Как жили древние славяне. Историческая справка: древние славяне

Предки нынешних славян, так называемые древние славяне, выделились из обширной индоевропейской группы, заселявшей всю территорию Евразии. С течением времени племена, близкие по ведению хозяйства, социальному устройству и языку, объединились в славянскую группу. Первые упоминания о них мы находим в византийских документах 6 века.

В 4-6 веках до н.э. древние славяне участвовали в великом переселении народов - крупном в результате чего они заселили обширные территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Постепенно они разделились на три ветви: восточные, западные и южные славяне.

Благодаря летописцу Нестору, нам известны основные и места их поселений: в верховьях Волги, Днепра, и выше на север жили кривичи; от Волхова и до Ильменя находились словене; дреговичи заселяли земли Полесья, от Припяти до Березины; радимичи обитали между Ипутью и Сожем; около Десны можно было встретить северян; от верховья Оки и вниз по течению тянулись земли вятичей; в районе Среднего Днепра и Киева были поляне; древляне жили вдоль рек Тетерев и Уж; дулебы (или волыняне, бужане) поселились на Волыни; хорваты заняли склоны Карпат; племена уличей и тиверцев расположились от низовьев Днепра, Побужья до устья Дуная.

Жизнь древних славян, их обычаи и верования прояснились в ходе многочисленных археологических раскопок. Так, стало известно, что они длительное время не отходили от патриархального уклада: каждое племя делилось на несколько родов, а род состоял из нескольких семей, которые жили все вместе и владели общей собственностью. Управляли родами и племенами старейшины. Для решения важных вопросов созывалось вече - собрание старейшин.

Постепенно хозяйственная деятельность семей обособливалась, и родовое устройство заменялось (вервями).

Древние славяне являлись оседлыми земледельцами, которые выращивали полезные растения, разводили домашний скот, занимались охотой и рыбалкой, знали некоторые ремесла. Когда начала развиваться торговля, стали возникать города. Поляне построили Киев, северяне - Чернигов, радимичи - Любеч, кривичи - Смоленск, ильменские славяне - Новгород. Славянские воины создавали дружины для охраны своих городов, а во главе дружин становились князья - преимущественно варяги. Постепенно князья захватывают себе власть и фактически становятся хозяевами земель.

Тот же повествует о том, что подобные княжества основали варяги в Киеве, Рюрик - в Новгороде, Рогволд - в Полоцке.

Древние славяне селились преимущественно в городищах - поселках вблизи рек и озер. Река не только помогала добраться до соседских поселений, но и кормила местных жителей. Однако главным занятием славян было земледелие. Пахали они сохой на волах или лошадях.

Скотоводство тоже было значимым в хозяйстве, но из-за климатических условий не было слишком развито. Гораздо активнее древние славяне занимались охотой и бортничеством - добычей дикого меда и воска.

По своему верованию эти племена были языческими - они обожествляли природу и умерших предков. Небо они называли богом Сварогом, а все небесные явления считались детьми этого бога - сварожичами. Так, например, сварожич Перун особо почитался славянами, ведь он насылал гром и молнии, а также давал свое покровительство племенам во время войны.

Огонь и Солнце являли свою губительную или благотворную силу, и в зависимости от этого их олицетворял добрый Даждьбог, дающий живительный свет и тепло, или злой Хорс, сжигающий природу зноем и пожарами. Стрибог считался богом бури и ветра.

Древние славяне приписывали воле своих богов любые природные явления и изменения в природе. Они старались всячески умилостивить их различными празднествами и жертвоприношениями. Интересно, что принести жертву мог любой человек, который хотел это сделать. Но зато в каждом племени был свой волхв-ведун или кудесник, который умел познавать изменчивую волю богов.

Древние славяне не строили храмов и долгое время не создавали изображений богов. Лишь позднее они начали делать идолов - грубо сделанные деревянные фигуры. С принятием христианства язычество и идолопоклонство постепенно искоренялось. Тем не менее, религия наших предков сохранилась и по сей день в виде народных примет и земледельческих природных праздников.

Все мы знаем, что важную роль в становлении государств Восточной Европы сыграли славяне. Эта группа родственных народов, крупнейшая на континенте, имеет близкие языки и похожие обычаи. Численность ее составляет примерно триста миллионов человек.

Восточные славяне в древности: расселение по Европе

Наши предки были ветвью индоевропейской семьи народов, которая во время Великого переселения рассеялась по всей Евразии. Самыми близкими родственниками славян считаются балты, которые поселились на территориях современной Латвии, Литвы, Эстонии. Соседями их являлись германцы на юге и западе, скифы и сарматы на востоке. Восточные славяне в древности прошли Восточную и Центральную Европу, где в междуречье Днепра и Вислы основали первые города Украины и Польши. Потом они преодолели предгорья Карпат, расселившись по берегам Дуная и на Балканском полуострове. Большая территориальная отдаленность праславян вносила свои коррективы в их язык, обычаи и культуру. Поэтому группа разделилась на три ветви: западную, южную и восточную.

Восточные славяне в древности

Эта ветвь наших праотцов занимала огромную территорию. От Ладожского и Онежского озер до Причерноморья, от Оки и Волги до Карпатских гор они вспахивали землю, велю торговлю, строили капища. Всего историки называют пятнадцать племен восточных славян. По соседству с ними мирно уживались угро-финские племена - наши предки не отличались излишней воинственностью, а предпочитали поддерживать хорошие отношения со всеми.

Занятия восточных славян

Наши предки были земледельцами. Они умело орудовали сохой, серпом, мотыгой, плугом с лемехом. Степные жители вспахивали просторы целины, в лесной зоне сначала выкорчевывали деревья, а золу применяли в качестве удобрения. Дары земли были основой рациона славян. Просо, рожь, горох, пшеница, ячмень, гречиха, овес использовали для выпекания хлеба и для варки каш. Также выращивали технические культуры - лен и коноплю, из волокон которых пряли нити и делали ткани. С особой любовью относились люди к домашним животным, поскольку каждая семья разводила крупный рогатый скот, свиней, овец, лошадей, домашнюю птицу. Вместе со славянами в их домах жили кошки и собаки. Охота, рыболовство, бортничество, кузнечное и гончарное дело были развиты на очень высоком уровне.

Религия праславян

До прихода на славянские земли христианства здесь царило язычество. Восточные славяне в древности поклонялись целому пантеону богов, которые олицетворяли силы природы. Сварог, Сварожич, Род, Стрибог, Даждьбог, Велес, Перун имели свои места поклонения - капища, где стояли кумиры и приносились жертвы. Мертвых сжигали на кострах, а над пеплом, помещенным в горшок, насыпались курганы. К сожалению, восточные славяне в древности не оставили письменных свидетельств о себе. Знаменитая Велесова книга вызывает у исследователей сомнения в ее подлинности. Однако археологи находят большое количество предметов быта, оружие, остатки одежды, украшения, культовые вещи. Они могут рассказать о жизни наших предков не меньше, чем летописи и сказания.

Которое можно назвать «гулянием» по Европе туда-сюда, потому мы смело можем предположить, что и в предыдущую эпоху миграция праиндоевропейцев в Европе, мягко скажем, не была плановой. В раннюю пору по причине наличия свободных земель, происходило мирное поселение между племенами аборигенов. Род и даже целое племя осваивало какой-то природный комплекс, а при исчерпании его ресурсов просто перемещались на другой. При увеличении числа членов рода происходило «почкование» с поселением нового выделенного отдельного рода на соседних землях. Очевидно первыми осваивались самые удобные и лучшие из известных земель, но военные действия для захвата чужих участков вероятно велись не часто, даже если соседи были из чужого племени (инородцы), так как человеческие потери от войны перевешивали экономическую выгоду. Людей было мало и в древности они представляли самую основную ценность на фоне бескрайних земель, свободных для освоения. Подтверждением тому является отмечаемое в разных языках европейских народов взаимное обогащение заимствованными словами, которое возможно лишь при долгом и мирном общении разных племен. Пока имеются свободные земли, то для войны и нет причин, так как выгоды от владения чужим ресурсом не оправдывают возможные потери.

Лишь после заметного увеличения численности племен в Центральной и Западной Европе (где нет такой широты земель, как в Восточной Европе) происходит переход от мирного расселения к военным действиям ради вытеснения, что консолидирует ранее разрозненные племена по признаку общности языка и кровного родства в какие-то союзы с очевидной целью – противостоять натиску иных народностей или желанием самим пограбит богатых соседей или вообще захватить их земли как источник существования.

Я для пущей наглядности выложу карту расселения славян , где изначальная территория древних славян , так называемая , обозначена как материковая полоса (без выхода к морям) в Днепро -Днестровском междуречье.

Понятно, что причина войн имеет простое экономическое обоснование - для прокорма увеличившегося числа членов племени требуется освоения нового природного комплекса. Ведь преобладающая технология хозяйствования - это , которое характеризуется временностью использования участка земли в связи с падением его плодородия. Поэтому через десяток лет требуется новый участок леса, на котором вначале у деревьев подсекается кора, чтобы они высохли, а на следующий год вся древесина поджигается, чтобы получить золу, которая станет удобрением и обеспечит плодородие этого участка на несколько лет. Старые участки бросаются и они зарастают лесом, чтобы через 30-40 лет их можно было снова использовать в земледелии. Благо, что вся Европа в те времена сплошь покрыта лесами, однако такой трудоемкий способ земледелия требует проживания людей большой группой в деревнях - довольно многочисленным кланом из нескольких родов. Кроме того, требуется большая дикая неосвоенная территория, где должна водится дичь для охоты и, некоторая - для выпаса домашнего скота. Земля находится в общей собственности, а распределение по потребности, что позволяет говорить, что экономика клана представляла собой простой на основе естественного . Очевидно, что на пограничной земле между основными регионами сплошного проживания родственных родов и племен имеет место пестрое чередование деревень, жители которых принадлежат к разным племен, которые не всегда славянские, потому как нет никах четких границ.

Однако на рубеже I-II тысячелетия до н.э. все лучшие земли уже поделены между основными языковыми группами индоевропейцев . Растущим племенам остается или вытеснять силой неродственные племена с их земель, или идти на сводные и неудобные земли на периферии (так германцы переселились на суровый Скандинавский полуостров, а восточные славяне заняли леса Восточной Европы), причем, идти надо по землям иных племен, без надежды выиграть у них в войне.

Территория древних славян

Понятно, что именно войны и переходы целых союзов племен создают предпосылки формирования какой-то общности членов племен, говорящих на одном языке. Для обоснования единения в случае обороны или совместного вооруженного набега у одноязычных племен появляется понимание общих корней и общего предка.

Вероятно, идеалистическая естественная экспансия людей в Европе имела место в самой далекой древности, доказательством чему могут служить баски (вытесненные на Пиренейский полуостров) и финно-угры (занимавшие, наверно, всю Центральную и Восточную Европу), но после катаклизма прародины индоевропейцев в Северном Причерноморье в следствии затопления Киммерийского озера (будущее Черное море) водами Средиземного моря через образовавшийся пролив Босфор, волны переселенцев из индоевропейских племен очевидным образом смели все исконное коренное население древней Европы. Скорее всего, каждая следующая волна индоевропейцев проходила дальше на Запад в глубь Европы через земли первых переселенцев, к которым как раз надо отнести протославян вместе с будущими германцами и балтами, осевшими недалеко от Черного моря в Днепро-Днестровском междуречье. Праславянский язык был самым архаичным (значит одним из близких к исходному праиндоевропейскому языку), что говорит в пользу гипотезы о самом раннем исходе из и долгом проживание на одном месте в определенной изоляции. Последующим выходцам из прародины индоевропейцев приходилось уходить не задерживаясь через земли славян на самые дальние земли в глубь Европы. Очевидно, предпочитали более теплый климат, чем тот, что был в холодных землях на Северо-Востоке от Причерноморья, которые уже только в нашу эру по необходимости начнут осваивать восточные славяне.

Происхождение древних славян как одних из первых выходцев из семьи индоевропейских народов, сформировавшейся в Северном Причерноморье сегодня очерчивается бассейнами рек Днестра, Припяти и Днепра. позволяет говорить о формирование праславян в материковой части по северо-восточной стороне Карпатских гор.

Древние предки славян

Первые достоверные письменные источники о древних славянах появляются в середины VI века века у византийских авторов, писавших на греческом языке, в которых славяне упоминаются под названиями - склавины и анты , а еще раньше - венеды - как народ между сарматами и германцами. Собственно ранние упоминания о древних славянах становятся понятными после прочтения труда готского историка Иордана, писавшего на латыни, который повторно упомянул про народ венеды , но уже явно относил его к славянам. Нам надо понимать, что наименования склавины, анты и венеды - это латинские (или греческие) наименования крупных союзов славянских племен (возможно, даже имена - , - являются и названиями каких-то конкретных племен, которые верховодят в этих союзах).

Более ранние источники о древних славянах не столь достоверны, но греческий историк Геродот, живший в V веке до н.э. упоминает какой-то народ под именем , который можно отнести к праславянам, судя по указанному месту проживания как раз в бассейне Днепра. Из хроник войн греков с персами мы узнаем о совещании вождей 14 сарматских племен, которые обсуждали вопрос противодействия царю персов Дарию, решившему пойти войной против скифов. Скифы, уже имевшие государственность в Причерноморье и в Крыму, выступали главной силой противоборства, а сарматские племена - как пограничные с ними союзные народы, не совсем ясной этнической принадлежности, решали вопрос об участии в общей обороне. Тогда отказались участвовать в войне против персов, но войска персов, а потом скифов, преследующих отступающих персов, прошли по землям нёвров , вынудив тех бежать от войны на Север и поселиться среди будинов. Больше упоминаний о неврах не сохранилось, но совпадение мест поселения невров и поселение древних славян позволяет считать их кандидатами в первые народы древних славян .

Древнейшие славяне

Мы не может сказать как назывались древние славяне , и были ли это невры , так как нет точных указаний, что нёвры были славянами, но в любом случае они проживали в Днепро-Днестровском междуречье, которое считается прародиной всех славян.

Еще более ранних упоминаний про народы древних славян не сохранилось, так как в последние века до нашей эры греческие города на побережье Потна Эвксинского (Черного) были разграблены, да и в первых веках нашей эры велись, называемые греками и римлянами поначалу скифскими войнами, оказавшимися готскими войнами, потому как зачинщиками их были уже германцы готы, переселившиеся из Скандинавии в Причерноморье в III-IV веках.

Более ранние племена, отмеченные современниками в предполагаемом ареале формирования славянского этноса (среднее и верхнее Поднепровье, юг Белоруссии), могли внести вклад в этногенез древних славян , но степень этого вклада остаётся неизвестной из-за недостатка сведений как по этнической принадлежности племён, упомянутых в источниках, так и по точным границам обитания этих племён и собственно праславян. Впервые племена (невры и скифы-земледельцы), населявшие земли Восточной Европы в удалении от Чёрного моря, описал в своём фундаментальном труде греческий историк середины V в. до н. э. Геродот. Археологи находят географическое и временное соответствие неврам в милоградской археологической культуре VII-III вв. до н. э., ареал которой распространяется на Волынь и бассейн реки Припяти (северо-запад Украины и южная Белоруссия). Неизвестно, сформировался ли к этому времени славянский этнос, но предполагая автохтонность славян в междуречье Днестра и Днепра, сведения Геродота являются самым ранним и единственным на протяжении последующих 500 лет письменным источником о возможных предках славян.

В то время, как экспедиции римских легионов приоткрыли цивилизованному миру Германию от Рейна до Эльбы и варварские земли от среднего Дуная до Карпат, греческий автор середины I в. до н. э. Страбон в описании Восточной Европы к северу от Причерноморья пользуется легендами, собранными ещё Геродотом. Однако он сообщил важные этнографические сведения, связанные с появлением в западных областях Украины бастарнов. Бастарны, в которых чаще всего видели германцев, появились на страницах истории во 2-й половине III в. до н. э. где-то к северу от низовьев Дуная. Обычно им приписывают зарубинецкую археологическую культуру (II в. до н. э.-II в. в бассейне Припяти, Десны, в Среднем и Верхнем Поднепровье). В советское время зарубинецкую культуру из-за ареала распространения признавали раннеславянской несмотря на её заметные отличия в уровне развития ремёсел от более примитивных достоверно славянских культур позднего времени. Кто бы этнически не были носители зарубинецкой культуры, её влияние прослеживается в памятниках киевской культуры, названной сначала позднезарубинецкой. Невозможно определить степень влияния бастарнов на этногенез славян прежде всего из-за недостатка этнографических сведений о самом исчезнувшем в III веке племени бастарнов.

Историки предполагают, что славяне могли проникнуть в западные земли с Поднепровья вместе с полиэтничным конгломератом племён, объединённых подчинением Аттиле, и стали селиться в обычных для себя местах вдоль рек. На это есть намёки в записках грека Приска Панийского, посетившего в составе византийского посольства в 448 году варварские земли в районе совр. Венгрии. Но впервые эпиграфические источники сообщают о достоверно славянских племенах венедов (Venethae), склавинов (Σκλαβηνοί) и антов (Άνται) в середине VI века. Из этих племён последние два появились к началу VI века на северных границах Византийской империи по левому берегу среднего и нижнего Дуная, что хронологически хорошо согласуется с археологическими данными. Упоминания о венедах есть в позднеримских источниках I-II вв., однако их связь с венедами эпохи Великого переселения народов не очевидна. См. подробнее в статье Этногенез славян.

Древние славяне

Древняя история славян нам известна из письменных источников византийских авторов, в которых с VI века упоминаются два крупных славянских народа - анты и склавины , как народы, с которыми Восточная Римская империя вошла в соприкосновение на северных границах. Причем византийские авторы не упоминают название венеды, что объясняется скорее проживанием венедов намного севернее, без соприкосновения с границами империи. Схему расселения древних славян прояснил уже готский историк Иордан, который уже прямо пишет, что венеды, анты и склавины родственны и произошли от одного корня. «Из его сообщений видно, что склавины представляли собой западную группу южной ветви славян, анты - восточную группу, а венеды - северную ветвь. Область расселения склавинов по Иордану простиралась от города Новиетуна (Исакча на нижнем Дунае или Новиодун на Саве) и Мурсианского озера до Днестра и Вислы. Анты локализовались Иорданом от Днестра до устья Днепра, насколько далеко их земли заходят на север Иордан не знал. Областью распространения венедов Иордан считал «безмерные просторы» от истоков Вислы и предгорий Карпат к востоку и северу.»

При клике по миниатюре карты вы увидите старинную карту, на которой территория венедов помещена в верхнем правом углу, а вся восточная территория от германских земель названа Сарматией.

Надо заметить, что названия венеды, анты, склавины относятся к большим союзам славянских племен, уже имеющим государственность, так как конкретное название племен славян традиционно происходило от места их проживания, например, поляне.

Подтверждением государственности у древних славян служат византийские авторы, которые пишут о вождях союзов славянских племен, называя их князьями, которые заключают договоры с императорами, как полновластные властители над славянами. Эти прото государства славян организуют походы и ведут на равных войны с войском Римской империи, что подтверждает разрушение родо-племенных отношений. Другое дело, что само место проживания славян не давало государствам славян возможности долгого самостоятельного развития, так как по нему, как по коридору в Европу, постоянно вторгались кочевники из Азии. Вся история древних славян - это борьба с империями азиатских кочевников, приведшая к созданию восточными славянами Киевской Руси, как огромной территориальной империи, так же восточного типа.

Поэтому не стоит опоэтизировать предков славян, так как они самостоятельно, равно и в составе государств, созданных кочевниками из Азии, захватили огромные территории в Центральной и Восточной Европе. Надо отметить, что именно переселение славян на Балканский полуостров стало фактором, приведшим Западную Римскую империю к ее падению, так как славяне совместно с франками, давившими на Римскую империю с запада, лишили её ресурсов для существования.

В недавнем прошлом зарождение государственности у славян представляло большой интерес в идеологической борьбе против расовых теорий, получивших распространение на Западе. Однако появление государства у славян происходило в те же сроки, что и многих европейских народов, просто западные историки само понимают по-своему.

Государства создают кочевники , которые переносят свою привычную хозяйственную практику управления стадом на общность покоренных людей. Основные племена славян , начиная с III века, попадают в состав , созданного готами, пришедшими как кочевники из Скандинавии, потом в состав государства гуннов, а в составе Аварского каганата славяне представляют основное население, что позволило им занять Балканский полуостров. Итак, племена древних славян существовали разными отдельными союзами племен, отмечаемых византийскими источниками, которые, скорее всего, включали кроме славян еще соседних балтов, сарматов, скифов. Историки отмечают воинственность и организованность именно антов, которые своими разбойничьими набегами через земли склавинов часто разоряли северные территории Византийской империи.

Переселение готов

С приходом готов на рубеже 200 годов на территорию исконного проживания славян начинается процесс разделение массива славян на южных, западных и восточных славян.

Вероятной причиной нашествия готов стали скудные природные ресурсы в Скандинавии, заставившие их совершить переселение в Северное Причерноморье, где они создают свое первое государство готов под названием Ойум. Скорее всего, готы представляли собой союз германских племен, в котором готы представляли лишь военную элиту над германскими племенами, пошедшими с ними из Скандинавии. Нашествие готов было именно переселением народов, так как они вытеснили вандалов с места их обитания в низовьях Вислы. Как мы знаем, это стало началом путешествия вандалов из Европы в Северную Африку, откуда эти германские племена совершают набег на Сицилию и даже разоряют Рим.

Вскоре происходит разделение переселенцев готов на остготы и вестготы , так как часть готов в походе против Византии в 265 году остается на Балканах и совершает огромный путь через всю Европу, разграбив Рим в 410 году по дороге в Испанию. Эти западные готы и стали называться вестготы.

Остготы, оставшиеся в Причерноморье, занялись расширением своего государства до огромной территориальной империи от Эльбы до Волги. Все завоевания остготов связывают с именем конунга Германириха, под предводительством которого остготы за срок его правления сумели создать конугство, в которое попали основные племена славян (больше анты), так что прародина славян стала центром государства готов.

Тут надо отметить смену цели готов от вытеснения, которая была им присуща при переселении в Причерноморье, на покорение соседних народов, что уже не приводило к уничтожению или вытеснению коренных племен, как вандалов, а лишь к принуждению к выплате дани. Вероятно, сами готы составляли уже лишь только малочисленную элиту армии, осуществлявшей создание империи Германириха. В результате славяне стали самым многочисленным народом готского государства, что как раз отмечает готский историк Иордан.

Хотя записи Иордана были лишь позднейшими описаниями событий, но по свежим следам он отмечает наличие трех союзов славянских племен - венеды, склавины и анты, которые существовали и до готов. Подтверждением свидетельства Иордана о трех союзах славян являются более ранние упоминания у византийских авторов о войнах готов с венедами, впрочем, как и с германскими племенами, живших рядом с венедами.

Сегодня слово венеды сохранилось в германском и финском языках как общее название всех славян, а венеды как союз славянских племен, очевидным образом представлявший собой прото государство, вероятно развалился под ударами готов. Возможно, остатки венедов еще сохранялись, но значительно севернее границ Византийской империи, так как византийские авторы уже упоминают только антов и склавинов, как известные им союзы славянских племен, в соприкосновение с которыми вошла империя.

В Европу был продолжен после их поражение от гуннов в 375 году, что привело к внутренним конфликтам в остготском конугстве, закончившимися гибелью самого Германириха. Основная военная элита остготов (вероятно, само племя готов, а не примкнувшие племена) вместе с некоторой частью народа уходит на Запад под защиту вестготов, оставив покоренную ими на сотню лет территорию, заселенную в основном древними славянами, новым кочевым завоевателям.

Скорее всего, успех конунга Германириха по созданию огромной империи был кратковременным, да и границы конугства трудно очертить, так как просто это был грабительский поход по землям соседних народов. Потому многие славянские племена при готах вели самостоятельную политику, занимаясь в основном набегами на Римскую империю, порой совместно с готами. В результате готских войн часть готов поселяется на территории Римской империи на Балканах, где активно перенимает образ жизни римлян и поставляет наемников на службу Риму, часто против славян.

Вторжение гуннов

Нашествие гуннов , в отличие от готов, носило не характер переселения, а черты набега с целью пограбить, просто победа над готами позволила тюркским племенам захватить власть и создать свое государство с центром как раз на территориях славянских племен вокруг Карпатских гор.

Скорее всего, кочевники гунны, участвующие в набегах вглубь Европы, были не очень многочисленны, поэтому вскоре многочисленные славяне, привлеченные в армию гуннов, стали играть заметную роль, а многие воины из славян выбились в элиту нового государства, величие которого пришлось на время правления Атиллы. Следом за смертью Атиллы в 453 году его империя развалилась, а сами гунны откатились в Причерноморье, где растворились среди новых тюркских племен, прибывающих из Азии.

Именно после распада империи Атиллы византийские писатели отмечают склавинов и антов как народы, населяющие земли за северными границами Восточной Римской империи. Вероятно, военный навык, приобретенный участием в войсках Атиллы, позволяет воинственным антам совершать грабительские рейды на Балканы вглубь территории Византии. Однако сохранилось мало подробностей о самих славянских союзах племен. Вероятно, в эту эпоху была высокая подвижность племен, да и перемешивание славян с остатками готов и гуннов, а точнее, с неизвестными народностями, пришедшими с ними и осевшими среди славян. Нашествия готов и гуннов сдвинуло массив славян, одновременно предоставим им возможность проводить экспансию по всем сторонам света в Европе. Экспансия на Запад, Север и Восток Европы не особенно изучена, а вот переселение на Юг на Балканы довольно подробно описано у византийских авторов.

В V век племена древних славян как союзы славянских племен выходят на политическую арену Европы как соперники и союзники Восточной Римской империи. Период самостоятельного взаимодействия союзов славянских племен, которые очевидно были уже отдельными государствам, с Византией как-то замалчивается историками, хотя византийские источники подробно описывают период между гуннами и аварами с 453 по по 558 год как непрерывные войны с антами и склавинами. Очевидно воевать с империей могли не отдельные племена, а вполне организованные армии, что предполагает существования государств у антов и склавинов, организацию которых они могли позаимствовать от гуннов. В подтверждение приведу цитату из о взаимоотношениях древних славян с Византийской империей:

Ранние направления экспансии

В V веке на юге своего ареала пшеворская культура сменяется пражско-корчакской, которая вначале ограничивалась верховьями Одры (Одера), Вислы и Днестра. Другая славянская археологическая культура - суковско-дзедзицская - занимала среднее течение Одры (Одера). С VI века появляется и третья - пеньковская культура - от среднего течения Днестра до среднего течения Днепра и даже Северского Донца. В. В. Седов приписывает её антам, но надо заметить, что многие исследователи не считают её славянской.

В VI веке пражско-корчакская культура продвигается на правобережье среднего Днепра. С этого времени можно уверенно считать эти земли населёнными славянами. В 530-х годах славяне начинают вытеснять с территории современной Чехии и верховий Эльбы остатки германского населения, окончательно заселяя эти места после ухода в 568 лангобардов из Моравии в Италию.

Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения - носителей пражско-корчакской (склавинской) и пеньковской (антской) культур - проникают в VI веке в нижнее подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Смешавшись с местным дако-романским населением, они образовали ипотешти-кындештскую культуру. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков.

Отношения с Византией

Одно из первых столкновений славян с Византией произошло в 493 году, когда полководец Юлиан был сражён в ночном сражении «скифским железом». Принято считать, что «скифами» ромеи (византийцы) назвали народы, с которыми им пришлось встретиться впервые: болгар и славян.

Ещё раньше, в 450−460-х годах командующим армии во Фракии был «скиф» Анагаст. Это типичное антское имя с окончанием -гаст, то есть Византия уже тогда нанимала антов на службу. Любопытно, что Анагаст сыграл важную роль в изгнании гуннов из Дакии и Бессарабии, чем открыл дорогу славянскому движению к Дунаю.

Впоследствии привлечение славян в императорское войско только расширялось - Византия предпочитала подкупать варваров, а не сражаться с ними. Описывая кампанию Велизария в Италии, Прокопий Кесарийский сообщает об антских и склавинских конных отрядах (537), о склавинских воинах, искусных в маскировке и захвате «языков», Агафий - об анте военном трибуне Дабрагасте, командовавшим небольшим флотом на Чёрном море и участвовавшим в персидской кампании, в ходе которой отличился воин из славян Сваруна.

К началу правления Юстиниана I (527) славяне уже освоились на северном берегу Дуная и начали постоянные набеги на византийские земли. Уже о 531 годе Прокопий Кесарийский в «Истории войн» пишет, что «гунны, анты и склавены уже много раз форсировали [Дунай] и наносили невосполнимый ущерб римлянам». В ответ Юстиниан назначил талантливого полководца Хильбудия (возможно, также анта) главнокомандующим во Фракии с инструкцией не позволить славянам пересекать Дунай. Тот организовал даже несколько карательных экспедиций за пределами империи, но погиб в 534.

Юстиниан попытался столкнуть антов и склавинов между собой, сделал антов союзниками, разместил их воинов в Тирасе около 544 и даже присоединил к своему титулу эпитет «Антский». Склавины, однако, в 547−552 совершают непрекращающиеся набеги на Фракию, достигают Далмации и Иллирии. В это же время они впервые остаются в пределах империи на зиму. В 558−559 огромная орда болгар и склавинов под началом хана Забергана разорили Фракию и Македонию, прорвалась за Длинные Стены Константинополя и была отброшена лишь Велизарием. Примечательно, что славяне после этого произвели попытку напасть на столицу Византии с моря на плотах.

Взаимоотношения с аварами и Византией в конце VI - начале VII веков

Наверно, аваров следует выделить из череды предыдущих кочевых завоевателей славян, так как они создали традиционное государство, в смысле привычное нам по понятию государство, которое просуществовало несколько столетий и во многом определило территорию, занимаемую славянами в Европе в настоящее время. Авары создали

свой Аварский каганат в венгерской равнине, которая служила древним проходом всех кочевников в Европу. Аварский каганат клином разделил прежде единый массив древних славян, поспособствовав окончательному их разделению на южных, западных и восточных славян.

Надо понимать, что даже для для грабительских походов требуются причины, которые чаще всего обусловлены оскудением ресурсов природного комплекса в связи с увеличением численности народа, который его осваивает. Постепенного происходит понимание невозможности дальнейшей экспансии и необходимости переселения, но так как уже соседние территории заняты другими, то вначале следуют военные набеги (молодыми вооруженными мужчинами) с целью пограбить и тем самым восполнить уменьшающиеся ресурсы, но потом племена организуются (в данном случае прежде всего по критерию родства) с целью настоящего переселения, что означает захват чужих земель с вытеснением под угрозой полного уничтожения или этим самым уничтожением. Один народ (как союз племен) вытесняет другой с его земель и второму ничего не остается делать, как искать новые земли - то есть идти войной на другие народы или переселяться на далекие (и как правило менее удобные), но свободные земли.

Аварское нашествие, перемещение части антов на запад

История авар будет изложена ниже в цитате из Википедии, но я предварю ее некоторыми замечаниями по вопросу - почему именно кочевники создают государства ? Во-первых, превосходство в войне против оседлых европейских народов (славян) определялось владением кочевниками новой неизвестной тактикой боя и наличием новых технологий вооружения, как то сборный лук гуннов, пробивавший любые доспехи. Кроме того, это большая мобильность, так как даже в обиходе у кочевников всегда есть большое количество транспорта (лошади и повозки). Потому кочевник, (как авары) проигравший у себя на родине, становился победителем над народами, не ведающими, как от него обороняться. Во-вторых, что, наверно, важнее остального, государство - это практика кочевников по управлению стадом домашних животных, которую они переносят на управление покоренными народами, которых обкладывают данью, что сродни стрижке шерсти или доению. У кочевников схема государства уже имеется в головах, кроме того, что в обиходе они уже широко используют .

Большая часть праславянской лексики - исконная, унаследованная из праиндоевропейского языка. Однако длительное соседство с неславянскими народами наложило свой отпечаток на словарный состав праславянского языка. В праславянском имеются заимствования из иранских, кельтских, германских, тюркских, латинского и греческого языков. Вероятно, были заимствования из балтийских языков (однако их сложно выделить из-за того, что в случае со славянскими и балтийскими языками часто бывает трудно отличить заимствованные слова от исконно родственных) и, возможно, из фракийского (их сложно выделить из-за того, что о фракийском языке известно крайне мало).

Собственно понятно заимствование слов из иранских, кельтских, германских, тюркских, латинского и греческого языков, так как эти народы были соседями славянских племен, а порой - врагами в войнах. Язык праславян имеет общие корни и с прагерманским языком , так как, вероятно, протославяне, протобалты и протогерманцы выделились из прародины индоевропейцев одной общностью. Заимствованию слов способствовали контакты по причине долгого сопредельного проживания, а в первых веках н.э. большую часть готов, а именно вестготов, относящихся к германским племенам, славяне ассимилировали как более многочисленный народ на общей территории проживания. Следствием поглощения готов, осевших в Восточной Европе, является большое число готских слов в славянской лексике.

До распада праиндоевропейской языковой общности предки германцев (наряду с предками славян и балтов) входили в число племён, относимых к археологической культуре боевых топоров . В эпоху бронзового века, начало и завершение процесса выделения прагерманского языка примерно соответствует по времени существованию на территории Южной Скандинавии и Ютландского полуострова археологической культуры нордического бронзового века (IV-VI периоды соответствуют 1100-530 годам до н.э.).

В настоящее время значительную часть словарного состава современных славянских языков составляет праславянское наследие. Например, по подсчётам польского лингвиста Т. Лер-Сплавинского, около четверти лексикона образованного поляка составляют слова праславянского происхождения.

Письменность древних славян

Утверждать, что существовала древняя письменность славян мы не можем, так как имеются лишь косвенные свидетельства существования славянских рун , аналогичных германским рунам . Приведу цитату из статьи Дохристианская письменность у славян из Википедии:

О существовании каких-то знаков для письма (или счёта) и гадания («черты и резы») у славян-язычников пишет Черноризец Храбр в своем «Сказании о писменех»:

Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения .

Титмар Мерзебургский (976-1018 гг.), описывая западнославянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген, пишет, что на каждом из имевшихся в святилище идоле было вырезано имя божества:

Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем , обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид.

Вероятно, что руны древних славян , использовались в культах древних славян как придуманные специально символы для вырезания имен богов по дереве, но сохранившиеся договоры, завещания и письма древних славян написаны с использованием греческой или латинской письменности. Наверно, в условиях рассредоточенного проживания и «поголовной неграмотности» (по ненужности письменности) легче было выучить и использовать чужую письменность, чем изобретать свою.

Есть упоминание в арабских источниках об использования праславянами непонятно какой письменности - или готской письменности или письменности варягов (так же бывших германцами), что подтверждается обозначением ее как «русской» письменности, что относит ее по времени упоминания к письменности , самих бывшими германским племенем, поселившимся среди восточных славян. Потому считать «русскую письменность», германскую по сущности, как имеющую славянское происхождение, наверно, не имеет смысла.

Азбука древних славян

Как мы знаем, греки-византийцы Кирилл и Мефодий, создавая в IX веке славянскую письменность, не обнаружив алфавит древних славян , для создания славянского алфавита использовали родной им греческий. Существует предположение, что как первая древняя азбука славян , разработанная Кириллом, хотя и послужила появлению славянской письменности и литературного старославянского языка, на котором стали писать первые летописи, но по причине греческого написания букв позднее была переработана в древний алфавит славян , известным нам как .

Распространение христианства среди славянских народностей сделало старославянский язык Кирилла и Мефодия (церковнославянский язык - это современная форма старославянского языка) эталоном для ранее существовавших диалектов праславянского языка, способствуя самоопределению всех славян как единого народа, говорящего на едином старославянском языке. Так восточные и южные славяне (имеющие тесное общение) полностью перешли на старославянский язык, как язык общения, отказываясь от своих диалектов праславянского языка. Однако, формирование феодальных , начавшееся у славян в раннем средневековье, усилило тенденцию к появлению разных диалектов, трансформировавшихся с выделением в отличающиеся славянские языки.

Восточных и южных славян вместе с языком еще объединяла единая церковь - Православие, перенятая от Византии, как сегодня называют Восточную Римскую империю. Собственно, государства южных славян вошли в состав этой византийской империи, а восточные славяне объединились в свою собственную , созданную варягом . А западные славяне перешли в Католицизм, так как их государства попали под влияние глобальной европейской - вначале известной как империя франков Карла Великого, потом под названием Священная Римская империя германской нации. Политические и религиозные предпочтения буквально в течение нескольких столетий сделали столь разными и языки и образ жизни славянских народов.

А вы бы смогли жить как древние славяне? Пахать на огородах, собирать ягоды и фрукты, разводить скот, охотиться, рыбачить, жить в шатких хижинах без пола, стирать руками в реке, воспитывать более шестерых детей и терпеть набеги соседских племен? Жизнь в древности для нас оказалась бы настоящей каторгой, но для наших предков это было нормой и даже лучше, чем могло бы быть. Как жили древние славяне, что ели, пили, как одевались и как строили свой быт читайте далее.

Кого то из нашего современного общества может ужаснуть до глубины души образ жизни древних славян, но в то время людей все устраивало и все были практически счастливы. Свое поселение славяне не укрепляли, так как никого практически не боялись. Их дома значительно отличались от жилищ иноплеменных современников (греков, германцев, турков и т.д.).

Дома строились по типу землянки или полуземлянки, а глиняная печь была обязательна для каждого (иначе как готовить еду), и её всегда строили в самом отдаленном углу помещения. Что касается самого материала для постройки дома, то наши предки веровали, что не всякое дерево сможет им подойти. Как гласят давние приметы, некоторая древесина могла принести беду в дом, а некоторая защиту. Поэтому жилища возводились из сосны, дуба и лиственницы. Интересный тот факт, что осина считалась нечистым деревом.

В выборе дерева наши предки были очень суеверны. Огромную роль играло место, где выросло дерево, форма и даже сторона, на которую оно упало после того, как его срубили. Ни в коем случае нельзя было срезать деревья, которые росли на кладбище или в священном месте. Также, часто отказывались рубить молодые либо слишком старые деревья, а те, у кого было дупло, непривычный нарост или просто странная форма, считались обителью злых духов.

Что касается места для строительства поселения, то со временем славяне начали выбирать труднопроходимые места (болота, высокие берега реки или озера). Так как само поселение никогда не укреплялось, то природа служила оберегом от набегов враждующих племен. Стоит также отметить, что древние славянские племена были очень находчивы, поэтому в своих жилищах (об этом почему то мало кто упоминает) часто строили несколько запасных выходов на случай опасности.

Жизнь древних славян в поселениях – понятие «род»

Все славяне строили поселения, где каждый жил со своим родом. Сейчас понятие «род» немного изменилось. Теперь мы говорим «родственник», «родня», «родство». В те времена род считался не только близкие люди по крови. Нет. Там жили как самые близкие, так и самые отдаленны, так как слово «род» употреблялось славянами в качестве «соплеменника», или в смысле «народ». Во главе рода стоял родоначальник, отец всего семейства.

Многие летописцы описывали жилье славян как недоступное построение, возвышенное в непроходимом месте, с множеством путей для отхода, с зарытыми в землю ценными вещами. Таким образом, они жили словно разбойники, прячась и убегая при первой же угрозе. Тут нельзя не согласиться, так как древние славяне действительно часто воевали друг с другом, из-за чего племя могли быть полностью вырезано всего за день.

Хозяйство древних славян

Основным занятием древних славян было земледелие. В этом они преуспели как нигде. Для ТОО, чтобы пережить холодную зиму и не умереть с голоду, люди очень трепетно относились к земле, и пытались вырастить на ней все, что только можно (напомним, что картошки тогда ещё не было, и поэтому племена питались кашами и хлебом). Чтобы земля была плодородной, её начинали обрабатывать ещё зимой. Сначала они вырубали участок леса (деревья рубали не до конца, чтобы те засохли и их можно было легко повалить), пни корчевали и всю древесину сжигали. Такой месяц так и называли «сечень», от слова «сечь», «рубить». После этого весной народ посыпал участок золой, разрыхлял землю специальной деревянной сохой и сеял семена. Основными зерновыми растениями были просо, рожь, пшеница и ячмень. Из овощей репа и горох. Данный вид обработки был распространен только в лесных местах, а на болотах и полях больше использовался перелог.

Перелог – это второй способ обработки почвы для посева. Землю сначала вспахивали и удобряли, а потом засевали. На следующий год брался другой участок, так как этот уже был истощен.

Второй по значимости вид хозяйства, который занимались древние славяне – скотоводство. Разводили овец, коров, кур и свиней. Часто охотились в лесах на диких животных и ловили рыбу. Помимо этого, ещё было популярно бортничество – собирание меда в диких ульях.

Ремесло древних славян

Очень были распространены кузницы, где кузнецы делали плуги для вспашки земли, изготовляли оружие для войска (дружины), создавались тончайшей работы ювелирные украшения (браслеты, кулоны и кольца) из золота, бронзы и серебра, которые украшались чеканкой, филигранью и выцветающей эмалью. Кузнецкое дело было не просто популярно, а необходимо как для простых племен славян, так и для князей государства. Для земледельцев изготавливались серпы, сошники и косы, а для воинов мечи, копья и стрелы. Для женщин часто ковали иглы, крючки, замки, ключи, ножи, шила, скобели и др. Если в наше время кузнецы создают в большей мере произведения искусства, то в древней Руси их ремесло было необходимо для выживания.

Благодаря пряже славянки изготавливали ткань из льна, конопли и овечьей шерсти, после чего могли сшить одежду и постель. Делалась ткань не только простой, но и узорной для нарядов князей или светских персон. Ткацкий станок считался самым сложным ремеслом, но и в тоже время таким же необходимым, как и кузницы.

На Руси очень было популярно плетение. Особенно большую популярность получили лапотни – натуральная обувь простого народа. Помимо лапотней желали обувь из кожи. Её не сшивали, а просто закладывали складками и завязывали с помощью веревок на ноге. Кожа была очень популярной, поэтому часто из неё изготавливали конскую сбрую, колчаны и другие предметы быта древних славян.

Без гончарства также жить не могли. Гончарство появилось немного позже кузнецкого ремесла, и особенно оно улучшилось когда изобрели гончарный круг. Из глины изготавливали посуду, детские игрушки, кирпичи, рукомойники и т.д.

Вера древних славян

Как и все древние народы, славяне были язычниками, с четко продуманными обычаями и нормами. Их мир был населен различными богами и богинями, большинство которых было связано с природными явлениями. Были среди них злые и добрые, справедливые и подлые, шаловливые и слабые. Самые важные из них, это Перун – бог молнии и грома, Сварог – бог огня, Мокошь – богиня, оберегающая женщин, Велес – покровитель скотоводства, Симаргл – бог подземного царства. Особенно был в большом почете бог солнца, который назывался разными именами: Даждьбог, Хорос, Ярыло.

Жизнь и быт древних славян всегда была на грани мира и войны. Постоянные ссоры с соседскими племенами, частые переселения, неплодородные земли, набеги разбойников, тяжелые условия для жизни и суровые законы богов. Не зря ведь иностранные летописцы писали о руссах, как о сильном, волевом и смелом народе, которые могли выдержать все и сломать любую стену на своем пути. Такими были древние славяне, наши прародители.

История древних славян необычайно интересна. Первые зафиксированные данные о древних славянах относятся лишь к шестому веку нашей эры. Тогда были упомянуты анты и склавины. На самом же деле, история славян начинается во втором-третьем тысячелетии до нашей эры. Однако сегодня историки еще не дают окончательных и конкретных данных о точном месте и времени появления первых славян. Есть теория о том, что славяне – это ветвь индоевропейского племени, отделившаяся в пятом веке прошлой эры. Из последнего вышли также кельты, германцы, балты и другие народы.

Историки и ученые считают, что праславяне изначально жили в лесной местности, богатой озерами и болотами, далеко от гор и моря. Были предположения, что это территория современной Польши.

Исторические данные о древних славянах мы узнаем из письменных источников, оставленных византийскими летописцами, а также киевскому Нестору. Кроме того, некоторые данные получены при раскопках.

Перемещение и расселение древних славян

Расселение славян также вызывает много споров у археологов, историков и этнографов. Одна из теорий гласит, что древнеславянские племена начали свое перемещение с берегов Дуная. По данным другой гипотезы, славяне проделали свой путь от Азии на север, минуя Черное море. С тех пор они начали называть себя скифами, или сарматами. Третье предположение заключается в том, что славяне расселялись по территории Прибалтики. Вполне возможно, что распространение древних славян шло в нескольких направлениях. В любом случае, согласно этим теориям, имело место миграция и переселение. Причем во время расселения славяне «смешивались» с другими этническими группами.

Однако в последнее время все чаще высказываются мнения о том, что никуда славяне не переселялись. Якобы они так и проживали на территориях современных славянских государств.

Территория, которую населяли древние славяне, заключалась между Днепром, Прибалтикой, Карпатами. Затем происходило постепенное расселение их по территории современной России и Европы. Как и многие первые племена, древние славяне сначала имели первобытно-общинный строй, а затем – родоплеменной.

Западные славяне явились самыми первыми из этой группы. Их появление относится к первым векам нашей эры. Через пять-шесть веков образовалась южная ветвь славян. Самой многочисленной ветвью была восточная. Интересно, что жизнь и быт разных ветвей славян отличались. Это объясняется различием в климате, а также сложившихся традициях.