Изгибание обечаек гитары. Деревянный ликбез За что отвечает корпус гитары


1-Гриф. 2-Верхняя дека. 3-Нижняя дека. 4-Обечайка. 5-Головка грифа. 6-Пятка грифа. 7-Верхний порожек. 8-Нижний порожек. 9-Ладовый порожек. 10-Колки. 11-Бридж (струнодержатель). 12-Резонаторное отверстие. 13-Кнопка. 14-Защитная накладка. 15-Маркер лада.

Акустическая гитара состоит из двух основных частей - это гриф и корпус. Корпус часто называют декой, хотя это не совсем верно, далее Вы узнаете почему.

Для начала рассмотрим гриф гитары (1). Гриф состоит из ручки грифа, головки грифа (5), пятки грифа (6) и накладки грифа. На головке грифа находятся колки (10)- механизм для крепления и изменения натяжения струн. Накладка грифа прикреплена к ручке грифа. На накладке на определенном расстоянии друг от друга установлены металлические пластинки - порожки (9). Порожки выступают над грифом и разделяют его на лады (лад - это расстояние между двумя порожками). В самом начале грифа у головки крепится верхний порожек (7). Он предназначен для ограничения длины колеблющейся части струны сверху.

Пятка грифа крепится к корпусу гитары. Гриф может быть прикручен болтом или приклеен к корпусу. Крепление грифа болтом позволяет регулировать высоту струн над грифом. Если гриф вклеен в корпус гитары, то он может регулироваться анкером (специальным стержнем внутри грифа), которым можно исправить изгиб грифа. Головка анкера скрыта либо на головке грифа либо в корпусе гитары рядом с розеткой.

Между некоторыми ладами могут находиться точки или другие фигуры из пластика, дерева или перламутра - маркеры ладов (15). Они позволяют ориентироваться на грифе во время игры и украшают гитару. Как правило, они находятся на третьем, пятом, седьмом, десятом, двенадцатом, пятнадцатом и семнадцатом ладах, но бывают и исключения. На игру они никак не сказываются, а лишь помогают ориентироваться музыканту и украшают гитару.

Корпус гитары состоит из верхней (2) и нижней деки (3) (поэтому и не правильно декой называть корпус), которые скреплены между собой фигурными боковыми стенками гитары - обечайками (4).

На верхней деке находится резонаторное отверстие (12), которое украшается пластиковой или бумажной розеткой (хотя на дорогих моделях она может быть выполнена из шпона или перламутра). Под резонатором иногда прикреплена пластиковая пластина (14) для защиты верхней деки от царапин медиатором. Иногда делают гитары с дополнительным резонатором небольшого размера, который может находиться в верхней части деки.

На поверхности верхней деки прикреплен бридж (11) или подставка для струн, к которой крепятся струны. На струнодержателе (реже рядом с ним) находится нижний порожек (8). Расстояние между верхним и нижним порожком называется мензурой. На верхнюю деку приходится немалое усилие из-за натяжения струн, поэтому верхняя дека изнутри усилена специальными рейками, которые называются пружины.

Нижняя дека не имеет отверстий и находится с обратной стороны гитары. Будьте осторожны при игре на гитаре, т.к. нижняя дека дольше всего подвержена царапинам от ремня, пуговиц и других твердых деталей одежды.


Скрипки, контрабаса, виолончели или других струнных. Опытные мастера могут изготовить гитару самостоятельно, выбрав правильное дерево для деки. Разберемся с тем, что представляет собой дека гитары, и узнаем, где еще применяется это слово.

За что отвечает корпус гитары

Обратимся к физическим законам. Именно им подчиняется звучание гитары. Согласно им, дека - это усилитель звука колебания струн. Действует это просто: вы трогаете струну, и она начинает колебаться. Ее движения передаются в корпус инструмента и выходят обратно через резонаторное отверстие, усиленные в несколько раз.

Во время выбора гитары необходимо обращать внимание на соединение частей корпуса и качество изготовления дек и обечайки. Корпус гитары состоит из верхней и нижней деки, которые соединены между собой обечайкой. Форма дек и резонаторного отверстия зависит от типа гитары. Это может быть:

  • укулеле (гавайский четырехструнный инструмент, на таком играла Мерилин Монро в фильме «В джазе только девушки»);
  • классическая ;
  • дредноут;
  • джамбо;
  • флэттоп;
  • Добро (ударение на первый слог);
  • цыганская джазовая;
  • электроакустическая (может не иметь резонаторного отверстия).

Отвечает за особенности ее звучания и области применения. Также у гитар разных форм могут быть разные резонаторные отверстия.

Из какого дерева изготавливают деки

Для качественных музыкальных инструментов не выбирают фанеру. Она хороша только для любительских недорогих моделей. Ниже мы рассмотрим различия в звучании фанеры и массива, а пока вернемся к выбору правильной древесины.

В зависимости от расположения деки в инструменте взять для их изготовления можно разное дерево. Чаще всего используют:

  • палисандр;
  • красное дерево;
  • кедр;
  • клен.

Некоторые производители могут применять для создания инструмента более экзотические виды древесины, но в большинстве моделей используются именно эти сорта.

Нижняя дека

Она представляет собой сплошную с виду деталь, не имеющую никаких дополнительных элементов. Она сложна тем, что дерево по той детали должно иметь разную толщину. Иногда в средней и нижней части разница величин достигает всего нескольких десятых миллиметра. Лучшая дека (нижняя ее часть) изготавливается из Однако некоторые производители в последние годы стали использовать для этой детали углепластик или другие сорта древесины. Необычным вариантом является индийское розовое чайное дерево.

Обратите внимание, что обечайка, которая помогает соединять верхнюю и нижнюю деки, должна быть выполнена из того же материала, что и задняя часть корпуса. Обечайка помогает сделать корпус объемным и задает его форму. Она позволяет получить сильное и качественное звучание.

Верхняя дека

Верхняя часть корпуса струнного музыкального инструмента имеет более сложное устройство. Ведь на ней располагаются приспособления для установки струн, резонаторное отверстие и другие важные элементы. Если при изготовлении верхней деки будет нарушена технология, то инструмент можно будет выбросить - хорошего звучания от него не дождешься.

Верхняя дека - это главная деталь гитары. Именно ей уделяется больше всего внимания при производстве. Лучшие всего делать ее из ели. Ведь именно это дерево лучше всего звучит. Именно при помощи ели можно сделать качественный инструмент, который отличается чистым и звонким звуком.

Резонаторное отверстие

Это одна из важнейших деталей, располагающаяся на верхней деке. Ее также часто называют голосником - деталь, которая дает инструменту голос. Самый распространенный вариант - круглое отверстие в корпусе. Однако фото деки позволяют нам увидеть, что круглый голосник - это не единственный возможный вариант. Можно встретить инструменты, имеющие:

  • f-образные прорези;
  • несколько малых круглых отверстий разного диаметра, располагающихся сбоку от струн;
  • необычное по устройству отверстие гитары Добро (его лучше всего увидеть на фото);
  • овальное у цыганского инструмента;
  • небольшое овальное (располагается под струнами) у джазовой;
  • нестандартные и необычные фирменные варианты.

Резонаторное отверстие необходимо для поглощения звука и его передачи после усиления внутри корпуса. Его нельзя прорезать по своему желанию где угодно, важно правильно рассчитать положение голосника, исходя из формы гитары и вида дерева, из которого она сделана.

Виды розеток

Одна и самых незначительных деталей инструмента - это ее розетка. Это накладка, которая придает гитаре эстетичный и необычный вид. Мастера выполняют ее:

  • из дерева;
  • перламутра;
  • бумаги.

На дешевые инструменты розетка наклеивается, а на более дорогие врезается. Завершает работу по отделке верхней деки создание лакового покрытия. Часто мастера наносят на розетку свои фирменные знаки или специфические узоры.

Капля

Этот элемент верхней деки пришел к нам от классических струнных инструментов, на которых играют смычком. Там она имеет несколько другую форму и располагается под подбородком у музыканта. Если рассматривать именно гитару (она является наиболее популярным струнным инструментом, поэтому мы и ведем речь о ней), то у нее капля располагается под рукой играющего. Она представляет собой накладку, которая приклеена к верхней деке. Цвета ее могут быть самыми разнообразными, любители используют каплю как дополнительный способ самовыражения.

Она необходима, не только для обеспечения приятного внешнего вида инструмента. Ее изначально поместили на корпус, чтобы дека при игре медиатором не теряла свой внешний вид. Не запрещено использовать каплю на классических инструментах, так как при правильном выборе она не существенно меняет внешний вид гитары.

Подставка и порожек

Кроме нескольких эстетических элементов верхняя дека оборудована важной функциональной деталью - подставкой для струн. Она располагается на верхней части корпуса любого струнного инструмента: скрипки, виолончели, контрабаса, балалайки, домры и других. Этот элемент важно изготовить правильно. Ведь на ней струны должны удерживаться во время игры при помощи специальных кнопок.

Часто подставкой называют порожек, удерживающий струны на расстоянии от корпуса и грифа. Оба этих элемента располагаются на деке, но они отвечают за разные функции. Интересно, что фирмы по производству музыкальных инструментов редко играют с внешним видом деки (кроме случаев, когда иную форму нужно придать из-за особенностей модели), однако форма подставки может без слов назвать изготовителя. Яркий пример тому - фирма Dean, которая изготавливает подставки под струны в форме изогнутого треугольника.

Отличия звука гитары с декой из фанеры и массива

Термин «дека» мы чаще всего слышим именно в связи с гитарой. Одной из самых популярных тем на форумах является поиск отличия в звучании корпуса, изготовленного из фанеры и массива дерева. Труднее всего найти отличия звучания любителю. В то время как профессионал, даже не видя инструмента, может определить, из благородного ли материала изготовлен ее корпус:

  • дека из фанеры дает поверхностный звук (его часто характеризуют как дешевый);
  • древесина дает возможность получить глубокое красивое звучание.

Важно знать, что точно определить звуковые характеристики можно только в помещении с хорошей акустикой. Из всех струнных инструментов любителю легче всего понять отличия в звучании при испытании скрипки. Даже люди, не умеющие играть, смогут оценить достоинства деки хорошей скрипки из красного дерева.

Где еще используется название «дека»

Термин «дека» используется не только в музыке (хотя в этой отрасли он более популярен и известен). Это слово вы можете встретить во многих профессиональных сферах:

  1. Скейтбордисты позаимствовали термин «дека» у музыкантов. Так они называют основную часть доски. Этот термин используют спортсмены, катающиеся и на лонгборде.
  2. Математики и физики используют слово «дека» в качестве приставки. Она означает увеличение в десять раз и произошла от геометрической фигуры декаэдр.
  3. Меломаны используют жаргонное выражение «дека» в качестве названия от магнитофона-приставки. В этом случае происхождение слова английское - от tape deck.
  4. Военные декой называют верхнюю часть донных танков. Моряки имеют однокоренное называние «дек», употребляющееся для обозначения палубы военных парусных судов.

Это слово многим известно и как имя собственное. Так, например, для любителей пива «Дека» - это одна из российских компаний, производящих этот пенный напиток. Ее хорошо знают люди, проживающие в Новгороде. Кроме того, именно эта компания выпускает 32% от всего бутилированного кваса в России. Ей принадлежат марки:

  • «Никола».
  • «Добрыня Никитич».
  • «Большой».
  • «Степан Тимофеевич».
  • «Русский дар».

У строителей на слуху система «Дека». Это водопроводное оборудование одной из немецких марок, которое отличается своим высоким качеством. Оно изготовлено из винила. Сейчас компания открыла несколько собственных производств в России и изготавливает не только водостоки из винила, а имеет широкий выбор сайдинга разных цветов и гибкую черепицу.

Владельцы частных домов, которые имеют систему водоснабжения, рано или поздно задумываются об установке современного септика. Одной из распространенных моделей является «Дека-5». Его мощности достаточно для работы в доме с постоянным проживанием. Отечественный производитель DEKA разработал этот вариант с учетом залпового сброса воды до 344 литров, то есть вы можете одновременно включать посудомоечную и стиральную машины, мыться и пользоваться другой сантехникой. Система выдержит даже серьезные нагрузки.

«Дек Трекер» - что это?

Еще одно значение терминов «дек» или «дека» получило распространение с помощью любителей компьютерных игр. В Hearthstone дека является сленговым обозначением карт или колоды. Именно из этого игрового мира пошел термин «Дек Трекер». Так называют программу, способную отслеживать вышедшие из игры и оставшиеся в колоде карты.

Законность использования таких программ до сих пор остается под вопросом. С одной стороны, разработчики Hearthstone утверждают, что это стороннее приложение использовать можно (ведь оно не действует на игру, а лишь делает то, что игрок может самостоятельно фиксировать при помощи ручки и бумаги). Однако последние новости говорят об изменении отношения владельцев игры к «Дек Трекерам». Сейчас их использование может привести к блокировке игрового аккаунта.

Обечайки гитары - это изогнутые тонкие пластины или ламели дерева. Бывают, конечно, и фанерные обечайки или составные, т.е. состоящие из двух слоев. Но в статье пойдет разговор о том, как методом размачивания и нагрева согнуть цельные обечайки для гитары.

Заготовки на обечайки представляют собой две деревянные пластины толщиной от 2 до 2.5 мм ширина и длина естественно следует из размеров гитары, которую вы хотите сделать. Прибавьте к длине 30 мм, к ширине 5-10 мм для пожарной безопасности. На классическую гитару получается что-то похожее на 760*110*2,5 мм. Заготовки обычно равнотолщинные.

На чём основано гнутье?

На том, что при нагреве влажных заготовок древесина начинает гнуться и после остывания и высыхания сохраняет заданную форму. Операция требует изготовления приспособ. От мастера к мастеру устройства различаются, но остаётся один принцип – должна быть штука, на которой греют и гнут и ещё одна, на которой обечайки фиксируют.

У монстров гитаростроения это может быть универсальная установка, но я хочу рассказать вам, как с минимальными затратами можно совершить это таинство.

Первая приспособа - это металлическое нечто, у которого есть рабочая часть, представляющая собой округлость радиусом не большим, чем радиус изгиба в талии вашей будущей гитары.

Эта рабочая часть должна хорошо нагреваться, чтобы при прикосновении влага из дерева начинала выкипать, но при этом древесина не обугливалась. Металлическая поверхность не должна пачкать дерево своими окислами.

Приспособа универсальная с грелкой

На картинке изображено универсальное приспособление и для гнутья, и для сушки, но оно достаточно сложно в изготовлении.

Принцип работы такого устройства это перекладывание обечаек с гибким нагревательным элементом (видно что-то рыжее с хвостиком торчит слева). У нас на форуме Пабло применяет такую технологию. Результат идеальный.

Вкратце. Формируется бутерброд из гибких металлических пластин с гибким нагревательным элементом. Для защиты от легкого подгорания между элементом и обечайкой кладется бумага. В ровном состоянии пакет прогревается, дерево приобретает способность гнуться и весь пакет выгибается по форме. Нюансы ищите на форуме.

Простая форма с подогревом

Нам нужен только шаблон. Надо сделать три прижима: в талии и по краям. Также стенки можно сделать из толстой фанеры или ДВП.

Схема: вырезаете две стенки из фанеры 10 мм (учтите толщину обечаек, контур сушилки - это внутреняя поверхность обечаек, а не внешний контур гитары) и по торцу оббиваете металлическим листом. Приспособа может быть сразу на две половинки обечайки, могут быть две разные на каждую из половинок обечаек. Рабочую поверхность сушилки после закрепления заготовки на приспособу некоторое время надо прогревать.

Есть такой эффект, как поперечное изгибание обечаек при сушке в открытом виде. Причина в том, что дерево изгибается на ту поверхность, которая сохнет сильнее. Лечение: применение внешнего гибкого металлического листа, шнуровка с внешней стороны. Не агрессивная сушка. Фактически после остывания дерево теряет способность гнуться, т.е. ещё влажным его можно засунуть в то, что мы называем ваймой и сохнуть обечайки будут в форме, но внутренней стороной наружу.

Процесс гнутья, один из вариантов

На 5 часов погрузите в воду заготовки, просто утопите в ванной. Только не оставьте их плавать, иначе поверхности дерева неравномерно впитают воду и обечайки изогнуться.

Я начинаю гнуть с талии. Отметили место максимального прогиба в талии и кладёте этим местом на разогретую гнулку. Вода, которая впиталась в древесину и находится на поверхности, закипает. Практически под тяжестью рук и небольшим напряжением по мере увеличения радиуса заготовка гнётся.

Постоянно елозьте по металлу участком, который гнёте, не стоите на одном месте, сначала прогрейте участок, потом гните. Когда вы прикладываете ровную заготовку на радиус, то площадь соприкосновения мала, поэтому постоянное движение необходимо. Кипяточек с кистью для добавления «поддайте-ка парку» также необходим. Сверяйтесь с шаблоном. Талию лучше согнуть очень точно. Когда вы будете гнуть остальную часть обечайки, то талия может постепенно разгибаться, как и всё остальное. Можно, после того как вы согнёте талию, подержать её под струёй холодной воды, чтобы материал остыл, разгибание явно замедляется.

На самом верхнем фото вы видите процесс изгибания обечаек дополнительно с помощью гибкой металлической пластины. Эта пластина позволяет гнуть дерево равномернее, именно изгибая по радиусу, а не переламывая о него. Такая методика позволяет работать с обечайками в местах с дефектами, какими-то опасными неоднородностями или специфической текстурой, предотвращая переламывание. Также пластина затрудняет испарение влаги с внешней стороны, а именно она не должна сильно подсыхать, так как при изгибе растягивается и должна быть пластичная.

По сути, вам нужно согнуть дерево до состояния, когда не требуется больших усилий, чтобы материал лёг в форму. Таким же образом гнёте остальное ещё больше обращая внимание на то, чтобы прогревать как можно большие площади и не гнуть в каком-то одном месте, а то изделие получится угловатое. Если перегнули, то переверните и выпрямите.

На краях и вокруг сучков или волн пользуйтесь палочкой-держалочкой, чтобы давить в самый край обечайки.

Можно остановиться на моменте, когда с небольшим придавливанием к сушилке обечайка ложится точно по поверхности. Закрепите в сушилке в трёх местах: в талии и по краям, больше не надо. Погрейте сушилку час, полтора, потом на несколько дней оставьте достаивать. Когда вы снимаете заготовку с сушилки, отгиб краёв от формы не должен превышать сантиметра.

Изгибание без монтажа, т.е. так это и выглядит. Конечно не могу сказать, что это полностью всё. Я немного красуюсь, смело надавливая на дерево, но индиец это позволяет, сами будьте осторожнее. Я сам намного осторожнее на незнакомом дереве. Некоторое время ещё на окончательную доводку потратить надо, но это уже несущественно. За кадром остаётся только идеальная подгонка - ничего интересного, приложили к шаблону, подогнули на гнулке.

Гну я индийский палисандр толщиной 3.0 мм. Замачивал перед изгибанием часов на пять.

Видео на нашем канале YouTube. Подписывайтесь!

Пожалуйста, ознакомьтесь с обзором, если Вы решили .

Давайте разберемся, из чего состоит гитара, как правильно называются ее детали и части, и какие функциональные задачи выполняют те или иные элементы. Статья носит ознакомительный характер, но может быть полезна не только для новичков, в статье подробно и правильно названы основные детали конструкции. Часто даже профессионалы называют эти детали не совсем корректно, возможно приведенная в статье информация послужит правильному пониманию смысла наименований. Гитарному мастеру статья может служить также в качестве навигатора по каталогу нашего магазина. Кликнув на ссылку, в соседнем окне можно открыть страничку с товаром.

Основные части гитары - гриф, который венчает голова, и корпус гитары.

В голову гитары вмонтирована - механизм, позволяющий регулировать натяжение струн. Верхняя или нижняя поверхность головы чаще всего украшается накладками - из деревянной мозаики темных пород, иногда накладка может включать в себя элементы перламутра и других материалов. Наряду с эстетическими задачами, накладка укрепляет голову.

Голова крепко приклеена к шее, называют часть грифа от головы до пятки. Для шеи и головы используют один материал, чаще используют кедр, махагони или клен, из того же материала в нижней части приклеивается пятка грифа. Видимую снаружи часть пятки называют каблуком.

Грифом гитары называют как одно целое, так и отдельные его элементы. Чтобы быть более точными, давайте разберемся, из каких элементов состоит гриф. Верхняя часть грифа - , изготавливается накладка из твердого материала - черного дерева, палисандра, махагони, современные гитарные мастера используют иногда углеводородные композитные смолы.

В верхней части грифа устанавливается , который называют косточкой, он может быть изготовлен из натуральной кости или из пластика. Косточка легко демонтируется при необходимости, она либо держится под давлением струн, либо приклеивается так, чтобы ее можно было без труда отклеить. Через косточку колеблющаяся струна сообщает энергию другим элементам конструкции гитары, ее положение может значительно повлиять на звучание гитары.

Накладка на гриф разделена на лады, определяющие позиции для извлечения звука определенной высоты, ограниченные ладовыми порожками. По мере повышения тона расстояние между ладовыми порожками уменьшается. Длина ладов высчитывается математически точно. В зависимости от мензуры гитары размеры ладов изменяются пропорционально. Для разметки ладов можно использовать со шкалами соответствующими длинам ладов. Каждый лад ограничен ладовым порожком.

Корпус гитары состоит из трех основных частей - верхней деки, нижней деки и обечайками между ними. Среднюю часть корпуса гитары называют талией.

Футор нижней деки расположен над швом в месте склейки частей деки. С внутренней стороны специальный , кроме того в верхней части деки вклеивается .

Кроме футоров со внутренней стороны дек приклеиваются . К верхней деке, кроме поперечных пружин приклеивают . Пружины обеспечивают жесткость конструкции гитарного корпуса. Не менее важная задача пружин - гармоническая настройка, не даром в Испании пружины называют гармоническими.

Пружины гитары служат важным инструментом настройки инструмента при его построении. Энергия колебания струны передается конструкции в узловых точках от косточки через подставку и . Задача пружин компенсировать и распределить энергию колебаний таким образом, чтобы мы могли услышать звук нужной интонации и тембра. Настройка осуществляется расположением пружин, подбором материала, изменением толщин и высоты пружин. Пружины, как и другие внутренние части гитары изготавливают из ели и кедра с хорошими резонансными свойствами.

В местах соединения дек и обечайки вклеиваются . Рейка специально изгибается по форме обечайки. Часто между верхней декой и обечайкой роль контробечайки выполняют сухари - специальные клинья маленького размера.

На рисунке в нижней части корпуса гитары обозначена , обычно на классическую гитару пуговицу не устанавливают, так как исполнитель играет сидя, на вестерн и другие народные гитары пуговица устанавливается, чтобы можно было закрепить ремень.

На гитары со стальными струнами в , предохраняющий гриф от деформации под напряжением струн.

Классическая (испанская, шестиструнная) гитара — основной представитель семейства гитар, щипковый струнный музыкальный инструмент басового, тенорового и сопранового регистров. В современном виде существует со второй половины XVIII века, используется как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров.

Классическая гитара имеет шесть струн, основной строй которых — e 1 , h, g, d, A, E (ми первой октавы, си, соль, ре малой октавы, ля, ми большой октавы). Ряд музыкальных мастеров проводили эксперименты по добавлению дополнительных струн (десятиструнная гитара Фердинандо Карулли и Рене Лакота, пятнадцатиструнная гитара Василия Лебедева, девятиструнная, ГРАН-гитара и др.), однако такие инструменты широкого распространения не получили.

Характерные особенности

Классическая гитара это акустический инструмент, звук которого усиливается лишь деревянным корпусом гитары.

Используются струны из синтетики, нейлона, реже — карбона. В очень редких случаях — струны из кишок животных (жильные струны). Существуют модели шестиструнной гитары с металлическими струнами — так называемые «подъездные», «походные», «бардовские» гитары.

Наиболее распространённые породы древесины для изготовления корпуса классической гитары: палисандр или красное дерево для задней деки и обечаек, ель или кедр для верхней деки. Гриф может быть изготовлен из кедра или красного дерева.

Гриф гитары более широкий, что, с одной стороны, позволяет легче прижать нужную ноту, но, с другой стороны, требует больших усилий при игре (например, для баррэ).

Струны обычно перебирают пальцами. Часто гитаристы используют и ногти при игре, что позволяет достичь более яркого звучания.

Метки ладов на грифе расположены сбоку, а не на плоскости грифа. Это больше соответствует строгому дизайну гитары. На дорогих инструментах метки ладов могут отсутствовать.

У классических гитар между головкой грифа и корпусом гитары расположено только 12 ладов, а не 14, как у остальных.

Обычно классические гитары делают без пластмассовой пластинки под струнами. В этом нет необходимости, так как нет медиатора (плектра), которым можно повредить корпус, а каждая лишняя деталь на верхней деке ухудшает её акустику. Исключение составляют гитары-фламенко, где по корпусу часто бьют пальцами и ногтями — там такая пластинка просто необходима.

Играют на классической гитаре обычно без микрофона или усилителей. Однако, в больших помещениях, или в шумной атмосфере используют простой микрофон, пьезоэлектрические звукосниматели: прикрепляющийся к верхней деке (так называемая «таблетка»), порожковый (вставляющийся вместо нижнего порожка) — или контактные датчики.

Игра на классической гитаре предполагает и классическую посадку, при которой корпус гитары лежит на левой ноге, а гриф располагается под углом около 45° к полу. Для удобства под левую ногу ставится подставка. В последнее время также появляются так называемые «суппорты» — подставки, устанавливаемые на колено. В этом случае подставка под ногу не требуется.

Составные части классической гитары

Основными частями гитары являются корпус, гриф и 6 струн. Корпус имеет 4 поверхности: переднюю, заднюю и две боковых — левую и правую. Они называются соответственно верхняя дека, нижняя дека и обечайки.

Верхняя дека

Верхняя дека оказывает основное влияние на звучность инструмента. Это еловая или кедровая доска, толщиной 2,5-4 мм, склеенная по продольной линии из двух половин. В ее очертании видны 2 выпуклые части — верхняя и нижняя — разделенные вогнутостью. Чуть выше центра верхней деки находится розетка — круглое отверстие, диаметром 8,5 см.

На нижней, более широкой части верхней деки, находится подставка. Она представляет собой прямоугольную пластину длиной 19-20 см и шириной 3 см из дерева твердых пород (черного или палисандра). В центре подставки есть возвышение длиной 8,4 см с прорезью, в которую вставлен нижний порожек — прямоугольная пластинка из кости или пластика. Порожек держит струны приподнятыми над декой, закрепляет их нижние концы и передает колебания струн корпусу. В нижней части подставки имеется 6 отверстий для закрепления нижних концов струн.

Верхняя дека укреплена с внутренней стороны системой пружин — деревянных перекладин, препятствующих ее деформации из-за натяжения струн. В основе системы пружин лежат 2 перекладины, одна крепится поперек деки выше розетки, другая — параллельно ей ниже. Эти планки соединяются с двух сторон розетки двумя другими, наклонными. На нижней части деки помещаются 2 планки, образующие тупой угол в самой нижней точке деки. От перекладины, укрепленной ниже розетки, до этих 2 планок веерообразно расходятся семь тщательно отшлифованных небольших планок различной толщины: три к одной, три к другой и одна посередине, по линии склейки деки из половин.

Нижняя дека

Нижняя дека, или задняя стенка корпуса гитары, изготавливается из палисандра, кипариса, красного, амарантового или другого специального дерева. Состоит из половин, размерами и контуром сходна с верхней декой. Иногда для достижения полного и мягкого звука нижняя дека делается из скрипичного клёна. Кленовые нижние деки свойственны русской семиструнной гитаре. Самые отзывчивые — палисандровые, мгновенно отдающие яркий звук. Также нижняя дека может быть сделанной из тонких половин одинаковой толщины, быть абсолютно плоской — что характерно палисандру и красному дереву, или слегка куполообразной, то есть чуть-чуть выпуклой. Если заранее были выбраны плоские заготовки, то их немного выгибают под паром и склеивают. Отсюда неизбежны некоторые внутренние напряжения дерева. В случае деки из скрипичного клёна она может быть «долблёной», то есть иметь разную толщину и напоминать деку альта или виолончели. В настоящее время такие деки можно увидеть исключительно из клёна у старинных или заказных инструментов. Дело в том, что из клёна одной долблёной деки может при распилке выйти две, а то и три деки — то есть она будет стоить дороже, и технология сложнее.

Обечайки

Обечайки — две полосы шириной 9-10 см, соединяющие деки между собой и образующие боковые стенки корпуса. Изготавливаются из того же дерева, что и нижняя дека. Соединение обечаек с деками упрочивается отдельными полосками из австралийской ели, которые широкой стороной прикрепляются к обечайкам, а узкой — к декам.

Гриф

Гриф изготавливается из кедра. Его длина 60-70 см, ширина 5-6 см и толщина 2,3 см. С лицевой стороны гриф плоский, с обратной — слегка выпуклый. Он крепится к корпусу гитары в месте соединения обечаек посредством закрепленного выступа, называемого килем (пяткой или коленом). Плоская верхняя часть грифа покрывается накладкой — пластиной толщиной в несколько миллиметров из твердого дерева (черного, палисандра). В накладку врезаются 19 металлических порожков, несколько закругляющихся кверху. Расстояния между ладами постепенно увеличивается по мере приближения к верхнему концу грифа.