История возникновения этикета: формирование культуры. Лекции понятие этикета, история его возникновения

Этикет - слово французского происхождения, которое означает манеру поведения. Под этим словом понимают некоторые правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Элементарные правила поведения существовали с незапамятных времен. А само понятие «этикет» возникло относительно недавно - в конце XVII века. Его ввели в обиход при дворе французского короля Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения.

В крестьянской России правила поведения за столом также были строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться. Все это говорит о почтении, которое русские люди испытывали к хлебу насущному. Вот что по этому поводу пишет известный писатель и этнограф С.В.Максимов: «Дело всех православных крестьян сидеть за столом чинно, унимать от смеху смешливых, пустяшных разговоров не водить и смотреть на хлебный стол, как на Божий престол». С глубоким почтением всегда относились в России не только к самой пище, но и к помещению, где проходила трапеза, а также ко всему, что ее окружало - мебели, посуде, скатерти и т.д.

Но этикет не ограничивается только правилами поведения за столом. Общие правила поведения определяют формы общения людей в самых разных житейских ситуациях. По выражению американского писателя середины XIX века Г. Д. Торо, этикет «не дает нам вступить в бой». Если человек неприветлив и недоброжелателен от природы, правила поведения в обществе научат его быть добрее к окружающим.

Для того, чтобы построить что-то, будь то дом или человеческие отношения, необходим прочный фундамент. Так же и этикет, которому подчиняется человек, должен иметь опору в нем самом. У этикета эта опора, фундамент имеет три слоя.

Первый - нравственный. Это уважение, доверие к людям, доброта, отзывчивость, милосердие. Без этой основы трудно строить отношения с людьми даже профессору по этикету.

Второй слой фундамента этикета - эстетический, то есть вкус, чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей и в сервировке стола, словом, во всем, с чем в человек «выходит» в общество.

И, наконец, третий слой - исторический. Его можно иллюстрировать словами А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». Это высказывание характеризует уважительное отношение к традициям общения, гостеприимства, пришедшим из прошлого. Для нашего современного общества уважение к историческим традициям очень важно, поскольку десятилетия хаоса и беспорядка лишили нас многих национальных обычаев. Хочется надеяться, что со временем они будут восстановлены.

Современный этикет наследует обычаи и традиции многих народов мира с древности и до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями большинства народов мира. Конечно, каждая страна вносит в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой ее истории, национальных традиций и обычаев. Так, из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа - уважительное отношение к старшим по возрасту и к женщине. И так далее.

Правила этикета со временем могут меняться, упрощаться, ведь этикет - не раз и навсегда установленная догма. В настоящем издании мы по порядку изложим принятые в современном мире правила поведения.

Деловой этикет

Деловой этикет представляет собой свод правил и норм целесообразного поведения партнеров по совместному делу, обеспечивающий уважение человеческой личности и неукоснительное соблюдение правовых, финансовых и этических обязательств.

К общепринятым принципам культуры поведения относят: приоритет старшего и женщины, принцип гигиены и эстетический принцип.

Профессор Э.А. Уткин выделяет основные требования делового этикета:

1. Вежливость и корректность.

2. Тактичность и деликатность.

3. Скромность.

4. Пунктуальность и обязательность.

Грубое несоблюдение любого из этих требований обязательно приводит к серьезным проблемам в деловых отношениях.

Выделяют пять основных принципов бизнес-этикета

1. Принцип разумного эгоизма – выполняя свои рабочие функции, не мешай другим выполнять свои.

2. Принцип позитивности – если нечего сказать приятного или положительного, лучше молчать. А вот другие проявления этого принципа:

Не сплетничайте и не передавайте слухи. Вы думаете, что Вы запускаете копье, на самом же деле Вы запускаете бумеранг;

Не допускайте обсуждения физических достоинств или недостатков кого бы то ни было, а также дискриминации по полу или расовой принадлежности. Помните: то, что Петр говорит о Павле, больше говорит о Петре, чем о Павле;

Если Ваше остроумие унижает других – воздержитесь от такого остроумия.

3. Принцип предсказуемости поведения в различных бизнес-ситуациях.

4. На работе нет мужчин и женщин, есть только статусные различия.

5. Принцип уместности: определенные правила в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми.

Визитная карточка.

В своей книге для бизнесменов – «Законы Бизнеса» – Кристи Ли пишет: «Визитная карточка – важная составляющая бизнеса. Это эффективная и к тому же не дорогая форма рекламы… Карточка – это стратегическое оружие. Она влияет на развитие бизнеса еще долго после того, как вы ее кому-то дали. Не жалейте карточек…Ответ на вопрос: «Чем вы занимаетесь?» должен лежат у вас в кармане…»

Возвращаясь к истории возникновения визитной карточки, можно смело сказать, что первые визитки появились более 2500 лет назад в Китае. Именно в это время было зафиксировано первое появление прародителей современных визитных карточек – тонких бамбуковых дощечек для письма. На одной из сторон таких дощечек вертикально наносился текст, в котором указывалось лицо, подающее прошение или делающее визит, кратко излагалась просьба или тема визита. В III веке до н.э., бамбуковые дощечки для письма были заменены на другой материал – шелк.

Естественно такие карточки не могли быть универсальными, поскольку изготовлялись каллиграфами индивидуально по каждому случаю, и к тому же стоили больших денег.

Позднее, в середине XVII века во Франции, во времена Людовика XIV, появились визитные карточки более похожие на современные – из картона. Великолепие и роскошь французского двора послужило для введения в светский этикет карточек для визита – carte de visite. Из довольно заурядных картонок carte de visite превращаются в подлинные шедевры графического искусства и являются прекрасным дополнением к лоску, титулу и положению своего владельца. Говоря современным языком, карточка для визита – является неотъемлемой часть имиджа высокопоставленного французского дворянина.

В России первые визитные карточки появились во времена правления Екатерины Великой. Визитная карточка, или как ее называли в «народе» - визитный билет, продолжала оставаться отличительным знаком лиц благородного происхождения. Не каждому было дозволено иметь визитный билет. Например, даже очень богатый и известный купец не имел права пользоваться визитной карточкой, а только визитным листком.

Время шло, все менялось, менялось и отношение к визитной карточке. В начале XIX века в обществе стали очень популярны утренние визиты к родственникам, знакомым и сослуживцам. И примерно во второй половины XIX века такие визиты становятся обычаем. Визитная карточка же становится неотъемлемой частью таких визитов. Таким образом, визитка становиться частью светского этикета. Знание правил вручения визитных карточек становиться таким же обязательным, как и знание пользования столовыми приборами.

Своим выход в «люди», а точнее в деловые люди, визитка обязана возросшей роли буржуазии в обществе в конце XIX века. Недаром английское название визитной карточки – business card - в дословном переводе означает «деловая карточка», и способствует не только церемониалу представления, но развитию деловых связей.

К сожалению, в послереволюционной России, визитная карточка надолго уходит в «подполье», как пережиток буржуазии. В советские времена применение визитных карточек относится только к дипломатическому протоколу и внешнеэкономической деятельности. Культура визитных карточек в это время не понятна и неизвестна обычному советскому человеку.

Возрождение этикета визитной карточки в России началось с развитием предпринимательской деятельности в нашей стране в конце 80-х годов прошлого столетия. В этот период визитка снова начинает занимать свое место в сфере деловых коммуникаций.

Как говорилось ранее, визитная карточка – одно из составляющих имиджа фирмы и личного имиджа ее владельца. Она является не только выражением индивидуального стиля и вкуса человека, но и фирменного стиля компании.

На сегодняшний день, можно выделить три основные вида визиток:

Личная визитная карточка, как правило, она содержит имя и фамилию владельца. Телефонные номера, должности и адреса в ней не обязательны. Такая визитка характеризуется достаточно свободным стилем исполнения.

Деловая визитная карточка, здесь в обязательном порядке указываются имя, фамилия, должность, название и реквизиты компании. Используется фирменный стиль компании, логотип и т.д. Как правило, такая визитная карточка выполняется в строгом стиле.

Корпоративная визитная карточка, которая не содержит имени и фамилии. В ней указывается сфера деятельности фирмы, перечень услуг, контактные телефоны, карта проезда, адрес веб-ресурса, фирменная символика. Такая визитка несет рекламный характер, и в основном используется на выставках. Часто такие визитки делают двусторонними, или в виде книжечки.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра политологии

РЕФЕРАТ на тему:

«История Развития Этикета: Факты »

Выполнил студент I курса ФБД: Клименок М. А.

Проверил преподаватель: Бузовкина И. В.

Минск 2001г.

· Введение.

· Античный мир.

· Западная Европа. Раннее средневековье.

· Этикет в феодальном обществе. Рыцарский кодекс.

· Придворный этикет.

· Буржуазный этикет 19 века.

· Допетровская Русь.

· Петровское время (1696-1725 годы).

· 19, начало 20 века.

Введение

Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Единственная цель ЭТИКЕТА - сделать нашу жизнь максимально приятной от общения друг с другом, обойти всевозможные острые углы и нечаянные обиды, уберечь нас от случайных претензий и бед.

Стремление вести себя прилично замечено ещё до появления письменности. В "Одиссее" Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения полов, высших и низших, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушить эти правила значило исключит себя из своей социальной группы.

История этикета тесно связана с историей человеческого общества. Первый письменный договор был заключён в 1278 году до н. э. между египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царём Хаттушилем Третьим. Египтяне проиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в Египте не врага, а союзника, поэтому он заключает мир, условия которого были выгравированы на серебряной пластинке, которая и является первым проявлением дипломатического этикета. И неслучайно, что первые проявления регламентированных отношений появлялись в "горячих точках" человеческих взаимоотношений. Первенец этикета - Дипломатический этикет. Древние греки, придавая большое значение межгосударственным отношениям, развили дипломатический этике, насытив его огромным количеством сложных ритуалов. Затем возникает придворный этикет. Каждая правящая династия создаёт вокруг себя сложный церемониал с большей или меньшей степенью торжественности. И только потом формируется общегражданский этикет, который сродни придворному, но гораздо проще.

В 1204 году испанский священник Педро Альфонсо создал книгу по правилам поведения для священнослужителей и монахов "Дисциплина клерикалис", и на её основе впоследствии составлялись пособия по гражданскому этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах.

Классическими странами этикета считаются Англия и Франция, хотя облагораживание нравов в Европе началось с Италии 14 века. Взлёт искусств, характерный для эпохи Возрождения, эстетическое и умственное наслаждение изменили быт и нравы людей. Утончённость, изящество, манеры, моды, этикет, - всё это стало живо интересовать итальянцев. Самого высокого развития, блеска, роскоши и строгости этикет достиг при Людовике 14, поэтому с 17 века Франция стала являться законодательницей вкуса, этикета и моды.

В Россию европейский этикет проникает в начале 18 века. До этого же существовал общепринятый порядок при царском дворе и вне его, сформулированный в 16 веке в кодексе правил, названном "Домострой". В основе правил "Домостроя" лежало сословное деление общества и подчинение низших высшим, младших старшим. В семье утверждалась незыблемая власть главы дома над всеми домочадцами и слугами, и в случае их неповиновения главе дома предписывалось "сокрушать рёбра" тому, кто ослушался. В обществе была создана строгая иерархия подчинённости: боярину, наместнику царя, царю. К концу 17 века домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества, и Пётр 1, расширяя границы общения России с другими государствами, стал прививать европейские нормы поведения в России. В 1717 году выходит книга "Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Правила поведения различных стран Европы, но преимущественно Англии, своеобразно сочетались с русскими национальными обычаями и условиями. И хотя Пётр 1 огнём и мечём искоренял патриархальные порядки, некоторые устои и традиции Домостроя (как правило, в купеческом и крестьянском сословиях) ещё долго соседствовали с европейскими правилами (в основном, на неофициальном, семейном уровне. Вспомним для примера хрестоматийную Катерину из "Грозы" Н. Островского). В наше время русский этикет ассоциируется, скорее, с дворянским сословием, где многочисленные гувернёры и учителя прививали должные манеры с ранних лет.

Октябрьская революция хаотично перемешала социальные слои и перекроила все сферы жизни, и этикету тоже здорово досталось. Было искоренено понятие этикета как обязательной категории. Подчёркнуто галантное обращение подавались с определённой долей иронии, считалось излишеством. Конечно, постепенно правила хорошего тона стали возвращаться как неизбежная часть человеческого существования, но основы сильно пострадали.

Античный мир

Древняя Греция

Греческий полис (polis) - город-государство и римский цивитас (civitas) - община обеспечивали полное развитие гражданских, физических, творческих возможностей свободных граждан, что и определяло нормы поведения в обществе. В светской жизни не предполагалось каких-либо формальных ограничений, и только в период поздней Римской империи стали появляться первые признаки строгой регламентации поведения, складывались основы этикета.

Большую часть дня греки проводили вне дома - в палестрах и гимнасиях (спортивных залах и стадионах). Все граждане стремились попасть на агору (рыночную площадь) в центре города, где проходили личные и деловые встречи. Здесь греки узнавали новости, обсуждавшиеся всю вторую половину дня. Поэтому сопровождавший греческого гражданина раб приносил с собой складной стул для более удобного общения. Зачастую приходилось возвращаться ночью в сопровождении рабов-факелоносцев. В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх (игра в мяч, в кости), в петушиных боях. Женщина согласно обычаям могла выходить из дома только в сопровождении рабов. Рабыни несли за хозяйкой зонтик от солнца, рабы - складной стул.

Одежда в Древней Греции

Одежда у греков была очень простая. Основным видом мужской и женской одежды был хитон. Хитон - это до колен или ниже платье, стянутое на талии поясом. Хитон мог быть с рукавами или без рукавов и скреплялся на плече пряжкой. Поверх хитона мужчины надевали гиматий (длинный плащ), а женщины - пеплос (длинный плащ с капюшоном). Мужчины носили еще короткий плащ - хламиду, которая прикреплялась к одежде застежками. Материалом для изготовления одежды служили шерсть и лен. Головной убор надевался только в дорогу. Мужчины носили войлочную шапку типа колпака и шляпу с широкими полями. Обувью для греков служили сандалии и войлочные или кожаные сапоги, зашнурованные спереди. Сложные женские прически укреплялись шпильками из драгоценных металлов и камней. Кроме богато украшенных поясов, женский туалет дополняли драгоценности: серьги, браслеты, диадемы.

Спорт, бани в Древней Греции

Греки придавали особое значение физической красоте и здоровью, тесно связывая их с красотой души и ума. Общество очень заботилось о поддержании здоровья, в частности о гигиене. Поэтому в крупных городах существовали общественные бани. В баню греки приходили через день, в сопровождении рабов. Раб нес с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки. Горячую ванну принимали в круглом чане; после нее следовали холодные купания. Существовали также парильни с сухим горячим воздухом. Греческие спортивные состязания, в частности Олимпийские игры, посвящались богам и героям. Греки стремились к гармоничному развитию. Такой знаменитый философ, как Платон в молодости прославился как кулачный боец.

Торжественная трапеза в Древней Греции

Проксения

Важнейшими чертами общественной жизни греков были дружелюбие и гостеприимство, переходившие в государственную обязанность. Гостеприимство превращалось в институт проксении - прообраз дипломатической службы. При переезде из своего отечества грек оказывался чужаком в соседнем государстве. Проксены (представители Афинского государства в других полисах) защищали их интересы, предоставляя им жилье, ссужая их деньгами, обеспечивая удобства и создавая им привычную среду. За свою службу проксены получали ряд привилегий в тех полисах, гражданам которых они оказывали эти услуги.

Этикетом называют совокупность норм поведения, принятых в обществе. Сегодня существуют различные виды этикета - столовый, офисный, дипломатический... Если хотите прослыть воспитанным человеком, приходится усваивать эти правила. Интересно, каким же образом они появились на свет и вообще - зачем нам нужны? Попробуем ответить на эти вопросы.

Впервые слово «этикет» было употреблено при дворе французского короля Людовика XIV: на одном из приемов гостям раздали карточки со сводами правил - так называемые «этикетки». Но первые предписания, как следует держаться в тех или иных ситуациях, встречаются еще на глиняных табличках шумеров и древних египтян.

Большую роль играл этикет в Древней Индии с ее кастовой системой. В Древнем Китае к первой половине I тысячелетия до нашей эры были выработаны нормы поведения - «ли», в которых регламентировалась вся человеческая жизнь буквально до мелочей. Например, мужчинам предписывалось ходить только по правой стороне улицы, а женщинам - только по левой.

В XI-XII веках сформировались правила западноевропейского этикета. Они четко определяли границу между различными сословиями, а также между представителями разных ступеней дворянской иерархии. Так, за торжественным обедом при французском королевском дворе все пэры должны были занимать свои места согласно статусу - кто-то оказывался ближе к монарху, а кто-то - дальше от него.

В этом разделе:
Новости партнеров

В первой половине ХIV столетия был издан первый кодекс хороших манер «Il Galateo», автором которого являлся флорентиец Джованни делла Каза. Изложенные в нем предписания казались не только особ аристократического происхождения, но и представителей других сословий, то есть были универсальными.

Однако все-таки самых строгих правил этикета придерживались при королевских дворах Европы. Появилась даже специальная должность - церемониймейстер (знаток придворного этикета). Во Франции во времена абсолютизма жизнь двора полностью подчинялась требованиям этикета. Так, во время трапезы монарха все подданные, не являвшиеся членами королевской фамилии, должны были стоять. Королева и принцы могли сидеть на стульях, остальные члены королевской семьи - на табуретках. Последней привилегии могла также удостоиться фаворитка короля.

В XVIII столетии собственные нормы этикета появились и у буржуазии. Правила были довольно строгими. Например, женщине запрещалось оставаться наедине с мужчиной , если он не был ее мужем или близким родственником... Хотя на деле многие нарушали эти предписания.

В России вплоть до реформ Петра I основная масса населения придерживалась уклада, изложенного в сборнике «Домострой», вышедшем в XVI веке. Там были подробно прописаны правила содержания домашнего хозяйства и семейной жизни. Весь уклад жизни был пропитан религиозностью. У женщин не было фактически никаких прав, им предписывалось во всем подчиняться мужу, молиться, вести хозяйство и растить детей.

Жестко регламентировались правила гостеприимства. Так, гостей принимали в соответствии с их возрастом и общественным статусом. Если являлись в гости к равному по статусу, то подъезжали прямо к крыльцу. Если хозяин дома имел более высокий статус, то останавливались у ворот и шли через двор пешком. Те, кто стоял на более высоких ступенях общественной иерархии, не должны были сами навещать «низших по званию», только наоборот... Позднее Петр I стал вводить этикет западного образца, но это касалось лишь верхушки общества, а низшие слои еще долго продолжали жить по Домострою.

Начиная с XVIII столетия правила этикета в обязательном порядке подлежали изучению, по крайней мере, дворянскими детьми. Например, девушек учили, как вести себя с молодыми людьми, как встречать гостей, как держаться с родственниками или старшими по «званию».

В наши дни норм этикета - как писаных, так и неписаных, существует огромное множество. Есть национальные правила этикета, действующие в рамках одной страны или народности, а есть профессиональные. Очень важен этикет в сфере дипломатии, так как несоблюдение принятых формальностей может повлечь за собой международный конфликт. Есть также медицинский, юридический, воинский этикет... Свои разновидности этикета существуют в области бизнеса и даже в Интернете.

В каких-то ситуациях строгое соблюдение правил необходимо, в каких-то можно обойтись без условностей и формальностей... Но некие общие нормы приняты практически везде: так, людей более высокого социального статуса называют на «вы», младший в разговоре не должен перебивать старшего по возрасту, мужчина должен открывать перед женщиной дверь, и так далее.

Зачем же следовать правилам этикета? Прежде всего, чтобы отдать дань общественному статусу другого человека. И, наконец, для того, чтобы наш собеседник чувствовал себя с нами комфортно. Недаром говорится, что ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Введение

Этике́т (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается «домострой» (XVI в.)

Виды этикета

Этикет может значительно отличаться в зависимости конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.

Речевой этикет

Столовый этикет

Свадебный этикет

Траурный этикет

Этикет «выходного дня» (театральный, концертный и др.)

Дипломатический этикет

Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.)

Религиозный этикет

Служебный этикет

Телефонный этикет

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит, признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям. Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее),сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм). Несмотря на то, что нормы этикета связаны с существенным ограничением эгоизма отдельного индивида, большинством они воспринимаются как должное. В этом также проявляется своеобразие этикета, способного оказывать существенное влияние на сознание людей, на их нравственные ориентиры. Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении, где ему отводится роль сильного превентивного средства. Здесь этикет способен снять психологическую напряженность. В конфликтных ситуациях (семейные, межличностные конфликты) нормы этикета выполняют функцию «синтона» («психологического поглаживания»). Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта. Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам. Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей, поскольку обладает ярким «игровым эффектом».

История возникновения этикета

"Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободных проявлений своих "недостатков?" - философски заметил выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Очевидно, со времени появления на свет человек постоянно сталкивается с этой дилеммой - загонять себя в относительно узкие рамки самих же устанавливаемых правил поведения и одновременно находить обоснования несоблюдения их. Между тем мир цивилизованного общения привел в порядок и систематизировал такого рода правила. Нашел для них разумные объяснения функциональной полезности и целесообразности. Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. С развитием общественной организации усложнялась поведенческая регламентация.Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах.

В XVII в., во времена короля Людовика XIV, стремившегося к укреплению своей власти всевозможными способами, сформировался придворный этикет как обязательный порядок поведения при дворе французского короля. Впрочем, такой же порядок существовал и при других монархических дворах Европы: Испании, Италии, Англии. Англию и Францию называют обыкновенно: "классическими странами этикета". Однако родиной этикета назвать их никак нельзя, так как в XV столетии в обеих странах господствуют грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. . Франция дала этому порядку определение, выразила его в словесной форме – etiquette.

Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Одним из важнейших условий и требований этикета являлось неведомое до того времени стремление нравиться окружающим, быть человеком приятных манер и речей. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить. Одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах.

Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гуситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

В России слово «этикет» распространилось в XVIII в. Со времени Петра I в связи с социально – экономическими изменениями в жизни государства начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. Рождались новые общественные отношения, а значит, и новый церемониал. Принималось множество указов, определявших, что надевать, какие делать прически, как следует поступать в различных ситуациях и т.д. В 1717 г. появился сборник поведенческих советов («Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению собранное от разных авторов»), сразу приобретший популярность среди молодых дворян. Во второй половине XVIII в. в России старый патриархальный поведенческий порядок был вытеснен новым, выработанным дворянством. Основу его составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Но провинциальное дворянство не спешило менять старый уклад жизни, постепенно уступая новым требованиям поведения и общения.

Тем не менее в жизнь активно входили такие значительные явления общественной жизни, как театр, ставший законодателем придворной моды, Петровские ассамблеи, позже переродившиеся в балы с европейскими танцами, принесли в русское общество реверанс и поцелуй руки дамы. Мужчины почувствовали себя кавалерами и стали ухаживать за дамами, а дамы – кокетничать и увлекаться красотой своих нарядов. Анализируя современные этикетные нормы, можно увидеть их общность с нормами XVIII в., ибо и сегодня сохранились потребность в учтивом и доброжелательном общении между людьми.

В XVIII – XIX вв. в российском обществе господствовал дворянский этикет, носителем которого был тип личности, чье поведение, внешний вид и стиль жизни основывались на культурных традициях, органически соединявших этические и эстетические нормы. Как и прежние времена, воспитывалось четкое осознание себя в общественной иерархии: знать и понимать свое место в обществе, разумно оценивая превосходство тех, кто выше по положению, воздерживаясь от сближения с ними и проявляя скромность. В этикете по -прежнему существовало множество степеней и оттенков. Отношения между незнакомыми или знакомыми, друзьями или родственниками, лицами, различными по полу, возрасту, должности, чину, выдвигали на первый план те или иные этикетные правила. Но в любом случае требовались уважение и предупредительность, скромность и сдержанность, а также строгое внимание к своему внешнему виду, манерам и речи. Вместе с тем этикет понимался как свод формальностей, касающихся внешности и образа действий. В обществе говорили: хороший тон, хорошие манеры. Широкое развитие получила педагогическая теория «быть и казаться». Воспитатели дворянских детей учили воспитанников скрывать свои истинные чувства, владеть собой и демонстрировать в обществе только красивые внешние манеры, нимало не задумываясь над истинностью и искренностью чувств. Не быть, а казаться добрым, любезным, приятным.

В среде разночинной интеллигенции наметилось критическое отношение к показной манерности дворянского этикета. Наряду с новым бытом и новыми жизненными идеалами формировались правила поведения и общения, суть которых сводилась к большей простоте. Вместе с тем лучшие представители дворянского сословия всегда придерживались в своем поведении именно этого правила. Черты дворянского этикета оставались основополагающими для русского общества и в конце XIX в.

После событий 1917 г. коренным образом изменились условия жизни в России, возникли новые правила поведения и нормы. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его ненужной роскошью старого мира. Только выход Советской России на международную арену сохранил в среде дипломатических, а затем и высших государственных и партийных работников этикетную основу поведения. Но для большинства населения страны вместо продуманной поведенческой системы, вырабатывавшейся в течение двух веков, формировался новый, советский порядок поведения, в основе которого лежали классовые пролетарские интересы, своеобразно сочетавшиеся с выборочными правилами прежнего этикета. Долгие годы существовало убеждение, что этикет – это порядок поведения, принятый при дворе монарха и среди дипломатов. В социалистическом обществе соблюдалась культура поведения, что в целом, по сути, правильно, поскольку она включает в себя характер и порядок поведения, в том числе этикет – выработанное человечеством достижение в области поведения.

В последнее десятилетие слово «этикет» снова приобрело широкое звучание. Выпущено в свет немало книг, раскрывающих содержание современного этикета. В различных учебных заведениях вводиться изучение поведенческой структуры общества. Утверждается понимание функциональной значимости этикета для развития общества и каждой личности в отдельности.

Таким образом, сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Слово «этикет» появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали «этикетками». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Когда в 1793 году королеву Франции Марию Антуанетту вели к гильотине на смертную казнь, она наступила на ногу палачу. Невзирая на драматизм ситуации, она произнесла: «Прошу прощения, это получилось случайно». Даже перед смертью королева выполнила правила приличия и извинилась за допущенную оплошность, как того требовал этикет. Неслучайно считается, что история возникновения этикета - это процесс становления культуры общества в целом и каждого его представителя.

Согласно некоторым сведениям, слово «этикет» впервые появилось во Франции, в период правления Людовика XIV, когда на приемах всем гостям вручались «этикетки», где рассказывалось, как следует себя вести. Однако определенные правила поведения как часть общей культуры существовали задолго до этого. Так, например, уже на пирах раннего средневековья (несмотря на то, что столовых приборов и салфеток в привычном понимании еще не было) было важно, кто сидит ближе остальных к хозяину, кого обслуживали первым и так далее.

Индивидуальные столовые приборы появляются в Европе в XV веке, а в XVI становится обязательным использование для еды вилки и ножа, что является началом формирования европейского этикета. Заметное влияние на оформление правил поведения оказывает сложный придворный ритуал, который подчас был настолько запутанным, что потребовалось введение должности церемониймейстера, следившего за выполнением всех предписаний. Так, например, регламентировался список лиц, которые могли присутствовать при одевании монарха, сопровождать его на прогулках и так далее. .

С наступлением эпохи Просвещения правила этикета не только повсеместно распространились, но и стали более демократичными, в отличие от придворных церемоний. Многие из них сохранились до настоящего времени. Так, рыцари снимали шлем, находясь в компании друзей - и тем самым демонстрировали доверие и расположение. Впоследствии дворяне стали снимать или приподнимать шляпу в знак приветствия - это правило актуально и сегодня.

Требование этикета, согласно которому младший по положению или возрасту не должен протягивать руку первым, также берет начало в Европе нового времени, когда пожимать руку было принято лишь равному, в то время как вышестоящему - только целовать. Многие правила этикета, сформировавшиеся в Европе, позже легли в основу дипломатического протокола, соблюдение которого обязательно и в настоящее время.

Обычай вручать почетным гостям символические ключи от города возник еще тогда, когда в европейских городах на ночь запирались городские ворота. И самым высоким знаком уважения и доверия к гостю было вручить ему ключи от этих ворот.

Допустим, мало кто знает, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь лет двести--триста назад мужчины носили на левом боку оружие -- саблю, шпагу или кинжал. И чтобы оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Оружие теперь носят разве что военные, а обычай тем не менее сохранился.

Первоначально правила этикета были едины и регламентировали одновременно юридические, экономические, родственные, религиозные и нравственно-этические отношения. Им подчинялись все члены общины. Таким образом, этикет не выступал в древние времена самостоятельно, отдельно от других правил, регулирующих общественную жизнь первобытного коллектива, а представлял часть этих правил. Разумеется, все эти правила были неписаными.

Со временем появился не только бытовой этикет, но и политический. Он регулировал жизнь общества: взаимоотношения с другими государствами. Египетские фараоны, в частности Рамзес и теттский царь Хаттушиль Третий, в 1273 году заключили письменный договор о мире, выгравированный на серебряной пластинке. Возможно, что политический письменный этикет появился ранее других.

Огромное значение межгосударственным делам придавали в Древнем Египте. Переговоры проводились в торжественной обстановке, в соответствии с огромным количеством правил и сложных ритуалов. Со временем появились послы как представители государств. В Древней Греции послы носили специальные жезлы, которые свидетельствовали об их представительной миссии, -- «жезлы Гермеса». На верхушке жезла, обвитого лавром, были прикреплены крылья птиц и два переплетенных узла. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья -- маневренность и подвижность.

В Древнем Риме политический этикет был развит еще больше. Устраивались празднества в честь иностранных послов. .

В Средние века, богатые всевозможными трактатами, не обошлось и без трактата о поведении, то, чего требовалось от каждого воспитанного человека. Позднее возникает придворный этикет, написанный испанцем Петроусом Альфоронси.

После Французской революции придворный этикет был существенно переработан, например, было отменено принятое ранее обращение на «вы», всем следовало говорить только «ты».

В Германии Эразм Роттердамский написал правила для детей «Гражданство обычаев детских».

Этикет как социальное явление возник во времена короля Людовика ХІV. Здесь впервые на приеме были предложены карточки «этикетки» с содержанием правил поведения на приеме у короля. В карточках указывался: время приема, место за столом, форма одежды, а также поведение на официальной части.

Правила этикета были такие строгие, что даже сам монарх не имел права их нарушать. Вот исторически достоверный факт. Испанский король Филипп III сидел возле камина. Часть дров, которые занялись, выпала на пол. Придворного, обязанного следить за камином, на месте не оказалось. Никому из придворных король не позволил поставить заслонку. Самому же королю это сделать означало нарушить правила этикета и свою королевскую честь. Пламя охватило одежду. От полученных ожогов король Филипп III вскоре умер.

Время определяло правила этикета. Вскоре этикет становится синонимом рыцарства. С его потребностями в доброте, такте, приличии, гостеприимстве, обожании женщины. Особенную страницу в истории этикета занимает явление рыцарства средних веков. Рыцари -- привилегированная социальная прослойка в странах западной и центральной Европы.

В деяниях рыцарства проявлялись высоконравственные идеалы: беспокойство о сиротах, слабых вдовах, преклонения перед женщиной и защита ее чести. Наибольшая ценность для рыцаря -- сохранение своей чести. Классический образ рыцаря воплощен в литературном герое Дон Кихоти.

На Руси бразды этикета исходят из глубокой древности. Обычай, ряд, т.е. сам собственно этикет, говоря по-французски, бытовал в ратном деле, в охотничьих и артельных промыслах, в семейном очаге,при всевозможных жертвоприношениях, празднествах, семейных обедах, пиршествах... Жрец, волхв, кудесник -- слова синонимические. Слово жрец было избрано для именования языческих священнослужителей, так как яснее других указывало на сожжение жертвенных приношений. Тем более огонь, очаг -- у славян бог, пожирающий древесину, постоянно жрущий. А потому тот, кто священнодействует при особом жертвоприношении Богу, -- есть жрец.

Хранителями правил поведения, обрядов и т.д. были в древности во всех странах старейшины, жрецы, на Руси -- обрядихи, волхвы или домовладыка -- огнищанин.

В российском дворянском обществе Российской империи этикет состоял из правил королевских дворов европейских стран и носил подражательный характер. Что делалось в Париже на Елисейских полях, то происходило и в Петербурге на проспекте Невы, и в Москве на Тверскому бульваре. В этикете преобладала внешняя показательная сторона.

Карьера молодого российского дворянина обеспечивалась умением вести себя в светском обществе, искусством которого он овладевал в кадетском корпусе. Женщины -- в институте благородных девушек. Светский человек обязан была ревниво придерживаться своей чести, давать решительный отпор попытке унизить ее достоинство. Однако в кодексе чести от дворянина требовалось снисходительно относиться к людям низшего слоя -- горничных, поваров, конюхов.

Складывались правила этикета и в крестьянских семьях. Главным правилом жизни и поведения простого человека на селе -- честный производительный труд на родной земле. .

Привилегированное общество царской России и Украины свыше двух столетий руководствовалось сводом правил поведения, собранных в книге под емким названием -- «Домострой». Книга написана священником Силиверстом в эпоху Ивана IV (XVI век). «Домострой» внес вклад в развитие этикетных правил среди российского и украинского дворянства. Примером светского поведения для дворян был императорский двор. Великолепие, импозантность, богатство олицетворяли знатность дворянина.

Правила «Домостроя» содержали советы относительно поведения в семье, селе, городе, в государстве в целом. Они охватывали и воспитание детей, ведения хозяйства, приготовления еды, приема гостей, свадебные ритуалы.

В «Домострое» определялась и роль родителей. Единоличная власть в семье принадлежит отцу. Он ее обладатель, имеет неограниченные права: может нагайкой полосовать лукавую жену; за огрехи сурово карать сына. Как видно, часть жизненных правил несет в себе рутину. Однако «Домострой» появился энциклопедией домашней жизни зажиточных семей России ХУІ-ХУІІ веков.

Фиксироваться письменно этикет начал в римских рукописях, например в гомеровской «Одиссее». О культуре поведения в обществе, за столом, как одеваться, говорить, пить и знакомиться с женщинами блестяще написал в своей поэтической поэме «Искусство любить» Овидий. Со временем появился этикет политический. Влияние церкви на этикет было всегда ощутимым. Родиной светского этикета считают Италию. Россия до XVI века в принципе была в изоляции, хотя некоторые новшества этикета из западных стран доходили и до нее.

Письменные правила поведения на Руси были напечатаны в книге «Правила поведения» в 1204 году. Как вести себя в жизни, поведал своим сыновьям князь Владимир Мономах («Поучения Владимира Мономаха»).

В 1717 году по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или Показ к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». По указу Петра І она трижды переиздавалась.

В 20-х годах XX столетие в советской стране к правилам приличия и светского общения установился стойкий этикетный нигилизм. Книга «Домострой», как книга мещанской морали, была отброшена. Засуживалась галантность мужчин по отношению к женщинам; критическое отношение к модной одежде, ношению галстука, шляпе, ювелирным изделиям. Дальше -- пожатие руки, как форма приветствия, отменялось.

Нужные были годы, чтобы вернуться к нормам общения и правил хорошего тона. Этикет в обществе стал выполнять социально-культурную функцию, содержал в себе особенности национальной культуры.

Все многочисленные правила хорошего тона и кодексы поведения отражают на свой лад различные эпохи, моральные воззрения господствовавших классов, ушедших в прошлое общественных формаций.

Распространение этикета в России начинается в эпоху Петра I. До этого привилегированные сословия руководствовались исключительно «Домостроем» - сводом правил, написанным священником Сильвестром в середине XVI века. Они предписывали безоговорочно соблюдать авторитет главы семейства, который должен был строго наказывать детей и жену за провинности и непослушание. .

Особое внимание Петр уделял светской жизни - в частности, организации балов (в начале XVIII века они назывались ассамблеями). Император лично составил регламент их проведения. Так, зимой они начинались в государевом дворце, а заканчивались в доме обер-полицмейстера, а летом проходили в Летнем саду. При этом самая большая комната отводилась для танцев, а соседние помещения оборудовались для игры в шашки, курения трубок. Задача хозяина дома была довольно проста - предоставление помещения и обеспечение напитками. Европейские традиции в формировании правил поведения усилились в XVIII и XIX веках. Каждому сословию предписывался определенный стиль в одежде, французский язык становится обязательным, как и поклоны, реверансы. Одним из важных этапов в жизни женщины было представление к императорскому двору. Этой чести удостаивались жены статских советников и генералов. Причем расписывалась не только процедура представления, но и женский туалет. Так, платью надлежало быть шелковым, а если церемония проходила вечером - то с короткими рукавами и вырезом. Многие правила этикета были забыты в советское время, некоторые сохранились, но стали более демократичными. Однако любое взаимодействие между людьми предполагает выполнение определенных условностей, без знания которых невозможно считать себя вежливым и воспитанным человеком. .