История создания войны и мира толстого презентация. Презентация на тему: История создания романа Л
Роман-эпопея «Война и мир»
Все страсти, все моменты человеческой жизни… все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине!
Критик Н.Страхов
- История создания романа.
- Историческая основа и проблематика.
- Смысл названия романа, герои и композиция.
- Начало романа. Знакомство с основными героями.
История создания романа
«Война и мир»
1863 - 1869
Годы работы над романом
Встреча с Пущиным и Волконским; повесть «Декабристы»
1857
Восстание на Сенатской площади, «эпоха заблуждений и несчастий… героя»
1825
Отечественная война, «славная для России эпоха»; роман «Три поры»
1812
Война с Наполеоном в союзе с Австрией; первые главы – «1805 год»
1805
Историческая основа романа
Три этапа борьбы России с бонапартистской Францией
1805 г. – война на территории Австрии
I том
1812 – 1813 гг. – Отечественная война
III - IV тома
1806 – 1811 гг. – война в Пруссии II том
1820 г. – время создания тайных обществ
Эпилог
- Причины военных неудач 1805 – 1806 гг.
- Роль отдельных личностей в истории.
- Роль русского народа в войне с Наполеоном.
- Роль дворянства в государстве.
- Личность истинного гражданина России.
- Крестьянский вопрос.
- Женский вопрос.
Смысл названия романа, герои и композиция
- В романе свыше 550 действующих лиц.
Не только кровопролитные битвы, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда, непонимание, эгоистический расчёт.
Не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.
- «Война» и «мир» - , которая определяет группировку образов в романе.
- «Война»
- «Мир»
антитеза
Распределите героев по группам
«Люди мира»
«Люди войны»
Андрей Болконский
Василий Курагин
Пьер Безухов
Старый князь Болконский
Анатоль Курагин
Александр I
Наполеон
Наташа Ростова
Княжна Марья
А.П.Шерер
«Война и мир» - одна из немногих в мировой литературе XIX в. книг, к которой по праву прилагается наименование роман-эпопея . События большого исторического масштаба. Жизнь общая (а не частная) составляет основу её содержания; в ней раскрыт исторический процесс , достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех её слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц , в частности персонажей из народной среды; в ней показан русский народный быт » (Л.Д.Опульская.)
Верно – неверно (т. 1, ч. 1 – 3)
- С Пьером и Андреем мы знакомимся в салоне А.П.Шерер. ДА
- Пьер – незаконнорожденный сын графа. ДА
- Наташа Ростова на своём дне рождения танцевала с князем Андреем. НЕТ
- Пьер сделал предложение Элен выйти за него замуж. НЕТ
- Княжна Марья приняла предложение Анатоля Курагина. НЕТ
- В I томе описаны два больших сражения – Аустерлицкое и Шенграбенское. ДА
- Н.Ростов был ранен в Аустерлицком сражении НЕТ
- Князь Андрей был ранен в Аустерлицком сражении. ДА
Герои романа (т.1, ч. 1., гл. 1 – 5)
- Естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни.
- Глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений.
- Выделение во внешнем виде героя 1 – 2 постоянных примет, которые подчёркивают характер персонажа.
Улыбка – зеркало души
Герои
Метафоры улыбок
Князь Василий
Князь Ипполит
Элен Курагина
Княгиня Лиза
Княгиня Друбецкая
Князь Андрей
Пьер Безухов
маска
оружие кокетки
гримаса
ширма
антиулыбка
белочка с усиками
Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания
Подготовила: преподаватель литературы Хританкова Н.Ю.
ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
История создания
Роман создавался шесть лет (1863 - 1869) и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».
ОСНОВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ - АНТИТЕЗА
АНТИТЕЗА – противопоставление. Этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805-1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые)
«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ»
Тема подвига русского народа в войне 1812 года является главной. В изображении народа воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Писатель говорит о судьбах народных и судьбах конкретных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности. Все любимые герои Толстого – частицы народа, и каждый из них по-своему близок народу. В огне народной войны происходит проверка людей: проявляется истинный и ложный патриотизм.
«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ»
Тема семьи – одна из самых важных в романе. Автор убежден, что только в семье человек получает все то, что определяет его характер, привычки, мировоззрение, и объясняет личные особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье.
Толстой не только писатель, но и великий гуманист. Его гуманизм проявляется в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире, отрицании войны как противного человеческому разуму явления – и даже в его заблуждениях. Писатель глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно некоторых способов, с помощью которых человек должен изменить мир.
НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ОТРАЖАЕТ ГЛУБОКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ; ОНО МНОГОЗНАЧНО.
Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
Весь свет, Вселенная.
Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий.
Ближайшее окружение человека.
Крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.
Мировоззрение, круг идей героев романа.
Это жизнь.
ВОЙНА
Военные действия враждующих армий.
Воинственная враждебность людей в мирной жизни, разделенных социальными и нравственными барьерами.
Зло, насилие, кровопролитие.
Разъединение людей, непонимание, эгоизм.
Конфликт человека с самим собой.
Все, что разрушает гармонию.
Это смерть.
ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Л.Н. Толстой отказался дать жанровое определение своему произведению: «Это не роман, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».
В литературоведении это произведение определено как роман-эпопея .
РОМАН-ЭПОПЕЯ
Отражены крупные исторические события, охватывающие большой отрезок времени (1805-1821).
Введено более 200 действующих лиц. Среди них – реальные исторические личности: Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион.
Показаны все социальные слои русского общества того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, купечество, крестьянство.
Герои испытываются исключительно обстоятельствами. Раскрываются необыкновенные способности человека, его душевных сил. Развиваются одновременно несколько сюжетных линий.
Отсутствуют границы между художественным вымыслом и документальным описанием всемирно-исторических событий.
ПРОБЛЕМАТИКА
Роман-эпопея не является обычным литературным произведением – это художественное изложение определенной философии жизни.
Писатель пытается понять законы, которые управляют миром; он противопоставляет историю и жизнь отдельного человека, считая, что основы бытия (рождение, смерть, любовь, ненависть, стремление к духовному преображению) не зависят от тех ситуаций, в которые ставит человека война или любое другое историческое событие.
Толстой доказывает читателю, что нравственность всегда торжествует над грубой силой. (Поэтому Наполеон и Кутузов изображены субъективно: Наполеон – в комическом образе, а Кутузов – как спаситель России).
Решаются глобальные вопросы. Какая сила движет народами? Может ли человек воздействовать на свою судьбу и судьбу истории? Толстой пришел к выводу, с которым многие не согласны: на ход истории не влияют даже выдающиеся исторические личности – историей управляет «роевое движение масс».
ПЕРСОНАЖИ РОМАНА
В романе более 200 действующих лиц (среди вымышленных много реальных). В изображении главных персонажей используются приемы антитезы (противопоставления) и психологического анализа (Н.Г. Чернышевский назвал этот прием «диалектикой души»).
Героев романа нельзя по традиции условно разделить на «положительных» и «отрицательных». Толстой убежден, что нельзя назвать человека плохим или хорошим, потому что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество».
Он показывает героев неизменяемых, застывших и изменяющихся .
ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ТОЛСТОГО
Эти герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья – меняются, и мы наблюдаем их эволюцию. Они способны к нравственному самоусовершенствованию, к духовным исканиям. Им свойствен самоанализ.
НЕЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ТОЛСТОГО
Эти герои – Анна Павловна Шерер, Анатоль Курагин, Элен, князь Василий, маленькая княгиня – статичны. Они красивы внешне, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Для психологического анализа этих героев писатель использует повторяющиеся детали: много раз перед нами проходят, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен Курагиной.
Использованные источники
Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы[Текст]/В.А.Крутецкая. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. – 288 с.
Слайд 2
- 1863–1869 работа над романом
- 1868–1869 первое издание
- 1886 пятое прижизненное издание (последнее)
Слайд 3
ЗАМЫСЕЛ РОМАНА
- 1856 г.– « … я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию»
- 1825 г. – « Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя»
- 1812 г. – «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года»
- 1805-1807 гг. – «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама»
- «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805, я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1825 и 1856»
Слайд 4
- современность глазами декабриста
- эпоха заблуждений и несчастий героя - декабриста
- эпоха народного торжества
- эпоха неудач и поражений
- от истории героя к судьбе народа
Слайд 5
ВАРИАНТЫ ЗАГЛАВИЯ
- «Три поры»
- «1805 год»
- «Все хорошо, что хорошо кончается»
Слайд 6
- МИР
Слайд 7
МiРЪ - вселенная; одна изъ земель вселенной; наша земля, земной шаръ, светъ; все люди, весь светъ, родъ человеческий; община, общество крестьянъ; сходка.
Слайд 8
- МiРЪ – вселенная, весь свет, все люди; крестьянская община
- МИРЪ – отсутствие войны, согласие, тишина, покой противостояние войны и мира (антитеза) война вторгается в жизнь мира участие в войне крестьянского мира
Слайд 9
Художественные особенности романа
Слайд 10
О ЖАНРЕ
Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн.
Слайд 11
РОМАН - ЭПОПЕЯ
ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации.
Для эпопеи характерны:
- широкий географический охват
- отражение жизни и быта всех слоев общества
- народность содержания
Слайд 12
Картины истории:
- Шенграбенское сражение, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение
Общественная и политическая жизнь:
- Массонство, деятельность Сперанского, первые организации декабристов
Огромные пространства:
- Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино
Слайд 13
« В романе принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические »
С. Бочаров
Изображение жизни всех слоев общества:
- Дворянство, чиновники, армия, крестьяне
Широкая панорама бытовых сцен:
- Балы, приемы, обеды, охота, посещение театра и т.д.
Слайд 14
ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА
- I том 1805 год
- II том 1806-1811гг
- III том 1812 год
- IV том 1812-1813гг
- Эпилог 1820 год
Слайд 15
«Каждый исторический факт надо объяснять человечески» Л. Н. Толстой
Для историка... есть герои; для художника... должны быть люди.
Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Но художник... должен руководствоваться, как и историк, историческими материалами.
«Предмет истории есть жизнь народов и человечества …
Движение народов производят не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех людей, принимающих участие в событии …»
Роман «Война и мир». История создания, проблематика, жанр и композиция.
- Я старался писать историю народа…
- Л. Н. Толстой
- История создания
- работа над романом в течение 6 лет – с 1963 по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля)
- Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист
- Затем - Петр Кириллович Безухов,
- 1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»;
- 1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.
- Количество действующих лиц: более 600
- Время действия в романе «Война и мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год)
- События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии
- «Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой)
- История создания
- Первоначальные заглавия: «Три поры», «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается»
- Первоначальная задумка – повесть «Декабристы» (Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из 30-летней ссылки декабрист)
- Смысл названия
- «Война и мир»
- Смысл названия
- В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ
- Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля:
- МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие
- МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность
- МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др.
- МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина
- ВОЙНА:
- Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства;
- Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо
- В современном русском языке:
- Смысл названия
- Понимание - непонимание
- Любовь - неприязнь
- Доброта - холодность
- Искренность - лживость
- Жизнь - смерть
- Разрушение - созидание
- Гармония - диссонанс
- Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей
- Жизнь народа без войны, общность, единение людей
- Смысл названия
- «Война и мир»
- Проблематика романа
- Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, «мысль народная», «мысль семейная»
- Два основных конфликта:
- борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона);
- борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)
- «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось»
- Л. Н. Толстой
- Жанр и
- композиция романа
- В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары
- Жанр и
- композиция романа
- Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю):
- Древняя эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала»)
- Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния
- («Тихий Дон» М. Шолохова,
- «Живые и мертвые» К. М. Симонова)
- «Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:
- совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей.
- описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.
- имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях.
- в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени.
- совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.
- Жанр и
- композиция романа
- Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов)
- Жанр и
- композиция романа
- Роман построен по принципу «сцеплений»:
- сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению
- Историческая основа романа
- В романе описываются три этапа войны России с Францией.
- В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории.
- Во втором – 1806-1807 гг., российские войска находились в Пруссии;
- Третий и четвертый тома
- посвящены Отечественной
- войне 1812 г. в России.
- В эпилоге действие происходит
- в 1820 г.
- Жанр и
- композиция романа
- Жанр и
- композиция романа
- Система образов в романе: в центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных)
- Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия:
- Отношение к Родине и родному народу.
- Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.
- Жанр и
- композиция романа
- Важнейшие художественные приемы в романе:
- основной прием – антитеза;
- приемы «отстранения», авторской характеристики;
- диалоги, монологи, внутренние монологи;
- художественная деталь, образы-символы
- Принципиально новое решение организации художественного времени и пространства в романе