Изложение спасенный сад. Презентация к уроку русского языка

Презентация к изложению "Спасенный сад" по рассказу Константина Паустовского о Гайдаре. Презентация помогает организовать работу при написании изложения: определить тип текста, составить план, провести орфографическую подготовку.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка. Изложение "Спасенный сад"»

  • РУССКИЙ ЯЗЫК
  • 4 КЛАСС

Подробное изложение по рассказу К. Паустовского "Спасенный сад"







  • Подготовимся к написанию изложения.
  • - Определите тип текста.
  • (Повествование.)
  • - Докажите, что этот текст является повествованием.
  • (В повествовательном тексте говорится о событиях, которые развиваются последовательно
  • Назовите, из скольких частей состоит текст-повествование.
  • (Из 3-х.)
  • - Назовите части повествовательного текста.
  • (1. -Вступление, 2. - Основная, 3. - Заключение.)
  • - Назовите характерные особенности вступительной части повествовательного текста. (В повествовательном тексте вначале говорится о ком или о чем будет рассказываться дальше.)

  • Работа над вступлением.
  • Отдых в Ялте.

Работа над основной частью.

2) Спасение сада.

Работа над заключением.

3) Прекрасное настроение


  • Найдите в тексте слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
  • - Найдите слова с приставками, в которых есть буква “о”. (Послышались, оказалось, подбежал,остановился, почернел, отпустил.)
  • - Найдите слова с приставками, в которых есть буква “а”. (Зажал.)

Орфографическая подготовка.


  • - Прочитайте слова, записанные на карточках:
  • - Найдите эти слова в тексте. Посмотрите, как они пишутся, и вставьте пропущенные буквы.
  • Чтение этих слов хором.

КАЗАЛОС…

ВОД…ПРОВОДНЫЙ

… ДНАЖДЫ

ПУСТЫН…ОЙ

УН…ЧТОЖИТЬ

Работа с карточками.


  • Написание изложения.
  • Самостоятельная работа учащихся.

Разделы: Начальная школа

Повествовательный текст с элементами описания.

Цель.

Формирование навыков письменной речи на высокохудожественных текстах, написанных выдающимися мастерами слова.

Задачи.

  • Продолжать учить последовательно передавать содержание текста без пропуска существенных моментов, видеть в тексте тему и основную мысль.
  • Формировать умение использовать описание в повествовательном тексте; точно употреблять слова, использованные автором.
  • Развивать у учащихся навык правописания, умение найти и объяснить знакомые орфограммы.
  • Формировать навык самоконтроля.

Оборудование:

  • портрет писателя А.Гайдара, выставка художественной литературы с его произведениями;
  • печатные тексты с рассказом на каждого учащегося;
  • карточки с трудными случаями написания слов на каждого учащегося;
  • оформление доски: число, заголовок текста, план, опорные слова.

Структура урока:

1. Постановка учебной задачи.
2. Чтение текста.
3. Анализ содержания текста.
4. Орфографическая подготовка.
5. Написание изложения.
6. Итог урока. Самопроверка.

ХОД УРОКА

1. Постановка учебной задачи.

Учитель. Сегодня на уроке будем писать изложение.

Дети, с какой целью мы пишем изложения? (С целью узнать что-то новое из текста, научиться последовательно излагать свои мысли, точно передавая содержание прочитанного.)

Напишите в тетрадях число, на второй строке – изложение.

Мы будем писать изложение по рассказу Константина Паустовского о Гайдаре.

Кто такой Гайдар? (Писатель)

Гайдар был не только писателем, но и отважным солдатом, защитником родины и просто хорошим человеком.

Какие произведения Гайдара вы читали?

Каким вы представляете этого человека?

Учитель обращает внимание детей на портрет писателя, на выставку книг.

2. Чтение текста.

Учитель. Прочитайте текст про себя.

Чтение учащимися про себя.

Понравился вам рассказ?

О чем этот текст? (О спасенном саде.)

Назовите тему текста.

Запишите заголовок в тетради.

Какое настроение было у Гайдара после совершенного поступка? (Прекрасное настроение)

Как вы думаете, зачем Паустовский нам об этом рассказал? (Показать нам, что Гайдар был хорошим человеком, так как, совершив хороший поступок, он испытал чувство удовлетворения оттого, что помог людям.)

Подумайте, поступок, который совершил Гайдар как характеризует его? (Что он смелый, бесстрашный, сильный, отважный.)

Учитель. Подготовимся к написанию изложения.

Определите тип текста. (Повествование.)

Докажите, что этот текст является повествованием. (В повествовательном тексте говорится о событиях, которые развиваются последовательно: Гайдар сначала услышал крики, увидел сад, спас сад, затем у него было хорошее настроение.)

Назовите, из скольких частей состоит текст-повествование. (Из 3-х.)

Назовите части повествовательного текста. (1. - Вступление, 2. - Основная, 3. - Заключение.)

Назовите характерные особенности вступительной части повествовательного текста. (В повествовательном тексте вначале говорится о ком или о чем будет рассказываться дальше.)

Работа над вступлением.

Найдите и прочитайте вступление.

О ком в нем говорится? (О писателе Гайдаре.)

Что сказано? (Весной отдыхал.)

Обратите внимание на правописание слова отдыхал . Прочитывание слова хором .

Как по-другому можно начать рассказ?

Как бы вы озаглавили эту часть? (Отдых в Ялте.)

Запишите в тетрадь 1-й пункт плана.

Работа над основной частью.

Найдите основную часть. Прочитайте.

Как вы думаете, почему основная часть разделена на 2 абзаца?

О чем говорится в 1-м абзаце? (Вырвало кран.)

Подчеркните красным карандашом данное словосочетание.

О чем говорится во 2-м абзаце? (Зажал трубу ладонью.)

Подчеркните красным карандашом словосочетание зажал трубу.

Обратите внимание на то, чтобы это слово не использовалось вами дважды: во вступлении и в начале основной части.

Сколько событий описывается? (2)

Мы подчеркнули красным карандашом опорные слова. Найдите их ещё раз и прочитайте.

Найдите признаки того, что вырвало кран. (Послышались тревожные голоса .)

Подчеркните это выражение зеленым карандашом.

Кому они послышались? (Гайдару)

Откуда они послышались? (Из соседнего сада.)

Что же произошло в соседнем саду? (Вырвало кран.)

Найдите второй признак того, что кран вырвало? (Струя воды била .)

Подчеркните.

Найдите 3-й признак. (Вымывала из-под них .)

Подчеркните.

Что же могло произойти с садом? (Струя воды могла его уничтожить.)

Расскажите о том, что узнал Гайдар, когда шёл по пустынной улице.

Учащиеся пересказывают 1-ый абзац.

Рассмотрим 2-й абзац основной части. Найдите и прочитайте в тексте, что сделал Гайдар. (Зажал ладонью трубу.)

Это основная мысль данного абзаца. А что из этого следует, выделите признаки. (Поток остановился .)

Это 1-й признак. Подчеркните зеленым карандашом.

Докажите, что Гайдару было больно и трудно сдерживать мощное давление воды. (Сдерживал из последних сил .)

Это 2-й признак. Подчеркните зеленым карандашом.

Ещё есть признаки? Назовите 3-й признак. (Ему было больно .)

Найдите 4-й признак. (Он почернел и стиснул зубы .)

Подчеркните.

Как долго Гайдар сдерживал мощное давление воды? (Пока не нашли кран и не перекрыли воду.)

Прочитайте основную часть. Что необычного заметили в повествовательном тексте? (Текст с описанием.)

Что описывается? (Как вырвало кран…)

Озаглавьте эту часть. (Спасение сада.) Запишите в тетрадь 2-й пункт плана.

Расскажите, как вырвало кран. Используйте опорные слова.

Учащийся пересказывает 1-й абзац основной части.

Расскажите, как Гайдар зажал трубу.

Учащийся пересказывает 2-й абзац основной части.

Рассмотрим 3-ю часть текста.

Работа над заключением.

Прочитайте заключительную часть.

Что узнали о Гайдаре? (Было прекрасное настроение.)

Как можно озаглавить эту часть? (Прекрасное настроение.)

Запишите в тетрадь 3-й пункт плана.

Перескажите заключительную часть.

Учащийся пересказывает заключение.

4. Орфографическая подготовка.

Учитель. Найдите в тексте слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

Найдите слова с приставками, в которых есть буква “о”. (Послышались, оказалось, подбежал, остановился, почернел, отпустил.)

Найдите слова с приставками, в которых есть буква “а”. (Зажал.)

Работа с карточками.

Прочитайте слова, записанные на карточках:

…ДНАЖДЫ, ПУСТЫН…ОЙ, КАЗАЛОС…, ВОД…ПРОВОДНЫЙ, УН…ЧТОЖИТЬ.

Найдите эти слова в тексте. Посмотрите, как они пишутся, и вставьте пропущенные буквы.

Чтение этих слов хором.

Учитель. Послушайте внимательно весь текст.

Учащиеся слушают чтение текста учителем.

5. Написание изложения.

Самостоятельная работа учащихся.

6. Итог урока.

Изложение «Спасённый сад»

Назовите жанр и вид текста. Где и когда происходило действие рассказа? Почему у Гайдара было хорошее настроение? Что случилось в саду? Какими словами автор показал, что Гайдару больно? Что поступок человека может сказать о его характере?

В е сной п и сатель Гайдар от дыхал в Ялте. О днажды он ш ё л по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад.

Гайдар подб е жал к трубе и зажал её ладон ь ю. П о ток воды ост а н о вился. П и сатель с дер жи вал мо щн ое д а вление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он поч е рнел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не пере крыли воду. У Гайдара весь день было пр е кра сн ое настроение. Ему удалось спасти маленький чу десный сад.

Спасённый сад. В е сной п и сатель Гайдар от дыхал в Ялте. О днажды он ш ё л по пусты нн ой улице. Вдруг из соседн его сада п о слышались тр е вожные г оло са, крики. О к а зал ось, что в саду вырвал о кран из в о д о пр о водной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, с и рени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла ун и чтожить весь сад. Гайдар подб е жал к трубе и зажал её ладон ь ю. П о ток воды ост а н о вился. П и сатель с дер жи вал мо щн ое д а вление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он поч е рнел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не пере крыли воду. У Гайдара весь день было пр е кра сн ое настроение. Ему удалось спасти маленький чу десный сад.

от дыхал, о днажды, по пусты нн ой ул и це, из с о седн его сада, тр е вожные г оло са, о к а зал о сь, из в о д о пр о водной трубы, клумбы с и рени, вымывала из-под них, м о гла ун и что жи ть, мо щн ое д а вление, п оче рнел и стиснул зубы, не нашли и не пере крыли, пр е кра сн ое н а стр о ение, чу десный са д



Весной писатель Аркадий Гайдар отдыхал в Ялте. Однажды он шел по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад.


Гайдар подбежал к трубе и зажал ее ладонью. Поток воды остановился. Гайдар сдерживал мощное давление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не перекрыли воду. Гайдар подбежал к трубе и зажал ее ладонью. Поток воды остановился. Гайдар сдерживал мощное давление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не перекрыли воду.


Весной писатель Аркадий Гайдар отдыхал в Ялте. Однажды он шел по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад. Весной писатель Аркадий Гайдар отдыхал в Ялте. Однажды он шел по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад. Гайдар подбежал к трубе и зажал ее ладонью. Поток воды остановился. Гайдар сдерживал мощное давление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не перекрыли воду. У Гайдара весь день было прекрасное настроение. Ему удалось спасти маленький чудный сад.


Весной, писатель, отдыхал, пустынной, улице, Вдруг из соседнего послышались, тревожные, вырвало водопроводной, вымывала из-под уничтожить подбежал, остановился. сдерживал мощное, прекрасное настроение, удалось спасти Весной, писатель, отдыхал, пустынной, улице, Вдруг из соседнего послышались, тревожные, вырвало водопроводной, вымывала из-под уничтожить подбежал, остановился. сдерживал мощное, прекрасное настроение, удалось спасти

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Литература"

Готовые презентации по литературе обладают красочными слайдами с изображениями поэтов и их героев, а также иллюстрациями к романам, стихотворениям и другим литературным произведениям.Перед учителем литературы стоит задача проникнуть в душу ребенка, научить его нравственности, и развить в нем творческую личность, поэтому, презентации по литературе должны быть интересными и запоминающимися. В этом разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на уроки литературы для 5,6,7,8,9,10,11 класса абсолютно и без регистрации.

МКОУ СОШ №2 г.Нефтекумск

Слайд 2

Спасённый сад.

Слайд 3

Назовите жанр и вид текста.

Где и когда происходило действие рассказа?

Почему у Гайдара было хорошее настроение?

Что случилось в саду?

Что поступок человека может сказать о его характере?

Слайд 4

Весной писатель Гайдар отдыхал в Ялте.

Однажды он шёл по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад.

Слайд 5

  • Отдых в Ялте.
  • Тревожные голоса.
  • Сильная струя уничтожала сад.
  • Слайд 6

    Гайдар подбежал к трубе и зажал её ладонью. Поток воды остановился. Писатель сдерживал мощное давление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не перекрыли воду.

    У Гайдара весь день было прекрасное настроение. Ему удалось спасти маленький чудесный сад.

    Слайд 7

    • Отдых в Ялте.
    • Тревожные голоса.
    • Сильная струя уничтожала сад.
    • Хорошее настроение.
    • Спасённый сад.
  • Слайд 8

    Спасённый сад.

    Весной писатель Гайдар отдыхал в Ялте.

    Однажды он шёл по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад.

    Гайдар подбежал к трубе и зажал её ладонью. Поток воды остановился. Писатель сдерживал мощное давление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не перекрыли воду.

    У Гайдара весь день было прекрасное настроение. Ему удалось спасти маленький чудесный сад.

    Слайд 9

    отдыхал, однажды, по пустынной улице, из соседнего сада, тревожные голоса, оказалось, из водопроводной трубы, клумбы сирени, вымывала из-под них, могла уничтожить, мощное давление, почернел и стиснул зубы, не нашли и неперекрыли, прекрасное настроение, чудесный сад

    Посмотреть все слайды