Как одевались еврейки в прошлые века и как одеваются сейчас. Красная нить каббалы — предательство христианства

Спрашивает Людмила
Отвечает Александр Дулгер, 20.04.2011


Людмила пишет: Здравствуйте! Какой нужно крестик носить- тот, что надели при Крещении или купить другой? Просто говорят, что крещенный должен висеть возле кроватки ребёнка, чтоб не потерялся и не поломался. А другой посвятить и носить. Так ли это?

Мир Вам, сестра Людмила!

На этом сайте мы отвечаем на вопросы только согласно учению Библии. Библия учит, что верующий человек должен носить крест Христов исключительно в своем сердце.

Ношение символа распятия Христа Спасителя на шее или в каком другом месте - это не библейское учение, а человеческая традиция, церковный обычай.

Также, в Библии нигде не упоминается, чтобы при крещении крещаемым выдавались крестики. Этого не найти ни в описании жизни апостолов, ни в описании жизни первых христиан.

Как православная христианка Вы конечно можете носить крестик как символ Вашей веры или символ Вашей церкви. К примеру, многие евреи носят на шее звезду Давида, как символ их веры и национальной принадлежности. Но символ - это всего лишь символ. В нем нет никакой тайны или святости, или скрытой силы. Поэтому потеряете Вы его или нет - не важно. Купите другой символ.

Если же кто-то будет говорить Вам, что нательный крестик защищает верующего от сил тьмы, злых духов, нападок сатаны, итп - не верьте! Такие слова, это не только не библейское учение, это самый настоящий оккультизм. В язычестве это называется "оберег" - талисман, который защищает владельца от злых духов.
Талисманы всякого рода - это удел идолопоклонников-язычников. В Библии нет ничего подобного. Верующих защищает Бог и делает Он это напрямую, а не через какие-то талисманы и "святые" предметы.

Другие ответы о крестиках и крестах Вы можете найти в нашей рубрике

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Крест":

и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня

В Христианском символизме, крест, безусловно, занимает одно из важнейших мест.

Крест стал орудием казни Машиаха. На нем Он умер мученической смертью. Случайно ли Машиах оказался казнено именно на Кресте? Христианское предание говорит о том, что это было предопределено изначально. Некоторые писари даже утверждают, что дерево для креста посадил еще Лот. А другие говорят, что он сделан был из моста, по которому перешла Иордан царица Савская.

Мы же не станем углубляться в христианскую традицию по этому вопросу, а попробуем узнать был ли крест частью иудейской традиции, и сохранилось ли там понимание того, почему Машиаху надлежит умереть именно на кресте.

Начнем не с самого начала:

В 38-й главе книги Берешит, мы читаем историю об Иеуде и Тамар. Отчаявшись дождаться левиратного брака, Тамар, переодевшись в одежды блудницы, поджидает у дороги Иуду, сына Иакова. Так сложилось, что Иуда вошел к блуднице, оставил ей залог, а в последствии, не смог ее найти, чтобы расплатиться.

Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена.

Много разных предположений сделали комментаторы, чтобы ответить на вопрос: почему приговор Иуды столь резок. В Мидшраш Тальпиот аЯшан, неожиданно встречаем вот такое:

«На самом деле Иеуда не собирался сжигать Тамар. Он имел в виду выжечь у нее на лице клеймо, в виде буквы «Тав», дабы всем, кто ее встретит, было известно, что она блудница. И клеймо свидетельством тому, что она уже понесла наказание. Так делали с развратными женщинами в арабских странах. И это такое же клеймо, которым заклеймил Святой Благословенный Каина, чтобы встречный не убил его

Вот теперь, вернемся немного назад – к Каину.

Первый в истории убийца – братоубийца Каин — очень боялся наказания. И Всевышний, по милости своей пообещал ему:

И сказал ему Господь за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Как это часто случается, Тора использует здесь слово «от», которое имеет очень много разных значений и пониманий. Это и чудо, и признак и знамение и просто буква. А ведь и знамение может быть буквой, и буква может быть чудом! Этот отрывок очень сложно понять, а уж тем более перевести.

Предполагаемые возможные понимания этого стиха, можно условно разделить на пять частей:

  1. Всевышний сотворил для Каина знамение, укрепившее его веру.
  2. Дал ему в теле знак, который постоянно бы укреплял его веру
  3. Показал ему знамение, научающее его правильному поведению
  4. Дал ему в теле знак, заставляющий правильно поступать.
  5. Соделал самого Каина знамением.

Йосеф из Шошан, в одном из своих писем, сводит два последних пункта в один:

В самое сердце его разместил букву «тав», подобную кресту. Чтобы через эту букву не отклонялся от закона ни вправо, ни влево. Ибо эта буква – печать Всевышнего. Как говорят: «Печать Всевышнего Эмет (правда). Но в простых кушанах – договорах ставит эту печать одной буквой «Тав». И этот же знак чертит на челах праведников, что тоже есть сокращение от «мет» — «умер». И имея эту печать на себе, мог удостоиться высшего прямого направления свыше, от Него благословенного но и в этом не стоял

Небольшое отступление: пару слов об алфавите

Если читатель посещал ульпан, да и если в иешиву захаживал для серьезной учебы, он все равно удивится, что буква «ТАВ» как-то может ассоциироваться с крестом.

Ну вот она буква ТАВ:

Может быть кому-то она и напомнит виселицу с очень древней веревкой, но уж точно не крест!

И тут дело в том, что иудеи далеко не всегда пользовались алфавитом, которым они пользуются сегодня.

Когда библейские герои странствовали по библейской земле, в ходу у них был другой алфавит. Сегодня его называют «палеоеврейски алфавитом» или древним еврейским письмом. И буква «Тав» выглядела там вот как:

А это уже вполне себе крест. И на этом мы закончим отступление к алфавиту.

Промежуточные итоги

Мы смогли увидеть, что крест, совершенно не чужой для еврейской традиции символ. Он может быть печатью греха ни лице человека, но он же может быть и «компасом» в духовной жизни. Воодушившись этим, мы попробуем сделать еще несколько шагов чтобы глубже понять применение креста и его смысл.

Присмотримся к помазанию священников

Вот как Всевышний повелевает Моше помазать на священство Аарона:

И возьми [священные] одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду; и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его (Шемот 29)

Нам, во всем этом рассказе, сейчас будет важно сосредоточиться на помазании – «и помажь» Раши – один из самых авторитетных комментаторов Талмуда и Торы, опираясь на Талмуд, объясняет этот стих так:

Напишет на челах греческую букву «Хи».

Поскольку современники Раши не знакомы с греческим алфавитом, в некоторых изданиях Талмуда это букву рисовали как χ или просто как X .

В обоих написаниях буква напоминает уже упомянутый выше палеоеврейский «тав». Но Раши явно не хотел влезать дискуссию о смене алфавитов. Но всего 400 лет спустя, у рабби Моше Басола мы находим интересное толкование.

Видел я в одной рукописи: священник помазанник, помазается буквой «тав», чтобы подобно Ицхаку нести свой крест на распятие.

Но не личный крест, а общий для всего священства. Крест на лбу это помазание, а левиты, в нужное время соберут для помазанника крест, на который он взойдет, как в скинию. Так священник, помазанный маслом, помажет крест собственную кровью. Это росток избавления нашего. Священник же «машиах» (помазанный), читай (мошех) влекущий, как сказано: Влеки меня, мы побежим за тобою. Увлекая одного, увлечет за собой весь народ, к служению в Стране Избавления нашего. И там мы узнаем чем помазан каждый из нас и каков для нас суд, И что за печать поставила на нас правда. Как об этом у пророка: пройди посреди города

Прошу прощения за столь длинную цитату. Рабби Моше говорит нам несколько важных вещей сразу:

— помазание Коэна буквой «тав», подразумевает помазание крестом
— это напоминает Ицхака, который взял и понес дрова для жертвенника – мидраш говорит об этом: как распинаемый, несущий балку для распятия
— священник умирает на этом кресте и влечет нас это делать.

Пролитие его крови – начало нашего избавления
— у нас может быть разный суд, по словам пророка.

Перед тем, как попытаться все понять, или окончательно запутаться, обратимся к Пророку:

И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак (начерти тав) . А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего. И начали они с тех старейшин, которые были перед домом. И сказал им: оскверните дом, и наполните дворы убитыми, и выйдите. И вышли, и стали убивать в городе. (Иез 9)

Еще одно оступление, для тех, кому все еще не понятно:

Печать Всевышнего – ЭМЕТ. Это записывается буками אמת

Давайте посмотрим на самый- самый первый стих Торы

ברשית ברא אלהים

Я специально выделил последние буквы в первых трех словах «Вначале сотворил Бог». Те же самые три буквы, что и в слове ЭМЕТ, но немного в другом порядке. Во второй главе все уже исправлено

дел Своих, которые делал.

ברא אלהים לעשות

Здесь буквы в слове ЭМЕТ уже идут в правильном порядке. Потому, что человек пришел в мир, а Бог заранее предусмотрел человеку продвигаться к исправлению мира. Это человеческая задача, делать мир – миром истины. Чтобы на наш совместный с ним труд Всевышний мог наложить печать «ЭМЕТ».

И исходя из всего этого

Буква тав, которая и символизирует крест и является им стала обозначать конец исправления, или конец одного из этапов исправления:

Каин получил печать, как приговоренный грешник

Тамар — чуть было не получила такую же печать.

Те в Иерусалиме, кто скорбел о городе –получили печать чернильную

Те кто не скорбел – печать кровью

Крест может являться местом где священник умирает во искупление народа.

Те, кто хочет идти за ним тоже должны взять крест.

ПОДВОДЯ ИТОГ

В иудейской символике, крест существовал как символ задолго до прихода Машиаха. Поэтому, призыв Учителя «взять крест и следовать за ним» — так же понятен ученикам. И, хотя многие образы невозможно разобрать до конца, во всяком случае в рамах этой статьи – становитс понятным, что крест и орудие обличения нас и начало спасения нашего.

Я понимаю , что что-то все-же осталось непонятно.

Не расстраивайтесь, так и должно быть. Иудейский символизм очень сложный и совсем ни сразу и не всех пускает внутрь. Но с ним можно подружиться.

Ну и чтобы не заканчивать на непонятном

Помните бородатый анекдот из бани: «Вы, Моше, либо крестик снимите, либо трусы оденьте»?

Уже давно не актуально! Хотите увидеть ортодксального раввина с крестом? А главного раввина Израиля с крестом? – да вот пожалуйста:

Это самый первый из главных раввинов Израиля рабби Яков Меир (благословенна его память). Он не христианин, но он носит награды в форме креста и никто не бросает камни).

Кто же из православных христиан не слышал или тем более не знает про символическое распятие Спасителя, именуемое Голгофский Крест, данное изображение можно увидеть не только на церковной утвари, но и на обложках священных книг, а также на облачении монахов. Но священным этот символ считается не только для христиан, иудеи также признают крест и считают его святыней. Но если для христиан этот символ является главным символом, то крест у иудеев, прежде всего, символизирует возрождение Спасителя.

Однако не каждый знает значение креста для иудеев и что же обозначает надпись на нём. А, между прочим, данный крест иудеев или Голгофский крест представляет собой изображение креста и орудий Страстей горы Голгофы, а также головы Адама. Крест иудеев представляет собой образ важного события, произошедшего у стен древнего Иерусалима, но именно это событие навсегда изменило историю всех людей.

Ещё с древних времён повелось, что главное изображение занимает крест, а его начертание с древних времён известно каждому человеку христианской веры. Поэтому многие народы древности предпочитали изображать крест и использовать его в виде магического и защитного символа, а так же, как особенный знак бога. Значительно позже крест превратился из магического знака и символа Бога в предмет жестокости и очень мучительной казни.

Данный вид позорной и мученической казни на кресте впервые применился в древнем Риме, где с помощью распятия на кресте наказывали опасных преступников и беглых рабов. О том, что данное наказание действительно существовало, доказали археологи и исследователи древних катакомб Рима. В них они обнаружили зашифрованные изображения креста, в виде пересекающихся пальмовых веток, жаровни для пыток и буквенного сокращение имени Христа.

После римской империи данную символику стали использовать и другие страны, включая греков, а затем персов и в конце - египтян. Упоминание о казни на кресте есть во многих священных писаниях, включая священную Библию, именно в ней есть строчки, в которых содержится описание приказа царя Дария. В нём говорится, что каждый преступник, осмелившийся совершивший деяние против царя, храма и культа, будет распят на кресте.

Лишь только в триста двенадцатом году появилось незашифрованное изображение креста, данное изображение было нанесено на знамя Императором Константином, для того чтобы одержать победу над коварным врагом. История появления незашифрованного креста гласит, что во время сна императору явился Христос и повелел сделать изображение креста на знамении. Несмотря на то, что Император Константин не был христианином, он не посмел ослушаться наставления и в точности исполнил повеление Христа. Как только священный символ был нанесён на знамя, в небе тут же появился крест.

Сейчас иудеи так же, как и христиане, признают священный крест, но когда-то символика распятия и крест для иудеев являлся запрещенной тематикой. В отличие от тех же христиан, для которых символика распятия во все времена считалась особым спасением, но не для иудеев, для которых крест являлся символом страха, боли и ужаса. На протяжении веков иудеи ассоциировали крест со смертью, и гонениями. Все высказывания христиан относительно креста иудеи строго табуировали, не желая признавать верования и толкования христианского мира.

Но с приходом двадцатого века их взгляды изменились и то, во многом благодаря особому перевороту со сложными процессами и последующей интеграцией иудеев в жизнь совершенно чужого для них мира христиан. В результате такого переворота христианский крест стал для иудеев особенным и таким же важным и почитаемым символом.

Стоит, конечно, стоит креститься! - это я скажу в самом начале, чтобы мои вечно спешащие и нетерпеливые читатели знали, чего ожидать, и если они ждут другого ответа, чтобы не мучились, попусту глазоньки не портили и времени драгоценного не тратили.

Евреи относятся к крещению, как старые девы - или, скажем, радикальные феминистки к брачной ночи. Много про это слышали, и про радости, и про ужасы. Но установка - ни за что! Все, только не это. Как в рассказе про курицу, которая убегала от петуха и попала под грузовик. Увидела это старая дева и сказала: «Она предпочла умереть!»

Так и евреи - любят рассказывать о мучениках, которые предпочитали умереть, только бы не принять крещение. А были и такие, которые своих детей убивали, чтобы те не принимали веры Христовой. И тут вы ощущаете сходство с радикальным феминизмом, потому что для тех интимная близость с мужчиной - это измена высшему назначению женщины в их глазах, ее полной автономии.

Есть у старых дев свои радости. Есть свои радости и у евреев. Есть имитация богослужения, но ликования нет. А если посмотреть внимательно, то есть постоянная тоска от незавершенности. Вот в чем первая разница. У христиан есть один тяжелый тоскливый день в году - страстная пятница. Это день, когда долгожданный Мессия умер, и неизвестно, воскреснет ли. На смену приходит страстная суббота, когда обещанием воскресения вспыхивает Благодатный Огонь - но воскресения еще нет. Таковы все пятницы и субботы у евреев. Мессии нет, и неизвестно, когда будет. Писем не шлет и не звонит. У христиан им на смену приходит восьмой день недели - воскресение. Христос воскрес и вернулся к нам. У евреев неделя начинается по-новой - будни, тоска, практические дела, чтобы к концу недели снова оказаться в состоянии ожидания и несбывшихся надежд.

И Мессии разные. У евреев национальный герой, который возвеличит царство Израиля и возобновит богослужение в Иерусалиме в храме. Снова начнут резать телят. У христиан храм уже восстановлен - это тело воскресшего Христа. Вместо бойни телят - у нас наше причастие. Поэтому нет печали, есть только радость.

Наш Христос - заботится не обо всем Израиле, но о каждом из нас. Он не герой, он Бог. Только Бог может спасти. А национальный герой - это из области государственного строительства. Возвеличение земных царств - вообще не задача для христиан qua христиан. Так что и тут нет пустых ожиданий.

Зачем он нужен, еврейский Мессия? Вообще не нужен - если вы не оголтелый еврейский националист. Ведь он ничего отдельному человеку не даст - разве что сто рабов-гоев, если вы - правоверный еврей. А Христос - спасает нас от греха, дает радость, приводит к Богу.

Иудаизм - вера коллективная, единица что - единица ноль. Христианская вера - в ней есть и коллектив, церковь, но есть и личность. Есть радость покаяния, исповедь, очищение - это радость одиночки.

А вот радость коллективная - это радость общения с народом. Не только с евреями, которые всюду в меньшинстве, а там, где в большинстве - от этого мало радости. Вы увидите, как меняется ваше отношение к людям. Общее причастие разрушает стену недоверия и враждебности. Вы сможете - в Израиле - свободно молиться и причащаться с палестинцами. Они вам больше не будут врагами, а возлюбленными братьями и сестрами. Вам не будет нужно отдельное еврейское государство, чтобы избежать общества не-евреев. И в России, и в любой другой христианской стране - не надо вам ехать на край света в поисках синагоги, не надо проходить через охрану и показывать сумочку или выворачивать карманы. Церковь рядом с домом найдется всегда. Да и верующие - посимпатичнее, попроще, социально ближе.

Это если вы не банкир, не олигарх. А банкиру и олигарху, наверное, проще оставаться евреем - христианская вера не одобряет лихвы. Выбор, конечно, есть и и у олигарха, но проще верблюду пройти, как мы знаем, через игольное ушко (есть такие узкие ворота в Иерусалиме), чем олигарху душу спасти. Но верблюд может пройти сквозь Ушко, и богатый человек тоже может спастись. Нет ни социального, ни биологического детерминизма.

Открыть для себя Христа - сказочный момент в жизни. Японцы это называют сатори, а мы - Богоявление. Когда вам явится Бог, или вы предстанете перед Ним, то испытаете ощущение такой силы, что все прочие померкнут.

Были времена, когда еврей, приходя к Христу, расставался со всеми своими близкими, друзьями, родными. И сейчас с многими приходится расстаться, но не со всеми. Так много евреев пришло к Христу в последние годы, что евреи к этому подпривыкли и волосы на себе не рвут, траур не надевают, в ужас не приходят. Гонения? Ну, не такие они страшные, чтоб стоило задумываться.

Надо только идти до конца, не тормозить. Тормоза придумал трус. Бывает, что евреи тормозят, стараются усидеть на двух стульях. Мы, мол, и христиане, и евреи, дважды избранные. Я с такими сталкивался. Думаю, что это и неверно по сути, и вредно для души - если это не просто тактика миссионера. Мы становимся бывшими евреями - такими же христианами, как и наши новообретенные братья и сестры по вере, не больше и не меньше.

Для живущих в России евреев приход к Христу позволит и совпасть по фазе с русским народом, который сейчас переживает огромный духовный подъем. Остающиеся при своей старой вере - или безверии - евреи продолжают бороться с Христом, и вредят не только другим, но и свою душу губят.

Если до революции крестившихся евреев подозревали в крещении ради выгоды, то сегодня в этом нет корысти - но есть польза для души. А потери невелики - несколько ненужных знакомых, и некоторые атавизмы. История показывает, что лучшие из евреев обычно приходят к Христу. Дети самых известных евреев - Теодора Герцля, Моисея Монтефиоре - крестились. Крещение открывает сердце и душу. Не случайно русские поэты еврейского происхождения, имена которых на слуху, Пастернак, Мандельштам, Бродский - все были крещены. Еврейская вера - а не еврейская кровь - мешает творческому порыву. Людей надо любить, а иудаизм учит, что любить надо только евреев.

Теодор Герцль, основатель политического сионизма, хотел крестить евреев, как в свое время Владимир крестил киевлян. Возможно, и до этого дело дойдет, но пока - купель это личный подвиг. И личная большая радость. Я помню ощущение воды и елея, запах мирры, выход из храма под звон колоколов, сияние иерусалимского солнца - за такое счастье все отдай, и не жалко. Для человека с живой душой крещение - чудо. А человеку с мертвой душой скажу - Христос воскресил мертвого Лазаря, уже тронутого тлением. Он может воскресить и твою мертвую душу.

Иерусалим - это излюбленное место верующих всего мира. Ежегодно миллионы паломников посещают Святую Землю, чтобы поклониться святым местам, помолиться о здоровье своих близких, вымолить грехи и просто побывать там, где два тысячелетия тому назад был Иисус Христос. В Иерусалиме очень много знаковых мест и святынь, которые собирают возле себя людей с разных уголков мира. Все они надеются вымолить прощение за свои ошибки и получить благословение Господне.

Самым главным местом для поклонения является на месте которой когда-то был богат святыми местами, но это основное из них. Построена церковь была еще царем Соломоном, но история ее довольно трагична. Она страдала то от завоевателей, то от пожаров. Первый Храм был разрушен до основания, но в скором времени на его месте был построен Второй Храм. Возведенное сооружение значительно уступало по красоте первоначальной постройке, но все же почиталось всеми верующими людьми. Отстроенная святыня была сожжена дотла во время Иудейской войны. Все, что осталось до наших дней - это стена, к которой сходятся верующие, чтобы попросить помощи у Господа.

Побывав на Святой Земле, нельзя возвращаться домой с пустыми руками. Здесь на каждом шагу предлагается огромное количество сувениров: иконы, крестики, браслеты, брелоки, четки, красные нити, ханукии и еще много чего. Но туристов больше всего интересует иерусалимский крест. Можно купить крестик из золота или другого металла. Он станет настоящим оберегом и талисманом, охраняющим своего владельца от бед.

Иерусалимский крест состоит из одного большого креста и четырех маленьких. Существует несколько его обозначений. Согласно одному из них, он символизирует Иисуса Христа и его четырех апостолов, написавших четыре Евангелия. Есть предположение, что этот символ обозначает самого Иисуса и четыре раны, полученные им при распятии. Существует еще и третья версия, согласно которой Иерусалимский крест - это символ распятия и четырех гвоздей, найденных на Святой Земле.

Очень часто этот символ путают с крестом крестоносцев, но они совершенно разные. Символ крестоносцев выглядит как красный равносторонний крест на белом фоне. Его носили при всех Считается, что Иерусалимский крест является знаком гроба Иисуса. Этот орден существует и в наше время. Он сотрудничает с католической церковью, сохраняет верность Папе, способствует распространению и укреплению католической веры.

Иерусалимский крест используется не только в виде украшения. Его очень часто можно увидеть на покрывалах на алтаре. Также он изображен на флаге Грузии. Хоть этот символ и един, но существует несколько его модификаций, которые являются символами различных духовных и военно-монашеских орденов, в том числе ордена Гроба Господня и ордена тамплиеров (Храма Соломона).

Этот крест принято считать символом первых христиан, поэтому он способствует объединению всех христианских церквей. Может, именно поэтому он изображен в виде мозаики на надгробии лидера группы Гражданская Оборона, Егора Летова. Он почитал этот символ, называя его Принято считать, что Иерусалимский крест защищает от невзгод, дарует умиротворение. А еще многие европейские наградные ордена имеют такую форму. Возможно, такая традиция дошла до нас со времен крестовых походов, когда рыцари возвращались с Востока с такими отличительными знаками.