Как описать внешний вид персонажа. Описание внешности парня Отношение персонажа к окружающим

«Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении»

Цели урока:

Обучающие:

  • Дать понятие о портрете в литературном произведении, его видах, использовании в разных стилях;
  • развивать навыки монологической речи при описании внешности человека;
  • развивать умение составлять собственный текст-описание;
  • обогащать речь учащихся «портретной» лексикой, формировать у учащихся наблюдательность;
  • обратить внимание на роль изобразительно-выразительных средств языка при описании внешности человека.

Развивающие:

  • способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания;
  • развивать коммуникативные свойства речи;
  • развивать творческие способности;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать память и внимание учащихся.

Воспитательные:

  • привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет;
  • формировать культурологическую компетенцию в области литературы;
  • воспитывать внимание к окружающим людям, чувство прекрасного.

Здоровьесберегающие:

  • смена видов деятельности, физкультминутка.

Технологии:

  1. развивающего обучения;
  2. деятельностного подхода в обучении;
  3. личностно-ориентированного обучения.

Тип урока:

Урок развития речи.

Методы:

  • деятельный (процесс познания идет от учеников);
  • частично-поисковый;
  • проблемный (создание проблемной ситуации, которая помогла детям в открытии новых знаний);
  • практический.

Оборудование урока:

  • доска;
  • раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

  1. Работа с эпиграфом урока

… что есть красота,

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Н. Заболоцкий)

Как вы думаете, о чем эти строки?

Когда вы встречаете человека, на что в первую очередь вы обращаете внимание?

Всегда ли соответствует внешность характеру человека?

- «Сосуд, в котором пустота» – эта строчка говорит нам о том, что человек может быть прекрасным снаружи и «безобразным» внутри. И наоборот.

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?

  1. Фронтальная работа с классом

Ребята, а что такое литературный портрет?

Для чего словесный портрет вводится в художественное произведение?

Назовите основные элементы описания внешности. (Фигура, поза, лицо, глаза, волосы).

Итак, описание внешности используется писателем, как одно из средств характеристики героя.

  1. Викторина «Угадай героя»

Определите, о портретах каких героев идёт речь и ответьте на вопрос: «Какие элементы внешности использует автор при описании героя?»

  • «Что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это оказался настоящий тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом». (Дюймовочка, Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)
  • «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира». (Снежная королева, Г.Х. Андерсен «Снежная королева»)
  • «У него было худое лицо, острые коленки, черные волосы и ярко-зеленые глаза. Он носил круглые очки, заклеенные скотчем и только благодаря этому не разваливающиеся. Единственное, что ему нравилось в собственной внешности – это тонкий шрам на лбу, напоминавший молнию». (Гарри Поттер, Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»)
  • «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья». (Герасим, И.С. Тургенев «Муму»)
  • «Что ж он видит? – Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами». (Конёк-Горбунок, П. Ершов «Конёк-Горбунок»)

  • «Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело – отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Чучело имело забавный и вместе с тем добродушный вид». (Страшила, А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
  1. Беседа с классом

Внешность – это первое, что мы видим в человеке. Наш народ очень наблюдателен. О внешности он создал множество пословиц и поговорок. Прочитайте пословицы и попробуйте их объяснить.

  • С лица воды не пить;
  • Молодец красив, а на душу крив;
  • Глазами и кос, да на душу прям;
  • Хорош, пригож, а дела – ни на грош;

Ребята, а какая самая выразительная деталь на лице? (Глаза).

Правильно, не даром существует пословица: «Глаза – зеркало души». Но не цвет и форма интересуют нас, а глубинная наполненность этих глаз, их выражение.

М.А. Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали не его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.

  1. Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

  1. Лексическая работа

А сейчас проведём лексическую работу. Я зачитаю слова-определения глаз. Распределите эти слова в два столбика в зависимости от того, какие эмоции (положительные или отрицательные) они у вас вызывают.

Наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивленные, задумчивые, блестящие, злые.

  1. Игра «Найди одноклассника»

Давайте разделимся на три группы и представим, что в каждой команде пропал один из ее участников. Нам нужно его найти. Для того, чтобы найти «пропавшего», необходимо дать точное описание его внешности и одежды. Я хочу, чтобы вы самостоятельно выбрали того, кто «пропал», но сделать это надо тихо, чтобы никто не услышал, потому что по вашему описанию мы постараемся угадать этого человека. Также вам необходимо выбрать одного человека, который будет представлять всю группу, читая описание «пропавшего». Напоминаю, оно должно быть верным, чтобы мы смогли найти этого ученика. (Для работы выдаются листы формата А4).

  1. Рефлексия

Выберете из предложенных вариантов два начала предложения и продолжите их.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Мне захотелось…

«!» - ученик хорошо справился со всеми заданиями.

«?» - ученик справился не со всеми заданиями.

  1. Домашнее задание

Для учеников, которые подняли «!»: написать рассказ, включающий в себя описание внешности человека.

Для учеников, которые подняли «?»: найти в изученных литературных произведениях описание внешности персонажа (5 произведений).


В рамках блога «Литературная мастерская» я стараюсь уделять большое внимание тонкостям работы над главными героями, потому что именно пресловутые ГГ в поделках начинающих авторов чаще всего получаются наименее вразумительными. Косвенно этот аспект писательского мастерства уже затрагивался в нескольких статьях, в том числе и в записи «», которую я рекомендую обязательно прочитать. Полагаю, вы также всецело прониклись идеей важности грамотной прорисовки персонажей в литературном произведении. Не повредит лишний раз заметить, что яркие и колоритные герои способны вытянуть практически любой, даже самый слабейший сюжет, в то время как картонные персонажи никогда не были любимы ни читателями, ни уж тем более критиками. Сегодняшняя публикация посвящена тем нюансам работы над героями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в предыдущих статьях. Здесь я постараюсь восполнить информационные пробелы и сформировать у вас целостную картину работы над персонажами художественных произведений.

Важные аспекты работы над персонажем

Итак, эта публикация будет оформлена в виде перечня – я представляю его как небольшую шпаргалку, задача которой — сакцентировать внимание автора на определенных моментах, важных при работе над литературными героями. Здесь вы встретите и хорошо знакомые, общеизвестные пункты и кое-что новенькое. Начинаем.

Описание внешности

Зачастую это то самое, с чего начинается представление героя. Безусловно, внешность является весомым слагаемым образа, и ее нельзя недооценивать. Удачно расставленные акценты и запоминающиеся детали внешности способны здорово активизировать читательскую фантазию, оживить образ героя. И если для главного действующего лица (в силу серьезного внимания к его мотивации и внутреннему миру) внешность порою не столь важна, то для второстепенных персонажей верно расставленные маркеры являются жизненно необходимым условием, особенно если мир произведения густо населен.

Однако хочу предостеречь вас от крайностей в описаниях внешности. Некоторые авторы настолько увлекаются портретами своих героев, что выходят за всякие разумные рамки. Я, например, считаю, что описание внешности на полстраницы – уже перебор. Хотя лет сто назад такие портретные зарисовки были очень даже в ходу у наших классиков. Но времена меняются. Современный писатель должен уметь вычленять главное: те характерные элементы, которые выделяют персонаж из толпы, идентифицируют его в массиве других образов (шаркающую походку, бурную жестикуляцию, необычную прическу или деталь одежды.) Поэтому вряд ли кого-то заинтересует цвет носков вашего героя, если, конечно, они по какой-то причине не окажутся разными, и тогда уже станут заметной деталью, его отличием от других персонажей.

В общем, в качестве резюме этого блока отмечу: главная цель описания внешности – это создание у читателя набора маркеров, благодаря которым он сможет в дальнейшем идентифицировать героя по ходу сюжета.

Поступки

Чрезвычайно важный элемент, при помощи которого автор раскрывает характер героя. Близко к истине утверждение: нет поступков – нет характера . Хотя допускаю, что по отсутствию действий тоже можно судить о характере, но вопрос в том, будет ли интересно о таком герое читать? Полагаю, что нет. Таким образом, важно усвоить, что главный герой по ходу сюжета просто обязан совершать поступки – и не важно, окажутся они правильными или ошибочными, гуманными или бесчеловечными. На основании каждого из них мы сможем судить о герое: сопереживать ему, либо осуждать. Все, конечно, зависит от целей автора.

Вам может показаться, что сейчас я говорю какими-то прописными истинами, и все это уже давным-давно известно и без того понятно. Однако очень часто приходится наблюдать сюжеты, где главный герой почему-то не совершает никаких поступков. Да, он переживает приключения, на него нападают, его очень часто хотят убить, он борется, но вместе с тем не совершает поступков. Двигателем таких истории, по сути, являются внешние факторы, а не сам персонаж. Он же просто плывет по течению. Да, борется за свою несчастную жизнь. Но что в том удивительного, если всесильный автор эту жизнь ему сохранит в любом случае, как минимум до финала? Невелика честь. С таким же успехом герой мог всю книгу пролежать на диване: сам-то он никаких действий не совершает!

Таким образом, если вы хотите получить настоящего живого героя, которому хочется верить и сопереживать, он должен совершать поступки. Делать выбор, принимать решения и за свои решения отвечать. Герой должен действовать, а действия расскажут о его характера лучше любых оценок. Инициатором хотя бы части событий истории должен быть главный герой.

Мнение автора

Тонкая, чрезвычайно тонкая вещь на самом-то деле.

Обычно писатель выступает в качестве беспристрастного рассказчика. Эта роль всем привычна. Однако, рискнув привнести в повествование собственное мнение, писатель способен здорово встряхнуть сложившуюся ситуацию, какой бы обыденной и скучной она не была. Ведь кто, по сути, знает героев лучше автора, их придумавшего? Поэтому и мнение его на их счет будет чрезвычайно мощным ресурсом, и на данный момент довольно оригинальным способом раскрытия некоторых граней персонажа. Не обязательно давать какие-то длинные и многостраничные психологические характеристики, это ни к чему. Иногда достаточно одной фразы, чтобы обозначить наше отношение к поступку или поведению персонажа.

Конечно, все это должно быть продуманно, аккуратно и гармонично. Такой шаг можно заранее обыграть, указав рассказчика, к примеру, в качестве отдельного персонажа, которому уже тем более дозволено высказывать собственное мнение по любому поводу. Как видите, это довольно интересный и, главное, неизбитый прием, который при случае можно удачно использовать в своих произведениях.

Мнение других персонажей

Не открою Америки, если скажу, что определенное влияние на образ героя оказывают и мнения окружающих его персонажей. Например, если все они относятся к герою с почтением и уважением, мы понимаем, что для того есть некий весомый повод. А если окружающие пренебрегают его мнением, перебивают или просто не слушают, значит, герой не сумел добиться их доверия и уважения, либо умудрился где-то его растерять. Это тоже можно назвать важными деталями, помогающими выписать портрет персонажа.

Тут еще важно помнить, что в книге в принципе не может быть ситуации, когда все относятся к герою одинаково. Даже будь он в высшей степени гуманным и добрым, или наоборот – до омерзения жестоким и злым. Добрых будут ценить и любить, но всегда найдутся и те, кто будет завидовать, а также и третьи, кто увидят за внешними проявлениями доброты обыкновенную корысть. Со злыми и жестокими все то же самое: большинство будет бояться и сторониться их, но объявятся и подражатели, готовые идти за сильной личностью, не разбираясь в ее мотивах и намерениях. Все эти нюансы человеческих отношений нужно постараться вживить в полотно книги. Возможно, для наглядности даже потребуется нарисовать схему, обозначить на листке всех персонажей и характер отношений между ними.

Мысли героя

Не следует о них забывать. Через мысли героя проще всего раскрыть его мотивы, желания, мечты, а значит, и сам характер. Герой может размышлять, продумывать и строить планы, эмоционировать, и все это играет на руку нашему замыслу – изобразить персонажа как самого настоящего живого человека. Мысли и внутренний монолог героя – очень действенное орудие.

Также хочу обратить ваше внимание на довольно распространенный прием, когда автор вставляет мысли героя по ходу действия или диалога – зачастую с тем намерением, чтобы раскрыть смысл происходящего под другим углом. В этом случае герой может давать про себя самые неожиданные характеристики собеседнику или разворачивающимся событиям. И то, и другое, безусловно, раскрывают характер. Стоит отметить, что иногда при должном мастерстве автора подобный прием способен сделать самую скучную сцену незабываемой и искрометной. Так что рекомендую.

Речь героя

Речь персонажа тесно связана с его мыслями, однако, как мы уже отметили выше, не всегда является их явным воплощением. Тем интереснее для нас диссонанс, в котором герой говорит одно, а думает совершенно другое. В классических же случаях речь героя – это и воплощение его мыслей, и средство коммуникации с окружающим миром. Склонность к разговорам или их боязнь, речь уверенная или сбивчивая – все это яркие детали, помогающие в прорисовке характера. И, конечно же, их следует тщательно продумывать.

На этом, пожалуй, все. Вы познакомились с основными элементами работы над литературными героями и теперь можете смело применять их на практике. В чем вам и желаю успеха. Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская». До скорых встреч!

Имя: Изабелла-Франсуаза де Рош-Вилльер, виконтесса де Шанти
Дата рождения: 12 июня 1611 года
Описание внешности: Невысокая блондинка с удивительно нежной светлой кожей. Глаза голубые, распахнутые, очень лучистые. Личико имеет форму правильного классического овала, тонкие гармоничные черты. В зависимости от того, как одета и накрашена, может выглядеть и бесцветной простушкой, и ослепительной красавицей. Несмотря на внешнюю утонченность, очень сильна и вынослива. Красивые кисти рук, тоненькие изящные пальчики, которые одинаково ловко владеют пером, шпагой, струнами лютни и вышивальной иглой. Если одета в мужской костюм, то производит впечатление мальчишки-подростка. Когда мадемуазель одевает привычное для дамы платье, то это впечатление пропадает напрочь, потому что фигурка приобретает весьма и весьма соблазнительные женские формы.
Основные черты характера: Она из тех, про кого говорят - огонь в ледяной упаковке. Внешне скромная, застенчивая девушка, которая при знакомстве раскрывается и оказывается очень живым, порывистым и романтичным созданием. Очень целеустремленная. Несмотря на природную мягкость, способна на решительные, даже жесткие поступки. Умеет выслушать, достаточно тонкий психолог. С женщинами учтива и вежлива, с незнакомыми мужчинами сдержанна и даже излишне строга. Совершенно не умеет кокетничать. Весьма музыкальна. Привыкла не доверять посторонним людям. Твердо знает, чего хочет, и ни за что не отступится от своих моральных принципов, главный из которых: "Служи только Богу и Франции". Богатство, светская жизнь совершенно не привлекают ее, хотя иногда втайне она мечтает о придворной жизни и веселых балах.

Биография: Единственная, поздняя и очень желанная дочка, появившаяся на свет после пяти братьев. Родилась и выросла в Ла-Рошели оплоте французского протестантизма. Получила прекрасное, хотя и несколько сумбурное воспитание. Унаследовала от родителей пылкость натуры, искренность, абсолютную честность и преданность канонам своей конфессии. Во время осады города участвовала в военных действиях наравне с мужчинами. К моменту капитуляции Ла-Рошели из всей семьи в живых остались только ее мать и старый дед - верный соратник адмирала Колиньи, переживший еще Варфоломеевскую ночь. В день, когда войска короля входят в город, с Изабеллой чуть было не происходит несчастье: на улице ее подлавливают пятеро гвардейцев его высокопреосвященства и пытаются изнасиловать. Довести дело до конца им не дает лишь вмешательство незнакомца в мушкетерской форме. Он отбивает пленницу у насильников и отводит перепуганную девушку домой. Кроме того, увидев бедственное положение домочадцев спасенной, он дает матери Изабеллы достаточно большую сумму денег, чтобы семья могла выбраться из города и иметь пропитание на первое время. Всего этого более чем достаточно для того, чтобы по уши влюбиться в своего благодетеля. А уж если спаситель молод, красив и безмерно обаятелен - тут пахнет уже роковой страстью. Односторонней, разумеется! И он об этом даже не догадывается. Когда семья устраивается жить в Кале, нежная дворяночка проявляет все свои организаторские способности и завидный талант предпринимательницы: через подставное лицо организует молочную ферму, которая поставляет первоклассные свежие продукты всей городской знати. Казалось бы, все налаживается: есть крыша над головой, положение в местном обществе, надежный источник дохода, дающий неплохие по провинциальным меркам деньги. Есть женихи. Но Изабелла, на свою беду, протестантка, и брак с католиком для нее невозможен. Кроме того, даже спустя несколько лет она не может забыть того мушкетера, которому так обязана ее семья. Весной 1630 года умирает мать девушки. Изабелла решает перебраться в Париж. Что она там будет делать, где жить - ей неведомо. Единственное, что она знает наверняка: она любой ценой должна найти этого дворянина, назвавшегося шевалье д`Эрбле, отдать ему долг... и дальше один Бог знает, что будет. Потому что ради него она готова на все. Даже на то, чтобы забыть о тех принципах, которые для нее святы.

Прежде всего, хотелось бы сказать, что проблема описания героя довольно серьезная. Действительно, как сделать так, чтобы описание персонажа не вызвало негатива со стороны читателя? Расскажу о некоторых приемах, которыми пользуюсь не только я, но и другие фикрайтеры.

При описании героя следует учитывать несколько моментов. Внешность, одежда, характер, эмоции. Думаю, автор заявки не будет против, если я немного расширю ее и напишу не только о внешнем виде героя, но и о внутреннем "содержании", так сказать.

Первая часть посвящается основному вопросу.

Внешность
Для того, чтобы читателю было легко воспринимать описание внешности, и, в то же время, у него сложилась картинка-представление, можно воспользоваться несколькими способами.

1) Отражение в зеркале (или в воде).

Это похоже на описание от первого лица. Герой/героиня видит свое отражение, а автор описывает то, что предстает перед глазами (либо от третьего лица, либо от первого).
Элизабет подошла к зеркалу. Оно, как всегда, отразило безжалостную правду: невысокая, довольно пухлая девушка; невыразительные серые глаза; непослушные волосы пепельного оттенка, небрежно лежащие на плечах; курносый носик задирался кверху, а тонкие губы были сжаты в узкую полоску.

Вот читатель и получил первое представление о героине. Причем, заметьте, описание не перегружено ненужными деталями. Но все же они присутствуют и помогают судить о том, о чем умолчал автор. Возникает образ этакой пышечки с волосами по плечи и невыразительным лицом. Зато не Мэри Сью, что радует (не так ли?).

2) Описание от имени другого персонажа.

Здесь следует учитывать, от имени кого описывается персонаж. Если это друг, то описание должно быть довольно сухим, но ёмким. Друг не будет описывать мелкие детали, ему это ни к чему.
- Ну посмотри на себя. Ты высокий, стройный, ходишь в спортзал, блондин с голубыми глазами... Мечта любой девчонки. Так почему ты один?

Если это партнер или тот, кто надеется им стать, то описанию можно придать более романтический характер, с эпитетами и сравнениями.
Катя украдкой посмотрела на Максима. Глаза его были настолько черны, что напоминали два уголька. Темно-каштановые локоны мягко обрамляли лицо и спускались на плечи. Пухлые губы будто приглашали к поцелую. Чуть вздернутый нос придавал его лицу лукавое выражение. Но больше всего Кате нравилась небольшая родинка на левой щеке. Ей казалось, что она напоминает маленькое сердечко.

Если это человек, относящийся к персонажу негативно, то описание получится немного грубым, выражающим отношение к герою.
Ее всегда небрежно уложенные волосы сегодня выглядели особенно отвратительно. Когда она последний раз их мыла? Глаза ее, и так не особо красивые, были опухшими от слез, а нос напоминал нечто среднее между помидором и картошкой - этакая зардевшаяся картофелина. Лак на ногтях потрескался и наполовину сошел, а сами ногти были обгрызены до мяса. Не кормят ее, что ли?

3) Описание со слов.

Немного отличается от предыдущего описания. По большому счету, это еще одна разновидность, но я решила все-таки выделить это отдельным пунктом.
- Слышь, Пашка, говорят, Ленка сегодня выглядит просто отпадно. Прическу сделала, макияж наложила, ногти накладные приклеила и разукрасила...
- А надела что?
- Не знаю, сам не видел, но вроде какое-то совершенно обалденное платье.

Так в чем же отличие? А в том, что это описание "через третьи руки". Тот, кто описывает, сам персонажа не видел, только слышал, и теперь рассказывает другим, опуская ненужные (на его взгляд) детали и присочиняя что-то свое. Обычно после таких описаний у героев появляются не соответствующие действительности "формы и размеры" (грудь пятого размера, ноги от ушей, растрепанные патлы и т.д.)

4) Фотография (картина).

Похоже на описание в зеркале, но если зеркало - это как бы описание самого себя, то фотография дает более широкие возможности. По фотографии героя может описать любой.
Дэвид взял в руки фото, стоящее в рамочке на столике. "Какая она здесь красивая", - подумал он, проводя пальцами по глянцу. И правда, девушка на фото была хороша: длинные каштановые локоны слегка развевались от ветра, выразительные глаза цвета штормового моря блестели, как два алмаза, на губах блуждала счастливая улыбка. Подол белого сарафанчика задорно приподнялся, видимо, порывом ветерка, и обнажил стройные загорелые ножки.

5) Воспоминания.

Этот способ отличается от предыдущего тем, что описываемый образ уже запечатлелся в памяти. А уж каким он там запечатлелся - можно узнать из описания.
Дима в очередной раз закрыл глаза и попытался вспомнить, какой была Лиза год назад. Она ворвалась в его жизнь, как вихрь, и ее задорный смех изменил всё. Ее глубокие карие глаза лучились от счастья, затянутые - порой небрежно - в хвост недлинные волосы смешно топорщились на макушке, а губы постоянно улыбались. Она часто смеялась. Не потому что была глупа и беззаботна, нет. Просто она умела радоваться жизни, и от этого лицо ее было таким счастливым, что оставалось только завидовать.

Этот же прием используется, когда нужно провести некую параллель между тем, что было раньше и тем, что сейчас. Помните, как у Пушкина:
Вечор, ты помнишь...
А нынче - погляди в окно...

Тот же самый прием, но в описании природы (что, по сути, не имеет никакого значения).

6) Внутренний диалог.
Это как бы спор или просто разговор с самим собой или своим внутренним голосом. Достаточно интересный прием, который при правильной подаче вызывает улыбку читателя. Ведь большинство из нас любит "поговорить с умным человеком", т.е. с собой.
"С этим что-то надо делать, - уже в который раз думала Диана, задумчиво перебирая пряди светлых волос. - Может, сделать короткую стрижку? Дэну должно понравиться. Он давно говорит, чтобы я поменяла образ. Но мне, в общем-то, нравятся длинные волосы. А, ладно, была не была, постригусь. Но этого мало. Что же делать?" Девушка оглядела себя. Пора перестать носить брюки, надо переходить на юбки и платья. Ведь они так соблазнительно колышутся вокруг лодыжек. Диана провела руками вдоль всего тела. Загорелая кожа была мягкой и бархатистой на ощупь. "Решено: делаю короткую стрижку, надеваю платье, каблуки... О, надо цвет помады сменить, - девушка коснулась пальцами губ, немного полноватых и красиво очерченных. - Говорят, в этом сезоне модно пользоваться оттенком "Майская роза". Надо будет попробовать. Мне должно пойти. Да и к серым глазам больше подходят такие неяркие оттенки...

7) Воображение и фантазия.
Этот прием применяется тогда, когда один герой понятия не имеет, как выглядит другой. И он начинает фантазировать.
"Какая она? Совсем молоденькая, как многие из поклонниц, полюбивших его после «смерти» или совсем взрослая почтенная мать семейства, с детства лелеющая свою мечту о нем?" В голове проносились образы самых разных девушек, каждая из которых могла оказаться ею... "Губы... Интересно, какие у нее губы? А цвет глаз? А вдруг она страшна, как смертный грех?" Он представил, как приглашает ее на свидание "вслепую", и когда она приходит, он видит перед собой этакую "нимфу": коренастую, с толстенькими ножками, полную, с редкими крашеными прядями и кривыми зубами... Он вздрогнул. "Нет, этого не может быть. Судьба не может так посмеяться надо мной..."

Это, на мой взгляд, основные приемы описания внешности. Теперь перейдем ко второй части.

90 процентов входящих рукописей очень похожи. Разумеется, сюжет в них разный и героев зовут не одинаково… Но есть в них печальное общее: отсутствие каких-либо составляющих, кроме диалогов и «неприхотливого» авторского текста, поясняющего, что вообще происходит, отчего тексты больше напоминают развернутые сценарии.

Возьмем простейшую вещь: описание внешности. Я проглядываю «писательские форумы» и знаю, что мнение о важности описаний внешности героев до сих пор существует. Но вот, что странно… встречаются они в современных рукописях в соотношении 1:30. То есть на тридцать входящих рукописей максимум в одной у меня есть шанс хотя бы узнать, как выглядит персонаж! Мне видится за этим пренебрежение к художественным текстам и банальное неумение пользоваться приемом. Будем учиться?..

Чтобы вы вспомнили, что это такое:
«...Габи бьет кулаком по столу, слезы текут вместе с краской по круглой веснушчатой физиономии к морщинкам около рта. Отец отворачивается к окну, он терпеть не может, когда она плачет, а может, ему просто не нравится видеть ее такой коровой зареванной.
Сейчас ее красавицей не назовешь. Это, конечно, ужасно несправедливо, что она совсем некрасивая. Вот был бы у нее рот маленький и аккуратный, и еще брезгливый носик, тогда, может, отец бы растрогался, что она такая хорошенькая. Бывает, что из-за одной только ямочки на щеке люди влюбляются по уши, даже если это не бог весть какая королева красоты. Но когда Габи ревет, какие уж там ямочки. Никаких у нее тогда ямочек нет, как ни прискорбно об этом сообщить.»
Давид Гроссман. Бывают дети зигзаги

Видим ли мы Габи? Да. Понимаем ли мы лучше, чем герой-подросток, что происходит между девушкой и его отцом? Конечно. Дело вовсе не в том, что ему не нравятся плачущие женщины! Габи плачет из-за него, но по каким-то причинам он не может/не хочет этого изменить и, отворачиваясь, прячется, в надежде, что все как-то само «разрулится». Узнаем ли мы лучше отца? Да: он не герой-любовник - это точно.
Попутно в этих двух абзацах автор решает еще две задачи:
- мы верим ему, что повествование ведется от лица подростка;
- понимаем, что чувствует наш герой: «некрасивая» (на самом деле очень милая, пухленькая и веснушчатая) Габи очень ему симпатична. И ему хочется, чтобы отношения отца и Габи изменились. Он видит отсутствие «внешних данных», которые бы помогли девушке пленить его отца, и впоследствии именно это (симпатия, сочувствие, желание, отсутствие детали, в которую можно было бы влюбиться) толкают героя на подвиг: украсть для Габи шарф актрисы и заполучить золотой колосок великого авантюриста – «магические элементы» для обретения счастья. Таким образом описание внешности здесь является двигателем и обоснованием сюжета.

Возьмем другое произведение:
«...У него есть ключи от собственной квартиры, но не от нашей.
Ричард похож на яхтсмена, какими я их себе представляю, - высокий, светловолосый, всегда собранный и подтянутый, даже по выходным. А может, наоборот, я представляю яхтсменов похожими на Ричарда, потому что он любит ходить под парусом. У него очень длинные ноги, под нашим кухонным столом они не помещаются, и ему приходится сидеть боком. По сравнению с мамой он кажется вообще великаном: она такая крошечная, что ей приходится покупать ремни для джинсов в детском отделе, а на ремешке для часов прокалывать еще одну дырочку, чтобы часы не свалились с руки.
Мама называет Ричарда "ваше совершенство" - из-за его внешности и еще потому, что он все знает. И каждый раз, когда она его так называет, Ричард постукивает себя по правой коленке. Это он напоминает, что правая нога у него короче левой. Ко всем его правым туфлям и ботинкам приделана платформа высотой в два дюйма, чтобы ноги получались одинаковой длины. Босиком он слегка хромает.
- Скажи спасибо своей ноге, - говорит ему мама. - Только из-за нее мы тебе и разрешаем к нам заглядывать.»
Ребекка Стед. «Когда мы встретимся»

Собственно, что в данном случае описание дает автору? Через него автор как бы между прочим знакомит читателя с важными обстоятельствами жизни и взглядов одной семьи. (Обратите внимание: избегая скучнейшего пояснительно-сказительного текста «…Эта девушка из неполной семьи. Мама давно одна, но к ним в гости заглядывал симпатичный яхтсмен. Она его за муки полюбила, а он ее – за состраданье к ним.») Мы же, читатели, испытываем радость от предугадывания событий: великан и крошечная мама - противоположности притягиваются, дополняют друг друга. И опять же, главное - мы знакомимся с самой героиней. Мы уже точно можем кое-что сказать о ее взаимоотношениях с матерью: мама тут - крошечный, хрупкий ребенок. Кстати, можете ли вы по описанию в первой главе предсказать, появятся ли у Ричарда ключи от этой квартиры в предпоследней?.. И кто именно вручит их ему?.. И снова: описание внешности определяет сюжет, отзовется в нем.

Не удержусь от еще одного показательного описания другого героя Гроссмана, которого разглядывает Амнон (наш главный герой-подросток).
«Пока он разглядывал меня, я не забывал о профессиональном долге. Итак, хозяин монокля был человек пожилой, лет семидесяти, очень загорелый, цвета темной меди, с приветливым лицом иностранца. Глаза круглые, ясные и улыбчивые, какие-то младенческие, несмотря на глубокие морщины возле уголков, а брови удивительные - толстые мохнатые треугольники над глазами. А что за нос! Большой, упрямый королевский нос, будто высеченный из камня. Перед таким носом сразу хочется пасть ниц. И волосы у хозяина монокля были красивые, ухоженные: седые, волнистые и гладкие, спускающиеся ниже ушей и завивающиеся, как у старых художников.»

Да, вы будете правы, когда скажете, что оно напоминает «словесный портрет». Так и есть. Но это отнюдь не от бессилия автора. Это художественный прием. Итак, что мы узнаем из этого отрывка?
Мы убеждаемся, что Амнон - сын полицейского (об этом уже говорилось, но мало ли, что нам сказали!). К тому же мы понимаем и то, о чем не рассказывал автор: отец много занимается с Амноном, делясь профессиональными навыками; он очевидно озабочен его безопасностью (интересно, почему?) и, похоже, слегка помешан на своей работе (наверное, на то есть причины). Автор где-нибудь говорит это? Нет! Обо всем этом мы просто догадываемся…
Что мы можем по этому описанию внешности сказать о самом Амноне? Что отец для него - герой, пример для подражания. В то же время (вероятно, в отличие от отца) он обладает богатым воображением. Искренне считая себя «прозорливым сыщиком», на самом деле - увлекающийся, впечатлительный подросток. Откуда мы знаем? Как этого добивается Давид Гроссман? Нам подсказывает это смешение стилей: в сухой «словесный портрет» закрадываются восторженные прилагательные и ряд художественных ассоциаций. Впоследствии Амнону предстоит сделать открытие, что он не такой, как отец, – это ключевая идея произведения. Заметьте, пожалуйста: автор описывает одного героя, а мы узнаем из этого описания совсем о других!

Что мне кажется главным, ради чего я это писала и о чем собиралась вам сообщить:

1. Описание внешности - это важно. И не только затем, чтобы дать читателю возможность «увидеть» ваш персонаж. Это полноправные составляющие текста, которые помогают решать самые разные авторские задачи.

2. Любое описание в тексте, в том числе - описание внешности, не существует само по себе: оно подчинено идее произведения и сюжету.

3. Нельзя подходить к внешности формально: «ой, надо же рассказать, как выглядит герой». Честно: если у него нет горба, палки или шрама на лице, или еще какого выдающегося предмета - формальное перечисление цвета глаз и высоты роста никому не интересно.

4. Внешность - это не только черты и размеры. Внешность - это внутренний мир. Внешность - это диалог с миром. И, конечно, часто внешность – действительно, судьба. Особенно, если вы какая-нибудь «Непослуха» или «Задом-наперед».

5. Описание внешности - не цель, а способ рассказа. При умелом использовании он помогает вам избежать десятков нудных абзацев, в которых вы вынуждены пояснять происходящее.

6. Решать задачки с описанием внешности может стать увлекательнейшим занятием, если вы знаете, зачем вы это делаете. Как творцу, вам должно быть невообразимо приятно двумя предложениями создать у читателя нужный вам образ, вызвать правильное отношение: «А что за нос! Перед таким носом сразу хочется пасть ниц» - все, уже удалось.

7. Кстати, о носах. Не будьте банальными. Самое главное: не будьте скучными! Из того, что мне встретилось в тридцати последних рукописях: «По ступенькам со второго этажа с грохотом спустился мистер Гордон Пипкин - в меру упитанный мужчина с длинным-длинным-длинным носом и невысоким-невысоким-невысоким ростом." Возможно, по замыслу автора это должно было вызвать улыбку. Но мне тут же вспомнился Карлсон, а затем и Сирано де Бержерак:

«..А я бы о таком, заметьте,
О выдающемся предмете
Острот набрал бы целые тома,
Меняя жесты и топа...
Вот, например, из не особо острых -
Тон описательный - так шутит новичок:
Как называете вы этот полуостров,
Который вырос между ваших щек?
Развязный тон, каким острят друзья:
Вам из стакана пить нельзя -
Побьет ваш нос посуду вашу!
Позвольте подарить вам чашу?
Или почтительно-умильный;
Вы этой башнею фамильной
Давно владеете? Наивный: С дальних мест
Вы этот монумент везли для дам столичных?
Любезный: Сударь любит птичек?
Он приготовил им вместительный насест!
Ехидный: Это что? Крючок для шляп? Удобный!
Платить не надо в гардеробной!
Тон нежный: Боже мой! От дождичка и ветра
Вы заказали зонтичек ему?
Тон удивленный: Извините, это -
Вам одному?
Доброжелательный: В пылу житейских гроз,
Фиаско потерпев в каком-нибудь вопросе,
Вам нелегко повесить нос,
Зато легко повеситься на носе!
Язвительный, чуть в сторону и косо:
Но, сударь, вам решительно везет:
Не видя дальше собственного носа,
Вы все же видите широкий горизонт!
Практический: Советовать вам смею
Для носа вашего устроить лотерею;
Я вам скажу с открытою душой,
Что получивший вещь такую
Имел бы выигрыш большой,
Имея радость небольшую.
Вот так острить могли б вы наобум,
Когда бы знания имели или ум.»

Все замечания, предложения, протесты и контраргументы присылайте, пожалуйста, на мою электронную почту,
Ваша Аня Амасова