История создания образа андрея болконского. Мини-сочинение на тему "Образ Андрея Болконского в романе Л.Н

Князь Андрей Болконский – один из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир». С помощью этого героя автор постарался передать течение жизни, стремления и поиски передового дворянства первой третьи 19 века. Андрей – сложный образ: рядом со множеством положительных качеств в нем находится что-то, что заставляет читателя подумать о том, прав ли князь в сложившейся ситуации и какова будет его судьба в дальнейшем.

Впервые мы знакомимся с князем в первой главе романа: он появляется в салоне Анны Павловны Шерер вместе со своей женой Лизой. Он ярко выделяется из всего бомонда, собравшегося в доме в этот вечер. Во-первых, он военный и вскоре должен был отправиться на войну, но его не интересуют яркие споры о Наполеоне, ведущиеся вокруг. Он строг и прямолинеен и этим буквально отталкивает от себя привыкших «натягивать на себя улыбки» светских дам и кавалеров. Из каждого его жеста, движения, действия становится ясно, что он чувствует себя чужим в салоне, ему здесь некомфортно. Пришел он сюда лишь из-за просьб своей беременной жены, полной его противоположности, которая любила такие вечера. Отказать ей в сопровождении было бы нетактичным поступком, противоречащим нормам морали того времени. Складывается впечатление, что он готов отправиться на войну не потому, что жаждет одержать победу над Наполеоном, а от того, что ему надоела жена, которую он не любит, надоело светское общество, их окружающее. Он ищет новое, хочет нового восприятия себя самого, он грезит славой. Андрей идет воевать не по своим внутренним убеждениям.

Князь Андрей - скрытный человек, его душа закрыта даже для самых близких людей. В имении отца, куда он перед отправлением на войну привез ожидающую родов жену, он ведет себя как лишенный всякого внутреннего тепла, пустой человек. Несмотря на то, что ему тяжело расставаться с родными, он тщательно скрывает это, принимая «спокойное и непроницаемое выражение лица». Наверно, если бы именно в эти минуты он подарил хоть немного нежности супруге, он бы не мучился позже угрызениями совести. А над сестрой он и вовсе подтрунивает при разговоре об отце, хотя знает, какой сложный у того характер и в каких суровых условиях ей приходится жить. Но только княжна Марья может уговорить брата подчиниться ей: князь не верит в Бога, но надевает на шею данный ею образок, который надевали на себе все их предки.

Андрей очень похож на своего отца. Это становится ясным из сцены их прощания: они имеют единое мнение, они оба высоко интеллектуальны. Даже не спрашивая ни слова о семейной жизни сына, он понимает все чувства и мысли Андрея по отношению к жене.

Война приносит князю одни разочарования: ранение, смерть Лизы, а главное осознание войны как бессмысленного кровавого действа, а Наполеона как маленького и ничтожного человека. У героя появляется стремление изменить то, что его окружает.
Он целеустремленный человек и вскоре после возвращения с войны Андрею удается совершить преобразования в семейном имении, например, ввести обучение грамоте для крестьянских и дворовых детей. Эти занятия стали для князя преддверием новой жизни.
Наташа Ростова становится для Андрея спасением, она словно будит его от вечного сна. С одной стороны, она живая, кипучая, всегда неожиданная – противоположность Андрея. Но с другой, она патриотка, она любит русский народ, его песни, традиции, обряды – и этим она близка натуре князя.

Андрей умирает от тяжелого ранения. В минуты предсмертных мучений ему вспоминается детство, семья. Он понимает, что главное в жизни человека – любовь и прощение, то, о чем просила его княжна Марья и то, чего он тогда не осознавал. Андрей по-настоящему оценил жизнь лишь находясь на грани.

В романе одним из важнейших способов для правильного понимания характера героев, их чувств и переживаний является описание снов. Во сне князя, явившемся ему незадолго до смерти, раскрываются все противоречия, которые были для него неразрешимыми.
Андрей уходит из жизни спокойным и одухотворенным, ведь даже Наташа и княжна Марья плачут не из-за понимания потери близкого, так как были к этому готовы. Плачут они из-за понимания торжественности этой смерти.

Имя Андрея Болконского известно даже тем, кто никогда не читал романа. Его всегда ассоциируют с чем-то гордым, но правдивым, живым и достойным. Такую славу герою дало достоверное и психологически четкое описание князя. Толстой не побоялся показать одного из своих любимых героев и в минуты радости, и в минуты горя, и в моменты триумфа, и в моменты поражения – и тем выиграл.

Одной из самых незаурядных и многогранных личностей в романе Толстого «Война и мир» является образ блестящего русского князя и офицера Андрея Болконского.

На протяжении романа он оказывается в различных жизненных ситуациях: теряет молодую жену, участвует на войне с французами, переживает тяжелый разрыв с молоденькой невестой и несбывшейся женой Ростовой, в самом конце умирает от смертельной раны, полученной на поле боя.

Характеристика героя

("Князь Андрей Болконский", эскизный портрет. Николаев А. В., иллюстрация к роману Л.Н. Толстого "Война и мир", 1956 )

Князь Андрей — молодой русский дворянин и офицер, отличается красивой внешностью и статной фигурой. Его первая встреча с читателями происходит в салоне Анны Шерер, куда он приходит с женой, племянницей Кутузова. Он имеет скучающий и отстраненный вид, оживляющийся только после встречи со старым знакомым Пьером Безуховым, дружбой с которым он очень дорожил. Его взаимоотношения с женой весьма натянуты и прохладны, они живут словно чужие друг другу люди. Он устал от пустой светской жизни, которая так близка его молодой и неискушенной жене, и не видит в ней никакого смысла.

Тщеславный и амбициозный князь, желая почестей и славы, отправляется на войну. Там он ведет себя совсем по-другому, здесь раскрываются такие качества как смелость, благородство, выдержка, ум и великое мужество. Получив тяжелейшее ранение в битве под Аустерлицем и осознав всю быстротечность жизни и свое бессилие и ничтожество перед вечностью, он полностью меняет свои жизненные позиции.

Разочаровавшись в ратном деле, как и в своем бывшем кумире Наполеоне, князь решает посвятить всего себя семье. Однако этому не суждено сбыться, приехав в имение он застает жену на смертном ложе в результате тяжелейших родов. Андрей Волконский, которого семья уже не чаяла увидеть в живых, остается с новорожденным сыном Николенькой на руках, разбитыми мечтами о счастливой семейной жизни и опустошенным от горя и печали сердцем. Он ощущает свою вину перед умершей женой и жалеет, что не был ей хорошим мужем при жизни.

Встретив и полюбив чистую и открытою душой и сердцем молоденькую Наташу Ростову, Болконский оттаивает и понемногу начинает проявлять интерес к жизни. Обычно он холоден и сдержан в эмоциях, по натуре он закрытый человек, держащий свои эмоции в узде, и только с Наташей раскрывается по-настоящему и показывает свои истинные чувства. Графиня Ростова отвечает ему взаимностью, происходит обручение и не за горами свадьба. Однако, будучи примерным сыном, уважающим мнение старших, он по настоянию отца, который был против его брака, уезжает на некоторое время за границу. Легко увлекающаяся натура и еще совсем молоденькая невеста влюбляется в молодого повесу Курагина, и князь, не сумевший простить измену, порывает с ней.

Опустошенный и раздавленный её предательством Волконский,желая загасить душевные раны уезжает обратно на войну. Там он уже не ищет славы и признания, движимый душевным порывом он просто защищает свою Отчизну и как может облегчает нелегкую солдатскую жизнь.

Получив смертельное ранение в Бородинском сражении, он попадет в госпиталь, и там встречает любовь всей своей жизни Наташу Ростову. Перед смертью он успевает признаться ей в своих чувствах и великодушно прощает и обидчика Курагина, и ветреный и бездумной поступок девушки, который разрушил жизнь их обоих. Наконец он понимает истинный смысл любви, их соединяющей, но уже слишком поздно...

Образ главного героя

(Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Возможно если бы в момент второй встречи Ростовой и Болконского на тот момент не было бы войны между Россией и Францией. Все кончилось бы счастливым финалом и их свадьбой. И может быть брак так горячо влюбленных сердец был бы идеальным символом семейных отношений. Но человеку издавна присуще истреблять себе подобных и всегда на войне гибнут самые благородные и яркие представители своего Отечества, которые могли бы в дальнейшем принести немалую пользу своей стране, но этого не суждено им сделать.

Лев Толстой не зря проводит своего героя Андрея Волконского через тяжелые испытания и мучения, ведь они подняли его на вершину духа, показали ему путь достижения гармонии с другими людьми и мира с самим собой. Очистившись от все пустого и неискреннего: гордыни, ненависти, эгоизма и тщеславия, он открыл для себя новый духовный мир, полный чистых помыслов, добра и света. Он умирает счастливым человеком на руках своей возлюбленной полностью приняв мир каким он есть и в полной гармонии с ним.

Прочитав роман Л.Н.Толстого «Война и мир», читатели встречаются с некоторыми образами героев, нравственно сильных и подающих нам жизненный пример. Мы видим героев, которые проходят трудный путь, чтобы найти свою истину в жизни. Таковым представлен в романе «Война и мир» образ Андрея Болконского. Образ многогранный, неоднозначный, сложный, но понятный читателю.

Портрет Андрея Болконского

Мы встречаемся с Болконским на вечере Анны Павловны Шерер. Л.Н.Толстой дает ему такое описание: «…небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами». Мы видим, что присутствие князя на вечере весьма пассивно. Он пришел туда, потому что так положено: на вечере была его жена Лиза, и он должен был находиться рядом с ней. Но Болконскому явно скучно, автор показывает это во всем «…от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага».

В образе Болконского в романе «Война и мир» Толстой показывает образованного, умного, благородного светского человека, умеющего разумно мыслить и быть достойным своего звания. Андрей очень любил свою семью, уважал отца – старого князя Болконского, называл его «Вы, батюшка…» Как пишет Толстой «…весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимой радостью вызывал отца на разговор и слушал его».

Он был добр и заботлив, хотя может и не кажется нам таким.

Герои романа об Андрее Болконском

Лиза, жена князя Андрея, несколько побаивалась своего строгого супруга. Перед отъездом на войну она ему сказала: «…Андрей, ты так переменился, так переменился…»

Пьер Безухов «…считал князя Андрея образцом всех совершенств…» Его отношение к Болконскому было искренне добрым и нежным. Их дружба сохранила свою преданность до конца.

Марья Болконская, сестра Андрея, говорила: «Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли». Этим она подчеркивала особое достоинство брата, его благородство, ум, высокие идеалы.

Старый князь Болконский возлагал на сына большие надежды, но по-отечески любил его. «Помни одно, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» – сказал на прощанье отец.

Кутузов, главнокомандующий русской армии, относился к Болконскому по-отечески. Он принял его радушно и сделал своим адъютантом. «Мне хорошие офицеры самому нужны…», – говорил Кутузов, когда Андрей просился отпустить его в отряд Багратиона.

Князь Болконский и война

В разговоре с Пьером Безуховым Болконский высказал мысль: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь».

Но сильна была тяга Андрея к славе, к величайшему предназначению, он шел к «своему Тулону» – вот он, герой романа Толстого. «…мы офицеры, которые служим своему царю и отечеству…», – с истинным патриотизмом говорил Болконский.

По просьбе своего отца, Андрей попал в штаб Кутузова. В армии Андрей имел две репутации, очень не схожие между собой. Одни «слушали его, восхищались им и подражали ему», другие «считали его надутым, холодным и неприятным человеком». Но он заставил их любить и уважать себя, некоторые его даже боялись.

Болконский считал Наполеона Бонапарта «великим полководцем». Он признавал его гениальность и восхищался его талантом вести военные действия. Когда Болконскому поручили миссию доложить австрийскому императору Францу об удачном сражении под Кремсом, Болконский был горд и рад, что едет именно он. Он чувствовал себя героем. Но приехав в Брюнне, он узнал, что Вена занята французами, что есть «Прусский союз, измена Австрии, новое торжество Бонапарта…» и о своей славе уже не думал. Он думал о том, как спасти русскую армию.

В Аустерлицком сражении князь Андрей Болконский в романе «Война и мир» находится на пике своей славы. Сам того не ожидая, он схватил брошенное знамя и с криком «Ребята, вперед!» побежал на врага, за ним побежал весь батальон. Андрей был ранен и упал на поле, над ним было только небо: «…ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» Судьба Андрея после Аустрелицкой битвы была неизвестна. Кутузов писал отцу Болконского: «Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего отца и своего отечества…до сих пор неизвестно, – жив ли он или нет». Но вскоре Андрей вернулся домой и решил более не участвовать в каких-нибудь военных действиях. Жизнь его приобрела видимое спокойствие и равнодушие. Встреча с Наташей Ростовой перевернула его жизнь: «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…»

Болконский и любовь

В самом начале романа в разговоре с Пьером Безуховым Болконский сказал фразу: «Никогда, никогда не женись, мой друг!» Андрей, казалось, любил свою жену Лизу, но его суждения о женщинах говорят о его высокомерии: «Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего!» Когда он первый раз увидел Ростову, она показалась ему радостной, взбалмошной девчонкой, которая только и умеет, что бегать, петь, танцевать и веселиться. Но постепенно к нему пришло чувство любви. Наташа дарила ему легкость, радость, ощущение жизни, то, Болконским было давно забыто. Нет больше тоски, презрения к жизни, разочарования, он чувствовал совсем другую, новую жизнь. Андрей рассказал о своей любви Пьеру и утвердился в мысли жениться на Ростовой.

Князь Болконский и Наташа Ростова были посватаны. Расстаться на целый год для Наташи было мучением, а для Андрея проверкой чувств. Увлекшись Анатолем Курагиным, Ростова не сдержала слова, данного Болконскому. Но волею судьбы Анатоль и Андрей оказались вместе на одре смерти. Болконский простил его и Наташу. После ранения на Бородинском поле Андрей умирает. Его последние дни жизни проводит с ним Наташа. Она ухаживает за ним очень заботливо, глазами понимая и угадывая, что именно хочет Болконский.

Андрей Болконский и смерть

Болконский не боялся умереть. Это чувство он испытывал уже дважды. Лежа под Аустерлицким небом он думал, что смерть пришла к нему. И теперь рядом с Наташей он был совершенно уверен в том, что прожил эту жизнь не зря. Последние мысли князя Андрея были о любви, о жизни. Он умер в полном спокойствии, потому что знал и понимал, что есть любовь, и что он любит: «Любовь? Что такое любовь?… Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь…»

Но все же в романе «Война и мир» Андрей Болконский заслуживает особого внимания. Именно поэтому, прочитав роман Толстого, я решил написать сочинение на тему «Андрей Болконский – герой романа «Война и мир». Хотя достойных героев в этом произведении достаточно, и Пьер, и Наташа, и Марья.

Тест по произведению

На страницах романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» можно встретить множество разнообразнейших и любопытнейших персонажей с литературной точки зрения. Положительных и отрицательных, обладающих своими сильными и слабыми сторонами, одним словом – самых обыкновенных людей, которых множество в любом городе и в любой стране мира. Однако одного героя романа мне хотелось бы выделить отдельно – безусловно, Андрея Болконского.

Болконский – человек глубокий, чрезвычайно умный, гордый и целеустремлённый. Он не боится открыто высказывать своё мнение и способен отстаивать его, а решив что-либо сделать, всегда идёт до конца, не откладывая дело на половине пути. Болконский рассудителен и рационален, он не склонен к опрометчивым поступкам или нецелесообразным действиям, и эта цельность его образа, безусловно, притягивает и восхищает и читателей, и многих других героев произведения.

Во время военных действий Андрей Болконский раскрывает себя не только в качестве образованного и умного человека, обладающего трезвым рассудком, но ещё и как мудрого бойца, способного проявить и хладнокровие, и пойти на верную смерть, не опасаясь за сохранность собственной жизни. С поля боя Болконский возвращается изменившимся – разочарованном в своём кумире, Наполеоне, осознающим потребность не только в постоянном саморазвитии, но и в желании помочь своей родине выиграть войну – пусть даже ценой собственной гибели. В герое просыпается истинный патриотизм, который заключается именно в любви к своей родине и безудержном стремлении помогать ей, не создавая себе ни кумиров, ни человеческих идеалов.

На мой взгляд, Андрей Болконский объединяет в себе все самые лучшие качества, которые можно представить и в мудром мужчине, и в отважном бойце, и в любящем человеке. Он готов пожертвовать собой ради великой цели, философски относится к жизни, а в то же время способен и глубоко любить, и искренне дружить, и признавать свои ошибки, и прощать других людей, что раскрывает его как человека необычайного великодушия и доброты.

Я полагаю, что в своём романе Лев Николаевич Толстой стремился показать читателям, каким должен быть настоящий герой. Безусловно, образ Андрея Болконского нельзя назвать идеализированным – он такой же человек, как и каждый из нас, склонный и к самоанализу, и к некой неуверенности, и к душевным терзаниям, однако в нём есть внутренний стержень, который можно назвать и силой воли, и твёрдым характером, и железной волей. Именно это позволяет Болконскому идти своим путём, восхищая и вдохновляя других людей, показывая, как важно и как правильно быть хорошим человеком, живущим в гармонии со своей совестью и со своим сердцем.

Вариант 2

Болконский является одним из основных персонажей произведения, на примере которого писатель знакомит читателей с судьбами русских людей во время русско-французской войны.

Отправляясь на военное сражение, Болконский мечтает обрести воинскую славу и людскую любовь, поскольку светская жизнь ему кажется пустой и никчемной, а офицерская служба открывает перед ним радужные перспективы и возможность реализовать свои амбиции.

Служа у Кутузова адъютантом и получив ранение, Андрей переосмысливает собственную жизнь и приоритеты в ней, он жестоко разочарован в Наполеоне, которого ранее считал великим полководцем и преклонялся перед его воинскими подвигами, а сейчас видит мелким, ничтожным, никчемным человеком. Оправившись от ранения, Болконский принимает решение оставить службу и посвятить жизнь семье, но его ждет нерадостная весть о том, что жена умерла при родах.

С помощью поддержки друга, Пьера Безухова, который убеждает Андрея продолжать жить дальше и бороться с мучительными страданиями, Болконский восстанавливается после жизненного удара и встречает свою истинную любовь в лице чистой, юной и целеустремленной Наташи Ростовой. Влюбленные обручаются, но случайный флирт Наташи, который Болконский не может понять и простить, приводит к их расставанию и расторжению помолвки.

Андрей снова возвращается на место боевых действий, уже не имея честолюбивых планов в отношении своих воинских почестей, его основное желание – защита родной земли и русских людей от французских захватчиков. На фронте Болконский не чурается простых людей, заботится о сослуживцах, люди гордятся своим офицером, восторгаются и любят его.

Во время Бородинского сражения князь Андрей Болконский получает тяжелое ранение, которое становится для него смертельным. Смерть Андрей принимает спокойно, она его не пугала. Князь умирает с сознанием выполненного долга перед родиной, мыслями о прожитой не зря жизни и пережитой настоящей искренней любви. Видя перед кончиной снова свою возлюбленную и прощая ее за измену, Болконский ощущает вновь, то восторженное чувство возрожденной любви, у которой уже нет будущего, но Андрей все равно счастлив, ведь впереди у него дорога в вечность.

Сочинение Образ Андрея Болконского

Творчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать развитие внутреннего мира каждого своего героя. Читая Толстого, начинаешь лучше понимать двойственную природу человеческой души и учишься осознавать последствия своих поступков заранее. Одно неосторожное слово может разрушить чью-то жизнь, а за минутную слабость придется расплачиваться долгие годы.

Моим самый ценным литературным образом является благородный князь Андрей Болконский. Он человек слова, человек чести и человек действия. Толстой удостоил его недолгой, но яркой жизнью. По праву рождения князь Андрей принадлежал к элите общества. Он был хорош собой, умен, образован, имел красавицу жену и все сопутствующие блага высшего света. Но это не радовало молодого Болконского, он считал такую жизнь скучной, лишенной смысла. Он грезил великими делами, способными принести пользу всей стране, поэтому при первой же возможности отправился на войну.

Военная обыденность, лишенная светского лицемерия и праздной мишуры, позволяет рассмотреть князя Андрея, как настоящего человека, имеющего твердый характер и цельную натуру. Он герой, он патриот. Но предельно-цельное мировоззрение князя, выстроенное долгими годами, рушится в одно мгновение. Его разрушает небо. Вечное небо над полем боя, безмятежное небо над раненным героем. И все логические конструкции ломаются, заставляя Андрея Болконского строить новую теорию своего бытия. Это так по-толстовски, взять и одним кадром разрушить все прежние жизненные ориентиры героя. А дальше, после войны, будет мир.

Прекрасный мир, в котором есть надежды, любовь и юная Наташа. Она молода настолько, что еще не видела ни войны, ни бала. Она является логичным продолжением синего неба, которое рассказало князю о новой жизни, о новом мире, где есть другие простые человеческие смыслы. Не только аристократичная публика, но и обычные люди. Болконский увлекается реформаторской деятельностью, но бюрократическая машина быстро разочаровывает масштабно-мыслящего князя. К тому же мирная утопия Андрея Болконского разрушается невинной Наташей Ростовой.

Это предательство больно ранило благородного князя. Последние душевное равновесие далось князю Андрею самой высокой ценой. На смертном ложе он приходит к целой охапке новых чувств, которые позволяют ему научиться прощать. Ухаживает за смертельно больным Андреем повзрослевшая, познакомившаяся с предательством и войной, Наташа.

Почему Толстой решил убить моего любимого героя для меня осталось загадкой. Видимо, чтобы подчеркнуть, что человек не может жить в слишком контрастном мире черно-белого мышления. Потомучто жизнь находится именно в отрезках между войной и миром, где нужно уметь прощать, находить компромиссы или отвечать за свои мысли по всей строгости.