Как сдать экзамен ничего не зная и не уча.

Я приняла Ислам 3 года назад.Сейчас учусь на 2 курсе юридического факультета, и в летнюю сессию нужно будет сдавать экзамен по философии. Я не знаю, как его сдавать, потому что тамочень много говоритсяо многобожии, большинство тем построены на основании христианских взглядов, пророка Ису называют Богом.

Профессор, который принимает экзамен, – атеист и основывает свои лекции с этой точки зрения и с позиции Христианства. Подскажите, пожалуйста, что мне делать.

Ответ :

С точки зрения религии :

После того как человек искренне произносит шахаду (формула единобожия) и становится мусульманином – его жизнь начинается с чистого листа, все предыдущие грехи смываются.

Сообщается от Амра ибн Аса (да будет доволен им Аллах): «Однажды я пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал :“Дай мне свою правую руку, чтобы я присягнул тебе! ” И он протянул её. А я не протянул, и тогда он спросил: ”Что с тобой, о Амр? ” Я ответил, что хотел бы поставить условие. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опять спросил: ”Какое условие ты хотел поставить? ” Я сказал: ”Чтобы мне простились мои грехи ”. Тогда он спросил: ”Разве тебе неизвестно, что Ислам прощает всё, что было прежде? ”» (Муслим).

وعن عمرو بن العاص قال أتيت النبي صلى الله عليه وسلم فقلت ابسط يمينك فلأبايعك فبسط يمينه قال فقبضت يدي فقال ما لك يا عمرو قلت أردت أن أشترط قال تشترط ماذا قلت أن يغفر لي قال أما علمت أن الإسلام يهدم ما كان قبله وأن الهجرة تهدم ما كان قبلها وأن الحج يهدم ما كان قبله " ؟

Хочу искренне и от всей души поздравить Вас с новой жизнью!

Попросите преподавателя подкрепить свои гипотезы аргументами. Поверьте, мягко говоря, это ему будет очень сложно (поскольку современные научные открытия позволяют сделать вывод, что Вселенная была создана, а не появилась сама по себе. К примеру, образование белка– основного строительного материала живых организмов– без посторонней помощи НЕВОЗМОЖНО).

Изучайте исламскую философию, читайте книги Ибн Сины, аль-Фараби, особенно произведения имама аль-Газали! Посмотрите фильмы о крахе теории эволюции и другие. В них достаточно доходчиво объясняются те или иные положения человеческой жизни, раскрываются так называемые «вечные вопросы философии», и всё это не только с религиозной точки зрения, основываясь лишь на вере, но и подкреплено научными открытиями, опытами, посредством современных технических средств.

С точки зрения психологии:

С подобной проблемой сталкивается практически каждый верующий студент, причём не важно, какой религии он придерживается. В данном случае необходимо учесть ряд деталей.

Во-первых, сам преподаватель, скорее всего, получал образование в советской высшей школе, когда религия была под запретом, а единственно правильным направлением научной мысли был признан диалектический материализм. Это могло повлиять не только на его мировоззрение, но и на стиль преподавания собственного предмета, на его педагогические установки.

Во-вторых, сам преподаватель может быть ограничен рамками государственного образовательного стандарта, где в обязательном порядке предписан курс истории философии, а это история, в общем смысле попытка разрешения основного вопроса философии: отношения материи и духа, сознания к бытию и вопрос о познаваемости мира. Тот факт, что этот вопрос до сих пор не решён окончательно, уже говорит о беспредметности философии, об абстрактности этой дисциплины.

По большому счёту, философия (в переводе – любовь к мудрости) – достаточно важный предмет, заставляющий человека думать о мироздании, находить ответы на самые важные вопросы. В принципе, мы не должны ограничивать себя в вопросах о сущности мироздания, для нас (мусульман) есть лишь запрет на размышлениео том, что Он из себя представляет внешне. Этот вопрос опасен тем, что может увести в ересь. Именно его и стараются поднимать многие философы, сбившиеся с правильного хода рассуждений,тем самым пытаясь сбить других.

Если Вам будет задан подобный вопрос на семинаре или экзамене, то вовсе не стоит сразу же вступать в пререкание, постарайтесь найти красивый ответ, такой, который либо обескуражит преподавателя, либо удивит.

К примеру, можно задать встречный вопрос о том, что представляет собой край Вселенной, или пусть он опишет её бескрайность. Самое главное для Вас –не вызывать его на спор, Ваши ответы не должны звучать как вызов.

В-третьих, поменяйте своё личное отношение к этому предмету. Не воспринимайте его как нападки на Ваши религиозные взгляды, смотрите на него как на сборник различных мыслей людей, живших в различные эпохи. В принципе, каждый человек имеет право на собственное мировоззрение, этот вопрос касается только его и Бога.

Если Вы сможете так воспринимать ситуацию, то Вам не составит труда излагать их учения, относясь к ним лишь как к попытке объяснить мир – и всё. Ненужно никаких эмоций, это всего лишь предмет, который Вам необходимо сдать. Но из него Вы можете немало узнать, расширить свой кругозор и подготовить себя для будущих дискуссий с атеистами. Ведь зная то, чем они будут оперировать, Вам будет намного легче строить свои ответы, заранее предвосхищая их вопросы.

У Ницше есть интересная фраза: «Всё, что меня не убивает, то делает меня сильнее», – так вот и здесь тоже самое, данный предмет – своего рода проверка Вас на силу веры, и если Вы сможете достойно пройти этот этап, то Ваша вера станет ещё сильнее, ещё более аргументированной.

В заключение хочу обратить Ваше внимание на следующее: представьте себя выпускницей юридического факультета, постарайтесь увидеть конечную цель, и тогда Вы увидите, что экзамен по философии – всего лишь маленькая ступенька на пути к большой цели. Наоборот, расширяйте свои знания, не надо бояться этого предмета.Чем шире будут Ваши познания в этой области, тем крепче будет Ваша вера – так как она будет не слепой, а основанной на знании. Ведь Ислам не боится науки, потому как знает, что через науку человек обязательно придёт к Богу, таких примеров в истории – масса. Удачи Вам и терпения.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Инструкция

Обычно курс философии в вузе состоит из двух частей: история философии и теория философии. Первую в первом семестре, сдают по ней зачет и "благополучно" забывают. Вторую, соответственно, изучают во втором семестре, экзамен сдают по обеим частям. История философии, как правило, не вызывает проблем - ее можно просто вызубрить. С теорией все сложнее - чтобы уметь излагать ее на экзамене, ее нужно хотя бы немного понимать. Особенно, если преподаватель дотошен и обожает свой - такие с радостью будут готовы рассуждать с вами целый час о проблемах истинного знания.

Дисциплинированный студент может вообще избежать экзамена по философии, если будет посещать все или почти все пары и отвечать на семинарах: в конце года он, скорее всего, получит "автомат". Сила воли, конечно, для этого нужна немалая, особенно ближе к лету, когда за окном категорически мешает рассуждать о роли социальной революции в развитии цивилизаций. Но, наверно, "автомат" по философии этого стоит. Тем более, сеть пестрит рефератами и докладами по философии, и всегда можно найти что-то интересное по теме, прочитать и выступить на .

Как же быть тем, кому "автомат" не светит? Вряд ли стоит сразу бежать в магазин за шпаргалками, да и не всегда можно списать. Шпаргалки лучше написать самим, а после этого...оставить их дома, поскольку вы все запомните. Многие очень хорошо запоминают, когда , причем, именно пишут, а не печатают на компьютере.

С философии разделаться легко. Просто делите всю философии на периоды - античность, средние века, возрождение и т.д. Нарисуйте схему, чтобы просто , что идет после чего и какой представитель относится к какому времени и течению. Это будет такой "скелет", на который потом легко пристроить крупные и мелкие детали: идеи, концепции, теории. Лучше всего взять большой лист бумаги, например, формата А3 и изобразить всю историю философии на этом листе. Будет краткий наглядный конспект.

Что касается теории философии, то тут легче написать по каждому вопросу относительно подробную шпаргалку - с помощью наиболее простого для понимания учебника. Чтение сложных и подробных пособий вам не поможет, вы только потратите время на их осмысление, кроме того, на экзамене никто не ждет, чтобы вы помнили каждую мелочь. Каждую шпаргалку можно сопровождать схемами, т.е. всем, что может вам помочь. Вечером перед экзаменом или утром, если вы рано встаете, пробегитесь глазами по всем шпаргалкам. Основное вы будете помнить точно.

Преподаватели философии - люди обычно непростые. Лучше не портить с ними , не спорить лишний раз, не показывать свою нелюбовь к тому философу или к той теории, которую преподаватель особенно ценит. Установление хороших отношений с преподавателем может легко перевести ваш ответ на экзамене в разряд непринужденной беседы. Так что без "отлично" или хотя бы "хорошо" вы точно не останетесь.

Как известно, все уважающие себя студенты готовятся к сдаче экзамена в последнюю ночь, перед этим проведя полтора часа возле открытой форточки, неистово зазывая «Халяву». Ночной «мозговой штурм» каждый организовывает по-своему. Кто-то старательно пишет шпоры, полагая, что попутно в голове останется весь материал курса (таких студентов немного – метод не отвечает реалиям времени, когда шпоры продают на каждом углу). Кто-то ищет друга, который завтра с утра согласится посидеть «на телефоне» и помочь сдать экзамен благодаря современным средствам связи (таких больше, так как это не только, что называется, в духе времени, но еще и своего рода авантюра: «Профессор, лопух, приём!»). Ну а кто-то (таких совсем мало), проклиная себя, что не спохватился раньше, старательно зубрит.

Посочувствовать надо и тем, и другим и третьим, ведь тяжела доля студента. Однако третьим можно не только посочувствовать, но и помочь. Есть несколько простых правил, которые существенно облегчат процесс запоминания и в разы увеличат КПД мозга.

Правило 1. Дайте себе правильную установку

Сложно встретить студента, который бы не изучал философию, еще сложнее встретить того, кто бы вспомнил из нее больше, чем «Гегель создал учение об абсолютном духе…». И не потому, что предмет скучный и довольно сложный, просто большинство студентов воспринимают его как «ненужный» и учат философию по принципу «сдать и забыть». Такая установка прекрасно работает: только получив заветный росчерк пера в зачетке, из памяти студента стирается все, что он выучил. И ничего с этим не поделаешь – психология. Поэтому важно перед началом подготовки к экзамену дать себе установку, что этот материал нужен вам для дальнейшей профессиональной деятельности и успешной карьеры.

Правило 2. Не старайтесь объять необъятное

Сколько препод начитывал вам лекции? Семестр? То есть даже если в неделю по 1 лекции, то за семестр получится в среднем 25 пар, 20 часов. Многовато для одной ночи, не так ли? Даже, если Вы умудритесь прочитать (не выучить!) все, то студенческую столовую еще долго можно будет не посещать, а питаться кашей из вашей головы. Поэтому не стремитесь объять необъятное! Вернее, лекции нужно прочесть все, чтобы сложилась общая картина, представление об изучаемом курсе, но читать нужно не скрупулезно и вдумчиво, а обзорно, главное уловить суть. Старайтесь при этом запоминать часто встречающиеся термины и словосочетание (тем самым вы будете наращивать понятийный аппарат) и уделяйте внимание примерам – они помогут вам быстрее разобраться в теме.

Правило 3. Мыслите логически

Мы уже определились, что вовсе необязательно заучивать все лекции, как стихотворение, главное понять их «соль». Это проще всего сделать, логически осмыслив изучаемый материал. И для этого, как говорится, все средства хороши: представляйте картину визуально (как два маленьких атома «встретились» на безлюдной улице и решили «жить вместе», объединившись в молекулу), рисуйте схемы и таблицы, попросите друга прочитать лекцию и объяснить вам «своими словами». Главное, чтобы вы хорошо уяснили процесс и могли легко о нем рассказать, просто опираясь на логику и ваше понимание того, как это устроено, как все происходит. Ведь психологами давно доказано, что запоминание, основанное на логическом осмыслении информации в 4 раза эффективнее механической зубрежки. Для закрепления логического осмысления материала попробуйте выстроить обратную цепочку. Например, охарактеризуйте сначала функции отдельно взятого банка, затем Центрального банка РФ и только потом всю банковскую систему России.

Правило 4. Выучите определения

Многие студенты недооценивают значение определений. На самом деле, определения (у «технарей» – еще и формулы), действительно должны «отлетать от зубов», как этого обычно и требуют преподаватели.

Во-первых, в грамотно составленном определении, как правило, содержится ответ на целый вопрос билета, а то и не один. Например, на вопрос «Понятие и признаки чего бы то ни было» в 99% случаев можно ответить, зная только одно определение, так как в длинных и «замудренных» определениях и содержатся все признаки:

Право – это система общеобязательных формально-определенных правил поведения в обществе. Признаки права: системность, обязательность, формальная определенность.

Раскрыть признаки и понятие более подробно Вы сможете благодаря сформировавшемуся общему представлению об изучаемом курсе.

Во-вторых, в любой учебной дисциплине определений, которые нужно знать и которыми нужно уметь пользоваться, не больше 30, то есть это всего лишь 30 предложений. Выучить их в среднем можно за 30 минут, но чтобы они не забылись к утру, повторите их через час после того, как выучили, а потом еще через 2-3 часа и обязательно перед тем, как идти на экзамен.

И, наконец, в-третьих, сколько раз Вам приходилось от сокрушенного вашими «знаниями» препода слышать: «Хоть определение экономики (философии, политологии, педагогики и т.д.) как науки мне дай и поставлю я тебе “тройку”»?

Правило 5. Не перегружайте себя

Это правило общеизвестно и очевидно: каждый час-два в подготовке нужно делать 5-10-минутные перерывы, следует встать размяться, подышать свежим воздухом, выйти в другую комнату и т.д. Это необходимо, чтобы внимание и память не работали тщетно, так как все психические процессы замедляются и притупляются при непрерывном обращении к ним свыше 60 минут. И, главное, если Вы чувствуете, что «больше не можете», глаза закрывается, а учебник падает из рук, то не стоит «насиловать» себя и пить литрами кофе. Вероятно, правильнее будет лечь спать, ведь на экзамен нужно идти со «свежей» головой.

1. Если подходить к вопросу максимально прагматически и исходить из того, что философия - не Ваша специальность, то, во-первых, выясните, по какой программе вы занимались в течение семестра. Вполне вероятно, что у вас была какая-то методичка, содержащая программу занятий и список рекомендованной литературы. Не поленитесь взять ее - курсы философии в разных ВУЗах довольно разные, поэтому ориентируйтесь на рекомендации Ваших преподавателей.

2. Вспомните (или узнайте у одногруппников), какие учебные материалы рекомендовались Вашим преподавателем во время лекций и/или семинаров. Опять же, не исключено, что кафедра философии в Вашем ВУЗе имеет какие-то свои пособия для самостоятельной работы студентов (или, ещё лучше, Ваш преподаватель написал такое пособие сам) - обязательно ознакомьтесь с ними. Нет ничего более радостного для преподавателя во время экзамена, чем осознание того, что студент читал написанный им текст.

3. Если у Вас нет собственных конспектов лекций, заполучите у одногруппников. Опять же, по причине того, что каждый преподаватель читает курс со своей спецификой. Не важно, что в чужих конспектах будет относительно мало информации, важно понять хотя бы общий принцип подачи материала. В то же время, опасайтесь бездумно воспроизводить во время ответа куски конспектов, которые Вам непонятны - это прямой путь к тому, чтобы наговорить глупостей, и очень бросается в глаза преподавателю. Если в конспектах что-то непонятно (например, встречаются непонятные слова), вооружайтесь Интернетом и ищите эти непонятные моменты.

4. Подумайте, зачем Вы прослушали этот курс. Серьезно. Невозможно подготовиться к предмету, если Вы не понимаете, зачем он нужен. Я так и вовсе даю студентам для допуска задание сдать эссе на тему: "Что полезного я извлёк из курса философии?" Результаты примерно . В любом случае, если Вы сможете увязать прослушанный курс с Вашей повседневной жизнью и профессией - это будет большим плюсом при ответе. Только не лукавьте, если не можете придумать, куда философию приспособить, лучше не говорите совсем - выдуманные ответы тоже обычно бросаются в глаза.

5. После этого приступайте собственно к подготовке ответов на вопросы. В общем и целом, лучше пользоваться словарями или энциклопедиями, чем учебниками. Как показывает практика, учебники по структуре редко когда точно совпадают со структурой вопросов, поэтому возможность их использования ограничена. Зато энциклопедии и словари работают "на ура". Только не пользуйтесь Википедией, там много ерунды и ненужных деталей. Возьмите любой философский словарь и смотрите там имена и незнакомые понятия. Можно взять электронную энциклопедию, например, "Кругосвет" или "Большую российскую энциклопедию". От одной статьи переходите к другой, например, если Вам попадается текст в статье про Сократ вида "Сократ полемизировал с софистами", а Вы не знаете, кто такие софисты - переходите к статье про софистов. В электронной энциклопедии это легко делать с помощью гиперрсылок. Если этого не сделаете Вы перед экзаменом, это с большой долей вероятности сделает преподаватель во время экзамена: это один из классических приёмов придумывания дополнительных вопросов.

может быть попробовать подготовиться по 63ем вопросам и сдать экзамен традиционным путем?

Поступаю в аспирантуру, нужно сдавать философию (63 вопроса!!!), подскажите, как их выучить и сдать, может у кого есть опыт поступления в аспирантуру, какие там требования на экзамене? Пожалуйста.

Чтобы сдать философию, надо не только изучить предмет, но и уметь мыслить со всех сторон и вглубь и вширь, относительно определённой точки или системы отсчёта.

Изучи ответы на все заданные в билетах вопросы самостоятельно, а что не поймёшь - спрашивай тут. Если объяснить никто не сможет, то по крайней мере ты получишь несколько мнений по непонятным вопросам.


Подробнее, пожалуйста. Вопрос "Как сдать философию для поступления в аспирантуру?" должен рассматриваться в контексте конкретной ситуации. По каким наукам аспирантура, бюджетная или контрактная, есть ли конкурс? Понятно, что если науки типа юридических и экономических, и поступление планируется на бюджет, то даже глубокие знания по всем 63-м вопросам не гарантируют Вам почти ничего - "править балл" именно по философии легче всего.

И в каком вузе это, если не секрет, аж 63 вопроса по философии? В ЮУрГУ где-то около 30 (смотрел на сайте), а в ЧелГУ 48, и то кажется, что много

В ЧелГУ заведующий кафедрой философии рекомендовал мне учебник "Введение в философию" под ред. И. Т. Фролова (чем позднее издание, тем лучше, издание 1989 г. по понятным причинам сильно идеологизировано). Достоинство этого учебника в том, что каждый раздел "исторической" и "теоретической" частей написан специалистом в соответствующей области. Параллельно можно почитать какой-то из популярных учебников - под ред. В. Д. Губина или А. Г. Спиркина. Для непрофильной (нефилософской) специальности должно хватить.

В комиссии приемной сидит не господин Невелев, а Суханов, Шрейбер, Кузнецов и др а они принимают совсем иначе. Историческая часть в учебнике Фролова вообще ерунда полная. Элементарно - априори Канта там раскрыто крайне скупо, Фейербах, Гадамер и Фейерабент по капле. Уж лучше Кохановского почитать. Для успешной сдачи надо как минимум 3-4 книги по истории философии, ну и 5 книг по теории. Желательно бы про гносеологию отдельно - наподобие Степин, Горохов либо Никифоров.

Дa главное балакать не останавливаясь...
философия это такая наука, где надо работать языком

философия - это не наука. а про фальсификацию и верификацию особо языком не натрепишь. знания надо а не язык без костей. То что здесь представлено - не философия. это так....

Заинтересовали. Что бы вы рекомендовали почитать в первую очередь, просто на досуге, не для учёбы?
Для начала всех тех кого указывали выше, затем специальные монографии которые есть в конце учебников, ну а потом всех авторов из истории философии - шутка конечно. Да откуда мне ж знать то. Каждый сам выбирает. кому Кастанеда, кому Гегель. Мне лично позитивисты. Вот если б про криминалистику спросил, я ответил бы. А философия - сложно это, да и я не особо то силен чтоб давать советы кому и что читать.....

По идеи это же не кандидатский минимум, так, что для поступления надо немного больше универской программы, та, что необходимы довольно поверхностные знания.
По истории философии можно и Рассела почитать.

Поступаю на педагогику в ЧГПУ и там 63 вопроса, можете зайти на сайт, причем по самой педагогике 30 вопросов. Реферат написала на 4. Поступаю на платное, про конкурс не знаю. Сколько училась, всегда как-то везло, хорошо отвечала на семинарах и получала автоматом отлично, обычно, если учу, то как стих все наизусть, а тут смотрю на эти вопросы и в дрожь бросает.
Никто не знает где обычнго покупают или берут монографии на английском?

фигня это все есть беспрводной наушник вставляешь, а другой те продиктует, дороговат, но говорят, что есть где-то на прокат, айс?

Если бы можно было просто заплатить и поступать без экзаменов или хотя бы тестом, это было бы здорово. А вы сколько готовились по времени к экзаменам?

ЛУНА68100, если Вы априори идёте на платное обучение, то мне представляется, что экзамены будут носить исключительно формальный характер, учитывая, что на дворе кризис, и вряд ли найдётся такой вуз, которому не нужны деньги)) Я, конечно, слышал, что на каких-то специальностях в ЮУрГУ конкурс и на платные места, но это уже, по-моему, нечто из области фантастики (это только из-за ограничений возможного количества аспирантов у одного научрука, не более пяти, по-моему). Сейчас вузы должны прямо-таки цепляться за платных аспирантов. Главное - просто не молчите)) Получите формально положительную оценку, и Вас с радостью зачислят на внебюджет. Что касается экзаменов, то я до сих пор в процессе подготовки)