Иван петрович котляревский биография.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Котляревского Ивана Петровича

Котляревский Иван Петрович – украинский писатель.

Детство и юность

Иван Котляревский родился 29 августа (по новому стилю – 9 сентября) 1769 года в Полтаве. Его отец Петр Иванович, наследник благородного казацко-старшинного рода, был канцеляристом в полтавском городовом магистрате. Мать Параскева Лаврентьевна (в девичестве Жуковская) была дочерью сотенного казака из Решетиловки. Родной дедушка Ивана по материнской линии был дьяконом в Свято-Успенском соборе Полтавы.

В период с 1780 по 1789 годы Иван Котляревский был учеником Полтавской духовной семинарии. Уже тогда Иван проявлял склонность к литературе, сочиняя различные стихотворения. В кругу друзей за ним даже закрепилось прозвище Рифмач.

Жизненный путь. Работа и служба

После окончания семинарии в течение четырех лет Иван Котляревский работал канцеляристом. Затем с 1793 по 1796 годы он трудился домашним учителем детей сельских помещиков.

В 1796 году Иван Петрович отправился на военную службу. 1 апреля того года он стал кадетом Северского драгунского полка. 11 июля его произвели в аудиторы. В 1798 году это звание переименовали и Иван стал прапорщиком. 8 января 1799 года стал подпоручиком, 5 февраля того же года – поручиком.

В 1802 году Иван Котляревский был прикомандирован к инспектору Днестровской и Крымской инспекций генералу-от-кавалерии маркизу Дотишампу в качестве адъютанта. С 1806 по 1807 годы Иван был адъютантом барона Мейендорфа, командира 2-го корпуса войск, организованных для войны с турками. 12 апреля 1806 году Иван Котляревский стал штабс-капитаном.

В период 1806-1807 годов Иван Петрович принимал участие в Русско-турецкой войне. В 1808 году ушел в отставку. За свою верную службу был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1810 году Иван Котляревский стал надзирателем «Дома для воспитания детей бедных дворян». С 1816 по 1821 годы занимал должность директора Полтавского театра. С 1827 по 1835 годы был попечителем богоугодных заведений.

Литература

Страсть к литературе проявилась в Иване Котляревском еще в ранней юности. В семинарии юноша много писал, причем на малорусском языке, самостоятельно выпускал сатирический журнал «Полтавская муха». Именно в ту пору Иван начал складываться как настоящий писатель. В нем зародились такие черты, как любовь к хорошей поэзии, склонность к сатире и неплохое знание малорусского народа. Главное произведение Ивана Котляревского – «Енеида. На малороссійскій языкъ перелиціованная И. Котляревскимъ» или просто «Энеида». Этот текст – вольное переложение ирокомической поэмы «Виргилиева Энеида, вывороченная наизнанку» русского писателя Николая Осипова. «Энеида» Котляревского стала первым произведением на украинском литературном языке, получившим всероссийское признание.

Иван Петрович Котляревский был членом Харьковского Общества любителей красной словесности и членом Полтавской масонской ложи «Любовь к истине». В 1821 году писателя избрали почетным членом Петербуржского Свободного общества любителей российской словесности.

Личное

Единственной настоящей страстью Ивана Петровича была литература. Жениться и обзаводиться потомством писатель не пожелал.

Смерть

Смерть настигла Ивана Котляревского 29 октября (по новому стилю – 10 ноября) 1838 года. Тело писатели было похоронено на городском кладбище в Полтаве.

Тема сочинения - жизнь и быт украинцев 19 века. Сюжет его прост: в убогой вдовы есть красивая дочь Наташа, которая вынуждена стать невестой богатого жениха господина Возного не по любви, а ради улучшения своего материального состояния. Однако, Наташа чувствует пропасть между ними - она простая девушка, а он господин. В это время возвращается из дальних странствий любимый Наташи - простой наемник Петр. Перед самой свадьбой господин Возный сам отказывается от своих намерений, так как видит, чего действительно хочет Наташа.

Основная идея «Наталки Полтавки» - любые внешние обстоятельства можно преодолеть силой собственного характера и верности своим убеждениям. Настоящая душевная сила и благородство помогают в сложных ситуациях и склоняют на твою сторону даже твоих противников.

Хотя в основе конфликта пьесы лежит традиционный для комической оперы любовный треугольник - молодая красивая девушка, ее любимый и богатый, старый и уродливый жених-нелюб, что мешает их счастью. Однако, конфликт имеет социально-бытовой характер, ведь именно общественное положение определяет возможности человека и его власть над другими.

Главная героиня пьесы Наталка - простая деревенская девушка. Она умная, трудолюбивая, скромная. Наталья самоотверженно любит мать, уважает старших. Она искренне любит бедного наемника Петра, и хотя к ней сватаются даже богатые женихи, она остается ему верна.

И когда надо, нежная и застенчивая девушка проявляет мужество и решимость, способная защитить свою честь и достоинство, готова бороться за свое счастье. Наташа понимает, что брак только из материального расчета не принесет ей счастья, она разрывается между любовью к Петру и желанием облегчить судьбу матери. И когда Петр возвращается в нее не возникает сомнения, какой выбор будет правильным.

Создавая образ Наташи, Котляревский отказывается от канонов комической оперы, вместо того он обрисовал глубоко реалистичный типичный образ украинской девушки.

Наташа любит мать и очень заботится о ней. Когда она видит мамины страдания из-за трудностей, она дает согласие на брак с Возним. Мать желает Наташе добра, она считает, что удачный с финансовой точки зрения брак - верный к этому путь, потому что сама познала все «радости» нищеты. Однако, в конце произведения она меняет свою позицию под влиянием обстоятельств и благословляет брак Натальи с Петром.

Петр, любимый Наташи, бедный парень, наемник, воспитанный в семье Наташи. Однако ее отец не одобрял его любви к дочери, поэтому Петр отправился в наймы на четыре года. Чтобы заработать денег и жениться на любимой. Он честный, искренний, глубоко любит Наташу. Но ему не хватает смелости нарушить традиции, условности. Под натиском событий он склоняется и готов пожертвовать собой ради Натальиного счастья.

Николай, друг Петра, тоже бедняк и сирота. Но он полон энергии, оптимизма и свободолюбия. Он сочувствует и пытается помочь Наташе и Петру. Николай способен на протест против тех, кто оскорбляет простых людей, не боясь их власти, он дурачит сельского старшины и чиновничества.

При создании образов мелких богачей выборного Макогоненко и господина Возного Котляревскому удалось избежать схематизму и прямолинейности. Они изображены не как типичные хапуги и вымогатели. Зато он реалистично, точно и правдиво, в юмористических тонах описал их лицемерности, то, как они делают вид, что желают добра бедным, а на самом деле заботятся только о своих интересах.

Речь персонажей также способствует раскрытию их образов. Речь Возного пересыпана канцеляризмами, юридическими терминами, книжным языком - всем, что было далеким и непонятным простому украинцу. Язык влюбленных - лирическая, песенная. Речь выборного - это язык приказов и ругательства. Речь всех персонажей богата на пословицы и поговорки.

Значительную роль в воссоздании национального колорита, раскрытие характеров героев и их внутреннего мира играют песни - их аж 19 - перенесенные или стилизованные под фольклор. Песни Наташи простые, искренние, лирические, в них отражается чистота ее души. В песне «Каждому огорода обычай и права» раскрывается жизненное кредо мелких богачей: более сильный давит слабого и пытается разжиться за чужой счет. Этот вспомогательный компонент пьесы помогает раскрыть характеры персонажей, осознать силу их чувств.

Ива́н Петро́вич Котляре́вский - украинский писатель, автор «Энеиды», первого художественного произведения на разговорном украинском языке того времени. Один из идеологов Просвещения на Украине.

Биография

В 1816-1821 годах - директор Полтавского театра. В 1818 году вместе с В. Лукашевичем, В. Тарнавским и др. входил в состав полтавской масонской ложи «Любовь к истине». Котляревский оказывал содействие выкупу М. С. Щепкина из крепостничества. В - - попечитель богоугодных заведений.

Литературная деятельность

Литературную деятельность начал около 1794 года . Котляревский - автор «Энеиды» ( , 3 части; - полное посмертное издание), несколько раз переиздававшейся под названием «Вергилиева Энеида. На малороссийский язык перелицованная И. Котляревским». Взяв за основу сюжетную канву одноименной поэмы Вергилия , а также одноименную пародийную поэму Николая Осипова на русском языке (где Эней изображён как русский «удалой детина»), Котляревский в традициях бурлеска создал своё оригинальное художественное произведение. В поэме автор воссоздал разные стороны жизни украинского общества во второй половине XVIII века . Национальная окраска и сочувствие к судьбе простого народа обусловили большой успех «Энеиды» среди современников.

Под влиянием имевшей большой успех среди украинской и русской публики «Энеиды» «ураинский язык» долгое время воспринималось (в том числе и многими украинскими писателями) как тесно связанное с бурлескной тематикой и «низким штилем». Сам Котляревский и его современники рассматривали «украинскую» литературу как региональное дополнение к русской, не претендующее на равноправный с ней статус или полифункциональность , а «украинский язык» как таковой использовали прежде всего с юмористической целью . Поэтому писатели украинского романтизма, с 1840-х годов утверждавшие украинский язык в более широком стилевом и тематическом диапазоне, стремились отмежеваться от традиций Котляревского - «котляревщины» . Тарас Шевченко , в 1838 году написавший на смерть поэта восторженные стихи «На вечную память Котляревскому», в котором прославлял его как творца бессмертной «Энеиды», в 1847 году аттестовал «Энеиду» как «сміховину на московський шталт» .

В 1861 году известный писатель и общественный деятель, друг Шевченко Пантелеймон Кулиш назвал Котляревского выразителем «антинародных образцов вкуса», от души поиздевавшимся в своей «Энеиде» над «украинской народностью», выставившем напоказ «всё, что только могли найти паны карикатурного, смешного и нелепого в худших образчиках простолюдина», а язык поэмы назвал «образцом кабацкой украинской беседы». (Кулиш П. А. Обзор украинской словесности // Основа. 1861. № 1. С. 244, 246. 247.)

По мотивам поэмы были созданы оперы «Эней в странствии» (композитор Я. Е. Лопатинский) и «Энеида» (композитор H. Лысенко, либретто Г. Садовского).

Список произведений

  • журнал «Полтавская муха»
  • «[Энеида (Котляревский)|Виргилиева Енеида, на малороссийский язык перелицованная Иваном Котляревским]» (известная как просто «Энеида»)
  • «Песня на новый 1805 год господину нашему и отцу князю Алексею Борисовичу Куракину»
  • Записки о первых действиях русских войск в турецкую войну 1806 года
  • «Солдат-чародей» (водевиль)
  • «Наталка Полтавка » (пьеса)
  • «Малороссийский губернский общий хор» (кантата)
  • «Ода Сафо» (перевод на русский язык)
  • «Размышления на евангелие от Луки, переведенные с французского сочинения аббата Дюкеня»
Память