Как вы понимаете значение слова красота в старой и грязной венецианской гостинице нельзя было допроситься чернил (егэ по русскому).
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Ирины Сергеевны Ильинской: «Образность изложения создается, как правило, применением разного рода тропов»
Тропы, то есть изобразительные средства языка, помогают писателю нарисовать пейзаж или портрет, рассказать нам о герое, а в конечном итоге - создать художественный образ. Иногда он настолько живой и выразительный, что нам трудно поверить в его вымышленность.
Например, в тексте К. Г. Паустовского мы встречаем немало тропов. В предложении 15 автор, используя эпитет, описывает, как моль вылетала из портьеры «золотистыми роями». То, что должно бы вызывать отвращение, начинает казаться чем-то красивым, праздничным. И мы начинаем понимать, как Андерсен сочинял свои удивительные сказки: он умел любоваться обыденным, видеть нечто чудесное во всем окружающем.
В предложении 24 писатель использует сравнение «как алмазные капли», описывая злые слезы дерущихся женщин, и мы понимаем, что души у них чистые, просто жизнь очень плохая.
15.2. Объясните, как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день даже от таких забавных пустяков».
К. Г. Паустовский в своем тексте рассказывает о знаменитом в наше время, но не понятом большинством современников сказочнике Андерсене. Писатель стремится создать образ великого сказочника, показывая его способность видеть в жизни только хорошее, надеяться на счастье и радость в будущем.
Фразу про страсть к путешествиям автор поясняет, перечисляя те простые и бесценные радости, которые Андерсен надеется получить от путешествия: надежду на любовь, новые города, встречи с разными людьми (предложение 51). А ленивый и любопытный слуга, из-за медлительности которого поездка может сорваться, вызывает у сказочника и смех, и восхищение, и отчаяние (предложения 41 и 47). Андерсен не рассержен, потому что он умеет радоваться всему, что посылает ему судьба, и ему хочется увидеть еще много разных людей. Поэтому такие «забавные пустяки» усиливают страсть писателя к путешествиям.
15.3. Как вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?
Настоящее искусство - это то искусство, которое делает человека лучше и счастливее, учит его любить и радоваться жизни, понимать окружающих и быть к ним милосердным. Именно таковы печальные и светлые сказки Андерсена.
К. Г. Паустовский показывает в своем тексте, как Андерсен любовался грязными каналами или дерущимися женщинами. Это не потому, что ему нравились отвратительные картины реальности. Они просто не были для него отвратительными: сказочник умел видеть под плесенью чудесный старинный мрамор, а под злыми лицами дерущихся женщин - хрупкие и нежные души. Поэтому, а может быть, из жалости, он подарил розу некрасивой судомойке. Настоящее искусство, которому Андерсен служил, умеет видеть красоту повсюду и может показать ее людям.
Мне кажется, это свойство любого великого писателя - видеть прекрасное там, где его не замечают другие. И, конечно, научить читателя тому же. Мне пришло это в голову, когда я читала стихотворение А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» Там есть такие строчки: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» Мне тогда пришло в голову, что любая, даже неинтересная, некрасивая, мелочь может подтолкнуть писателя к созданию прекрасного произведения. Вот это и есть настоящее искусство - то, которое учит нас любить весь мир и видеть красоту.
(По рассказу К.Г. Паустовского
«Собрание чудес»)
сочинение-рассуждение
Мне кажется, автор, говоря о том, как никому не поверит, будто есть на земле места скучные, имел в виду, что у любого, даже самого простого и внешне неброского места есть своя красота. Любой клочок суши, воды или воздуха таит только ему свойственную прелесть, которую нужно увидеть и почувствовать. Часто люди не прикладывают усилий, чтобы осознать это. По мнению многих, если место не поражает великолепием сразу, мгновенно, то, значит, и нет в нём ничего притягательного. Но всем ходом рассказа автор говорит: если ты будешь внимателен, будешь стараться увидеть эту красоту, она обязательно тебе откроется и даст пищу как для глаза, так и для воображения.
В качестве доказательств сказанному приведём примеры из текста К. Паустовского. Так, все отговаривают рассказчика идти на Боровое озеро, объясняя это тем, что смотреть там нечего: и дорога скучная, и озеро обыкновенное, кругом только болота и брусника (предл. 4-5). Но, идя той самой дорогой, которую некоторые называли скучной, и прибыв на озеро, полюбовавшись на корни старых деревьев в воде, на островки водяных лилий, закаты и рассветы, послушав крики гусей и звуки дождя, тихо позванивавшего по озеру, рассказчик понимает, как хороша наша земля и что красота есть даже в самом неприметном месте.
Таким образом, можно утверждать, что К. Паустовский, говоря, что на земле нет скучных мест, был абсолютно прав. Ведь красота разлита во всей природе, надо только захотеть её увидеть.
Красота – понятие эстетическое, связанное с представлениями человека о прекрасном. У разных людей красота предстаёт в разных обличьях. То, что для одного прекрасно, для другого заурядно, банально; то, что для одного вычурно, гротескно, для другого предел совершенства.
Так, для рассказчика из теста К. Паустовского Боровое озеро – воплощение всей красоты средней полосы России, с её неприметными красками, нередко скромными пейзажами. В то время как для сторожа Сергея это озеро - всего лишь водоём (предл. 10-12).
Так нередко бывает и с людьми. Взять хотя бы
При внешнем сравнении с сестрой Ольгой она явно проигрывает, но её внутренняя красота исключительна. Именно она выделяет Татьяну как в деревне, так и высшем петербургском обществе; именно она притягивает людей к девушке.
Таким образом, мы можем утверждать, что красота – понятие неоднозначное и самое важное в ней – это гармоничное сочетание внутреннего и внешнего.
Красота – это окружающий нас удивительный и восхитительный мир. Но представление о ней сугубо индивидуально. Кто-то готов жизнь потратить на поиски чистой, потрясающей и недоступной красоты, а другой умеет находить ее повсюду: в заплесневелом мраморе, в застоявшейся воде канала, в рое моли, кружащейся у бархатной занавески…
В рассказе К.Паустовского Андерсен представлен именно таким человеком, умеющим видеть красоту в мелочах. Венеция для него – «увядающий лотос», тогда как бьющая ключом жизнь – целая вереница удивительных событий и встреч с прекрасным. Позитивный взгляд на мир позволял Андресену всегда оставаться счастливым и радостным. Сказочник обладал уникальным даром находить красоту в обыденности, незначительных мелочах и доносить ее до читателя.
Такое качество присуще лишь истинному художнику.
Как-то я прочел притчу о двух художниках, вступивших в спор о гениальности. Каждый мнил себя талантливее другого. Чтобы рассудить живописцев, люди предложили им создать портрет идеальной женщины. Один изобразил красавицу, которая поразила воображение выступавших судьями горожан. После увиденного мужчины стали с презрением относиться к собственным подругам, которые никак не могли сравниться с изображенной на картине красавицей. А второй художник выставил на суд портрет собственной жены. Поначалу люди возмутились и подняли крик, но затем поняли замысел автора: оказывается, действительно красиво то, что любишь, что дорого сердцу.
Победа в итоге досталась второму художнику. К тому же судьи извинились перед незаслуженно обиженными женщинами.
Красота присутствует буквально везде, но далеко не всем удается ее видеть. О ней можно много и долго рассуждать, но каждый человек имеет собственное понятие о красоте.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2017-02-17
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Таланта! - повторил Лёня громче. - Это понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.
– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
– (4)Чего рассказывать? - ответил Лёнька. - (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти - дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось видели?
(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, - продолжил Лёня. - (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
(16)Встревает тут Федосья, баба из Пу́стыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано - не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честна́я, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва - глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», - говорю ей.
(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».
(29)В общем, спасли мы эти доски - отправили в Рязань, в музей.
(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»
– (34)Таланта! - повторил Лёня громче. - (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?
(По К. Г. Паустовскому) *
* Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968 гг.) - русский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
Пояснение.
15.1 Русский язык - один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации. Нельзя не согласиться с высказыванием знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Предложение - единица синтаксиса, в составе которой от-дельные слова и предикативные части приобретают способность взаимодействовать и образовывать речевые компоненты.
Для подтверждения справедливости слов Ф. И. Буслаева обратимся к отрывку из текста Константина Паустовского. В тексте немало выразительных взаимосвязей. Так, например, в предложении № 13 (Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием) грамматической основой является сочетание «толпа смотрела», которое само по себе интересно с точки зрения соответствия лексического и грамматического значения. В составе подлежащего слово «толпа» по своему лексическому значению подразумевает нескольких человек, буквально группу людей. Однако, грамматическое значение слова «толпа» - существительное единственного числа. Таким образом, в самом сочетании подчеркивается, с одной стороны, безликость людей с гравюр, а с другой, как бы их целостность, общность, поэтому и сказуемое употребляется по грамматическим нормам в единственном числе: толпа смотрела.
В предложении 18 (Что-то на тех досках нацарапано - не пойму) дополнительный оттенок приобретает слово «нацарапано», оно употреблено с целью принизить значимость живописи на гравюрах.
Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в предложении слово, его грамматическое и лексическое значения раскрываются в полной мере.
15.2 Очень часто то, что человек не понимает в силу своей необразованности, неразвитости, неспособности оценить вследствие суетности жизни и сложившихся обстоятельств, он считает неважным, ничтожным. Ценить и понимать искусство способен не каждый человек. Об этом финальные слова Лёни из текста Константина Паустовского.
В тексте рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано - не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.
Автор показывает и другого героя - Лёню, который готов риско-вать своей репутацией, карьерой, жизнью, чтобы спасти эти шедевры. В предложении 30 находим подтверждение этого: героя судить собирались на общем собрании из-за его отношения к работам художника.
Сохранить искусство для потомков - наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными про-порциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.
15.3 Искусство - это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.
В тексте Константина Паустовского рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано - не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.
Когда приезжаешь на Красную площадь, главную площадь страны, твой взор невольно будет прикован к храму Василия Блаженного. Это образец настоящего искусства, он манит, завораживает. Как бы ни менялась история нашего государства, храм выстоял, выстоял как символ нашей силы и величия.
Сохранить искусство для потомков - наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными пропорциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.