Как успокоить свой ум, научиться сохранять равновесия. Как успокоить ум и избавиться от стрессов — медитация на дыхании

Простая медитация на дыхании в течение всего лишь 10 минут в день избавит вас от стрессов, тревог и волнений .

В сегодняшнем сумасшедшем мире стрессов, тревог и волнений хватает с избытком. От них невозможно убежать или скрыться. Но можно нейтрализовать их пагубное воздействие достаточно простым и надежным средством - медитацией на дыхании .

В свое время древние индусы просекли, что сосредоточение на собственном дыхании позволяет избавиться от множества проблем как психологического, так и физиологического характера. Вот лишь несколько плюсов медитации на дыхании:

  1. Успокаивается ум. Вы перестаете жевать умственную жвачку, гоняя по кругу одни и те же мысли о повседневных заботах и проблемах.
  2. Уменьшается тревожность. Сосредоточение на дыхании возвращает вас в «здесь и сейчас», устраняя тревожные мысли о будущем или сожаления о прошлом.
  3. Уходит боль. Во время медитации мозг включает режим самовосстановления и регенерации тканей организма (так же, как это происходит в глубоком сне).
  4. Расслабляются напряженные мышцы и исчезают мышечные зажимы в теле.
  5. Настроение переключается в позитив.
  6. Исчезает усталость.
  7. Включается вдохновение.
  8. Положительный эффект сохраняется на весь день.

Как правильно выполнять медитацию на дыхании

Для того, чтобы правильно выполнить медитацию на дыхании достаточно сесть с ровной спиной, макушка головы слегка тянется вверх, таз не выпячивается назад, а немного подобран вперед.

Перед медитацией лучше не есть. После еды многих тянет в сон. В процессе медитации вы скорее уснете, чем сможете долго удерживать внимание на дыхании.

Сидеть можно на чем угодно и как угодно. Вовсе не обязательно закручиваться в позу лотоса. Можно выполнять медитацию на дыхании, просто сидя на стуле и положив свободно руки на бедра. Главное условие: вам должно быть удобно, а спина должна все время оставаться ровной. Проверить правильность позы достаточно легко. Если вы можете в течение 10 минут так сидеть, и у вас ничего не заболит и не затечет, то поза верная.

Главное условие правильной позы для медитации: вам должно быть удобно, а спина все время должна оставаться ровной. На чем конкретно вы сидите - не так уж и важно.

Итак, уселись ровно, прикрыли глаза, сделали 3 – 4 глубоких и медленных вдоха-выдоха. Это настроит вас на практику и переключит в необходимый режим. Далее дышите нормально, не форсируя, не растягивая живот и грудную клетку. В идеале дышать нужно животом, как делают маленькие дети и все животные. Но начинающие могут дышать так, как им удобно. Здесь не стоит сразу заморачиваться на таких деталях, ибо это может свести на нет саму практику медитации.

Когда ваше дыхание успокоится и выровняется, то сосредоточьте свое внимание на вдохах и выдохах. Самое простое - это почувствовать, как воздух входит и выходит через нос (дышать желательно носом, но если вы не можете, то дышите ртом). На вдохе воздух явно прохладнее, чем на выдохе. Вот на этом и нужно сосредоточиться.

Ваше внимание будет постоянно ускользать, переключаясь на посторонние мысли и привычную «мыслемешалку». Ничего страшного. Как только это заметили, то просто возвращаете ваше внимание снова на процесс дыхания. Снова и снова. Сто раз, двести, сколько потребуется. Со временем ваш ум станет все реже перескакивать на посторонние мысли. Это и является четким показателем правильности выполнения медитации.

Сколько нужно медитировать?

Медитацию на дыхании достаточно проводить 10 минут в день, чтобы уже через 2 недели получить ощутимый эффект. Но уже с первого раза вы сможете заметить, как успокоился ваш ум, и прояснились мысли. Желательно выполнять медитацию ежедневно в одно и то же время. Это настроит вас на нужную волну и не даст позабыть о практике в суете дня. Идеально выполнять практику медитации два раза в день, утром после пробуждения и вечером перед сном.

Если вы испытываете какие-либо хронические или внезапные боли, то можно попробовать «продышать» больное место. Процесс аналогичен медитации на дыхании, только внимание нужно перевести на больной участок тела и представлять, как прохладный воздух на вдохе наполняет его, а на выдохе теплый воздух вместе с болью уходит из тела.

Медитацию на дыхании достаточно проводить 10 минут в день.

Причем, не обязательно дышать до тех пор, пока боль совсем пройдет. Это может занять уйму времени, и не факт, что случится. Физическое тело инертно по своей природе. Любые процессы, в том числе и болевые, занимают какое-то время. Чтобы что-то изменилось, нужно просто немного подождать. Если вы «продышали» больное место, скажем, минут 10 – 15 и почувствовали, что боль немного ослабла, то этого уже достаточно. Со временем боль может еще уменьшиться или даже пройти совсем.

Почему нужно медитировать именно на дыхании?

Медитаций разных существует вагон и маленькая тележка. Медитация на дыхании не только проста, но имеет ряд преимуществ.

Во-первых, вам ничего не потребуется постороннего для выполнения этой медитации. То есть, не надо рисовать точку на стене, не нужно петь мантры или представлять в горле цветок лотоса с тысячей лепестков и ярким пламенем в центре, не нужно никаких иных визуализаций и всего такого прочего. Достаточно просто дышать.

Во-вторых, дыхание - процесс динамичный. Когда вы сосредотачиваете свое внимание на каком-либо постороннем предмете или обычной точке на стене, но ваш ум может как бы «застыть». Это что-то вроде транса. Вы словно выпадаете из мира и отключаетесь. В то время как медитация - это процесс активный, внимание ваше должно быть активно все время, а не пассивно. Сосредоточение на дыхании как раз и является таким активным процессом.

В-третьих, медитация на дыхании постепенно приучает вас дышать правильно. Да да! Очень многие дышат неправильно. Дыхание животом - вот чего нужно добиваться. И медитация на дыхании постепенно вас приучит к этому режиму и сделает его привычным и естественным. Даже если у вас вначале не будет получаться дышать животом, это не страшно. Со временем вы сами не заметите, как переключитесь в этот режим. Наши тела очень умные, и если им не мешать, то они легко восстанавливают свои естественные природные режимы функционирования.

Самое важное в практике медитации - постоянство. Медитацию на дыхании нужно выполнять каждый день! Найти всего 10 минут в день совершенно не сложно. Нет смысла заниматься медитацией раз в неделю по часу или больше, пытаясь так компенсировать все пропущенные дни. Это должно войти в привычку, как чистка зубов по утрам. И тогда все у вас получится.

Будьте здоровы! :)

Самое важное в практике медитации - постоянство!

UPD: 01.03.2017: Посмотрите и послушайте, что говорит о практике медитации Энди Паддиком. Для успешной медитативной практики вам не нужны никакие благовония, поза лотоса, мудрый гуру и прочие эзотерические атрибуты. Вам нужно всего лишь 10 минут в день, чтобы понаблюдать за своими мыслями. Вот и все!

На одном из сайтов увидел статью, где критикуется нео-адвайта и, в частности, Рамеш. Статью приводить нет смысла, главная мысль её такова: Учение адвайты включало в себя работу с умом, постепенную его подготовку к тому, что он не нужен. Нео-адвайта лишь учит просто жить. При подобном ритме жизни личность чувствует себя комфортно.

Читая книгу Рамеша «Покой и гармония в повседневной жизни», я читаю отзывы людей, что в определённых ситуациях чувствовали себя плохо, но затем вспоминали, что есть люди, которым ещё хуже и на этом фоне успокаивались. Мол, вот у меня нога болит, а кто-то вообще без ног. Но ведь это успокоение личностное.

Вы пишете, что выйти за пределы ума возможно в те моменты, когда ум понимает, что много работает и успокаивается. Как же успокоить этот ум хоть на время? И что нужно наблюдать в эти моменты?

Я пытаюсь найти того, КТО наблюдает, но не вижу ничего. Я просто наблюдаю за наблюдением и совершенно не вижу Источника. Я даже не могу уловить момента, когда втягиваюсь в Игру. Иногда, кажется, что не втягиваюсь, но затем вижу, что опять втянулся...

Как всё-таки отвлечь внимание от внешнего и найти источник наблюдения, как найти Источник восприятия, если я не вижу никакого Источника?

Начнём с того, что все критикующие люди, о которых ты пишешь, неверно понимают адвайту, поскольку сами пребывают в двайте, т.е. в двойственности. Они пытаются понять адвайту (которая по-русски переводится как недвойственность или целостность) с точки зрения раздвоенного, расщеплённого или не целостного ума. Адвайту нельзя понять, Она просто есть. Она есть как Единственность, как целостное существование Всего-Что-Есть. Все попытки понять адвайту означают, что есть кто-то отдельный от этого Целого, пытающийся это Целое понять. Это и есть двойственность, или двайта. Но адвайта не предполагает двойственности. Она есть ЦЕЛОСТНОСТЬ. Поэтому вся подобного рода критика – лишь пустые слова, основанные на умных мыслях, возникших в беспокойном и расщеплённом уме. Как можно ощутить и понять целостность разделённостью?

Что касается книги Рамеша «Покой и гармония в повседневной жизни», то Рамеш пишет не о личностном успокоении, а о покое ума, который проявляет себя в повседневной жизни. Он приводит множество примеров того, как это проявляется в повседневной жизни. Пример, который приводишь ты, является действительно личностным успокоением, это вовсе не покой ума, о котором пишет Рамеш. Конечно, такое успокоение помогает некоторым людям, страдающим от каких-то конкретных беспокойств, немного успокоиться и по-другому взглянуть на свои беспокойства. Но это никак не является указкой к тому, как надо успокаивать свой ум. Это не способ успокоения ума, а один из способов снизить уровень беспокойств, возникающих в повседневной жизни обычных людей. И это не одно и то же. Попытайся увидеть в этом разницу.

Ум нельзя успокоить, он успокаивается сам. Успокаивается тогда, когда в нём перестают возникать беспокойства. Все попытки как-то специально успокоить ум создают в нём лишь дополнительные беспокойства. Покой ума возникает только в результате осознания того, что есть Я, которое можно назвать полным или окончательным Пониманием.

Покой, возникающий в уме в результате такого Понимания, является отражением бездонного пространства пустоты, которое есть Чистое Сознание, пребывающее в состоянии покоя. Этот покой никогда и ничем не может быть нарушен, он есть Самоосознающая Среда, в которой возникают все видимые и воспринимаемые движения в виде различных ощущений. Это есть абсолютное равновесие Сознания.

Если в Сознании, проявляющем себя в виде определённого человека, произошло полное или окончательное Понимание, то это Понимание проявляет себя во всей его повседневной жизни сквозь все его действия. Внешне этот человек выглядит, как и все остальные люди, но восприятие его совершенно иное. Он во всём видит только Единое Сознание и во всех Его проявлениях ощущает блаженный покой. Это не значит, что он больше не чувствует боли, боль является частью возникающих в его восприятии ощущений. Боль как возникала в нём, так и возникает, но эта боль больше не беспокоит его сознание и его ум, она беспокоит тело. Он свободен от тела и потому свободен от боли, она его больше не беспокоит.

Можно сказать, что у него изменилось отношение к боли. Раньше, когда боль возникала, то доставляла ему кроме чистого переживания болевых ощущений, множество беспокойств, основанных на страхе смерти, страхе потерять себя. Теперь этого страха нет, и беспокойства по поводу боли не возникают. Боль возникает, а беспокойств по её поводу нет.

Я могу описать, как это происходит в моём случае. Если боль возникает, то я делаю то, что ощущаю нужным и возможным, чтобы она ушла. Если она уходит быстро, хорошо, ну а если нет, то я продолжаю воспринимать её столько, сколько она находится в моём восприятии.

Когда боль начинает усиливаться и с ней ничего нельзя сделать, то моё внимание самопроизвольно стекает с неё в бесконечно глубокое пространство покоя и тишины, наполненного чистым блаженством. И тогда боль уходит на периферию моего восприятия и почти полностью перестает восприниматься. Но когда внимание вновь возвращается к чувственным ощущениям, идущим от организма, боль так же возвращается вместе с ними и вновь оказывается в моём восприятии.

Конечно, боль – неприятное ощущение, но её никуда нельзя выкинуть из восприятия, а потому, её, как и всё остальное, возникающее в восприятии, можно лишь принимать как должное, как проявление того-что-есть.

Никто, ни один святой, каким бы просветлённым он ни был, не застрахован и не защищён от переживания боли. Все святые испытывали боль, взять хотя бы для примера самых известных святых – Будду и Христа. Они за свою жизнь испытали такое количество боли, что далеко не каждому человеку под силу такое испытание. Они, как и любой другой человек ощущали всю эту боль своим организмом, но при этом они с невозмутимым спокойствием продолжали делать то, что должны были делать, говоря при этом об освобождении от страданий.

Освобождение от страданий не есть освобождение от болезненных ощущений. Это освобождение от страха боли. Это свобода от зависимости организма, от всех возникающих в нём ощущений. Это освобождение от привычного восприятия себя в виде некоего живого существа с определённым устроением, не представляющего из себя в действительности ничего, кроме образов в уме. Это освобождение от вовлечённости в игру воображения, возникающую и происходящую в Сознании. Именно это освобождение и приводит к успокоению ума, ведь все беспокойства, возникающие в уме, есть продукт игры воображения и ничего больше. Когда это становится ясным, то ум успокаивается сам и для этого ничего не нужно делать, да и невозможно ничего сделать, ведь тот, кто пытается что-то сделать, сам есть продукт воображения. Как при помощи одного воображения освободиться от другого воображения?

Именно поэтому все мастера, в ком действительно произошло окончательное Понимание, говорят о недеянии и о полном приятии всего происходящего. И это не пустые слова. Это слова, отражающие истинное ви́дение и понимание.

Я уже неоднократно говорил и писал о том, что ум – есть набор переплетённых между собой представлений или образов о себе и о мире. И выйти из ума нельзя! Поскольку не ты находишься в уме, а ум находится в тебе. Ум ограничен количеством находящихся в нём образов. Ты не ограничен ничем. Это не ты погружён в ум, это твоё внимание погружено в восприятие образов ума, желая получить кайф от происходящей в нём игры воображения. И до тех пор, пока эта игра будет иметь для тебя хоть какое-то значение и будет приносить тебе хоть какой-то кайф, никуда твоё внимание оттуда не уйдёт. Оно будет приковано к этой игре так же, как футбольной фанат прикован к игре своей любимой команды.

Выход за пределы образов ума возможен только тогда, когда вся эта переживаемая тобой игра потеряла для тебя всякий интерес. Тебя больше не интересуют эпизоды наблюдаемой и переживаемой тобой игры, тебя интересуешь только ТЫ сам. И как только в тебе возникает вопрос – КТО этот Я, для которого существует весь этот мир со всем его многообразием ощущений? так внимание твоё сразу отвлекается от восприятия образов ума и направляется к самоощущению себя, себя как Источника происходящего, как Источника всего-что-есть. Так происходит выход за пределы ума и осознание своей истинной Природы. И никакого другого выхода из ума или выхода за пределы ума не существует, как не существует и того, кто этот выход хочет осуществить.

Когда происходит отвлечение внимания от восприятия образов ума, то в фокусе внимания оказывается только Бездонная Пустота Чистого Сознания. Источником же самого внимания является Я, которое осознаётся как единственно существующая реальность и Основа всего-что-есть. Эту Основу невозможно увидеть, поскольку ОНА сама есть ТО, что видит. Но её можно ощутить и осознать, как Источник самого осознания, как ТО, что осознаёт, как Источник ви́дения, как ТО, что видит, как Источник восприятия, как ТО, что воспринимает. И проще всего это получается тогда, когда в фокусе внимания нет ничего, кроме пустоты, ничего что отвлекало бы твоё внимание от восприятия своего Источника.

Когда происходит осознание Источника, пустота, воспринимаемая раньше как нечто нереальное, пугающее и ассоциирующаяся со смертью, воспринимается теперь как нескончаемый океан чистого сознания, наполненный блаженным покоем. Это и есть НИРВАНА, или НЕДРОБНОСТЬ, ЦЕЛОСТНОСТЬ, или АДВАЙТА. И тогда ничего кроме ЭТОГО не воспринимается, а всё, что воспринимается – есть проявление ЭТОГО.

Ум в результате такого осознания успокаивается самопроизвольно, поскольку происходящая в нём игра воображения теряет свой прежний смысл и свою прежнюю значимость, это лишь миражи подобно снам, самопроизвольно возникающие во Мне. Они самопроизвольно возникают во Мне, и самопроизвольно заканчиваются во Мне, растворяясь в чистом и бесконечном просторе Сознания. Я ничего не имею против этого, а лишь наблюдаю за ними, наполняя их своим присутствием и осознанием. Я не мешаю им, они не мешают Мне. Это можно назвать внутренним равновесием или Покоем и Гармонией в самом себе, или успокоением ума. Никакого другого покоя ума не существует.

Сотни и тысячи псевдоученых пытаются выяснить, какие именно (рак — от ненависти, простуда — от жалости к себе и т. д.). Во всех этих материалах можно копаться годами. А делать‑то что?

Возникает вопрос: почему эти странные граждане не сходят с ума от скуки и неподвижности? Ведь наш‑то ум привык скакать от одного объекта к другому, как обезьяна с ветки на ветку. Увидели, рассмотрели, оценили, бросили. Бросили, потому что нам все время кажется, что следующий объект будет лучше, красивее, дороже, сексуальнее и вообще будет именно тем, что даст, наконец, нам долгожданное счастье. Бывает, конечно, что объекты нас радуют, но проходит немного времени, и мы снова в поисках чего‑то нового. Как правило, которые уничтожают наше здоровье и мешают жить. Стресс, короче. Вечный и непрерывный стресс.

Горе от ума

Любой здравомыслящий человек вынужден признать: ум помогает решать насущные проблемы. Например, надо забить гвоздь. С помощью умственных усилий мы находим гвоздь, молоток, стену, нужное место в стене — и вот можно картину вешать. Но ум обладает еще одной функцией: анализа хорошо / плохо. «Этот гвоздь вбит на нужном месте? Может, не надо было его забивать — стену испортил… Картина на нем дурацкая… или красиво? Что жена скажет? А если заделывать дыру, то чем?..»

И этот монолог может длиться до бесконечности. Конечно, это утрированный вариант. Как правило, нас одолевают (и часто не дают заснуть) мысли более глобального порядка. Причем в течение нескольких секунд эти мысли могут менять направление на 180 градусов: «Ненавижу эту работу! Сколько можно туда ходить?! Уволюсь! А чем я буду заниматься? На работе я чувствую свою необходимость. Я же им нужен! Меня там любят… Там здорово!» Знакомая ситуация? Есть народная мудрость «утро вечера мудренее» — лучше делать серьезный выбор после сна, когда мозг спокоен и внутренний монолог (диалог, триалог — у кого как) не набрал обороты. Медитация позволяет «заткнуть» эту внутреннюю болтовню (вместо сна), а со временем натренировать ум не вступать в длительные дебаты с самим собой, дабы не провоцировать ненужный стресс.

Важная подготовка

Как сделать так, чтобы ум успокоился? Как гладь озера. Чтобы мы могли хоть немного разобраться, что же в нем все‑таки происходит. Ведь, когда на воде сильная рябь, ни отражения облаков, ни разноцветных камушков на дне нам в такой воде не увидеть. Все искажено до неузнаваемости. Итак, приступим…

Так что же такое медитация? Медитация — это однонаправленно сконцентрированное внимание. Всё! Ни добавить, ни убавить. Когда вы вдеваете нитку в иголку, ваше внимание собрано так, что восприятие всего остального прерывается. В эти мгновения вы не замечаете ничего вокруг. Внешний мир перестает существовать. Точнее, он ограничен объектом вашего внимания. В этот момент вы совершенно полноценно, но не осознанно медитируете. И в эти мгновения ваш ум отдыхает от тысячи вещей. Просто это мгновение слишком коротко, мимолетно, чтобы это заметить. Или взять, к примеру, рыбалку. Успокаивает нервы, говорят. А как же! Поплавок, взгляд, внимание. Плюс свежий воздух и пение птиц. Лично я против охоты и рыбалки, но здесь нам просто нужен понятный пример. Или вязание спицами! Тоже прекрасно убаюкивает эмоции. И все дело в только однонаправленном внимании.

Но что делать, если нет у нас ни озера, ни удочек? И вообще на дворе зима, а вязать мы не умеем… Во-первых, уединитесь и убедитесь, что в течение примерно 20 минут вас никто не побеспокоит. Если опасаетесь, что кто‑то может вам позвонить, отключите телефон. Теперь сядьте поудобнее. Если надо, обложитесь подушками. Можете сидеть и на стуле. Единственное требование к вашей позе — это чтобы спина была прямой и ни на что не опиралась.

Древние технологии

На свете существует довольно значительное количество подвижников, полностью посвятивших себя самопознанию, изучению на собственном опыте скрытых человеческих возможностей, а также поиску ответов на такие серьезные вопросы, как «В чем смысл жизни?» и «Что есть настоящее счастье?».

Эти подвижники и разработали технологию медитации — последовательность действий, которые помогают обрести независимый от внешних факторов источник счастья. Вопреки распространенному мнению, медитация — это практика не только буддизма. Различные техники медитации есть у индийских йогов, даосов и даже (а вы не знали?!) у христиан. Исихазм — древняя христианская практика непрерывной молитвы, которая направлена на остановку внутреннего диалога (выключение всех-всех-всех мыслей) и осуществление истинной сердечной молитвы.

Объект внимания — дыхание

Мы сегодня рассмотрим самый простой вариант медитации: концентрация на дыхании.

Все просто: в течение длительного времени мы направляем внимание на поток дыхания, на череду вдохов и выдохов, и, как только замечаем, что отвлекаемся, спокойно возвращаем ум к сосредоточению на дыхании. По мере того как мы продолжаем практику, наше внимание становится более глубоким и устойчивым, а ум все меньше отвлекается и блуждает. Настойчиво возвращая внимание к дыханию, мы сможем почувствовать, как наши прежде рассеянные энергии собираются воедино. Это переживание единства ума приносит исключительный душевный покой: мы чувствуем себя все более безмятежными, расслабленными, наш ум проясняется.

Вроде бы ничто не мешает нам сосредоточить ум на любом другом предмете: ведь дыхание — лишь один из тысяч возможных объектов сосредоточения ума. Например, можно сосредоточиться на небольшом материальном объекте — спичечном коробке, черной точке или апельсине. Беда в том, что людей, не привыкших к приемам медитации, эта практика может легко раздражать или ввергать в своего рода гипнотический транс. Дыхание особенно хорошо подходит в качестве предмета сосредоточения, поскольку может надолго привлечь к себе наш интерес, в то же время позволяя сохранять некоторую подвижность, гибкость ума. Эта подвижность ума довольно важна: ведь если допустить, чтобы внимание стало жестким и застывшим, можно утратить энергию и вдохновение. Дыхание как естественный внутренний процесс весьма интересно. Оно дает очень явственные ощущения, имеет определенный ритм и по самой своей природе способно увлечь нас своим мягким приятным движением. К тому же дыхание — довольно таинственная вещь: это дыхание жизни, то, от чего зависят все существа в каждый миг своей жизни.

Возможно, именно потому, что дыхание — необходимое условие жизни, его характер тесно связан с нашим физическим и душевным состоянием. Когда мы эмоционально возбуждены, дыхание ускоряется. По мере того как наше тело расслабляется, дыхание замедляется, а когда дыхание успокаивается, ум, соответственно, обретает собранность, сосредоточенность и гармонию.

Что делать в процессе медитации

Сначала две-три минуты посидите спокойно, расслабьтесь и примите удобную позу. Дальше наша медитация должна пройти через 4 этапа.

1. Ощутите поток воздуха, который естественным образом входит и выходит при дыхании. Конец каждого выдоха должен сопровождаться счетом (считать нужно мысленно). Отсчитав таким образом десять выдохов, вновь начинайте счет с одного.

2. После того как вы отсчитывали выдохи на протяжении 4-5 минут, начните счет, опережая вдох, и снова считайте от одного до десяти. Продолжительность второго этапа практики — несколько минут.

3. Затем прекратите счет и просто следите за естественным потоком дыхания.

4. Наконец, направьте внимание на ту точку, где при вдохе контакт воздуха с телом ощущается сильнее всего. Скорее всего, это будет область ноздрей или верхней губы, хотя точное место не так уж важно. Выберите любую точку, которая кажется вам наиболее подходящей, и сосредоточьте внимание на едва уловимых ощущениях, возникающих при соприкосновении воздуха с ней.

Завершение медитации

Постепенно завершите практику, когда будете к этому готовы: медленно откройте глаза; прежде чем встать, немного посидите спокойно. Не вставайте слишком поспешно, даже если почувствуете, что хотите немедленно приложить к чему‑то свою энергию. Это может нарушить достигнутое вами состояние покоя и сделать вас чрезмерно чувствительными в течение всего остального дня. Очень важно, чтобы переход от практики медитации к повседневной деятельности был плавным. Не включайтесь сразу же в суету жизни, хотя бы несколько минут поделайте что‑нибудь не спеша. Поглядите в окно, немного прогуляйтесь, приготовьте себе горячего чаю — сделайте то, что поможет вам понаблюдать за работой ума и усвоить приобретенный в медитации опыт, даже если во время практики, казалось бы, ничего особенного не произошло.

В целом медитация оказывает на нас чрезвычайно благотворное воздействие, и чем больше мы ценим ее за это, тем лучше. Осознав ценность медитации, вы измените отношение к практике и, ожидая лучших результатов, будете больше расположены к занятиям. Если вы начинаете практику с хорошим настроем, то она с большей вероятностью принесет вам радость, и вы будете с нетерпением ждать следующего занятия. Практикуйте и наслаждайтесь! Да достигнут все живые существа -счастья!

Переход от одного этапа к другому.

Самостоятельно определять длительность каждого этапа медитации бывает трудно. Вовсе не обязательно, чтобы все этапы практики были абсолютно равны по времени. Просто переходите с одного этапа на другой, когда почувствуете, что готовы сделать это.

Даже если по прошествии некоторого времени вам кажется, что вы не достигли желаемого уровня сосредоточения на очередном этапе, переходите к следующему, пусть даже вы не вполне к этому готовы. Иногда, даже если вы испытываете трудности в начале занятия, можно обнаружить, что на последующих этапах сосредоточение становится более устойчивым.

Вера в процесс внутреннего преображения.

Довольно часто даже у опытных практиков медитации бывают периоды, когда они не могут сосчитать и трех циклов дыхания подряд не отвлекаясь. Поэтому проявите решительность: ведь это такое необычное переживание для всех нас! Помните, что медитация обращена к уму в целом, что на подсознательном уровне происходят перемены. В такие периоды необходимо «довериться процессу». Лучше всего, если вы будете поддерживать контакт с тем, кто уже имеет опыт медитации, и обсуждать с ним ход практики. Даже если вы сильно отвлекаетесь, как правило, оказывается, что после занятия медитацией состояние ума улучшается.

Занятия должны приносить радость.

Обратите внимание на два состояния: состояние сознания, в котором вы начинаете практику (оно может быть приятным и неприятным, в зависимости от того, что происходит в вашей жизни в данное время), и состояние, которое будет результатом медитации. Например, если вы начинаете практику в состоянии крайнего возбуждения, это вряд ли вызовет у вас приятные ощущения, но попытка сосредоточить ум на дыхании, скорее всего, вас успокоит и даже немедленно разрешит конфликт. Или же вы добьетесь улучшения постепенно, в течение нескольких занятий.

Материал подготовлен на основе книг:

  • Буддагхоша, «Традиционный комментарий»
  • Камалашила, «Буддийская медитация. Путь прозрения и покоя»
  • «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», автор неизвестен

Материал предоставлен журналом «АИФ ПРО Здоровье»

Беспокойный разум не дает нам покоя или передышки. Постепенно мы сплетаем такую сложную паутину в нашем мозге, что забываем о том, что такое внутренний мир.

Вероятно многие из вас путают понятие беспокойный разум с и продуктивностью.

Хотя внутренняя энергия является отражением нашего желания учиться, чаще всего, это беспокойство на самом деле является своеобразным «умственным шумом». Он приносит лишь путаницу, усталость и делает нас несчастными.

Часто говорят, что «нет хуже врага, чем тот, кого мы создали сами у себя в голове» .

Однако, вместо того, чтобы увидеть что лишь мы сами несем за это ответственность, мы воспринимаем это внутреннее напряжение как сложное сочетание многих вещей.

Беспокойный разум и бушующий океан в нашей голове

Одна из самых известных книг, посвященная этим сложным ситуациям, когда умственный шум переплетается с , написана Кей Джемисон.

С детства я всегда была склонна к аффекту и эмоциональной неустойчивости. Мой подростковый возраст был окрашен грустью и, когда я начала свою профессиональную жизнь, я попала в замкнутый круг, зажатая между циклами страха, тревоги и беспокойного разума, так, что я едва могла жить.

«Беспокойный разум,» Кей Джемисон

Так что, если вы увидели нечто знакомое в этих строках, пожалуйста, прочитайте об этих 5 секретах внутреннего спокойствия, это может быть вам полезно.

1. Сбросьте лишний груз с ваших плеч

Он есть, даже если вы его не ощущаете. Как только вы осознаете весь груз, который вы носите на душе, вы почувствуете себя лучше.

  • Вы окружены людьми, которые, ничего не давая взамен, забирают забирают вашу энергию.
  • Возможно, вы отдаете приоритет тем вещам, которые не являются полезными для вас.
  • Вы понимаете, что «минус это всегда плюс».

2. Остановитесь, вдохните и отключитесь от ментального шума

Вчера уже больше нет. Прошлое не может быть отредактировано, будущее еще не существует. Таким образом, сосредоточьте все свое внимание на моменте здесь и сейчас , там, где вы находитесь в данный момент.

  • Остановитесь и глубоко вдохните. Задержите дыхание на 5 секунд. Затем выдохните так, чтобы это было слышно.
  • Это простое упражнение, верите вы, или нет, поможет освободить ваш разум, насытит ваш организм кислородом и позволит вам достигнуть спокойствия.
  • Теперь, когда вы чувствуете себя хорошо физически, пришло время, чтобы найти контакт с собой.
  • Спросите у себя, чего вы действительно хотите, что ищете, чего не хотите, к чему вы стремитесь.

3. Постройте защитные стены

Беспокойный разум страдает, потому что он очень уязвим. Он впускает в себя заботы о других, чужой эгоизм, интересы окружающих нас людей.

Когда эта отрицательная энергия попадает к нам внутрь и переплетается с нашими личными слабостями, результат ужасен.

Необходимо поставить защитные стены, и это можно сделать следующим образом.

  • Я отойду подальше от того, что идет в разрез с моими целями и устремлениями. Не стоит удовлетворять эгоизм других и следовать ложным интересам.
  • Я отгорожусь стеной от всех, кто приносит бурю в спокойные дни.
  • Стены защитят меня от тех, кто не уважает меня. Я их прощаю и отпускаю.

4. Тишина, которая исцеляет

Один раз в день, на 1,5-2 часа вам нужно принять «ванну» абсолютной тишины.

  • Эти моменты спокойствия и внутреннего мира позволяют понять истинные потребности и успокоить беспокойный разум.

Поскольку беспокойный разум прыгает от одной черной дыры к другой, вы забываете о себе : чего вы стоите и насколько вы важны.

  • Отдохните в тишине от ваших страхов и внутренних голосов. Позвольте себе удовлетворение и равновесие между разумом и .

5. Взращивайте в себе чувство благодарности

Этот аспект, несомненно, наиболее трудно осуществить.

Расслабьтесь и подумайте об этих вещах:

  • Если вы чувствуете себя плохо из-за людей, которые не хотят вам добра, держитесь от них подальше. Решение может быть простым, но это потребует мужества.
  • Если вы чувствуете дискомфорт, стоит подумать об этом и что-то поменять. Выберите другой путь и помните, что вы заслуживаете счастья.
  • Цените маленькие вещи, которые окружают вас и которыми, возможно, вы пренебрегаете.
  • Скажите спасибо за то, что вы здоровы физически, что рядом с вами есть люди, которых вы любите и которые любят вас.
  • Учитесь благодарить жизнь за каждый новый день — он открывает перед вами новые возможности, позволяя достичь того, чего вы хотите.

Будьте счастливы, спокойны и храните душевное равновесие.

Здравствуйте, уважаемые читатели! В наш суматошный век очень сложно оставаться в гармонии. Многие живут в стрессе. Многим (особенно, женщинам) не хватает покоя и внутренней стабильности. Но есть прекрасная новость: вы можете стать хозяином своего ума. Можете вырваться из череды беспокойств, страхов, пустых «пережевываний» событий... Как успокоить ум?

Болезнь нашего ума

Мы так привыкли к хаосу и обилию ненужных переживаний в своей голове, что уже начали считать это нормой. Нам уже кажется, что жизнь соткана из сплошных проблем. Мы так привыкли к состоянию стресса, что уже не замечаем его.

Да, существуют реальные проблемы. Иногда людям нечего есть, они испытывают голод. Иногда на город обрушивается цунами, начинается землетрясение... На самом деле, даже в таких ситуациях глупо переживать и нервничать. Нужно принимать какие-то решения, что-то делать, не перегружая свой мозг негативными мыслями.

Но остальные наши проблемы — созданы нашим умом. Мы переживаем, что на работе нас могут уволить. Что супруг как-то не так с нами общается. Что мы не сможем поехать на курорт, что у нас сколько-то лишних килограмм, что за окном плохая погода, а тетка в автобусе сказала вам какую-то грубость...

Спокойный ум нужен всем и во всех ситуациях. Особенно — в каких-то сложных ситуациях. Если вы нервничаете — вам очень сложно принять правильное решение.

Простой пример, понятный всем мамам: ребенок вдруг сильно упал с какой-то горки, лежит и плачет. Возможно, упал вниз головой. Возможно, у него где-то кровь, и т.д. Какие есть варианты действий?

  • Можно прийти в ужас, рвать на себе волосы, самой разрыдаться, обвинять себя в том, что вы плохая мать;
  • Можно осмотреть ребенка, вызвать скорую, и при этом убиваться, нервничать, прокручивать в голове тысячу раз всю эту ситуацию;
  • А можно вообще не убиваться и не переживать. Оставаться спокойной. Просто подойти к ребенку, оценить его повреждения, постараться успокоить, и при необходимости — вызвать скорую, спокойно поехать в больницу.

Как вы думаете, какой вариант лучше?

К счастью, у некоторых людей в критических ситуациях внезапно включается абсолютное спокойствие. К счастью, я из таких: начинаю переживать и нервничать с запозданием, когда ситуация уже разрешилась. Я очень благодарна за это своему организму.

У нас тоже бывали падения, кровь, какие-то болезни и прочее. И дочка, глядя на мое непоколебимое спокойствие, сама постепенно успокаивалась. Поэтому я знаю, что самое главное — сохранять внутреннее равновесие в чрезвычайных ситуациях.

Впрочем, спокойный ум окажется не менее ценным и в обычной повседневной жизни. Он сделает ее значительно приятнее и счастливее. По сути, зависит от нашего состояния ума.

Как стать спокойнее?

Для достижения желаемого состояния нужно делать две вещи:

  1. Очищать свой ум;
  2. И не загрязнять его.

Очищение достигается и молитвой. Я много раз писала о них, и буду писать еще. А пока остановимся на втором, не менее важном пункте...

Как сохранять ум в покое?

Ваша жизнь значительно изменится, если вы будете заботиться о том, что поступает в ваше сознание. Могу дать несколько практических советов:

  1. Самое банальное, но самое главное правило — никакого телевизора! И никакого бездумного хождения по интернету! Это очень важно! Телевизор и интернет загружают в нас огромную кучу мусора!
  2. По возможности, создайте себе ! Общайтесь только с людьми, которые работают над собой, не распространяют негатив, ведут полезные и конструктивные беседы. Никакого нытья, сплетен и болтовни «ни о чем».
  3. Если вы по каким-то причинам не можете избавиться от разрушающего общения (например, от коллег по работе или родственников) — найдите себе очень много другого, хорошего общения. Чтоб хорошего общения было гораздо больше, чтоб оно перевешивало. В процессе разговора мы перенимаем умонастроение собеседника.
  4. Создайте строгую цензуру на фильмы и книги. Никаких боевиков и детективов. Выбирайте качественное кино, несущее в себе положительный заряд, а не депрессию.
  5. Веды говорят, что для поддержания чистоты сознания, важно соблюдать режим дня ( и ложиться до 22) и есть свежую . По возможности, следуйте этому.
  6. Содержите свой дом в чистоте и в порядке.
  7. Научитесь мыслить оптимистично.

Как стать оптимистом?

На самом деле, оптимизм — это просто привычка. Попробуйте отслеживать свои мысли. На каждый негативный вывод сразу же ищите три позитивных. В каждой ситуации, в которой очевидны минусы, сразу находите три любых плюса.

Сегодня написано много книг о позитивном мышлении. Авторы рекомендуют работу с аффирмациями, коллажами желаний, визуализацией... Кто-то не одобряет эти методы, а кто-то восхваляет.

Мое мнение: на определенном этапе аффирмации очень полезны! Они хороши, когда нужно научиться мыслить в позитивном ключе. Я активно работала с аффирмациями на протяжении года.

Однако, медитация, практики осознанности, молитвы — предпочтительнее, чем аффирмации. И работают на более глубоком уровне.

Мой опыт

Я сама от природы очень нервная и беспокойная. Именно поэтому в 18 лет я поняла, что с этим нужно что-то делать. Начались долгие поиски.

Йога, аутотренинг и медитация мне очень помогли. К сожалению, после рождения детей почти невозможно уделять этому достаточно времени. Но если следовать принципам, о которых я говорила выше, можно помогать своему уму оставаться спокойным.

У нас нет телевизора. Я внимательно слежу за тем, что попадает ко мне в виде фильмов и книг. Я контролирую свое общение. Стараюсь постоянно питать свой ум чем-то полезным и позитивным. И мне нужно гораздо меньше времени на медитацию, чем раньше. Мне гораздо проще чувствовать себя в гармонии.

На первый взгляд, принципы, о которых я написала, очень просты и банальны. Но все самые эффективные методы могут быть до смешного просты! Главное — примените их в жизни. Попробуйте! Почувствуйте, насколько важно для вас общение. СМИ. Стиль мышления. Начните относиться к этому более серьезно.

Одни люди просто все знают. А другие — знают и применяют на практике. Как вы думаете, кто будет более успешным?