Как самостоятельно закрыть ооо. Процедура закрытия организации

Как закрыть ООО с долгами и без: пошаговая инструкция из 8 этапов + 5 советов по уменьшению расходов на оформление документации.

Предпринимательская деятельность неизменно связана с постоянным риском. С момента открытия, бизнес находится на «пороховой бочке».

Стабильность – это слово, слабо применимое к бизнес-процессам в России.

Грамотно организовать закрытие ООО удается лишь единицам.

Наличие кредитов, обязательств перед партнерами, невыплаченная заработная плата – все это факторы играют значительную роль при .

Прочитав статью, вы узнаете, как закрыть ООО и сколько это стоит.

Также будут рассмотрены типичные проблемы, замедляющие или препятствующие этому процессу.

Особенности структуры ООО

Для начала, нужно разобраться в базовых понятиях.

Для опытных предпринимателей этот раздел, возможно, станет скучным. Но новички в мире бизнеса должны его прочесть и разобрать каждое описанное понятие.

Общество с ограниченной ответственностью – коммерческая организация, основанная несколькими лицами, которые занимаются юридической деятельностью. Все участники ООО имеют долю в капитале предприятия. Обязательства, падающие на учредителя в момент краха компании, прописаны в Уставе компании.

Ликвидация ООО – операция завершения деятельности предприятия, обозначающая прекращение обязательств и бесповоротное лишение прав. Обязательства ООО не могут перейти к другим лицам, так же как и права. Процесс ликвидации останавливает любые формы деятельности бизнес-проекта.

Учредители – основной управляющий аппарат общества с ограниченной ответственностью. Закрытие предприятия не может производиться без общих сборов участников и голосования. Обязательно наличие протокола заседания. Любые договоренности, которые не были запротоколированы, не могут вступить в законную силу и быть рассмотрены соответствующими инстанциями.

Возможные причины, чтобы закрыть ООО


Ликвидация ООО производится, зачастую, из-за нерентабельности его деятельности.

Существуют также некоторые варианты преобразования бизнес-структур или их взаимосвязей, что провоцируют необходимость остановить деятельность компании.

Список основных причин завершения работы компании:

    Изменение направленности деятельности компании.

    Предприятие может быть передано новым владельцам за определенную сумму или по договоренности другого плана.

    Такие действия влекут изменение состава учредителей, значит, требуют переоформления.

Подробно описывает причины закрытия объектов малого бизнеса и степень их распространенности в России диаграмма:

Как закрыть ООО: поэтапное руководство

1-й этап закрытия: Подготовка документации

Для начала необходимо знать список бумаг, которые вы должны собрать:

Документ Назначение
Решение о прекращении деятельности ООО Уведомить органы контроля о желании учредительского совета закрыть ООО.
Ликвидационный баланс Уточнение данных об объекте ликвидации.
Уведомление о формировании ликвидационной комиссии Является подтверждением ликвидации указанного ООО, путем формирования контрольной комиссии, которая занимается документированием процесса и оповещением контролирующих органов.
Сообщение, подтверждающее ликвидацию ООО Предоставляется работникам ФНС, для указания действий, на которые направлена операция реорганизации ООО.
Уведомление лиц либо организаций-кредиторов Играет огромную роль в организации прозрачного процесса ликвидации.
Промежуточный ликвидационный баланс Составляется, чтобы описать капитал ООО + указать все обязательства компании.
Утверждение ПЛБ Документ, доказывающий правильность расчетов капитала ООО.
Уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса Поставить контролирующие органы в известность о составлении промежуточного баланса.
Финальный ликвидационный баланс Полный учет расчетных счетов и материальных ценностей, принадлежащих ООО.
Согласованное решение по согласованию формы ЛБ Уведомить государственные структуры о намерении завершить работу компании.
Заявление о внесении соответствующих правок в ЕГРЮЛ Заверение новых данных в реестре ФНС.

2-й этап: Решение о прекращении деятельности ООО


Принимается на сборах совета учредителей.

Процесс достаточно простой, но требует регламентированного собрания и протоколирования результатов.

Протокол заполняется по форме:

3-й этап: Определение ликвидационной комиссии и ее главы

Ликвидационная комиссия выполняет список основных операций по сворачиванию деятельности предприятия:

    Уведомление кредиторов о прекращении деятельности.

    Регламентом не определены точные способы информирования, потому вопрос решает комиссия.

    Выплата задолженностей.

    Оплачивают долги в четко установленной последовательности.

    Первый этап – оплата задержек по заработной плате, а только потом погашение кредитных средств.

    Размеры выплат устанавливаются с учетом текущего промежуточного баланса.

    Объявление сведений в государственном вестнике.

    Обязательный шаг при решении закрыть ООО, так как он демонстрирует прозрачность операций.

    Все те, кого учреждение не уведомило о прекращении деятельности, узнают о происходящем из официального государственного издания.

    Продажа имущества.

    Осуществляется ликвидационной комиссией при нехватке собственных средств.

    Производится для максимально полной оплаты задолженности кредиторам, сотрудникам.

    Формирование итогового ликвидационного баланса.

    После погашения долговых обязательств, приходит время сформировать баланс ООО.

    Распределение остатка.

    Вся остаточная сумма распределяется между участниками компании, имеющими долю в начальном капитале.

    Уведомление ФНС о прекращении деятельности.

    После произведения указанных выше процессов, налоговая служба должна получить заявление об окончании деятельности.

Состав ликвидационной комиссии рассматривают на сборах учредителей, либо же в процессе судебного разбирательства.

Долгосрочность полномочий зависит от времени окончательного закрытия ООО (может длиться от одного до нескольких месяцев, а в некоторых случаях и лет).

4-й этап: Заметка для вестника государственных регистраций


Для гарантии прозрачного и открытого завершения деятельности, представители обязаны уведомить о своем решении закрыть ООО государственное печатное издание «Вестник государственных регистраций».

Читателями подобных изданий становятся лица, заинтересованные в извлечении средств с ООО, которое решило завершить существование.

5-й этап: Налоговый контроль

ООО, желающее получить статус «окончательно закрытое», поддается очень тщательной проверке Федеральной налоговой службы России.

Сотрудники ФНС осуществляют проверку на наличие задолженностей, законность процессов, которые привели к завершению деятельности, наличие глобальных и локальных схем незаконной деятельности.

ФНС занимается не только проверкой самого ООО, но и проверяет заказчиков предприятия по факту неоплаты долговых обязательств перед компанией.

6-й этап: Формирование ПЛБ

Промежуточный ликвидационный баланс – это документ, содержащий сведения о сумме капитала ООО, общем объеме задолженностей и конкретные случаи решения по каждому факту возврата долга.

Составляется документ по образцу:

Также на данном этапе необходимо составить заявление по форме 15003:



Решение о принятии Промежуточного ликвидационного баланса (пример оформления):


Помимо всего прочего, необходимо предоставить подтверждение факта публикации заметки в «Государственном вестнике».

Данный документ можно запросить в редакции.

7-й этап: Расчет окончательного баланса предприятия


После оплаты должностных обязательств ООО, участники комиссии опять формируют баланс компании.

Документ описывает количество активов корпорации в настоящий период времени.

Все средства распределяются с учетом доли каждого участника, указанной в Уставе учреждения.

Согласование финального баланса проводится на общих сборах ликвидационной комиссии и учредителей ООО.

После заседания составляется протокол. Процесс протоколирования является очень важным – он документально подтверждает факт сборов участников.

8-й этап: Формирование и подача окончательного пакета документов в ФНС.

Последний этап – подача заявления на изменение данных в ЕГРЮЛ.

Пакет документов для налоговой службы состоит из:

  • заявления, заполненного по образцу формы Р16001;
  • протокола заседания учредительного совета по причине согласования финального ликвидационного баланса;
  • финальный ликвидационный баланс;
  • справка об оплате государственной пошлины.

В течение пяти рабочих дней, сотрудники налоговой службы рассматривают заявление, поданное главным ликвидатором.

Если у них не остается сомнений в законности произведенных операций, в списках ЕГРЮЛ вносятся нужные изменения.

Пример формы Р16001:

Заключительные операции ликвидации


В последнюю очередь, стоит позаботиться о разрыве контактов с банком-кредитором. Сделать это довольно просто – закрыть расчетный счет.

В дальнейшем необходимо задуматься об уничтожении печати, и сохранить весь пакет документов, который был собран, чтобы закрыть общество.

Возможные проблемы при решении закрыть ООО

Проблема Путь решения
Наличие задолженности перед кредиторами Единственный правильный и безопасный выход из ситуации – признание компании банкротом. Следует обратиться в арбитражный суд и указать, что предприятие не может оплатить долг кредиторам. Суд принимает решение о сворачивании деятельности корпорации, и назначает ответственного за распределение долговых обязательств. Как показывает практика, в таком случае, учредители могут остаться в наиболее выгодной ситуации после прохождения данной процедуры.
Как закрыть ООО с одним учредителем? Процесс закрытия ООО с одним учредителем почти ни чем не отличается от ликвидации предприятия, в котором их несколько. Все становится даже проще, так как решения принимаются единолично, и не требуют согласования.

Как закрыть ООО с долгами?


Частая проблема, которая возникает у компаний, желающих закрыть деятельность, – это задолженность перед кредиторами и сотрудниками.

Как закрыть ООО с долгами?

Ответ очевиден – необходимо погасить долговые обязательства.

Выхода из этой ситуации два:

  1. Признать банкротство предприятия и отдать дело на рассмотрение в арбитражный суд. Будет назначено ответственное лицо для распределения имущества компании между кредиторами.
  2. Второй способ позволит сохранить репутацию: ликвидационная комиссия формирует план выплаты долга. Если кредиторы обратятся в суд, необходимо представить на рассмотрение и согласование данный план. Возможно, суд внесет в документ коррективы и оценит практическую возможность реализации плана, в соответствии с балансом ООО и отчетом ФНС.

Только вы можете определить подходящий вариант: потребуется трезвое мышление и правильная оценка состояния ООО.

Ошибки приведут к окончательному краху не только репутации, но и материального положения.

Как закрыть ООО с нулевым балансом?

Компания считается «нулевой» только в случае полного отсутствия прибыли и расхода средств, отсутствия задолженностей перед кредиторами и сотрудниками.

Нулевой баланс – это «кома» в понимании предпринимателя.

Закрыть такое предприятие можно по указанному выше руководству, как и любое другое ООО.

Но есть более привлекательный вариант – продажа и последующая реорганизация фирмы.

Кто же станет покупателем?


Приобрести «пациента в коме» выгодно любому предпринимателю вашей сферы бизнеса.

Причина проста – такая организация не требует трат времени на оформление деятельности, т.е. является готовым макетом для бизнеса.

Если фирма не полностью попадает под определение «ООО с нулевым балансом», следует рассматривать стандартные методы ликвидации.

Как закрыть ООО без деятельности?

Необдуманные действия предпринимателей, зачастую, приводят к открытию сомнительных бизнес-проектов, которые не выдерживают конкуренции и становятся грузом для основателя.

Ответ на вопрос, как закрыть ООО без деятельности, скорее всего, уже ясен каждому читателю – по описанной выше обычной схеме.

Но стандартный процесс ликвидации компании сопровождается одним существенным дополнением – СРОКАМИ.

Закрыть ООО без деятельности важно не позже, чем на протяжении года с момента фактического завершения любых финансовых операций.

Если учредители не успели свернуть бизнес за данный период, в дело вступает арбитражный суд, действия которого могут быть непредсказуемыми.

Как быстро закрыть ООО?

При возникновении необходимости организовать скорую «смерть» предприятия, можно обратиться к двум методам, позволяющим закрыть его быстро:

    Продать бизнес.

    Самый простой метод завершения деятельности предприятия.

    При покупке ООО, все права на владение переходят к новой учредительной коллегии, что сопровождается ликвидацией ее прежней формы.

    Данный способ организуется за несколько дней, с помощью подачи заявления в ФНС.

    Реорганизация.

    Процесс изменения формы предприятия, который сопровождается ликвидацией начального объекта.

    Этот шаг может стать первой ступенькой для продажи или основания нового бизнес-проекта.

Не всегда быстрый путь является единственно верным, ведь он предполагает спешку в оформлении документации.

Это приводит к появлению штрафных санкций перед государством.

Что потребуется для закрытия бизнеса, смотрите также в видео:

Сколько стоит закрыть ООО?

Основной расход, который возникает при решении закрыть ООО – оплата Госпошлины и публикации в «Вестнике».

Общая сумма составит около 2 000 рублей. Но это не единственные возможные траты.

В ответе на вопрос, сколько стоит закрыть ООО, в зависимости от ситуации, стоит учесть следующие статьи расхода:

  • юридические консультации;
  • выплата задолженностей в принудительном порядке;
  • услуги нотариуса;
  • судебные разбирательства.

После прочтения статьи у вас не должно было остаться вопроса, как закрыть ООО. Осталось осветить только один момент: действовать по правилам или можно воспользоваться незаконными схемами?

Ответ однозначен.

Если у вас нет желания попасть в «черный список» ФНС России, следует оформить все по законодательным нормативам.

Собрать полный пакет документов достаточно сложно, но, используя данное руководство, у вас обязательно все получится.

Поиск решения, как закрыть ООО – это еще не конец предпринимательству.

Если не бросать предприятие на произвол судьбы и сделать все по правилам, вы всегда можете сделать вторую, третью и еще бесконечное множество других попыток открыть успешный бизнес.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Бизнесмены, решившие ликвидировать свою организацию, должны знать, каким способом это сделать можно правильно и законно.

Определим 5 самых главных и актуальных способов ликвидации организации и расскажем, в каких случаях действенен и эффективен будет тот или иной вариант.

Добровольная ликвидация

Этот способ закрытия организации - самый желательный. Часто причиной такой ликвидации становится потеря интереса к бизнесу. Как правило, при этом компания окупает все расходы, приносит некую прибыль и планы осуществляются.

К добровольному закрытию стремятся практически все бизнесмены.

Добровольная ликвидация проходит в несколько этапов:

  1. Ликвидация осуществляется обязательно по решению комиссии, управляющей организацией, то есть решить, закрывать или нет фирму, должны все участники-руководители. Бизнесмен должен собрать комиссию.
  2. Далее следует обязательно составить протокол с общего собрания.
  3. Затем необходимо проинформировать ФНС о ликвидации. Срок на уведомление 3 дня.
  4. Вместе с протоколом руководитель организации должен направить заявление, оформленное на бланках Р15001, Р15002.
  5. Предприниматель получает свидетельство, которое означает начало ликвидации. Об этом следует оповестить ФСС и ПФ РФ.
  6. Созывается ликвидационная комиссия, которая публикует в СМИ объявление о закрытии данной компании и выявляет кредиторов (ст.63 ГК РФ). На выявление кредиторов требуется по закону 2 месяца.
  7. В том случае, если имеется задолженность, то по истечении 2 месяцев, информацию об итоговом балансе предприятия передают в ФНС. Как закрыть ООО с нулевым балансом самостоятельно - пошаговая инструкция
  8. В ФНС начальник организации подает заявление на бланке р16001 со всеми необходимыми документами, подтверждающими баланс предприятия, публикацию объявления и протокол собрания.

9. Спустя 5 дней с подачи заявления руководитель должен получить на руки окончательную документацию. В налоговой следует получить свидетельство о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

10. Автоматически , без обращения начальника компании, организация снимается с учета в Росстате.

Помните, при добровольной ликвидации компании вас будет ожидать полная проверка со стороны налоговой службы и ПФР РФ.

Бухгалтерская и налоговая документация обязательно должны быть в полном порядке!

Принудительная ликвидация

Самый нежелательный способ закрытия предприятия – принудительный. Проблема состоит в том, что осуществляется этот процесс только через судебную инстанцию.

Подать исковое заявление могут:

  1. Органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц.
  2. Прокурор.
  3. Налоговые службы.
  4. Антимонопольные органы.
  5. Центробанк РФ.
  6. Госуполномоченный орган в области негосударственного пенсионного обеспечения.
  7. Заинтересованные лица в ликвидации фонда, например, учредители или органы, обладающие учредительной документацией.

После обращения представителей указанных выше органов, судом будет рассматриваться дело.

Важно понимать, что для обращения в суд должны быть весомые основания.

Самые распространенные причины, которые приводят к принудительной ликвидации:

  1. Грубые нарушения законодательства, которые принесли или приносят неустранимый характер (ФЗ-31).
  2. Ведение бизнеса без лицензии (ст.61 ГК РФ).
  3. Осуществление противозаконной деятельности (ФЗ-31).
  4. Повторное нарушение законодательства.
  5. Банкротство (ст. 61 и 65 ГК РФ).
  6. Выбытие участников из товарищества (ст.81 и 86 ГК РФ).
  7. Увеличение числа сотрудников в ООО или ОАО выше допустимого предела (ст.88 и 97 ГК РФ).
  8. Нарушение в уплате уставного капитала (ст. 90 ГК РФ).
  9. Проведение банковских операций без лицензии.
  10. Неуплата налогов.
  11. Непредставление отчетности в налоговые органы или ПФР в течение 1 года.

После вынесения решения суда будет ясно - ликвидируют предприятие, или нет.

Ликвидация через банкротство

Этот способ закрытия предприятия напрямую связан с отсутствием возможности выполнить обязательства перед кредиторами.

Банкротство фирмы не наступает моментально. Компании дается время – 3 месяца – на восстановление финансового благополучия.

Если организации не удастся улучшить свое материальное положение, то предусмотрена ликвидация.

Ликвидация через банкротство может проводиться двумя способами:

  1. Добровольным. В этом случае руководитель организации может начать действовать при самых плачевных обстоятельствах, а потом доказать, что вы пытались исправить нарушения.
  2. Принудительным. Этот вариант проходит через судебную инстанцию. В этом случае все ошибки и нарушения вы не сможете решить и ликвидация организации будет единственным решением.

В суде могут назначить конкурсное производство , когда уже нет возможности расплатиться с кредиторами.

Цель такой меры – поиск и выявление имущества должника, ликвидация организации и удовлетворение требований кредиторов.

Примерный срок конкурсного производства – полгода. За это время управлять компанией банкрота будет собрание кредиторов или управляющий, назначенный судом.

После проведения отчетного периода конкурсный управляющий выносит решение о ликвидации или отмене ликвидации предприятия. Он должен подать свое заявление в суд. Затем судья должен либо согласиться с ним, либо отказать.

Если решение было вынесено не в пользу бизнесмена, то в течение 5 дней налоговые органы должны выдать соответствующие документы о ликвидации компании через банкротство.

Реорганизация предприятия

Под этим способом закрытия подразумевается передача прав и обязанностей к третьему лицу или лицам .

Реорганизация – это не ликвидация. Их отличия состоят в том, что при реорганизации права переходят, а в случае закрытия – исчезают.

Существует несколько видом реорганизации компании. Применяются они тогда, когда не хочется дожидаться принудительной ликвидации организации или официальное закрытие нельзя провести.

Перечислим, какие виды есть:

  1. Слияние.
  2. Присоединение.
  3. Преобразование.
  4. Разделение.
  5. Выделение.

По сути, компания не ликвидируется, а продолжает существовать, но - под другим названием, другими юридическими данными, то есть - принимает иную форму.

Помните, что при таком закрытии предприятия за нарушения все равно будет отвечать прежний руководитель.

Реорганизация бывает и принудительная (ст.57 ГК РФ). Например, при неправильной документации, неверной отчетности, функционировании без лицензии и т.п. Надзорные органы могут вынести решение провести реорганизацию, чтобы улучшить работу компании, согласно законодательству.

Ликвидация путем присоединения

«Жизнь» половины создающихся в России компаний, к сожалению, коротка. Это обусловлено как переоценкой предпринимателями собственных сил в умении вести бизнес, так и высокой конкуренцией. Разберемся в нюансах закрытия ООО. Удастся ли сделать это самостоятельно?

Если созданная компания не приносит прибыли или же попросту является «пустышкой», то со временем «держать» ее становится в тягость.

Ведь вне зависимости от того, осуществляется ли хозяйственная деятельность, необходимо сдавать отчетность, оплачивать труд сотрудников (как минимум, бухгалтера и директора), продлевать аренду (если здание, по которому находится юрадрес компании, не является собственностью).

При этом «бросить» фирму «как есть», забыв о ее существовании, невозможно. Впоследствии это грозит учредителям проблемами с законом и применением в их отношении санкционных мер. Для того чтобы прекратить работу юрлица в России, необходимо пройти официальную процедуру снятия с регистрации в контролирующих органах.

Прекращение деятельности предприятия: основные виды

Потребность прекратить деятельность юрлица может возникнуть в различных ситуациях. Сделать это можно двумя способами:

  1. Добровольный (закрытие) инициируется непосредственно владельцем компании на основании личных причин:
  • надоело;
  • не удается расширить масштаб компании;
  • необходимо сменить место жительства;
  • накопились долги;
  • истек срок деятельности;
  • прочее.

Добровольное закрытие предприятия предполагает проведение учредительского собрания, на котором выносится решение о признании ООО банкротом. Затем и госорганы, и предприятие выполняют ряд действий.

«Избавиться» от предприятия можно не только прекращая его деятельность, но и перепродав фирму новому собственнику, реорганизовав компанию (к примеру, сменив учредителя) или присоединив ее к другому юрлицу. Подобные процессы сопровождаются проверками, требуют экспертной оценки и массы согласований различных нюансов.

  1. Принудительный (ликвидация) является решением государственных органов, принятым вследствие нарушения предприятием законов. Процедура осуществляется преимущественно в судебном порядке. Основанием могут служить:

  • нарушения в уплате налогов;
  • иски, поданные кредиторами;
  • нелегальная деятельность;
  • отсутствие лицензии;
  • несостоятельность (банкротство).

Если ликвидируемое предприятие имеет долги, которые не в состоянии погасить, то председатель ликвидационной комиссии обязан уведомить об этом арбитражный суд в течение месяца (30 дней) с момента установления такого факта. Неисполнение требования влечет субсидарную ответственность.

Обе процедуры официальны и предполагают окончательное исключение из госреестра юрлиц.

Кто осуществляет ликвидацию

Закрывать предприятие могут несколько лиц. Во-первых, это сотрудники самой компании (собственник, директор с помощью бухгалтер). Основной плюс здесь – стоимость.

Оплачивать придется лишь госпошлины. Минус – высокая вероятность допустить ошибки.

Это в свою очередь грозит штрафами и судебными разбирательствами.

Во-вторых, ликвидацию предприятия может проводить компетентный юрист. Профессионал, скорее всего, потребует за услуги внушительную сумму. Подыскивая менее затратный вариант, есть вероятность получить в помощники специалиста невысокого уровня.

В-третьих, услуги по закрытию юрлиц оказывают специализированные агентства. Если откровенно, то это более предпочтительный вариант. Не дешевый, но надежный и быстрый. В серьезной компании штат укомплектован настоящими профессионалами различных сфер, поэтому их усилиями процедура ликвидации проходит, как правило, без проблем, даже если у фирмы они были.

При регистрации предпринимательской деятельности индивидуальному предпринимателю выдают ОГРНИП. Здесь вы узнаете, для чего нужен этот документ, как он расшифровывается и как определить номер ИНН.

Пошаговое закрытие ООО – инструкция 2016

Как закрыть фирму (ООО) самостоятельно?

Итак, решение «остановиться» принято. Коллектив уведомлен.

Пора переходить к активным действиям. Пошаговая инструкция сводится к следующим действиям:

  1. На собрании учредителей составляется Приказ о прекращении хоздеятельности компании.
  2. В контролирующие органы подается заявление о намерении закрыть бизнес по ф. № Р15001 в 3-дневный срок.
  3. Создается ликвидационная комиссия. Об этом налоговый орган уведомляется соответствующим заявлением по ф. № Р15002.
  4. Собираются необходимые документы, после чего в указанные сроки поочередно подаются во внебюджетные фонды для снятия с учета.
  5. Подается в печатное издание «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации компании, а также оповещаются все заинтересованные лица любыми другими способами. Уведомления должны содержать информацию о сроках, в которые принимаются иски, а также актуальные контакты.
  6. Подготавливается отчетность для налоговой проверки. Она может проводиться на любом этапе ликвидации.
  7. Проводится инвентаризация имущества фирмы, на основании чего составляется промежуточный ликвидационный баланс.
  8. Погашаются долги перед кредиторами (бюджетными организациями и контрагентами).
  9. Составляется ликвидационный баланс. Он наряду с прочими документами (уведомления кредиторов, результат налоговой проверки, подтверждение расчетов с кредиторами).
  10. Оставшиеся активы пропорционально долям распределяются между учредителями.

После того, как в Госреестр вносится запись о ликвидации (происходит это в течение 5 рабочих дней), фирма официально считается закрытой. При этом:

  • присвоенные ранее компании ИНН / ОГРН аннулируются;
  • обязанности участников прекращаются;
  • печати и штампы уничтожаются.

К каждому из этапов нужно подходить очень ответственно, придерживаясь всех законодательно-правовых норм.

Если заранее понимаете, что есть некоторые препятствия для благоприятного исхода, не рискуйте – обращайтесь за помощью к компетентным лицам.

Документы для ликвидации

Сбор документации для закрытия фирмы ООО, ее оформление и, соответственно, подача требуют точности.

Любое несоответствие установленным правилам может повлечь за собой проблемы, начиная от замедления процесса и до предъявления вам претензии о сокрытии каких-либо данных.

Чтобы закрыть предприятие, понадобится собрать комплект бумаг:

  • Свид-во о постановке на учет в налоговую инспекцию (ИНН).
  • Свид-во о госрегистрации (ОГРН).
  • Редакция устава, отражающая полностью внесенные изменения.
  • Протокол / Решение о создании общества, а также назначении директора на должность.
  • Копии личных документов учредителей и руководителя (ИНН / паспорта).
  • Выписка из ЕГРЮЛ (последняя).

Сколько времени нужно на закрытие ООО

Что касается сроков, то для того чтобы закрыть компанию, в среднем понадобится до полугода.

6 месяцев – это, конечно, долго. Однако в таком случае можно надеяться на юридически «чистую» регистрацию, которую вполне по силам будет выполнить самостоятельно.

Большинство же специализированных компаний, предлагающих помощь в закрытии ООО, обещают пройти процедуру быстрее. Насколько надежной она окажется, судить сложно.

К подобному «сотрудничеству» следует подходить взвешенно, подыскивая профессионалов с хорошей репутацией и опытом. Стоит отметить и то, что наличие долгов продлевает срок закрытия предприятия. «Проблемную» фирму целесообразно поручить компетентным в подобных вопросах специалистам.

«Подводные» камни

Ликвидация предприятия – процесс достаточно непростой, к тому же длительный.

В ходе его ведения необходимо соблюдать правила оформления документов (регистрационных, учредительных, отчетных), строго соблюдать сроки снятия с учета в фондах, достойно пройти проверку налоговой инспекции.

Если имеются долги, ситуация осложняется втрое. Некоторую «опасность» представляет собой и налоговая проверка.

Часто собственники ООО «хитрят». При объявлении фирмы банкротом активы переводятся в новую компанию, «пассивы» остаются в старой. При этом кредиторы уведомляются о нехватке на счету компании средств для погашения долгов.

Однако такой вариант при самостоятельном осуществлении требует осторожности и точного «знания дела». Ведь малейшая ошибка способна привести к тому, что против компании (вернее ее собственников) будет возбуждено уголовное дело.

Сколько стоит закрыть ООО

Если ликвидация фирмы добровольная, то за услуги специализированной компании придется выложить 7-25 тыс. руб. в зависимости от срочности, сложности и «веса» исполнителя. Закрыть предприятие с долгами будет стоить почти вдвое больше.

Стоит отметить, что указанные расценки приблизительны. Ведь аналогичные услуги в столице будут стоить на порядок дороже, чем в небольшом городе. При этом большую роль играют индивидуальные условия конкретного клиента.

Видео на тему


В России ликвидировать предприятие намного сложнее, чем ИП. Законодательством предусмотрена сложная процедура закрытия организации, которая состоит из целого ряда этапов. Многие бизнесмены стремятся избежать ее, вследствие чего неработающие ООО длительное время висят в реестре ЕГРЮЛ без движения.

Организации чаще продают, чем ликвидируют. Исключение составляют лишь проблемные компании. Если у вас не получилось продать предприятие, а оставлять в подвешенном состоянии вы не хотите, то можно закрыть его самостоятельно. Для этого потребуется пройти несколько шагов.

Принятие решения о ликвидации и уведомление контрагентов

В самом начале процесс ликвидации предприятия начинается с принятия решения об этом на общем собрании учредителей или акционеров. Такое решение документально оформляется в виде протокола.

Также на этом этапе назначается ликвидационная комиссия, в которую могут входить члены правления компании, а также отдельные сотрудники. К примеру, бухгалтер и юрист.

Далее следует уведомить о начале процедуры ликвидации контролирующие органы, а также контрагентов. Ликвидирующаяся организация обязана подавать сообщение о начале процесса закрытия в «Вестник государственной регистрации» для публикации. Это необходимо для того, чтобы контрагенты, у которых есть к компании те или иные претензии, успели заявить о них до внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Увольнение сотрудников

Далее установленный законом порядок ликвидации предприятия предусматривает уведомление сотрудников о предстоящем увольнении. Каждому из них необходимо передать письменное уведомление о сокращении по причине прекращения работы организации.

Кроме того, потребуется уведомить службу занятости о предстоящем высвобождении трудового ресурса. Для этого в ФСЗ подается специальная форма с перечнем сотрудников, указанием их специальностей, заработной платы и квалификации. Все это следует сделать за 2 месяца до непосредственного сокращения персонала.

Если же предстоит массовое увольнение, то предупреждать службу занятости необходимо будет за три месяца.

Формирование промежуточного баланса и выплата долгов

Если вы задумываетесь о том, как закрыть фирму самостоятельно, то вам потребуется найти человека, способного составить промежуточный ликвидационный баланс. Это в обязательном порядке должен делать профессиональный бухгалтер. Самостоятельно сформировать данный документ без соответствующих знаний и опыта не получится.

После оформления промежуточный ликвидационный баланс утверждается на общем собрании владельцев компании и отправляется в ФНС в сопровождении уведомления, составленного по форме Р15001 . Это уведомление требует заверения у нотариуса.

  • выплата компенсаций лицам, которым был нанесен моральный ущерб или вред здоровью (если имели место такие факты);
  • выплата заработной платы и других начислений сотрудникам;
  • налоги, взносы и другие платежи в бюджет;
  • остальные виды задолженности.

Формирование отчета в социальные фонды, а также финального баланса

После того, как сотрудники будут уволены, и вы передадите им все полагающиеся выплаты, необходимо в течение месяца с этого момента отчитаться в социальные фонды. Далее после выплаты всех долгов составляется окончательный ликвидационный баланс. Эту работу также стоит доверить профессиональному бухгалтеру. В соответствии с данными этого баланса оставшееся после выплаты задолженностей имущество будет разделено между владельцами в соответствии с размером их долей в уставном капитале.

Подача в ФНС заявления на закрытие компании

Ликвидация общества считается завершенной после того, как в ЕГРЮЛ будет внесена соответствующая запись об этом. Для того, чтобы сотрудники налоговой службы такую запись внесли, потребуется подать такие документы:

  • заявление о ликвидации по форме Р16001 (потребуется заверить его у нотариуса);
  • ликвидационный баланс;
  • чек об уплате государственной пошлины.

Если все документы составлены верно и у налоговиков нет к ним претензий, в течение пяти дней с момента подачи пакета в ЕГРЮЛ должна будет появиться запись о закрытии вашей компании. О том, что процесс ликвидации фирмы завершен, будет говорить выдача вам свидетельства о прекращении ее существования и уведомления о снятии с учета. В целом вся эта процедура может растянуться на период от двух месяцев до года и более. Но если вы тщательно подготовитесь и заручитесь поддержкой профессиональных юристов, а также бухгалтеров, то ликвидация юрлица для вас пройдет быстро и безболезненно.

Добровольная ликвидация ООО — процесс долгий и непростой. Он занимает примерно 4 месяца, а может растянуться и на год. Вам предстоит трижды подать заявление в налоговую, два раза подготовить бухгалтерский баланс и сделать одну публикацию в СМИ. Обо всём по порядку — в нашей инструкции.

1 шаг. Принять решение о ликвидации

Проведите собрание участников ООО или подготовьте решение единственного учредителя, если открыли организацию в одиночку.

В протоколе собрания или решении учредителя напишите, что вы:

  1. Решили начать добровольную ликвидацию ООО.
  2. Утвердили состав ликвидационной комиссии и её председателя или назначили единоличного ликвидатора. В комиссию могут входить сотрудники и учредители ООО. Эти люди будут управлять делами общества во время ликвидации: например, подадут заявление в налоговую и сделают публикацию в СМИ.
  3. Утвердили порядок и сроки ликвидации. Максимальный срок — один год.

2 шаг. Сообщить о ликвидации в налоговую, ПФР и ФСС

В течение трёх рабочих дней после принятия решение о ликвидации, подайте в регистрирующую налоговую:

  • — заполните его по правилам, а потом заверьте у нотариуса
  • протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя о ликвидации фирмы.

Если не подать документы в налоговую в течение трёх дней, могут оштрафовать на 5 000 рублей.

Как подать документы:

  • лично
  • в электронном виде через сайт Госуслуг
  • через многофункциональный центр — но не все МФЦ пр
  • инимают эти документы, позвоните им заранее.

Через 5 рабочих дней налоговая выдаст вам лист о внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процедуре ликвидации. С этого момента нельзя изменять учредительные документы и участвовать как ООО в составе других организаций.

3 шаг. Рассказать о ликвидации в СМИ и сообщить контрагентам

  1. Опубликуйте в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации фирмы, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев. За это время все, кому должна ваша организация, могут потребовать возврата долга.
  2. Направьте письменные уведомления о ликвидации контрагентам, перед которыми у вас есть долги. Составьте их в свободной форме. Срок не установлен, но рекомендуем сделать это сразу после публикации в СМИ. Лучше всего направить письмо почтой — с объявленной ценностью и описью вложений. Так вы подтвердите, что письменно уведомили кредиторов.

4 шаг. Сообщить в службу занятости и сотрудникам об увольнении

  1. Предупредите всех сотрудников о предстоящем увольнении не позднее, чем за 2 месяца. Для этого составьте письменное уведомление и ознакомьте с ним работников под роспись. Основание увольнения — по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации в соответствии с п.1 ст. 81 ТК РФ.
  2. Подайте письменное уведомление в службу занятости населения не позднее, чем за 2 месяца. А если увольнение массовое — за 3 месяца. Обычно увольнение считается массовым, если у вас больше 15 сотрудников, но некоторые регионы могут устанавливать свои правила — узнайте в местной службе занятости. Укажите в уведомлении сведения по каждому работнику: должность, профессию, специальность, квалификационные требования к ним и условия оплаты труда.
  3. Увольте сотрудников через два-три месяца после подачи всех уведомлений. Выдайте им выходное пособие и компенсацию за неиспользованный отпуск и сохраните средний месячный заработок на период, пока сотрудник ищет новую работу, но не дольше двух месяцев.

5 шаг. Подготовить промежуточный ликвидационный баланс и сдать его в налоговую

Минимум через два месяца после публикации сообщения о ликвидации в СМИ подготовьте промежуточный ликвидационный баланс. Специальных требований нет, но на практике его составляют по тем же правилам, что и обычный бухбаланс по форме№1, и добавляют сведения:

  • о составе имущества организации,
  • о требованиях, которые предъявили кредиторы, и результатах их рассмотрения,
  • о требованиях, которые удовлетворил суд вступившим в законную силу решением.

Для подготовки баланса нужно разбираться в бухучёте, поэтому, если у вас нет опыта в этом деле, обратитесь за помощью к бухгалтеру.

Когда промежуточный бухбаланс готов, утвердите его на собрании учредителей или решением единственного участника, чтобы утвердить бухбаланс.

Подайте ликвидационный баланс в налоговую вместе с , которое опять нужно заверить у нотариуса. Приложите к документам подтверждение публикации в «Вестнике государственной регистрации» и протокол собрания учредителей или решение единственного участника ООО об утверждении бухбаланса. По закону они не нужны, но на практике налоговая может их попросить.

6 шаг. Рассчитаться по долгам

Платите по долгам в порядке очередности по Гражданскому кодексу. Сразу после утверждения ликвидационного баланса рассчитайтесь:

  • в первую очередь с гражданами, перед которыми ваша организация отвечает за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью, если такие есть,
  • во вторую очередь с работниками по трудовому договору по выплате зарплаты и выходных пособий.

Спустя месяц со дня утверждения ликвидационного баланса, погасите долги третьей и четвертой очереди:

  • в третью очередь заплатите все налоги и страховые взносы, штрафы и пени,
  • в четвертую очередь — оставшиеся долги.

Если денег не хватает, ликвидационная комиссия продаёт имущество организации на торгах. А если и выручка от продажи имущества не покроет долги компании, тогда нужно открывать процедуру банкротства. Для этого лучше обратиться к специалистам по делам о банкротстве.

7 шаг. Составить окончательный ликвидационный баланс

После расчётов с сотрудниками, контрагентами и государством, составьте и утвердите ликвидационный баланс. Он также составляется по общим правилам подготовки бухгалтерского баланса и утверждается на общем собрании учредителей или решением единственного участника ООО.

8 шаг. Отчитаться по налогам и уволенным сотрудникам

В течение месяца с момента утверждения ликвидационного баланса и до подачи документов в налоговую на закрытие, сдайте в фонды отчёты по уволенным сотрудникам:

  • СЗВ-Стаж в ПФР на всех сотрудников, которые работали у вас в течение года ликвидации,
  • СЗВ-М, если в течение последнего месяца ликвидации в ООО были сотрудники по трудовым и гражданско-правовым договорам,
  • расчёт по страховым взносам в налоговую,
  • 4-ФСС в фонд социального страхования.

Также сдайте налоговую отчётность — закон не устанавливает сроки, но нужно это сделать до перехода к последнему этапу.

  • декларацию по УСН или ЕНВД,
  • 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

9 шаг. Подать в налоговую документы на ликвидацию ООО

После утверждения ликвидационного баланса учредители могут разделить между собой имущество организации. И только в последнюю очередь подают документы в налоговую на закрытие:

  1. , заверенное у нотариуса
  2. Ликвидационный бухгалтерский баланс
  3. Квитанцию об уплате госпошлины 800 рублей. Согласно поправкам, с 2019 года госпошлина не уплачивается в случае представления в регистрирующий орган электронных документов, необходимых для регистрации ликвидации юрлица. Статья 333.35 НК РФ

Подайте документы одним из способов:

  • лично
  • по почте ценным письмом с описью вложений
  • в электронном виде через сайт Госуслуг
  • через многофункциональный центр — но не все МФЦ принимают эти документы, позвоните им заранее.

Кто может помочь с документами

Есть сервис Документовед — он здорово помогает подготовить документы для ликвидации ООО.

А что если не закрывать ООО?

Закрывать ООО — долго и сложно, поэтому часто встречаются организации без сотрудников, доходов и сделок. Такие фирмы не платят налоги и взносы, но по-прежнему должны сдавать нулевую отчётность.

Бывают брошенные организации, у которых нет движений по банковскому счёту и которые не сдают отчётность. Если это продолжается больше 12 месяцев, у налоговой появляется основание ликвидировать ООО в одностороннем порядке без согласия учредителей. Но это право, а не обязанность налоговой, поэтому на практике случается редко. Гораздо чаще брошенная организация продолжает числиться в ЕГРЮЛ, и её штрафуют за несданную отчётность.

Ещё один вариант избавиться от ООО — продать его. Это проще, чем закрыть организацию, но тут есть свои минусы:

  • Такая возможность должна быть предусмотрена в уставе организации.
  • Договор купли-продажи обязательно должен быть заверен у нотариуса — это стоит минимум 10 тысяч рублей, а максимальная стоимость может достигать 150 тысяч.

Как закрыть ООО в Эльбе

Эльба поможет сдать декларацию по УСН или ЕНВД с учётом даты ликвидации ООО.

В разделе «Реквизиты» пролистайте вниз до конца страницы. Поставьте галочку «Я закрыл ООО и знаю дату закрытия». Укажите дату, когда вы закрыли организацию, — по листу записи госреестра, который вам выдали в налоговой.

Затем в разделе «Актуальные задачи» выполните задачи по отчётности. Они сформируются с учётом даты, когда вы закрыли ООО.