История возникновения японии. Японцы

Введение

1. Общие сведения о Японии

2. Характеристика народов Японии

3. Особенности японской культуры

Заключение

Список литературных источников

Введение

Япония – потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, язык, культура. Все, кто хоть раз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира.

Почему для нас в Стране восходящего солнца столько необъяснимого очарования? Главная причина, наверное, в том, что японцы всегда и во всём умели найти гармонию.

В данной работе мы сможем окунуться в историю древней Японии, узнать много интересного о жизни в этой стране, попытаться понять современную японскую культуру, узнать секреты кулинарии, понять, что японское «аниме» – не просто мультфильмы, а жанр искусства, узнаем тайны восточной медицины, истоки древнейшей философии, по которой и по сей день живет японский народ.

В настоящее время, в эпоху коренных изменений в культуре России, наиболее значимым является изучение стабильно развивающейся культуры тех народов, с которыми можно было бы сравнить современную российскую культуру и придержаться каких-либо определённых аспектов культурного развития. Одним из таких культурных эталонов является Япония, которая поражает своими нравами, обычаями, и невероятными фантазиями японских художников, которые подарили всему миру удивительные образы Аниме персонажей, вдохновили нас создать этот уникальный по своему портал.

Таким образом, Япония – страна с многовековым культурным наследием и далеко уходящими в будущее технологиями. Каждый из этих ресурсов по своему уникален и замечателен своим наполнением и красочными материалами, которые собираются и размещаются для детального обзора Японской культуры и расширения кругозора её посетителей.

Следовательно, целью данной работы является определение основных аспектов культурного развития народов Японии, которые впоследствии можно сравнить с российским развитием культуры.

Предметом для изучения послужит, соответственно, народ Японии и его культура.

1. Общее сведения о Японии

Территория Японии состоит из множества островов. Их насчитывается около 7 000 и большинство из них не отличаются крупными размерами. Только четыре главных острова могут быть причислены к относительно большим: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. На них приходится 98% всей территории страны.

Общая площадь Японии – 372,2 тыс. кв. км, что составляет 1/45 часть территории России. По размерам территории Япония сравнима с Финляндией (338 тыс. кв. км) или Парагваем (406 тыс. кв. км). Расстояние от северной до южной точки Японских островов – около 3 тыс. км.

Акватория Японии многообразна: Тихий океан – на востоке, Японское море – на западе, Восточно-Китайское море – на юге, Охотское море – на севере и Внутреннее японское море – между островами Хонсю и Сикоку.

Климат этой страны разнообразен. Есть места на севере, где температура может падать до , а на южных островах, таких, например, как Окинава, значительно теплее: там максимальная температура летом составляет , а зимой она редко опускается до .

Конечно, климат Японии существенно отличается от климата России. Примерное представление об этом даёт сравнение климата Москвы и Токио (таблица 1).

Таблица 1. Сравнение климата Москвы и Токио

Весна начинается рано – с конца февраля и начала марта. Дни становятся заметно теплее, а главное – в это время разнообразной цветовой гаммой расцвечиваются деревья и кустарники.

Лето длится с мая до сентября. Начало лета там сравнительно короткое. Зато это прекрасное время года: тёплые солнечные дни, смешанные с остатком свежести весны, делают Японию райской местностью.

В сентябре наступает осень, и длится она до конца ноября. И хотя порой идут холодные дожди, в целом погода становится суше и прохладнее. А главное, природа в это время меняет свою одежду, и вся Япония как бы надевает кимоно, раскрашенное разноцветными риснками.

Зимой, с конца ноября до февраля, дуют холодные и неприятные ветры по всей Японии. Хотя в среднем температура сравнительно высокая (в Токио большее время она чуть выше нуля), японцы всё же не любят зиму.

Население Японии на 1 октября 2000 г. Составило 126919 тыс. человек, и по этому показателю она занимает восьмое место в мире. Это одна из наиболее густонаселённых стран: на 1 кв. м там проживают 338 человек, тогда как в России – 9 человек. По плотности населения Япония стоит на первом месте в мире.

В Японии, как во многих странах мира, остро стоит и демографическая проблема. Специалисты составили прогнозы динамики роста населения до 2100 г. По прогнозам, население Японии к 2100 г. Уменьшится по сравнению с 2000 г. На 59,5 млн. человек, или почти на 50%.

По средней продолжительности жизни Япония занимает первое место в мире: этот показатель составляет у мужчин 77,1, у женщин – 83,99 лет (1999 г.).

Общаясь с иностранцами, можно заметить любопытную особенность: корейцы, например, часто приглашают иностранных гостей на ужин к себе домой. Японцы в аналогичной ситуации тоже приглашают гостей на ужин, но только не домой, а в ресторан. Почему японцы не любят приглашать иностранных гостей домой? На этот счёт существуют две версии. Первая? При достаточно развитой сети ресторанов и высоким уровне сервиса японцы считают, что нет необходимости организовывать ужин для гостей у себя дома. Вторая версия: как правило, жилище японцев имеет относительно небольшую площадь, поэтому они приглашают гостей к себе, особенно, ингстранных, неохотно.

В современной Японии большинство домов изготавливают из алюминия, дерева и бетона. Традиционные японские комнаты отапливаются с помощью котацу (это низкий столик с вмонтированным внутрь электронагревателем, а весь стол накрыт стеганным одеялом).

Основой традиционной кулинарии стран Азии, как известно, является рис. Не является исключением и Япония. Но в то же время можно выделить некоторые характерные особенности национальной кухни Страны восходящего солнца.

Во-первых, японцы предпочитают употреблять в первую очередь блюда, приготовленные из сырых продуктов.

Во-вторых, основная масса японцев не употребляет в пищу перец и чеснок.

В-третьих, придается большое значение внешнему офомлению блюд, которые настолько красиво, художественно оформлены, что иногда просто жаль их трогать, тем более есть. Не зря говорят: японские блюда нужно есть глазами.

В-четвёртых, блюда подают в широком ассортименте на красивой посуде, маленькими порциями. Популярными блюдами японской кулинарии являются сасими (тонко нарезанные кусочки свежей сырой рыбы), тэмпура (жаренные в кляре морепродукты и овощи), суси (тонко нарезанные кусочки сырой рыбы или морепродуктов с рисом), удон (плоская или круглая лапша, изготовленная из пшеничной муки), соба (тоненькая бледно-коричневая лапша из гречневой мук), рамэн (завезенная когда-то из Китая лапша, подаваемая к столу в глубоких суповых пиалах, приправленная овощами вместе с мясом).

Император в Японии, согласно Конституции, является символом государства и единства нации. Он не имеет полномочий влиять на действия правительства.

В Японии действует демократическая состема правления государством.

Государственный флаг Японии – Хиномару, на нём изображён большой красный круг на белом фоне. Солнце в виде красного круга используется в качестве государственного символа по крайней мере с 17‑ого века. Государственный гимн Японии – Кимигае – был положен на музыку примерно 100 лет назад.

В Японии нет государственной религии. Однако два направления религии сыграли заметную роль в историческом развитии и фомировании многих национальных традиций. Это синтоизм и буддизм.

Япония вырабатывает небольшое количество энергии с помощью гидравлических, атомных, солнечных и тепловых станций. Однако в целом она зависит от остального мира, то есть от ипотра сырья и топлива.

Только 11% территории Японии приигодно для сельского хозяйства. Фермы, как правило, маленькие, их площадь в среднем не превышает 1,6 га. Горы в основном имеют вулканическое происхождение. Они покрывают 75% суши. Большая часть самых высоких гор находится на острове Хонсю.

Растительный мир Японии очень богат. По мнению японских учёных, флора страны насчитывает примерно 5–6 тыс. видов. Наиболее известное растение – сакура, которая тесно связана с историей, культурой и религией Страны восходящего солнца.

2. Характеристика народов Японии

Японское общество на протяжении веков характеризовалось чётко выраженным расслоением на классы. Перед Второй мировой войной существовали дворянские семьи с наследуемыми титулами и несколько очень богатых семей, контролировавших крупные промышленные синдикаты. В городах влиятельными фигурами были владельцы магазинов и другие независимые предприниматели, а в сельской местности господствующее положение занимали помещики. После Второй мировой войны все титулы, за исключением принадлежащих императорской семье, были упразднены. В результате краха промышленных синдикатов их бывшие владельцы потеряли источники своего благополучия, а аграрная реформа лишила помещиков большей части их землевладений, перешедших к арендаторам и другим крестьянам в виде мелких наделов.

Семья среднего достатка, как правило, тратит 23% своего дохода на продукты питания, по 10% – на транспорт и отдых, по 6% – на одежду и бытовую технику и 7% – на жилье. Семейный бюджет находится в руках жены, которая делает большую часть покупок и отвечает за образование детей.

Сегодня молодые люди все чаще женятся по любви. Тем не менее родители до сих пор просят друзей или сослуживцев подыскать партию для своих детей. В этом случае происходит обмен фотографиями и устраивается встреча сторон. Когда сговор состоялся, договариваются о конкретных датах, и, если все проходит удачно, в назначенный срок происходит бракосочетание. Таким способом заключается до половины всех браков.

Основные религии в Японии – синтоизм и буддизм; христианство пришло в страну в середине 16 в., но число его приверженцев составляют менее 1% населения. Синтоизм, собственно японская религия, и буддизм, заимствованный в Китае, могут сосуществовать, поскольку затрагивают разные стороны жизни человека: синтоизм «отвечает» за нынешнюю жизнь, а буддизм – за потустороннюю. Бракосочетания совершают в основном синтоистские священники; церемония по случаю похорон совершается в буддийском храме. Накануне Нового года японцы традиционно посещают святые места. 31 декабря после 11 часов вечера к ним устремляются тысячи людей, чтобы боги в предстоящем году не забыли их и подарили здоровье и достаток.

Интересы делового сообщества в Японии отстаивают четыре организации – «зонтика»: крупнейшая из них – Федерация экономических организаций (Кэйданрэн), Японская торгово-промышленная палата (Ниссё), Федерация предпринимательских организаций (Никкэйрэн), Ассоциация экономических единомышленников (Кэйдзай доюкай). Кроме того, существуют сотни отраслевых ассоциаций, представляющих фирмы, занятые в сфере производства, услуг, финансов и торговли. Их руководители поддерживают тесные личные связи с чиновниками и функционерами из ЛДП.

Кооперативы, которые имеются в каждой деревне, защищают интересы крестьянства. Их общенациональной организацией является богатый и влиятельный Союз сельскохозяйственных кооперативов, насчитывающий около 340 тыс. сотрудников и обеспечивающий мощную избирательную поддержку ЛДП. В свою очередь, эта партия проводит линию на то, чтобы производители риса могли продавать свой урожай государству по гарантированным высоким ценам и извлекать выгоду из внешнеторговой политики, ограничивающей закупки риса в США и других странах, где его себестоимость намного ниже. В результате потребитель в городах Японии покупает отечественный важнейший продукт питания по ценам, вчетверо превышающим мировые.

После окончания средней школы второй ступени или колледжа большинство девушек обращается на рынок труда. Некоторые устраиваются на фабрики, другие становятся секретарями, служащими или продавцами. Наниматели знают, что все они проработают несколько лет до тех пор, пока не выйдут замуж. Многие женщины, в том числе учителя и медицинские сестры, могут надеяться на продолжение работы после замужества. Обычно заработная плата женщин составляет 57% от заработка мужчин за выполнение аналогичных обязанностей.

Некоторые женщины приобретают какую-либо профессию, становятся менеджерами в корпорациях, занимают высокие должности на государственной службе и в политике. В 1986 вступил в силу закон о равных возможностях при трудоустройстве, основанный на Конвенции ООН о преодолении всех форм дискриминации женщин. Чем крупнее фирма, тем выше процент женщин, продвинувшихся на должности руководителей отделов и других подразделений; такая картина особенно характерна для компаний, специализирующихся на розничной торговле и финансовой деятельности.

Большинство женщин после вступления в брак уходит с работы. Некоторые из них, когда дети становятся старше, вновь устраиваются на работу. В настоящее время работают полный рабочий день либо частично заняты около половины замужних женщин.

Для молодых японцев учёба нередко оказывается суровым и тяжким испытанием, поскольку провал при приеме в престижную школу может самым негативным образом отразиться на будущей карьере. По окончании общеобразовательной средней школы молодые люди стремятся продолжить образование в колледжах и университетах для получения профессии.

Для студентов, преодолевших все преграды и поступивших в высшие учебные заведения, жизнь сразу становится легче, поскольку японские университеты предъявляют минимальные требования к студентам, чье профессиональное становление должно произойти уже во время работы в разных отраслях промышленности или на гражданской службе. Студенты вузов уделяют много времени серфингу, лыжному спорту, клубной деятельности. Клубам в Японии придается большое значение, так как в них формируются многолетняя дружба и деловое сотрудничество. Система высшего образования в Японии чрезвычайно эффективна с точки зрения подготовки компетентных инженеров и чиновников.

Каждый японец охвачен системой медицинского страхования, действующей в рамках одной из трех программ, осуществляемых либо правительством, либо организациями здравоохранения. Работающие регулярно платят страховые взносы вплоть до достижения 70‑летнего возраста. Больные оплачивают лишь незначительную часть стоимости медицинских услуг, основные затраты ложатся на страховую компанию.

Пенсионный возраст для многих оставляет 55 лет. В 60 лет пенсионеры могут получать социальные пособия. У компаний имеются собственные пенсионные программы, предусматривающие выдачу выходного пособия и ежегодной пенсии в размере менее половины прежнего годового заработка. Японцы любят трудиться и, получив пенсию, далеко не всегда отправляются на отдых. Обычно фирмы переводят сотрудников пенсионного возраста на работу в филиалы на более низкие должности или в качестве советников. Пожилые женщины подают в офисах чай и убирают помещения. Такая практика экономит средства предпринимателям, а пенсионерам обеспечивает прибавку к пенсии.

Японцы имеют право на кратковременные выплаты по безработице и долговременные – по нетрудоспособности в размере около 60% заработной платы. По закону им полагается ежегодный отпуск продолжительностью в пять дней плюс один день за каждый год службы.

По закону каждый ребенок обязательно должен получить шестилетнее образование в начальной школе и трехлетнее – в средней школе первой ступени. Учебный год в Японии начинается 1 апреля и заканчивается в марте. Он состоит из трех семестров, разделенных 40‑дневными каникулами в июле-августе и зимними – в конце декабря. Школьники посещают занятия в среднем 240 дней в году, включая субботу. В 1996 в Японии из более 1,5 млн. выпускников средней школы первой ступени 99% продолжили обучение в средней школе второй ступени. Поскольку будущее ученика по окончании средней школы зависит от оценки его способностей при поступлении в престижную школу второй ступени и университет, большинство учащихся всех классов несколько вечеров в неделю посещают специальные подготовительные учебные заведения «дзюку». Считается, что будущее благополучие и социальная значимость человека в большой мере определяется успехами на вступительных экзаменах в школу второй ступени, колледж и университет, и предварительно подросток должен преодолеть «ад вступительных экзаменов» («дзюкэн дзигоку»). Существуют частные средние школы, в которых обучение платное и нет конкурсного отбора учащихся. Некоторые частные университеты, например Нихон Дайгаку, располагают собственными начальными и средними школами.

Программы школ всех ступеней утверждаются министерством образования. Авторы учебников – признанные авторитеты в своих областях, однако министерство сохраняет за собой и регулярно использует право на цензуру учебных пособий.

3. Особенности японской культуры

На Японском архипелаге имеются находки мезолитической (додзёмон, 10–6 тыс. лет до н.э.) и неолитических (протодзёмон и дзёмон, 7 тыс., 6–1 тыс. лет до н.э.) культур. Письменные источники датируются началом 8 в. н.э. С этого времени можно довольно точно проследить историю смены правителей (императоров) Японии. Заимствование китайской письменности в середине I тысячелетия открыло японцам доступ к китайской культуре.

В середине 19 в., вслед за падением сёгуната, были предприняты усилия для заимствования достижений европейской цивилизации. Способность японцев усваивать все лучшее помогла им стать одной из самых развитых наций в мире.

В настоящее время в Японии действуют более 400 университетов. Древнейший из них – Токийский (основан в 1877), в прошлом Первый Императорский университет, является самым авторитетным высшим учебным заведением Японии. За ним следуют университеты в Киото (открыт в 1895), Сэндае (1907), Саппоро (1918).

В 1996 из 1,555 млн. выпускников средней школы второй ступени 460 тыс. поступили в колледжи (95% из них – частные) и 579 тыс. – в университеты с четырехлетним курсом обучения. Из них 20% были приняты в государственные университеты, остальные – в частные. Более 90% студентов двухлетних младших и пятилетних технических колледжей – девушки, а в университетах 75% студентов – юноши. Абитуриенты, не принятые в вуз, обычно готовятся (самостоятельно либо с репетитором) к повторным вступительным экзаменам в то же учебное заведение.

В Японии сохраняются многие традиционные виды литературы и искусства. Особой популярностью пользуются стихотворные жанры: танка (нерифмованное пятистишие из 31 слога) и хайку, или хокку (нерифмованное трехстишие из 17 слогов). В воскресных выпусках большинства общенациональных и местных газет имеются колонки со стихами в жанре хайку или танка и оценкой лучших из присланных работ. Функционируют также национальные клубы любителей хайку и танка, члены которых встречаются в местных отделениях и сочиняют стихи для публикации в клубных изданиях. Существуют также специальные государственные организации, в которых обучают молодежь японским танцам, пению в стиле но, аранжировке цветов, чайной церемонии, рисованию тушью, каллиграфии и игре на таких инструментах, как 13‑струнный кото, трехструнная вертикальная флейта сямисэн, или сякухати.

Корни современной японской литературы лежат в древней культуре; темы, характерные для Гэндзи-моногатари, классического произведения 11 в. японской писательницы Мурасаки Сикибу, остаются лейтмотивом и в таких романах, как Личное дело Оэ Кэндзабуро, Нобелевского лауреата по литературе 1994. Широко известен в стране и за рубежом мастер нравственно-философского и гротескно-фантастического романа Абэ Кобо («Женщина в песках», «Сожженная карта», «Человек-ящик» и др.). Тенденции развития современной японской прозы не могут быть поняты без учёта влияния на нее западного реалистического романа. Многие писатели прошлого, такие, как Нацумэ Сосэки и Мори Огай, пришли в литературу после углубленного изучения произведений европейских авторов; это характерно и для современных авторов, включая Оэ Кэндзабуро и Накамура Синъитиро, изучавших французскую литературу в Токийском университете.

В театральной жизни Японии традиционные театральные жанры – ноо (но, ногаку), кабуки, кукольный театр бунраку, или дзёрури, – уживаются с современным театром. Жанр ноо сформировался в 14 в. Это музыкальное представление с песнями, танцами и драматическим сюжетом, основу которого составляют произведения классической японской литературы. Популярный в Японии театр кабуки возник в начале 17 в. В его репертуаре в основном классические пьесы. Однако для театров ноо и кабуки писали также такие известные современные прозаики, как Мисима Юкио и Осараги Дзиро. Среди актеров кабуки – исключительно мужчин – широкую известность приобрел Бандо Томасабуро. В 1990‑е годы звезды японского театра выступали в спектаклях кабуки, проходивших с аншлагом в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Сеуле, Сиднее, Мехико и Каире.

Среди крупных современных драматургов – Иноуэ Хисаси, Тэраяма Сюдзи, Кара Дзюро. Тэраяма и Кара известны социальной сатирой, а пьесы Иноуэ, среди которых Нихондзин-но хэсо (Пупок японца), завоевали симпатии зрителей своим тонким юмором и разнообразием тем. Однако наиболее популярны в последние годы музыкальные постановки. Труппа Гэкидан Сики побила рекорд посещаемости благодаря показу таких мюзиклов, как Кошки и Эвита. Пьеса Фудзита Тосио «Перед наводнением» считается одним из лучших японских мюзиклов.

В Японии создана мощная киноиндустрия, значительная часть продукции которой экспортируется в США и Европу. Наиболее известны такие талантливые японские кинорежиссеры, как Куросава Акира («Идиот», 1951, «Семь самураев», 1954, «Дерсу Узала», советско-японский фильм 1976, «Августовская рапсодия», 1991 и др.), «Синдо Канэто» (Голый остров, 1960, «Сегодня жить и умереть», 1970, «Горизонт», 1984 и др.). Ежегодный репертуар в японских кинотеатрах в течение ряда лет состоял примерно из равного числа японских и иностранных (главным образом, американских) кинофильмов.

Япония славится фарфоровыми изделиями. Наследники Какиэмона Сакаида, мастера 14 в., чье имя непрерывно передавалось в семье по наследству от отца к сыну, создали в 17 в. стиль арита, уникальное направление в производстве фарфора.

Крупнейшая в Японии Национальная парламентская библиотека в Токио насчитывает более 5 млн. томов. Токийский университет занимает первое место среди других учебных заведений по богатству своих книжных фондов (свыше 4 млн.). Университетские библиотеки разрешают доступ к своим хранилищах только профессорскому составу и аспирантам. Для студентов же выделены специальные помещения, куда библиотеки передают в постоянное пользование литературу по каждой академической дисциплине. Одно из главных хранилищ рукописей и редких книг находится в Центральной библиотеке города Тенри (в префектуре Нара). Ее фонды насчитывают около 1,6 млн. единиц и включают собрание ранних изданий и черновиков рукописей коллекционера Лафкадио Херна, англоязычного журналиста и одного из первых европейцев, очарованных Японией. В Правительственной библиотеке хранится примерно 575 тыс. редких и старых книг. В каждой из 47 префектур страны и в крупных городах работают публичные библиотеки. В сельских районах действуют передвижные библиотеки, и даже в деревнях, в залах для проведения встреч и собраний (комикан), имеются небольшие библиотечные фонды.

В Мино, пригороде Осаки, расположен Государственный музей этнологии, обладающей большой этнографической и археологической коллекцией. В столичном парке Уэно находится Токийский национальный музей, выделяющийся богатым собранием шедевров японского искусства и археологических находок. В музее, получающем мощную государственную поддержку, сосредоточены художественные произведения индийских, китайских и корейских мастеров. В специально отведенном здании хранятся сокровища 6–7 вв. из храма Хирюдзи (префектура Нара). Государственные музеи имеются также в Киото и Наре. Основу их собраний составляют картины и скульптуры, принадлежавшие близлежащим храмам. Три интересных частных коллекции произведений японского и китайского искусства экспонируются в префектуре Токио: галерея Идэмицу, в которой представлено много картин и произведений каллиграфии дзэнского монаха и художника конца 18 – начала 19 в. Сэнгая, и художественные музеи Нэдзу и Гото. В токийском парке Уэно разместились также Национальный музей современного искусства (основан в 1952), в фондах которого хранится более 900 репрезентативных работ японских художников, созданных после реставрации Мэйдзи, и Национальный музей западного искусства (открыт в 1959), в котором демонстрируются творения европейских и американских мастеров.

Практически в каждом оживлённом месте в городах можно найти книжный магазин. Развита сеть букинистических магазинов. Возле большинства школ расположены магазины, в которых книги и комиксы за весьма умеренную плату выдаются на прокат.

Японские семьи тратят на приобретение книг, газет, журналов и прочих печатных изданий примерно 25% расходов на досуг. В стране выходят 420 газет общим тиражом ок. 72 млн. экземпляров (Япония – вторая страна в мире после Норвегии по обеспеченности газетами в расчете на душу населения), из них пять общенациональных. За исключением одной страницы местных новостей, содержание утреннего издания каждой из них одинаково для жителей как северного острова Хоккайдо, так и южного острова Кюсю. Самая массовая газета – «Иомиури» (ок. 14 млн. экземпляров). За ней следуют чуть менее консервативная «Асахи» (12,7 млн.), «Майнити» (10 млн.) и «Санкэй симбун» (3 млн.). Ежедневная газета «Нихон Кэйдзай», выходящая тиражом 2,9 млн. экземпляров, специализируется на освещении внутренних и международных финансовых новостей.

Японцы – страстные любители спорта. Старейшим национальным видом спорта признана борьба сумо, упоминание о которой имеется в хронике 7 в. Нихон Сёки. Ежегодно в стране проводятся шесть соревнований по сумо, в которых в рамках высшей лиги (маку-но ути) примерно 50 спортсменов борются за Кубок Императора. Борец, показавший лучшие результаты в 15 встречах, становится победителем. Другие национальные виды спорта – кэндо (вид фехтования с использованием бамбуковых мечей), дзюдо, каратэ. С Запада первым пришел в Японию бейсбол, и с 1950 существуют две профессиональные бейсбольные лиги, Тихоокеанская и Центральная, каждая из которых включает по шесть команд. В 1996 состязания по бейсболу посетили примерно 20 млн. человек. Каждую весну и лето проводятся национальные бейсбольные турниры среди команд высших учебных заведений. Летние соревнования были организованы впервые в 1915 и весенние – в 1924. Профессиональным видом спорта стал в Японии также и американский футбол. В спортивном календаре предусмотрены ежегодные состязания по футболу, регби, хоккею на траве и льду, волейболу, баскетболу и гандболу. Команды финансируются либо университетами, либо фирмами, которые вносят весомый вклад в подготовку спортсменов-олимпийцев. В 1946 был учрежден Национальный спортивный фестиваль. Представители каждой префектуры встречаются на соревнованиях летом (плавание, яхты), осенью (27 видов спорта, включая легкую атлетику, бейсбол, регби и гимнастику) и зимой (коньки, лыжи). Кубок Императора достается префектуре, мужчины которой набрали наибольшее количество очков, аналогичным образом женщинам вручается Кубок Императрицы. Соревнования проводятся каждый год по очереди в какой-либо из 47 японских префектур. Одним из спонсоров этих состязаний выступает министерство образования.

Одним из главных отмечаемых праздников Японии является Новый год. По мере его приближения люди собираются на вечеринки, посвященные «поминовению» предыдущего года (бонэнкай). Рождество сопровождается покупкой рождественского торта и игрушек детям. 29 декабря большинство предприятий закрывается и возобновляет свою работу 4 января. 31 декабря традиционно считается днем очищения (охараэ), и люди в большинстве домов съедают тарелку длинной лапши, которая ассоциируется с долголетием. В полночь большие колокола в храмах бьют 108 ударов, каждый из которых отражает ту или иную душевную боль, переживаемую людьми. В первый день года люди заполняют храмы, где бросают монеты и банкноты в большие корзины для подаяний, получая взамен благословение буддийских или синтоистских священников. Завершение года – повод для обмена подарками (осэйбо).

Следующий праздник – 15 января, День зрелости, когда молодые люди, достигшие 20‑летнего возраста и одетые, как правило, в кимоно, посещают общественные мероприятия, устраиваемые в их честь. Сэцубун, хотя и не является формально праздником, отмечается в большинстве семей 3 или 4 февраля; чтобы изгнать злых духов разбрасывают жареные бобы. 11 февраля – День основания государства. 29 апреля, день рождения покойного императора Хирохито, переименован в День зелени и посвящен весеннему возрождению природы. 3 мая – День конституции и 5 мая – День детей. Не считающийся официальным праздником фестиваль Бон проводится в течение трех дней в июле или, в некоторых районах, в августе. Считается, что духи умерших возвращаются в дома, где они обитали при жизни. Это опять же случай обменяться подарками (отюгэн). 15 сентября – День почитания престарелых. 23 сентября – День осени – приурочен ко дню осеннего равноденствия и является днем почитания предков. 10 октября отмечается День спорта и 3 ноября – День культуры. 23 ноября – День благодарения труду, когда выражается признательность за все им содеянное; этот день, ранее известный как фестиваль первых плодов, отмечается проводимой самим императором церемонией, в рамках которой урожай риса предлагается синтоистским божествам. Национальным праздником является также День рождения императора Акихито – 23 декабря.


Заключение

В результате исследования народов и культуры Японии были получены интересные факты, а именно, территория Японии состоит из множества островов (их насчитывается около 7 000 и большинство из них не отличаются крупными размерами).

Климат этой страны разнообразен. Есть места на севере, где температура может падать до , а на южных островах, таких, например, как Окинава, значительно теплее.

Население Японии на 1 октября 2000 г. составило 126 919 тыс. человек, и по этому показателю она занимает восьмое место в мире. Это одна из наиболее густонаселённых стран: на 1 кв. м там проживают 338 человек, тогда как в России – 9 человек. По плотности населения Япония стоит на первом месте в мире.

Японцы являются единой этнической семьёй, говорящей на одном языке. Грамматика японского языка относительно проста, но сложна письменность, поскольку используются три типа знаков: две азбуки (катакана и хирагана) и иероглифы (кандзи). В повседневном употреблении сейчас находится около 2 тыс. иероглифов.

Большинство японцев воспринимают себя как средний класс. Они не богаты, но и не бедны. В среднем японские семьи откладывают 13% своих доходов, чтобы дать образование детям и обеспечить старость. В 1996 семья со средним достатком имела годовой доход в 30 тыс. долл. Японцы предпочитают жить в отдельном односемейном доме с садом, однако в Токио приобрести такой дом для средней семьи нереально. Средний размер жилища в стране – 92 кв. м, но его площадь существенно различается в городах и сельской местности.

Основные религии в Японии – синтоизм и буддизм; христианство пришло в страну в середине 16 в., но число его приверженцев составляют менее 1% населения.

В середине 19 в (вслед за падением сёгуната), были предприняты усилия для заимствования достижений европейской цивилизации. Способность японцев усваивать все лучшее помогла им стать одной из самых развитых наций в мире.


Cписок литературных источников

1. Арутюнов С.А. «Япония: народ и культура» / Арутюнов С.А. – М.: Изд. «Знание», 1991

2. Бок Зи Коу «Экономика Японии. Какая она?» / Бок Зи Коу – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002

3. В.М. Хачатурян «История мировых цивилизаций» – М. 1996

4. Кузнецов Ю.Д. Новицкая Г.Б., Сирицын И.М. История Японии: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» – М.: Высшая школа, 1998 г.

5. Лещенко Н. «Сегуны Токугава: Иэясу» // Япония сегодня – 2002 г. – февраль

6. Льюис Р.Д. «Деловые культуры в международном бизнесе» – М., 2001 г.

7. Лэйхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М., «Бизнес. Коммуникации стратегии и навыки» – Санкт-Петербург, 2001 г.

8. «Символ единства народа» // Япония сегодня. – 2001 г. – декабрь

9. Советский энциклопедический словарь, М., 1987

10. Справочник «Страны мира», статья «Япония», 1996

11. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. Изд. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2006


КНР : 127 282
Филиппины : 120 000
Канада : 98 900
Перу : 90 000
Австралия : 71 013
Великобритания : 63 017
Таиланд : 45 805
Германия : 36 960
Аргентина : 34 000
Франция : 30 947
Республика Корея : 28 320
Сингапур : 23 000
Китайская Республика : 20 373
Микронезия : 20 000
Мексика : 20 000
Боливия : 14 000
Новая Зеландия : 13 447
Италия : 12 156
Индонезия : 11 263
Парагвай : 10 321
Чили : 10 000
Вьетнам : 9468
Малайзия : 9142
Швейцария : 8499
Новая Каледония : 8000
Испания : 7046
Нидерланды : 6616
Бельгия : 6519
Маршалловы Острова : 6000
Палау : 5000
Россия : 2137 Язык Религия Расовый тип

Численность и расселение

Численность - 130 миллионов человек, в самой Японии - 127 миллионов. Японцы живут также в США (1,2 млн чел.), главным образом в штате Калифорния и на Гавайских островах , в Бразилии (1,5 млн чел.), в Канаде (99 тыс. чел.) и других странах Америки, в Европе, Азии и Австралии.

Язык

Менталитет нации

Если рассматривать японский менталитет в целом, то, несмотря на огромное влияние на него современной западной культуры, ему удалось, переняв многое «снаружи», сохранить свою суть.

Неуловимый, компромиссный, чуткий и рефлексивный. Индивидуально неэгоистичный и крайне социально-зависимый. Впитывающий и принимающий, но с жёсткой системой «свой\чужой». Глубокий, богатый внутренне, но строго ограниченный и структурированный в формах выражения.

В этой системе ценностей, в основе которой лежит чувство долга и иерархические социальные взаимосвязи, именно индивид существует в рамках и ради группы, а не группа ради индивида. При этом внутреннее «я» индивида бережно хранится и оберегается внутри, а его навязывание окружающему миру не поощряется. Поощряется максимальное сглаживание углов и поиск компромиссов (пускай даже за счёт неопределённости), выпячивание же, категоричность и навязывание чего-либо не одобряются и крайне затруднены в рамках данной системы.

Таким образом, японский менталитет, являясь компромиссным и групповым по своей природе, являет собою в системе ценностей и приоритетов полную противоположность менталитету западному. И даже то, что многие типично западные внешние формы социальных взаимодействий были странным образом в кратчайшее сроки заимствованы и столь эффективно перенесены, адаптированы на совершенно чуждую на первый взгляд почву, обусловлено естественным развитием всё той же стройной японской системы ценностей и приоритетов, склонной к поиску путей, взаимодействию и компромиссам, при полном единстве и целостности, отсутствии серьёзной вариативности между интересами группы и индивида. Фактически в те же внешние заимствованные у запада формы было вложено иное (японское) содержание.

Современный японский менталитет, хотя и претерпел значительное влияние западных ценностей (несколько изменивших соотношение между личной свободой и чувством долга), всё же остался компромиссным и групповым по своей природе, в полной мере сохранив все свои особенности.

Происхождение

Долгое время считалось, что предположительно предки японцев, так называемые протояпонские («пуёские») племена, в 1 тысячелетии до н. э. (а по некоторым сведениям и ранее) отдельными племенами переселялись на Японский архипелаг с Корейского полуострова . При этом древнее коренное население Японии айны и австронезийские племена , постепенно были вытеснены и ассимилированы протояпонскими племенами, язык которых (принадлежащий алтайской языковой семье) возобладал, восприняв элементы австронезийского субстрата. Предположительно в IV веке (точно неизвестно) появляется первое общеяпонское государство - Ямато .

Однако имеющиеся данные не подтверждают настолько массовых переселений с континента в указанный период. Хотя сам факт переселения на острова отдельных пуёских племён несомненен, как и их культурная роль, но разбросанные по островам и весьма ограниченные численно на первом этапе они просто терялись среди племён-автохтонов (австронезийских и древнеайнских). Так что ни о какой ассимиляции в тот период речи идти просто не может. Несмотря даже на определяющую роль этих племён в становлении древнеяпонского государства Ямато (Ва).

Что касается древнеяпонского государства, то имеются множественные сведения, что его образование относится к более древним периодам. Согласно японским хроникам - к VII веку до нашей эры.

Не стоит также путать современных японцам айнов с древним коренным населением японских островов. В свете множества исследований установлено, что современные айны сформировались довольно поздно, примерно в то же самое время, что и сами японцы. Хотя и несомненно, что культурно (особенно в плане языка), да во многом и генетически, они ближе к айноидным протоплеменам эпохи Дзёмон , чем современные японцы (которые в этом плане ближе к пуёским племенам, переселившимся с континента). Но точно так же как и сами японцы, являются позднейшим производным, пройдя путь столь же длительной эволюции через ряд культур, эпох, этнических и генетических изменений и заимствований.

Судя по всему уже древние племена, населявшие японские острова в эпоху Дзёмон , и состоявшие преимущественно из айноидов и в меньшей степени австронезийцев, являли собой смесь генотипа и культур. При этом раскиданные по островам отдельные племена новых пришельцев с континента («пуёские» прото-японско-корейские племена, относящиеся к восточно-азиатской ветви монголоидной расы), были длительное время в очевидном меньшинстве, теряясь среди коренных племён. Представляется вполне очевидным, что пришельцы оказали значительное культурное влияние, способствуя распространению поливного земледелия и становлению культуры нового типа (получившей распространение в Период Яёй). Даже на этапе становления государства Ямато , она была скорее культурной и организующей, чем собственно ассимиляционной. Вытеснить или сходу ассимилировать коренное население для них просто не представлялось возможным (в силу малочисленности). Этот процесс был весьма постепенным и длительным и окончательно завершился на всей территории японских островов лишь только в XIX веке нашей эры. Только по мере развития древнеяпонского государства, по мере увеличения численности, объединения и распространения пуёских племён на островах, по мере активизации смешения монголоидного (пуёские племена), айноидного и австронезийского расового типов, этот новый элемент смог оказать не только значительное культурное но и расовое влияние на коренное население японских островов, что и сформировало постепенно современный смешанный генотип и этнос японцев.

Правителями Японии во все исторические времена являлись императоры (микадо), непрерывно ведущие свой род в течение 124 поколений, начиная ещё с VII века до нашей эры (времена первого легендарного императора и основания японского государства согласно японским хроникам). Они обожествлялись, считаясь потомками богини солнца Аматэрасу . В 1192 году власть захватили феодалы, этот период называется сёгунат и продолжался до 1868 года . В этот период императорская власть явлалась чисто номинальной, реальной же властью обладали военные правители - сёгуны . В результате революции Мэйдзи в XIX веке императорская власть была полностью восстановлена, вплоть до 1945 года, когда после капитуляции Японии снова стала чисто номинальной - конституционной. Династия японских императоров является самой древней из сохранившихся на сегодняшний день на Земле королевских династий. С 1989 года император и «символ государства и единства народа» - Акихито . Монархия - конституционная, законодательную осуществляет парламент. Согласно традициям, императором Японии не может быть женщина, это правило ни разу не нарушалось.

Несмотря на высокую цельность современного японского этноса, в его рамках всё ещё выделяются отдельные этнические группы, со своими обычаями и диалектами обязательными для каждой местности. Особенно выделялись рюкюсцы , в Средние века имевшие даже свою государственность.

Специфическое явление - «эта», официально называемые «токусю буракумин» («жители особых поселков»). Это потомки людей «подлых» профессий, кожевников, мусорщиков, скоморохов. Антропологически они ничем от остальных японцев не отличаются, официально имеют все гражданские права, но в быту их дискриминация сохраняется.

Полностью самостоятельный этнически народ айны , не относящийся к японцам, имевший свои расовые и культурные особенности, свой язык, вытесненные с Хонсю, но ещё в XIX веке населявший Хоккайдо и северные острова, был окончательно ассимилирован японцами в первой половине XX века. Антропологически айны восходят к айноидным протоплеменам эпох Дзёмон, и позднее к племенам Эмиси, ассимилированных японцами в средние века на Хонсю, но оставивших свой след в их генотипе и культуре.

Хозяйство

Традиционными отраслями хозяйства являются пашенное и поливное рисосеяние. Выращивают также чай, овощи, цитрусовые, развито шелководство и рыболовство. В настоящее время Япония - высокоразвитая индустриальная страна. Не имея своих ресурсов, только на привозном сырье, японцы сумели развить сложные и тонкие отрасли промышленности: машиностроение, электронику и др.,- и очень быстро вышли на мировой уровень, создав одну из передовых производящих, технологичных экономик мира.

Быт, обычаи, культура

Селения имеют линейную планировку. Традиционный дом - каркасно-столбовой, обычно в 1-2 этажа. Характерны раздвижные стены из рам, оклеенных вощеной бумагой или картоном. Пол приподнят на небольших сваях. Почти полностью он покрыт циновками. Столы, стулья, кресла ставятся только в гостиных. Столы низкие, сидят японцы обычно на коленях, на подушечках. Кроватей нет, спят на циновке, под голову кладут не подушку, а дощечку. Дом обязательно украшен своеобразными картинами, на которых может быть изображение, рисунок, или же надпись (афоризм, цитата). Они называются какэмоно .

Из ремесел популярны изготовление кукол из дерева или бумаги, плетение корзин, ваз, вееров. Характерны своеобразные виды искусства: изготовление из бумаги фигур (оригами), аранжировка цветочных букетов (икэбана).

В изобразительном искусстве японцы достигли большого мастерства в гравюре (классическая японская гравюра).

Национальная одежда японцев называется кимоно (着物) - это общий вид верхней одежды, мужской и женский. На нижнюю рубаху - дзюбан (襦袢) надевается основное кимоно нагаги (長着), подгоняется по росту и закрепляется узким пояском, поверх которого завязывается широкий декоративный пояс оби . На ноги надевают белые носки - табиc отдельным большим пальцем. Летнее повседневное кимоно без подкладки называется юката . Обуви два вида: дзори (草履) (сандалии, изготовляемые из соломы, кожи, резины и др.) и гэта - обувь из дерева на двух подставках. В настоящее время японцы в быту носят европейскую одежду. Кимоно можно увидеть на новый год, день совершеннолетия и на японских свадьбах.

Женское кимоно отличается от мужского покроем рукавов. У женщин рукава служат своеобразными карманами.

Известно, что с глубокой древности японцами практиковалась двустадийная погребальная обрядность, и первой стадией был «Обряд воздушного погребения ». Данная обрядность была вытеснено обрядами буддизма .

Японская кухня

Столовый этикет в Японии отличается от европейского. Едят обычно из фарфоровых чашек палочками хаси . Жидкую пищу пьют из пиал, но иногда пользуются ложками. Ножом и вилкой пользуются исключительно для европейских блюд. Хлюпать за едой считается вполне приличным, но втыкать палочки в еду, особенно в рис, - недопустимо. Нельзя также класть палочки острыми концами влево, или поперек чашки, указывать ими на что-либо или махать ими в воздухе, зажимать их в кулаке и др. Хорошим тоном считается подливать напитки в бокалы соседям, но не себе.

Рис японцы называют «гохан», («варёный рис», но также это слово может употреблятся и в общем значении «еда»; причём уважительная приставка «го» к слову «хан» (рис) со временем стала обязательной; всё это говорит об огромной важности этого блюда для японцев). На трапезе рис присутствует всегда. До XIX века рис ели только богатые, он был дорог. Остальные же берегли его к празднику, заменяя в простые дни ячменём. Только в XX веке рис стал общедоступен. Популярны блюда с лапшой, приготовленной из пшеницы (удон) либо из гречки (соба). Лапша идёт и в супы, и как самостоятельное блюдо, с добавками и приправами. Важное место в японской кухне занимает соя . Из неё готовят супы, соусы, соевый сыр тофу , натто .

Одно из наиболее популярных за пределами страны японских блюд - суши . Существуют несколько разновидностей, например, самым популярным видом суши является нигиридзуси (握り寿司: суши, сделанное с помощью рук). Он состоит из продолговатого комочка риса, спрессованного ладонями, небольшого количества васаби и тонкого кусочка начинки (сырой рыбы, креветок или икры), которая покрывает рис (нэта). Нигири могут также быть связаны тонкой полоской нори . Норимаки (海苔巻) - это суши цилиндрической формы состоящее из кусочка сырой рыбы, завернутого в рис, и завернутого в нори (прессованные листы водорослей). Одним из любимых блюд является сашими (刺身) - кусочки сырой рыбы. Её употребляют с соевым соусом, в который добавляют васаби. Часто сашими подают вместе на нарезанной соломкой редькой дайкон и листьями сисо (лат. Perilla)

У японцев много различных супов, но самый традиционный - мисосиру (味噌汁). Это суп из пасты мисо (которая изготовляется из варёных, размятых и перебродивших соевых бобов с добавлением соли и солода). Такие супы в каждом регионе готовят по-своему. Помимо этого японцы широко употребляют овощи и травы (картофель, морковь, капусту, хрен, укроп, сельдерей, петрушку, помидоры, лук, яблоки, дайкон), рыбу, мясо акул, морскую капусту, мясо курицы, кальмаров, крабов и прочие морепродукты.

Традиционным и популярным напитком японцев является зелёный чай , а спиртным - рисовое вино саке и сётю .

Мифология японцев

Согласно синтоистскому мифу о сотворении земли, первыми существами были Идзанаги и Идзанами , которые создали объекты природы и остальных богов.

Главым принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. Мир ками - не потустороннее обиталище, но общая естественная среда с миром людей. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, а надо пытаться добиться гармонии с ками в этой жизни.

Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру.

Между божествами и людьми существует тесная связь даже по происхождению: связующим звеном является микадо , потомок Аматэрасу и её представитель на земле, а также родоначальник всех японцев. Важнейшие легенды относительно божеств, составляющих пантеон синтоистов, изложены в начале главы об истории. Из них можно видеть, что божества эти имеют тесную связь с силами природы и часто даже представляют их олицетворение.

Главную роль между ними играет богиня солнца Аматэрасу; затем есть божества луны, земли, подземного царства, ветра, грома, огня, воды, домашнего очага, пищи, заразных болезней и т. п. К обоготворению природы в синтоизме примешивается культ предков: божеские почести воздаются здесь как прежним, так и царствующему микадо, душам героев и вообще предков.

Позже появляется буддизм. В Японии он распадается на несколько сект и переплетается с местным синтоизмом настолько, что не всегда можно понять, какая секта больше проникнута буддизмом, а какая синтоизмом. Каждая секта почитает своих богов. «Амидаистские» секты средневекового происхождения уповают на спасителя Будду-Амиду (Амитабу). В секте сингон верховный будда - Дайнити-Нёрай , «Великий солнечный Будда » В других сектах почитаются группа пяти богов Мёо , «Великие Будды мудрости», один из них - Фудо-мёо, изображается в виде сурового воина с мечом и злым лицом. Это значит то, что он уничтожает жадность, гнев и невежество. Основные божества те же, что и в других странах, их соответствия: Буцу - Будда, Босацу - Бодхисаттва , Сяка-Нёрай - Шакьямуни , Дарума , или Бодайдарума - Бодхидхарма .

Самая массовая секта - Сока-гаккай, активно вмешивается в политическую жизнь страны. Наконец, наиболее широкое распространение получила секта «дзэн ». Её поклонников можно встретить далеко за пределами Японии. Её суть - мистическое самоуглубление и постижение истины вне разума.

Древней же религией в Японии был, однако, не синтоизм, а культ родовых духов (ками). Он малоизвестен. Жрецы этого культа назывались ура-бэ (гадатели) и ими-бэ (заклинатели). Кроме этого, в народных слоях пользуется большой популярностью группа богов «сити фукудзин», то есть семь богов счастья. Это: Дзюродзин (寿老人 - долголетие), Дайкоку (大黒 - богатство и земледелие), Эбису (恵比寿 - счастье и удача), Хотэй (布袋 - любовь, радость), Бэндзайтэн или Бэнтэн (弁財天 - любовь, искусство, красота), Фукурокудзю (福禄寿 - мудрость), Бисямонтэн (毘沙門天 - покровитель богатства и воинов).

Японцы - девятый по численности народ мира (130 миллионов человек). Большинство японцев проживает в собственном национальном государстве Япония (Ниппо́н) (127 миллионов), расположенном на Японских островах, близ побережья Юго-Восточной Азии. Япония – островное государство, состоящее из остров Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю и многочисленных примыкающих к ним мелких островов. Территория – 372,2 тыс. км 2. Столица – Токио (10,9 млн.).


Правителями Японии во все исторические времена являлись императоры (микадо), непрерывно ведущие свой род в течение 124 поколений, начиная ещё с VII века до нашей эры. Они обожествлялись, считаясь потомками богини солнца Аматэрасу. Японское иероглифическое сочетание тэнно – Небесный хозяин. Династия японских императоров является самой древней из сохранившихся на сегодняшний день на Земле королевских династий. Согласно традициям, императором Японии не может быть женщина, это правило ни разу не нарушалось.




В Японии средняя продолжительность жизни одна из самых высоких в мире и составляет более 82 лет. Сейчас в Японии более людей перешагнули столетний рубеж.




Традиционное жилище японцев имеет раздвижные стены из рам, заклеенных картоном. Крыша соломенная или черепичная. Пол покрыт циновками из рисовой соломы. Столы, стулья, кресла ставятся только в гостиных. Столы низкие, сидят японцы обычно на коленях, на подушечках. Кроватей нет, спят на циновке, под голову кладут не подушку, а дощечку.


Национальная одежда японцев называется кимоно. В настоящее время японцы в быту носят европейскую одежду. Кимоно можно увидеть на новый год, день совершеннолетия и на японских свадьбах. Женское кимоно отличается от мужского покроем рукавов. У женщин рукава служат своеобразными карманами. У женщин оно подпоясано широким поясом, который завязывается большим бантом на спине.




С культурных традиций наиболее известны чайная церемония, искусство декоративных садов, икебана. Япония - необыкновенная страна. А в какой еще стране главные национальные праздники - цветочные? Весной цветет сакура - японцы любуются ею. Осенью - праздник цветения хризантем, в феврале - праздник цветения сливы, в мае - глицинии и ирисов. И одежда у японок - цветочная, рисунок на кимоно должен быть сезонным.






В настоящее время Япония высокоразвитая индустриальная страна. Не имея своих ресурсов, только на привозном сырье, японцы сумели развить сложные и тонкие отрасли промышленности: машиностроение, электронику и др.,- и очень быстро вышли на мировой уровень, создав одну из передовых экономик мира.

(яп.日本人- Нихондзин, ниппондзин) - представители основной группы населения Японии.

Слово «японцы » может употребляться как нейтральный термин для обозначения всех жителей Японского архипелага или как этноним, которым обозначают культурное сообщество - «японский этнос» (без рюкюсцев и айнов) или политическую - «японскую нацию» (вместе с рюкюсцев и айнами).

Происхождение японцев

Проблему происхождения японцев можно рассматривать с трех позиций: расогенеза, этногенеза и нациогенеза.

Большинство западных исследователей отмечает неправомерность определять японцев как расу или группу. Однако японские ученые отмечают существований «японской расы» как отдельного биологического таксона. С ним же они связывают становление японского этноса и нации. На сегодня общепризнано считается концепция К. Ханихара, официально опубликованная им в 1990 году. Согласно ей современные японцы являются потомками прото-монголоидного сообщества периода Дземон, близкой к которым есть народы Юго-Восточной Азии. Начиная с 3 века до Р. Х. и кончая 7 веком, эти прото-монголоиды смешивались с ново-монголоидными мигрантами из территории Маньчжурии, Кореи и Китая. В результате смешения возник японский расовый тип, который стал основой для формирования японского этноса. Несмотря на большое количество огрехов в теории К. Ханихары, ее положение можно встретить как в научных трудах так и школьных учебниках.

Если на вопрос расогенеза специалисты готовы дать определенный набор концепций-ответов, то проблема этногенеза японцев выглядит для них гораздо сложнее. Большинство ученых считают, что японцы как этнос возникли на основе яматоской этно-общественной группы в 6-7 веках, основой которой стало государство Ямато в регионе Кинки. Однако ряд ученых утверждают, что называть яматойцев японцами нельзя, поскольку они были лишь частью этнической карты Японии. Для этих ученых, «японцы» - это термин политический, которым были объединены различные этнические группы Японского архипелага в конце периода Эдо в 19 веке.

С точки зрения нациогенеза, японцы возникли как нация с появлением национального государства - , в ответ на агрессивные действия национальных государств Западной Европы и США. Ризные культурные сообщества японских островов, включая Айнов и Рюкюйцев, были объединены в единый политический и социальный организм.

Трудности, которые возникают при поиске происхождения японцев связаны с отсутствием согласованной и четкой терминологии по «расе», «этносу» или «нации». Среди ученых нет также и консенсуса того, каким из этих терминов обозначать японцев. Однако на сегодня слово «японцы» используется преимущественно в нейтральном смысле, для обозначения жителей Японии, или же как синоним словосочетания «жители Японии».

Язык

Является родным для подавляющего большинства японцев мира и официальным языком в Японии. Графическая система языка содержит две азбуки (хирагана и катакана), а также около 4 тысяч заимствованных китайских . Согласно статистическим данным Министерства образования Японии, умением читать и писать на японском владеет 99% населения страны.

Происхождение и классификация языка до сих пор неясны. К середине 20 века считалось, что японский язык принадлежит к группе тунгусо-алтайских языков и является родственным, в частности, с корейским. Однако современные исследователи указывают на сходство основной японской лексики с лексикой языков Юго-Восточной Азии. Общность грамматики с языками севера и близость базовой лексики японского языка с юга Азиатского континента усложняет процедуру классификации. Поэтому японский язык принято выделять как изолированный.

Кроме собственно японского языка, в Японии существуют языка айнов и рюкюсцев. Эти языки рассматриваются японскими исследователями как особые древние японские диалекты, однако ряд западных исследователей определяет их именно как отдельные языки.

Культура и религия

Считается что в основе современной японской культуры лежит культура аборигенов Японского архипелага периода Дземон. Неотъемлемыми и органическими частями японской культуры является многогранность традиций, что сейчас получают распространение во всем мире - классическая поэзия, японская живопись, чайная церемония, боевые исскуства, архитектура, самураи, искусство строительства декоративных садов, аранжировки цветов (), сборка фигур (оригами), традиционная опера ноо, кукольный театр бунраку, городской театр кабуки, японская кухня.

Как ни странно, но может показаться, что формирование японской культуры - это постоянное заимствование и «переваривания» иностранных идей. Традиционно основными импортерами мировых достижений мира были Корея, Китай, Испания, Португалия, Голландия. С середины 19 века в качестве «интеллектуального донора» выступают страны Западной Европы и США. Приспособленные к японской почве ноу-хау стали основой для развития японских уникальных продуктов и произведений. Сегодня среди них известны японская электроника, манга и аниме.

Религия играет важную роль в жизни японцев. Однако ее функционирования отличается от подобного на Западе. Характерно совмещение, то есть одновременная принадлежность к двум или более религиозных течений. Основными конфессиями в Японии являются синто и буддизм. Около 1% населения исповедует христианство.

Этнические группы

Японцы (Яматойцы, Рюкюйцы, ) - около 99%. Остальные (китайцы, корейцы, бразильцы, филиппинцы, другие) - около 1%.

В период существования Японской империи (1867 - 1945) до «политических» японцев причисляли корейцев и тайваньцев. Часть нивхов, которые жили на Сахалине, также имели японское гражданство. После оккупации Сахалина СССР, они были высланы в Хоккайдо как «японцы».

По данным Министерства Иностранных дел, количество японцев, проживающих заграницей составляет около 1 миллиона человек. Больше всего их проживает в США. За ними следуют японские общины в КНР, Бразилии и Великобритании.

Никкей

Сроком Никкей (日系- «японский») принято обозначать людей, которые имеют японское корни, предки которых иммигрировали из Японии и живут за границей.

Этимология названия близка к слову российского «русский». Последний является тем, кто принадлежит к «Руси», но «русичем» не является. Подобное наблюдается в названии Никей - человек имеет тесную связь с Японией, но собственно «японцем» он не является. В целом, сроком Никей называют всю японскую диаспору. Японская диаспора имеет 140-летнюю историю. Первые японские эмигранты начали переселяться на Гавайи с 1868 года. Около 750,000 человек мигрировали за границу перед второй мировой войной. Еще 250,000 пересилилися заграницу во второй половине 20 века.

Японские эмигранты и их потомки сохраняют чувство общности и не прерывают связи со страной своих предков. Они играют важную роль в социумах, которые приняли их. Как пример, можно привести правления перуанского президента Альберто Фудзимори (1990-2000), выходца из семьи японских эмигрантов.

Японцы не коренные жители Японии October 19th, 2017

Все в курсе, что американцы не , точно так же как и теперешнее . А вы знали, что японцы не являются коренным населением Японии?

Кто же тогда жил в этих местах до них?

До них здесь проживали айны, таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок. Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока последним не удалось вытеснить их на север.

О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов. И даже символ Японии — великая гора Фудзияма — имеет в своем названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага». Как считают ученые, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.

Айны не занимались земледелием, они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они небольшими поселениями, достаточно удаленными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки. Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев. Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжелые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли.

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства — харакири. Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек, успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири — эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов.

О происхождении айнов ученые спорят до сих пор. Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт. Характерная черта их внешности — очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. Долгое время считалось, что они могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант. А прибывшие на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских, настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев. Единственной группой людей из всех проанализированных вариантов, с кем у них наблюдается генетическое родство, оказались люди эпохи Дзёмон, которые предположительно и были предками айнов. Айнский язык также сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. Получается, что за время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.


Сегодня айнов осталось очень мало, около 25 000 человек. Они обитают в основном на севере Японии и практически полностью ассимилированы населением этой страны.

Айны в России

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну — два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айну в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.


По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались. Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все — айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских). Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители были переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. В итоге, три этнические группы ассимилировались с камчадалами.

Северокурильские айну в данный момент — самая большая подгруппа айну на территории России. Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) — наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают. Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы). Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске. И считается, что из камчатских айну в живых уже никто не остался.


В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Судя по переписи 2002 года, никто не вписал этноним «айну» в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи

Есть такие сведения, что наиболее прямые генетические связи по мужской линии айны имеют, как ни странно, с тибетцами — половина их является носителями близкой гаплогруппы D1 (сама же группа D2 практически не встречается за пределами Японского архипелага) и народами мяо-яо на юге Китая и в Индокитае. Что касается женских (Мт-ДНК) гаплогрупп, то у айнов доминирует группа У, которая встречается также и у других народов Восточной Азии, но в небольшом количестве.

источники