История возникновения бильярда. Все о бильярде Бильярд

Сама по себе история бильярда насчитывает сотни лет. Об игре написаны многочисленные статьи, заметки, очерки, целые книги и научные труды. Большинство популярных исторических выкладок доступно в Интернете, поэтому мы, не пытаясь объять необъятное, постараемся вкратце вспомнить лишь одну его часть - столь популярный сегодня у нас бильярдный спорт.

Пул, снукер, карамболь и пирамида - вот основные и самые развитые виды бильярда на сегодняшний день. Первые три из них заслуженно снискали успех у широких масс любителей в мире, впрочем, не обретя серьезных позиций в странах постсоветского пространства. Соответственно, историей и самой судьбой нам предписано было увлечься и развивать свой вид игры, который многие до сих пор называют русским бильярдом.

Итак, русский бильярд, или же его официальное современное название - пирамида - это подарок, который был сделан всем нам Петром I. Познакомившись с бильярдом в Голландии, молодой государь приказал изготовить для себя , после чего игра стала завоевывать умы приближенных царя, дворян и бояр. Таким образом, наша бильярдная история берет отсчет с конца XVIII века, а точнее, с 1698 года.

Несколько позднее, как говорят историки, бильярд увлек и еще кое-кого из правителей. Например, императрица Анна Иоанновна играла почти ежедневно, а такая любовь, конечно же, шла популяризации заморской забавы только на пользу. Постепенно из дворцов и дворянских поместий бильярд дошел до клубов, трактиров, гостиниц и прочих заведений. Не удивительно, что добрался он и до классических произведений Пушкина:

«И после, дома целый день,
Один, в расчеты погруженный,
Тупым кием вооруженный,
Он на бильярде в два шара
Играет с самого утра.»

(Евгений Онегин)

Помимо Александра Сергеевича в бильярд в прошлых столетиях играли такие известные личности, как Ломоносов, Лермонтов, Толстой. Много историй рассказывалось об игре Владимира Маяковского…

К слову, если вначале в России культивировались западная трехшаровая карамбольная партия и, так называемая, русская карамбольная игра в пять шаров, то позднее, начиная с 30-х годов XIX в., появилась "Малая русская пирамида", которая положила начало уже полноценному русскому бильярду. А первый стол с лузами был изготовлен в России немецким предпринимателем Карлом Шульцем примерно в двадцатых годах XIX века. Спустя десяток лет появляется первая литература по правилам игры. Серьезно поспособствовали развитию и качественные работы последующих известных бильярдных фабрикантов: Ерыкалова, Фрейберга, Гоца.

С именем Фрейберга можно связать едва ли не всю последующую историю русского бильярда. Именно им были разработаны оптимальные профили бортов, установлены наиболее подходящие размеры шаров, изготовлены лекала правильных луз, а деревянные доски основания игрового поля заменены на аспидные плиты. До этого момента бильярдные столы выпускались «кто во что горазд». Теперь же игровые принципы были заметно более унифицированными, также, к слову, стало невозможным скатить шар в лузу вдоль борта. Нововведения Фрейберга очень быстро вошли в моду, и, по своей сути, современные столы остаются все теми же, что и 150 лет назад.

Очень может быть, что сложность русского бильярда продиктована самой русской психологией, ведь наши люди никогда не искали легких путей. Поэтому в русском бильярде соотношение размера луз к размеру шаров почти равное, чего нельзя встретить в пуле или снукере. А удары должны быть исключительно точными и выверенными.

Примерно на эту эпоху развития игры пришлось и появление одного из выдающихся мастеров игры на бильярде - Анатолия Ивановича Лемана (1 июня 1859 - 11 сентября 1913). Скрипичных дел мастер и писатель Леман сегодня известен благодаря своему труду «Теория бильярдной игры». Скрипок его авторства, увы, давно не стало, но вышеупомянутая книга долго признавалась лучшей литературой о бильярде и включала в себя: описание техники игры, разбор различных партий, интересные задачи и сравнение столов основных производителей. Леман называл бильярд исключительным спортивным занятием, развивающим человеческую натуру. По словам автора: "Опытный, безупречный мастер игры - это философ, стоик и эксперт сердца человеческого".

Лирическое отступление: в 1868 году Россию посетил известный французский мастер игры по фамилии Перро. Приехал он с целью пленить «восточных варваров» своей красивой игрой. Ловкий трюкач начинал каждую партию с редкого фокуса, который никто не мог повторить. Четырьмя пальцами правой руки он брал шар и крученым движением бросал на центр стола. Шар останавливался на одной точке и бешено вращался. За ним Перро бросал еще один шар тем же способом. Спустя некоторое время вращение шаров ослабевало, и они начинали описывать круговые движения, постепенно наращивая радиус, после чего соударялись и прикатывались по параболе к Перро. И вот этот ловкач обыграл в Москве и Питере нескольких сильных игроков, после чего проигрался в дым маркеру петербургского английского клуба Андрею «Часовщику».

С ходом времени обрели свои черты и четкие правила три разновидности русского бильярда: классическая русская пирамида, московская пирамида и американка. Первая зародилась ближе к концу XIX века, а последние две развились позднее: американка с 20-30-х гг., а московская с 60-х гг. двадцатого столетия.

Надо признать, что послереволюционная судьба бильярда была тяжела и печальна. Бильярд оказался забыт и, по сути, считался игрой западной буржуазии. Лишь спустя полтора десятка лет он вновь начал оживать и пользоваться успехом. В начале 30-х годов при Комитете по делам физкультуры и спорта была создана бильярдная секция. Ее основными функциями были проведение и организация турниров самых разных масштабов. Начало массовым турнирам в СССР было положено в 1935г., когда в Москве в клубе Ф.Э.Дзержинского было разыграно городское первенство среди бильярдных секций Всесоюзного общества старых большевиков, ЦДКА, Клуба писателей, Дома ученых, Дома печати, Дома мастеров искусств, Дома кино и Клуба милиции. Незадолго до Великой Отечественной войны лучшим игрокам страны: Н.Березину, Н.Кобзеву и А.Миляеву было присвоено звание "Мастера спорта СССР по бильярду".

Военное время наложило свой отпечаток на жизнь целого поколения, не говоря уже о бильярде, и лишь большая любовь офицерского состава к этой интереснейшей игре, а также увлеченность бильярдом самого Сталина не дали бильярду кануть в лету. Впрочем, для обычного советского гражданина бильярд был малодоступен.

Современники и ближайшее окружение Сталина очень высоко оценивали его игру. С известной долей опаски соперники вставали «сыграть в пирамидку» с вождем, поскольку выигрывать было чревато, зная характер Иосифа Виссарионовича, а поддаваться было глупее вдвойне. Отлично знающий бильярд, Сталин мог сразу раскусить эдакого подкаблучника.

В тяжелейшем 1944 году, практически в апогее Великой Отечественной, в Москве прошел знаковый бильярдный турнир в помощь фронту. Соревнования прошли в Политехническом музее, а среди посетителей были замечены: Сталин, Буденный, Ворошилов и другие работники госаппарата.

Здесь, пожалуй, следует сделать некоторое историческое отступление. Климент Ворошилов, в 1935 году ставший одним из первых Маршалов Советского Союза, еще в 1931-м распорядился произвести 10 000 бильярдных столов, скопированных у известных мастеров. «Ворошиловские» столы были распределены по воинским частям, гарнизонам и домам офицеров. Данный факт ярко свидетельствует о том, что в военных кругах бильярд возводился в ранг игры №1.

По свидетельству известнейшего советского игрока и тренера Георгия Митасова после войны бильярд вполне претендовал на звание полноценного вида спорта. Существовала полноценная команда «Спартак», проходили турниры, кругом было полно энтузиастов игры. По мере смены поколений спортсменов интерес к бильярду то затухал, то вновь разгорался. Бытует мнение, что однажды партия запретила бильярд как таковой, но это неправда, либо же недопонимание ситуации.

Митасов также вспоминает, что долгое время бильярд стоял наравне с азартными играми. Нередко мужчины не приносили домой зарплаты, говоря, что проигрались на бильярде. Несогласные с таким положением дел женщины объединялись, ходили по инстанциям, вплоть до райкомов… Поскольку это не слишком помогало, то доходило и до крайних случаев. В московских Сокольниках женщины облили бензином из канистр два клуба и сожгли. Дело дошло до суда, их едва не посадили, но, все-таки, оправдали. Впрочем, меры были приняты - официальные власти запретили играть на деньги. Но люди все равно играли… Потихоньку.

Бюрократическая волокита никак не позволяла узаконить бильярд в ранге спорта, а время шло неумолимо. Фактически, прошли десятки лет, и лишь в 1989 году была основана Всесоюзная Федерация Бильярдного Спорта. Но до того дня бильярд, естественно, не мог оставаться в тени - спасали ситуацию яркие личности.

Лучшим и непревзойденным мастером бильярда семидесятых современники называют Ашота Потикяна. Он возвел игру в ранг искусства и мастерски находил ключики к сопернику, не позволяя себя обыграть. Когда в столице с Ашотом уже просто отказывались становиться за один стол (а игра велась, конечно же, на деньги, порой, совсем не малые), Ашот отправился в южную часть России, на Кавказ, где, по словам, местные жители играли на невероятно большие суммы, причем, никогда не спускались с гор и не слышали о других бильярдистах. Окрыленный идеей Ашот прибыл в точку назначения, и какого же было его разочарование, когда первый встречный при виде него радостно воскликнул: «Ашота приехала!!!». В Москву мастер вернулся без барышей.

Итак, незадолго до своего развала, Советский союз признал бильярд видом спорта, и дело приняло совершенно иной оборот. Появилась возможность проводить чемпионаты страны, принимать международные соревнования и так далее. Пирамида стала приобретать спортивные черты, появлялись первые спортсмены-профессионалы. Время диктует свои требования к каждой игре. В первую очередь это происходит из-за развития средств массовой информации, а именно, телевидения. Не удивительно, что и пирамида ныне иная, нежели 30 лет назад…

Так, например, относительно недавно, в 2005-м году, появилась на свет новая игра - «Динамичная пирамида». И, если можно так выразиться, современные правила пирамиды достаточно молоды. То есть, история ее далеко не дописана и впереди будут новые изменения.

Сегодня игра стала более агрессивной, быстрой, атакующей. Были изменены соответствующие правила пирамиды, причем всех ее разновидностей. Без унификации требований к бильярдному оборудованию приводить правила в порядок было, как минимум, странно. Поэтому соответствующие нормы легли, одновременно, и в правила игр и в основу технических требований, утвержденных Европейским и Международным комитетом по пирамиде. Эти документы вступили в силу в 2006 году и действуют по сегодняшний день.

Основными организациями по продвижению некогда русского бильярда, а сегодня пирамиды, являются МКП - Международный комитет по пирамиде и ЕКП - Европейский комитет по пирамиде. По инициативе Федерации бильярдного спорта России в июне 1998 года в Москве, в ходе Всемирных Юношеских игр, были проведены показательные выступления сильнейших бильярдистов, представителей всех видов бильярда, на которых присутствовал Президент МОК Хуан Антонио Самаранч.

Это мероприятие способствовало росту популярности и авторитета русского бильярда. Зарубежные гости смогли удостовериться в том, насколько интересен и своеобразен русский бильярд. Результатом деятельности стало решение Всемирной конфедерации бильярдного спорта о создании в рамках Всемирной ассоциации пула Международного комитета по пирамиде, который проводит официальные чемпионаты мира и Европы, занимается популяризацией этого вида бильярда во всём мире. Комитет существует с января 1999 года.

Историческое событие для русского спортивного бильярда произошло в г. Киркель (Германия), где в период с 7 по 9 июня 2000 г. под эгидой Всемирной конфедерации бильярдного спорта состоялся первый официальный чемпионат мира по пирамиде. В нем приняло участие 62 спортсмена из 28 стран. Чемпионом стал россиянин Евгений Сталев.

Решение о создании ассоциации "Европейский комитет по пирамиде" (ЕКП) (European Committee of Pyramid) было принято в Вильнюсе 24 ноября 2000 г. Основной целью ассоциации является развитие бильярдного спорта и, в частности, русского бильярда на территории Европы. Был принят Устав Европейского комитета по пирамиде, согласованный с национальными федерациями, Европейской федерацией лузного бильярда и Международным комитетом по пирамиде. Первыми членами ЕКП стали Беларусь, Латвия, Литва, Россия. Затем присоединились другие страны. Первый Чемпионат Европы прошел в Минске в 2002-м году. Золото завоевал россиянин Владимир Петушков.

Помимо чемпионатов мира и Европы значительный интерес привлекают такие международные соревнования, как: Кубок Европы, Кубок Азии, Командный кубок мира, Кремлевский бильярдный турнир, первенства мира и Европы среди юношей и ветеранов. Современный бильярд открыт для игроков любого пола и возраста.

Помещение, специально оборудованное для игры на бильярде, - Бильярдная .

Родиной бильярдной игры считают Индию или Китай .

История

В настоящее время плиты для бильярдных столов изготавливаются из следующих материалов:

  • Ардезия (натуральный сланец)
  • Синтегран (сокр. от «синтетический гранит» - мраморная или гранитная крошка, скрепленная синтетическими материалами-отвердителями)
  • МДФ ((Medium Density Fiberboards) - древесноволокнистая плита средней плотности.)
  • ЛДСП (ламинированная древесно-стружечная плита)
  • ДСП (древесно-стружечная плита)

Бильярд начал свою историю с игры для привилегированных. Постепенно он становится всё более массовым, однако громоздкость основного инвентаря (бильярдного стола) препятствует распространённости бильярда в народе как хобби.

Бильярд в науке

Впервые о математическом базисе бильярдной игры заговорил Гаспар Густав Кориолис в своей книге «Théorie mathématique du jeu de billard» (Русск. перевод: «Математическая теория явлений бильярдной игры») в 1835 году . Он использовал в своей работе элементы теории вероятностей , теории пределов и общего анализа. Однако особого интереса у современников (по мнению Лемана) книга не вызвала: ни у математиков, ни у бильярдистов.

Прошло более полутораста лет, и математический бильярд развился в свою теорию, породив несколько побочных. «Теория бильярдов» сегодня неотъемлемая часть эргодической теории и теории динамических систем , имеет важнейшее применение в физике. Математиком Гальпериным создан способ определения числа \;\pi с помощью бильярда. Намного ближе общеобразованному читателю результаты исследований математиков Штейнгауза , Альхазена и Гарднера . [прояснить ]

Основные разновидности

  • Карамболь (французский бильярд)
  • Русский бильярд
  • Снукер (английский бильярд (не путать с одноимённой игрой)
  • Пул (американский бильярд)
  • Кайса (Каролина) (финский бильярд)
  • Новус (прибалтийский бильярд)

В кинематографе

  • История одной бильярдной команды
  • Поворот реки (Turn the river)

Напишите отзыв о статье "Бильярд"

Примечания

Литература

  • Гальперин Г. , Стёпин А. Периодические движения бильярдного шара // журнал «Квант» . - 1989. - № 3 .
  • Жилин Л. . - М .: Эксмо, 2011. - ISBN 978-5-699-46506-4 .
  • Кориолис Г. Математическая теория явлений биллиардной игры / пер. с франц. - М., 1956
  • «Наука и жизнь», 1966, № 2, 3, 4, 6, 11.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.

Ссылки

  • - официальный сайт.

Отрывок, характеризующий Бильярд

Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя.
Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами.
Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других.

Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива, и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.
«Что с ней?» подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.
«Что с ней сделалось?» еще удивленнее сказал он сам себе.
Князь Андрей с бережливо нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что то. Она, подняв голову, разрумянившись и видимо стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале.
Князь Андрей подошел к Пьеру и Пьер заметил новое, молодое выражение и в лице своего друга.
Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом.
«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.
Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен.
– Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
– Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним.
– Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d"etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l"avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.
– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.

Бильярд или Билиард (фр. billard, от ит. biglia - шар) - так называется большой, продолговатый, четырехугольник (параллелограмм) с закраинами (бортами) стол, длина которого на 1/3 более ширины. Б. служит для игры на нем костяными (слоновой кости) шарами, которые загоняются в лузы специально для того сделанными палками - Киями. Б. бывают крайне разнообразной величины, длина их колеблется между 250 - 275 см., а ширина между бортами - 140 - 153,5 см., вышина от полу - до 2,5 футов. Соответственно размерам - Б. называется: малым, средним (кабинетным) и большим.


История.

Точное время появления бильярдной игры установить невозможно. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения, а родиной бильярда является Азия; по утверждению одних - Индия, по мнению других - Китай. Точно можно сказать одно: вообще игры в мячи или шары были одними из первых, придуманных человеком.

Например, в народной немецкой игре Balkespiel, существовавшей в Германии еще в средние века, употреблялись длинные столы с грубыми бортами и углублениями, куда игрок старался загнать каменный шар противника при помощи дубинки. В Англии примерно в те же годы была распространена игра Pall-Mallspill, в которой игроки на твердо утрамбованной земляной площадке играли несколькими шарами, стараясь прокатить их (по определенным правилами) через ворота. В середине ХV в. многие игры из садовых превратились в комнатные, что очень сильно сказалось на дальнейшем их развитии.

У первых бильярдных столов было много технических несовершенств. Так, борта не были упруги и шары, ударяясь о них, не отражались, грубыми киями- дубинками невозможно было придать шару боковое вращение, доска, по которой катались шары, была не очень ровной и твердой, игра выглядела весьма примитивной.

Все бильярды можно разделить на четыре основные группы по видам игры: русский бильярд, американский пул, снукер и карамболь. Игра в русский бильярд, пул и снукер проводится на столах с лузами, игра в карамболь на столах, не имеющих луз. Для разных игр используются и разные по геометрическим параметрам столы. Размеры столов принято измерять в футах, 1 фут = 304,8 мм.

Русский бильярд
- разновидность лузного бильярда, наибольшее распространение получил на территории бывшей Российской Империи. Большое количество поклонников этой игры имеется в Финляндии, Польше, Монголии и Греции. Игра ведётся на столах размером 12 футов, шестнадцатью шарами диаметром 68 мм. Пятнадцать шаров имеют номера с первого по пятнадцатый, шестнадцатый шар без номера и отличается цветом. Лузы на русском бильярде «строгие» и отличаются от диаметра шара на несколько миллиметров. Это и является основной особенностью русского бильярда. Размеры столов для русского бильярда могут быть и меньших размеров, размер 12 футов является турнирным.
В наиболее популярных разновидностях игр, в русском бильярде, целью является попадание битка (шар по которому бьют кием) в лузу после соударения с другим шаром. Это, наряду с описанными выше особенностями, русского бильярда, является ещё одной чертой, отличающей его от других разновидностей бильярда, где падение битка в лузу наказывается штрафом.

Пул
- американский лузный бильярд, получил широкое распространение во всём мире. Постепенно растёт его популярность и в России. Основной особенностью является небольшой размер стола, 9 футов и большие лузы, около 130 мм. Игра ведётся шестнадцатью разноцветными шарами диаметром 57,2 мм, которые играются в лузы по определённым правилам. Благодаря такой геометрии бильярдного инвентаря, игра в пул очень динамична и скоротечна. Простота техники постоянно преумножает число её поклонников. Столы для американского пула могут быть и меньших размеров, размер 9 футов является турнирным.

Снукер - разновидность лузного бильярда, получившего распространение в Англии и её бывших колониях. Игра выполняется на столах размером 12 футов (спортивный вариант) с лузами размером около 120 мм. Для игры используют двадцать два цветных шара, из которых пятнадцать красных и семь разноцветных, диаметром 52,4 мм. Разноцветные шары имеют разное достоинство. Игра ведётся по достаточно сложным правилам, которые не меняются десятки лет, подчёркивая тем самым известный консерватизм англичан.
Столы для игры в снукер выпускаются и меньших размеров, размер 12 футов является турнирным.

Карамболь - безлузный бильярд, получил наибольшее распространение в Европе, Северной и Южной Америке, Японии и Индонезии. Игра ведётся на столах размером 10 футов, не имеющем луз, тремя шарами диаметром 60 мм. Два шара имеют белый цвет, один - красный. Карамболь - особый удар, при котором биток касается сначала одного шара, а затем, коснувшись двух или трёх бортов должен задеть другой шар. По мнению многих мастеров, карамболь самая сложная игра в бильярд.

Долгое время бильярд находился «за кадром» спортивной истории нашего государства. И вот, начиная с 80-х годов, к радости сотен - тысяч ценителей, бильярд вновь начинает набирать популярность: растет число профессионалов и любителей бильярда, появляются новые бильярдные клубы, школы бильярда, проводятся соревнования не только мирового, но и районного масштаба среди подростков, а это очень важно! Ведь интерес, увлеченность молодежи этим видом спорта может нам гарантировать дальнейшее развитие бильярда в России.

На сегодняшний день существует множество организаций по всей нашей стране, которые способствуют продвижению бильярдного спорта. Среди них: Федерация Русского Бильярда (ФРБ), Федерация Бильярдного Спорта России (ФБСР), Бильярдный Конгресс и др. Не менее важную роль по развитию бильярда в нашей стране играет телевидение. Некоторые телеканалы транслируют бильярдные турниры, дружеские встречи как российских, так и зарубежных мастеров кия, информационные передачи о бильярде и т.п.

Точное время возникновения бильярдной игры установить невозможно. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения. Родиной бильярда является Азия: по утверждению одних - это Индия, по мнению других - Китай. С уверенностью можно сказать одно: игры в мяч или шары были одними из первых, придуманных человеком.

Существует несколько версий названия игры. Англичанин Джон Вильк, к примеру, считал, что первоначально бильярдная игра называлась ball-yerds , от древнесаксонских слон ball (мяч) и yerd (палка). В других источниках упоминается о том, что слово «бильярд» происходит от франц. bille (шар).

Надо полагать, что первые «китайские» бильярды появились в Европе в XV–XVI веках. Однако игры по принципу современною бильярда были известны европейцам гораздо раньше. Например, в народной немецкой игре «Balkespiel», популярной в Германии еще в средние века, применялись длинные столы с грубыми бортами и углублениями, куда игрок при помощи дубинки старался загнать каменный шар противника. В Англии, примерно в те же годы, широкое распространение получила игра «Pall-Mail». Участники этого состязания натвердо утрамбованной земляной площадке перекатывали несколько шаров, стараясь пронести их через ворота по определенным правилам. В середине XV века многие игры из «садовых» превратились в «комнатные».

Наиболее правдоподобными кажутся две версии возникновения бильярда в Европе. По одной - «пионерами» бильярда являются англичане, по другой - французы.

Сторонники первой версии обычно приводят сохранившееся письмо Марии Стюарт к архиепископу Глазго, написанное в день ее казни, 17 февраля 1587 года. Лишенная трона шотландская королева (и неудачная претендентка на английский трон) упоминает о своем личном бильярде и просит приготовить для него место в другом помещении.

Французы с первенством англичан не соглашаются.

Они вспоминают короля Франции Людовика XI (1461–1483), который однажды приказал установить в своих апартаментах бильярдный стол. Другие авторы приписывают изобретение бильярда своему соотечественнику Генриху Делинье, жившему в период правления короля Карла IX (1560–1574), который сам, по мнению историков Франции, был страстным любителем этой игры.

Во Франции при короле Людовике XIV бильярд, так же как и в Англии, был очень моден в среде дворянства.

Отдавал ему дань и сиятельный монарх. Интересно, что превосходной игрой в бильярд можно было получить доступ к королевскому двору. Постоянным партнером Людовика XIV был некий Шамильяр. Ему удалось сделать быструю карьеру: сначала он из писарей был произведен в советники при Парижском парламенте, потом сделался контролером государственных финансов, а в 1707 году стал военным министром.

В XVII веке бильярд приобретает широкую популярность в Германии и других европейских странах, совершенствуется и инвентарь.

Попытки улучшения бильярдного стола привели к изменению его формы. Вначале квадратный, потом шести-, восьмиугольный и даже круглый, он, в конце коннов, получает твердо установившуюся современную четырехугольную форму, в которой утверждается строгая, независимо от величины бильярда, пропорциональность: длина стола всегда вдвое больше его ширины. Изменилась и величина бильярдных столов. Опыт показал, что большие размеры столов способствуют интересной игре.

Следует особо отметить, что в России, где бильярд развивался автономно, в конце концов, выработался свой, отечественный тип лузного бильярда. Еще в 30-40-х годах прошлого века бильярдный инвентарь отличался большим разнообразием и непропорциональностью деталей.

Попадались шары намного меньшего по сравнению с шириной луз диаметра; борта были или очень низки, или слишком высоки; на многих столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пушенные шары не отталкивались от луз, а, наоборот, часто застревали в них. При состязании на таких столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались, и борьба между ними теряла всяческий интерес.

Только в 1850 году хороший игрок и управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге А. Фрейбсрг создал образец русского шестилузного бильярда, который удовлетворял необходимым требованиям. Вместе с формой стола, конструкцией луз совершенствовалась и форма выступа бортов в той их части, которая обтягивается резиной. На первых лузных бильярдах этот выступ по всей высоте представлял собой как бы сплошную вертикальную стенку. Шар имел много точек соприкосновения с резиной, из-за чего отражался в непредсказуемом направлении, да и технически изготовить совершенный борт было трудно.

Позднее московские бильярдные мастера Щульц и Бригген предложили низкий борт и ограничили его наклонной плоскостью с заостренным закруглением резины - так было удобнее для игры. Но заостренность закругления и то, что точка соприкосновения шара с резиной находилась против его центра, и даже несколько ниже, таили «сюрпризы»: при сильном ударе шар часто подскакивал вверх и затем падал на поверхность стола, быстро теряя при этом данную ему силу движения.

В дальнейшем усилиями многих бильярдных специалистов, и особенно А. Фрейберга, был выработан так называемый «нормальный» борт. Ему соответствуют умеренное закругление резины и высота, обеспечивающая прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра. Такая форма бортов сохраняется и до настоящего времени. В 1875 году профессиональный игрок и фабрикант Гердерс изобрел передвижные борта: с помощью специальных винтов их можно было поднимать вверх и опускать вниз. Таким образом, высота бортов регулировалась в зависимости от размеров шаров. Однако практика игры выявила существенный недостаток: при любом изменении высоты бортов ширина луз оставалась постоянной, что при разных шарах создавало очевидные неудобства. Хотя это изобретение и было запатентовано в ряде западных государств, оно не получило широкого распространения.

Не дремали пытливые умы и в других странах. Например, в германском городе Мюнхене в 1901 году появился «бильярд с зеркалами». В журнале «Нива» № 43 за 1902 год была опубликована заметка об этом изобретении: «Сущность нового бильярда заключается в следующем: на нем ставятся под известным углом несколько зеркал (выставленный в Мюнхене бильярд имеет их шесть) и играющий, глядя на них, может сейчас же узнать, каким манером и на сколько ладов может быть пущен данный шар.

А это значит, что теперь даже всякий новичок, умеющий делать лишь прямые удары, может вполне легко и свободно проделывать труднейшие удары. Изобретателем этого интересного вида бильярда является учитель гимназии в Баварии (некто Фситлер). В настоящее время во многих странах уже взят патент на новое изобретение».

Фотографии, сопровождающие журнальный текст, говорят, как минимум, об одном серьезном недостатке - возможности повреждения зеркал шарами, случайно вылетевшими за борт. Не исключено, что именно это стало препятствием к распространению данного изобретения.

С середины XVIII века в связи с ростом популярности бильярда в ряде стран вводятся ограничительные законы, по которым часть прибыли от игровых залов отчислялась в казну государства. В какой-то степени эти налоги тормозили развитие бильярдного спорта.

Франция раньше других освоила особый тип безлузного бильярда. В 70-80-е годы XVIII века впервые вошла в обиход трехшарован игра «Карамболь».

Первые правил» бильярдной игры издал в 1674 году в городе Лионе француз Этьсн Луазон. Но его трактовка различных игровых моментов была сложной и недостаточно ясной. В этих первых правилах автор подчеркивал, что бильярдная игра не только «приятна для ума», но и полезна для здоровья.

Вплоть до конца 20-х годов XIX столетия действия главным инструментом бильярда - кием - не отличались замысловатостью. Их диапазон ограничивался простым ударом в центр шара, посредством которого невозможно было дать шару-битку произвольное направление.

Причиной тому служило залитое гипсом углубление в тонком конце кия. При попытке ударить такой нашлепкой в любую точку шара, кроме центра, происходил сбой или, как его называют профессионалы, «кикс». Помимо того, каждый игрок имел в своем распоряжении несколько киев, которые регулярно макал в жидкий гипс. Столы пачкались и выглядели неопрятно. Гипсовые кии часто рвали сукно.

Изобретателем гипсового кия (все же неплохого для своего времени) считается французский офицер, майор Дута. За бильярдным столом ему не было равных. Но невозможность хорошо владеть «своим» шаром из-за несовершенства кия побудила игроков искать способы улучшении этого орудия игры.

В 1827 году французский виртуоз бильярда - Минго - изобрел круглую кожаную наклейку для кия. Это простое, на первый взгляд, новшество произвело своего рода революцию. При игре гипсовым кием требовался лишь механический навык - после удара в центр шар катился строго по прямой. Теперь, с помощью кожаной наклейки, ее изобретатель стал демонстрировать несравненно более сложные удары: шар вращался и двигался по искривленной траектории, неожиданно останавливался сам собой и откатывался назад, перескакивал через другие шары и т. д.

В России бильярд появился в начале XVIII столетия при Петре I.

Будучи за границей, в Голландии, и познакомившись с этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, ставший его любимым развлечением. По примеру царя, приближенные тоже начали ставить в своих домах бильярдные столы. Спустя некоторое время игра быстро распространилась по дворянским поместьям, клубам, дворцам знати.

Еще большую популярность бильярд получил при императрице Анне Иоановне, которая играла на нем почти ежедневно. С началом XIX столетия игра из дворцов и поместий переместилась в общественные места: гостиницы, трактиры, клубы. Например, уже к 40-м годам XX века в русской армии не было ни одного полка, в офицерском собрании которого не стоял бы бильярд.

В 30-х годах XIX века в России придумали «Малую русскую пирамиду», и она сразу же приобрела большую популярность. И, что немаловажно, игра до сих пор остается классикой бильярда: наглядность борьбы и разнообразие ударов никого не могут оставить равнодушными.

Среди выдающихся игроков прошлого особое место занимает русский писатель конца XIX - начала XX века Анатолий Иванович Леман. Именно ему принадлежит заслуга создания лучшего для того времени труда под названием «Теория бильярдной игры». Рассматривая бильярд как чисто спортивное занятие, Леман отмечает, что эта игра развивает характер человека. Писатель с большой симпатией относился к настоящим мастерам бильярда и утверждал, что «опытный, хороший мастер игры - это философ, стоик и знаток сердца человеческого».

С бильярдом у россиян связано много исторических, легендарных имен. Особого упоминания заслуживают колоритные фигуры трех генералов русской армии: Ивана Скобелева, Дмитрия Бибикова и Александра Остермана-Толстого. Все они в сражениях потеряли по руке, но вопреки этому систематическими упражнениями и тренировками достигли больших успехов в бильярде.

О высоком мастерстве русских игроков XX века говорит и следующий факт. В 1868 году в Россию приехал знаменитый француз Перро с намерением удивить «восточных варваров» своей артистической игрой. Перро был талантливым мастером, перед началом каждой партии он показывал присутствующим редкие фокусы. Среди них - трюк, который позже никому не удалось повторить.

Четырьмя пальцами правой руки он захватывал шар и особым движением кисти бросал его на определенную точку стола. Шар останавливался, но с неимоверной силой вращался на месте. Рядом с первым Перро таким же образом бросал и второй шар. В течение некоторого времени оба шара вращались, не сходя с места. Затем ослабление вращения и начало действия центробежной силы приводили к тому, что шары начинали описывать раскатные круги, сначала небольшие, а потом все увеличивающиеся, подобно волчку. Вскоре шары касались друг друга и, «чокнувшись», разбегались, затем, описав параболы, возвращались к фокуснику. Этот «ас» одержал победу в Москве и Петербурге над несколькими сильными игроками, но затем встретился с маркером петербургского Английского клуба по прозвищу Андрей Часовщик и «в пух ему проигрался».

Как и вся история нашей страны, история русского бильярда делится на периоды «до» и «после» Октябрьской революции. До 1917 года русский бильярд развивался наравне со всеми известными в мире видами игр. После революции его развитие приостановилось и вовсе пошло на спад. Последний чемпионат в СССР по русскому бильярду проводился в 1947 году. Причина демонстративной ненависти «советских боссов» к этой игре, по-видимому, заключалась в атмосфере глубоко демократичной вольности, неизбежно сопровождающей бильярд, что, впрочем, не мешало «партийной верхушке» и самому Сталину предаваться на досуге этой забаве. Последний очень любил играть в бильярд с Михаилом Калининым. «Вождь народов» выигрывал и у гораздо более сильных игроков, но дело в том, что только у «Калиныча» выигрывать получалось вполне естественно, потому что как бы тот ни старался попасть в лузу, как бы ни тряс седой бороденкой, а все равно - мазал.

И все же национальный вид бильярда в России выжил: сохранилась бескомпромиссная, почти лишенная случайностей манера игры, которая завоевывает все больше поклонников не только в нашей стране, но и во всем мире.

В первые годы Советской власти бильярд, по существу, был забыт, но уже через 10–12 лет интерес к нему возродился. В 1930 году в типографии треста «Белоцерковская госпечать» появилась брошюра М.Васильева «Бильярд», изданная тиражом всего 5 тысяч экземпляров. В ней автор главным образом обращал внимание на полезность бильярдной игры и призывал к организации производства отечественного бильярдного инвентаря. В начале 30-х годов при Комитете по делам физкультуры и спорта создастся бильярдная секция. Ее основными функциями были проведение и организация бильярдных турниров самых разных масштабов. Началом массовых турниров в СССР можно считать 1935 год, когда в Москве, в клубе Ф.Э. Дзержинского, было разыграно городское первенство среди бильярдных секций Всесоюзного общества старых большевиков, ЦДКА, Клуба писателей, Дома ученых, Дома печати, Дома мастеров искусств, Дома кино и Клуба милиции.

Что же даст человеку бильярд как вид спорта? Пожалуй, трудно найти другую игру, где бы так всесторонне проявились физические, умственные и интеллектуальные возможности личности. Прежде всего - движение: за одну партию игрок проходит 2–3 км. В дореволюционное время многие врачи рекомендовали этот продолжительный моцион малоподвижным, апатичным пациентам как отличное средство поддержания физической формы.

Игра не требует «отменного» сердца и легких: органы, наоборот, получают щадящую, скорее массирующую нагрузку. Для пожилых бильярд не может быть заменен никаким другим видом спорта. Да и для людей всех возрастов бильярд - великолепное, бережное средство физической закалки организма. Кроме того, он развивает глазомер, вырабатывает четкость и координацию движений, быструю реакцию, находчивость - ведь на столе практически никогда не повторяется одинаковое расположение шаров. Постепенно игрок приучается к терпению и хладнокровию. При этом бильярдное поле - практический учебник геометрии и физики. Здесь необходимо знание физических свойств шаров при столкновении. Настоящая игра доставляет удовольствие как партнерам, так и зрителям, следовательно, в ней присутствует и эстетический момент. Бильярд - ничем не заменимое средство отдыха. Он снимает накопившееся нервное напряжение в первые же минуты: играющий почти полностью отвлекается от повседневных мелочей и отдастся увлекательному состязанию. Бильярд уравновешивает эмоции и вырабатывает ряд качеств, необходимых человеку в жизни. Он учит выигрывать, напрягая всю силу воли, преодолевать сопротивление противника, причем настоящий игрок воспринимает выигрыш без злорадства и неприличного ликования. Бильярд учит и проигрывать - не впадая в панику и не теряя веры в себя. Хорошие бильярдисты не падают духом и не теряют хладнокровия в тяжелые моменты, а если и переживают неудачу, то делают это с достоинством и юмором. Настоящий игрок скорее проиграет, чем нарушит правила, а в жизни эта позиция называется честностью и принципиальностью. Бильярд доступен в любое время года, занятия им не зависят от погодных условий.

Именно по этим причинам в развитых западных странах бильярдный стол имеется практически во всех семьях среднего достатка. Играют в бильярд старые и молодые, мужчины и женщины. Он является центром общения не только семьи, но и друзей семьи. Бильярд способен помочь в деловых переговорах, когда в паузе партнеры идут к игровому столу. Самое главное зачастую оговаривается именно за игрой.

Игра в бильярд сегодня пользуется огромной популярностью во всем мире. Уже тот факт, что бильярд почти уже стал Олимпийским видом спорта, говорит сам за себя. Всегда ли так было? Давайте взглянем на историю бильярда, чтобы найти ответ на этот вопрос.

Корни игры в бильярд находятся в далеком прошлом, настолько глубоко, что невозможно точно сказать, когда же появилась игра, и где это произошло. Точно известно, что родиной бильярда является Индокитай, но там широкого распространения у бильярда не было: он не вышел за рамки обычной детской забавы. В Европу бильярд привезли генуэзские купцы в ХV столетии.

Однако, нет никаких оснований утверждать, что до того Европа не знала, что такое бильярд. Игры, подобные бильярду, существовали до XV столетия: в Германии в Средневековье играли в Bafkespiel, суть которого была в том, чтобы на длинном столе загнать каменный шар в углубление при помощи дубинки и неизменного "Дас ис фантастиш!"; в Англии существовал Pall-Mall – участники которого на утрамбованной площадке пытались, следуя определенным правилам, протолкнуть шары в ворота. Однако все эти игры происходили на свежем воздухе, а генуэзские купцы в XV ст. завезли игру в дом сливок общества.

Бильярд стал игрой для богатых и был настолько распространен как среди представителей сильного пола, так и среди прекрасной половины человечества, что практически каждый уважающий себя дом (не крестьянский, естественно) имел бильярдный стол.

Название игры, за некоторыми источниками, происходит от древнесаксонских слов «ball» - мяч и «yerd» - палка. Другие источники утверждают, что происхождение слова французское: «bille» - шар, или «billart» – деревянная палка.

Бильярд называли игрой королей. Именно они на протяжении всей его истории по-разному влияли на его развитие: или запрещали его (король Англии Георг ІІ), или всячески поощряли (Карл ІХ, Наполеон Бонапарт, Петр І). Шотландская королева Мария Стюарт даже в день своей казни в письме к архиепископу Глазго просила найти подходящий дом для ее бильярдного стола (это письмо, к стати, написанное 17 февраля 1587 года, является одним из первых упоминаний о бильярде).

В Россию бильярд привез большой любитель всего европейского Петр І. Бильярдом увлекался А. С. Пушкин, есть даже сведения, что он владел кием вполне профессионально.

Конечно же, игра не была похожа на сегодняшнюю игру в бильярд. Прошло немало времени, прежде чем стол обрел прямоугольную форму (он был шестиугольный, восьмиугольный и даже круглый), количество луз уменьшилось до шести, все шары сравнялись в размерах, появились сетки, молотки превратились в кии, борта отвердели, и шары начали от них отбиваться.

В 30-х годах ХІХ столетия появилась «малая русская пирамида», известная больше как русский бильярд. Игра стала более увлекательной, ведь для того, чтобы забить шар в лузу, требовалась необычайная точность удара.

В конце ХІХ столетия игра превратилась в спорт. Бильярд не утратил свою популярность и в ХХ столетии.

Сегодня бильярд – это не просто игра, это целая культура с огромной историей, которая не теряла своей популярности никогда. Игроки отмечают, что он способствует не только тренировке тела, а и развитии логичности мышления, требует математических способностей.