К критике политической экономии. К

Алексеева Т.А. Современные политические теории

К.Маркс высказал критику в адрес политэкономов за то, что, вскрыв язвы капитализма, они рассматривали их как его неизбежный компонент. Более того, они призывали людей к принятию капитализма и к упорному труду во имя успеха в этой системе. Они также, с точки зрения Маркса, не заметили извечный конфликт между капиталистами и рабочими и не поставили вопрос о радикальном изменении экономического порядка. Маркс же, как известно, был последовательным и убежденным сторонником радикальных перемен, перехода от капитализма к социализму.

ПРОЛЕТАРИАТ/БУРЖУАЗИЯ - в трудах Маркса пролетариат - это городское население рабочих, получающих заработную плату. Буржуазия - средний класс, состоящий из владельцев фабрик, магазинов, а также банкиров, финансистов и их помощников, включая чиновников и лиц интеллектуального труда. Термин «пролетарий» происходит от древнего латинского слова, обозначавшего низший класс населения Рима. Термин «буржуазия» происходит от средневекового понятия «бурж», означавшего обнесенный стенами город. Бюргеры, или буржуа, были жителями такого города, а позднее буржуа стали называть торговцев и руководителей цехов, которые составляли экономическую элиту городов в противоположность аристократам, благосостояние и власть которых основывались на землевладении.

Перу Маркса принадлежит множество работ, посвященных практически всем аспектам жизни и развития общества и государства. Крайне трудно кратко изложить их содержание. Попытаемся остановиться хотя бы на основных его идеях, имеющих отношение к политической теории.

Маркс разработал теорию капиталистического общества, в основе которой лежит специфическое представление о природе человека. Он полагал, что люди в основе своей являются производительными существами, то есть для того, чтобы выжить, они вынуждены трудиться, при этом взаимодействуя с природой и находясь внутри ее. Они производят пищу, одежду, инструменты, дома и другие необходимые для жизни вещи. Благодаря своей естественной производительности, люди, кроме того, выражают свой творческий потенциал. Творческие импульсы реализуются совместно с другими людьми, иными словами, люди по природе своей социальны. Они должны в совместном труде создавать все, необходимое для жизни.

На протяжении всей истории этот естественный процесс подвергался искажениям, поначалу под воздействием убогих условий жизни в примитивном обществе, а позднее - разнообразных структур, создаваемых обществом. Эти структуры вмешиваются в естественный производственный процесс. Но именно в капиталистическом обществе это проявилось наиболее сильно - слом естественного производственного процесса достиг своей кульминации.

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА (БАЗИС) - состоит из трех элементов: средства производства (сырье, земля и энергетические ресурсы, с которыми работают люди), производительные силы (фабрики, машины, технологии, знание и опыт) и производственных отношений. Система отношений, связывающая тех, кто обладает контролем над средствами производства, и тех, кто ими не обладает и продает свой наемный труд, называется производственными отношениями.

НАДСТРОЙКА - второстепенные аспекты общества, такие, как структура законодательства, господствующая религия, искусство и литература, а также форма и организация государства. Общество, тем самым, основывается на той его части, которая называется базисом.

В условиях капитализма происходит слом естественной связи между людьми, а также между людьми и тем, что они производят. В этом заключается смысл концепции отчуждения.

ОТЧУЖДЕНИЕ - Маркс рассматривает людей как существ, участвующих в общественном производстве, которые реализуют себя и обретают свое счастье через свободное, производительное, здоровое осуществление своих естественных способностей в совместном труде с другими людьми. Капитализм мешает этому осуществлению, отчуждая людей от продуктов труда, от самого труда, от их собственной человеческой природы и друг от друга. В результате происходит обнищание большинства, абсурдное в условиях технической рациональности.

Отчуждение возникает в силу наличия двух классов в обществе, когда малочисленные капиталисты владеют всем производственным процессом, продуктами производства и рабочим временем тех, кто на них работает. Вместо того, чтобы производить для себя, что было бы естественным, в капиталистическом обществе люди производят нечто для капиталиста. С интеллектуальной точки зрения, Маркса прежде всего интересовали структуры капитализма и то, как они эксплуатируют трудящихся. В плане политической теории этот интерес подтолкнул его к разработке проблем освобождения людей от капиталистической эксплуатации.

Таким образом, для Маркса особое значение имеет тот факт, что одни люди контролируют других. И дело не только в том, что одна группа населения участвует в физическом труде, а другая нет, суть дела заключается в наличии частной собственности. Иными словами, линия водораздела проходит между теми, кто владеет средствами призводства, и теми, кто продает свой наемный труд. Первые контролируют, или иначе, эксплуатируют вторых. Эксплуатация заключается в том, что те, кто непосредственно не участвуют физически в производственном процессе, владеют частью продукта, произведенного другими, хотя сами ничего не сделали для его производства.

Маркс вовсе не считал себя политическим теоретиком. Его труды охватывают слишком широкий круг вопросов для того, чтобы ограничить их лишь политической теорией, однако в работах Маркса можно встретить многие ее элементы.

По мнению Маркса, главное место в надстройке занимает государство, являющееся инструментом правящего класса для сохранения своего господства. По мере изменения производственных отношений изменяется и характер государства. Внутренняя структура любого государства определяется степенью развит производительных сил. Новые производительные силы обязательно сопровождаются развитием разделения труда. Кроме того, все стадии этого развития могут рассматриваться как типы и формы собственности. Маркс выделяет четыре стадии в развитии собственности:

1. Эдем. Первобытно-обшиныый строй. Производства еще нет. Люди занимаются охотой и рыболовством, выращивают домашних животных. Разделение труда еще крайне примитивно, как правило, на уровне разделения труда внутри семьи.

2. Рабство. Сюда Маркс относит рабовладельческую и феодальную формации. Зародыши рабства были уже в Эдеме, однако своей «чистой» формы оно достигает только с ростом населения, общества усложняются, взаимодействие между племенами приобретает форму торговли или войны. В «Немецкой идеологии» Маркс пишет о том, что поначалу в сложных племенных общинах, возникших в результате объединения нескольких племен, сохраняются традиционные формы общинной собственности, которые существуют наряду с частной собственностью, которая поначалу возникает как аномалия, а в конечном счете вытесняет общинные традиции. При феодализме, который является системой производства, основанной на земельной собственности, государство контролировалось земельной аристократией. Все люди разделены на владеющих и не владеющих землей.

3. При капитализме основная форма собственности - капиталистическая. Появляется класс торговцев, капитализм и означает победу этого нового класса, который часто называют средним классом, или буржуазией. При капитализме, когда капитал имеет большее значение, чем земля, обладающий капиталом класс капиталистов контролирует государство. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали:

«Современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии».

4. Еще одна форма собственности - социалистическая. Социалистическая революция может произойти, полагал Маркс, когда рабочие осознают свою власть над работодателями. Если буржуазную революцию можно охарактеризовать как победу буржуазии над феодальными землевладельцами, то социалистическая революция - это победа рабочих над буржуазией.

По Марксу, любая философская или политическая теория всегда служит господствующему классу. Теория Маркса также носит классовый характер, но она служит другому классу - пролетариату. Исторический материализм Маркса, по существу, обосновывал необходимость революции рабочего класса.

Маркс предсказал появление нового класса промышленных рабочих - пролетарита, который в один прекрасный день вступит в бой с буржуазией. После победы пролетариата он будет заниматься «государственным управлением, но господства больше не будет».

Государство же попросту «отомрет» (позднее эта идея будет развита В.И.Лениным в работе «Государство и революция»). Процитируем Фридриха Энгельса:

«Пролетариат берет государственную власть и превращает средства производства прежде всего в государственную собственность. Но тем самым он уничтожает самого себя как пролетариат, тем самым он уничтожает все классовые различия и классовые противоположности, а вместе с тем и государство. Существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое движется к классовым противоположностям, было необходимо государство, т.е. организация эксплутатрского класса для поддержания его внешних условий производства, в особенности для насильственного удержания эксплуатируемого класса в определенных данным способом производства условиях подавления (рабство, крепостничество или феодальная зависимость, наемный труд). Государство было официальным представителем всего общества, его сосредоточением в видимой корпорации, но оно было таковым лишь постольку, поскольку оно было государством того класса, который для своей эпохи один представлял все общество: в древности оно было государством рабовладельцев - граждан государства, в средние века - феодального дворянства, в наше время - буржуазии. Когда государство наконец-то становится представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним».

К.Маркс. К критике политической экономии

Алексеева Т.А. Современные политические теории

К.Маркс высказал критику в адрес политэкономов за то, что, вскрыв язвы капитализма, они рассматривали их как его неизбежный компонент. Более того, они призывали людей к принятию капитализма и к упорному труду во имя успеха в этой системе. Они также, с точки зрения Маркса, не заметили извечный конфликт между капиталистами и рабочими и не поставили вопрос о радикальном изменении экономического порядка. Маркс же, как известно, был последовательным и убежденным сторонником радикальных перемен, перехода от капитализма к социализму.

ПРОЛЕТАРИАТ/БУРЖУАЗИЯ - в трудах Маркса пролетариат - это городское население рабочих, получающих заработную плату. Буржуазия - средний класс, состоящий из владельцев фабрик, магазинов, а также банкиров, финансистов и их помощников, включая чиновников и лиц интеллектуального труда. Термин «пролетарий» происходит от древнего латинского слова, обозначавшего низший класс населения Рима. Термин «буржуазия» происходит от средневекового понятия «бурж», означавшего обнесенный стенами город. Бюргеры, или буржуа, были жителями такого города, а позднее буржуа стали называть торговцев и руководителей цехов, которые составляли экономическую элиту городов в противоположность аристократам, благосостояние и власть которых основывались на землевладении.

Перу Маркса принадлежит множество работ, посвященных практически всем аспектам жизни и развития общества и государства. Крайне трудно кратко изложить их содержание. Попытаемся остановиться хотя бы на основных его идеях, имеющих отношение к политической теории.

Маркс разработал теорию капиталистического общества, в основе которой лежит специфическое представление о природе человека. Он полагал, что люди в основе своей являются производительными существами, то есть для того, чтобы выжить, они вынуждены трудиться, при этом взаимодействуя с природой и находясь внутри ее. Они производят пищу, одежду, инструменты, дома и другие необходимые для жизни вещи. Благодаря своей естественной производительности, люди, кроме того, выражают свой творческий потенциал. Творческие импульсы реализуются совместно с другими людьми, иными словами, люди по природе своей социальны. Они должны в совместном труде создавать все, необходимое для жизни.

На протяжении всей истории этот естественный процесс подвергался искажениям, поначалу под воздействием убогих условий жизни в примитивном обществе, а позднее - разнообразных структур, создаваемых обществом. Эти структуры вмешиваются в естественный производственный процесс. Но именно в капиталистическом обществе это проявилось наиболее сильно - слом естественного производственного процесса достиг своей кульминации.

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА (БАЗИС) - состоит из трех элементов: средства производства (сырье, земля и энергетические ресурсы, с которыми работают люди), производительные силы (фабрики, машины, технологии, знание и опыт) и производственных отношений. Система отношений, связывающая тех, кто обладает контролем над средствами производства, и тех, кто ими не обладает и продает свой наемный труд, называется производственными отношениями.

НАДСТРОЙКА - второстепенные аспекты общества, такие, как структура законодательства, господствующая религия, искусство и литература, а также форма и организация государства. Общество, тем самым, основывается на той его части, которая называется базисом.

В условиях капитализма происходит слом естественной связи между людьми, а также между людьми и тем, что они производят. В этом заключается смысл концепции отчуждения.

ОТЧУЖДЕНИЕ - Маркс рассматривает людей как существ, участвующих в общественном производстве, которые реализуют себя и обретают свое счастье через свободное, производительное, здоровое осуществление своих естественных способностей в совместном труде с другими людьми. Капитализм мешает этому осуществлению, отчуждая людей от продуктов труда, от самого труда, от их собственной человеческой природы и друг от друга. В результате происходит обнищание большинства, абсурдное в условиях технической рациональности.

Отчуждение возникает в силу наличия двух классов в обществе, когда малочисленные капиталисты владеют всем производственным процессом, продуктами производства и рабочим временем тех, кто на них работает. Вместо того, чтобы производить для себя, что было бы естественным, в капиталистическом обществе люди производят нечто для капиталиста. С интеллектуальной точки зрения, Маркса прежде всего интересовали структуры капитализма и то, как они эксплуатируют трудящихся. В плане политической теории этот интерес подтолкнул его к разработке проблем освобождения людей от капиталистической эксплуатации.

Таким образом, для Маркса особое значение имеет тот факт, что одни люди контролируют других. И дело не только в том, что одна группа населения участвует в физическом труде, а другая нет, суть дела заключается в наличии частной собственности. Иными словами, линия водораздела проходит между теми, кто владеет средствами призводства, и теми, кто продает свой наемный труд. Первые контролируют, или иначе, эксплуатируют вторых. Эксплуатация заключается в том, что те, кто непосредственно не участвуют физически в производственном процессе, владеют частью продукта, произведенного другими, хотя сами ничего не сделали для его производства.

Маркс вовсе не считал себя политическим теоретиком. Его труды охватывают слишком широкий круг вопросов для того, чтобы ограничить их лишь политической теорией, однако в работах Маркса можно встретить многие ее элементы.

По мнению Маркса, главное место в надстройке занимает государство, являющееся инструментом правящего класса для сохранения своего господства. По мере изменения производственных отношений изменяется и характер государства. Внутренняя структура любого государства определяется степенью развит производительных сил. Новые производительные силы обязательно сопровождаются развитием разделения труда. Кроме того, все стадии этого развития могут рассматриваться как типы и формы собственности. Маркс выделяет четыре стадии в развитии собственности:

1. Эдем. Первобытно-обшиныый строй. Производства еще нет. Люди занимаются охотой и рыболовством, выращивают домашних животных. Разделение труда еще крайне примитивно, как правило, на уровне разделения труда внутри семьи.

2. Рабство. Сюда Маркс относит рабовладельческую и феодальную формации. Зародыши рабства были уже в Эдеме, однако своей «чистой» формы оно достигает только с ростом населения, общества усложняются, взаимодействие между племенами приобретает форму торговли или войны. В «Немецкой идеологии» Маркс пишет о том, что поначалу в сложных племенных общинах, возникших в результате объединения нескольких племен, сохраняются традиционные формы общинной собственности, которые существуют наряду с частной собственностью, которая поначалу возникает как аномалия, а в конечном счете вытесняет общинные традиции. При феодализме, который является системой производства, основанной на земельной собственности, государство контролировалось земельной аристократией. Все люди разделены на владеющих и не владеющих землей.

3. При капитализме основная форма собственности - капиталистическая. Появляется класс торговцев, капитализм и означает победу этого нового класса, который часто называют средним классом, или буржуазией. При капитализме, когда капитал имеет большее значение, чем земля, обладающий капиталом класс капиталистов контролирует государство. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали:

«Современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии».

4. Еще одна форма собственности - социалистическая. Социалистическая революция может произойти, полагал Маркс, когда рабочие осознают свою власть над работодателями. Если буржуазную революцию можно охарактеризовать как победу буржуазии над феодальными землевладельцами, то социалистическая революция - это победа рабочих над буржуазией.

По Марксу, любая философская или политическая теория всегда служит господствующему классу. Теория Маркса также носит классовый характер, но она служит другому классу - пролетариату. Исторический материализм Маркса, по существу, обосновывал необходимость революции рабочего класса.

Маркс предсказал появление нового класса промышленных рабочих - пролетарита, который в один прекрасный день вступит в бой с буржуазией. После победы пролетариата он будет заниматься «государственным управлением, но господства больше не будет».

Государство же попросту «отомрет» (позднее эта идея будет развита В.И.Лениным в работе «Государство и революция»). Процитируем Фридриха Энгельса:

«Пролетариат берет государственную власть и превращает средства производства прежде всего в государственную собственность. Но тем самым он уничтожает самого себя как пролетариат, тем самым он уничтожает все классовые различия и классовые противоположности, а вместе с тем и государство. Существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое движется к классовым противоположностям, было необходимо государство, т.е. организация эксплутатрского класса для поддержания его внешних условий производства, в особенности для насильственного удержания эксплуатируемого класса в определенных данным способом производства условиях подавления (рабство, крепостничество или феодальная зависимость, наемный труд). Государство было официальным представителем всего общества, его сосредоточением в видимой корпорации, но оно было таковым лишь постольку, поскольку оно было государством того класса, который для своей эпохи один представлял все общество: в древности оно было государством рабовладельцев - граждан государства, в средние века - феодального дворянства, в наше время - буржуазии. Когда государство наконец-то становится представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним».

Таким образом, в идеях Маркса можно выделить, по крайней мере, два варианта оценки отношений между государством и имеющимися классами общества.

Первая из них и, по-видимому, наиболее влиятельная, - это взгляд на то, что государство является инструментом господствующего класса, служащее его долговременным интересам. Именно этот подход был изложен в «Манифесте Коммунистической партии». Здесь Маркс говорит о классовой борьбе как простом столкновении противоположностей.

Вторая говорит об отношениях государства и конкретных классов общества. Именно об этом Маркс писал в статьях, посвященных политическим событиям во Франции - «Классовая борьба во Франции» (1850) и «Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта» (1852). Маркс подчеркивает наличие множества классов, а также показывает, каким образом государство, с одной стороны, доминирует в гражданском обществе, а с другой, - ограничивает власть буржуазии. Таким образом, государственные органы отнюдь не только выполняют функцию долгосрочной координации интересов господствующих классов. Маркс видел роль государства также и в ограничении и сдерживании тех, кто владеет средствами производства.

КЛАССЫ - «......большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они раполагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (В.И.Ленин).

Государство, таким образом, одновременно и является автономным, и служит интересам правящего класса. Следует, однако, заметить, что в своих ранних статьях Маркс еще не сформулировал целостного подхода к государству и его будущему.

Но и позднее Маркс не так уже много внимания уделил образу будущего коммунистического общества. Его больше интересовало, как именно можно приблизить крах капитализма. Он полагал, что противоречия и конфликты в капитализме диалектически приведут его к окончательному краху, но он не считал этот процесс неизбежным. В соответствующее время понадобятся определенные действия людей, и коммунистическое общество станет реальностью. В распоряжении капиталистов огромные ресурсы для предотвращения наступления коммунизма, но даже с ними сможет справиться классово сознательный пролетариат. Коммунистическое общество - это общество, в котором впервые можно будет достичь марксистского идеала производительности. С помощью современной техники люди будут взаимодействовать с природой и другими людьми гармонично ради производства необходимых для жизни материальных благ. Иными словами, в таком обществе будет покончено с отчуждением. Он предсказал, что истинное коммунистическое общество, где не будет господства одного класса над другими, не будет нуждаться в государстве как таковом и заменит его рациональным управлением в общих интересах.

У Маркса с самого начала было немало последователей и еще больше противников. Можно даже утверждать, что вся политическая теория XX века в немалой степени является отражением спора между марксистами и антимарксистами. Более того, негативная реакция на идеи Маркса в немалой степени способствовала формированию современной западной политической теории как таковой.

Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английский и французских писателей XVIII века, называют «гражданским обществом», и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии <...> В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества.

К. Маркс

К критике политической экономии

(Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.13. С.6-8)

Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей XVIII века, называет «гражданским обществом», и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии. …Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.

Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно также нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества.

К теме «СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ»

Ф. ЭНГЕЛЬС

Развитие социализма от утопии к науке

(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.22. С.306.)

«Исторический материализм» - понятие, употребляемое для обозначения «того взгляда на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой».

[Тайна эксплуатации ] – Капитал. Т.1. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.219-220, 342)

… Действием рабочей силы не только воспроизводится ее собственная стоимость, но и производится кроме того избыток стоимости. Эта прибавочная стоимость образует избыток стоимости продукта над стоимостью элементов, потребленных для образования продукта, т.е. над стоимостью средств производства и рабочей силы...

Избыток всей стоимости продукта над суммой стоимости элементов, участвующих в его образовании, есть избыток возросшего в своей стоимости капитала над первоначально авансированной капитальной стоимостью.

…Прежде всего движущим мотивом и определяющей целью капиталистического процесса производства является возможно большее самовозрастание капитала, т.е. возможно большее производство прибавочной стоимости, следовательно, возможно большая эксплуатация рабочей силы капиталистом.

Лондон, январь 1859г.

Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок.

Связь трех других - очевидна.

Первый отдел первой книги трактует о капитале.

2)деньги (простое обращение).

3)капитал вообще.

От частного к общему. Юриспруденция, философия, история. “Материальные интересы”. Работа в “Reinische Zeitung”. Первая работа - критический разбор гегелевской философии права (Введение уже 1844).

Вывод: Правовые отношения и формы государства не могут быть поняты из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненых отношениях “гражданского общества” (Гегель) и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии.

Париж, Брюссель.

Результат: В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производственных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котром воздвигается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.

Не сознание людей определяет их бытие, а напротив, их общественное бытие определяет их сознание.

Способ производства материальной жизни обуславливают социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

На известной ступени своего развития материальные производственные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями (юридически - отношениями собственности), внутри которых они дро сих пор развивались. Из форм развития эти отношения становятся оковами: наступает эпоха социальной революции.

Изменение экономической основы влечет за собой переворот надстройки.

Следует отличать экономический переворот от идеологических форм. Объяснять сознание из противоречий материальной жизни. Из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями.

Буржуазные производственные являются последней антагонистической формой общественного процесса производства. Антагонизм - вобщественных условиях жизни индивидуумов.

Буржуазной экономической формацией завершается предыстория человечества.

Работа с Энгельсом: критика послегегелевской философии.

“Манифест коммунистической партии” - Маркс & Энгельс.

Маркс: “Речь о свободе торговли”, “Нищета философии”.

Работа в 1850 г. в Лондоне.

New York Daily Tribune.

Взгляды Маркса - составляют результат добросовестных исследований.

П. Чаадаев. “Философические письма”. (1829-30гг.)

I. Учение, основанное на высшем начале единства и непосредственной передаче истины в непрерывном преемстве её служителей, только и может быть самым согласным с подлинным духом религии, потому что дух этот заключается всецело в идее слияния всех нравственных сил в одну мысль и чуство и постепенном установлении социальной истины или церкви, которая должна водворить царство истины среди людей.

Одна из самых прискорбных особенностей нашей цивилизации состоит в том, что мы всё ещё открываем истины, ставшие избитыми в других странах. Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и не имеем их традиций. Мы стоим вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. То, что издавна составляло самую суть общества и жизни, для нас ещё теория и умозрение.

У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства. Это пора великих свершений, самых сильных и плодотворных идей. Мы не имели ничего подобного: дикое враварство, жестокое иноземное владычество. Нет действенных наставлений в нац. традиции. Мы живём лишь в самом ограниченном настоящем, среди плоского застоя. Как можно ожидать в обществах начатков добра, пока эти общества колеблются без убеждений? Мы не восприняли даже традиционных идей человеческого рода, нам следует их воспитать.

Народы живут только сильными впечатлениями в их умах от прошлых времён и общением с другими народами. То, что у других народов является привычкой, инстинктом, то нам приходится вбивать ударом молота. У нас всецело заимствованная и подражательная культура. Мы воспринимаем лишь готовые идеи, у нас нет последовательности развития мысли.

Народы - существа нравственные, их воспитывают века. Мы же существуем лишь с целью преподать урок миру.

Народы Европы имеют общее лицо (несмотря на разделение на ветви латинскую и тевтонскую, юг и север). Атмосфера Запада - это мысли о долге, справедливости, праве, порядке. Лучшие идеи, лишённые связи и последовательности, как бесплодные заблуждения парализуются в нашем мозгу. Обратите внимание на немоту русских лиц! Конечно, у нас есть не только пороки, а у Европы - не только добродетели, но исследование это посвящено общему духу наций.

Массы подчиняются известным силам, стоящим у вершин общества. Непосредственно массы не размышляют, среди них имеется известное число людей, которое даёт толчок коллективному сознанию нации. Где же наши мудрецы?!

Раскинувшись между Востоком и Западом, мы должны были объединить два великих начала духовной природы - воображение и разум. Мы же миру ничего не дали, а всё взятое исказили.

Как мы можем сразу усвоить вековой прогресс Европы, даже не потрудившись узнать, как он свершился? В христианском мире всё должно непременно способствовать установлению совершенного строя на Земле. Две функции христианства: действие на индивидуальное и общее сознание. Все народы Европы шли христианским путём рука об руку.

Интересы создавались из убеждений. Общая идея влияния христианства: духовная, умственная, социальная.

II. Задача не в расширении области наших идей, а в исправлении их и придании им нового напрвления. Почему русский народ попал в рабство при христианстве? Почему православная церковь не помешала этому? Всё благо, что мы совершаем, есть присущая нам способность подчиняться некой неведомой силе. Человек, собирая воедино наблюдения предшествующих поколений, создаёт систему познания, подтверждаемую его собственным опытом, а великое орудие исчисления облекает его в неизменную форму математической достоверности. Невозможно исследовать духовную природу, так как она свободна. Общий закон должен быть преподан нам высшим разумом. Нет такого человеческого знания, которое может заменить божественное.

III. Нет иного человеческого разума, кроме подчинённого (божественному разуму). Человек всегда ощущает силу вне себя самого, отсюда все наши идеи о добре, долге, законе, добродетели. Главный вопрос жизни - как открыть действие верховной силы на нас? Чему мы должны подчиниться? В вопросе о природе нашего познания выясняется, что синтез для разума более естественен, чем анализ, поэтому человек чаще пользуется индукцией в своём познании, нежели дедукцией. Настоящая основа нашей умственной мощи - логическое самоотречение (следует логически познать, насколько наш разум и силы ничтожны перед божественным разумом и силой). Полная подчинённость - высшая ступень человеческого совершенства. Прекрасное, вновь обретённое, существование (полного добровольного подчинения Богу, жизни по его законам) не требует выхода из мира, окружающего нас. Бог не создал время, он позволил человеку время создать (путём памяти). Чтобы судить о вещах, необходимо иметь понятие о добре и зле, они нам врождены, Бог создал нас с ними.

IV. Всякое естественное явление можно рассматривать как число. Действительные величины имеются лишь в нашем уме, а во Вселенной - лишь числовые видимости, в их формах материальность открывается нашим взорам (см. о познании как исчислении идей у Бэкона и Гоббса; для образования понятия “красная колючая роза” следует к понятию “роза” прибавить два других понятия и. т. д. и. т. п.). В применении к явлениям природы наука чисел достаточна для эмпирического познания, но не соответствует требуемой достоверности в абстрактном познании, ведь числом не может ограничиваться бесконечность божественной мысли.

Три возвышающих открытия эмпирических наук: анализ Декарта, наблюдение Бэкона и небесная геометрия ньютона. Две основные силы природы - тяготение и отталкивание. Всё сотворённое находится в непосредственном движении, что требует от нас представления о силе, внешней движимому предмету. Закон движения всеобщ физическому, нравственному и умственному миру. Собственные действия человека - лишь случайная причина, поскольку действует лишьв соединении с другой, высшей, силой. Я действительно и постоянно действую, хотя и подчиняюсь чему-то, что сильнее меня, - Я сознаю. Один разум подчиняется другому, но сохраняет свою власть и способности. Собственное действие человека совершается лишь по закону (установленному Богом). Когда мы от этого закона отступаем, действия наши определяются тем ничтожным, что нас окружает.

V. Закон не может быть дан человеческим разумом самому себе, так же как и любой другой вещи. Закон духовной природы нам раз навсегда предуказан (как, впрочем, и физической природы). Мысль человека есть мысль рода человеческого. Подлинное духовное начало искалечено и извращено природой человека.

Все наши идеи - последствия некоторого числа передаваемых традиционно понятий.

VI. Бог непосредственно и постоянно воздействует на разум человека. Всё сырьё истории уже исчерпано, народы уже выявили все свои традиции. Истории теперь осталось только одно - осмысливать. У всех народов следует сформировать ощущение своих судеб, истинное национальное сознание, состоящее из некоторого числа очевидных истин, выведенных на основе их воспоминаний. Тогда все народы вместе пойдут к одной цели, к Я собирательного человеческого существа. Народы могут быть нравственны и безнравственны, как и люди. Ярчайший пример безнравственности народа - древние греки.

В продолжении ряда веков Европа сотавляла единую федеральную ситему, разорванную лишь Реформацией. Отличительные черты нового общества следует искать в большой семье христианских народов - именно здесь находится элемент устойчивости и истинного прогресса. С Европой нравственное начало получило новый закон и устройство. Мировой разум не есть ли теперь разум христианский? Но прогресс человеческой природы не безграничен. Как только человек удовлетворил свой материальный интерс, он более не идёт вперёд, хорошо если ещё не отступает назад. В Греции, Риме, Китае, Индокитае преобладал исключительно земной интерес, не поднимающийся до потребностей истинно нравственного существа. Реформация в Европе также свела христианскую идею к земному интересу, обесценила её. Но признавая крах религии, мы тем самым должны признать ложь Иисуса Христа, что невозможно. Реформация вернула в мир разобщённость язычества, индивидуальные черты национальностей, расколола целостную Европу, отбросила человека в одиночество его личности. К чему нам объединяться со Спасителем, если мы разъединены между собой? Следует вновь соединить все христианские вероисповедания, сделать христианство единым и вместе идти в высшей цели.

VII. Наше незнание истории вызвано не недостатком фактов, а недостатком их осмысления.

Греки боготворили материальное в человеке, это был апофеоз материи. Древняя история знает множество примеров выдающихся личностей, как положительных, так и отрицательных, склонявших человечество как к духовному “+”, так и к материальному “ -», началам. Положительная оценка Моисея, Давида, Эпикура, Магомета, отрицательная - Сократа, Марка Аврелия, Аристотеля, Гомера.

VIII. Окончательное просветление человечества должно вытекать из общего смысла истории (почерпнутого нетолько из Библии).