История создания скульптуры «Рабочий и колхозница. «Рабочий и колхозница»-история создания Рабочий и колхозница год создания

«Рабочий и колхозница» — поистине уникальный монумент советской эпохи. Мало кто знает, что у этого всемирно известного памятника и самого обычного граненого стакана — один и тот же создатель. Рабочий и колхозница, на поднятых руках вздымающие к небу орудия труда как символ союза пролетариата и крестьянства. Как много в этом скульптурном дуэте для сердца советского слилось. HistoryTime постарается постичь эту утраченную ныне значимость вместе со своими уважаемыми читателями.

Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. «Рабочий и колхозница» должны были олицетворять могущество нашей страны в павильоне СССР на Парижской выставке в 1937 году — для этой цели они и создавались. Для воплощения замысла устраивался закрытый конкурс среди самых известных скульпторов тех времен. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше, и выше»).

Это издалека кажется, что мухинские труженики сплелись в едином монолите. Ан нет! Памятник монументального искусства состоит из 5000 (!) деталей. Его собирали пару месяцев, накладывая листы нержавейки на специально созданный каркас и закрепляя с помощью точечной сварки. Это был первый в стране опыт подобного сварочного процесса.

На Парижской выставке советский павильон символично располагался напротив немецкого — а посредине, разумеется, Эйфелева башня. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти. Нацисты намеренно сконструировали свой павильон на несколько метров выше советского, а на верхушке для пущей внушительности установили железного орла. Однако главная имперская птаха выглядела столь миниатюрно по сравнению с парой гигантских советских трудяг, что воспринималась едва ли не комично. Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали.

По окончании выставки скульптуру вернули в Москву, где она простояла недвижимой практически 70 лет. В 1987 году монумент решили перенести от северного входа ВДНХ, но оказалось, что ему требовался капитальный ремонт каркаса, который разъела коррозия. Однако из-за кризиса 90-ых годов о памятнике вспомнили лишь в 2003-м. Его разобрали и отправили в цех Центрального научно-исследовательского института стальных конструкций им. В.А. Кучеренко.

Установление монумента «Рабочий и колхозница»

В течение шести лет монументом пытались заняться основательно, но не хватало финансирования. В итоге право реставрирования получила компания, занимавшаяся проектированием канализационных коллекторов — как оказалось, мастера широкого профиля. Коллектив и руководство ответственно отнеслись к порученному им делу и детально разработали план. Научным руководителем реставраторов стал скульптор Вадим Церковников, шесть лет боровшийся за восстановление шедевра.

Каркас восстанавливался по старому образцу. Каждая из пяти тысяч деталей была сфотографирована и разложена на компьютере по цветовому спектру, чтобы определить, какие части подлежат реставрации, а какие необходимо заменить полностью. В итоге выяснялось, что в негодность пришли только 500 элементов. В ноябре 2009 года реставрация скульптуры «Рабочий и колхозница» успешно завершилась.

28 ноября того же года с помощью специального крана памятник установили на специальный постамент, где позже открылся музейно-выставочный центр.

Изображение советского символа можно было увековечено на заставке киностудии «Мосфильм», почтовых марках, медали «Лауреата ВДНХ СССР».

Фото: Скульптура "Рабочий и колхозница"

Фото и описание

Скульптура «Рабочий и колхозница» - памятник монументального искусства, символ советской эпохи. Замысел принадлежит архитектору Борису Йофану. Скульптурный конкурс выиграла скульптура Веры Мухиной.

Монумент изготовили из нержавеющей хромированной стали. Высота монумента примерно 25 метров, а высота постамента примерно 33 метра. Вес монумента равен 185 тоннам.

В начале Мухина изготовила полутораметровую гипсовую модель. По этой модели на опытном заводе Института металлообработки и машиностроения выполнили огромный монумент. Руководил работами профессор П. Н. Львов. Скульптура украсила советский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Во время перевозки из Парижа монумент был поврежден. В первой половине 1939 года ее реставрировали и установили на постамент у входа на Всесоюзную Сельскохозяйственную Выставку (ныне ВВЦ). В Большой советской энциклопедии скульптуру назвали «эталоном соцреализма».

В 1979 году монумент реставрировали. Но к началу двухтысячных монумент требовал капитальной реконструкции. В 2003 году монумент был разобран. 40 отдельных фрагментов отправили на реставрацию. Предполагалось вернуть его на место к концу 2005 года. Проблемы финансирования привели к задержке реставрационных работ, и они были завершены только к ноябрю 2009 года.

Реставраторы укрепили несущий каркас скульптуры. Все части монумента очистили и провели антикоррозийную обработку. Установили монумент на прежнее место, но на новый постамент. Он в точности повторял оригинальный, построенный в 1937 году, но немного укороченный. Новый постамент выше старого на 10 метров. Устанавливали монумент «Рабочий и колхозница» 28 ноября 2009 года, специальным краном. Торжественно открыли 4 декабря 2009 года.

В постаменте-павильоне находится выставочный зал и музей Веры Мухиной. В сентябре 2010 года в павильоне открыли музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В нем размещена экспозиция, посвященная истории создания памятника в проектах, макетах и фотографиях.

После реконструкции монумент «Рабочий и колхозница» вошел в состав объединения музеев «Столица». Кроме него в «Столицу» входят: МГВЗ «Новый Манеж», ЦВЗ «Манеж», «Домик Чехова», музей Сидура и другие.

В 2014 году исполнилось 125 лет со дня рождения великого советского скульптора Веры Мухиной. Ее имя известно каждому человеку, живущему на постсоветском пространстве, потому что оно неразрывно связано с монументальным творением художника - скульптурной композицией «Рабочий и колхозница».

Биография Веры Мухиной

Вера Игнатьевна родилась в 1889 году в состоятельной купеческой семье. Она очень рано потеряла родителей и воспитывалась опекунами. С детских лет Вера отличалась настойчивостью и упорством. Ее увлечение живописью постепенно переросло в ремесло, которому она обучалась в течение двух лет в Париже в Академии Гранд Шомьер. Учителем девушки был известный скульптор Бурдель. Затем Мухина перебралась в Италию, где изучала живопись и скульптуру мастеров периода Ренессанс.

Во время Первой мировой войны Мухина работала сестрой милосердия в госпитале. Там же произошла ее первая встреча с хирургом Алексеем Андреевичем Замковым, с которым она вскоре была обвенчана. Непролетарское происхождение семьи часто ставило под угрозу жизни ее членов. Активное участие Мухиной в революционных переменах страны отражалось в скульптурных композициях. Герои Мухиной отличались мощью и жизнеутверждающей силой.

Вера Игнатьевна много и упорно трудилась всю свою жизнь. Потеряв в 1942 году мужа, она тяжело переживала эту утрату. Нездоровое сердце позволило Мухиной прожить еще немногим больше десяти лет после ухода супруга. В 1953 году она умерла, будучи совсем не старой женщиной - ей было 64 года.

Как все начиналось

Приемная комиссия, возглавляемая советским вождем, одобрила готовый монумент. На следующем этапе композиция «Рабочий и колхозница» должна была отправиться в Париж. Для удобства транспортировки памятник был разделен на шестьдесят пять частей и погружен в железнодорожный состав. Общий вес сооружения составлял 75 тонн, из которых всего 12 тонн отводилось на стальную обшивку. Для перевозки памятника, инструментов и грузоподъемных механизмов было задействовано три десятка грузовых вагонов.

Восторженные отзывы парижан

При перевозке, к сожалению, не обошлось без повреждений. В процессе монтажных работ спешно устранялись огрехи, но точно к назначенному часу, 25 мая 1937 года, памятник «Рабочий и колхозница» засиял в парижском небе. Восторгу парижан и участников выставки не было предела.

Стальная композиция восхищала красотой и великолепием, переливаясь в солнечных лучах всевозможными оттенками. Эйфелева башня, расположенная в непосредственной близости от советской скульптуры, теряла свое величие и привлекательность.

Советский монумент был награжден золотой медалью - Гран-при. Достигнутым результатом по праву могла гордиться Вера Мухина - скромный и талантливый советский скульптор. «Рабочий и колхозница» сразу приобрели в глазах всего мира статус символа Советской державы.

По окончании выставки советская делегация получила предложение от французской стороны продать скульптурную композицию. Руководство СССР, конечно, ответило отказом.

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» благополучно возвратилась на родину и вскоре была установлена на свое постоянное место жительства - перед одним из входов на Сегодня эта территория принадлежит одному из самых посещаемых многочисленными жителями и гостями столицы мест Москвы.

Автор монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина не одобрила место установки. Да и по высоте скульптура стала ниже из-за того, что постамент был втрое уменьшен в размере. Вере Игнатьевне больше нравился район на стрелке Москвы-реки, там, где ныне стоит Петр Первый работы Церетели. Предлагала она и смотровую площадку на Воробьевых горах. Однако к ее мнению не прислушались

«Рабочий и колхозница» - всемирно известный символ советской эпохи

С момента Парижской выставки скульптурная композиция стала национальным признаком советского государства, растиражированным по всему миру в виде почтовых марок, открыток, памятных монет, альбомов с репродукциями. Изображение известного памятника появилось в виде многочисленных сувениров и по своей популярности могло соперничать только с русской матрешкой. А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны.

Вера Мухина - признанный мастер скульптурного творчества

В благодарность советская власть наградила Веру Мухину Сталинской премией. Кроме этого, было еще множество наград и различных правительственных благ, которые получила известная женщина-скульптор. «Рабочий и колхозница» дали возможность Мухиной пользоваться полной свободой в творческой деятельности. Но, к большому сожалению потомков, легендарный скульптор осталась в памяти только как автор единственного монумента.

В расположенном в основании постамента знаменитой скульптуры, есть множество фотодокументов, кинохроника, свидетельствующие о том, что Вера Игнатьевна много и плодотворно трудилась. Она писала картины, создавала скульптурные проекты и композиции из стекла. В музее представлено множество эскизных макетов памятников, которые так и не смогла воплотить в жизнь известная женщина-скульптор. «Рабочий и колхозница» - это не единственный памятник работы Мухиной в Москве.

Другие творения Веры Мухиной

Руками талантливого творца был сооружен расположенный перед Московской консерваторией, а также Максиму Горькому на Белорусском вокзале. Автору принадлежат скульптурные композиции «Наука», «Хлеб», «Плодородие».

Вера Мухина принимала активное участие в работе над скульптурными группами, расположенными на Москворецком мосту. За свой труд Вера Игнатьевна неоднократно награждалась правительственными орденами, высшими советскими премиями, она была избрана членом президиума Академии художеств Советского Союза.

Наряду с творчеством Вера Мухина занималась преподавательской деятельностью. Позже стала активно трудиться на Ленинградском заводе, создавая композиции из стекла и фарфора как автор. «Рабочий и колхозница» за долгие годы стояния под открытым небом получили значительные повреждения.

Второе рождение монументального памятника

В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. Монумент был демонтирован и для удобства работы разделен на множество фрагментов. Реставрационные действия продолжались около шести лет. Внутренний каркас конструкции был укреплен, а стальное обрамление зачищено от загрязнений и обработано защитными химическими средствами, способными продлить срок службы памятника. Обновленная скульптурная композиция была установлена на новый высокий постамент в декабре 2009 года. Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде.

Сегодня монумент «Рабочий и колхозница» - это не только символ советской эпохи, а монументальное творение талантливого автора Веры Мухиной, признанное во всем мире. Памятник является визитной карточкой Москвы, достопримечательностью, которую ежегодно посещают сотни тысяч туристов из всех уголков земного шара.

Темы материала

Москва богата разнообразными достопримечательностями, памятными местами и монументами, относящиеся к различным эпохам и школам архитектурных стилей. В этом замечательном городе найдется и древняя церковь, и историей в несколько веков, и образцы современного творения художников и скульпторов.

И те, и другие сокровища нации привлекают неустанное внимание всех гостей столицы и ее жителей. Особенно в наши дни интересны памятники, тесно связанные с эпохой Советского периода, неоднозначного, и до сих пор вызывающего ностальгию и ожесточенные споры и дискуссии.

Одним из таких памятников выступает монументальный комплекс автора и архитектора 30-ых годов XX-го века В.И.Мухиной — «Рабочий и Колхозница». Общий вид монументального комплекса символизирует собой единство рабочего класса и крестьянства Советской эпохи, стремящихся к победе пролетариата на всей планете.

Исторические факты возникновения

История нам рассказывает, что для экспозиции в Париже выставочного комплекса «Современное искусство», нужен был монумент, который предполагалось установить в зале экспозиции Советского союза. Сам зал для выставки возводил и создавал советский архитектурный автор Б.М.Иофан, который в процессе строительства уже вынашивал замысел будущего экспоната выставки. Именно рабоче-крестьянским символом он был вдохновлен, и предложил эту идею для воплощения.

Идея эта родилась у скульптора при осмотре греческих изваяний, «Тираноборцы» и «Ника Самофракийская» — как символов победы над господством тиранов и господ. В Советском союзе создали конкурс, в нем участвовали со своими работами видные советские авторы-скульпторы. И проектный эскиз В.И.Мухиной был выбран, как наиболее соответствующий духу тогдашней современности.

Первоначальным этапом к подготовке создания колоссального проекта, стала гипсовая фигура макета, созданная Мухиной при Институте машиностроения и металлообработки, который предоставил экспериментальный цех для работ.

Выставка «современное искусство» состоялась в Париже, в 1937 году, и по завершении ее статую демонтировали. Однако, композиция была значительно повреждена, и при перевозке некоторые детали безвозвратно испорчены. И лишь спустя 2 года, при новом возведении монумента, поврежденные части были заменены на новые, но уже не в первоначальном виде - общий вид скульптуры выглядел иначе, чем оригинал.

1939 года ознаменовался в бурно развивающейся Советской стране завершением строительства и открытием шлюза «Рыбинский». В честь такого глобального события для страны, планировалось установить грандиозную скульптуру «Рабочий и Колхозница» у шлюза. Однако, в связи с еще не завершенными работами над гидростанцией, статую было решено установить на возвышении, возле Северного входа на Выставку достижений Народного хозяйства. А на гидростанции «Рыбинская» была воздвигнута скульптура «Волга».

Установка скульптуры проводилась в спешном порядке - было запланировано приурочить ее к торжественному открытию павильона ВДНХ, что сказалось на высоте возвышения для скульптуры. Он оказался в 3 раза меньше, чем тот, что был установлен под скульптуру в Париже.

Архитектор и автор проекта Мухина яростно боролась против такого решения - по ее словам, весь замысел композиции просто сводился на нет, из-за нарушения пропорций. Но изменений не последовало. Долгие годы великолепная скульптура просуществовала на низком и не соответствующем размерами постаменте.

В 70-ые годы прошлого столетия монумент отреставрировали. И не прошло и 10-ти лет, как было принято решение найти для монумента другое местоположение. Местоположение выбирали на конкурсной основе, в ходе которого можно было бы выбрать будущее расположение монумента в столице. Были варианты установить его на Крымском валу, у Государственной картинной галереи, но идея осталась не исполненной.

Перестройка монумента

2000-ые годы стали для скульптуры «Рабочий и Колхозница» временем перестройки и обновления. Ее разобрали на основные элементы, все поверхности монумента были тщательно вычищены и покрыты специальным антикоррозийным слоем, специально созданным сотрудниками Всероссийского НИИАМ.

Реконструкция также затронула и основание памятника - были сделаны основательные укрепления каркасной платформы.

Монументальный комплекс оснастили абсолютно другим основанием, включающим в себя и помещение под музей, созданный специально по истории комплекса. Музейное помещение состоит из 4-ех отделов, в которых выставлены экспозиции, макетные фигуры и фотографии из истории скульптуры, ее проектные образцы.

Сам постамент был выполнен в пропорциях, близких к тем, которые были у постамента под монумент на выставке в Париже. Единственным отличием было то, что с задней стороны его было значительно меньше места, так как выделенная территория не позволяла выстроить с размахом.

В 2009 году, в ноябре месяце, грандиозный монумент снова был установлен, с помощью подъемного крана, и торжественно открыли его уже в декабре этого же года. Все реставрационные работы, разборка и новое установление оказались достаточно дорогими - на все было истрачено бюджетных средств на сумму 2,9 миллиарда рублей.

Долгое время после реставрации монумент входил в коллекцию комплекса Музеев и Выставок города Москва, а начиная с 2017 года монумент «Рабочий и Колхозница» входят в комплекс Выставки достижений Народного хозяйства.

При этом, музейные экспозиции монумента были временно закрыты, так как планируется объединить их с общими музейными экспозициями ВДНХ. А свободное помещение музея используется руководством Выставки достижений Народного хозяйства как временные выставочные павильоны для работ известных художников и скульпторов.

Использование изображения

Изображение легендарной скульптуры «Рабочий и Колхозница» в Советские годы было знакомо каждому жителю СССР по первым кадрам фильмов, снятых на киностудии Мосфильм. Изображение скульптуры прочно ассоциируется со всеми фильмами этой киностудии. Но интересно то, что эмблема Мосфильмом стала использоваться только с 1946 года.

Обширное воспроизведение монумент получил и на почтовых марках. Наибольшее количество марок имело именно изображение «символа идеологии и духа». Можно с уверенностью сказать, что марки с этим изображением были повсеместно, вплоть до конца 80-ых годов XX века.

Существует исторический факт, что правительство Албанской республики выпустило серию почтовых марок с изображением монумента. И медаль «Лауреат Выставки достижений Народного хозяйства» снабжена изображением этого монументального памятного комплекса.

После того, как скульптуру установили в Москве, после выставки в Париже, автор и архитектор сооружения Мухина, назвала ее «пенек». Все дело в том, что изначально постамент для монумента был очень массивным и высоким, но перевести из Парижа его не удалось. А в Москве, около входа в ВДНХ был установлен очень низкий, маленький постамент, который просто рушил весь композиционный замысел.

Увидев установленную уже скульптуру, Мухина пришла в ужас, и пыталась протестовать, но все ее попытки не привели ни к каким результатам.

В российском городе Бикин существует уменьшенная копия монумента «Рабочий и Колхозница» — она выполнена в гипсе, и намного меньшего размера.

Простояв 60 лет, монумент пришел в ужасное состояние, но никаких решений по реставрации никто не планировал принимать, и тогда была устроена показательная акция, чтобы были приняты меры к спасению скульптуры - на фигуры монумента были надеты одежды, в цветах российского флага, и находились в таком состоянии 3 дня.

На сегодняшний день скульптура приобрела свой первоначальный облик - постамент наконец установлен приемлемого размера, сама скульптура отреставрирована и вычищена. И несмотря на все перипетии судьбы, продолжает восхищать своих посетителей красотой и мощью композиции.

Борис РУДЕНКО. Фото Игоря Константинова и из архива ВИАМа.

По-видимому, до того дня, когда над Москвой вновь вознесётся знаменитое творение скульптора Веры Мухиной, остаётся не так уж долго. Работы по восстановлению монумента перевалили за экватор, для него строится постамент, новое открытие скульптуры запланировано на 5 декабря 2009 года, и есть немалая уверенность, что оно состоится в намеченный срок. Как всякое выдающееся произведение искусства, «Рабочий и колхозница» имеет свою историю. Даже две - старую и новую, которые мы сейчас расскажем.

Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»

2003 год. Финальная стадия разборки монумента.

Каждый из 5000 элементов скульптуры предстояло промаркировать, сфотографировать и оценить степень коррозионного износа.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Один из наиболее крупных фрагментов - рука рабочего с молотом.

После компьютерной обработки на фотографии элемента памятника (справа) «проявляются» участки, поражённые коррозией.

Знаменитый монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» спасён для истории специалистами Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов.

СОЗДАНИЕ

Если кто-то недоумевает, зачем понадобилось восстанавливать явно политизированный символ ушедшей советской эпохи, сразу поясним: «Рабочий и колхозница» - действительно символ и в самом деле остро политизированный. Но в то же время это признанное и известное во всём цивилизованном мире великое произведение монументального искусства, которым мы по праву гордились долгие годы.

Идея скульптуры - фигуры рабочего и колхозницы, объединённые единым поступательным движением, - принадлежала архитектору Б. М. Иофану, автору советских павильонов на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке, знаменитого Дома на набережной, кинотеатра «Ударник» и неосуществлённого проекта Дворца Советов, который намеревались построить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Монумент должен был увенчать павильон СССР на Парижской выставке 1937 года.

Летом 1936 года объявили закрытый конкурс, к участию в котором допустили четырёх наиболее известных в то время скульпторов: В. А. Андреева, И. Д. Шадра, М. Г. Манизера и Веру Игнатьевну Мухину. Удивительна её судьба. Обласканная Сталинскими премиями, правительственными наградами и почётными званиями, Вера Мухина ни разу не имела персональной выставки. За исключением памятников Горькому и Чайковскому (проекты которых ей пришлось радикально переделывать по желанию властей) да двух бюстов дважды Героям Советского Союза, ей не удалось реализовать ни одного творческого замысла…

Через два месяца состоялся показ. Одну и ту же идею каждый из участников конкурса воплотил совершенно по-разному. У одного фигуры застыли в неколебимом монументальном спокойствии (Андреев), у другого, напротив, они рвались вперёд с постамента, словно конькобежцы-спринтеры (Шадр), у третьего - уподобленные совершенными лицами и телами олимпийским богам, с улыбкой взирали на окружающий мир (Манизер). Видимо, каждый из этих проектов был по-своему прекрасен и достоин восхищения. Но только Мухиной удивительным образом удалось запечатлеть момент уверенного, но незаконченного движения. Монумент словно бы утверждал: мы добились многого, мы твёрдо поступательно движемся вперёд, но впереди ещё немало великих дел…

В итоге именно проект Веры Мухиной был утверждён правительственной комиссией во главе с В. М. Молотовым. Н. Воронов - автор книги «Рабочий и колхозница», выпущенной издательством «Московский рабочий» в 1990 году, приводит рассказ одного из создателей экспозиции советского павильона К. И. Рождественского:

«Прибывший на просмотр конкурсных работ Молотов задал Мухиной вопрос:

Зачем этот шарф? Это же не танцовщица, не конькобежец!

Хотя обстановка на просмотре была очень напряжённая, Мухина спокойно ответила:

Это нужно для равновесия.

Она, конечно, имела в виду пластическое, образное равновесие и столь необходимую ей горизонталь. Но председатель, не сильно искушённый в искусстве, понял её «равновесие» в чисто физическом смысле и сказал:

Ну, если это технически нужно, тогда другой вопрос…»

А шарф на самом деле заставил инженеров, воплощавших проект в металл, изрядно поломать головы. Чтобы жёстко и надёжно закрепить пятитонный фрагмент на монументе, пришлось рассчитывать специальную каркасную ферму. Тем не менее и это препятствие было успешно преодолено.

В невероятно короткие сроки, всего за считанные месяцы, пять тысяч деталей, из которых складывался монумент, были «выколочены» из листов нержавеющей хромоникелевой стали на деревянных и гипсовых моделях и собраны на специально сконструированном инженерами каркасе для окончательного утверждения высокой комиссией. Впервые в стране и, пожалуй, в мире, по совету выдающегося советского металловеда профессора
П. Н. Львова, при сборке была применена точечная сварка. Не обошлось без инцидента, каковые стали к 1937 году почти обычными. Директор завода, на котором изготавливались фрагменты статуи, убоявшись, что не справится с заданием вовремя, написал донос на Мухину и её помощников, обвинив их в намеренном затягивании работы, а также в том, что в отдельных местах оболочки просматривается профиль злейшего врага народа Троцкого. И хотя правительственная комиссия, возглавляемая всё тем же Молотовым и К. Е. Ворошиловым, а затем и лично Сталин, который специально приехал ночью поглядеть на монумент, профиля ненавистного Троцкого не обнаружили, несколько инженеров после окончания Парижской выставки были арестованы и репрессированы. Но тогда всё обошлось, монумент благополучно разобрали и доставили в Париж, где за 11 дней снова собрали на крыше павильона СССР.

Интересно, что на этой выставке наш павильон располагался точно напротив германского. Немцы намеренно не спешили с завершением своего строения, наблюдая за тем, как идут дела у нас. Дождавшись, когда «Рабочий и колхозница» были установлены, они надстроили свой павильон так, что он стал на десяток метров выше нашего, а на крыше посадили железного орла. Но в перспективе на фоне монумента Веры Мухиной орёл выглядел маленьким, ну, чуть побольше воробья. Очевидцы тех событий рассказывали, что, глядя на него, посетители выставки улыбались, а «Рабочему и колхознице» нередко аплодировали.

Выставка завершилась, и монумент вновь отправился в Москву, где был собран на том месте, где посетители ВДНХ привыкли его видеть, и простоял почти 70 лет.

Место было выбрано, прямо скажем, неудачное. Размеры пьедестала тоже не соответствовали масштабам скульптуры. Пятьдесят лет Б. М. Иофан, а затем его ученики и последователи добивались переноса великого произведения искусства на более достойную площадку и основание. Такое решение было принято лишь в 1987 году, и даже объявили творческий конкурс, но - поздно. Обследование монумента показало, что стальной каркас разъеден коррозией и практически полностью нуждается в замене. А потом начались «лихие девяностые», не до статуй было, если только вопрос не стоял об их низвержении. В 2003 году скульптуру разделили на 40 фрагментов и отправили на реставрацию (а как оказалось - на длительное хранение) в цех Центрального научно-исследовательского института стальных конструкций им. В. А. Кучеренко.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Долгие шесть лет шла борьба за восстановление великого памятника. Собственно, слово «борьба» тут не вполне подходит. Скорее, рутинное составление писем и хождение по многочисленным инстанциям. Тоскливое ожидание в приёмных высоких кабинетов. Никто и не возражал - все были согласны, только денег не давали. Снова было не до того. Но деньги наконец нашлись. Заслуга в том московских властей и лично мэра Ю. М. Лужкова не подлежит никакому сомнению, хотя по законам российского свободного рынка конкурс-тендер на право реконструкции скульптуры выиграла фирма, до того занимавшаяся лишь проектированием канализационных коллекторов. Да и бог с ней, чем бы она там не занималась. Главное - воссоздание монумента началось. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников, шесть лет боровшийся за возрождение шедевра. Ведущим научным учреждением проекта - Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ). Нимало не желая умалить роль других предприятий - участников восстановления - стройка-то идёт, как прежде, почти всенародная, - констатируем лишь, что без ВИАМа было не обойтись, потому что речь шла о материалах высокой коррозионной стойкости, которые должны продержаться как минимум ближайшие сто лет, и потому что внутренняя конструкция монумента невероятно напоминает строение летательного аппарата. Те же каркасные рёбра, стрингеры, нервюры, призванные обеспечить лёгкость и прочность изделия, как и у самолётных фюзеляжей. Столь же высокая коррозионная устойчивость.

К тому же эта работа для института была не первой. Памятник Ю. А. Гагарину на площади Калужской заставы, обелиск «Покорителям космоса» около станции метро «ВДНХ» - в их создании в своё время тоже принимали участие специалисты ВИАМа.

Генеральный директор ВИАМа академик Е. Н. Каблов считает восстановление монумента своим долгом. Кстати, без малейшей патетики. Просто долгом, который непременно существует у каждого нормального человека и гражданина России. Его сотрудники с ним согласны. Не потому, что Каблов их начальник. Они все - единомышленники. Когда сидели за большим столом и они рассказывали, как работали, что у ветеранов института Веры Яковлевны Белоус и Светланы Алексеевны Каримовой (они занимались разработкой технологии очистки поверхности и удаления продуктов коррозии), что у Дмитрия Сивакова возраста моего сына (придумал, как оценивать степень износа фрагментов) глаза светились совершенно одинаково - светом увлечённых своим делом творцов.

Итак, вот каким станет возрождённый монумент снаружи и изнутри.

Каркас восстанавливается по образу и подобию существовавшего. Однако из-за того, что изменились материалы каркаса, несколько изменилась и его конструкция. Снаружи-то этого не видно. Нижняя часть, доступная для осмотра и профилактики, - из углеродистых сталей. Эти балки металлизируются цинком, а потом покрываются лакокрасочной защитой. А верхняя, куда и ползком не добраться, - руки, пятитонный развевающийся шарф - из нержавеющей стали, которой надлежит стоять сто лет. Каркасные балки квадратного сечения с толщиной стенки от 16 до 30 мм соединяются одна с другой нержавеющими болтами. Рассчитывали каркас заново (поскольку прежняя документация не сохранилась) специалисты ЦНИИ строительных металлоконструкций им. Н. П. Мельникова. А строят его и собирают сейчас на заводе «Энергомаш» в Белгороде, одном из лучших и наиболее современно оснащённых предприятий отрасли, успешно пережившем потрясения экономических реформ и кризисов.

Но вначале нужно было оценить степень износа памятника. Потому что если полностью обновляется более 30% скульптуры, то это уже не реставрация, а реконструкция. Монумент перестаёт быть авторской работой. И тут по каждому элементу требовалась исключительная точность вывода: восстанавливать или заменять. Методы «неразрушающего контроля» - оценки запаса прочности металла без внедрения в его структуру - существуют давно. Например, изделие помещают в специальную камеру и воздействуют на него вихревыми токами, фотографируя процесс. Только камеры, в которую могли бы поместиться огромные части монумента, в мире ещё не построили (может, где-то и построили, но нам не говорят). Нужно было придумать что-то другое. И придумали.

Фотографировали каждую деталь, а потом анализировали снимки, раскладывая цветовой спектр на компьютере. Обнаружив, чем отличаются поражённые коррозией участки от нетронутых, разработали программу анализа. Известно, что восстанавливать, реставрировать намного тяжелей и дольше, чем создавать впервые. И тут так было. Чтобы отснять и проверить каждый из пяти тысяч элементов монумента, понадобилось два полных месяца работы с грубейшими нарушениями трудового законодательства по поводу продолжительности рабочего дня и недели. Всё тот же азарт, трудовой порыв, как и семьдесят лет назад. Аврал - с утра до ночи. Всё как всегда. И ветераны и молодёжь «пахали», как на стройке Днепрогэса. Видимо, в этом отношении мы навсегда останемся неисправимы…

Работали группами. Одна фотографировала и тут же маркировала отснятые элементы. Другая обрабатывала снимки на компьютере.

Когда закончили, облегчённо вздохнули. Удивительное дело: замене подлежало менее 500 элементов - всего около 10%! Остальные вполне поддавались восстановлению. Так что возрождённый «Рабочий и колхозница» под категорию новодела, подобно гостинице «Москва», точно не попадёт.

Одновременно рентгенологи проверяли качество сварных точек. Выборочно, конечно, потому что точек этих там чуть меньше миллиона. И тут тоже обнаружили повод для восхищения профессионализмом отцов и дедов: ни одного отрыва сварки не нашлось. А ведь тогда только-только осваивали точечный метод, да и методов контроля ещё не существовало!

Чтобы очистить элементы статуи от коррозии, использовали созданную в ВИАМе пасту. Этот состав, кстати, получил награду международной Брюссельской выставки. Паста не содержит вредных для человека веществ и соответственно их не выделяет. Позволяет обрабатывать поверхности любого угла наклона. Не стекает, не капает, не расползается. Обеспечивает полное удаление продуктов коррозии, не повреждая саму металлическую основу. То есть ни растрава, ни уноса металла не происходит. Она повышает эффективность работы пассивной плёнки защиты, которой обладает каждая нержавеющая сталь. После обработки этой пастой коррозионная стойкость возрастает в разы. Повышается адгезия к лакокрасочным покрытиям - то есть «сцепляемость» с ними, краска или лак не отшелушится, не отстанет со временем. Наносить её можно губкой, щёткой - как угодно, на конечный результат это не влияет. Специально для «Рабочего и колхозницы» сделали тонну пасты.

Но перед этим статую нужно было как следует помыть. На поверхности за 70 лет скопились не только продукты коррозии. Нагар от выхлопных газов, сухой остаток от атмосферной влаги. Да и голуби над монументом часто летали и даже внутри жили. На нижних поверхностях - шарф, юбка, - там, где активней конденсировалась влага, вообще образовывались словно бы зачатки сталактитов. Специальный препарат отечественного НПО «Технобиор» прекрасно справился с возникшей проблемой. Это нелетучий растворитель, крайне вредный для тех, кто его применяет. Препарат настолько текуч, что проникает в мельчайшие промежутки между металлом и наслоениями, разрыхляет грязь, позволяя её легко отодрать.

Чтобы монумент теперь уж точно простоял сто лет, оболочку и снаружи и изнутри надо дополнительно защитить. Сначала предполагалось, что на неё нанесут титановое покрытие. Титан - замечательный материал, коррозия и титан - понятия несовместные. Только для этого нужна специальная камера, процесс покрытия - высокотемпературный. Строить громадную камеру для громадных фрагментов монумента безумно дорого. К тому же в паре титан - нержавейка возникает при наличии влаги электрохимический процесс. Поэтому специалисты ВИАМа предложили применить тонкоплёночные составы, которые гарантированно обеспечивают защиту от любых внешних воздействий на 10 лет и должны периодически возобновляться.

Вот тут возникла проблема: требовалось точно сохранить все цветовые оттенки скульптуры. Значит, средство должно быть не просто бесцветным, но и не менять оттенки поверхности при взгляде с любого ракурса. К сожалению, отечественные защитные средства при всех их прекрасных рабочих качествах все цветные, дают оттенки. Для летательных аппаратов оттенки никакого значения не имеют, но тут дело другое. Это, пожалуй, единственный случай в работе по реставрации монумента, когда ВИАМ рекомендовал воспользоваться импортным материалом.

На белгородском «Энергомаше» заканчивается изготовление каркаса. Скоро его привезут в столицу, и начнётся завершающая стадия восстановления. Пьедесталом для «Рабочего и колхозницы» теперь станет внешне точная копия павильона СССР на Парижской выставке 1937 года. Внутри - выставочные и лекционные залы, внизу - автомобильные паркинги. Водружать скульптуру на пьедестал будут с помощью громадного 750-тонного крана со стометровой стрелой, купленного за рубежом. Понятно, что он послужит не только для этой цели - на подъёме монумента импортную технику просто впервые опробуют. Скоро мы всё это увидим сами.

Конечно, монумент не завод по производству нанороботов-врачей для лечения язвы желудка или скоростных мотоциклов, которые можно догнать только на фронтовом истребителе. Статуя будет просто тихо стоять, радуя людские взоры своим совершенством. Но такого нигде ещё не делали, она - символ того, что мы можем сделать, когда захотим, разумом своим светлым и золотыми руками. Ну как не повод для осторожного оптимизма?!