Как научить ребенка дружить с другими детьми и защищать себя — отвечает психолог. Детская дружба и проблемы общения со сверстниками

Раньше воспитание детей аж до совершеннолетия строилось по «иерархическому» принципу – от ребенка требовалось послушание, выполнение родительских требований и почитание родителей. Ребенок воспринимался исключительно как «подчиненный». А сейчас все больше психологов и педагогов начинают смотреть на детей как на равных – только маленьких и менее опытных. И вместо «командного» метода воспитания родителям предлагается… дружба с ребенком! Как подружиться со своим ребенком и каковы пределы для этой дружбы – рассказывает сайт сайт.

Стоит ли дружить со своим ребенком?

Чем младше ребенок, тем сильнее его привязанность к матери . Многие мамы сами говорят «Я для своего ребенка лучший друг!» — в каком-то смысле, это и впрямь так: малыш с мамой и играет, и общается, и доверяет ей — она для него действительно целый мир!

Но все же, дружбой на равных это не назовешь : ребенка надо воспитывать, иногда в чем-то ограничивать родительской властью, он зависим от родителей, к тому же уж очень велика пропасть в жизненном опыте, интеллекте и т.д. между малышом и взрослым человеком – взрослый неизбежно общается с ребенком «на корточках», и малыш это чувствует.

Но вот когда ребенок растет , неизбежно происходит следующее: с одной стороны, «пропасть» в интеллекте сокращается, он взрослеет и умнеет, с ним можно гораздо интереснее общаться, он больше поймет и т.д.

А с другой – он отдаляется от родителей и ищет дружбы с ровесниками , начиная понимать, что дружба с мамой вроде как «понарошку» . Вот совместные игры, а вот мама говорит «Хватит бездельничать, а ну марш за уроки!»; вот задушевная беседа о проблемах в школе, а вот наказание за полученную двойку, и т.д.

А кому же такой «друг» нужен, который сначала «дружит», а потом воспитывает, наказывает, заставляет, поучает и т.д., причем зачастую используя полученные в порыве детской искренности сведения? Логично, что ребенок (тем более, подросток) в своих отношениях с родителями никакого равенства и приятельской искренности не ищет!

Родителей это отдаление обычно пугает и удивляет, они начинают ломать голову над тем, «почему это он вдруг стал такой замкнутый, и вообще слова ему не скажи, и поговорить с нами не хочет, и все время только со своими приятелями», и т.д. И вот мамы и папы начинают думать, куда же делать былая идиллия и как подружиться со своим ребенком заново ?

Зачем родителям дружить со своим ребенком?

Но… прежде чем, думать, как дружить с ребенком, родителям нужно четко понять, зачем вообще им нужны такие взаимоотношения с ним? Полезна ли, хороша ли эта дружба для самого ребенка ? Ведь мотивы такой дружбы для родителей бывают разные – в том числе те, которые решают лишь какие-то родительские проблемы!

  • Так легче «держать руку на пульсе» жизни ребенка . Да. Если ребенок доверяет и все рассказывает, мама узнает многое! Но… если это единственная причина, доверие ребенка очень быстро улетучится и дружбы не выйдет – потому как он, взрослея, будет видеть, что реакция родителей на откровенность – поучения или даже наказания. Если все же стремишься к дружбе ради искренности ребенка – постарайся не превращать выслушивание добровольных детских откровений в тотальный контроль и принуждение к «исповедям» , тем более не карай за рассказанное им! Ведь ребенок, рассказывая о своих проблемах, ждет не осуждения, а поддержки – или нотацию он воспримет просто как предательство!
  • С позиции друга можно пояснить многое , что не будет воспринято ребенком в форме родительской нотации! Это действительно так – если сумеешь в реальности найти нужный тон и избежать указаний, морализаторства и т.д. Потому как нотация, приправленная ремарками «ну я же тебе друг, плохого не посоветую, делай как я сказала!» — все равно нотация….
  • «Пусть лучше дружит со мной – авось не свяжется с плохой компанией!» . Хотя на самом деле даже самая замечательная мама никогда не заменит сверстников – ее роль для ребенка другая! Максимум что выйдет из такой попытки подружиться со своим ребенком – классический «маменькин сынок» .
  • «Я его знаю как никто !». Уважаемые мамы, сайт сайт должен вас огорчить: если вы помните, как меняли памперсы своему крохе – это еще не значит, что вы знаете все порывы души 13-15-летнего ! А даже если каким-то образом знаете – совсем не факт, что сам ребенок хочет, чтобы они были вам столь досконально известны! В конце концов, действительно есть множество моментов, которые маме знать не обязательно – стихи, посвящаемые девочке из параллельного класса, попытка выкурить сигарету, закончившаяся головокружением, и т.д.! Да и дружба – это не возможность «лезть в душу», а лишь возможность выслушать то, что ребенок сам хочет рассказать!
  • «Он вырастет и бросит меня в старости в одиночестве ! Нужно подружиться со своим ребенком уже сейчас!». Мамы иногда не формулируют с полной откровенностью этот мотив даже для себя – потому что всем матерям в глубине души хочется подольше задержать ребенка рядом с собой , продлить его детскую роль и не отпускать во взрослую жизнь. Да, это здорово, когда общение со взрослыми детьми действительно является дружбой двух взрослых людей, на равных – и так бывает! Но для этого нужно решить очень сложную задачу – вовремя перестать видеть в ребенке… ребенка! Жизнь показывает, что те дети, которых «передержали на коротком поводке», редко дружат с родителями во взрослом возрасте : уважают, помогают, но… не дружат! Потому что также не могут увидеть в родителе равного себе взрослого…

Как подружиться со своим ребенком?

Но все же, как дружить со своим ребенком? Ведь все же здорово, когда мама – мудрый взрослый друг, а не «цербер» !

Вот и подумайте (вспомните себя в детстве!) – а каким должен быть взрослый, чтобы с ним хотелось дружить ? Например:

  • Неидеальным. Как же дружить, если ты сам ошибаешься, сомневаешься, чего-то не знаешь – а друг-мама всегда являет собою непогрешимый идеал? Ну как рассказать такой «подружке», что тебя недолюбливает училка по физике, и сама физика «темный лес», если в ответ получишь: «А вот у меня по физике были только пятерки! Значит, ты ленишься, вот и не понимаешь ничего!»?
  • Неравнодушным. Чтобы можно было рассказать то, что действительно волнует, и получить совет, мнение, поддержку, а не «Ерунда эти твои влюбленности в 11 лет! Лучше б учебу подтянул!».
  • Не судящим. Это сложнее всего, если хочешь подружиться со своим ребенком! Но ведь если ребенок что-то рассказывает – он делает это не затем, чтобы ему сказали, «хороший» он или «плохой» — скорее всего, он и так прекрасно знает, как оценивается его поведение в том или ином случае! Откровенничая, он ищет в родителях не судей, а поддержку (может даже молчаливую!)!
  • Интересующимся, современным. Недаром же говорят, что молодым мамам легче поддерживать дружеские отношения с детьми – именно в силу меньшего разрыва в возрасте. Но дело не так в самом возрасте, как в отношении к жизни – если родитель готов вместе с ребенком чем-то увлекаться, интересоваться, не проявлять заскорузлости и «штампов» в оценках – это здорово! Хочешь подружиться с ребенком – попробуй вместе с ним пройти компьютерную игру, послушать новый альбом какого-нибудь подросткового кумира и найти в нем хоть какие-то плюсы, вместе накрасить ногти в один модный цвет, и т.д.
  • Не использующим доверие ребенка. Советуйся с ребенком и предупреждай его о своих действиях, если решаешь как-то вмешаться в то, чем ребенок поделился! Не иди в школу беседовать с учителями, не сказав об этом ребенку, если он поделился проблемами с успеваемостью; не рассказывай папе-бабушке-дедушке, что дочка по уши влюбилась в одноклассника, если подозреваешь, что семейство будет неделю подкалывать «джульетту» на тему: «о какая ты у нас невеста, кушай суп, а то Петрову так и не понравишься!», и т.д.
  • Не требующим полной откровенности, не контролирующим. Дружба и контроль – вообще понятия-антиподы! Чтобы дружить со своим ребенком, нужно смириться с тем, что, чем он старше, тем меньше он захочет рассказывать, — но тем важнее то, что рассказывается!

Дружба со своим ребенком – очень шаткая конструкция. С одной стороны, даже самая либеральная мать никогда не сможет стать только другом, и это нормально! С другой – как бы тебе ни хотелось контролировать, управлять, внушать, назидать – иногда лучше просто дружить!

Копирование этой статьи запрещено!

«Мы с сыном - лучшие друзья», «Мама - моя лучшая подружка»… Что скрывается за этими фразами - свидетельство педагогической состоятельности родителей, или травмы, полученные ребенком в детстве?

Начнем с того, что дружить с детьми было не принято, нигде и никогда. Дети всегда находились в семейной иерархии ниже родителей - беспрекословное подчинение, послушание и почитание, ну, во всяком случае, в теории. На практике, конечно, случались и самые экстремальные варианты антиродительских бунтов, но дружить с родителями? Дружат с равными!

Знак равенства поставил двадцатый век. Его катаклизмы столь основательно перетряхнули общественные устои, что, кажется, никаких различий не осталось вовсе - нигде и ни у кого. Женщины добились равенства с мужчинами, негры - с белыми, евреи - вообще со всеми, инвалиды со здоровыми, люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией - с теми, чья личная жизнь протекает самым что ни на есть традиционным образом. А дети? Почему они должны быть ущемлены по сравнению с взрослыми? У них должны быть права (и побольше!) и свободы (а куда без этого?)

Не касаясь социальной стороны вопроса, поскольку дискутировать о пользе и вреде ювенальной юстиции можно практически бесконечно, нужно отметить, что на самом начальном уровне, на уровне детско-родительских отношений, эта установка на равенство уже наделала немало вреда.

Что отличает наши отношения с друзьями? Что мы вкладываем в понятие «настоящий друг»? Это человек, который нам интересен, которому мы всегда готовы прийти на помощь, выслушать его, утешить, поддержать морально и, порой, материально, не навязывая при этом своего мнения. Друг ли вы своим детям? Да, безусловно. Но дружба не бывает односторонней, значит и дети должны стать друзьями вам…

Что это означает на практике? Отсутствие цензуры! К примеру, привлечение детей на «общий совет» по поводу распределения семейного бюджета. А что, пусть ребенок знает, сколько зарабатывают родители, пусть умерит свои потребности, раз семья переживает финансовые трудности - разве не это воспитывает правильное отношение к деньгам? Точнее сказать - это воспитывает финансовые неврозы!

Ребенок не имеет собственных доходов, не может существенно сократить свои расходы (признайте, экономия на жвачке и мороженом не спасет семейный бюджет…), зато получает порцию информации, которую никак не может переработать в реальные действия.

Там, где родители могут что-то предпринять (найти другую работу, взять кредит, занять деньги у друзей) ребенку не остается ничего иного, как впасть в состояние жестокой фрустрации.

Поверьте, известие о том, что «если дела так и дальше пойдут, то весь наш бизнес схлопнется и мы окажемся на улице» только добавит ему ощущения тревоги и беспомощности. Поделать с этим он ничего не сможет, а переживать будет.

А вам, вдобавок к рабочим неприятностям, придется еще заниматься детской бессонницей, мигренями и гастритами, не говоря уж о том, что придется вплотную заняться его школьными (садиковскими) проблемами - до учебы ли тут, когда вот-вот разразится катастрофа?

А личная жизнь? Казалось бы, нет ничего очевиднее аксиомы «не ссорьтесь при детях». Так нет же, сил сдержаться нет никаких! Но, что еще хуже, мы вовлекаем ребенка в свои споры, поясняя, как и в чем неправ папа/мама. Ребенок оказывается в ситуации, когда ему просто приходится делать выбор - мама или папа? С кем дружить - с ним или с ней? Вы вот сами попробуйте сделать выбор - правая нога или левая? Левая? Пните ее! Больно? Причем болят обе ноги, и обе - у вас? Удивительно, не правда ли?

Но уж совсем драматичной становится ситуация в случае расставания родителей. Если до этого их интимная жизнь для ребенка «не существовала», была табуированной темой не только для обсуждений, но даже для размышлений, то теперь она невольно оказывается вывернута на изнанку перед ребенком-другом, который внезапно с изумлением обнаруживает, что его мама (папа) - это еще и сексуальный объект, к которому, оказывается, можно испытывать самые нескромные желания.

Со стороны родителей все выглядит как милое щебетание - сперва обсудили мальчиков-одноклассников, затем перешли на маминых кавалеров, как подружки! Со стороны ребенка это выглядит как форменное изнасилование - ни один ребенок не нуждается в том, чтобы его возили носом по родительской постели… Потом не удивляйтесь, что выросший ребенок не сможет построить собственные отношения - он приобрел к ним отвращение еще в тот самый момент, когда вы мило щебетали «как подружки».

Будьте ребенку родителем, а не другом, потому что вы родитель, а не друг. Это, конечно, тоже дружба, но только односторонняя - вы ему друг, а он вам - ребенок! А настоящая дружба между детьми и родителями, она возможна? Конечно, только дождитесь по крайней мере того момента, когда у ваших детей появятся собственные дети.

«Мы с мамой - лучшие подружки». «У нас всегда были очень близкие и дружеские отношения с родителями». «Пожалуй, только мама понимает меня». Это ли не счастье? Только вот почему люди, которые произносят эти слова у меня в кабинете, как правило, пребывают в глубокой депрессии, они совершенно обесточены, у них нет сил, чтобы жить? А еще их беспокоят отношения с детьми - своими собственными. Им кажется, что они неправильные.

«МИР ПОХОЖ НА ЦВЕТНОЙ ЛУГ, ЕСЛИ РЯДОМ С ТОБОЙ ДРУГ!»

Когда мне исполнилось 12 лет, мама часто плакала, жаловалась мне на отца. Я ужасно ей сочувствовала, жалела, старалась побольше помогать по дому. Стала грубить отцу - ведь он делает маме больно. А потом у нее появился любовник. Я такого слова тогда не знала, мама объяснила, что это ее друг, но папе не нравятся друзья-мужчины, поэтому надо хранить тайну, не рассказывать папе о звонках. Зато я должна была передавать маме «секретные послания» от друга. Это было лестно, я гордилась маминым доверием, никому-никому не рассказывала. В этом была какая-то особая близость: вот мы, две подружки, шепчемся о мальчиках. Мама стала брать меня с собой на прогулки - а раньше никогда.

Потом мама решила от папы уйти. Ей было очень тяжело и трудно, а папа просто был на грани самоубийства. А я металась между ними: прикрывала маму, старалась утешать папу.

Эта взрослая женщина уже много лет лечится от депрессии. У нее не складываются отношения с мужчинами, она никому не доверяет. И совсем не умеет защищать себя, выражать гнев, отстаивать свои интересы. В общем и целом картина сильно смахивает на непереработанную травму. Но кто обидел эту девочку? Ведь мама с ней хорошо обращалась, любила, не обижала, дружила с ней.

Хорошо, когда ребенок говорит: мамочка мой лучший друг, ей можно все-все рассказать, она всегда выслушает, подскажет, утешит. Грамотная мамочка еще и объяснит, что с ним происходит, назовет смутные и непонятные бури в душе какими-нибудь умными словами, о гормональных перепадах расскажет. Разрушительно, когда мама делает из ребенка контейнер для себя: грузит в него (чаще - в нее) свои тайны, горести и болячки. Делится своими проблемами, в том числе сексуальными.

Ушедший много лет назад в другую семью отец общается с дочерью-подростком: рассказывает ей о своих трудностях с новой женой, посвящает в тайну отношений с любовницей, плачется и жалуется. Что чувствует девочка? Что ее практически изнасиловали. Она не хочет знать об амурных похождениях отца, ей не нужна такая откровенность. Это нарушает ее внутренние границы. Она говорит, что сама бы хотела рассказывать отцу о себе, ей хочется, чтобы он ее выслушал, дал совет, поддержал. Вместо этого, ей приходится утешать его самого, сочувствовать взрослому человеку, периодически прощать его «косяки» и входить в положение. То есть делать для него ту работу, которую в норме делают хорошие родители для своих детей.

Разрушительно именно нарушение иерархии. Фактически, посвящая дочь в подробности своих отношений с другими женщинами, родитель делает ребенка своим соучастником. В том числе - соучастником сексуальным. То есть мы видим самый натуральный инцест. Пусть и психологический.

В голове у ребенка возникает путаница ролей: он ребенок, который вырастет и заведет свою семью, или партнер своего родителя?

«А КТО У НАС МУЖ?»

Семья - это система, конструкция. У нее есть границы, законы и правила, известны роли. Задача родителей - кормить, защищать, воспитывать, устанавливать пресловутые правила. Задача детей - слушаться, расти, продолжать род, бодаться с предками и идти дальше. Что происходит, если эта система переворачивается с ног на голову?

Если родитель открывает ребенку душу, он тем самым вытаскивает ребенка из подсистемы «дети» и помещает в подсистему «взрослые, партнеры, равные». В отношениях двух сексуальных партнеров, каковыми являются родители в семье, появляется третий участник - ребенок. Его досрочно вводят во взрослую жизнь, его интимность нарушена, в душе сумятица и хаос.

Как ни странно, «менее» губительно, когда родитель просит ребенка не рассказывать о заначках, покупках в кредит. Опять же под флагом «мы с тобой друзья, а у них могут быть свои маленькие секреты». Поэтому ты не говори папе, сколько стоили эти сапожки, не надо его расстраивать. А ты не говори маме, что я на гаишника налетел и все деньги ему отдал, потому что поддатый был.

Деньги - это и символ власти в семье, зрелости, и, если ребенку вручают этот символ раньше времени, до того как накопится его собственный опыт, это по меньшей мере странно. Суть от этого не меняется: ребенок переходит от детской роли к взрослой, что путает его внутренние настройки и мешает расти.

ПОКОЛЕНИЯ «ПЕПСИ» И ХИППИ

Давайте рассмотрим идею дружбы с детьми через призму поколений.

Те, кому сейчас 50 - 60 лет, - послевоенные дети. Какими были их отношения с родителями? Чаще всего - никакими. Родители работали день и ночь, у многих не было отцов, воспитанием занимались школа и общественные организации. Нам трудно сейчас это представить, но матери были вынуждены выходить на работу через месяц после рождения ребенка, которого отдавали в ясли или на пятидневку. Самая что ни на есть тяжелейшая травма ранней депривации, привязанностей почти нет, один долг и обязанности.

Это поколение - будущие шестидесятники - так и остались подростками: творческие, талантливые, первооткрыватели. Очень мало у кого из них были по-настоящему близкие, доверительные отношения с родителями. Они следили, чтобы сын не пошел по плохой дорожке, чтобы дочка не «принесла в подоле», на большее их просто не хватало. Ни о какой детской психологии не было и речи, давили авторитетом, нажимали и наказывали.

И тогда представители того поколения решили, что со своими детьми они будут обращаться совсем иначе. Они будут их везде брать с собой, водить в походы и на выставки, любить изо всех сил, всегда будут рядом и никогда не бросят. Никогда. Даже если дети будут отбиваться руками и ногами и кричать: «Пусти, больно!»

А самое главное - они с детьми дружат. Участвуют в их тусовках, велят называть на «ты» и по имени, никогда не закрывают дверь в свою комнату (и ребенку запрещают), хотят быть в курсе всего, что с ребенком происходит. Это, конечно, очень приятно, когда ребенку лет 5 - 7. Но когда подросток не имеет возможности побыть один, когда мама или папа без стука входят в его комнату, когда…

Когда его границы постоянно проламываются и нарушаются. И возмутиться нельзя - ведь «мы же друзья, мы же тебя так любим». Очень трудно отстаивать себя, когда напротив не враги, а друзья.

Помните, в первой части «Гарри Поттера» Дамблдор награждает в конце Гарри, Рона, Гермиону за проявленное мужество, ум, находчивость и верность. А потом дает решающие 10 баллов Невиллу Долгопупсу: «Мы знаем, сколько отваги нужно, чтобы противостоять врагу. Но еще большее мужество необходимо, чтобы спорить с другом».

Мы видим похожую ситуацию и Европе и Америке: после поколения хиппи, с их идеей всеобщего братства, «секс-наркотики-рок-н-ролл», «долой законы, да здравствует свободная любовь!», появилось поколение яппи: ханжеское, утрированно законопослушное, гиперответственное.

Семья выполняет множество важных функций, и безопасность - первейшая из них. Но если в поколениях до- и послевоенных безопасность требовалась в первую очередь физическая (защитить от врага, спасти от голодной смерти, уберечь от нападения), то у «внуков войны» на первый план вышла безопасность психологическая: отстоять границы своей личности, не позволить себя сломить морально.

А дружба - это отсутствие всех границ между людьми. Это «мы с тобой едины», «у нас все общее», никаких тайн, никаких секретов друг от друга.

Только взрослый и ребенок стоят на разных уровнях. И тайна, выплаканная ночью ближайшей подруге, сближает или разводит равных людей. А ребенок - не равный.

ТАЙНА, ПОКРЫТАЯ МРАКОМ

Судя по всему, реальный урон наносят именно тайны. Волшебное, теплое чувство близости и доверия вызывают совместные занятия родителя с ребенком чем угодно: ловить рыбу, шить кукол, ходить в походы. Даже совместное делание маникюра не навредит.

А что наносит? Включение ребенка в сексуальную жизнь родителей. Даже в виде сна в общей постели, потому что маме иначе страшно и холодно. И когда папа знакомит детей с каждой своей новой спутницей - он так или иначе демонстрирует детям часть своей интимной жизни.

Дети имеют право не знать о том, что их напрямую не касается. Не стоит навязывать им сведения о том, как протекает взрослая часть жизни. Дружба - это отношения равных.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Всем нам хочется, чтобы наш карапуз рос в окружении мира и тепла. Хочется, чтобы у него было много настоящих друзей, ведь с ними любые жизненные трудности станут легче. Но он чурается других ребятишек, часто играется сам, упрямо не желает делиться с детьми игрушками. Как научить ребенка дружить с другими детьми и общаться, ведь это необходимо для его полноценной жизни.

Некоторые родители считают, что таким понятиям как дружба их чадо научится само. Нет, не научится, потому что дружба такая же моральная ценность как доброта, сострадание, понимание. Этому ребенок учится, глядя на родителей и если вы вовремя не обратите внимание, ему будет трудно социально адаптироваться. Например, подумайте: в вашей семье рождается еще малютка. Вы думаете, ваш первый малыш поймет ваши слова, что это братик/сестричка и он их должен любить. Для него это конкурент, который отнимает внимание всех тех, кто любит его, малыша.

Нам кажется забавным, когда он повторяет какие-то слова или наши действия. Но также он впитывает и то, что вокруг вас.

Если вы не приглашаете своих друзей, не ходите в гости, на какие-то мероприятия и праздники сидите дома в одиночестве, то и ребенок будет инстинктивно стремиться к такому же образу жизни.

Обратите внимание на качества, которые проявляет малыш и ваши собственные. Если папа или мама по складу тихони, то с максимальной долей вероятностей и малыш будет такой же. Здесь вы должны выстраивать свою политику к ребенку соответствующе. Из тихони не получится лидер и заводила, он всегда будет немного отстраненным от общих шалостей. И ваша задача: не сломать его, не заставить, а сделать чуть ближе к другим ребятам, научить общаться. Не путайте ситуации, когда ребенок просто демонстрирует эгоизм в играх с другими:


С этой чертой нужно бороться чуть иначе, об этом речь ниже.

Характер вашего ребенка

Важно не просто как научить ребенка делиться своим, а то, чтобы он делал это с открытой душой и самостоятельно.

Учить на примере поделись с мамой/папой не работает, потому что родители и те, кого малыш часто видит в доме для него равны самому себе. А с самим собой он охотно поделится и игрушками, и конфетами. Но все, что за пределами — чужое. И важно научить его принимать это чужое как часть его жизни.

Родители, обязательно учитывайте тип характера малыша.

Есть такие понятия как интроверт и экстраверт . Это научные определения, характеризующие темперамент. Первый тип — это обычный флегматик, который по природе склонен быть на вторых ролях. Ему хорошо только в ограниченном кругу, который он выберет самостоятельно. У такого ребенка не будет много друзей, они просто ему не нужны. Ваша задача: помочь ему самому выбрать свой круг, знакомя его индивидуально с другими ребятами.

Экстраверт почти всегда лидер, активный, подвижный, иной раз чрезмерно общительный. Такому ребенку важно общение и он склонен постоянно расширять круг друзей. Здесь родители должны следить за тем, чтобы малыш не путал людей и игрушки. Потому что он легко бросает «старых» друзей и заводит других. Обращайте внимание на это своим примером и примерами уже из жизни самого ребенка. Например: «Витя, ты уже не дружишь с Леной, а ведь она, помнишь, делилась с тобой конфетами/игрушками». Так вы научите малыша общаться, дружить и ценить отношения.

Роль запретов. Участие в жизни ребенка

Как научить ребенка делиться игрушками и вообще социально адаптировать, если некоторые родители так трясутся над своим чадом, что запрещают ему почти все:

  • нельзя в песочницу, там грязно;
  • нельзя на горку, упадешь;
  • нельзя лазить по деревьям, разобьешься;
  • нельзя приглашать в гости, будете шуметь;
  • нельзя самому ходить в гости, мало ли что;
  • не дружить с «плохими» детьми.

Если вы узнали себя в таких запретах, срочно исправляйте ситуацию. В семье с постоянными запретами ребенок не вырастет общительным, даже будь он сто раз экстравертом.

Поймите, что ребенок обязан падать, пачкаться, валяться в снегу, песке и даже разбивать нос с коленками .

Ребенок не играет с другими детьми потому, что боится нарушить какой-то ваш запрет. Смените модель поведения, станьте сами инициатором детских игр и шалостей.

Приглашайте в дом друзей ребенка, поощряйте его, когда он приводит кого-то поиграть дома. Не заставляйте его насильно дружить или не дружить с конкретным ребенком! Это дети, здесь они сами разберутся. Необходимо выслушивать малыша, спрашивать о его походе к гости: что там было, с кем виделся, с кем познакомился, во что играли.

Не забывайте о роли книг и полезных фильмов о любви и дружбе. Выбирайте те, которые он поймет, где отчетливо показана дружба и для чего она. После прочтения или после просмотра обсудите это. Пусть малыш вам расскажет, что именно он понял, что ему понравилось.

Учим ребенка не жадничать

Мы все от рождения эгоистичные, чувство собственника заложено в нас изначально. Сначала «игрушки только мои», потом «мама только моя». К взрослой жизни у нас уже может сформироваться внутри натуральный феодал современности, для которого уже люди его личные игрушки и собственность.

Иногда ребенок не хочет играть с другими детьми именно потому, что ребята начинают просить его игрушки. Маленький эгоист будет защищать их, при этом сам может быть не против поиграть игрушками ребят. Родители должны на примере показать, как научить ребенка делиться. Здесь подойдут и домашние примеры.

Наверняка у вас есть что-то, чем любит играть малыш: у девочек это обычно мамина бижутерия или косметика, у мальчиков папин молоток или стамеска. Смоделируйте ситуацию, чтобы ребенок попросил у вас это и скажите: «Я не дам тебе бусики, ты же жадная, не дала Даше поиграть мишкой».

Сначала, возможно, малыш надуется и откажется общаться. Не уступайте, сидите и сами играйте с бусами. Если ребенок не сдается, предложите обмен, он охотно согласится. Затем такую же модель поведения пробуйте закрепить при прогулках. Если он не отдает свою игрушку, напомните бусы и сам обмен. Малыш быстро поймет, что дружба полезна и не стоит жадничать.

Другая модель: пожалеть другого ребенка без игрушек. В каждом дворе найдется такой, у которого мало игрушек или вообще их нет. Может, он их не выносит из дома или еще какая-то причина. Главное, что их нет в руках. Сыграйте на этом: «Витя, смотри какой бедный малыш, у него совсем нет игрушек. Тебе его не жалко?» Не пытайтесь сразу принудить отдать свою игрушку или поиграть с этим малышом. Сначала ваш ребенок должен почувствовать что-то к нему.

Иногда попадается возможность использовать третью модель: проявить благородство самому ребенку. Например, на улице или в песочнице плачет другой малыш. Спросите своего ребенка как бы он утешил. Направьте, только не навязчиво, на мысль, что надо подойти и предложить поиграть его игрушкой. Это поможет научиться общаться и с незнакомыми людьми.

Конфликтная ситуация

Нередко дети дерутся между собой из-за игрушек, куличиков, места в песочнице. Для малышей эти мелочи составляют пока их жизнь и потому они им важны. Подойдите к решению детского конфликта серьезно. Иногда именно одна такая ситуация становится причиной того, что ребенок потом ни с кем не хочет дружить. Например, дети ругаются из-за того чья очередь играть.

Дети любого взрослого человека воспринимают как высшую силу и главного арбитра.

Будьте справедливы, как бы вы не любили свое чадо. Ведь если вы будете поддерживать его тогда, когда он неправ, это станет его привычкой. Всегда разъясняйте, где он ошибся и почему надо поступать так, а не наоборот.

То, что вы заложите сейчас, потом не исправить. Поэтому придавайте внимание конфликтам сразу, учите малыша правильному поведению и справедливому отношению. Все дети без исключения в любом возрасте острее всего не приемлют несправедливость.

Как избавиться от растяжек после родов?

Благодаря таким навыкам как коммуникабельность и дружелюбность ребенок развивается физически и интеллектуально. Нет ничего важнее – так он может себя почувствовать «в стае». Новые дети – это источники новых впечатлений, хороших и не очень привычек, новых увлечений и интересов. Только благодаря общению с детьми ребенок приходит с садика, полный сил и радости, рассказывает о новых мультяшных героях и может поведать неизвестные вам ранее дразнилки.

Социальная адаптация крайне важна для малыша. Без общительности ему очень трудно будет в профессиональной сфере. Важно защищать свои интересы, не затрагивая чувства значимости других детей, а это очень тонкий момент. Как понять, общителен ли ваш ребенок? Это легко заметить, выйдя с ним на детскую площадку. Тянется ли он к детям? Не отказывается ли от предложения поиграть?

В детском садике проконтролировать ситуацию нелегко и тут вашим связывающим звеном станет воспитательница. Спросите ее, с кем играет ваш ребенок, как он ведет себя в окружении детей. Когда будете забирать из сада, поговорите с крохой о его друзьях и занятиях в садике. Если о других детях он ничего не рассказывает или говорит, что его обижают – это повод углубить разговор и научить малыша правильно общаться.

Самооценка и друзья

Часто бывает так, что общение ребенка с другими детьми исключается, потому что он боится показать себя перед всеми в детском саду . Это говорит о заниженной самооценке. В таком случае попробуйте брать ребенка чаще в гости, на прогулки, по магазинам и учите его общаться вместе с вами. Заговаривайте первыми с детьми и незнакомыми людьми, постепенно вовлекая кроху в разговор. На вашем примере он увидит, что незнакомые дети и люди не представляют угрозы и начнет брать с вас пример.

Бывает так, что кроха закрывается в себе и молчит или же большую часть времени играет сам. Это говорит о внутренних переживаниях малыша, ему сложно выйти из зоны комфорта. Такое часто случается после болезни или праздников, когда малыш отвыкает от садика.

Научить ребенка ладить с другими детьми – целое искусство. Важно, чтобы кроха чувствовал себя значимым – не заискивал перед детьми, но в то же время и не вел себя как самовлюбленный нарцисс. Как найти баланс? Посмотрите, как вы дома общаетесь с крохой. Самолюбие – очень уязвимое чувство. Никогда не ставьте в пример других детей. Так вы выработаете в крохе агрессию к ним и обиду на вас.

Если же малыш оказался на детской площадке неправым – не ругайте его в присутствии посторонних. Лучше поговорить наедине. Чтобы не понизить самооценку малыша, судите не его как личность, а поступок. Не нужно говорить «ты такой агрессивный, зачем отобрал у Димы игрушку?». Лучше скажите так: «нельзя отбирать игрушки у детей – так их легко обидеть». Помните, личность крохи неприкосновенна и только поступки заслуживают порицания. Смотрите с крохой добрые мультики, которые помогут научить малыша общаться в детском саду. После просмотра обязательно обсуждайте поступки героев, разъясняя, что такое хорошо и что такое плохо.

Количество друзей

Сколько должно быть друзей у малыша? Одни скажут, чем больше, тем лучше, но это не всегда верно. Для многих родителей нет ничего важнее общения ребенка в детском саду и они стараются протиснуть его во все выступления, чтобы кроха везде был первым. Однако множество кружков и бесконечные выступления оказывают большую нагрузку на психику малыша, хотя и прибавляют ему популярности в виде друзей, восхищающихся им.

Учить ребенка дружить со всеми в детском саду не нужно. Пусть кроха общается только с теми, кто ему нравится и хорошо к нему относится. Каждому малышу подходят разные типы характеров. Закрытые дети будут углублять дружбу с одним-двумя друзьями. А открытые будут дружить со всеми по чуть-чуть. Обычно понятия о дружбе изменяются со временем, и ребенок может стать более разборчив в выборе друзей.

Научить ребенка дружить с детьми в детском саду помогут родители

  1. Всех в дом. Старайтесь, чтобы а даптация ребенка в детском саду прошла очень легко. Для этого сами создавайте круг друзей для стеснительного малыша. Предложите пригласить детей на день рождения крохи или позовите на обед своих друзей с детьми. Потихоньку малыш свыкнется. А еще лучше запишите малыша в кружок по интересам. Такие часто бывают при садике. Если малыш увлекается рисованием, лепкой – ему будет проще найти друзей среди единомышленников. А научившись общаться в кружке, кроха раскрепостится и в садике.
  1. Психология с малых лет . Говорите много о детях, обсуждайте их с хорошей стороны и анализируйте промахи. Знакомого мальчика наказала воспитательница? Обсудите, что он сделал не так и как ему стоило себя повести. Учите ребенка психологии на простых примерах, но не говорите плохо о других людях. Будьте нейтральны.
  1. Детские проблемы . Мало н аучить ребенка дружить в детском саду , важно также уметь помогать ему справляться с первыми проблемами. Если друзья ребенка конфликтуют между собой, расскажите ему о нейтральной позиции. Учите не говорить плохо о детях за глаза, а всегда стараться их понять. Но это не значит, что кроха должен стать мягкотелым. Научите его давать сдачи и расскажите, что справедливость – лучшая защита.

Ребенок — интроверт

Будет затруднительна, если кроха погружен в себя и стесняется окружающих. Но и ломать характер маленького интроверта не стоит. Малыш больше любит книжки, чем общество деток? Это неплохо, если не возводится в крайность. Такого ребенка тоже можно научить дружить в детском саду. Вот только дружба будет иной – более глубокой и настоящей. Пусть на первых порах малыш присматривается к детям, расскажите, что необязательно вливаться в коллектив во что бы то ни стало. Важно сначала занять наблюдательную позицию, а затем сесть рядом с тем, с кем интересно. И уже по прошествии времени завести разговор.

Дети-интроверты могут не любить садики, потому что не выносят большого количества шумных детей. Такому ребенку нужно позволять дома отдыхать от садика с игрушками или книжками. Не требуйте общения еще и дома, наблюдайте за ребенком и дайте ему время на восстановление сил в своем мирке.

Ребенок-экстраверт

Научить ребенка дружить в детском саду нетрудно, если он экстраверт. Такие дети всегда на виду, везде выступают и болтают без умолку. Обладающие яркой энергетикой, они очень притягивают к себе новых друзей. Совсем не страшна социальная адаптация ребенка в детском саду при наличии сильно выраженной экстраверсии. Однако и здесь может быть минус – такие дети имеют много друзей и меняют их довольно быстро.

Также они могут быть зачинщиками бойкотов и объединяться против других детей. Это нужно сразу пресекать. Экстраверты – это лидеры, которые ведут за собой, а значит, они должны быть примером. Скажите крохе, что детки на него смотрят и подражают ему, поэтому пусть ведет себя хорошо.

Овен. Маленький Овен – это маленький огонь, которого трудно не заметить. Учите его не бояться проявлять дарованную природой инициативу.

Телец. Для Тельца важен комфорт в детском саду. Поэтому любые ссоры выводят его из колеи. Разбирайте все конфликты вместе.

Близнецы. Эти детки очень подвижны, но ваша задача – научить их фокусироваться на чем-то одном и быть более внимательными к детям.

Рак. Это тихие детки, которым непросто адаптироваться. Не требуйте много от них.

Лев. Львята обожают хвастаться. Расскажите, что эта черта характера может оттолкнуть от него друзей.

Дева. Любят спокойствие и дисциплину. Шумные дети их выводят себя. Маленькие Девы могут поучать и тем самым превратиться в зануд. Научите кроху быть более терпимым к недостаткам друзей.

Весы. С этим знаком обычно проблем не возникает. Однако они не всегда могут концентрироваться на чем-то одном.

Скорпионы. Любят уединение. Не требуйте от них общительности раньше, чем они будут готовы.

Стрелец . Такие детки импульсивны и легко могут обидеть других. Учите их быть добрее.

Козерог. Нечасто признает детские забавы. Расскажите, что взрослый взгляд на жизнь – это хорошо, но в детских играх тоже стоит участвовать, чтобы обрести друзей.

Водолей. Нестандартны с самого рождения и могут быть настоящими шалунишками. Учите их дисциплине еще дома.

Рыбы. Очень обидчивы. Расскажите, что обида – не выход. Нужно с детьми разговаривать, если они неправы, а не уходить в себя.

Вооружившись этими знаниями, вы с легкостью отправите кроху в детский сад. Помните, что каждый ребенок индивидуален и не требуйте от него соответствия общественным стандартам, во что бы то ни стало.