История возникновения музея в разные эпохи. История возникновения музеев

Уникальную возможность путешествия во времени и пространстве предоставляют музеи, где собраны экспонаты различных национальных культур, созданных руками как современных мастеров, так и знаменитых предков. Тема статьи - самые известные и великие музеи мира, в которых следует побывать.

Общий обзор

Какие критерии взяты за основу?

  • Один из важнейших - посещаемость. Лидером является французский Лувр, чей рекорд приближается к 10 миллионам человек. На втором месте - Британский музей (около 8 млн). Метрополитен-музей (США) и Музей Ватикана занимают соответственно третью и четвёртую строчку рейтинга. Каждый из них превысил порог посещаемости в 6 млн.
  • Занимаемая площадь. Лидером здесь снова является Лувр, хотя официально ему отводится третья позиция (160 тыс. кв. метров). Формально его опережает, например, художественный музей Японии (Токио), но выставочная площадь Лувра - самая внушительная (58 тыс. кв. метров).
  • Величайшие музеи мира определяются по количеству экспонатов и их исторической ценности.
  • Ещё одним критерием является выбор путешественников. Ежегодно проводится конкурс Traveller"s Choice, имеющий номинацию «Музеи мира». В 2016-м рейтинг возглавил Метрополитен-музей, а в десятку вошли Чикагский Институт Искусств, Эрмитаж (третья позиция) и совсем молодой Музей 11 сентября (США), открытый в 2013-м. Его экспозиции посвящены трагическим событиям в Нью-Йорке.

Величайшие Лувр (Франция)

Прежде чем стать музеем, Лувр являлся крепостью, а затем резиденцией королей Франции. Его экспозиции были представлены публике в 1793-м, во времена Великой буржуазной революции. Уникальная коллекция формировалась королём Франциском I и постоянно пополнялась. В его сокровищницах сегодня более 300 тысяч экспонатов, 35 тысяч из которых одновременно выставлены для посетителей: от египетских и финикийских древностей до современных скульптур и ювелирных изделий.

Наиболее ценные художественные произведения - это статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, Делакруа и великого Рембрандта. Любители искусства приезжают, чтобы увидеть шедевр выдающегося мастера Возрождения Леонарда да Винчи - «Мону Лизу». В 1911 году полотно было украдено итальянцем Перуджи, но через 27 месяцев возвращено после длительных переговоров с Италией. Все величайшие музеи мира обеспечивают сохранность картин. «Мона Лиза» - единственный экспонат, не застрахованный государством, ибо считается бесценным.

Сегодня музей, расположенный на улице Риволи в центре Парижа, включает Старый и Новый Лувр. В 1989-м американец Йонг Мин Пей реализовал проект по объединению Лувра в единый комплекс. Был построен специальный вход в виде стеклянной пирамиды, позволивший втрое увеличить количество посетителей.

Британский музей (Лондон)

Дата его основания (1753-й) впечатляет. Начало коллекции положено врачом Хансом Слоаном - собирателем древних рукописей, книг, растений и медалей. Сегодня это крупнейшее историко-археологическое хранилище Великобритании, где собрано около 13 млн экспонатов. Они размещены в 100 галереях по территориально-хронологическому признаку. Жемчужины экспозиции - это мраморы Парфенона, приписываемые греческому скульптору Фидию, позволивший расшифровать древнеегипетские иероглифы, кусок бороды Большого сфинкса из Гизы. Величайшие музеи мира сформировали богатые коллекции за счёт ограбления колониальных стран.

В XIX веке старое строение снесли, и на его месте архитектор Роберт Смайк построил уникальное здание в неоклассическом стиле. Расположенное в районе Блумсбери, в XX веке оно подверглось перепланировке (проект Фостера), приобретя современный вид. Особенностью музея является создание на его базе в 1972 году отдельной структуры - Британской библиотеки.

Музеи Ватикана - единый комплекс

Принято считать, что комплекс занимает самую значительную территорию. Впечатление складывается за счёт высокой плотности экспонатов на единицу площади. Весь Ватикан размещается всего на половине квадратного километра, при этом фонд музея - это 50 тысяч картин, скульптур и ювелирных изделий. Все величайшие музеи мира (фото представлены в статье) имеют неповторимые особенности.

Главная святыня этого - Сикстинская капелла, где с XV века происходит Расписанная фресками великого Микеланджело, она является венцом творения рук человеческих. Для попадания туда необходимо пройти десятки музейных залов, наслаждаясь великолепием католических храмов, гробниц и живописных полотен Рафаэля и других художников.

Маленькое государство само можно рассматривать как единый музей архитектурных памятников, строительство которых началось в XIV веке.

Метрополитен-музей (США)

Нью-Йоркский музей занимает первую строчку среди лауреатов Traveller"s Choice, хотя основан в более поздний период - в 1870-м. Он начинался с частных коллекций, подаренных государству и выставленных в помещении школы танца. На рубеже веков архитектором Хайдом был построен главный корпус, а чуть позже - боковые крылья Метрополитен-музея, представляющего ряд разновременных построек. Они соединены лестницами и переходами, храня 3 млн произведений искусства. Здесь собрана крупнейшая коллекция создан Институт костюма.

Не все величайшие музеи мира, описание которых даны в статье, могут похвастаться проведением широкомасштабных мероприятий, каковым является ежегодный благотворительный бал Met Gala с участием мировых звёзд. В 2016-м Институт костюма отметил своё 70-летие.

Национальный музей Прадо

Живопись великих испанцев представлена в Мадриде. Национальный музей основан в 1785-м и собрал масштабные коллекции полотен Гойи, Веласкеса, Сурбарана и Эль Греко. Есть здесь и произведения великих итальянских и фламандских мастеров, образцы старинных монет, драгоценностей и фарфора. С 1819-го музей размещается в нынешнем здании, выполненном в стиле классицизма (архитектор Вильянуэва), и открыт для посетителей. На площади в 58 тыс. кв. метров выставлено 1300 работ, а остальные (более 20 тысяч) хранятся в запасниках.

Величайшие музеи мира часто имеют филиалы. Современное искусство Прадо представлено во дворце Вильяэрмоса. Особенностью испанского музея является сдержанная элегантность зданий в отличие от Лувра и Эрмитажа, на котором остановимся чуть ниже.

Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Название переводится с французского, как уединённое место, но сегодня оно одно из самых посещаемых в мире. Основанный Екатериной в конце XVIII века, музей имеет звание лучшего по итогам 2014 года. При Николае I коллекция стала столь масштабной, что двери Императорского дворца распахнулись для публики. Сегодня 3 миллиона произведений искусства радуют глаз посетителей, рассказывая историю со времён каменного века. Особый интерес вызывают Бриллиантовая и Золотая кладовые Эрмитажа, куда требуется дополнительный билет.

Великие русские музеи расположены в строениях, имеющих культурно-историческое значение для страны. Эрмитаж состоит из пяти зданий, раскинувшихся на берегу Невы (Дворцовая набережная). Роскошный Зимний дворец в стиле барокко архитектора Б. Растрелли - украшение Санкт-Петербурга и величайший исторический памятник.

1.3 История возникновения музеев

Художественные музеи - одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.

История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «mouseion», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: учёные и педагоги получали в нём жалование. Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до н. э. она насчитывала более 700 000 рукописей. Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

В средние века хранителями произведений искусства - ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов - были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

Сами же музеи стали создаваться только в XVI- XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!»

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа - галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени. Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель - удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в XVI-XVIIвеках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев - представителей знати и богатых буржуа. Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины в Люксембургском дворце были два дня в неделю разрешены для публичного показа, в первую очередь студентам и деятелям искусства: позднее они были переданы в коллекцию Лувра.

Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 году, но для его посещения необходимо было письменно зарегистрироваться. Первым большим публичным музеем стал Лувр: он был открыт для широкого посещения в 1793 году. Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX веке, когда они стали доступны для широкой публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене и др.

Структура, организация и деятельность современного музея определяется, прежде всего, характером собрания. Основные задачи научной деятельности музеев - изучение и систематизация коллекции - находят отражение в публикации полных каталогов произведений, хранящихся в музее, а также других научных и научно-популярных изданий. Художественные музеи практикуют также выставочную деятельность, обмен показами произведений искусства из своих коллекций в рамках культурного обмена. Просветительская деятельность художественных музеев выражается в проведении экскурсий, лекций, лекториев.

Художественный музей, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, включает в себя экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные мастерские, научную библиотеку и пр. Экспозиция музея строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства. В некоторых музеях экспозиция строится частично или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи. К XIX веку сложился тип музейного здания, в котором залы располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков. В XX веке при строительстве зданий художественных музеев стали активно применять новые архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями, климатическими условиями. Нередко часть экспозиции (в основном скульптуру) выносят за стены музея, размещая её на открытом воздухе. Общая черта архитектуры современных художественных музеев - гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений.

В пособии представлена программа курса истории музеев мира, список тем для итогового коллоквиума, список источников и литературы. Также в пособии содержится перечень экзаменационных вопросов и глоссарий. Программа подготовлена на основании соответствующего общего курса, читаемого на историческом факультете и предназначенного для студентов дневного и заочного отделений по специальности "Музеология".

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Исторический факультет Н.С. Алмазова, Н.Ю. Бикеева ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МИРА Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений исторического факультета по специальности «Музеология» Казань 2008 УДК 069 ББК Ш5.101 Утверждено к печати кафедрой музеологии исторического факультета Казанского государственного университета (протокол № 11 от 1 июля 2008 г.) Печатается по решению учебно-методической комиссии исторического факультета Казанского государственного университета Научный редактор И.Б. Сидорова Алмазова Н.С., Бикеева Н.Ю. История музеев мира: Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности «Музеология». – Казань, 2008. – 28 с. В пособии представлена программа курса истории музеев мира, список тем для итогового коллоквиума, список источников и литературы. Также в пособии содержится перечень экзаменационных вопросов и глоссарий. Программа подготовлена на основании соответствующего общего курса, читаемого на историческом факультете и предназначенного для студентов дневного и заочного отделений по специальности «Музеология». © Н.С. Алмазова, Н.Ю. Бикеева, 2008 © Казанский государственный университет, 2008 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «История музеев мира» посвящен основным периодам формирования музея как социокультурного института. В курсе рассматриваются роль и значение музея в контексте мировой истории и культуры. Цель курса - дать студентам необходимый объем знаний по истории становления и развития музея как специфического социокультурного института от античности до современности; ознакомить их с многообразием типов музея; продемонстрировать многосторонние связи музея с различными научными дисциплинами и явлениями культуры, эстетическими представлениями и социальными запросами, характерными для той или иной эпохи. Задачи курса: рассмотреть этапы эволюции музея как специфического социокультурного института; показать развитие представлений о назначении музея и его функциях в различные эпохи; проследить становление и динамику основных направлений музейной деятельности (хранительской, просветительской, воспитательной и др.); ознакомить студентов с историей наиболее значительных музейных собраний мира. В результате освоения курса студент должен: знать закономерности становления и эволюции музея как социокультурного института с древнейших времен до современности; знать этапы формирования и коллекционный состав наиболее крупных музейных собраний мира (Европы, Азии, Африки, Америки); ориентироваться в ведущих тенденциях исследовательской и практической деятельности современных музеев и музейных центров. 3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ (2 часа) Предмет курса. Структура курса. Понятийный аппарат. Музей. Коллекция. Понятие музея как социокультурного института. Источники и литература. ТЕМА 1. МУЗЕИ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ (8 часов) Коллекционирование в Древней Греции. Понятие музейона. Протомузейные коллекции Древней Греции: святилища, храмы, пинакотеки, стои. Дельфы, Олимпия, Афинский Акрополь. Коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма. Александрия, Пергам. Коллекционирование в Древнем Риме. Понятие museum. Частные собрания в Древнем Риме. Общественные собрания в Древнем Риме: храмы, форумы, портики, виллы. Состав коллекций. Коллекционеры Древнего Рима. Элементы музейной деятельности в античности: хранение, экспонирование и показ коллекций. ТЕМА 2. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6 часов) Особенности исторического сознания в средние века. Формирование ценностного отношения к вещи. Реликвии, культовая утварь. Возникновение и развитие церковных сокровищниц: Монца, Сен-Дени, Конк, Сен-Шапель. Светские сокровищницы, их функции и значение. Герцог Жан Беррийский – первый средневековый коллекционер. ТЕМА 3. МУЗЕИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (12 часов) Исторические предпосылки возникновения музеев в эпоху Возрождения. Движение гуманистов. Античное наследие в ренессансной культуре. Ренессансные экспозиции: студиоло, гардеробные, антикварии, галереи, оружейные, кунсткамеры, кабинеты, музей. 4 Коллекционеры эпохи Возрождения. Выдающиеся собрания светских и духовных магнатов. Галереи Уффици и Питти. Антикварии Ватикана. Кабинеты и кунсткамеры Центральной Европы. Кабинет Амербахов в Базеле. Кунсткамера Рудольфа II в Праге. Кабинеты естествоиспытателей. Появление музеографии. С. Квиккиберг и его «Заглавия или заголовки обширнейшего театра вселенной». ТЕМА 4. XVII ВЕК: СТАРОЕ И НОВОЕ В МИРЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ (6 часов) Социальные функции художественных собраний в «золотой век» коллекционирования. Художественные коллекции европейских монархов и их приближенных. Эстетика дворцовых галерей. Формирование основных художественных собраний Европы: история собрания; состав коллекций; особенности систематизации и экспонирования; ведущие направления музейной деятельности. Естественно-научные кабинеты. Анатомический кабинет Ф. Рюйша. ТЕМА 5. МУЗЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (6 часов) Возникновение первых публичных музеев в Англии. Феномен публичного музея и его особенности. Королевские музеи Франции, Англии, Испании, Австрии, Скандинавии. Обзор истории формирования, состав коллекций, социальный статус музеев. Нововведения в экспонировании произведений. Каталог коллекций музея, его общественная и культурная роль. ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ МУЗЕЕВ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ (12 часов) Наполеоновские войны и музейное строительство. Новые социальные функции музея. Музей Наполеона. Д. Виван-Денон. Пинакотека Брера. Рейксмузеум. Прадо. Реституция художественных ценостей. Музей и национальное самосознание. Немецкий романтизм и концепции национальных музеев Германии. Глиптотека, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене. Музейный остров в Берлине. Музеи национального искусства. Лондонская национальная галерея. Музеи 5 национальной истории и культуры. Музеи Австро-Венгрии. Особенности музейного строительства на американском континенте. Метрополитен-музей. Наука и музей. Дифференциация научного знания. Роль естественнонаучных, археологических и этнографических коллекций в создании основ научной систематики, методики научных исследований. Роль первых всемирных выставок Европы в формировании просветительской миссии музея. Концепция музея в Южном Кенсингтоне и проблема искусства и промышленности в культуре XIX в. Возникновение профильных музеев Художественные музеи. Музеи слепков. Музеи естественной истории. Музей естественной истории в Лондоне. У.Г. Флауэр. Музеи науки и техники. Музей искусств и ремесел в Париже. Музей науки в Лондоне. Немецкий музей в Мюнхене. Музеи под открытым небом. Скансен. ТЕМА 7. МУЗЕИ В ТОТАЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ (6 часов) Новые функции музейных коллекций. Появление первых профессиональных объединений музейных специалистов. Музеи фашистской Италии и нацистской Германии как инструмент националистической пропаганды. Превращение музеев в СССР в 20- 30 гг. ХХ в. в политико-просветительское учреждение. Особенности классового и идеологического подхода к искусству и подготовке кадров для музейной работы. Музейные распродажи. ТЕМА 8. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НОВАЦИИ В МУЗЕЙНОМ МИРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА (6 часов) Музейный бум в послевоенной Европе, расширение музейной сети. Международные организации и культурное наследие. Появление музейных комплексов нового типа: музеефицирование кварталов и городов: музеи быта, промышленной археологии; распространение "скансенов", возникновение экомузеев. Научно-технический прогресс и техническое образование. Развитие сети технических музеев и их типология: музеи почты, печати, транспорта, космонавтики, промышленности и др. Художественные музеи: новые подходы. Музей современного искусства как музей эпохи постмодернизма. 6 Музейная архитектура и новые типы коммуникации в музее. Особенности организации и взаимодействия с посетителем. Модернизация традиционных музеев Внимание к непрофессиональным формам художественного творчества; к примитивному искусству; к творчеству женщин и национальных меньшинств; к маргинальным культурам. Новые принципы организации музейной среды. Историческая анимация, организация виртуального пространства как один из основных принципов экспозиции третьего тысячелетия. Проблема виртуальных музеев и музейных сайтов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 часа) ИТОГОВЫЙ КОЛЛОКВИУМ (4 часа) ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДОКЛАДОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОЛЛОКВИУМА 1. Вашингтонская национальная галерея. История создания и современное состояние галереи. 2. Датский национальный музей древностей. История создания и современное состояние музея. 3. Дворец открытий в Париже. История создания и современное состояние музея. 4. Музей Альгамбра. История создания и современное состояние музея. 5. Музей «Васа» в Стокгольме. История создания и современное состояние музея. 6. Музеи Ватикана. История создания и современное состояние музеев. 7. Музей Виктории и Альберта в Лондоне. История создания и современное состояние музея. 8. Музей д’Орсэ. История создания и современное состояние музея. 9. Музей естествознания в Лондоне. История создания и современное состояние музея. 10. Музей Питт-Риверса, Фарнем. История создания и современное состояние музея. 11. Музей Прадо. История создания и современное состояние музея. 7 12. Музей «Ущелье Айронбридж» в Великобритании. История создания и современное состояние музея. 13. Мюнхенский музей естествознания и техники. История создания и современное состояние музея. 14. «Скансен», Стокгольм. История создания и современное состояние музея. 15. Старая Пинакотека в Мюнхене. История создания и современное состояние пинакотеки. 16. Старый музей (Altes Museum) в Берлине. История создания и современное состояние музея. 17. Центр Помпиду. История создания и современное состояние музея. 18. Венский музей истории искусства. История создания и современное состояние музея. 19. Смитсоновский музей в Вашингтоне: история, профили музея, новые экспозиции. 20. Музей Ля-Валетт и Жеода: современные тенденции французской музеологии. СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ 1. Коллекционирование в древней Греции (понятия сокровищниц, музейонов, состав коллекций, знаменитые коллекционеры эпохи эллинизма). 2. Древний Рим: частное коллекционирование и общественные собрания. 3. Сокровищницы средневековья (коллекции, функции, знаменитые коллекционеры). 4. Эпоха Ренессанса и рождение европейского музея. Типы музейных собраний, состав и организация. 5. Знаменитые коллекционеры и выдающиеся собрания эпохи Ренессанса. 6. Художественные коллекции европейских монархов в эпоху Просвещения (типы, состав коллекций, функции). 7. Естественно-научные кабинеты эпохи Просвещения (особенности функционирования). 8. Возникновение первых публичных музеев, их особенности. 8 9. Музейная политика на рубеже ХVIII – XIX вв. (Наполеоновская Франция и новые социальные функции музеев). 10. Музеи Х1Х века: от универсальных собраний к специализированным музеям. (основные типы, функции). 11. Роль музея в формировании национального самосознания. 12. Художественные музеи Х1Х века. 13. Музеи естественной истории Х1Х века. 14. Музеи науки и техники в Х1Х веке. 15. Музеи под открытым небом на рубеже Х1Х – ХХ веков. 16. Музеи в первой половине ХХ века: влияние тоталитарных режимов на деятельность музея. 17. Новые тенденции в музейном мире во второй половине ХХ века. (принципы организации музейной среды). 18. Музеи Европы в ХХ в.: специфика музейной деятельности. 19. Музеи Америки и Азии в ХХ веке: общее и особенное. 20. Экомузеи, их особенности. БИБЛИОГРАФИЯ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МИРА» Учебные пособия и основная литература: 1. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. 2. Юренева Т.Ю. Художественные музеи Западной Европы: История и коллекции: Учебное пособие. М., 2007. *** 3. Алмейда М.Т. Постоянная экспозиция Музея д"Орсе в Париже // Museum. 1988. № 154. 4. Аринзе Э.Н. Африканские музеи: необходимость перемен // Международный журнал «Museum». 1998. № 3 (197). 5. Аскус Л. Музей Королевской Академии изящных искусств в Мадриде // Museum. 1986. Т. 155. 6. Асоян Н.И. Художественные музеи Америки // США: экономика, политика, идеология. 1991. № 2. 7. Афинский музей для слепых: просвещение инвалидов // Museum. 1989. № 162. 9 8. Баварские государственные собрания картин. Мюнхен. Старая пинакотека. Новая пинакотека. Новая государственная галерея: [Альбом] / Сост. и автор текста М.Я. Либман. М., 1972. 9. Базельский художественный музей: Альбом / Авт.-сост. Т.Н. Букреева. М., 1987. 10. Балаш А.Н. Частное коллекционирование памятников греческого искусства в античном Риме // Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. / Санкт-Петербургская Академия культуры. Т. 147. СПб., 1997. 11. Белов Г. Д. Алтарь Зевса в Пергаме. Л., 1958. 12. Белозерова В.Г. История музеев и реставрационного дела в КНР (до "культурной революции") // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. Т. 6(36). М., 1980. 13. Белостоцкий Я., Валицкий М. Европейская живопись в польских собраниях 1300-1800. Варшава, 1958. 14. Блистательный Дрезден: Искусство и художественные собрания во времена Августа II и Августа III. (1694-1763). Каталог выставки. М., 1989. 15. Большой Лувр. Сообщение Международного журнала «Museum». 1995. № 1 (183). 16. Брагинская Я.В. Fata Libelli. (Судьба книги Филострата Старшего «Картины») // Античность в культуре и искусстве последующих веков / Материалы научной конференции. ГМИИ 1982. М., 1984. 17. Браунинг Р. К вопросу о возвращении скульптур Парфенона // Museum. 1984. № 141. 18. Британский музей. Лондон: Альбом / Авт.-сост Б.И. Ривкин. М., 1980. 19. Британский музей. Лондон. Сокровища Британского музея: Каталог по искусству. Пер. с англ./ Сост. Ф. Фрэнсис. М., 1984. 20. Будапештские музеи. / Пер. с венгер. Будапешт, 1985. 21. Ватикан: [Альбом]. Пер. с итал. / Карло Пьетранджели и др. М., 1998. 22. Вулих Я.В., Неверов О.Я. Роль искусства в пропаганде официальной идеологии принципата Августа // Вестник древней истории. 1988. № 1. 23. Гайсмайер И. Дискуссия вокруг проблемы: Берлинская картинная галерея - история и будущее // Творчество. 1991. № 10. 24. Галерея Питти. Флоренция: [Альбом] / Сост. и автор текста И. Смирнова. М., 1971. 10

Не имеет значения, путешествуют полные энергии молодые парни и девушки или размеренные, мудрые люди более зрелого возраста, куда бы ни отправился турист в аристократическую Европу, величественную Россию, древнюю Африку или молодую Америку везде в маршруте будут известные музеи мира.

Музеи Европы

Будучи ранее дворцом, Лувр очаровывает архитектурой, но в первую очередь - это художественный музей мира. Изначально Лувр насчитывал лишь 2500 полотен, в то время, как сейчас, его коллекция перевалила за 6000 картин. Рембрандт, да Винчи, Рубенс, Тициан, Пуссен, Давида, Энгера, Делакруа, Рени, Караваджо и это только малая часть известных художников, картины, которых хранятся в знаменитом музее Европы. Помимо живописи Лувр владеет прекрасной коллекцией экспонатов скульптуры, мебели, украшений и утвари разных времен и эпох, а также показывает туристам уникальные интерьеры известных исторических личностей. Все это позволяет Лувру носить звание самого знаменитого музея Европы.

В любом из списков известных музеев мира присутствует Британский музей в Лондоне. Он не только входит в список древнейших музеев мира, но предлагает познакомиться с экспонатами собранными на семи континентах и имеющими не одну тысячу лет истории. Здесь хранятся реликвии древнего Египта, предметы прикладного искусства Франции XVII века, Розеттский камень, скульптуры Греции, англосаксонские рукописи и даже знаменитые камни с острова Пасхи.

Среди знаменитых музеев мира достойное место занимает музей в Ватикане , выделяясь на фоне остальных не только своей религиозностью, но и 22 отдельными коллекциями шедевров. Осмотрев Сикстинскую капеллу , собор Святого Петра, апартаменты Рафаэля, Ватиканскую пинакотеку, остаться равнодушным невозможно. Люди нерелигиозные, представители научных взглядов, смогут восхититься коллекцией географических карт, выставленных тут.

Также среди музеев Европы достойны внимания:

1. Галерея Уффици во Флоренции, владеющей самой невероятной коллекцией полотен и скульптур мира;

2. Государственный музей в Амстердаме , хранящий шедевр Рембрандта «Ночной дозор»;

3. Музей Прадо в Мадриде , обладающей восхитительной коллекцией испанского искусства;

4. Дрезденская картинная галерея, пережившая бомбардировку Второй мировой войны.

Музеи России

Все художественные музеи мира склоняются перед коллекцией полотен, представленных в Эрмитаже, которая по праву признана наиболее численной. Основательницей коллекции живописи стала Екатерина II, а сегодня она насчитывает приблизительно 60 тысяч полотен. Имея более трех миллионов экспонатов и семь отдельных зданий, неудивительно, что Эрмитаж занял достойное место среди самых известных музеев мира. Полотна, драгоценные камни, археологические находки разных эпох, предметы мебели царской России, личные вещи российских царей - количество экспонатов поражает разнообразием.

Нельзя побывать в Москве и не посетить Государственную Третьяковскую галерею самый знаменитый музейРоссии, который в первую очередь познакомит вас с художественной школой русских мастеров. Это полотна Врубеля, Шишкина, Перова, Малевича. В музее представлены экспонаты живописи, охватывающие классические школы иконописи и смелый авангард. Третьяковская галерея хранит самую огромную коллекцию изобразительного искусства русской нации, она насчитывает 57 тысяч произведений.

Музеи Африки и Америки

Египетская культура не только одна из самых древних, но таинственных в мире, поэтому не удивительно, что Египетский музей в Каире входит в список самых посещаемых, а, следовательно, известнейших музеев мира. Здесь представлено наиболее полная коллекция шедевров и археологических находок египетской культуры примерно 120 тысяч экспонатов. В этом музее можно найти предметы с историей в пять тысяч лет, восхититься богатством Древнего Египта, своими глазами увидеть мумию фараона Рамзеса II Великого.

История существования Музея Метрополитена в Нью-Йорке началась с желания бизнесменов приобщить обычных американцев к достояниям мирового искусства, ведь именно частные коллекции легли в основу экспонатов музея. Изначально музей позиционировался, как художественный, впрочем, и сегодня он занимает достойное место среди художественных музеев мира. Здесь выставлены экспонаты древних культур, а также предметы искусства современных мастеров. Стоит отметить, что Музей Метрополитен самый знаменитый музей произведений искусства Соединенных Штатов Америки.

Но как посетить эти музеи и не потратить всех своих сбережений? Выход есть!. Дополнительно у нас можно собрать информацию о достопримечательностях и странах мира, чтобы составить оптимальный маршрут путешествия.

Музей (от греч. museion - место, посвященное музам, храм муз) - научное и просветительное учреждение, которое осуществляет комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры, естественноисторических коллекций.

Первый музей (Мусейон) возник в 3 в. до н. э. в Александрии (Египет) как собрание памятников искусства и старины. Коллекции памятников старины - оружия, драгоценностей, архивы и библиотеки собирались еще со 2-го тысячелетия до н. э. К крупнейшим относятся библиотеки храма в Ашшуре (2 в. до н. э.) и дворца в Ниневии (7 в. до н. э.), Архив иньских оракулов в Китае.

Своеобразными хранилищами такого рода были храмы, дворцы царей, их усыпальницы. Интересна небольшая археологическая коллекция, найденная при раскопках в Ниппуре - в Междуречье. Коллекционер, живший в 6 в. до н. э., держал в глиняном кувшине старинные таблички с текстами, самая древняя из которых относится к 3-му тысячелетию до н. э. После завоевания Греции римские аристократы открывали свои коллекции для посетителей. Император Август в своей вилле на о. Капри хранил собрание древнего оружия.

Начало систематического коллекционирования и создания музеев как специфических научных учреждений относится к эпохе Возрождения. Наименование «музей» присвоил в 15 в. своему собранию древних рукописей и различных древностей флорентиец Л. Медичи. Период Великих географических открытий и последовавший затем период развития капитализма и образования мировых связей усилили интерес к собирательству отечественных древностей, рукописей, книг. На протяжении 17-19 вв. возникают и пополняются крупнейшие национальные и частные коллекции исторического профиля.

Так, в 1683 г. возник музей Эшмола в Оксфорде; в 1753 г. на основе ряда частных собраний в Лондоне был создан Британский музей, в 1862 г. - открыт Национальный музей древностей Франции, в 1837 г. Версальский дворец превращается в Национальный исторический музей страны. В большинстве случаев возникавшие в Западной Европе в 19 - начале 20 в. музеи состояли из археологических коллекций и художественных собраний. Значительная часть коллекций крупнейших музеев Европы (например, Британского) составлялась в период колониальных захватов путем грабежа исторических богатств других стран.

Современные исторические музеи имеют либо широкий общеисторический профиль (национальные, региональные, городские музеи), либо их профиль соответствует специальным историческим дисциплинам (археологические, этнографические музеи), самостоятельным отраслям исторической науки (военно-исторические музеи). Углубляется специализация музеев, возникают новые типы музеев в рамках отмеченных специализаций. Вместе с тем коллекции многих музеев складывались в процессе сложного исторического развития, поэтому многие из них объединяют художественные памятники: картины, скульптуры, нумизматические, археологические собрания, этнографические коллекции, рукописи, книги и т. д. Это определяет специфику крупнейших мировых собраний, таких, как Лувр, Британский музей, Метрополитен-музей, Государственные музеи Берлина, Венский художественно-исторический музей, Эрмитаж. Появляются такие новые виды исторических музеев, как музеи фирм и компаний. Пример такого музея, в котором собрана богатейшая коллекция изделий из стекла, - Корнинг музей в США.

Эрехтейон - третий храм Афинского акрополя. Его отличительные черты - асимметрия плана и портик, в котором колонны заменены фигурами девушек - кариатидами. Конец 5 в. до н. э.

Существуют специальные музеи истории горного дела (немецкий Музей горного дела в Бохуме), музыкальных инструментов (Вена, Художественно-исторический музей), музеи истории науки и технологии (Национальный технический музей в Праге, «Дворец открытий» в Париже, Национальный музей науки и техники «Леонардо да Винчи» в Милане), истории почты (Будапешт, Стокгольм), транспорта, самолетов и космических кораблей (Национальный музей Воздуха и Космоса в США), музеи и коллекции исторического профиля, посвященные какой-то одной категории памятников (Национальный музей костюма в Париже, многочисленные музеи керамики и прикладного искусства). Современные исторические музеи все больше приобретают значение научно-исследовательских центров, проводящих самостоятельные исследования, археологические, археографические, этнографические экспедиции, применяющих новейшие естественнонаучные методы. Своеобразным объединением, включающим научно-исследовательские институты и музеи различного профиля, в том числе исторические, является Смитсоновский институт в США. Примером современного исторического музея может служить входящий в него Национальный музей американской истории с отделами социальной истории и истории культуры, истории науки и технологии. Здесь хранятся документы по американской истории, коллекции керамики, стекла, костюмов, графики, тканей, музыкальных инструментов, а также национальные филателистическая и нумизматическая коллекции.

Историческими музеями являются музеи исторических памятников, включающие древние историко-архи- тектурные комплексы, такие, как акрополи античных городов, королевские замки, средневековые соборы. Помимо архитектурных сооружений, скульптуры здесь можно увидеть произведения живописи, старинные документы, различные находки, сделанные при реставрационных работах.

В большинстве стран, в том числе и у нас, в настоящее время созданы национальные музейные объединения, ассоциации, которые входят на правах национальных комитетов в Международный совет музеев (ИКОМ). В рамках ИКОМ действуют различные комитеты, объединяющие музеи по их профилю, в частности работает Комитет исторических музеев. Археологические музеи хранят и экспонируют древние и средневековые памятники материальной культуры и искусства. Собственно археологические музеи возникли лишь в 19 в. на базе частных, дворцовых или церковных собраний древностей. К крупнейшим из них относятся Национальный и Археологический музеи в Риме; Национальный музей в Неаполе, в котором хранятся находки из раскопок древних городов Помпеи и Геркуланума; Национальный археологический музей в Афинах, Национальный музей древностей Франции в Сен- Жермен-ан-Лэ, музей Эшмола в Оксфорде, Египетский музей в Каире.

Экспонаты Эрмитажа расскажут об истории, культуре, искусстве многих народов мира.

Крупные археологические собрания имеются в Лувре, Британском музее, Государственных музеях Берлина, Метрополитен-музее. В зависимости от специализации выделяют музеи греческой, римской, этрусской, галло-римской археологии (Музей Виллы Джулия в Риме, Римско-германский центральный музей в Майнце, Музей галло-римской цивилизации в Лионе, Пергамон-музей в Берлине, коллекции Лувра, Британского музея, многочисленные археологические музеи Греции, Италии, Кипра, Турции), музеи ближне- и средневосточной археологии (Музей Дамаска, Музей Ирака в Багдаде, Боде-музей в Берлине), музеи и коллекции дальневосточных древностей (Археологический музей в Хошимине, Музей восточноазиатского искусства в Берлине, Галерея искусств Фрира Смитсоновского института), музеи доисторических древностей и археологии (Венский естественно-исторический музей, Музей Шлезвиг-Гольштейна, Археологический музей Познани), средневековых древностей и археологии (Народный музей Праги, Музей Клюни), музеи американской археологии (Национальный музей в Вашингтоне).

К археологическим музеям относятся музеи-заповедники под открытым небом. Они экспонируют открываемые археологами древние города и поселения. Раскопанные архитектурные комплексы консервируются, иногда частично реставрируются. В специально построенных небольших помещениях показываются открытые археологами находки. Такие музеи особенно широко практикуются для показа античных городов. Посетители могут пройти по улицам Помпеи, побывать в тронном зале Кносского дворца на о. Крит. На окраине Будапешта создан музей-парк на месте римского города Аквинкума. Подобные музеи имеются и у нас на юге - в Анапе (древняя Горгиппия), Севастополе (Херсонес), в грузинском городе Вани. В археологическо-архитектурных музеях-заповедниках применяются новые формы знакомства публики с историческими памятниками, как, например, в древнеримском городе Аугсте в Швейцарии.

Здесь в реставрированном античном театре даются представления, а в реконструированной древней пекарне приходящие на экскурсию школьники, размалывая зерно, делая тесто и выпекая булки, узнают, как римляне выпекали хлеб. Здесь же восстановлен настоящий «римский» дом. Такое знакомство с прошлым позволяет лучше понять жизнь наших предков, способствует сохранению старинных обычаев, являющихся частью общечеловеческого наследия.

Благодаря успехам подводной археологии в последние десятилетия созданы музеи, в которых представлены древние находки, поднятые со дна озер, морей и океанов. Один из таких интереснейших музеев - Бодрум- ский музей подводной археологии в Турции. Его главный экспонат - останки корабля, затонувшего около 1200 г. до н. э. у мыса Гелидонья. Выставляются здесь и предметы, найденные на древних судах: амфоры, монеты, слитки металлов, личные вещи потерпевших кораблекрушения, в том числе ювелирные изделия. Известен своими экспонатами, в основном средневековыми и нового времени, Норвежский морской музей. Иногда создаются специальные музеи для экспонирования одного древнего корабля. Такие музеи построены в Гизе для погребальной ладьи фараона Хеопса, в гавани Марселя - для римского корабля, в Портсмуте - для корабля «Мери Роуз» эпохи Тюдоров.

Этнографические музеи хранят коллекции, характеризующие культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов. Этнографические музеи и этнопарки возникли в конце 19 в. Часть музеев чисто этнографические (музеи в Амстердаме и Стокгольме, Датский национальный музей, Музей П. Риверса). Одновременно существуют музеи, объединяющие как археологические, так и этнографические коллекции. Крупнейший музей, объединяющий антропологические, археологические и этнографические собрания, - Музей человека в Париже, основанный в 1930 г.

Большинство этнографических музеев создано в эпоху колониальной экспансии. Многие музеи такого рода, открытые в Африке и Азии, были детищами колониальной администрации; цель их состояла в том, чтобы увлечь население метрополий экзотикой колоний и оправдать свое присутствие там. Их коллекции включали самые разнообразные и совершенно не связанные друг с другом предметы (преимущественно маски, статуэтки, украшения), собранные путешественниками, миссионерами, колониальными чиновниками. В Европе крупнейшими музеями такого типа считаются Голландский колониальный музей в Гарлеме, Лейденский музей, Музей Центральной Африки в Бельгии.

В наше время с характерной тенденцией к нивелировке национальных форм быта наблюдается широкий интерес к национальным формам традиционной культуры. В связи с этим создаются новые этнографические музеи и возрастает роль этнографических материалов в экспозициях исторических, краеведческих, художественных музеев. Национальные этнографические музеи имеются практически во всех странах мира. В некоторых из них найдены интересные выставочные решения. Так, создаются трехмерные экспозиции, в которых используются подсветка, звукозапись, кинопроекция, показ слайдов; иногда для большей достоверности устроители прибегают даже к имитации запахов. Пример такого подхода - Музей Милуоки в США, Музей тропиков в Амстердаме и Институт Содружества в Лондоне.