История. МГУ, зоологический музей: символ, экспозиция, экскурсия, отзывы В каком году был построен зоологический музей

Зоологический музей МГУ - один из самых старых музеев столицы. Он был основан в 1791 году как университетское собрание пособий по естественным наукам. К началу ХХ века коллекция экспонатов настолько увеличилась, что для её размещения было выстроено отдельное здание на Большой Никитской улице. В настоящее время музей является одним из самых крупных и представительных учреждений подобного профиля в мире и вторым по размеру в России (после Санкт-Петербургского).

В просторных залах музея посетители могут увидеть более 10 тысяч экспонатов, которые иллюстрируют многообразие живого мира планеты. Экспозиции построены в соответствии с эволюционными критериями и международной зоологической классификацией, это дает возможность легко ориентироваться в любом разделе коллекции. Миниатюрные формы жизни - например, одноклеточные организмы, представлены в виде муляжей.

В зале первого этажа находится большая часть музейных экспонатов - от раковин и насекомых до высших форм жизни. Оригинальные диорамы дают возможность увидеть земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих в естественной среде обитания. В одном из помещений размещается необычная экспозиция, которая представляет глубоководные формы жизни и экологические системы океанского дна.

На втором этаже располагается «Костный зал», где собраны скелеты животных различных зоологических отрядов. «Верхний зал» полностью отведен под экспозицию, рассказывающую о разнообразии птиц и млекопитающих. Объекты этой коллекции - чучела, выполненные лучшими отечественными таксидермистами в конце XIX и на протяжении XX века. Большинство экспонатов размещаются в соответствии с биологической систематикой. Некоторое количество чучел смонтировано в составе биогрупп, которые располагаются вдоль центральной линии зала. Часть экспозиции, посвященная птицам, включает несколько тематических витрин - «Птичий базар», «Охота с ловчими птицами», «Птицы Подмосковья». Разделы о птицах и млекопитающих иллюстрируются информационными витринами.

Два самых крупных и интересных экспоната музея, в силу своих солидных размеров, поселились в вестибюле. Один из них - чучело индийской слонихи Молли, которая жила в Московском зоопарке в послевоенные годы. Это первая в мире слониха, от которой были получены детеныши, рожденные в неволе. Второй экспонат - скелет самца редкого шерстистого мамонта - последнего вида мамонтов, живших на планете. Он имеет интересную особенность - следы серьёзного перелома костей лицевой части черепа. Заметно, что травма привела к нарушению нормального роста одного из бивней. Вероятно, животное получило ранение в драке, но позже кости срослись, и мамонт благополучно дожил до преклонного возраста.

Кроме биологических экспонатов, в музее представлено большое собрание картин известных художников-анималистов.

Зоологический музей знаменит своей библиотекой, в которой хранятся более 200 тысяч томов научной литературы и исследований по биологической тематике. В учреждении ведётся научная работа, с ним сотрудничают известные отечественные и зарубежные ученые.

В музее проходят экскурсии, рассчитанные на посетителей разного возраста, и интерактивные занятия для детей от 4 до 15 лет. Уроки проходят в форме активного общения - ребята самостоятельно выполняют задания и обсуждают проблемные вопросы. Семинары сопровождаются компьютерными презентациями и работой с натуральными объектами. Для лучшего восприятия информации используется постоянная экспозиция и учебная коллекция музея. При музее работает кружок юных натуралистов, в котором ребята не только получают теоретические знания по зоологии, но и регулярно выезжают на полевые практики. Лекторий музея проводит факультативные занятия для школьников, в нем читают уникальные научно-популярные лекции, рассчитанные на широкую аудиторию.

По выходным дням работает научный террариум - в стенах музея собрана большая коллекция живых рептилий. Посетители могут подержать в руках живую агаму или покормить хамелеона. Сотрудники террариума расскажут о жизни и привычках его обитателей.

Стоимость визита в музей: для взрослых - 300 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров - 150 рублей, посещение биологического лектория -100 рублей. Для детей до 7 лет, сотрудников и студентов МГУ вход бесплатный.

Зоологический музей - подразделение университета, и с первых дней своего существования он был в некоторой степени учебным пособием. К тому же Биологический факультет (до 1955 г.) и различные лаборатории и кафедры, предшествовавшие ему, размещались в одном здании с коллекциями, и студенты действительно могли знакомиться с животными одновременно с учебными занятиями. Отсюда, между прочим, берут свое начало практикумы, и поныне составляющие основу специальных курсов на кафедрах Биологического факультета.

Но музей «работал» не только на студентов и сотрудников университета. Уже с первых лет своей истории, пусть с перерывами, музей был открыт для публики. Не вдаваясь в статистические выкладки, скажем только, что число посетителей в целом постоянно росло, и сегодня посещают примерно 100 000 человек в год. Приятно отметить, что большинство из них - дети.

Что же можно увидеть в нашем музее?
Только современных животных, если не считать полного скелета мамонта, «встречающего» посетителей у лестницы на второй этаж. Ранее музей располагал некоторым числом ископаемых остатков животных, теперь они находятся в Палеонтологическом музее.
Представителей всех групп животных, от одноклеточных (в основном, конечно, это муляжи) до птиц и млекопитающих.
Наша экспозиция - систематическая. Сохранен традиционный порядок расстановки экспонатов, берущий начало с учебной коллекции. Животные расставлены в систематическом порядке, тип за типом, отряд за отрядом, в соответствии с представлениями о степени их родства и о ходе эволюции животных.

Основное разнообразие животных, от одноклеточных до рептилий, сосредоточено в , на первом этаже музея. Над ним находится , целиком занятый птицами и млекопитающими . И тоже на втором этаже помещается , так называемый костный зал, экспозиция которого посвящена показу внутреннего строения позвоночных животных, на примере которых иллюстрируются различные аспекты эволюции строения в этой, столь важной для человека, группе.

В коридоре второго этажа расположена экспозиция "Зоологический музей в истории Московского университета: коллекции и люди" , посвящённая истории музея от момента его основания в 1791 г. в стенах Московского университета до наших дней. Здесь можно посмотреть на те экспонаты, которые появились в музее при его первом директоре, Фишере фон Вальдгейме; познакомиться с музеем в период его расцвета при директорстве А.П. Богданова во второй половине XIX века; проследить за непростой историей музея в XX веке. Приятно отметить, что экспозиция составлена из натуральных экспонатов - свидетелей своего времени. Историческая экспозиция будет интересна как специалистам - биологам и музейным работникам, так и всем, интересующимся историей отечественной науки.

Зоологический музей МГУ им. М. В. Ломоносова - старейший и самый крупный университетский музей в России. Основан в 1791 году, как Кабинет натуральной истории при Московском Императорском Университете. К концу 19 века число экспонатов в его коллекциях было столь велико, что для их размещения по проекту академика архитектуры К.М. Быковского было построено специальное здание на Большой Никитской улице, поражающее своей красотой даже самого искушённого зрителя.


Посетителей музея ожидает обширная экспозиция из примерно 10 000 экспонатов, иллюстрирующая всё многообразие живого мира планеты: это представители всех групп животных, от одноклеточных организмов до птиц и млекопитающих. Животные расставлены в систематическом порядке, тип за типом, отряд за отрядом, в соответствие с представлениями о степени их родства и о ходе эволюции. Сохранён традиционный порядок расстановки экспонатов в соответствие с естественной системой, что даёт возможность легко ориентироваться в любом разделе коллекции.

Встречают гостей два наиболее крупных экспоната, располагающиеся в холле музея. Возле лестницы, ведущей к залам второго этажа, смонтирован скелет шерстистого мамонта, один из немногих экспонатов Зоологического музея, который формально нельзя отнести к современной фауне. Скелет этот подлинный, один из наиболее полных скелетов мамонта, хранящихся в естественнонаучных музеях России. Справа от вестибюля по пути к Нижнему залу музея располагается чучело индийской слонихи Молли, любимицы посетителей Московского зоопарка в прошлом столетии.

Основное разнообразие животных, от одноклеточных до рептилий, сосредоточено в Нижнем зале, на первом этаже музея. Здесь расположены экспозиции насекомых, низших хордовых животных, рыб, земноводных и пресмыкающихся, беспозвоночных животных, а также витрины с самой новой частью постоянной музейной выставки - экспозицией «Сообщества гидротермальных источников».

Над ним находится Верхний зал, он целиком отведён под экспозицию, рассказывающую о разнообразии птиц и млекопитающих. Большинство экспонатов расположено в соответствии с систематическим положением, но есть и отдельные биогруппы, где животные и птицы представлены в естественной для них среде обитания.

Также на втором этаже помещается Зал сравнительной анатомии (так называемый Костный зал), экспозиция которого посвящена вопросам эволюционной морфологии позвоночных животных, т.е. изменениям в их строении в ходе исторического развития.

В коридоре второго этажа расположена экспозиция «Зоологический музей в истории Московского университета: коллекции и люди», посвящённая истории музея от момента его основания в 1791 г. до наших дней.

Фойе и залы музея украшают более сотни картин и панно известных художников-анималистов, художественные произведения которых дополняют и иллюстрируют группы натурных объектов в естественной среде обитания.

Зоологический музей Московского университета имеет статус научного и учебного учреждения. В нём проводится интенсивная научная работа, ведущие специалисты изучают различные аспекты разнообразие современных животных. Опытные экскурсоводы проводят экскурсии и интерактивные занятия, рассчитанные на посетителей разного возраста. В музее работает лекторий, где для наших юных гостей и их родителей приготовлена и подана в популярной форме важная биологическая информация, а также проходят уникальные научно-популярные лекции, рассчитанные на самую широкую аудиторию. При музее работает кружок юных натуралистов в котором ребята получают не только теоретические знания по зоологии, но и регулярно выезжают на полевые практики. Еще по выходным дням работает Научный террариум с обширной коллекцией живых рептилий, где можно подержать в руках живую агаму или покормить хамелеона, а лекторы террариума подробно рассказывают о представленных животных.

Адрес : ул. Большая Никитская, д. 6

Режим работы:

Музей открыт для посещения с 10.00 до 18.00 (касса работает до 17:00)

Выходной день - понедельник

Санитарный день - последний вторник каждого месяца

Стоимость билетов:

для школьников, студентов и пенсионеров - 50 руб.

для взрослых - 200 руб.











В Зоологическом музее МГУ открылась выставка анималиста Василия Алексеевича Ватагина, штатного художника музея с 1931 года. Он внес немалый вклад в развитие российской зоологии и зоогеографии, его иллюстрации до сих пор имеют научную ценность. Отдельно можно упомянуть т.н. «этограммы», — где животное изображено на одном листе в разные моменты времени, в разных позах, — т.е. зарисовки для исследования поведения. Почти вся его жизнь связана с нынешним зданием Зоомузея, сначала как студента, потом как профессионала.

Посетителя Зоологического музея МГУ, что называется с самого порога, уже в фойе — таинственном, высоком, чуть темноватом — встречают огромные живописные панно, изображающие жизнь живой природы. Это тоже работы Василия Ватагина. Его называют основоположником российской анималистики, его труд отмечен многими титулами и наградами. Зоологическому музею МГУ Ватагин отдал три десятка лет своей работы. Сейчас в музее открыта уникальная выставка его работ «Связь длиною в жизнь».

Удивительная связь научных знаний о природе и их художественного переосмысления — это творчество Ватагина. Звери в его рисунках, живописных полотнах, скульптуре — абсолютные личности, не менее, а даже более яркие и осмысленные, чем люди. Если в сюжете Ватагинской картины мы видим человека — то это фон, а главными героями остаются животные и мир природы. И в то же время, ни один зоолог, ученый не найдет здесь недостоверности. Даже в самых сложных по художественному звучанию работах, которые знатоки искусства относят к символизму, к стилю модерн, к ориенталистике и увлечению древними культурами — Ватагин безупречно точен как ученый, знающий устройство живого существа.

Василий Алексеевич родился в 1884 году в большой семье, в которой кроме него было еще четверо братьев. Все братья Ватагины учились в Московском университете на разных факультетах. Василий выбрал физико-математический факультет — именно на нем преподавали тогда биологию. С 1902 г. этот факультет располагался в нынешнем здании Зоомузея, и для Ватагина эти стены были той самой Alma mater, связи с которой он не потерял до конца жизни.

В 1904 году, уже будучи студентом университета, он начал посещать классы рисования, организованные известным русским живописцем К.Ф. Юоном. А в Университете его, как сказали бы сейчас, «научным руководителем» стал знаменитый профессор Михаил Александрович Мензбир — зоолог, зоогеограф, основатель российской орнитологии. Рисовальные таланты студента Ватагина не укрылись от его внимательного глаза, и профессор поручил ему иллюстрирование своих научных трудов.

В 1908 году Василия Ватагина отправили в командировку за границу, для создания серии иллюстраций для Зоогеографического атласа. Ватагин рисовал животных с натуры в зоопарках и музеях Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Англии. По воспоминаниям самого Ватагина, Мензбир пресекал любые попытки своего ученика к уклонению от науки в искусство: «Что вы мне тут Художественный театр намазали!» Другой профессор — Константин Юон спрашивал молодого живописца: «А где же искусство?» Эти вопросы стали для Василия Ватагина главным творческим противоречием в жизни.

Василий Ватагин всегда говорил, что ему не хватало специального художественного образования. Жизнь все время возвращала его с горних высот чистого искусства, вновь и вновь — к работе в экспедициях, зоопарках, музеях. Но так или иначе — для каждого, кто видит сейчас эти работы очевидно, что искусство находило себе место на этих живописных листах, и можно смело утверждать, что каждый из них — художественное произведение.

В те времена, когда искусство и техника фотографии не достигло еще нынешних высот, когда не было ни фотошопа, ни иных компьютерных программ обработки изображений, биологический рисунок имел почти такую же ценность, как научная работа. В составе практически каждой серьезной экспедиции имелся штатный художник, который был обязан вести изобразительный дневник экспедиции, зарисовывать животных и растения, анатомические исследования и многое другое. Руками живописцев создавалась самая настоящая фундаментальная наука, дававшая пищу для последующих исследований современников, а иногда незаменимая и по сей день.

Степень точности, подробности и достоверности старых зоологических и сравнительно-анатомических атласов переоценить просто невозможно для любого исследователя. А для того, кто обладает художественным зрением, очевидно изящество, особая эстетика научного рисунка, дававшаяся не каждому живописцу или графику — а только ученому-художнику. Эти две стороны его труда были неразделимы. Ватагин был одним из таких исключительных творцов, которых во всем мире можно пересчитать по пальцам.

Анна Тихомирова, главный хранитель Зоологического музея МГУ:
«Ватагин был художником в двух ипостасях. С одной стороны — он был мастером научной иллюстрации, когда было необходимо быть максимально приближенным к оригиналу. До сих пор художественные иллюстрации, например, в определителях птиц, имеют гораздо большую ценность, чем фотографии — хотя бы потому, что крайне мало фотографий имеют такой ракурс, что можно видеть все необходимые определительные признаки.

Биологический рисунок всегда выделяет какие-то важные детали для конкретных целей, подстраивает изображение под них.
И вторая ипостась — это Ватагин-художник, который стремился реализовать какой-то свой художественный замысел, сделать то, что не делал никто до него. Эти два начала боролись в нем, как можно понять, читая его воспоминания. Оформление музеев, скорее, можно отнести к научной иллюстрации, в которой он себе что-то позволял. С одной стороны, у него была задача показать что-то, чего нет в экспозиции, дополнить и обогатить ее изобразительные ряды, показать животных в их естественной среде обитания — в пустыне, в море, во льдах. Фриз с динозаврами в зале сравнительной анатомии — один из лучших тому примеров.

Его наброски, которые он делал в зоопарках, где животное изображено на одном листе в разные моменты времени, в разных позах — это полноценные «этограммы», зарисовки поз для исследования поведения. Так что, если хорошенько покопаться в рисунках Ватагина — можно многое почерпнуть для современных научных работ. Ватагин видел действительность, видел свои объекты глазами зоолога, обладавшего знанием и пониманием устройства живого. То есть, как зоолог, он рисовал правильно, а как художник — еще и красиво!»

В 1921 г Василий Ватагин принял участие в морской арктической экспедиции Плавучего морского научного института на ледокольном пароходе «Малыгин». Экспедиция в Баренцево море и на Новую Землю длилась 47 дней. Ватагин был художником этой экспедиции и оставил множество рисунков морских и сухопутных обитателей Арктики, полярных пейзажей.

В первые десятилетия XX века Василий Ватагин творил для двух московских музеев, в первую очередь — Дарвиновского, где он, фактически, являлся соавтором создателя музея Александра Котса.

С 1931 года Ватагин — штатный художник Зоомузея МГУ. Этот музей уже сам по себе является огромной постоянно действующей выставкой его анималистической живописи. Живописные панно в фойе являются настоящей визитной карточкой музея. Уникальный живописный фриз на тему истории живого мира Земли украшает один из залов, посвященный сравнительной анатомии животных. Да и вообще, картины Ватагина — более сотни — можно встретить практически по всей постоянной экспозиции.

Зоомузей МГУ обладает самой большой коллекцией графики Василия Ватагина в музейном собрании. Эта коллекция до сих пор не опубликована. Эта выставка — один из первых шагов на пути к тому, чтобы познакомить публику с творчеством этого замечательного ученого-художника. На ней представлено около 100 графических работ В.А. Ватагина из фондов Зоологического музея МГУ, большинство из которых экспонируется впервые, а также скульптура, макеты к книжной иллюстрации, документы, личные вещи и фотографии В.А. Ватагина, сделанные в период его работы в музее, из фондов Зоологического музея МГУ и из личных архивов семьи В.А. Ватагина.

В популяризации творчества Василия Ватагина сегодня сотрудничают два музея, которые хранят большую часть его художественного наследия.

Анна Клюкина — директор Государственного Дарвиновского музея:
«Издать большой альбом творчества Ватагина было бы очень хорошо, и можно было бы объединить усилия двух наших музеев. В Дарвиновском музее мы уже издавали каталог графики Василия Ватагина. У нас немало даже сувенирной продукции с рисунками Ватагина. В общем, мы стараемся популяризировать творчество Ватагина».

До сих пор в МГУ на биологическом факультете студентам — даже тем, кто совершенно чужд всякому художеству — с самого первого курса приходится очень много рисовать. Нужно зарисовывать препараты животных и растений на практикумах, полевых практиках. Это путь первопроходцев классической науки, который воспитывает умение видеть, выделять и запоминать главное — навык, необходимый ученому любой эпохи, не только естествоиспытателям прошлого, но и современным, вооруженным всеми технологиями века. Никакая фототехника не заменит собственных глаз и зрительного запечатления строения живого существа.

Михаил Калякин, директор Зоологического музея МГУ:
«Человек, который приходит в Зоологический музей, он сам того не понимая, сразу берется в плен Ватагиным. Будучи биологом сначала, а только потом художником, он положил первый камень в здание нашей анималистики. Его рисунок — исключительно правильный биологический рисунок. И любой биолог произведения Ватагина воспринимает не просто как художественные работы — потому что с точки зрения ученого они безупречны. С любой точки зрения — как устроено животное, как оно двигается, как устроены его покровы, будь то мех или перья.

Ведь это очень сложно — изобразить птичье перо. Возьмите 5-10 художников, которые рисуют птиц, и сравните — у кого достигнута не только похожесть, но и достоверность, ощущение живого. Могу поручиться, что найдете немногих.

Кстати, параллельно с выставкой Ватагина у нас сейчас действует выставка другого замечательного художника-анималиста, нашего современника Вадима Алексеевича Горбатова. Их работы не похожи друг на друга — но это тот редкий случай, когда оба художника очень любимы зоологами-профессионалами. Оба они — художники-полевики, путешественники, участники многих экспедиций. Вадима Горбатова связывает давняя дружба со многими орнитологами, которых мы все считаем классиками».

Вадим Горбатов, художник-анималист:

Анималистика — это такой странный жанр среди изобразительного искусства. Для него важно иметь какое-то изначальную любовь и восхищение перед природой, перед живыми существами. Врожденный анималист — вечно удивляется и вечно рисует! Это проявляется с детства. А дальше, когда творчество становится уже зрелым, профессиональным, эти самые любовь и восхищение рождают интерес. Тогда художник начинает изучать свой объект, знакомиться с научной литературой, с исследователями. Контакты с профессиональными зоологами ему становятся необходимы. Отсюда возникают дружбы, причем многолетние, совместные путешествия, экспедиции. А есть и другой путь — как у Василия Ватагина, когда ученый, знаток природы, тоже влюбленный в нее с детства, становится художником, но идет он к этому через науку. Этот сплав в анималистах — он очевидный, но независимо от пути, рождается он от восхищения тем миром, который вокруг тебя».

Думаю, что безо всякой натяжки можно сказать, что среди зоологов у нас в стране нет таких, кто не знал бы имени Василия Ватагина. Его картины, висящие сегодня в учебных аудиториях биофака МГУ, вполне можно рассматривать как часть образовательного наследия, как напоминании о связи с поколениями отечественных естествоиспытателей, их видением мира, нашедшем отражение в их научных трудах. Совершенно неведомо как, на уровне неосознанном, Ватагин безошибочно отличается «своими» от многих и многих «чужих». В чем секрет? Вероятно, в том, что художника и настоящих ученых-биологов объединяет огромная любовь к природе, к ее обитателям и вера в ее мудрость и красоту.

Научно-исследовательский зоологический музей МГУ им. М. В. Ломоносова -один из самых старых музеев столицы. Он был основан в 1791 году. Изначально это было университетское собрание пособий по естественным наукам. В дальнейшем коллекция экспонатов сильно увеличилась. Для размещения новой коллекции в начале ХХ было построено новое здание на Большой Никитской улице. На сегодняшний день Зоологический музей в Москве является одним из самых крупных музеев естественно-исторического направления в мире. По своим размерам в России он занимает второе место после Санкт-Петербургского зоологического музея.

Очень комфортно чувствуешь себя в просторных залах музея. Здесь интересно и взрослым и детям. Все многообразие живого мира планеты представлено более 10 000 экспонатами.

Начинается экспозиция одноклеточными животными, а заканчивается высшими формами жизни.

На первом этаже музея можно увидеть земноводных, рептилий, насекомых, загадочных жителей мирового океана. В одном из залов размещается экспозиция раковин. Очень красивые. У меня получились неплохие фотографии. Впечатлили бабочки необыкновенных форм и расцветок.

На втором этаже располагается «Костный зал». В нем собраны скелеты животных различных зоологических отрядов. Интересно сравнить скелеты современных животных с вымершими много тысяч лет тому назад, такими, как мамонты в .

Но, наверное, самый интересный зал на втором этаже, где собраны млекопитающие со всего мира.

Конечно, это не зоопарк, где интересно понаблюдать за живыми медведями, волками, тиграми и другими животными. В зоологическом музее только чучела и скелеты животных. Изучая экспозиции музея, не нужно забывать, что все экспонаты являются собранием пособий по естественным наукам.

В музее ведется интенсивная научная работа. Известные отечественные и зарубежные ученые сотрудничают с музеем. В Зоологическом музее размещается огромная библиотека, в которой собрано более 200 тысяч книг и материалов по биологической тематике.

В музее регулярно проходят экскурсии, лекции, работает кружок юных натуралистов.

Залы музея

Крокодилы

Сетчатый питон

Витрина с заспиртованными пресмыкающимися

Витрина с кораллами разных форм и размеров со всего света

Гребнистый крокодил

Иероглифовыый питон

Гофер-полифемус. Юго-восточная часть США

Слоновая черепаха. Галапагосские острова

Омар обыкновенный

Краб камчатский

Стромбус

Харония тритона

Морские звезды

Прионоцидарис двушиповатый

Пентакринус

Сельдевая акула

Европейский пилорыл

Стерлядь

Сибирский осетр

Латимерия. Единственный представитель вымерших кистеперых рыб. Индийский океан по восточному побережью Африки

В вестибюле музея размещен очень интересный экспонат — чучело индийской слонихи Молли. В послевоенные годы она жила в Московском зоопарке. Первый в мире детеныш, рожденный в неволе в августе 1948 года, был слоненок слонихи Молли.

Еще один экспонат, впечатляющий своими размерами, скелет самца редкого шерстистого мамонта. Найден он был в Якутии в 1973 году. Это последний вид мамонта, жившего на планете. Скелет имеет интересную особенность. Имеется дефект одного из бивней. Скорее всего при жизни животное получило в драке серьезную травму костей лицевой части черепа, что и повлияло на неправильное развитие бивня. Но это не помешало дожить животному до преклонного возраста.

Уникальная картина-аппликация «Герб Российской империи» (1842 год) из жуков и бабочек. Личный подарок жителя города Любавы (Словения) Ф.Й. Шмидта московским естествоиспытателям.

Сотрудники музея

Рабочий кабинет ученого

Цитата из произведения Михаила Булгакова «Роковые яйца»

Зал сравнительной анатомии

Скелет индийского слона

Скелеты крупных животных выставлены рядом для сравнения.

Скелет индийского носорога

Витрины со скелетами мелких животных

Скелет бегемота

Скелет зубра

Витрины со скелетами

Череп бабируссы с чрезмерно развитыми клыками

Скелет жирафа

Наши «предки» по Дарвиновскому учению (происхождение человека от обезьяны). Симпатичные 🙂

Череп человека. Учебное пособие XIX века.

Очень интересные старые книги и научные труды

Рысь из Клинского уезда Московской губернии. Работа Ф.К. Лоренца 1886 год

Ястребиная сова. Работа Ф.К. Лоренца 1886 год

Межняк (гибрид глухаря и тетерева). Работа Ф.К. Лоренца 1886 год

Зал крупных млекопитающих животных и птиц. На мой взгляд, самый интересный.

Лама. Южная Америка, центральная часть Анд. Известна только как домашнее животное, одомашнена около 4500 лет назад.

Великолепные зубры

Витрины с разными козочками и баранами

Индийский замбар. Индостан, юго-восточная Азия

Кабарга. Горные хвойные леса центральной, восточной и северо-восточной Азии. Один из подвидов включен в Красную книгу СССР.

Удивительно как сделаны эти чучела, как хорошо сохранились.

Череп бегемота (для сравнения)

Лесная поляна с косулями

Губки «бантиком»

Мама с детенышем

Шикарные рога

Самка кабана с детенышами

Северные олени

Поймал на обед рыбку

Мангуста и кобры. Изделие народных мастеров Индии. Жуткое зрелище.

Не перестаю удивляться, как мастер смог сделать чучела животных в движении?

Охотник с добычей в зубах

Самка леопарда с детенышами

Семейство львов

Семейство тигров

Красивая киска

Рыжая рысь. Запад Северной Америки.

Манул. Горные пустыни и степи Центральной Азии. Вид занесен в Красную книгу СССР.

Белая медведица с медвежонком

Семейство гиеновых

Волк — зубами щелк

Бурый медведь

Муравьед и др.

Морской леопард. Моря окружающие Антарктиду.

Серьезное «лицо»

Куда-то уходит

Плащеносная райская птица. Новая Гвинея.

Веероносный голубь. Новая Гвинея.

Странствующий голубь. Северная Америка. Истреблен в конце XIX — начале XX вв.

Малайский колао

Продольный разрез черепа двурогого колао.

Дрофа. Токующий самец. Южная Европа, степи Азии, Северо-западная Африка. Вид включен в Красную книгу СССР.

Залы музея

Витрины с пернатыми

Глухарь. Леса Евразии.

Птенец вылупился. С Днем рождения! 🙂

Семейство соколиных

Фламинго

Пеликаны

Цапли, аисты и др.

Гуси-лебеди

Страусы и др.

Чайки, альбатросы и др.

Пингвины

Доисторические птички

Зоологический музей МГУ официальный сайт:

zmmu.msu.ru

Режим работы:

Музей открыт для посещения с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00) Четверг с 13.00 до 21.00 (касса до 20.00) Выходной день - понедельник Санитарный день - последний вторник каждого месяца

Стоимость билетов:

для школьников, студентов и пенсионеров - 100 руб. для взрослых - 300 руб. биолекторий - 100 руб.

Зоологический музей МГУ на карте

Адрес: ул. Большая Никитская, д. 6 Проезд: до станций метро «Охотный ряд» или «Библиотека им. В.И. Ленина», далее пешком