Качество образования. Система оценки качества образования

Оценка качества образования приобретает все большее значение во многих развитых странах, в том числе, и в России. Уже издано достаточно большое число книг, в которых предложены методики оценки и самооценки качества образования и образовательных услуг, предоставляемых школой.

Почему важна объективная система оценивания? Одной из важнейших причин является необходимость получения достоверных сведений о результативности образовательного процесса, которые могут быть использованы образовательными учреждениями следующей ступени обучения (вузами, средними специальными профессиональными учреждениями, колледжами и т.д.), работодателями, родителями и, наконец, государством. Другой, не менее важной причиной, является необходимость оценки государственными и местными органами управления образованием успешности и эффективности образовательной политики. Поскольку давление на выделяемые средства постоянно растет, для получения максимального удовлетворения потребностей общества очень важно, чтобы стратегические решения основывались на точных данных. Кроме этого, наиболее значимые «потребители» образования – учащиеся – нуждаются в четко определенных целях, к которым им нужно стремиться, а ведь именно их опыт является определяющим для развития страны.

Для объективной оценки качества образования в стране сделано немало. Важным шагом, сделанным в этом направлении, была разработка образовательных стандартов, которые:

    устанавливают обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников, а тем самым – юридический критерий контроля за качеством образования;

    призваны обеспечивать преемственность разных уровней образования;

    должны защитить здоровье учащихся путем установления максимального объема учебной нагрузки.

Образовательным законодательством РФ предусмотрено 4 вида оценки: лицензирование, аттестация, аккредитация, инспектирование.

Лицензирование – процедура установления соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых ОУ, государственным и региональным требованиям к строительным, санитарным и гигиеническим нормам, к обеспечению безопасности, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса, квалификации профессорско-преподавательского состава и его соотношения к количеству обучаемых.

Аккредитация – процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа, вида) образовательного учреждения. Выражается в доверии данному ОУ (от имени государства) выдавать своим выпускникам документ о соответствии полученного образования государственным образовательным стандартам. Государственная аккредитация предусматривает аккредитацию каждой образовательной программы и аккредитацию ОУ в целом по совокупности аккредитованных образовательных программ. В настоящее время для учреждений общего среднего образования определен перечень показателей, который мог бы обеспечивать единство концептуальных подходов к оценке деятельности ОУ разных видов:

    Уровень реализуемых ОП.

    Направленность реализуемых ОП.

    Структура контингента обучающихся.

    Качество подготовки выпускников.

    Кадровое обеспечение.

    Информационное и техническое оснащение учебного процесса.

    Медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников.

Инспектирование – установление степени выполнения образовательным учреждением законодательных и нормативных актов.

Для данного пособия из всех официальных процедур оценки деятельности школы наибольшее значение имеет процедура аттестации.

В общем смысле под аттестацией (лат. Attestatio – свидетельство) подразумевается проверка и подтверждение компетентным органом готовности работника к исполнению трудовых функций определенного содержания и уровня сложности. Закон «Об Образовании» регламентирует порядок аттестации образовательных учреждений и определение уровня квалификации педагогических работников. Так, в соответствии со статьей 33 п. 19 – 23 закона аттестация образовательных учреждений проводится один раз в 5 лет с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов, а само образовательное учреждение несет ответственность за уровень квалификации кадров (см. статью 32 п. 2). Таким образом, говоря об аттестации в системе образования необходимо рассматривать два взаимосвязанных процесса – аттестацию педагогических работников образовательного учреждения и аттестацию этого образовательного учреждения в целом.

Аттестация педагогических работников – это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности. Целью аттестации педагогов является стимулирование роста квалификации и профессионализма педагогического труда, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений путем дифференциации оплаты труда. В соответствии с целью основной задачей аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма.

Одним из решающих показателей в работе учителя является результат его педагогической деятельности – качество образования его учеников, достигнутый ими уровень образованности, предполагающий:

    Запас фактических знаний по предмету;

    Совокупность умений пользоваться полученными знаниями в учебных и реальных ситуациях;

    Понимание сути процессов и явлений в природе и обществе;

    Степень самостоятельности учащихся в различных видах деятельности и т.д.

Однако при всей важности результатов педагогического процесса недопустимо только этим ограничивать показатели труда педагога. Поэтому в системе аттестации педагогических работников изучаются:

    Работа учителя над повышением своей квалификации;

    Качество уроков, внеурочной деятельности и воспитательной работы;

    Умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в образовательном процессе;

    Работа с родителями.

Чрезвычайно важным для современной системы образования является вопрос разработка процедуры аттестации все педагогических работников (а не только учителей). Рассматриваются самые разные подходы - собеседование с работником, анализ профессионального портфолио, квалификационный экзамен.

Аттестация государственного образовательного учреждения – это процедура комплексной оценки его готовности к реализации определенных образовательных программ, а также оценка соответствия уровня подготовки выпускников требованию государственного образовательного стандарта. Система аттестации образовательных учреждений – это форма государственно-общественного контроля качества образования.

Здесь необходимо отметить, что технология аттестации не является фронтальной проверкой, знакомой многим педагогическим коллективам. Фронтальная проверка оценивает, в первую очередь, образовательный процесс , а аттестация нацелена на оценку образовательного результата . В разных системах аттестации существует разный баланс между контролем процесса и результата. В СССР, например, контролировался процесс, а не результат. Поэтому поиск баланса между оценкой процесса и оценкой результата сегодня чрезвычайно актуален.

Аттестация образовательного учреждения является не только механизмом оценки качества образования, но одновременно с этим она способствует развитию учреждения в целом, дает информацию о состоянии и резервах учреждения, обеспечивает объективную основу принятия управленческих решений в различных направлениях, например:

1. В направлении развития образовательных программ:

    Разработка совокупности образовательных программ с учетом специфики района в целом и образовательных округов в частности;

    Изучение спроса на образовательные услуги в рамках каждого образовательного округа;

    Обобщение результатов работы школ-лабораторий, экспериментальных площадок с целью разработки программ повышенного уровня;

    Анализ результативности реализации образовательных программ.

    Совершенствование сети, направленное на обеспечение прав личности на образование при расширении возможностей выбора учащимися образовательных программ;

    Анализ реального положения дел в районе по состоянию сети образовательных учреждений – необходимость и достаточность новых видов учреждений, соотношение платных и бесплатных услуг, конкурсного и свободного набора;

    Расширение возможностей выбора образовательных программ внутри образовательного учреждения или внутри образовательного округа;

    Оптимизация сети школ, включающая установление рейтинга между образовательными учреждениями одного типа на территории региона.

Невозможно перечислить все задачи, которые как показывает аттестация, стоят перед органами управления в процессе развития системы образования, – они разнообразны и многозначны. Однако их решение должно обеспечивать выполнение цели, стоящей перед образованием – создание системы образования, удовлетворяющей потребности населения в разнообразных образовательных услугах, с учетом склонностей и способностей, на основе широкого использования местных ресурсов, культурных и исторических традиций.

В разных странах сложилась своя система оценки деятельности школ. Возможен и другой подход, отличный от того, который существует в отечественной системе образования. В качестве примера приведем систему инспекторской проверки, сложившуюся в Уэльсе (Англия).

Инспекторская проверка нацелена на выявление уровня успеваемости учащихся – насколько он высок и какое воздействие на него оказывают качество учебного процесса и управления школой? В центре внимания проверки оказывается процедура самооценки деятельности школы и при повторном инспектировании действия школы, направленные на повышение самооценки. Смысл проверки заключается в поиске ответов на 7 ключевых вопросов:

    Каков уровень успеваемости учащихся?

    Насколько эффективен процесс преподавания и оценки?

    В какой степени учебный процесс отвечает потребностям и интересам учащихся и местного населения?

    Хорошо ли заботятся об учащихся? Оказывают ли им необходимую помощь и поддержку?

    Насколько хорошо налажено общее руководство и стратегическое управление (насколько хорошо попечители справляются со своими обязанностями)?

    Насколько эффективно руководители и менеджеры выполняют задачи по оценке и повышению качества?

    Насколько эффективно руководители и менеджеры используют ресурсы?

В целостной системе инспекторской проверки существует несколько видов инспектирования:

    Комплексное инспектирование (составляет 15% от всего объема проверок) – это проверка работы школы по всем 7 параметрам, по всем предметам (направлениям обучения) и на всех ступенях обучения; этот вид инспектирования применим в школах, к которым применяются особые меры, в школах, в которых по результатам предыдущей проверки выявлены существенные недостатки в работе, а также в новых школах и школах для детей с особыми потребностями;

    Стандартное инспектирование (составляет 71% от всего объема проверок) отличается меньшей продолжительностью, также включает проверку по 7 ключевым параметрам, углубленную проверку по 6 предметам (направлениям обучения), которые отбираются на основе результатов работы школы и выводов предыдущей проверки;

    Сокращенное инспектирование (составляет 14% от всего объема проверок) также отличается меньшей продолжительностью, также включает проверку по 7 ключевым параметрам, но не такую детальную, как в предыдущих вариантах, в ходе этой проверки не делаются выводы и не даются оценки по отдельным предметам (направлениям обучения).

Основаниями для проверки являются существующие в школе формы для оценки качества уроков, формы для фиксации наблюдений общего характера, образцы ученических работ, а также беседы с учащимися, попечителями, родителями, координаторами, сотрудниками школы. Инспекторы обязательно анализируют целый пакет документов: информационную справку о школе, план развития школы, отчет о самоанализе, полный отчет и план действий по результатам предыдущей инспекции, расписание мероприятий в рамках инспекционной проверки, методики работы педагогического коллектива. Наряду с инспекторами к проверке привлекается делегат от школы, который обсуждает организационные вопросы с руководителем группы инспекторов до и после проверки, участвует в совещаниях инспекторов (но не выставляет оценки), собирает необходимые документы для проведения проверки, помогает оперативно решать возникающие проблемы, предоставляет необходимые дополнительные материалы. Кроме внутреннего по отношению к школе специалиста – делегата от школы, к инспекторской проверке привлекается внешний специалист – приглашенный специалист, который является полноправным членом группы инспекторов (т.к. назначается инспекционным органом), работает в аналогичной школы и имеет опыт работы учителем не менее 5 лет. Приглашенный специалист посещает уроки и оценивает их, принимает участие в заседаниях инспекторов, обязательно участвует в процедуре завершающего оценивания.

По итогам проверки школа получает оценку своей деятельности по пятибалльной шкале:

1 – позитивные результаты в сочетании с выдающимися достижениями.

2 – позитивные результаты при отсутствии существенных недостатков.

3 – позитивных результатов больше, чем недостатков.

4 – есть позитивные результаты, но имеются недостатки в существенных областях.

5 – много существенных недостатков.

Кроме этого, группа инспекторов составляет краткий отчет о результатах проверки (не более 6 страниц), содержащий основные выводы и четкие рекомендации по улучшению работы школы.

Инспекторская проверка проводится не реже, чем один раз в три года. Причем школа узнает о ее проведении за 2-5 дней до проверки. Сама проверка проводится в течение двух дней.

Отправной точкой для инспекторов являются материалы самоанализа школы, содержащие строгий и честный анализ реального положения дел в школе с учетом мнений родителей и учащихся, сотрудников школы и попечителей. Этот документ содержит информацию:

    о школе в целом;

    об учащихся: возрастные группы, этническая принадлежность, трудности в обучении, особые потребности / ограниченные возможности здоровья, мобильность;

    о плановых показателях развития школы;

    об исключенных или переведенных в другие школы учащихся с учетом пола и этнической принадлежности;

    о сотрудниках (состав кадрового персонала, текучесть кадров, наличие вакансий, прием на работу):

    описание учебной программы.

Самоанализ школы на протяжении многих лет играл важную роль в системе образования и сейчас является ключевым компонентом системы инспекционных проверок.

Справедливости ради следует отметить, что в отечественной образовательной практике также развиваются подобные процессы самоанализа деятельности школы. Подробнее о различных форматах социальной отчетности речь пойдет в заключительной главе.

Итак, официальные процедуры оценки деятельности школы, направленные на оценку уровня соответствия школьного образования действующим образовательным стандартам, образуют официальное и обязательное направление в образовательной политике государства.

Однако, кроме этой официальной стратегии, зафиксированной в законе «Об образовании», существует еще множество подходов к оценке качества образования на всех уровнях системы образования.

На международном уровне традиционно давно проводится довольно большое число разнообразных сравнительных исследований. В частности, международные предметные олимпиады, в которых российские школьники принимают участие с средины 60-х годов ХХ века также относятся к мониторинговым исследованиям, т.к. в рамках олимпиад сравнивается уровень подготовленности учащихся разных стран в области того или иного предметного знания.

Во второй половине в мире ХХ века постепенно начала складываться система мониторинга качества образования, о которой мы уже упоминали выше. В ней участвуют около 50 стран. Ее организаторы: Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) и Организация экономического сотрудничества и развития - OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development). Создаваемая система реализуется чрез разнообразные международные сравнительные исследования:

    Международное исследование достижений в области образования - IAEP-II.

    Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS.

    Международное исследование по иностранным языкам LES.

    Международное исследование по обществоведческому образованию CIVIC.

    Международное исследование по информационным технологиям в обучении – SITES.

    Международная программа по оценке учебных достижений - OECD-PISA.

    Международное исследование PIRLS «Изучение качества чтения и понимания текста».

Российская академия образования совместно с Министерством образования РФ, начиная с 1988 г., ведет исследования по сравнительной оценке качества образования в рамках проектов, проводимых вышеназванными организациями 14 .

Сравнительные международные исследования позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте , не умозрительно на основе изучения различных источников литературы, не на основе сравнения результатов престижных международных олимпиад для избранных, а по результатам исследований, проводимых на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании. Эти исследования не дают полную картину учебной подготовки школьников в сравнении с задачами отечественной школы, но позволяют выявить сильные и слабые стороны российского образования и наметить пути более эффективного достижения поставленных целей. Для конкретного образовательного учреждения эти исследования представляют интерес в плане использования заданий для оценки качества образования.

На федеральном уровне совершенствование управления качеством образования является одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования. Прогнозирование развития системы образования и принятие решений о ее совершенствовании не может осуществляться без должной опоры на регулярно собираемую и объективно представленную информацию о функционировании системы образования. Поэтому на федеральном уровне Центром оценки качества образования ИОСО РАО проводится мониторинг качества образования.

Мониторинг качества образования является механизмом контроля и слежения за качеством образования и позволяет выявить тенденции в развитии системы образования , соотнесенные во времени, а также последствия принятых решений в области образования . Поэтому мониторинг становится частью государственной программы в области образования. Частью мониторинга являются международные сравнительные исследования качества образования, о которых мы уже говорили. Такая система позволяет оценить качество образования в стране, в отдельных ее регионах, а также сравнить его с другими странами мира.

По инициативе Института общего среднего образования РАО, Министерство образования РФ совместно с Российской академией образования начали работу по организации мониторинга качества общего среднего образования. Мониторинг будет проводиться с учетом состояния системы образования в России, ее традиций, а также современного уровня развития теории и практики педагогических измерений.

Целью мониторинга общего среднего образования является:

    Получение регулярной информации о качестве общеобразовательной подготовки школьников России, завершающих обучение по программам начального, основного и среднего общего образования по предметам федерального компонента базисного учебного плана.

    Выявление тенденций в изменении качества общеобразовательной подготовки школьников России по предметам федерального компонента базисного учебного плана.

    Определение факторов, влияющих на качество общеобразовательной подготовки школьников.

Полученная в результате мониторинга информация способствует совершенствованию содержания школьного образования, требований к уровню общеобразовательной подготовки школьников и учебного процесса.

Существуют и другие направления оценки качества образования на федеральном уровне. В качестве примера можно назвать единый государственный экзамен, который уже практически перестал проводится в режиме эксперимента и стал обязательной формой оценки образовательных результатов учащихся по окончании школы. Результаты сдачи ЕГЭ выпускниками того или иного образовательного учреждения являются важной информацией не только для самих выпускников, их педагогов и органов управления образованием, но и для родителей и учащихся более младших классов школ, т.к. они достаточно иллюстративны. Поэтому перед современным школьным администратором неминуемо встает вопрос – какие данные можно использовать на уровне образовательного учреждения и как их использовать в управленческой практике на уровне образовательного учреждения?

На региональном уровне, как показал, проведенный нами анализ, в современной системе образования России чрезвычайно большое внимание уделяется мониторингу образовательных результатов учащихся. В последние годы различные регионы предприняли усилия для создания своих программ мониторинговых исследований.

В Екатеринбурге Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и Институтом развития регионального образования ведется разработка методик и инструментария оценки выполнения требований государственного образовательного стандарта. В качестве инструментария представлены системы заданий в различных формах (в том числе, педагогические тесты), позволяющие оценить уровень образованности учащихся в единстве предметно-информационной, деятельностно - коммуникативной и ценностно- ориентационной составляющих. Разрабатывается система педагогического контроля в образовательном учреждении, включающая наборы заданий для различных форм контроля, комплексы тестов для итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов общеобразовательной школы.

Челябинский государственный педагогический и Южно - Уральский государственный университеты развивают технологию управления качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга, который включает как педагогический, так и психологический мониторинг учащихся.

В Татарско-Американском региональном институте разрабатываются модели систем оценки качества и эффективности образования, отдельные компоненты таких систем; исследуются вопросы организации и процедуры (методики) оценки; рассматривается формирование баз оценки на основе стандартизации образовательной деятельности; показатели и критерии качества и эффективности образования.

Липецкий государственный педагогический институт разрабатывает статистический материал по тестированию знаний и соответствующую методику принятия управленческих решений различного уровня, основанную на использовании компьютерных технологий.

Ярославский областной институт развития образования ведет работы по разработке методического материала для мониторинга качества знаний, по созданию единых измерителей контроля, базовых, диагностических суммативных тестовых работ по базовым учебных предметам.

В Новосибирске ИПК и переподготовки работников образования создается Создание единая система диагностики и контроля состояния образования на всех уровнях системы образования, разрабатываются измерители результатов обучения и ведется мониторинг хода реализации управленческих решений.

Оренбургский областной ИПК реализует мониторинг результатов независимого централизованного тестирования выпускников, достижений учащихся, результатов плановых инспекторских контрольных срезов, анализирует текущие показатели успеваемости, результаты предметных олимпиад, показатели поступления в ВУЗы и СУЗы, показатели компетентности педагогических и руководящих кадров.

Свои программы мониторинга существуют и в других регионах – Самарской, Новгородской, Пермской областях.

Обратимся к опыту Санкт-Петербурга, где мониторинг качества образования, по сути, «вписан» в систему обязательной аттестации образовательных учреждений, т.к. представляет объективную оценку качества образования в школе, складывающуюся:

    из оценки относительного уровня обученности по предметам на каждой ступени образования;

    из оценки относительного уровня развития личности учащегося;

    из оценки относительного уровня психологической комфортности школьного образования;

    из экспертной оценки образовательных программ и условий их реализации с использованием методов ее объективизации.

Анализ результатов школьного образования с помощью обследования региональной системы оценки качества образования, позволяет сделать ряд неочевидных выводов о состоянии школьного образования в регионе:

    получить наглядное представление об уровне обученности учащихся в каждой школе по основным предметам на всех ступенях образования;

    уточнить представление об уровне образования в негосударственных школах;

    выявить особенности обучения в образовательных учреждениях разных типов и в совокупности школ разных районов города;

    сопоставить оценки учителей и полученные результаты независимого обследования.

Итак, на региональном уровне мониторинг качества образования представлен довольно широко региональными программами мониторинга и, в основном, ориентирован на выявление качества обученности учащихся по предметам учебного плана, т.е. на выявление освоения образовательного стандарта. И как на международном и федеральном уровнях, на региональном уровне основное назначение мониторинга качества образования связано с образовательной политикой органов управления образованием. Но получаемые результаты важны не только для органов управления, но и для самих учреждений.

На локальном уровне – уровне отдельной школы – также довольно активно сегодня проводится оценка качества образования.

По результатам опроса школьных администраторов Карелии, Санкт-Петербурга, Калининградской, Псковской, Тамбовской и Ярославской областей оказалось, что в образовательных учреждениях имеет место практика оценки отдельных звеньев деятельности образовательного учреждения, при этом выбор часто осуществляется по принципу выявления «проблемных зон» или «слабых звеньев».

Наиболее часто встречающиеся направления мониторинговой деятельности школы: состояние здоровья детей; уровень воспитанности учащихся; качество образования в целом, по предметам, по учителям; уровень обученности; участие родителей в делах ОУ; мнение родителей, учащихся об удовлетворенностьи работой ОУ, качеством образования; эффективность управленческой деятельности и методической работы.

Направления деятельности школы, которые отслеживают с помощью мониторинга, но значительно реже : уровень мотивации учащихся, изучение и выполнение социальных заказов, уровень профессиональной компетентности учителей, качество преподавания учебных дисциплин.

Далеко не по всем показателям прослеживается динамика изменений. Кроме этого тот вид, в котором представлена информация, не всегда оказывается доступен для пользования всеми заинтересованными участниками образовательного процесса. И самой существенной проблемой является то, что вся информация, собираемая в школе, оказывается часто разрозненной, логически не взаимосвязанной между собой, а механически суммируя ее, нельзя получить полную картину изменений в деятельности школы. Разрозненность собираемой информации, фрагментарность не дают возможности выявить причинно-следственные связи и закономерности проводимых нововведений, направленных на улучшение качества образования. Но есть совокупность показателей, по которым школа ежегодно отчитывается перед органами управления образованием.

Какие критерии и показатели могут быть использованы для оценки качества образования? В этом вопросе, как и в вопросе о сущности качества образования также нет единого поля мнений. Практические в каждой школе будут использоваться собственные критерии и показатели, которые таковыми могут и не являться.

Рассмотрим возможные критерии и показатели для избранного в настоящем пособии понимания качества образования. Первый объект – образовательные результаты учащихся. Второй объект – условия достижения (требования к ресурсному обеспечению образовательного процесса) образовательных результатов учащимися. Третий объект – цена достижения (усилия всех участников процесса) образовательных результатов. В каждом объекте оценки могут быть определены две составляющие – те, что регулируются требованиями государственного стандарта и те, что зависят от специфики образовательного учреждения.

Московский регистр качества образования представляет собой специализированную информационно-аналитическую базу. Она предназначена для обеспечения эффективного контроля состояния учебного процесса на всех уровнях. Рассмотрим далее подробно, как осуществляется мониторинг качества образования, какие мероприятия в него входят, какую информацию получают участники и как ее используют.

Основные цели

Система оценки качества образования функционирует на основе принципов:

  1. Доступности.
  2. Структурированности.
  3. Прозрачности.
  4. Гибкости.
  5. Объективности.
  6. Модульности.

Целями создания информационно-аналитической базы выступают:

  1. Повышение доступности и открытости сведений об образовании для семьи.
  2. Осуществление объективного анализа результатов обучения.
  3. Повышение качества образования.
  4. Обеспечение участия родителей и учеников в контроле педагогического процесса.
  5. Повышение прозрачности образования на всех уровнях, начиная с конкретного учреждения и заканчивая городской системой в целом.

Пользователи

Московский регистр качества образования работает в режиме онлайн. База функционирует на портале www. new.mcko.ru. Пользователями выступают:

  1. Родители детей, воспитывающихся в ДОУ.
  2. Педагоги средних образовательных учреждений.
  3. Школьники и их родители.
  4. Педагоги, работающие в ДОУ.
  5. Представители администраций детских садов и школ.
  6. Профессиональные эксперты.
  7. Департамент образования.
  8. Окружные управления.
  9. Столичный центр качества образования.

Структура

Московское качество образования доступно на базе облачных технологий. Возможность работать с данными имеет неограниченное количество пользователей. Для каждого из них формируется личный кабинет. Мониторинг качества образования осуществляется за счет:


Регистр качества образования включает в себя:

  1. Базы данных.
  2. Сервисы.
  3. Инструменты.

Система оценки качества образования позволяет регулировать объем и содержание поступающих данных, используя настройки личных кабинетов пользователей в пределах их полномочий и прав. Персональные страницы родителей снабжаются наборами инструментов и сервисов. По своей структуре и содержанию информации они отличаются от личных кабинетов иных категорий пользователей.

Получение доступа

Для желающих контролировать качество образования в школе или ДОУ генерируется индивидуальный логин и пароль. Эти сведения родители получают в том учреждении, которое посещает их ребенок. Любому желающему предоставляется логин и пароль при обращении к воспитателю или классному руководителю. По статистике, на настоящее время более 185 тысяч родителей зарегистрированы в базе и имеют свои кабинеты.

Преимущества

Родители, зарегистрированные в базе, могут анализировать и контролировать качество образования по различным направлениям. В частности, они получают доступ к результатам:


Кроме этого, система качества образования предоставляет методические и аналитические материалы. Изучение последних позволяет принимать участие в решении управленческих задач на уровне учебного заведения. Благодаря наличию наборов сервисов и инструментов родители не только могут проанализировать качество образования, но и провести с содержанием учебного процесса. На портале созданы условия для самоанализа, участия в значимых мероприятиях, общения с другими пользователями.

Отличительные черты

Столичный регистр качества образования представляет собой единую информационную городскую базу. Она основывается не только на результатах статистики и предоставлении сведений. Портал сформирован в соответствии с экспертными, объективными оценками. Он позволяет пользователю работать с содержанием учебного процесса, анализировать, определять, на каком уровне находится качество образования. Также немаловажно и то, что родители могут управлять состоянием учебного процесса в соответствии с полученными результатами. В системе используются числовые показатели, понятийный аппарат, аналитические данные.

Внутренний анализ

Он осуществляется образовательным учреждением в течение всего учебного года самостоятельно. Это необходимо для обеспечения контроля и наличия возможности принимать управленческие решения в соответствии с полученными результатами. В школьной практике это выражается в проведении тестирований, разнообразных проверочных и контрольных работ, срезов знаний, в том числе и дистанционно. В ДОУ реализация указанных задач осуществляется посредством продолжительного наблюдения за развитием воспитанника. В ходе мониторинга регистру фиксирует все показатели и достижения ребенка. Эти результаты обрабатываются в автоматическом режиме. Система выстраивает динамику, указывает на стабильные успехи, выявляет и показывает проблемные сферы. В результате родители получают полную информацию о развитии их ребенка.

Внешний контроль

Он выполняется Департаментом образования как планово, так и по заявкам руководителей школ. Такой контроль необходим для объективизации показателей детей согласно требованиям педагогических стандартов. Регистр обеспечивает многофакторный автоматический анализ данных. Эту информацию впоследствии используют родители, госслужащие, коллективы педагогов, управленцы. Посредством этого внешнего и внутреннего анализа осуществляется комплексный контроль, позволяющий своевременно и объективно определить уровень, на котором находится качество образования.

Независимость анализа

Объективность внешней оценки обеспечивается за счет:

  • Использования на всех действующих уровнях единых материалов для проверки, сформированных в соответствии с базой стандартизованных заданий. Последние проходят содержательную и тестологическую экспертизы.
  • Сравнения внешнего и внутреннего контроля.
  • Использования стандартизированной единой технологии проведения проверок знаний, компьютерной обработки результатов с применением приемов математической статистики.

Предусмотренные мероприятия

Необходимо отметить, что столица - не единственный город, в котором осуществляется такая оценка качества образования. Стандарты разработаны для всех регионов страны. Так, успешно введен в 2014/2015 учебном году регистр качества образования Тульской области. Среди мероприятий, включенных во внешний контроль, стоит отметить:


В рамках программы также предусматривается:

  • Определение готовности учащихся продолжать получение образования на следующих этапах.
  • Оценка знаний детей по предметам.
  • Сопровождение внедрения ФГОС в основной и начальной школах.
  • Межпредметная и метапредметная диагностика достижений учащихся.
  • Организационное и методическое сопровождение международных исследований.

Уровни пользования

Работа системы основывается на трех элементах:

  1. На этом уровне учебное заведение не добавляет никаких сведений в базу, а использует только те данные, которые в нее внес Департамент образования.
  2. Статистическое поле. На этом уровне учебное заведение может получить отчеты при введении внутренней оценки.
  3. Управленческое поле. Если учреждение использует инструменты внутреннего и внешнего анализа, система выдает подробные материалы, по которым определяется качество образования в ДОУ или учебном заведении.

Управленческое поле

На этом уровне можно увидеть не только стабильные достижения, проблемные зоны, обнаружить факторы, повлиявшие на получение ребенком тех или иных результатов, но и сформировать дальнейшее направление развития или разработать программу по оперативной помощи обучающемуся/учебному заведению. Невозможно вручную или какими-либо иными традиционными методами невозможно просчитать и проанализировать показатели, достигнутые всеми детьми класса либо учебной группы по существующим темам, элементам программы, умениям, которые закладываются в педагогический стандарт. Регистр качества даст оценку за несколько секунд в автоматическом режиме. Это, в свою очередь, позволяет преподавателю вносить оперативные корректировки в свою работу, исключать натаскивание, которое зачастую малоэффективно. Учитель, основываясь на полученных результатах, разрабатывает личностно-ориентированный подход к обучению. Родители, в свою очередь, получают четкое понимание ситуации. Для них формируются условия для компетентного участия в контроле и управлении процессом обучения, создания индивидуального плана и направления развития для ребенка. Только при наличии сведений о зонах стабильного успеха и проблемных местах, работая над устранением сложностей и совершенствованием навыков, можно существенно повысить качество личных результатов. При простом подсчете оценок нельзя объективно проанализировать ситуацию и осуществить адекватное управление процессом.

Нововведения

С 2012/2013 учебного года родители пользуются уникальным для Москвы и всей страны сервисом онлайн-информирования о результатах участия ребенка в независимой внешней диагностике. При этом взрослые смогут увидеть не только сами показатели, но и направленность мероприятий. Кроме этого, родители получили доступ к карте освоенных или неосвоенных контролируемых элементов образования. Им также предоставляются рекомендации и все разъяснения относительно внешней диагностики качества педагогического процесса. Если указанные показатели отсутствуют в личном кабинете, это означает, что учебное заведение не участвует во внешней диагностике.

Особенности персональных страниц пользователей

Инструменты, присутствующие в кабинетах родителей, направлены на установление взаимодействия школы и семьи. Сегодня, несмотря на достаточно высокую развитость мобильных технологий, не всегда коммуникация между образовательным учреждением и родителями можно считать продуктивной, удобной и доступной. Основной причиной такой ситуации выступает занятость взрослых. У родителей зачастую ненормированный день, частые совещания, командировки, переговоры и прочие служебные моменты. Информационная база позволяет школе и семье взаимодействовать в реальном времени, не нарушая распорядка отдыха либо работы взрослых. В личном кабинете присутствует сервис, который позволяет родителям увидеть и распланировать их участие в тех или других мероприятиях, связанных с учебным процессом или внеклассной деятельностью.

Электронное портфолио

Оно позволяет учесть индивидуальные потребности в сфере образования для каждого ученика. При этом каждый родитель может участвовать в создании портфолио своего ребенка. Взрослые, таким образом, не только видят его, но и могут заполнять. Такое участие семьи позволяет повысить конкурентоспособность ребенка. Электронное портфолио показывает:

  1. Все способности ребенка.
  2. Динамику его развития.
  3. Конкретные успехи.

Этот инструмент позволяет откорректировать учебный процесс, своевременно оказать адресную поддержку обучающемуся. Родители, в свою очередь, отслеживают результаты, определяют качество образования. Немаловажно то, что спектр достижений ребенка может быть необычайно широк. Собрать все достижения учащегося на бумажных носителях иногда просто невозможно.

Регистр качества образования Тульской области

В базе данных предусмотрена возможность осуществлять управление многопрофильными учебными заведениями, имеющими по несколько зданий, большой детский и педагогический состав, разнообразные ресурсы. Портал www. tula.mcko.ru обеспечивает:

  1. Внутренний самостоятельный аудит учебного заведения.
  2. Выгрузку результатов, аналитических моделей и сохранение параметров.
  3. Фиксацию содержания и хода образовательного процесса.
  4. Учет педагогической деятельности.
  5. Фиксацию профессиональных достижений учителей.
  6. Учет личных достижений детей при освоении ими общеобразовательных программ на всех уровнях.
  7. Составление многомодульной, аналитической и для разных пользователей.
  8. Взаимодействие между субъектами.

В системе, кроме прочего, присутствуют электронные дневники педагогов и обучающихся.

Прозрачность и понятность анализа

Результаты, которые дает оценка качества образования, представлены в виде:

  1. Форм с показателями проверочных работ. В них присутствуют сведения по каждому ребенку и всему классу в целом.
  2. Детализированной карты освоения учениками проверяемых компонентов содержания образования, метапредметных и предметных умений.
  3. Динамики учебных достижений и индивидуального развития детей.
  4. Аналитических материалов, сформированных в соответствии с результатами диагностики образовательного заведения. Они позволяют сопоставить данные конкретного учреждения со средними показателями по городу или округу.
  5. Рекомендаций по совершенствованию, согласно факторному анализу полученной информации по образовательному процессу.

Заключение

Учитывая сведения, приведенные выше, становится несомненной важность введения регистра в регионах страны. Информационно-аналитическая база позволяет всем заинтересованным пользователям увидеть результаты работы педагогического коллектива учебного заведения. При этом формируется объемная целостная картина, которая находится в прямой зависимости от достижений каждого ребенка в отдельности. Регистр позволяет учесть всех воспитанников и обучающихся. Информационно-аналитическая база сформирована на основе преемственности и учета личной динамики, адресности используемых подходов. Например, электронное портфолио создается с трех лет. Пополнять его можно вплоть до 18-летнего возраста.

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном так и на региональном, уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.

Стратегия развития образования в Российской Федерации, реализация приоритетного национального проекта “Образование”, Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 г.г. предусматривают решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества общего образования за счет реализации программных мероприятий в рамках региональных систем оценки качества образования (СОКО).

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.

К основным задачам системы оценки качества образования относятся:

  1. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.
  2. Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).
  3. Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.

На данный момент в рамках реализации комплексной программы модернизации образования в Свердловской области разрабатывается региональная система оценки качества образования. Нормативным документом, регламентирующим данный процесс, является Положение о системе оценки качества образования Свердловской области , которое определяет рамки полномочий различных структурных подразделений. В частности, деятельность ОУ по данному направлению должна заключаться в следующем:

Образовательные учреждения:

1) разрабатывают и реализуют образовательную программу образовательного учреждения, включающую систему оценки качества образования образовательного учреждения;

2) участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Свердловской области;

3) обеспечивают на основе образовательной программы проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых и иных исследований по вопросам качества образования;

4) организуют:

  • систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
  • изучение и предоставление информации по запросам основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;

5) обеспечивают:

  • предоставление информации в соответствии с регламентами информационного обмена о качестве образования, в том числе для принятия решения о распределении стимулирующей надбавки заработной платы работникам образовательного учреждения;
  • развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения на основе образовательной программы;
  • информирование населения посредством предоставления ежегодного публичного отчета о состоянии образования в образовательном учреждении.

Наше образовательное учреждение имеет опыт по созданию комплексной системы оценки качества образования.

Основным документом, определяющим систему оценки качества образования образовательного учреждения, является образовательная программа. Составной частью данной программы является комплексная программа управления качеством образования, которая имеет следующую структуру:

Раздел 1. Информационно-аналитическое обоснование программы.

Раздел 2. Научно-теоретические основы управления качеством.

Раздел 3. Основные направления программы.

Раздел 6. Этапы реализации комплексной программы “Качество”.

Более подробно следует остановиться на разделах 3, 4, 5.

Раздел 3. Основные направления программы: (Приложение)

Нормативно-правовое направление

Организационно-содержательное направление

Научно-методическое направление

Экспертно-аналитическое направление

Раздел 4. Структура управления качеством образования. Механизм управления качеством образования.

Механизм управления качеством образования

Сбор информации от потенциальных социальных заказчиков

Формирование социального заказа

Определение миссии школы

Соотношение выбранного варианта с имеющимися возможностями

Выбор типа управления (на процесс или на результат)

Определение параметров оценки результатов образования

Диагностика личности обучающихся

Прогнозирование результатов образования обучающихся

Соотношение желаемых результатов с имеющимися результатами и режимом жизнедеятельности школы

Определение факторов, подготовка и реализация программы развития школы

Сравнение полученных результатов образования с поставленными целями

Определение качества образования
Соответствие качества образования поставленной цели

Данный механизм соответствует научно-теоретическим положениям в разработке определения качества и основан на описанных выше подходах и принципах. Механизм управления качеством универсален, он позволяет определить качество образования на всех уровнях образовательного процесса от ученика до администрации образовательного учреждения.

Раздел 5. Технологическая карта мониторинга.

Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса, деятельности системы управления и т. д. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга.

Образовательный мониторинг-форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Оценка качества образования по динамике изменения его результатов очень продуктивный способ, требующий систематического мониторинга результатов. Таким образом, фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогический, медицинский, социальный мониторинг, а сущностью процесса управления развитием качества образования является рефлексивный подход как в развитии самого объекта (образовательного процесса), так и управления им.

Данный блок программы “Качество” основан на применении технологического подхода. Специфика технологического подхода заключается в том, что он гарантирует достижение поставленных целей образования всеми участниками образовательного процесса. В его основе взаимообусловленность цели, задач, средств их достижения и достигнутых результатов. Мониторинг качества образования выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии с ГОС, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его (образовании) качестве.

Технологической картой мониторинга (приложение 2) определены:

Субъекты управления;

Координаторы;

Объекты управления;

Показатели;

Источники информации;

Критерии;

Инструментарий;

Способ сбора, хранения информации;

Выход, управленческое решение.

Данный блок программы “Качество” основан на применении технологического подхода. Специфика технологического подхода заключается в том, что он гарантирует достижение поставленных целей образования всеми участниками образовательного процесса. В его основе взаимообусловленность цели, задач, средств их достижения и достигнутых результатов.

Мониторинг качества образования выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии с ГОС, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его (образовании) качестве.

Объект оценки

Критерии оценки

Показатели оценки

Образовательные результаты

Обученность

Фактический запас знаний по предметам

Сформированность предметных умений

Сформированность умений учиться

Обучаемость

Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений

Легкость освоения материала (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от работы)

Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы

Прочность сохранения освоенного материала

Творческие успехи

Результаты участия в олимпиадах, соревнованиях

Сертификаты (мероприятий и конкурсов системы, дополнительного образования, образовательных тестирований по предметам (TOEFL и т.п.) и др.

Условия достижения образовательных результатов

Методические ресурсы

Повышение квалификации учителей

Стабильность основного состава педагогического коллектива

Оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием

Обеспеченность учебниками и УМК

Время доступа к персональным компьютерам (для учителей и учащихся)

Обеспеченность библиотеки

Валеологические ресурсы

Валеологическая кривая расписания

Количество учащихся в классе

Ресурсы получения дополнительного образования

Дополнительные образовательные услуги в школе (виды, стоимость, востребованность)

Запросы учащихся и родителей на дополнительные образовательные услуги

Включенность учащихся в систему дополнительного образования в школе (факультативы, кружки)

Ресурсы образовательной среды 16

Интенсивность

Осознаваемость

Эмоциональность

Доминантность

Когерентность

Активность

Мобильность

Устойчивость

Цена достижения образовательных результатов

Число проверочных, контрольных работ и других видов аттестации в единицу времени (четверть и др.)

Время, затрачиваемое на подготовку к различным видам аттестации (их трудоемкость)

Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий (по предметам, по четвертям, по параллелям и т.д.)

Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися

Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе

Трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку)

Уровень здоровья (учащихся, педагогов)

Динамика зрения

Динамика заболеваний

Динамика травматизма

В предложенной схеме образовательные результаты представлены критериями, отражающими академические (предметные) достижения ученика и его личные творческие успехи. Для оценки академических успехов используются уже традиционные критерии обученности и обучаемости, соотношение которых показывает, насколько эффективными оказались усилия педагогов. Обученность как результат предшествующего обучения и условие успешности последующего обучения отражает запас знаний и умений, который может быть выявлен при помощи разнообразных тестовых методик. Обучаемость является одним из показателей готовности человека к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно. Таким образом, обученность может быть соотнесена с уровнем актуального развития ребенка, а обучаемость – с зоной его ближайшего развития. Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления. Существуют разные точки зрения о том, с помощью каких показателей можно оценить обучаемость. Одни исследователи показателем обучаемости называют экономичность мышления (З.И. Колмыкова). Другие относят к ним активность ориентировки в новых условиях и инициативу в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к боле трудным заданиям (А.К. Маркова). В приведенной выше таблице представлена еще одна точка зрения – И.А. Зимней. Для чего знать все эти взгляды? По нашему мнению это чрезвычайно важно по двум причинам. Во-первых, для того, чтобы осознать многомерность и неоднозначность этой способности человека, тем более, что обученность развивается в процессе оптимально организованного обучения. Во-вторых, для того, чтобы выбрать адекватные методики оценки обучаемости.

Показатели оценивания творческих успехов учащихся, предложенные в таблице, носят обобщенный характер. В данном случае мы воспользовались рекомендациями Министерства образования и науки об исчислении образовательного рейтинга для учащихся, поступающих в профильные классы. Совершенно ясно, что приведенные в таблице показатели явно недостаточны для оценки творческих успехов учащихся, поэтому они не только могут, но и должны быть расширены в школьной программе мониторинга качества образования. Важно здесь помнить одно – эти показатели должны быть измеряемы.

Для определения критериев оценки условий достижения образовательных результатов , мы избрали ресурсный подход. О каких ресурсах идет речь? Прежде всего, это человеческие ресурсы – интеллект, здоровье, эмоции, творческие возможности учителей и учащихся. Это затраты времени как на классные, так и на домашние занятия. Это дидактические ресурсы в виде учебных книг и других пособий для учащихся. Это методические ресурсы – известные образовательные технологии, которые могут быть использованы в учебном процессе. С позиций «ресурсного» подхода, смысл мониторинга качества образования заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы:

    В какой мере удалось достичь желаемых результатов? Какие получены другие результаты, не совпадающие с первоначально поставленными целями?

    Какова цена достижения этих результатов? Насколько оправданны затраты человеческих ресурсов для достижения полученных результатов? Какие ресурсы не были использованы и почему?

    Какое время было использовано для достижения полученных результатов? Имело ли смысл тратить такое время для получения таких результатов? Можно ли было получить желаемые результаты за то время, которое было реально использовано?

    В какой мере выбранные дидактические и методические ресурсы обеспечили достижение желаемых результатов? Была ли необходимость и возможность использовать иные дидактические и методические ресурсы?

    В какой мере степень эффективности использования имеющихся ресурсов определялась характером управленческой деятельности администрации школы?

Постановка перечисленных выше вопросов связана с тем, что массовая школа, на которой государство всегда пыталось экономить, ограничивая финансовые ресурсы, выделяемые на ее нужды, отличается крайней неэффективностью в использовании тех ресурсов, которыми она располагает. Система школьного образования мало считается с затратами человеческих ресурсов, в результате чего дети часто тратят силы на изучение того, что не имеет существенного значения для их развития, а учителя - на решение педагогических задач, не имеющих решения.

Школьное образование рассчитано на определенное число лет обучения. Эти временные затраты считаются обязательными, но такая обязательность все же не означает, что дети обязаны в течение 11 лет все время отдавать исключительно школьной учебе, забывая о дополнительном образовании, спорте, досуге.

В условиях роста фонда дидактических и методических разработок в школе могут использоваться те, которые требуют наибольших затрат времени и приводят к наименьшим результатам, что не так продуктивно.

Завершая первую главу, отметим, что постановка задачи оценки качественного образо­вания не должна быть абстрактной. Так как многие характе­ристики качества могут быть измерены по целому ряду пока­зателей, решение данной задачи должно быть связано с опре­деленными, ясными, измеримыми стандартами и критериями. При этом основополагающими вопросами, на которые важно ответить, являются вопросы, что необходимо измерять и зачем. Только после ответа на эти вопросы, касающиеся полити­ки и философии образования, можно рассматривать вопросы категории как, связанные с процессами сбора и анализа дан­ных. В идеале любая оценка качества образования должна ос­новываться на концептуальных рамках, жестко увязанных с целями и обеспечивающими четкое понимание того, что имен­но необходимо измерить и оценить. В концептуальных рам­ках освещаются ключевые факторы, влияющие на предмет оценки и их взаимосвязь. Особенно важно, что эти рамки по­зволяют обоснованно оценить, обеспечивается ли измерение наиболее важных элементов образования.

В стратегических документах, посвященных перспективам развития российского образования, одним из приоритетных направлений является создание прозрачной объективной системы оценки его качества. Согласно проекту развития образования до 2020г. «…важную роль начнёт играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты…».

В условиях конкуренции на рынке труда начинает формироваться социальная база потребителей информации о качестве образовательных услуг, предоставляемых населению школами, о потенциале кадров, комфортности пребывания в ОО, дополнительных образовательных услугах и др. В этих объективных данных результатах деятельности как отдельного учителя, так и всего коллектива школы заинтересованы все уровни государственно-общественного управления образованием.

Совершенно очевидно, что помимо внешней оценки (ОГЭ и ЕГЭ в том числе) необходимо апробировать и новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальное развитие учащегося, профессиональный рост педагогов.

Внутришкольная система оценки качества образования (ШСОКО) представляет собой целостную систему диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой.

Целью создания такой системы является создание условий повышения качества образования через усиление потоков информации о результатах образования и соответствующих факторах.

Задачи функционирования системы качества образования в школе:

    получение объективной информации о состоянии качества образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

    привлечение общественности к внешней оценке качества образования на всех уровнях и ступенях;

    создание инструментария оценки качества образования (централизованная разработка процедур, технологий и инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований на основе апробированных российских и зарубежных аналогов);

    выработка управляющих воздействий с целью минимизации отклонений от эталонов качества образования.

Мы можем выделить следующие уровни сбора, хранения, анализа и предъявления информации о состоянии образовательного процесса:

    индивидуальный уровень – накопление информации и анализ результатов каждого учащегося в течение всего периода обучения, обеспечение мониторинга его индивидуальных образовательных достижений, выявление способностей и предрасположенности каждого учащегося к определенному спектру дисциплин;

    уровень класса или отдельных групп учеников – предоставление информации, необходимой учителям для их практической деятельности (корректировка программ, выбор технологий обучения и др.);

    уровень образовательной организации – сбор информации по различным предметам и классам для анализа работы учителей и получения данных, необходимых для корректировки рабочих программ, совершенствования технологий обучения, определения направлений повышения квалификации и принятия эффективных управленческих решений.

Чтобы не сбиться с верного курса предлагается осмыслить принципы формирования современной оценки качества образования.

I . Опора на современные и эффективные модели обучения, обеспечивающие баланс между внешней и внутренней оценкой качества образования.

Ликвидация противостояния друг другу двух подходов к оцениванию:

1) оценивание в целях отбора, мониторинга и обеспеченности отчетности. Акцент сделан на внешнюю оценку , ключевым элементом которой являются учебные достижения, измеряемые с помощью тестов и экзаменов (нормативно-ориентированное тестирование) и направлены на отбор, относительную оценку и рейтингование учащихся и образовательных организаций;

2) оценивание для обучения, способствующее обучению (assessment for learning). Образовательное оценивание нацелено на разработку тестов, в которых учащийся трактуется как индивид, а не в связи с другими учащимися, а также на использование измерения конструктивным образом – так, чтобы выявлять сильные и слабые стороны школьников и тем самым способствовать их образовательному индивидуальному прогрессу.

II . Оценка – механизм диалога и саморазвития всех субъектов образования через децентрализацию системы оценивания.

Позволит выстроить альтернативную систему оценки существующей сейчас, где оценка качества всегда превращалась в проверку и строилась на стремлении поймать недостатки и всех «построить». Перенос акцентов с внешней оценки на самооценку, с жёсткой централизации к децентрализованному и рефлексивному управлению. Цель децентрализации - усиление самостоятельности на уровне образовательных институтов. Важнейшими движущими силами высокого качества образования являются самостоятельные и компетентные учителя, самостоятельные и самоуправляемые школы, диалог родителей и школ, диалог школ и ведомства, проводящего образовательную политику.

Система оценки качества призвана помочь школе решить ее собственные проблемы. Региональные службы по оценке качества должны интересовать не то, какие результаты показывают ученики этой школы в данное время, а как школа оценивает эти результаты, как она строит стратегии по их улучшению. Помогать качественной самооценке ОО вместе с родительским сообществом и искать путь в открытую систему взаимной поддержки.

III . Ориентация оценки качества на принцип индивидуализации.

Это принцип означает нахождение учащимся своего индивидуального пути движения к получению качественного образования. Индивидуализация предполагает также переход от оценки «среза» к картине развития, к оценке индивидуального прогресса школьников.

IV . Оценка качества образования в основной школе опирается, с одной стороны, на достижения начальной школы, с другой стороны, находится «в зоне ближайшего развития» относительно старшей школы.

V . Оценка качества образования носит комплексный и накопительный характер. Прозрачна, открыта, объективна и оперативна за счет информатизации процесса оценивания.

Проблема обеспечения, оценки и управления качеством образования не является новой. Однако введение ФГОС требует новых подходов к оценке качества. В связи с этим можно выделить два ключевых вопроса: что понимать под качеством образования в условиях введения ФГОС; что предполагает оценка качества образования?

Под качеством образования мы понимаем образовательные результаты и условия, которые выражены в социализации учащихся. В этом смысле ключевой результат образования - успешная социализации учащихся, которая обеспечивается новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях в соответствии с основной образовательной программой ступеней общего образования школы. При этом в таком подходе нет никакого противопоставления со знаниями, умениями и навыками (ЗУН). Просто ЗУНы перестают быть самоцелью образования, а переходят в разряд инструментов обеспечения социализации учащихся, освоение ими ключевых компетентностей (универсальных учебных действий).

Что предполагает оценка качества образования? Оценка – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых показателей, образовательных ресурсов и условий заданным ООП эталонам. Что меняется в оценке качества образования с введением ФГОС? Модель оценки качества образования в соответствии с новыми стандартами предполагает оценку предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Для оценки предметных результатов рекомендуется использовать такой показатель как качество и динамика обученности. Во ВШК предметные результаты отслеживаются через результаты текущего оценивания, отражающие динамику индивидуальных достижений обучающихся, продвижение и достижение планируемых результатов освоения ООП; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных, предметных способов, действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге; результаты внеучебных достижений.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности, которые осваиваются обучающимися на базе учебных предметов. Для оценки метапредметных образовательных результатов рекомендуется использовать такие показатели как уровень сформированности регулятивных УУД (навыки самоуправления); уровень сформированности познавательных УУД (мыслительные, логические умения и другие); уровень сформированности коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и другие); уровень развития ИКТ-компетентности (владение ПК, навыки грамотного, безопасного использования Интернет-ресурсов, преобразование информации).

При оценке метапредметных результатов также можно использовать: контрольные работы по предметам; оценку конкретного вида УУД; комплексные задания на межпредметной основе; совместные работы на общий результат.

Личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдений, получением информации от семьи. Критериальной оценкой личностных результатов могут быть также различные уровневые шкалы, например, высокий уровень, средний уровень, низкий уровень и многие другие формы. Оценивается учебно-познавательная мотивация учащихся, социальные компетенции и ценностно-смысловые установки. Наиболее важным критерием оценки может являться способность учащихся к осознанному выбору своей индивидуальной образовательной траектории обучения и развития. При этом уровень развития, воспитания и культуры учащегося проявляется как непосредственно на уроке, так и во внеклассной и внешкольной деятельности, особенно в деятельности носящей социальный характер, направленный на помощь другим людям, на охрану окружающей природной среды.

С введением стандартов появилась необходимость выстраивания целостной системы проведения мониторинга качества образования. Особенность мониторинга: использование унифицированных показателей для объективности оценки результатов разных ОУ; участие в мониторинге социальных партнеров для обеспечения прозрачность результатов; полнота информации для принятия управленческих решений; оценка промежуточных и конечных результатов для выявления динамики обучающихся и эффективности управления; вариативность для обеспечения гибкости мониторинга. Инновационными чертами мониторинга также являются оценка методом «сложения» всех результатов, уровневый подход в инструментарии и представляемых результатах; формирование накопительной оценки.

Все полученные результаты фиксируются и позволяют распределить обучающихся каждого класса по всем предметам по уровням усвоения материала, уровням учебной мотивации, сформированности УУД и т.д. Эта информация является важной, так как она поможет педагогу, ученику и родителю видеть как динамику продвижения, так и затруднения, над которыми следует работать. Понимание и интерпретация результатов помогут педагогам осуществлять более эффективное педагогическое сопровождение. Кроме того, результаты дадут информацию о результативности работы самого педагога, что позволит простроить его индивидуальный маршрут профессионального развития.

Стандарт, определяя требования к планируемым результатам, ставит перед педагогом новую задачу – определять цели с учетом этих требований, цели ставить операционально, т.е. так, чтобы можно было отследить уровень ее реализации, усвоения обучающимися темы урока, приращения УУД. Типология уроков по ФГОС позволяет педагогу работать в определенной схеме-алгоритме, но дает широкий спектр для проявления творчества и педагогического мастерства при наполнении каждого этапа урока конкретным содержанием и видами деятельности.

Качество образования в школе – это соотношение цели и результата при условии, что цель поставлена только операционально и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне.

Заключение

В «Законе об образовании» говорится о необходимости внутренней системы оценки качества образования в школе. И эта система в нашей школе формируется. Необходимо добавить, что в повседневной школьной жизни эта системная работа включает в себя не только оценку, но и корректировку. Здесь очень важна слаженная работа всех сторон образовательного процесса: учитель, классный руководитель, администрация, родители и сами учащиеся. В нашей школе в системе проводятся совещания по предварительным итогам четверти (полугодия, года), на которых обсуждаются все проблемные моменты. Это определение возможных вариантов индивидуальной работы с неуспевающими учащимися, с учащимися, которые могут учиться без троек, но начинают сдавать свои позиции, с возможными отличниками. Это совместный поиск путей решения проблем. Нередко результатами наших совещаний становятся как беседы на уровне администрации школы с самими учащимися, так и с их родителями.

Оценивая качество образовательного процесса, мы отслеживаем качество уроков, внеурочных мероприятий по изучаемым предметам и по воспитательной работе, качество методической работы. Оценка проходит через внутришкольный контроль, анализ уроков, мероприятий. Результаты оценки обсуждаются на методическом совете и предметных методических объединениях. Результаты оценки позволяют планировать методическую работу, корректировать содержание и технологии внутришкольного контроля

В новых федеральных государственных стандартах образования большое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся. В нашей школе внеурочной деятельности по предметам отводится значительное место, так как мы твёрдо убеждены, что это способствует формированию устойчивой осознанной мотивации к процессу обучения.

В рамках внеурочной деятельности ежегодно проводятся предметные недели, научно-практическая ученическая конференция, учащиеся принимают участие в олимпиадах и конкурсах всех уровней, которые предлагают учителя-предметники. На базе школы хорошо сформирована система дополнительного образования по филиалу ДЮСШ по волейболу, по вольной борьбе, работает налаженно изостудия «Кун бытархайа».

Всё вышесказанное, несомненно, является составляющими единой системы работы над повышением качества образования. Но залогом успеха, в первую очередь, является позитивный настрой на учебный процесс всех участников образовательных отношений: учащихся, родителей и педагогов. И мы стараемся этот настрой поддерживать

Оценка качества образования в нашей школе осуществляется в следующих формах и направлениях:

Оценка общего уровня усвоения учащимися начальной школы основных знаний и умений по общеобразовательным предметам;

Мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (в том числе и в новой форме);

Мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов в форме ЕГЭ;

Мониторинг качества образования на основе государственной аккредитации образовательного учреждения;

Мониторинг и диагностика учебных достижений учащихся по завершении начальной, основной и средней школы по каждому учебному предмету и по завершении учебного года (в рамках вводного, промежуточного и итогового контроля);

Мониторинг уровня и качества воспитанности, обеспечиваемого в образовательном учреждении;

Аттестация педагогических работников

Мониторинг проведения конкурсных мероприятий;

Самоанализ деятельности, осуществляемый педагогическими работниками;

Олимпиады;

Творческие конкурсы.

Основные виды оценки качества образования в общеобразовательном учреждении

Основными видами оценки качества образования в образовательном учреждении являются: внутренний и внешний аудит, общественная экспертиза. Оценка качества образования в ОУ может быть посредством существующих Процедур:

    мониторинг образовательных достижений обучающихся на разных уровнях обучения (промежуточная аттестация);

    анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников, результатов внешней оценки качества образовательных достижений;

    анализ творческих достижений школьников;

    анализ результатов аттестации педагогических и руководящих работников;

    анализ результатов статистических и социологических исследований, проведенных по инициативе администрации и органа государственно-общественного управления школы;

    внутришкольный контроль;

    результаты медицинских исследований школьников;

    результаты психологических измерений (например, скрининг психологического комфорта, готовности детей к обучению в школе и др.);

    анализ результатов внешнего аудита;

    иные психолого-педагогические и медицинские, социологические исследования, проведенные по инициативе субъектов образовательного процесса.

Каким образом оценивается качество образовательных услуг, предоставляемых школой?

Во-первых, по результатам государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Во-вторых, по показателям процента успеваемости (без двоек) и качества знания (учащиеся окончившие четверть/год без троек)

В-третьих, результаты участия школьников в олимпиадах и конкурсах по предметам.

Основные механизмы оценки качества образования должны быть направлены на создание условий для перехода к управлению качеством образования на основе систем показателей и индикаторов. С этой целью необходимо разработать модель мониторинга оценки качества образования. Основой такой модели должна стать информационная система, с помощью которой система оценки качества приобрела бы открытый, оперативный, прозрачный характер и имела бы не только количественный, но и содержательный (качественный) аспект.