Какие чувства вызывает печорин у мери. Взаимоотношение княжны мери и печорина

Печорин и княжна Мэри (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» - одно из лучших произведений русской литературы. В центре романа- человек, который по своему развитию был выше окружающего его общества, но не мог найти применения своим способностям. В предисловии Лермонтов пишет: «... Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе... может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина. Мой ответ - заглавие этой книги». Итак, «Герой нашего времени», какой же он этот герой? Что его характеризует? 1830-е гг. - сложный период в истории страны. Будущее поколения этого времени «иль пусто, иль темно». В Печорине Лермонтов запечатлел черты молодежи того времени. Изобразил «портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего времени». Если говорить о характере Печорина, то В. Г. Белинский определил его так: «Его страсти - бурные, очищающие сферу духа, его заблуждения - острые болезни в молодом теле...», «В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них или, лучше сказать, осуждает их...» И действительно, характер Печорина полон противоречий: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...»

«Нет, это не эгоизм! Эгоизм не страдает, не обвиняет себя...» И в самом деле, Печорин страдает от скуки, от окружающего его «водяного общества». Его стремление вырваться из этого замкнутого круга заключается в том, что он растрачивает себя на мелкие дела. Он рискует жизнью, подставляя себя под шальные чеченские пули, ищет забвения в любви.

«на страдания, радости других только в отношении к себе». Он злопамятен и честолюбив. Где бы ни появился Печорин, всюду происходят несчастья.

Княжна Мери -дочь княгини Лиговской - молодая и красивая девушка, но слишком наивная и доверчивая по"отношению к другим людям, например к Печорину. «В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы: одна пожилая, другая молоденькая стройная... на второй было закрытое платье... легкая шелковая косынка вилась вокруг ее гибкой шеи. Ботинки... стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже не посвященый в таинства красоты непременно ахнул бы от удивления. Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное...»

Княжна Мери сначала не обращает внимания на Печорина, но он старается сделать всё, чтобы привлечь её внимание: «... она торговала чудесный персидский ковер... Я дал сорок рублей лишних и перекупил его; за это я был вознагражден взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство. Около обеда я велел нарочно провести мимо ее окон мою черкесскую лошадь, покрытую этим ковром... эффект этой сцены был самый драматический. Княжна хочет проповедовать против меня ополчение...» Он переманил поклонников Мери к себе, рассказывая им смешные истории. Завоевав ее внимание, Печорин старается произвести впечатление на княжну рассказами и историями из своей жизни: «Княжне начинает нравиться мой разговор; я рассказал ей некоторые из странных случаев моей жизни, и она начинает видеть во мне человека необыкновенного. Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами: и это начинает ее пугать». Печорин всё больше и больше овладевает её сердцем. Он во время бала «спас» княжну Мери от пьяного нахала, который приставал к ней: «Я подошел! к пьяному господину, взял его довольно крепко за руку и, посмотрев ему пристально в глаза, попросил удалиться...» Во время вечерней прогулки, переходя через речку, Мери почувствовала себя плохо, тогда Печорин обнял её - она облокотилась на него, и вдруг Печорин её поцеловал.

Несмотря на утверждение Печорина, что его увлечение княжной Мери ничего не значит и что он добивается ее любви только для собственного удовольствия, на самом деле его душа жаждет настоящей любви. «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видел ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!» Однако Печорин ловит себя на мысли, что его привязанность- «жалкая привычка сердца».

«Я часто спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство?.. Из-за чего же я хлопочу?..»

Он вынужден признать, что его удовлетворяет это «жалкая привычка сердца», он - герой своего времени, скитающийся «по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха...»

Я считаю, что Печорин испортил жизнь княжне Мери, он её разочаровал в любви. Он изначально не любил ее: «... сердце мое сильно билось, но мысли были спокойны, голова холодна; как я не искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны».

Теперь княжна не будет никому доверять. Печорин - подлец. Он не достоин уважения к себе и любви другого человека. Но всё-таки, я думаю, его оправдывает то, что он воспитывался в обществе, где истинные чувства скрывались под маской безразличия.

В романе «герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность современника, показать портрет «героя времени», «составленный из всего нашего поколения, в полном их развитии, как сказал автор в предисловии к роману. Все сюжетные линии сведены к центральному образу: Печорин и Грушницкий, Печорин и Вернер, Печорин и Вулич, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и горцы, Печорин и контрабандисты, Печорин и «водяное общество». При этом особую линию представляют любовные сюжеты, присутствующие почти в каждой из частей романа. Ведь одна из главных особенностей современника, по мнению Лермонтова, это «преждевременная старость души», при которой «…царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». Таков и Печорин: он не способен любить беззаветно и преданно, эгоизм губит самые лучшие и добрые его чувства. Именно это проявляется в его взаимоотношениях со всеми героинями романа – Бэлой, Верой и, конечно же, княжной Мери.

История о том, как Печорин добивается расположения и любви этой девушки, составляет сюжетную основу части «Княжна Мери». Именно здесь с глубоким психологизмом Лермонтов показывает тайные мотивы поступков Печорина, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он и правда подобен «палачу в пятом акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери. Девушка, принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, княжна Мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой, она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печорин план ее «соблазнения» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения.

Но мы замечаем и другие качества Мери, прячущиеся за внешностью светской красавицы. Она внимательна к Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком. Она не выносит показного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное общество». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, Мери пала его жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом? Для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» Печорин, завоевывая ее расположение. Ключевая сцена – это беседа Печорина с Мери на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», герой «исповедуется» перед неопытной девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать сочувствие девушки. И действительно, ее добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – она полюбила Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» - цинично замечает герой. Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. И княжне остается только страдать и ненавидеть его, а читателю – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.

Роман "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова считается одним из лучших произведений классической русской литературы. Говорить о нем можно очень долго - интересных тем для обсуждения более чем достаточно. Сегодня мы остановимся на одной из них - попытаемся понять, каким было отношение Печорина к Мери.

Характер Печорина

Сначала следует разобраться в характере главного героя. Нельзя не признать, что это человек, по своему развитию выше общества, окружающего его. Однако он не сумел найти применения своим талантам и способностям. 1830 годы - сложный период в российской истории. Будущее молодых людей того времени было "иль пусто, иль темно". Лермонтов в Печорине запечатлел черты молодого поколения тех лет. Портрет его героя составлен из пороков всего времени. В нем как будто два человека. Первый из них действует, а второй наблюдает за его действиями и рассуждает о них или, вернее, осуждает.

Отрицательные черты характера Печорина

В Печорине можно заметить множество отрицательных черт, включая и эгоизм. Хотя Белинский не мог согласиться с этим. Он говорил, что эгоизм "не обвиняет себя", "не страдает". Действительно, Печорин страдает из-за того, что ему скучно среди людей, принадлежащих к "водяному обществу". Стремление из него вырваться заключается в том, что герой растрачивает себя на различные мелкие дела. Печорин рискует жизнью, ища забвения в любви, подставляя чеченские пули под себя. Он очень страдает от скуки и осознает, что жить так, как живет он, неправильно. Герой честолюбив и злопамятен. Где бы он ни появился, везде случаются несчастья.

Для чего герой обманул Мери?

Глубокую душевную рану этот герой нанес княжне Мери. Он обманул эту девушку, предал ее любовь к нему. Какую же цель преследовал он? Исключительно собственное удовлетворение. В этом совершенно разными были Печорин и княжна Мери. Отношения между героями характеризуются тем, что княжна стремится сделать счастливым своего возлюбленного, а он думает лишь о себе. Однако Печорин хорошо осознает, какую неблагодарную роль сыграл в жизни этой девушки.

Развитие взаимоотношений между Печориным и Мери

Для того чтобы понять, каким было истинное отношение Печорина к Мери, вкратце проследим историю развития их весьма необычного романа. Мери - молодая и красивая дочь княгини Лиговской. Однако она чересчур наивна, а также чрезмерно доверчива к другим людям, включая Печорина. Сначала девушка не обратила внимание на главного героя, однако он сделал все, чтобы заинтересовать ее. Он переманил к себе поклонников Мери, рассказывая им забавные истории. После того как Печорин завоевал ее внимание, он попытался произвести на княжну хорошее впечатление историями и рассказами из своей жизни. Его цель заключалась в том, чтобы девушка начала видеть в нем необыкновенного человека, и он добился своего. Печорин постепенно покорил девушку. Во время бала он "спас" княгиню от пьяного нахала, пристававшего к ней. Заботливое отношение Печорина к княжне Мери не осталось незамеченным девушкой. Она считала, что герой искренен в своих поступках. Однако девушка жестоко ошиблась. Он просто хотел покорить ее, она для него была очередной игрушкой. Однажды вечером отправились на прогулку Печорин и Мери. Взаимоотношения их к тому времени уже развились достаточно для того, что произошло во время нее. Княжна почувствовала себя плохо, переходя через речку. Печорин обнял ее, девушка облокотилась на него, и тогда он ее поцеловал.

Был ли Печорин влюблен в Мери?

Печорин утверждал и старался убедить себя в том, что увлечение Мери ничего для него не значит, что он добивается любви этой девушки лишь для собственного удовольствия. Однако на самом деле отношение Печорина к Мери было несколько другим. Душа героя жаждала настоящей любви. Печорин начинает сомневаться: "Уж не влюбился ли я в самом деле?". Однако он тут же ловит себя на мысли, что привязанность к этой девушке - "жалкая привычка сердца". Любовь Печорина к Мери так и умерла в зародыше, поскольку герой не позволил ей развиться. А жаль - возможно, он обрел бы счастье, полюбив.

Таким образом, отношение Печорина к Мери является противоречивым. Герой уверяет себя в том, что не любит ее. Перед дуэлью он говорит Вернеру, что вынес из жизненной бури лишь несколько идей, однако не вынес ни одного чувства. Он признается, что давно живет головой, а не сердцем. Собственные поступки и страсти он взвешивает, разбирает "со строгим любопытством", однако "без участия". На первый взгляд то, как относится Печорин к Мери, подтверждает это представление главного героя о себе, которое свидетельствует о жестокости, безжалостной холодности его игры. Однако главный герой не так уж бесстрастен, каким пытается казаться. Несколько раз он ощущает, что увлекся, даже становится взволнованным. Главный герой упрекает себя за способность к чувству: ведь он уверил себя, что для него счастье заключается не в любви, а в "насыщенной гордости". Его натуру искажают невозможность найти высокую цель в жизни и вечный разлад с окружающими. Однако Печорин напрасно полагает, что ему принесет счастье эта "насыщенная гордость". И Мери, и Вера любят его, однако это не приносит ему удовлетворения. Да и отношения с этими героинями развиваются не только по воле Печорина.

Пока герой видит в княжне избалованную поклонением светскую барышню, ему приносит удовольствие оскорблять гордость девушки. Однако после того как в ней проступает душа, выявляется способность искренне страдать, а не просто играть в любовь, главный герой меняет свое мнение. Однако автор не завершает историю счастливым финалом - остаются одинокими Печорин и княжна Мери. Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие.

Как следует относиться к Печорину?

Вероятно, Печорин навсегда испортил жизнь этой девушки. Он разочаровал ее в любви. Теперь Мери не будет доверять никому. К Печорину можно относиться по-разному. Конечно, он подлец, недостойный любви другого человека и даже уважения к себе. Однако его оправдывает то, что он является порождением общества. Он воспитывался в среде, где истинные чувства было принято прятать под маской безразличия.

Заслужила ли Мери свою участь?

А что же Мери? К ней тоже по-разному можно относиться. Девушка видела настойчивость главного героя. И из этого сделала вывод о том, что он любит ее. Мери слышала, какие странные речи произносил этот герой, и поняла, что это необыкновенный человек. И она полюбила его, пренебрегая законами общества. Ведь Мери первая осмелилась сказать о своей любви. Это значит, что она верила, что герой ответит ей взаимностью. Однако тот молчал.

В чем была виновата Мери

Можно считать, что Мери сама виновата во всем, так как она была одновременно наивна и высокомерна, уверена в себе и слепа. В ней нет безоглядной преданности, свойственной Вере, нет искренности и страстной силы любви Бэлы. Но главное в том, что она не понимает Печорина. Девушка полюбила вовсе не его, а модного героя. Ее чувство к нему можно сравнить с чувством к Грушницкому - Мери видит в столь разных людях одно и то же: трагедия разочарования Печорина не отличается для нее от маски разочарованности Грушницкого. Если бы главный герой не приехал на воды, скорее всего, девушка бы влюбилась в Грушницкого, вышла за него замуж, несмотря на сопротивление матери, и была бы счастлива с ним.

Что оправдывает Мери

Однако можно ли так безоговорочно винить героиню? Ведь она не виновата, что молода, что ищет героя и готова найти его в первом встречном. Как и любая женщина, Мери мечтает о том, чтобы ее полюбил одинокий и сильный человек, для которого она готова стать целым миром, обогреть его и утешить, принести ему покой и радость. В этом смысле порождениями своей среды и времени были Печорин и княжна Мери. Отношения между ними характеризуются тем, что каждый играл свою роль. И если герой ее выдумал сам, то героиня играла естественную роль женщины, предназначение которой заключается в любви.

Возможно, не появись в ее жизни Печорин, она бы обрела свое счастье. Девушка прожила бы всю жизнь с иллюзией того, что Грушницкий - особенное существо, что она спасла его от одиночества и несчастий своей любовью.

Сложность человеческих взаимоотношений

Сложность человеческих взаимоотношений заключается в том, что даже в любви, которая является самой большой душевной близостью, люди зачастую неспособны до конца понять друг друга. Для того чтобы сохранить спокойствие и уверенность, нужны иллюзии. У Мери с Грушницким могла бы сохраниться иллюзия необходимости любимому, а тому хватило бы тихого домашнего очага, любви и преданности княжны. Что-то подобное, возможно, произошло бы, если бы не разошлись Печорин и Мери. Взаимоотношения между ними, конечно, вряд ли продлились бы долго из-за характера главного героя, однако непонимание и в этой паре, безусловно, также имело бы место.

С какой целью Печорин затевает любовную интригу с княжной Мери? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил задачу всесторонне и многогранно раскрыть личность современника, пока­зать портрет «героя времени», «составленный из пороков» всего по­коления «в полном их развитии», как сказал автор в предисловии к роману. Все сюжетные линии сведены к центральному образу, но особую роль при этом играет любовная интрига, которая присутству­ет почти в каждой из частей романа. Ведь одна из главных особенно­стей «героя времени» - это «преждевременная старость души», при которой «...царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови».

История о том, как Печорин добивается расположения и любви княжны Мери, показывает тайные мотивы поступков героя, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свобо­ду. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он действительно подобен «палачу в пятом акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери.

Девушка, принадлежащая, как и Печорин, к высшему свету, княжна Мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печориным план ее «соблазне­ния» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения.

Но мы замечаем и другие качества Мери, прячущиеся за внешно­стью светской красавицы. Она внимательна к Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком, не выносит показ­ного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное обще­ство». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда Печорин на­чинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот беда - Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить и подчинить себе. И, к сожалению, Мери пала его жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом?

Для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» Печо­рин, завоевывая ее расположение. Ключевая сцена - это беседа Печо­рина с Мери на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», ге­рой «исповедуется» перед неопытной девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нрав­ственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина - вызвать сочувствие девушки. И действи­тельно, ее добрая душа тронута этим рассказом, а в результате она полю­била Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин достиг своей цели: «...Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!» - цинично замечает герой. В очередной раз он проявил самые негативные черты своего характера: эгоизм, бессердечие и душевную холодность, стремление к власти над людьми.

Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. И княжне остается только страдать и нена­видеть его, а читателю - размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.

Если сравнивать двух героев Лермонтова из произведения «Герой нашего времени», а именно Печорина и Мери, то можно увидеть маленькую прожитую «жизнь» этих персонажей. У каждого из них, после знакомства друг с другом остался характерный осадок. У мужчины это душевная пустота, а для Мери это неприятное, «горько-соленое послевкусие» от неразделенной любви.

Молодой человек и княжна познакомились в Пятигорске. Причем до последнего откладывал официальное знакомство. Всякий раз, он демонстративно проходил мимо и бросал девушке надменный взгляд. Мери ему очень нравилась, но он боялся признаться в этом, даже самому себе.

Мужчина был очень эмоциональным и живым, однако, он умело прятал все свои чувства под «расчетливой» маской. Он продумывал каждый шаг, чтобы не оказаться «связанным» семейными узами. Но без романов и интриг он не мог. Григорию Александровичу было скучно без адреналина, страсти и тайны. Ведь только эти эмоции вдохновляли его, и пробуждали фантазию и желание жить. Только это на время помогало одолеть навеки поселившуюся в сознании тоску и скуку.

Мужчине нравилось мучить Мери. Он наслаждался от того, что девушка страдает и плачет по ночам. От самой мысли об этом, мужчина приходил в некую эйфорию, чувствуя себя победителем в этой «битве» страстей и коварства.

Княжна в свою очередь не понимала, что происходит с этим наглым и заносчивым молодым человеком. На ее взгляд, он вел себя возмутительно и не прилично.

Была юна, невинна и чиста. На ее лице играла улыбка. И все же девушка была капризна и требовательна, как и все барышни высшего общества. Она, привыкшая все получать по первому требованию, столкнулась с «неприступным» Печориным.

Поначалу мужчина ее разозлил тем, что купил их ковер на рынке. Но она даже и не догадалась, что этим он лишь заявил о себе. Потом, когда на прогулке с Грушницким он неожиданно появился на коне, Мери испугалась. Позже девушка не могла отвести взгляда, от этого красивого, гордого, но дерзкого офицера.

Сама девушка была изящной внешности, одета по последней моде, в отличие от здешних отдыхающих. По ее внешнему виду, манерам и походке, можно было стразу понять, что она приехала из столицы.

У княжны Мери был несравненный голос. Ее часто просили спеть и девушка, редко когда отказывалась. Но однажды на приеме гостей, Мери заметила, что Печорин не восхищается ее талантом. Ей это не понравилось, и она высказалась офицеру по этому поводу. Но Мери не могла понять одного, что в тот момент, когда она исполняла песню, все внимание мужчины было обращено к совсем другой особе. Именно ради Веры, он сейчас находился здесь. Именно ради нее он готов был на все. Он приманивал Мери ближе к себе, но думал в этот момент о женщине, которая была замужем. Печорин дал Вере слово, что никогда не женится на княжне, но позже, возненавидел себя за это.

Нет, он не испытывал жалости к Лиговской, просто Печорин в очередной раз разочаровался в себе. Он обидел девушку, сказав, что смеялся над ее чувствами, точнее, ему пришлось так солгать…