен и вежлив.

Боголеп – Богом созданный.

Богумил – милый Богу, надежный.

Богумир – друг для всех.

Благомир – способен к лавированию и переменчивости.

Благослав – обладает умением прощать и высокими духовными качествами.

Болеслав – прославленный, наиславнейший, слышащий.

Борислав – борющийся за славу, незаурядный ум.

Братислав – общительный, жизнерадостный.

Бронислав - целеустремленный, настойчивый, принципиальный.

Будислав – будет славным, мастер дела, коммуникабельный.

Буеслав – подобный бури, несокрушимый.

Будимир – добрый, любит природу, обладает чувством прекрасного.

Вадислав – владеющий славой, волевой, сильный, успешный.

Велибор – великий борец.

Венислав – увенчанный славой, расчетливый, успешный.

Витослав – символ надежности.

Владимир – властелин мира, лидер.

Всеволод – всевластный, дар убеждать, мужественный, твердый.

Всеслав – всеславящий, знаменитый.

Вячеслав – славящий, стремление к лидерству, общительный.

Градимир – хороший организатор, общительный.

Глеб – глыба, решительный, справедливый.

Годимир – нужный миру, идеалист, стремится улучшить мир.

Горисвет – ясный, интеллектуал, уравновешенный.

Горислав – пылающая слава, здоровый, крепкий, выносливый.

Гостимир – талантливый, веселый, разносторонний.

Данияр – умный, обладающий знаниями.

Даромир – независимый, смелый.

Дивислав – удивительный, полный энергии, активный.

Добролюб – добрый и любящий.

Доброслав – славящийся добром.

Добрыня – добрый, удалой, самый лучший.

Дрогослав – сильная личность, целеустремленный.

Есений – практичный, надежный, любят науку.

Желислав – смелый, независимый, решительный.

Житеслав – справедливый, активный, сильный.

Звенислав – мудрый, самодостаточный, успешный.

Зелислав – жизнерадостный, общительный.

Златослав – философский склад мышления, легко усваивает иностранные языки.

Златозар – бескорыстный, развита интуиция, честный.

Игорь – осторожный, внимательный.

Красимир – прекрасный и мирный.

Ладислав – уравновешен, рассудителен, успешный.

Любослав – смелый и независимый.

Милослав – прославляющий мир, прославленный миролюбием.

Олег – душа компании, решительный, надежный.

Пересвет – независим, мужественный, сильный характер.

Радим – талантлив в искусстве, спорте, веселый.

Радислав – надежный, добросовестный, здравомыслящий.

Ратислав – сильный духом, любит власть.

Ратмир – воин мира, гостеприимный, целеустремленный, хитрый.

Светозар – упорный, независимый, общительный.

Светослав – Дипломатичен, практичен, обладает силой воли.

Тихомир – миролюбив, добродушен, приветлив.

Ярило – солнце, бог.

Яромил – уверенный, позитивный, дружелюбный.

Яромир – спокойный, уравновешенный, жизнелюбивый.

Ярослав – спортивный, упорный, стремится к победе, успеху.

Ярополк – славный воин, лидер, самостоятельный, заводила, имеет сильную энергетику.

Конечно, этот представленный список нельзя назвать полным, но он дает представление о том, какими были древнеславянские мужские имена.

Мужские славянские имена опять в моде

Проанализировав значения древнеславянских имен, вы, конечно, согласитесь, что они звучат мелодично, полны благородства, мужества, силы. В них заложены глубинный смысл и мощная положительная энергетика. Чем больше мужчин с такими именами, тем лучше и здоровее становится мир. Это и возвращение к своим истокам, корням. Славянские имена энергетически намного сильнее чужестранных. И чем больше людей носят имена с позитивной энергией, тем лучше и чище энергоинформационный фон Земли.

Конечно, никто не призывает вас,родителей, полностью отказываться от привычных имен, таких как, Данил, Максим, Артур, Артём, Егор, Арсений, Никита, Семён, Константин, Александр, Николай, Кирилл.

Просто среди древних и забытых имеется множество красивейших и благородных. Наделив своего ребенка древнеславянским именем, вы укрепляете свой род, делаете его сильнее и очищаете от плохой энергии. В это и состоит сила имени человека. Выбор за вами.

Древнерусские двусоставные имена (имена-композиты) хорошо известны нам по летописям - не в последнюю очередь потому, что изначально они были именами древнерусской элиты. По-видимому, они были основой и многих известных нам древнерусских односоставных имен: Вадим - Вадимир , Любим - Любимир , Ратша - Ратислав (Ратьслав) , Святоша - Святослав .

Собственно, подобные двусоставные имена характерны не только для древнерусского языка, но и для славянских языков вообще. Более того, в чешском , сербском , хорватском, болгарском и польском языках таких имен сохранилось значительно больше, и они активно употребляются до сих пор: напр., Воислав Коштуница (премьер-министр Сербии), Чеслав Сабинский (польский режиссер), Яромир Ягр (чешский хоккеист), Радослав Бачев (болгарский футболист) и т.д. Отчасти так произошло потому, что в святцы Русской православной церкви попало очень мало древнерусских имен. После принятия христианства на Руси довольно долго держался обычай давать ребенку два имени - "родное" славянское и крестильное, взятое из церковного календаря. Поэтому в древнерусских источниках часто встречается двойное наименование: "князь Феодоръ а мирськы Мьстиславъ ", "Иосифъ, а мирскы Остромиръ", "нарекоша его во святом крещении Василием, мирское же имя ему Ростило" . Ярослав Мудрый носил христианское имя Георгий , его сыновья Вячеслав, Изяслав, Святослав и Всеволод - соответственно Меркурий, Димитрий, Никола (Николай) и Андрей , а сын Изяслава Святополк , основатель Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве - Михаил . И лишь немногим князьям, попавшим в православные святцы, удалось "протащить" за собой исконные имена - Владимир (Владимир Великий, в крещении - Василий ), Борис и Глеб (сыновья Владимира, в крещении - Роман и Давид ). А вот единокровный брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый официально попал в святцы только в 2005 году по благословению патриарха Алексия II.

(Кстати, обычай двойного именования просуществовал у восточных славян вплоть до XVII века: так, гетман Богдан Хмельницкий носил христианское имя Зиновий, поэтому в источниках он иногда фигурирует как Богдан-Зиновий Хмельницкий) .

Многие двухкомпонентные славянские имена попали в русские святцы из других славянских источников: мученица Людмила Чешская , святой Владислав Сербский (хотя в древнерусском языке существовало аналогичное имя Володислав ). Кстати, некоторые имена, которые мы сегодня считаем традиционно польскими, чешскими или сербскими, были распространены и в Древней Руси: Станислав (один из сыновей Владимира Великого), Болеслава (дочь великого князя Святослава Всеволодовича), Мирослав (Мирослав Гюрятиничь, посадник новгородский) и т.д. Однако в святцы русской православной церкви эти имена не вошли, хотя в католических календарях некоторые из них присутствуют.

Мирный или славный?

Обычно значение древнерусских имен понятно без перевода: Святослав - "святой" + "слава", Всеволод - "владеющий всем". Но вот нам попадается имя Остромир - что же это за "острый мир" такой? И, кстати, кого должен славить человек по имени Жирослав? Почему борется с гостями Гостибор и что означает первый компонент имени Изяслав?

Чтобы получить ответы на большинство эти вопросы, обычно достаточно заглянуть в словарь древнерусского языка и узнать, что "изяти" означает "взять", "гость" - это не только гость в привычном нам понимании, но еще и чужеземец, а слово "жир" означало богатство, изобилие.

Не так легко обстоит вопрос с Остромиром. Из словаря мы узнаем, что "остръ" имеет значение "храбрый, решительный". Соответственно, Остромир - "храбрый мир"? Довольно парадоксальное имя. Хотя, с другой стороны, имен на "-мир" в древнерусском именослове очень много: Владимир, Гостимир, Ратимир, Радомир… Правда, иногда они почему-то писались через "ять": Володимѣръ, Гостимѣръ, Ратимѣръ, Радомѣръ и соответственно произносились Володимер , Гостимер , Ратимер , Радомер . Даже если сделать скидку на произношение безударного гласного, согласитесь, "мир" и "мер" - это две большие разницы.

Есть версия, что компонент мир/мер был заимствован из германо-скандинавского marr/mer , означающего "славный, знаменитый". Тем более что параллельно со славянским именем Владимир существовало скандинавское Valdemar / Valdimarr - "славный властелин". Владимир - княжеское имя, первый известный нам носитель этого имени - князь Владимир Святославович (Владимир Великий), потомок небезызвестного варяга Рюрика. Возможно, князь Святослав дал младшему сыну скандинавское имя Вальдемар, адаптированное под славянское произношение: Володимер. Тем более, что на русский слух оно звучало как обычное двусоставное имя - "владеющий миром". Поэтому славянизированное мир/мер легко заняло свое место среди других имяобразующих компонентов: -слав, -бор, -люб . При этом не исключено, что некоторые имена образовывались не от заимствованного мир/мер, а непосредственно отдревнерусского "миръ" (мир).

Новая жизнь древнерусских имен

Мода на языческие древнерусские имена, как и любая мода, уходит и возвращается с постоянством маятника. Первой ласточкой можно считать известного поэта Велимира Хлебникова, в свое время увлекавшегося идеями панславизма (как и многие представители русской интеллигенции) и взявшего себе вместо паспортного имени Виктор псевдоним Велимир. В очередной раз "воскресли" языческие имена после Октябрьской революции, когда молодые родители, жаждавшие всеми способами "порвать со старым миром", принялись выискивать для своих детей любые имена, не связанные с традиционными святцами. Правда, Яромиры и Всеславы значительно уступали по популярности Владленам, Революциям и Электрификациям, но все же традиция была заложена всерьез и надолго.

Сегодня русскоязычные страны переживают новую волну моды на древнерусские и славянские имена. Отчасти - из-за массовой попытки "вернуться к истокам", отчасти - потому что западные имена вроде Жанна, Эдуард или Анжела уже приелись. Сейчас детям даются не только древнерусские, но и болгарские , чешские , сербские , польские имена: Снежана , Милана , Красимир , Болеслав , Братислава .

Славянские имена не только заимствуются, но и выдумываются. Их успешно изобретают авторы модного ныне "славянского фэнтези", вносят свой вклад в общее дело и многочисленные группы неоязычников-родноверов, пытающихся возродить славянское язычество в качестве современного религиозного культа. Родноверы, проходя обряд посвящения, меняют паспортные имена на "родные": Млад , Огнеслав , Велеслав . Многие родноверские имена либо заимствованы из "Велесовой книги" , которую большинство экспертов-славистов признает подделкой, либо сочинены по образцу реально существующих имен-композитов с использованием славянских и псевдославянских корней: Гоемысл - "осмысливающий жизненную силу ("гое" - сила жизни и плодородия)" (здесь и далее толкования даются по "Славянскому именослову" А. В. Трехлебова - прим. авт. ), Владдух - "дваждырожденный - в теле и духе, т. е. владеющий деваконическим (духовным) телом)", Осьмиглаз - "восьмиглаз, всевидящий", Ростичар - "увеличивающий дары жертвоприношений ("чара"- жертвенная чаша: "ча" - чаша, жизненная сила, "Ра" - солнце)", Столпосвет - "светоч, т.е. человек, имеющий мощный энергетический канал связи с родовым и духовным эгрегором", Божедом - "жилище Бога". (Кстати, в словаре Даля слово "божедом" толкуется несколько иным образом: "божедом, божедомка - убогий, призренный в богадельне").

Конечно, большинство из родноверских имен вряд ли приживутся в широком употреблении: мало у кого из родителей хватит духу назвать ребенка Столпосветом или Владдухом, что бы эти имена ни означали. Однако реально существующие славянские имена пользуются у нас все большей популярностью, и не зря - в большинстве своем они очень красивы и, в отличие от имен иноязычного происхождения, понятны без перевода.

О списке имен, выложенном на этом сайте

Почему именно двусоставные имена?

На самом деле, древнерусских имен, зафиксированных в средневековых источниках, довольно много - один только "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова дает их несколько сотен. Проблема в том, что очень непросто отличить собственно личные, дающиеся при рождении имена от прозвищ. Тем более что в официальных источниках в качестве наименования с одинаковым успехом могло использоваться и то, и другое: ср. Корнилко Дурак , крестьянин Яжолобицкого погоста и Дурак Мишурин, дьяк московский . В то время ребенка действительно могли назвать именем Дурак - существовал обычай давать специально давать детям имена с негативным значением в надежде, что злые силы не соблазнятся таким "некачественным" ребенком и не отберут его у родителей, наслав болезнь или какое-нибудь несчастье. Вопрос только в том, дали ли крестьянину Корнилку Дураку это имя при рождении вместе с христианским Корнилий (Корнилко) или это прозвище, заработанное им уже в сознательном возрасте за беспрецедентные интеллектуальные способности?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. А ведь Дурак - это еще цветочки по сравнению с некоторыми именами, встречающимися в древнерусских источниках. Там вполне официально фигурируют такие личности, как новгородский иконописец Иван Дермо Ярцев сын , своеземец Петруша Бздячий , крестьянин Кирилко Бякин зять (человек, имевший тестя по имени Бяка), московский подьячий Грязнуша Колоднич , житель Новгорода Дрочило Нездылов сын , поп Упырь Лихой - первый известный на Руси переписчик книг и его коллега, некто “многогрешный во иноцех Васиан по реклу (по прозвищу или мирскому имени) Дракула (!). В отличие от этих дивных наименований, двусоставные имена, известные нам по древнерусским летописям, не вызывают сомнений - это именно имена, а не прозвища или аналоги современных фамилий. Читателям, интересующимся полным спектром древнерусских имен, рекомендую "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова, скачать который можно .

Почему в списке так мало имен?

Действительно, в славянских языках двусоставных имен намного больше. Но этот список представляет собой не общеславянские, а древнерусские имена - то есть, имена, зафиксированные в древнерусских источниках или оставившие свой след в фамилиях и географических названиях (напр., Радонеж - притяжательное от Радонег ). Логично предположить, что в Древней Руси существовало намного больше двусоставных имен, чем нам известно. Наши предки вполне могли зваться Красимирами, Любославами и Радосветами - законы языка вполне допускают существование таких имен. Однако пока не найдены источники, в которых они бы упоминались, лучше воздержаться от включения их в список.

Почему так мало женских имен?

Каждое имя, когда-то придуманное людьми, несет в себе смысл. Старорусские женские имена отличаются красотой и уникальностью, ведь они появлялись в разные периоды многострадальной истории Древней Руси. Богатство женских имен пришлось по вкусу современным родителям, и уже многие девочки носят прекрасные старинные имена. Мелодичность и глубокий смысл привлекают не только русских, но и другие народы.

Выяснить происхождение абсолютно всех старинных имен невозможно, но исследования не прекращаются. Имена являются источником истории и традиций, с их помощью можно узнать о быте предков, их взглядах, посмотреть на мир их глазами. Имена помогают современникам узнать, как их предки относились к людям.

Исследовать старорусские женские имена еще труднее, ведь обычно они имели по несколько значений и толкований. У разных регионов одно имя могло обозначать разные явления и вещи. Поэтому сегодня на одно имя приходится несколько версий.

Имена и традиции

В старину детей называли именами, которые характеризовали повадки или внешность. Это была древняя традиция, ведь люди издавна верили, что в имени заключается судьбоносный код. Так и появились имена девочек Красава, Разумница.

Стоит отметить, что подобная традиция была не только у славян. Индийцы и китайцы также нарекали детей в соответствии с традициями. В Индии давали характерные имена, вроде Аяши (маленькая), Евоти (великая). Китайцы старались дать ребенку ужасное имя, так как верили, что плохие духи могут позариться на любимого ребенка, а если назвать его почти оскорбительно, духи будут думать, что этого ребенка не любят. Это больше касалось мальчиков, хотя и девочкам бывало давали странные имена.

Славяне придавали большое значение семье и роду занятий, некоторые имена даже связаны с последовательностью рождения детей. Так Лидия будет означать «первая». Популярным было имя Первуша.

Славяне считали, что имя является ключом к внутреннему миру и давали девочкам по два имени. Так появилась традиция выбирать имя для людей и для семьи. Первое говорили всем, а второе знали только самые близки, и оно хранило в себе тайный хороший смысл. Первое обычно было некрасивым и отталкивающим, но позволяло защитить истинное от дурных языков.

Второе имя давали только в определенном возрасте, когда подросток проявлял характер. Однако традиция не прижилась – обычно девочка была такой, какой ее характеризовало первое имя. Второе же имя, ввиду не используемости, теряло свое значение.

Церковные календари

После принятия христианства имена вписывали в церковные календари, и как бы отдавали ребенка на защиту ангела-хранителя. Как известно, не все славяне охотно приняли обычаи христианства, поэтому долгое время детям, параллельно с христианскими именами, давали старые языческие прозвища. Позже многие из них стали современными фамилиями.

Однако давление христианства было велико. Ближе к 17 веку многие древнерусские женские имена вышли из обихода. Их заменили имена государств, которые распространяли христианство или были влиятельны в то время – Византия, Египет, Греция, Италия, Сирия. Многие имена были преобразованы на русский манер, и, к примеру, вместо Авдотьи получилась Евдокия. Сегодня очень многие бы удивилась, как в оригинале звучали их имена.

Неизменными оставались только имена святых. Древняя традиция давать ребенку два имени прижилась и на Руси, но второе имя, которые давали при крещении, обычно не использовали. Второе имя зачастую было греческим.

Церковный перечень предоставляет на выбор большое количество женских имен. Выбирать имена могут как верующие христиане, так и атеисты. Более того, календарь позволяет выбрать имя по месяцу и даже дню рождения. Назвать ребенка по Святцам, значит подарить ему защиту от святого, почитаемого в этот день. Существует и другая традиция, выбирать святого на восьмой день после рождения. Если в день рождения нет Святцев, тогда выбирают имя святого, чествуемого на сороковой день. Раньше именно в этот день крестили ребенка.

Разрешается также использовать мужское имя, если по Святцам нет женского. Поэтому существует так много бесполых имен (Евгения, Александра, Ярослава, Вячеслава).

Типы русских имен

Славяне однозначно любили красивые двухосновные имена. К примеру, Светозара, Мирослава, Любомира, Доброгнева, . Часто девочек называли именами, которые подчеркивали те или иные черты их характера. Так появились имена Арина (спокойная), Добрава (добрая), Варвара (дикая), Светлана (светлая), Арсения (мужественная). Так как славяне почитали культ животных и растений, многие имена девушек взяты из мира флоры и фауны. Это Азалия, Акулина, Щука.

Были имена, заимствованные у богов. Знаменитая считалась богиней утренней зари, Аполлинария – богиней солнца (об древнегреческого бога солнца Аполлона), богиня красоты и любви Лада. Некоторые исконно русские имена являлись измененными причастиями (Бажена). В отдельную группу входили имена для княжеских детей (Вячеслава).

Сегодня можно найти старославянские имена, которые в действительности имели только славянский корень. Были имена, которые переводили греческие и римские.

Полный список красивых имен древности собрать невозможно, но вот несколько самых популярных:

– летняя.

– дарящая.

Агнесса – целомудренная.

Веста – хранительницы домашнего очага.

– избранная.

Бела – красивая.

Ада – украшающая.

– безмятежная.

Богдана – данная Богом.

Агния – непорочная.

Добрава – добрая.

– царствующая.

Беатриса – благословляющая.

Евпраксия – добродетель.

Казимира — показывающая мир.

Ариадна – спящая.

– защитница.

Радость — радость.

Светлана – светлая.

Милана – милая.

Отрада – отрада.

Голуба — кроткая.

Мстислава – месть и слава.

Любомила – любовь и мир.

— холодная.

Ладослава – ладная.

Любомудра – любящая мудрость.

Огневлада – яркая.

Стрела – стрела.

Млада – молодая.

Белоснежа – белоснежная.

Милонега – милая и нежная.

Дива – божественная.

Домослава – славящая дом.

Часлава — чающая славы.

Радмила – милая радость.

Славунья – славящая.

Любогнева – любящая гневаться.

Русана – русая.

Услада – сладкая.

Прекраса – прекрасная.

Добродея – делающая добро.

Весняна – весенняя.

Ждана – желанная.

Яромила – милая Ярлу.

В 19 веке многие старорусские имена были подзабыты. В обиход вошли русские версии иностранных имен:

– чужая.

– утешающая.

Урсула – любопытная.

Ирма – аккуратная.

– черноглазая.

Нелли – невнимательная.

– честная.

– умелая.

Древнерусские и славянские имена в России, в наши дни

Основной массив современных русских имен составляют имена святых, содержащихся в православных церковных календарях («святцах»). Иногда такие имена называют «календарными». По происхождению все они очень разные: древнегреческие, древнеримские (латинские), древнееврейские, ассирийские, древнеегипетские, древнегерманские, скандинавские, арабские. Но за сотни лет эти имена прошли полную ассимиляцию в русской языковой среде и приобрели совершенно русское звучание и форму. Вот кто скажет, что Иван или Марья - не русские имена?

Что же касается огромного множества древнерусских и славянских имен, то до нашего времени дошло только 20 имен: Борис, Вера, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Изяслав, Любовь, Людмила, Милица, Мстислав, Надежда, Ростислав, Святослав, Ярополк, Ярослав, а также Глеб, Игорь, Ольга и Олег, появившиеся на Руси вместе с варягами. И нужно заметить, что названные имена сохранились лишь благодаря тому, что каким-то чудом попали в православные святцы.

За последние годы интерес к именам наших далеких предков вырос и продолжает расти (это отмечают органы ЗАГС по всей стране). Всё большее число новорожденных получают имена Влада, Дарина, Мирослава, Милана, Станислав, Яромир и т.д. Предлагаем вашему вниманию список наиболее привлекательных (благозвучных и выглядящих по-современному) мужских и женских общеславянских имен.

Список мужских имен (древнерусские-варяжские-славянские):

  • Бажен ( желанный ребенок , корень баж-; бажать - желать),
  • Богдан, Дан ( Богом данный ),
  • Богумил ( милый Богу; Бог его любит ),
  • Богуслав ( рожден во славу Бога; славящий Бога ),
  • Болеслав ( больше славы, более славный ),
  • Борис, Борислав ( бороться, борись + слава ),
  • Бронислав ( оборонять, защищать + слава ),
  • Будимир ( будет, настанет + мир ),
  • Велимир, Велислав (вели = великий, большой ),
  • Венцеслав ( венце = более, больше ),
  • Влад,
  • Владимир,
  • Владислав,
  • Воислав ( воюй за славу ),
  • Вратислав ( вернуть, возвратить + слава ),
  • Всеволод,
  • Всеслав,
  • Вышеслав, Вячеслав (вяче, выше, венце - синонимы, означают более, больше),
  • Глеб (варяжское имя),
  • Гостислав ( гост = гость: славный гость ),
  • Градислав ( ),
  • Гремислав,
  • Добромысл ( добрые мысли ),
  • Доброслав ( хорошая слава ),
  • Добрыня ( добрый, хороший человек ),
  • Драгослав,
  • Ждан ( тот, кого ждали; долгожданный ),
  • Звенислав,
  • Златослав,
  • Игорь (варяжское имя),
  • Изяслав ( изяти - взять: «возьми славу», «взять славу»),
  • Казимир ( каз, казать = показывать, наставлять, проповедовать + мир),
  • Ладимир, Ладислав (слово лад означает согласие, гармонию, красоту),
  • Любим ( любимый ), Любомир ( любит мир ),
  • Мечислав ( меч , т.е. оружие + слава),
  • Милан, Милен, Милорад, Милослав, Милош,
  • Мирослав,
  • Мстислав ( мста = месть, отмщение врагам + слава),
  • Нечай ( не чаяли, не ждали ),
  • Олег (варяжское имя),
  • Радан, Радим, Радмир, Радован, Радослав,
  • Ратибор ( рать - войско, война, бор - бороться, сражаться),
  • Ратмир,
  • Ростислав (увеличиваться, умножаться + слава),
  • Рюрик (варяжское имя),
  • Святополк, Святослав и Светослав («святость» и «свет» - синонимы, реально это одно имя),
  • Станимир ( настанет мир, будет мир ),
  • Станислав ( станет славным, стань славным ),
  • Стоян,
  • Судислав ( суд + слава ),
  • Твердослав, Твердислав,
  • Творимир,
  • Тихомир,
  • Чеслав ( честь, почет + слава ),
  • Яромир, Ярополк, Ярослав (яр, яро = весна; ярый = красный, жаркий, горячий, яростный)

Примечания:

1). Все приведенные выше древнерусские-варяжские-славянские имена (от Бажена до Ярослава) реально существовали, и это подтверждается историческими документами (см. труды Морошкина М.Я. и Тупикова Н.М.). А имя Руслан, например, лишь кажется славянским и древним, на самом деле оно имеет восточное происхождение и возраст, не превышающий 200 лет.

2). Элемент слав, слава означает не только «слава» (как свидетельство почета и уважения), но и «называться, именоваться, слыть, быть известным».

3). Корень рад- в славянских именах типа Радослав и Милорад означает не только радоваться , но и радеть (то есть печься, заботиться, способствовать).

4). У наших предков имена Святослав и Светослав были тождественными, так как слова свет и святость , светлый и святой

5). Отчества от славянских имен образуются как короткой формой - Ярославич, Ярославна; Добрынич, Добрынична; Святославич, Святославна, так и «длинной» - Станиславович, Станиславовна, Мстиславович, Мстиславовна.

6). Имена Борис, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Игорь, Изяслав, Мстислав, Олег, Ростислав, Святослав, Ярополк, Ярослав являются именами православных святых, поэтому могут быть одновременно и паспортными и крёстными. Если же вы захотите назвать мальчика любым другим именем из вышеприведенного списка (Велемир, Добрыня, Ждан, Ратмир, Станислав, Яромир и т.д.), то имейте в виду, что для крещения нужно будет приготовить еще одно имя - «календарное» (то есть содержащееся в православных «святцах»).

Список женских имен (древнерусские-варяжские-славянские):

  • Бажена ( желанная , желанный ребенок , от баж, бажать - желать),
  • Бела (т.е. белая ),
  • Белослава ( белая и славная ),
  • Богдана, Дана ( Богом данная ),
  • Богумила ( милая Богу; Бог её любит ),
  • Богуслава ( рождена во славу Бога; славящая Бога ),
  • Божена ( Божья; дана Богом; принадлежит Богу ),
  • Болеслава ( больше славы, более славная ),
  • Борислава ( бороться, борись + слава ),
  • Бронислава ( оборонять, защищать + слава ),
  • Ванда ( значение неизвестно ),
  • Велислава ( вели = великий, большой ),
  • Венцеслава ( венце = более, больше ),
  • Влада ( власть имеющая, властная ), Владимира, Владислава (имеющая славу, славой владеющая ),
  • Власта, Властимила,
  • Воислава ( воюй за славу ),
  • Вратислава ( вернуть, возвратить + слава ),
  • Всемила ( всем милая ),
  • Всеслава,
  • Вышеслава ( выше означает более, больше),
  • Гостислава ( гост = гость ),
  • Градислава ( град = город, замок, крепость ),
  • Дарина (от слова дар, подарок ),
  • Добрава (от слова добро ),
  • Добромила,
  • Добронега ( добро + нежность, мягкость ),
  • Доброслава,
  • Драгомира,
  • Драгослава,
  • Ждана ( та, которую ждали; долгожданная ),
  • Звенислава,
  • Злата, Златослава,
  • Ива (назв. дерева, кустарника),
  • Инга ( госпожа , варяжское имя),
  • Казимира ( каз, казать = показывать, рассказывать),
  • Калина (назв. дерева, кустарника),
  • Ладислава (слово лад означает согласие, гармонию, красоту) ,
  • Любава,
  • Любомира,
  • Людмила,
  • Малина (назв. ягоды),
  • Мечислава ( меч , т.е. оружие + слава ),
  • Мила, Милава, Милана, Милена, Милица,
  • Милолика,
  • Милослава,
  • Мира, Мирослава,
  • Млада, Младена,
  • Мстислава ( месть, отмщение врагам + слава ),
  • Надежда,
  • Неждана ( пришла неожиданно ),
  • Ольга (от варяжского Хельга ),
  • Предслава ( впереди + слава ),
  • Прекраса,
  • Прибыслава ( прибывать, увеличивать, умножать + слава ),
  • Рада ( см. также Ариадна ),
  • Радмила,
  • Радослава,
  • Рогнеда (от варяжского Ragnhild - совет перед битвой ),
  • Ростислава ( увеличиваться, умножаться + слава ),
  • Ружена ( роза - цветок),
  • Сбыслава ( сбудется + слава ),
  • Святослава и Светослава («святость» и «свет» - синонимы, реально это одно имя),
  • Северина (от слова север , но и от христианского мужского имени Северин),
  • Слава,
  • Славомира,
  • Станислава,
  • Судислава ( суд + слава ),
  • Твердислава, Твердослава,
  • Цветана ( цветущая, цветок ),
  • Чеслава ( честь + слава ),
  • Яра ( яр, яро = весна; весенняя, горячая ),
  • Ярмила ( горячая, пылкая + милая, любимая ),
  • Яромира ( яр + мир = пылкая и горячая, но мирная, миролюбивая ),
  • Ярослава ( яр, яро = весна; ярый = красный, жаркий, горячий, яростный )

Примечания:

1). Все приведенные выше древнерусские-варяжские-славянские имена (от Бажены до Ярославы) реально существовали, и это подтверждается историческими документами (см. труды Морошкина М.Я. и Тупикова Н.М. А такие имена, как Лада, Руслана, Светлана и Снежана лишь кажутся древними, на самом деле это «искусственные» имена с возрастом, не превышающим 150-200 лет.

2). Что касается элемента слав, слава , то он означает не только «слава» (как свидетельство всеобщего уважения), но и «называться, именоваться, слыть, быть известным».

3). Корень Рад- в славянских именах типа Радмила, Радослава означает не только радоваться , но и радеть (то есть печься, заботиться, способствовать); корень Власт- означает родина, отечество.

4). У наших предков имена Святослава и Светослава были тождественными, так как слова свет и святость , светлый и святой выражают один и тот же смысл - «чистый, незапятнанный».

5). Имена Вера, Любовь, Людмила, Милица, Надежда, Ольга являются именами православных святых, поэтому могут быть одновременно и паспортными и крёстными. Если же вы захотите назвать девочку любым другим именем из вышеприведенного списка (Божена, Власта, Злата, Инга, Мирослава, Радмила, Ярослава и т.д.), то имейте в виду, что для крещения нужно приготовить еще одно имя - «календарное» (то есть содержащееся в православных «святцах»).

Другие материалы на эту тему см. в разделе

Алфавитные списки имен святых, упоминаемых в современных календарях (месяцесловах) Русской Православной Старообрядческой Церкви:

1) "Православный старообрядческий церковный календарь на 2017 год",

издание Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ (Москва, Рогожский поселок, д. 29),

см. мужские имена (от А до К) мужские имена (от Л до Я) женские имена (от А до Я)

2) "Православный старообрядческий церковный календарь на 2016 год",

со ставитель и редактор-издатель епископ Зосима Донской и Кавказский (г. Ростов-на-Дону),

Алфавитный список имен святых из месяцеслова Русской Древлеправославной Церкви:

исходные документы - "Древлеправославный церковный календарь" (на 2009 и 2017 гг.), и здатель Древлеправославная Патриархия Московская и всея Руси (Москва, ул. Новокузнецкая, 38),

Месяцеслов Русской Православной Старообрядческой Церкви можно найти, например, на сайте "Старообрядчество Марийского Края" (http://maristarover.ru/), см. ссылку .

Месяцеслов Древлеправославной Поморской церкви (подготовлен Рижской Поморской Богоявленской старообрядческой общиной и Союзом Старообрядческих приходов Эстонии, ежегодно публикуется на сайте "Старовер-поморец", г. Рига, http://starover-pomorec.eu/, см. Месяцеслов на 2016 год , Месяцеслов на 2017 год

http://www.endzeli-starover.com/ Месяцеслов Энджельской Поморской староверской общины (Древлеправославная Поморская Церковь Латвии)

Как правильно: старовер или старообрядец? С тароверы о себе (социолингвистический аспект). // Статья опубликована в журнале "Вестник РУДН", серия "Теория языка. Семиотика. Семантика", 2012 год, № 3, стр. 96-104 // Автор Н.В. Иванова, Кафедра русистики и славистики Даугавпилсского университета (Латвия) // Представлен анализ различных точек зрения на староверов: официальной, зафиксированной в словарях русского языка; точки зрения представителей других вероисповеданий; взгляды староверов на самих себя, .

Об именах старообрядцев Урала и Сибири, а также потомков переселенцев в Канаду и США. Многие традиции наречения имени были в советские годы «вырублены топором» почти в буквальном смысле. Большой массив имен перешел в разряд «редкие имена», а многие русские имена практически полностью вышли из употребления. Искать утраченное оказалось возможным у старообрядцев Урала и Сибири, а также у потомков переселенцев в Канаду и США - русских староверов, духоборов (духоборцев) и молокан, которые сумели сохранить наследие предков, приспособив к современным реалиям. Предлагаем вам статью известного лингвиста Никитиной Серафимы Евгеньевны «Об имени собственном в русских конфессиональных группах» (опубликована в 2004 г.) - обязательно почерпнете что-то новое для себя! .

На этой ссылке находится сайт русских духоборов в Канаде "Doukhobor Genealogy Website": http://www.doukhobor.org/ (в разделе Doukhobor Names вы найдете интересный материал по теме, и в частности, 1. Russian Male Names Among the Doukhobors , 2. Russian Female Names Among the Doukhobors , 3. English-Russian Name Cross-Index , 4. Russian-English Name Cross-Index , 5. Guide to Doukhobor Names & Naming Practices).

Имена старообрядцев Уральского казачьего войска

Статья "Именник старообрядцев-поповцев земли Уральского казачьего войска" опубликована в журнале "Вопросы ономастики" (2009, № 7, стр. 81-99, автор Назаров Алоис Ильич; сайт журнала http://www.onomastics.ru/). В статье представлен именник старообрядцев-поповцев земли Уральского казачьего войска, извлеченный из нескольких метрических книг (1832-1837 гг., 1841 г.) старообрядческой часовни в г. Уральске. Приводятся перечни мужских и женских имен староверов Уральского казачьего войска и православных г. Петропавловска. Читайте здесь: аннотация , текст статьи .

Именник старообрядческой общины на территории Миорского района Витебской области.

Исетские старообрядческие имена в современном языковом сознании: структура, семантика, прагматика (на материале Первой всероссийской переписи 1897 года). Кузнецова Янина Леонидовна. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Специальность 10.02.19 - теория языка. Работа выполнена в Тюменском государственном университете (кафедра общего языкознания), Тюмень, 2006 г., .

Женский антропонимикон старообрядцев Исетской волости конца XIX века. Автор Кузнецова Янина Леонидовна. Опубликовано в сборнике "Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования", выпуск № 7 / 2006, стр. 138-141, .

Структура и содержание святцев староверов Федосеевского согласия. Автор Алла Камалова (Варминско-Мазурский университет, Ольштын, Польша). Опубликовано в сборнике «Православие в славянском мире: история, культура, язык», стр. 95-113. Издатель: Centrum badań europy wschodniej Uniwersytetu Warmińsko-Mazurskiego w Olsztynie, Olsztyn 2014. ISBN 978-83-61605-30-0. Электронная версия статьи (pdf, 10 Mb) .

Антропонимическое пространство села Верхний Уймон Усть-Коксинского района Республики Алтай (на примере имен собственных). Авторы Т.Н. Никонова, Л.И. Толстых, Н.А. Куликова. Опубликовано в монографии "Коммуникативная культура старообрядцев Горного Алтая", стр. 138-141. Редакционно-издательский отдел Горно-Алтайского Гос. Университета, 2014 г., 104 стр. ISBN 978-5-91425-109-0, .

Дед Степан, Мартьян и Мамелфа, или русские староверы в Боливии / Полная режиссерская версия фильма Сергея Ястржембского "Дед Степан, Мартьян и Мамелфа, или русские староверы в Боливии", снятого в 2012 г. в Боливии. Показан в 2013 г. на канале "Моя планета". Фильму предшествует беседа с протоиереем Леонтием Пименовым (Русская Православная старообрядческая Церковь). Смотрите на YouTube, время 43 мин. 25 сек. https://www.youtube.com/watch?v=IMdgqMg5X28 . Интервью С. Ястржембского об этом фильме - .

Русские староверы в Уругвае. По закону иудейскому над младенцем в восьмой день по рождении совершался обряд обрезания, при этом младенцу нарекали имя. Обряд этот был совершен и над воплотившимся «от Духа Свята и Марии Девы» вочеловечившимся Сыном Божиим, и Ему нарекли имя Исус, что значит Спаситель. Господь, Творец закона, исполнив обряд обрезания, явил нам пример, как следует исполнять Божественные установления. В то же время Господь принял обрезание для того, чтобы впоследствии никто не мог усомниться в том, что Он был истиным Человеком, т.е. истинно воплотился, а не призрачно, как учили некоторые еретики. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. // Из календаря РПСЦ на 14 января (1 января по старому стилю)