Как рисовать портрет мамы в старшей группе. Как научить ребенка рисовать: мастер-класс портрет
Катя Щипулина
Цель : учить, рисовать женский портрет , инициировать самостоятельный поиск изобразительно выразительных средств, для передачи особенностей внешнего вида.
Материал : белая бумага (формат А-4, репродукции портрета художника Жуковский Н. Н., восковые мелки и акварель, схема последовательности рисование портрета .
Ход занятия:
Послушаете стихотворение Александра Кушнера «Песня о картинах» .
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном , или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.
Обязательно картина называется (портрет )
О чем это стихотворение? (о портрете ) .
Давайте рассмотрим портреты .
Кто изображен на портрете ?
Что нарисовал художник (голова, лицо, волосы, шея, плечи) .
Что в портрете рассказывает о характере человека?
Какими могут быть глаза? (добрыми, грустными, внимательными) .
По цвету карие, значит, что мы можем сказать о человеке какая она (кареглазая, сероглазая, голубоглазая) .
Сережа, а у твоей маме, какие глаза? Значит, она какая кареглазая.
Если на портрете человек улыбается , то она радостная, счастливая.
Волосы (русые, рыжие, блондинка, брюнетка) .
А у твоей мамы , какие волосы? Значит она какая?
На портрете люди изображены , узнаваемо такими, какие они на самом деле.
Художник передает овал лица, формы прически и цвет волос, и цвет глаз, очертания губ и носа. Хороший художник портретист , обязательно старается разгадать характер .
Ребята, вчера мы с вами рассматривали портреты ваших мам .
Песня «о маме» , послушаете и представьте свою маму.
Игра «портрет » .
Педагог говорит : радость, злость, грусть, страх, растерянность.
Дети изображают эмоции с помощью мимики и жестов.
Давайте разберем, в какой последовательности мы будем рисовать.
Показ схемы над портретом : карандашный эскиз, лицо овальное, прическа, глаза расположены ниже лба, овальные с острыми уголками, внутри глаза маленький зрачок, над глазами брови, нос расположен в середине лица, губы отличаются по форме, на верхней губе, как бы две волны, а на нижней одна, уши на уровне глаз, детали одежда и аксессуары.
Сейчас мы нарисуем портрет , самого близкого и дорогого человека для каждого из нас портрет мамы .
Рисуем, берем простой карандаш и слегка нажимаем.
Итог занятия : Сегодня каждый из нас сделал подарок своей маме – нарисовал её портрет . Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах. Вы все очень постарались , хорошо нарисовали портрет своей мамы . Портреты ваших мам , получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.
Елена Мозговая
Портрет любимой мамы . 1 – занятие.
Программное содержание : продолжать учить детей рисовать портреты людей , соблюдая приблизительные пропорции и правила написания портрета . Передавать приблизительное сходство с портретом своей мамы . Повторить правила написания портрета : вначале рисуем простым карандашом овал лица, затем глаза, брови, нос, рот, причёску, шею, плечи и платье. Закрепить умение делать набросок простым карандашом. Закреплять умение закрашивать аккуратно, не выходя за контур, передавать приблизительное сходство с портретом . Развивать зрительное внимание, зрительную память, координацию движения руки и глаза. Воспитывать любовь к близким, желание делать им подарки.
Предварительная работа : сделать фотовыставку «Моя любимая мама » , рассмотреть маму (фотографию мамы ) . Обратить внимание на цвет её глаз, волос, форму лица. Рисование портретов в свободное время , на занятиях в старшей группе .
Материал : Простой карандаш, ластик, цветные карандаши, цветной картон, ножницы, клей, салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель : приближается праздник, какой?
Дети : день матери. В этот день мы поздравляем всех мам.
Воспитатель : а самый лучший подарок, это подарок сделанный руками.
У меня есть мама
Всех она милей,
Всех она красивей,
Всех она добрей.
Милая улыбка.
Умные глаза
Люблю я свою маму.
Любить буду всегда .
Я портрет рисую ,
Покажу всем вам,
А потом на праздник
Подарю ей сам!
Воспитатель : давайте нарисуем портрет своей мамы ! Давайте вспомним наших мам с помощью игры с мячом. Я вам бросаю мяч с вопросом, а вы возвращаете мне мяч с ответом.
Как зовут твою маму?
Какие цветом глаза у твоей мамы ?
Какую причёску носит твоя мама
Какой цвет волос?
Какие она любит носить украшения ? И т. д.
(Ответы детей) .
Дети садятся за столики.
Воспитатель : мы вспомнили наших любимых мам . С чего начинаем рисовать портрет ?
Дети : выбираем нужную форму причёски, глаз, бровей, носа, губ. Затем, нарисуем простым карандашом овал лица, на середине лица находятся глаза (их рисуем в виде двух дуг, брови, нос, рот, брови, уши, причёску, шею, плечи.
Воспитатель : правильно. Внутри круглой радужки глаза нужно обязательно, простым карандашом, нарисовать круглый зрачок
Воспитатель : сегодня мы рисуем набросок. Затем разукрашиваем цветными карандашами.
1, 2, 3, 4, 5 – начинаем рисовать .
(дети рисуют, воспитатель подходит к каждому ребёнку, даёт советы и анализ проводит индивидуальный, указывая на ошибки) .
Воспитатель : а теперь приступаем к работе с цветными карандашами. Начинаем закрашивать самое трудное – лицо. Разукрашивать нужно аккуратно, не торопясь. Вначале закрашиваем радужку. Она у моей мамы голубого цвета . (Затем брови, ресницы) . Моя мама красит губы ярким, морковным цветом. А ваша?
Дети : розовым, сиреневым, красным. Бордовым. Коричневым.
Воспитатель : (показывает) . Затем закрашиваем причёску. У моей мамы волос чёрный . А у вашей?
Дети : фиолетовый, жёлтый, белый, коричневый…
Воспитатель : Рисуем бусы или цепочку. Портрет готов !
Начинаем рисовать !
(Выполнение работы детьми, помочь затрудняющимся, индивидуальный анализ на протяжении всего занятия).
Воспитатель : сегодня мы рисовали «Портрет любимой мамы » .
«Портрет любимой мамы » . 2- занятие (рамочка для портрета ) .
Программное содержание : учить детей аккуратно наклеивать готовую рамочку из цветного картона, подгонять по размеру при помощи удаления
лишней части. Соблюдать правила безопасности при работе с ножницами.
Развивать зрительное внимание, зрительную память, координацию движения руки и глаза. Воспитывать любовь к близким, желание делать им подарки.
Предварительная работа : нарисовать набросок портрета , разукрасить.
Материал : портрет мамы , заготовки из цветного картона для рамочки, ножницы, клей, кисточка, салфетка.
Ход НОД:
Воспитатель : сегодня мы продолжим работу с портретом «Моя любимая мама » . Сядем на коврик,я вам дам мячик, и мы поиграем в игру «Давайте скажем маме комплимент» (Дети садятся по кругу на коврик и, передавая мяч, говорят по одному комплименту для своей мамы )
Самая красивая;
Самая умная;
Самая привлекательная и т. д.
Воспитатель : Как много вы сделали комплиментов своим мамам. Вы их очень сильно любите . А теперь перейдём за столы и продолжим выполнять портрет мамочки . Я уже заготовила вам полосочки для рамочки, но проблема в том, что они не подходят по длине. Что же для этого нужно сделать? Неужели портрет вашей мамочки останется не украшен?
Дети : нужно приложить полосочки к краям, а лишнее отрезать ножницами.
Воспитатель : ребята, а кто помнит правила безопасности при работе с ножницами?
Дети : концы ножниц смотрят вперёд, к соседу не поворачиваемся, всё делаем аккуратно.
(когда полоски выравнены, приступаем к работе с клеем)
Воспитатель : ребята, а как можно прикрепить эти полосочки к портрету ?
Дети : их нужно приклеить при помощи клея. (Дети при помощи воспитателя заканчивают работу) .
Воспитатель : ребята, давайте полюбуемся, какие красивые портреты получились . Я думаю, что ваши мамы будут очень рады видеть свои портреты на нашей выставке .
МК ДОУ Лосевский детский сад №1
Публикации по теме:
В преддверии праздника Дня Дошкольного Работника в старшей группе детского сада «Сказка» города Бор состоялась выставка рисунков, посвященная.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Портрет мамы» Конспект непосредственно образовательной деятельности Область: «Художественно – эстетическое развитие» По рисованию тема: «Портрет мамы».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Портрет друга» Задачи: 1. Выявить уровень умения правильно передавать форму лица, характер человека через выразительные средства: мимику, причёску, одежду.
НОД: Рисование. Тема: «Портрет снегиря». Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Интеграция образовательных.
Конспект НОД ИЗО деятельности (рисование) в старшей группе «Милой мамочки портрет.»
Цель :
Воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства.
Продолжать знакомить детей с жанром портрет.
Вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы , передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос, прическу, мимику) .
Учить правильно располагать части лица.
Учить соблюдать последовательность при рисовании
Побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.
Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности .
Продолжать вызывать интерес к художественному творчеству.
Поощрять проявление активности и творчества.
Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Задачи :
Формировать у детей целостное представление образа матери, играющей большую роль в жизни каждого ребенка
Воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое и внимательное отношение к маме
Развивать внимательность, эстетический вкус.
Развивать творческое мышление и воображение.
Словарная работа :
Портрет, одиночный портрет, групповой портрет , портрет головы, по пояс.
Жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая и т. д.
Раздаточный материал для каждого ребенка : листа белой бумаги, цветные карандаши, цветные восковые мелки
Предварительная работа :
Рассматривание фотографий и портретов, рисование портрета папы . Рассматривание портретов художников и поэтов. Разучивание стихов, песен про маму. Изготовление фотоальбома «Моя семья» .
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию.
«Круг настроения» (дети и воспитатель стоят в кругу, здороваются друг с другом и с гостями) .
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте,
Вот и собрался наш круг.
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте,
Руку даст другу друг.
Люда дала руку Леше,
А Леша дал руку Ване…
(про каждого ребенка по кругу)
Вот и собрался наш круг.
(покачать руками вместе)
А теперь давайте поздороваемся с гостями.
2. Актуализация знаний и умений.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки, поэтому я для вас приготовила стихотворение-загадку.
Кто пришел ко мне с утра?
Кто сказал:
«Вставать пора?»
Кашу кто уже сварил?
Чай мне в чашку кто налил?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
Дети: Мама!
Воспитатель: Молодцы.
3. Затруднение в ситуации.
Воспитатель: Ребята, а почему я вам приготовила загадку именно про маму?
Дети: Потому что скоро День Матери.
Воспитатель: Верно, а что это за праздник? (ответы детей) .
4. Открытие новых знаний.
Воспитатель: Ребята, это день самых близких и родных людей-мам. Многие страны отмечают этот праздник, только у каждой страны свой день и месяц, свои традиции празднования этого дня.
Например в Финляндии и Эстонии в этот день вывешивают флаги. В США и Австралии к одежде прикрепляют цветок гвоздики белой или красной. А в Австрии принято печь в этот день торты. А в России День Матери отмечают в последнее воскресенье ноября.
Но как бы по-разному не отмечали этот праздник, везде в этот день мамам говорят добрые приятные слова, делают комплименты.
Включение новых знаний в систему знаний.
Воспитатель: А что принято ещё делать на праздник для мамы? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в этот день принято дарить подарки мамам. Я предлагаю вам нарисовать мамин портрет.
Что такое портрет?
Портрет – это изображение одного человека или группы людей .
Если изображен один человек, то это - одиночный портрет. А если несколько человек, то это групповой портрет .
Портреты бывают : мужской, женский, детский, в полный рост, по пояс, голова с плечами.
Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Прежде чем рисовать портрет мамы , мы рассмотрим портрет этой актрисы, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.
Какой формы голова? (обвести пальцами голову) .
Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.
Какой они формы? (овальные с острыми уголками, как рыбки) .
Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.
Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.
Какие глаза у твоей мамы?
Ответы нескольких детей.
Мамины глаза как море,
Голубые-голубые!
С головою окунётся
Тот, кто мамою любим .
Мамины глаза как зори,
Золотые-золотые!
Если мама улыбнётся ,
Мы согреться в них хотим.
Мамины глаза как грозы,
Огневые-огневые,
Если дети непослушны
И расстроят баловством.
Мамины глаза как розы,
Кружевные-кружевные!
Так красивы и воздушны,
С добрым-добрым огоньком!
Твоя мама кареглазая ! ( Мама голубоглазая , сероглазая и т. д.) .
Что находится над глазами? (брови) .
Это дугообразные полосы.
А вот нос у человека такого цвета как лицо. Поэтому нужно нарисовать только кончик носа посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот от кончика носа до конца лица находятся губы.
Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна ( нарисовать губы ) .
А теперь расскажите, где расположены глаза? (посередине лица) .
Кончик носа? (посередине от глаз до конца лица) .
Губы? (посередине от кончика носа до конца лица) .
Давайте отдохнем немного и вспомним, что где находиться.
Физкультминутка :
Это я
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос. Это рот.
Там спина, тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали! Вытрем лоб.
А теперь сядьте удобно, закройте глаза и вспомните, какие у мамы глаза, нос, волосы прямые или волнистые, есть ли на лице улыбка.
Мы будем рисовать портрет головы мамы .
Цвет глаз, волос, прическу постарайтесь нарисовать такими как у вашей мамы.
Давайте еще раз повторим, что мы делаем сначала, что потом, чем заканчиваем свою работу. Кто уже вспомнил, может приступать к выполнению.
Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом
В процессе занятия советую рисовать на листе крупное лицо.
Все дети старательно рисуют, воспитатель оказывает помощь.
За пять минут предупреждаю об окончании работы.
В конце занятия поем песню, выставляю детские работы на стенде.
Выглянуло солнышко,
Блещет на лугу.
Я навстречу солнышку
По траве бегу.
И ромашки белые
Рву я на лету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.
День искрится радостью,
Вдаль меня манит,
Надо мною радуга
Весело звенит,
У реки под ивою
Слышу соловья,
Самая счастливая
В это утро я!
Собрала в ладошки я
Чистую росу,
Радугу и солнышко
Я в руках несу!
И цветы над речкою,
Песню и зарю -
Все, что утром встречу я,
Маме подарю!
Подвожу итог занятия :
Сегодня каждый из нас сделал подарок своей маме – нарисовал её портрет . Эти портреты мы подарим мамам на праздник .
Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах?
Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах .
Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы .
Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.
Все мамы смогут полюбоваться своими портретами.
Я портрет рисую мамы
Акварелью на листе.
И пускай портрет без рамы,
И пускай не на холсте.
Удалось не всё в портрете,
Но для мамы дорогой
Я старался. Ведь на свете
Лучше мамы нет другой!
Первым запечатлением в зрительной памяти детей остается именно лицо мамы. Позже ребенок начинает узнавать лица остальных членов семьи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок способен нарисовать того кого видит каждый день с большой долей портретного сходства. Это не будет профессиональный портрет, но он будет узнаваем!
Часто родители думают, что портрет рисовал не ребенок, а педагог, настолько портрет похож. Ребенку можно показать схему рисования портрета, подсказать, объяснить принцип рисования на наглядном примере, но рисовать он должен сам. Если ребенок поймет как, то сухую схему он с радостью наполнит своим живым впечатлением.
Вместо открытки на праздник можно предложить ребенку нарисовать портрет. Это будет самый приятный, самый трогательный подарок. В помощь вам предлагаем мастер-класс. И желаем вам и вашему ребенку приятных минут творческого вдохновения!
Мастер-класс для ребенка ПОРТРЕТ
В чем в основном возникают у ребенка в процессе рисования портрета? Основное – это композиционное решение портрета. Часто ребенок теряется перед белым листом бумаги. Если ему помочь определиться с масштабом, композиции и показать схему рисования лица, то ребенок быстро и с удовольствием начнет рисовать сам. Главное не рисуйте за ребенка. Он сам интуитивно нарисует пропорции лица и черты лица так, как он это видел и помнит. Помогайте корректировать только такие явные ошибки, как глаза на лбу (а такое очень часто встречается в детских рисунках портретов) или сильную кривизну овала лица. Обращайте внимание ребенка на то, где располагаются уши, какой толщины шея и т.д. Иногда можно немного помочь с изображением прически.
Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Например, если ребенку приснилось что-то плохое, то предложите ему нарисовать это, и все будет в порядке.
Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к рисованию и создавать хорошие условия для занятий, в том числе и портретами, обеспечивая его всем необходимым.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Портрет любимой мамы»
Портрет любимой мамы . 1 – занятие.
Программное содержание : продолжать учить детей рисовать портреты людей , соблюдая приблизительные пропорции и правила написания портрета . Передавать приблизительное сходство с портретом своей мамы . Повторить правила написания портрета : вначале рисуем простым карандашом овал лица, затем глаза, брови, нос, рот, причёску, шею, плечи и платье. Закрепить умение делать набросок простым карандашом. Закреплять умение закрашивать аккуратно, не выходя за контур, передавать приблизительное сходство с портретом . Развивать зрительное внимание, зрительную память, координацию движения руки и глаза. Воспитывать любовь к близким, желание делать им подарки.
Предварительная работа : сделать фотовыставку «Моя любимая мама » , рассмотреть маму (фотографию мамы ) . Обратить внимание на цвет её глаз, волос, форму лица. Рисование портретов в свободное время , на занятиях в старшей группе .
Материал : Простой карандаш, ластик, цветные карандаши, цветной картон, ножницы, клей, салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель : приближается праздник, какой?
Дети : день матери. В этот день мы поздравляем всех мам.
Воспитатель : а самый лучший подарок, это подарок сделанный руками.
У меня есть мама
Всех она милей,
Всех она красивей,
Всех она добрей.
Милая улыбка.
Умные глаза
Люблю я свою маму.
Любить буду всегда .
Я портрет рисую ,
Покажу всем вам,
А потом на праздник
Подарю ей сам!
Воспитатель : давайте нарисуем портрет своей мамы ! Давайте вспомним наших мам с помощью игры с мячом. Я вам бросаю мяч с вопросом, а вы возвращаете мне мяч с ответом.
Как зовут твою маму?
Какие цветом глаза у твоей мамы ?
Какую причёску носит твоя мама
Какой цвет волос?
Какие она любит носить украшения ? И т. д.
(Ответы детей) .
Дети садятся за столики.
Воспитатель : мы вспомнили наших любимых мам . С чего начинаем рисовать портрет ?
Дети : выбираем нужную форму причёски, глаз, бровей, носа, губ. Затем, нарисуем простым карандашом овал лица, на середине лица находятся глаза (их рисуем в виде двух дуг, брови, нос, рот, брови, уши, причёску, шею, плечи.
Воспитатель : правильно. Внутри круглой радужки глаза нужно обязательно, простым карандашом, нарисовать круглый зрачок
Воспитатель : сегодня мы рисуем набросок. Затем разукрашиваем цветными карандашами.
1, 2, 3, 4, 5 – начинаем рисовать .
(дети рисуют, воспитатель подходит к каждому ребёнку, даёт советы и анализ проводит индивидуальный, указывая на ошибки) .
Воспитатель : а теперь приступаем к работе с цветными карандашами. Начинаем закрашивать самое трудное – лицо. Разукрашивать нужно аккуратно, не торопясь. Вначале закрашиваем радужку. Она у моей мамы голубого цвета . (Затем брови, ресницы) . Моя мама красит губы ярким, морковным цветом. А ваша?
Дети : розовым, сиреневым, красным. Бордовым. Коричневым.
Воспитатель : (показывает) . Затем закрашиваем причёску. У моей мамы волос чёрный . А у вашей?
Дети : фиолетовый, жёлтый, белый, коричневый…
Воспитатель : Рисуем бусы или цепочку. Портрет готов !
1, 2, 3, 4, 5,
Начинаем рисовать !
(Выполнение работы детьми, помочь затрудняющимся, индивидуальный анализ на протяжении всего занятия).
Воспитатель : сегодня мы рисовали « Портрет любимой мамы » .
« Портрет любимой мамы » . 2- занятие (рамочка для портрета ) .
Программное содержание : учить детей аккуратно наклеивать готовую рамочку из цветного картона, подгонять по размеру при помощи удаления
лишней части. Соблюдать правила безопасности при работе с ножницами.
Развивать зрительное внимание, зрительную память, координацию движения руки и глаза. Воспитывать любовь к близким, желание делать им подарки.
Предварительная работа : нарисовать набросок портрета , разукрасить.
Материал : портрет мамы , заготовки из цветного картона для рамочки, ножницы, клей, кисточка, салфетка.
Ход НОД:
Воспитатель : сегодня мы продолжим работу с портретом «Моя любимая мама » . Сядем на коврик,я вам дам мячик, и мы поиграем в игру «Давайте скажем маме комплимент» (Дети садятся по кругу на коврик и, передавая мяч, говорят по одному комплименту для своей мамы )
Самая красивая;
Самая умная;
Самая привлекательная и т. д.
Воспитатель : Как много вы сделали комплиментов своим мамам. Вы их очень сильно любите . А теперь перейдём за столы и продолжим выполнять портрет мамочки . Я уже заготовила вам полосочки для рамочки, но проблема в том, что они не подходят по длине. Что же для этого нужно сделать? Неужели портрет вашей мамочки останется не украшен?
Дети : нужно приложить полосочки к краям, а лишнее отрезать ножницами.
Воспитатель : ребята, а кто помнит правила безопасности при работе с ножницами?
Дети : концы ножниц смотрят вперёд, к соседу не поворачиваемся, всё делаем аккуратно.
(когда полоски выравнены, приступаем к работе с клеем)
Воспитатель : ребята, а как можно прикрепить эти полосочки к портрету ?
Дети : их нужно приклеить при помощи клея. (Дети при помощи воспитателя заканчивают работу) .
Воспитатель : ребята, давайте полюбуемся, какие красивые портреты получились . Я думаю, что ваши мамы будут очень рады видеть свои портреты на нашей выставке .