Использование дидактических игр в процессе ознакомления дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства.







муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №190»


Педагогическая копилка воспитателя

«Картотека игр по ознакомлению дошкольников старшего возраста с народным декоративно-прикладным искусством»

Педагог дополнительного образования:

Нальдеева ЕленаНиколаевна

г. Оренбург

КАРТОТЕКА ИГР:

1. Выложи узор из геометрических форм.

2. Третий лишний.

3. Цветные капельки.

4. Докончи узор на коврике.

5. Обведи элемент.

6. Обведи и раскрась.

7. Парные картинки.

8. Найди пару.

9. Декоративное домино.

10. Собери целое.

Игра «Выложи узор из геометрических форм»

Цель: учить детей составлять в прямоугольной форме узор, состоящий только из геометрических фигур.

Материал: набор растительных и геометрических фигур, бумажная прямоугольная форма (силуэты полотенца, дорожки, закладки).

Ход игры.

Ребенку предлагается набор растительных и геометрических фигур. Нужно выбрать геометрические элементы и выложить узор на прямоугольной форме (силуэты полотенца, дорожки, закладки).

Игра «Третий лишний»

Цель: учить детей выделять из трех глиняных игрушек, одну лишнюю, принадлежащую к другому промыслу.

Материал: по две дымковских, филимоновских, каргопольских игрушек.

Ход игры.

Детям предлагается поочередно несколько вариантов сочетания игрушек: две дымковские игрушки и одна филимоновская; две филимоновские игрушки и одна каргопольская; две каргопольские игрушки и одна дымковская. Ребенок должен сказать, какие две игрушки принадлежат одному промыслу, а какая игрушка лишняя. Попросите ребенка прокомментировать свой ответ. Спросите, как называются эти игрушки. В случае затруднения педагог называет народные игрушки – дымковская, филимоновская, каргопольская.

Игра «Цветные капельки»

Цель: учить детей выделять и называть цвета входящие в цветовую гамму народной росписи (гжельской, городецкой, хохломской).

Материал: гжельские, городецкие, хохломские изделия.

Ход игры.

Перед детьми выставлены гжельские, городецкие, хохломские изделия, затем педагог называет промыслы и просит детей внимательно рассмотреть изделия. Педагог поочередно называет различные цвета. Дети должны определить, какие цвета входят в гжельскую, городецкую и хохломскую роспись.Побеждает тот, кто получит больше фишек (фишка дается за правильный ответ).

Игра «Докончи узор на коврике»

Цель: учить при построении узора принимать во внимание пространственные элементы между элементами, соблюдать симметрию и ритм; развивать творческие способности (самостоятельное составление детьми узоров).

Материал:

1. Цветные картонные карточки квадратной или прямоугольной формы, на которых аппликационным способом изображена половина узора из растительных форм.

2. Карточки для первого упражнения: свободные цветные карточки, разделенные пунктирной линией пополам.

3. Карточки для 2-го упражнения: цветные картонные карточки, разделенные пунктиром на 4-е части, в одной из которых контурно изображена ¼ часть узора.

4. Карточки для 3-го упражнения: «свободные» карточки.

5. растительные элементы из цветного картона для составления узоров: цветки двух размеров с разной формой лепестков, листья разного цвета и формы, разложенные в низкие коробки с ячейками.

Ход игры:

1. Каждый играющий получает цветную карту с половиной узора и выкладывает правую или левую часть узора из цветочных элементов, точно повторяя их расположение, цвет и форму.

2. Двое детей получают одну карточку без узора, разделенную пунктирной линией пополам. Один ребенок придумывает узор и прикладывает его половину, второй в точности повторяет этот узор на своей половине. Затем они меняются ролями. Воспитатель оценивает выполнение задания. Отмечает симметричность узора, красивое сочетание цветов.

3. Каждый играющий получает карточку с контурным изображением ¼ части узора, накладывает на него цветные элементы и повторяет узор в остальных частях коврика.

4. Каждый ребенок получает свободную карточку квадратной или прямоугольной формы (по выбору) и сам придумывает узор из растительных форм, в котором ритмично и симметрично располагает его части. Дети рассматривают узоры друг у друга, воспитатель отмечает их разнообразие.

Игра «Обведи элемент»

Цель: учить детей элементам дымковской росписи, технике исполнения дымковских элементов.

Материал: листы бумаги с нарисованными на них элемен­тами дымковской росписи, кисть.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сухой кистью об­вести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нуж­но провести тонкую линию или поставить точку-горошину.


Игра: «Обведи и раскрась»

Цель:

— продолжить детей знакомить с народными росписями де­коративно-прикладного искусства («дымка»);

— выбирать форму и расписывать ее;

— развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

Материал: различные контурные силуэты дымковских иг­рушек.

Ход игры: предложить детям выбрать любой силуэт и рас­писать его.

Игра: «Парные картинки»

Цель:

— знакомить детей с дымковской игрушкой;

— развивать внимание, мышление, зрительную память, уме­ние анализировать.

Материал: картинки с изображением дымковской игрушки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям подобрать к каж­дой картинке такую же, назвать вид росписи.

Игра: «Найди пару»

Цель: научить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Хохлому, Гжель.

Ход игры: воспитатель предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.

Игра: «Декоративное домино»

Цель:

Закрепить знания детей о народных росписях, знания их элементов;

— развивать внимание, зрительную память, умение анализи­ровать.

Материал: 28 карточек с изображением элементов различ­ных росписей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с эле­ментами различных росписей и собрать их по принципу домино.

Игра: «Собери целое»

Цель:

— научить детей ориентироваться в различных видах росписи;

Развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

Закрепить знания детей об истории некоторых видов народного промысла.

Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные под дымку, Городец, Хохлому, Гжель, разрезанные на несколько частей.

Ход игры: воспитатель предлагает детям собрать изделия вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.


Дидактическая игра: «Найди лишнее»

Дидактическая задача:

1.Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных

2.Развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

Руководство:

Выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому предмету относится, что ему свойственно.

Дидактическая игра: «Что изменилось»

Дидактическая задача:

1.Закрепить представление о какой-либо росписи

2.Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции

3. Учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.

Руководство:

Воспитатель ставит перед детьми пять предметов, (карточек с изображением) различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются. Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны угадать что изменилось.

Дидактическая игра: «Художественный салон»

Дидактическая задача:

1.Учить устно, описывать выбранный предмет

2. Развивать сосредоточенность, речь-описание

Руководство:

Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается продавец. Остальные – покупатели. Они выбирают предмет покупки и точно описывают его продавцу.

Дидактическая игра: «Тайна волшебных колпачков»

Дидактическая задача:

1.Закрепить знания детей об известных им видах декоративно – прикладного искусства

2. Учить рассказывать о предмете, который обнаружен

3. Развивать речь, мышление, внимание

4. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Руководство:

Узнать, что под колпачком («раскрыть тайну»), и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задач.

Дидактическая игра: « Составь матрешку»

Дидактическая задача:

  1. Закрепить знания детей о русской матрешке
  2. Учить сравнивать предметы один с другим
  3. Различать цветовые элементы росписи

Руководство:

Найти соответственную половинку матрешки

Ход игры:

На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки, сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее восставил, тот и выиграл.

Дидактическая игра: «Угадай игрушку»

Дидактическая задача:

1.Закрепить знания детей о трех видах игрушки

2.Учить группировать, обобщать, анализировать

3.Развивать мышление, эстетическое восприятие

4.Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Руководство:

1.Предложить детям выбрать картинки с изображением (дымковской, каргопольской, филимоновской) игрушек.

2.Предложить разложить картинки на три группы по видам.

Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке»

Цель:

1.Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов.

2.Исключить лишнее не характерное для данной игрушки.

Руководство:

Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.

Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»

Цель:

Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Руководство:

Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.

Дидактическая игра: «Составь картинку»

(В игре участвует подгруппа из двух-четырех детей)

Дидактическая задача:

1.Уметь составлять целое изображение из частей.

2.Уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.

Материал:

Конверты с разрезными картинками.

Руководство:

Взрослый раздает подгруппе детей конверты с разрезными картинками и дает задание собрать целое изображение. Проигрывают ребята, не сумевшие выполнить задание. При выигрыше ребенку предлагается (по его желанию) другой конверт с новыми разрезными картинками.

Дидактическая игра: «Узнай по силуэту»

« Подбери элемент к игрушке»

Дидактическая задача:

1. Закрепить знания детей о народной игрушке, о трех ее видах (дымковской, филимоновской, каргопольской).

2. Учить узнавать игрушки по силуэту.

3. Развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.

Руководство:

Узнать игрушку по силуэту, и подобрать фишки с соответствующим элементами.

Дидактическая игра: «Найди вторую половину»

Цель:

Упражнять в умении замечать и называть различное в цвете, узоре, форме.

Развивать цветовое восприятие формы, узора, цвета.

Руководство:

1.Учить правильно, составлять узор

2.Подбирать половинки узора так, чтобы изображение носило цельный характер.

Дидактическая игра: «Собери сервиз из Гжели»

Цель:

1.Закрепить знания детей о гжельской росписи.

2.Уметь составлять целое изображение из частей.

3.Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.

Руководство:

Собрать из частей мозаики целое изображение – Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.

Дидактическая игра: «Волшебные стрелочки»

Цель:

Игра носит контрольный характер.

Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Руководство:

Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать промысел, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

Вальман Людмила Владимировна

педагог дополнительного образования

Междуреченск 2014

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.

Сухомлинский В. А.

Использование игровых технологий

на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Общеизвестно, что развитие обучащихся происходит на протяжении всей жизни в процессе игры, учебы, трудовой деятельности.

С точки зрения педагога, деятельность, какой бы она не была, всегда выступает как ведущая для развития детей. Чем больше направлений развития ребенка, чем больше реализуемых им типов деятельности, тем больше расширяются связи ребенкасмиром.

Принцип активности ребенка был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высокой степенью мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием педагогического воздействия и организации особой педагогической среды, где активность детей становится естественной и органичной и где ученик не декларативно, а действительно становится в центре образовательного процесса. К таким технологиям можно отнести проблемное обучение, в частности проектирование, игровые технологии.

А если говорить о детях, то для них игра - один из основных видов деятельности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в творчество, в обучение.

Под игровой технологией понимают продуманную «во всех деталях модель совместной деятельности педагога и обучаемого по проектированию, организации и проведению учебного процесса для достижения поставленных учебно-воспитательных целей посредством игры» (Вадим Макариевич Монахов). Я работаю в Центре детского творчества в студии декоративно-прикладного творчества«Вдохновение». Использование игр на занятиях декоративно-прикладным творчеством позволяет узнать и оценить индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний, умений и навыков ребенка, активизировать познавательный интерес детей, способствовать формированию деятельностного отношения учащихся к учебному процессу, снизить уровень эмоциональных и физических перегрузок детей. Игра хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка.
Используя игровые технологии, можно решать как крупные педагогические задачи (достижение определенного уровня обученности, воспитание тех или иных качеств, развитие личности и т.д.), так и локальные: знакомство детей друг с другом, их сплочение, обучение определенным элементам деятельности, снятие коммуникативных барьеров. Но, необходимо понимать, что игровая технология, в отличие от просто игры, представляет собой четкую последовательность игрового взаимодействия, направленную на достижение определенной педагогической цели.

В структуру педагогической игры должны входить следующие этапы: целеполагние, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Цели педагогической игры:

    Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУНов в практической деятельности, развитие общественных умений и навыков.

    Воспитательные : воспитание самостоятельности, сотрудничества,коллективизма, общительности, коммуникативности.

    Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления,фантазии, творческих способностей, рефлексии; умение находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Игровая деятельность применяется мною практически на каждом занятии: или для объяснения нового материала, или в качестве подвижной разминки, или для повторения и закрепления полученных знаний. Мне хотелось привести несколько примеров игр, которые я использую на занятиях в детском объединении.

Занятие – путешествие проводится во время освоения нового материала. Например, на игровом занятии «Путешествие в страну бумажной феи», останавливаясь на разных станциях ребята знакомятся с историей бумаги, ее огромным разнообразием, со свойствами бумаги и ее декоративными возможностями.Занятия- путешествия способствуют расширению кругозора, осмыслению и закреплению учебного материала в области декоративно-прикладного творчества

Игры-упражнения способствуют развитию познавательных способностей ребят, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Кроссворды, ребусы, викторины помогают детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.

Игры-соревнования.Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. Например: в канун 8 марта проводится конкурсно-игровая программа «А ну-ка девочки…», где ребята демонстрируют умения и навыки, полученные на занятиях, при выполнении конкурсных заданий, учатся работать в команде, проявляют смекалку, демонстрируют кругозор. У нас есть опыт проведения игровых занятий с другими объединениями. Например: «Новый год у ворот», «Рождественские посиделки», «Весна идет, весне дорогу», «Как много профессий разных».

Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли.

Игра «Мастерская Деда Мороза». Ребята мастерят новогодние открытки и выбираются помощники Деда Мороза (старшие ребята), которые помогают и подсказывают остальным детям, как лучше выполнить работу. Игра учит работе в коллективе, самоконтролю, взаимовыручке, а также развивает творческие способности детей.

Ролевые игры носят и профориентационный характер. Ребятам предлагается побыть в роли педагога и объяснить содержание работы остальным детям, в роли художника, когда необходимо выполнить эскиз будущей работы и т. д. В программе объединения есть и другие профориентационные игры.

Цель игры «Профессия на букву» - расширение знаний ребят о мирепрофессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях

Содержание игры: сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача показать, что мы знаем много профессий, начинающихся с этой буквы, то есть, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии.

Игра«Подарок»

В данном игровом упражнении специально организуется обсуждение конкретно рассматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать специфические моменты данной профессиональной деятельности. Инструкция: представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом подарок должен содержать намёк на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия).

Роль педагога в проведении игр на занятиях - это активная позиция в игре (роль ведущего, члена жюри, помощника), поддержка инициативы и творческого подхода к игре учащихся. Педагог может влиять на взаимоотношения в игровой группе, на распределение ролей, корректировать правила, цели игры в зависимости от психоэмоционального состояния группы, индивидуальных особенностей учащихся, поддерживать тех из детей, у которых что-то не получается.

Использование дидактических игр на учебных занятиях положительно влияет на качество образовательного процесса и развитие творческих способностей, помогает активизировать деятельность ребят, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.

Список литературы
1. Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. - М.: Новая школа, 1996. - 112 с.
2. Шмаков С. А. Учимся, играя…--М.: ЦГЛ, 2004, 128 стр.
3. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова / Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3.C. 44-53.
4. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов.- Красноярск:Краснояр. гос. ун-т, 2001.
5. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества оренбургского района Оренбургской области»

«Использование дидактических игр на занятиях по декоративно-прикладному творчеству с младшими школьниками»

Анциферова Л.В.,

Методист ДДТ

Оренбург, 2017

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и с амостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют :

- развитию познавательных и умственных способностей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам : сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает:

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

3.Показ игровых действий.

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками ).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Дидактическая игра похудожественно-эстетическому развитию «Сложи радугу».

Цель: закрепить знание основных цветов радуги и учить

образовывать радугу из частей последовательнымицветами.

Дидактический материал: лист белого картона с пунктирным изображением радуги,

цветные полоски, разрезанные на части.

Ход игры: Ребенку нужно составить радугу из предлагаемых цветных полосок.

Дидактическая игра «Подбери к каждому предмету цвет»

Цель: формировать у детей представление о цвете; учить детей соотносить предметы с предложенными цветами. Дидактический материал: картинки с предметами определенного цвета, квадраты разных цветов. Ход игры: ребенку предлагается картинка с предметом определенного цвета. Он должен подобрать квадрат такого же цвета, как и предмет.

Дидактическая игра «Волшебный ковер»

Цель: Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), развивать умение подбирать цветовую гамму узора. Дидактический материал: картонные круги, квадраты, полоски разных размеров и цветов, вырезанные декоративные элементы. Ход игры: ребенку предлагается выбрать основу, на которой он будет делать узор, и декоративные элементы для композиции.

Дидактическая игра «Сложи узор из квадратов и кругов»

Цель: развивать внимание, умение анализировать образец, подбирать нужные геометрические фигуры для составления композиции. Дидактический материал: карточки с образцами узоров, выполненные из картона, отдельные детали для составления узоров. Ход игры: ребенку предлагается выбрать картинку с изображением узора, а затем составить такой же.

Украшение сервиза.

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию «Украсим сервиз» комплексная, состоит из нескольких вариантов, позволяющих использовать её с детьми разного уровня развития, а также поддерживать длительную мотивацию детей к данной игре.

Возраст детей: Игра предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Цель игры: приобщение к изобразительному искусству; развитие эстетического восприятия, образного представления, творческого воображения, художественного вкуса и чувства гармонии; содействие развитию самостоятельности и творческой активности детей; вызов радостного настроения, эмоционально-положительного состояния.

Задачи: - расширять познавательные способности детей по оформлению чайного сервиза;

Развивать способность находить посуду к каждому отдельному набору;

Украшать предметы по образцу;

Обогащать представления детей о многообразии способов украшения;

Побуждать придумывать новые виды украшений для посуды;

Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов и вариантов композиции;

Развивать умения украшать сервиз, учитывая выбранный стиль и сюжет;

Формировать интерес к рисованию и опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.

Материалы:

Карточки с изображением чайного сервиза;

Отдельные картинки с чайником, сахарницей, блюдцами и чашками из одинаковых сервизов;

Картинки с силуэтом посуды из чайного сервиза;

Разные украшения, вырезанные из бумаги и ткани (цветочки, кружки, квадраты, бабочки, бантики и так далее).

Ножницы, цветная бумага или картон, ткань для самостоятельного создания элементов декора;

Фишки за правильные ответы.

Дети украшают чайный сервиз, выкладывают орнамент по собственному замыслу, создавая оригинальные дизайнерские решения.
Цель игры: развитие творческого воображения по украшению предметов; закрепление знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.

Дидактическая игра «Чудесный лес»

Цель: Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения. Материал: Листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Цветные карандаши. Задание: Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.

Дидактическая игра «Симметричные предметы»

Цель: Закреплять с детьми представление о симметричных предметах,

знакомство с профессией гончара.

Материалы: Шаблоны кувшинов, ваз и горшков, разрезанные по оси

симметрии.

Задание: У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для

продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару

собрать и «склеить» все его изделия.

«Угадай и расскажи»

Цель : Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народногодекоративно-прикладного искусства ; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус .

Ход игры : Ведущий показывает силуэт изделия народного творчества, а ребёнок подбирает предмет и объясняет почему он её выбрал.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Методические рекомендации Составитель: воспитатель дошкольного отделения ГБОУ Школа 950 Яралова Любовь Владимировна Народное искусство всегда понятно и всеми любимо, оно является достоянием не только взрослых, но и детей. Знакомство детей с предметами народного искусства происходит в раннем детстве. Маленьким детям нравится играть как с деревянными матрёшками, так и с глиняными фигурками каргопольских, дымковских игрушек. Большую радость доставляют детям филимоновские свистульки, резные деревянные богородские игрушки-забавы. Народное искусство доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, раскрывает красоту окружающего мира, оно образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Орнаменты народных игрушек включают в себя ягоды, листья, цветы, которые дети встречают в окружающей природе. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством является важным условием развития творческих способностей, художественного вкуса, общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Народное искусство обогащает ребенка, оно обладает нравственными, познавательными, эстетическими ценностями. Дети в доступной форме усваивают обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре. Под влиянием предметов народного творчества дети глубже воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам, народные игрушки влияют на замысел во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Занятия с использованием предметов народного творчества развивают умственную деятельность, оказывают влияние на всестороннее развитие детей. Приобщая дошкольников к декоративному искусству, мы опираемся на принцип «от простого к сложному».

2 Знакомить детей с народными промыслами мы начинам во второй младшей группе. В данной группе дети получают первоначальные изобразительные навыки, но основная цель не создание узора, а закрепление умения проводить прямые линии в разном направлении. В этом возрасте важно вызвать интерес к народному изобразительному творчеству. Мы учим украшать простыми узорами бумажные силуэты дымковских и филимоновских игрушек, знакомим с богородской игрушкой. Обращаем внимание детей на яркость узоров, побуждаем выделять форму, цвет. В средней группе формируем умение создавать декоративную композицию по мотивам дымковской игрушки, располагать узор на бумаге, выделять элементы росписи. Добавляем каргопольскую игрушку, керамическую посуду. В старшей группе продолжаем формировать умение составлять узор по мотивам народного творчества. Обращаем внимание детей на особенности каждого вида росписи, знакомим с новыми видами декоративного искусства. В подготовительной группе детям доступны разные виды народных промыслов. Развивая умение создавать узоры по мотивам уже знакомых росписей, знакомим детей с новыми видами: гжельской посудой, с росписью жостовских мастеров, Павловопосадских платков и др. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в основном осуществляется на занятиях по изобразительной деятельности. Дети под руководством педагога рассматривают изделия народных промыслов, рисуют, лепят по предложенным образцам. Но ознакомление с народным творчеством не может укладываться в предназначенное для занятий время, поэтому мы используем разнообразные формы работы.

3 Важным моментом мы считаем создание условий, способствующих развитию прикладной деятельности. Прежде всего, это наличие необходимых материалов: красок, иллюстраций, кисточек, литературы. В нашей группе мы собрали коллекцию различных народных промыслов. Большая часть изделий хранится в педагогическом шкафу и используется не только на занятиях, но и для самостоятельной деятельности. С этой целью предметы народного творчества помещаем в уголке по изобразительной деятельности, здесь же размещаем книги с иллюстрациями, раскраски, трафареты, дидактические игры. Учитывая то, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, повышает интерес к деятельности и способствует более полному усвоению материала, я посчитала целесообразным составить цикл дидактических игр, которые помогут детям обогатить и закрепить знания детей о декоративно-прикладном творчестве. Предлагаемые вашему вниманию материалы содержат авторскую интерпретацию хорошо известных методик, и могут быть использованы для работы с детьми разного возраста. «Найди домик для игрушки» Закрепить знание о трёх видах игрушки: дымковская, каргопольская, филимоновская. Ребенку предлагаются карточки с изображением видов игрушек и предлагается найти «домик» для каждого вида игрушки. Домиком может служить коробочка с определенным видом росписи. «Подбери узор» Учить находить соответствующий узор к городецкой росписи.

4 Детям предлагается бумажный силуэт городецкого изделия, вырезанные из бумаги готовые элементы городецкой росписи и другие, нехарактерные для данной росписи элементы. Ребенку нужно составить узор, исключив лишние элементы. «Найди дружочка» Закрепить знание о богородской и филимоновской игрушке, научить видеть их отличие. Воспитатель дает детям карточки с изображением народных игрушек. Дети двигаются под спокойную мелодию врассыпную, когда характер мелодии меняется, дети ищут свою пару. Можно попросить детей объяснить, почему он выбрал себе ту или иную пару. Затем поменять карточки. Можно дать карточки с другими видами изделий. «Подбери узор» Находить узор, соответствующий определенному виду росписи. Педагог дает детям бумажные рамки, в виде силуэтов изделий разных народных промыслов и вкладыши с узорами и предлагает подобрать вкладыш для каждой рамки.

5 «Сложи картинку» Составлять целое из частей и правильно определять вид народного промысла. Педагог даёт детям конверт с разрезными картинками народных изделий, предлагает собрать целое и дать правильное название. Виды росписи могут быть различные в зависимости от возраста. «Найди лишнее» Закреплять знание о знакомых народных промыслах, развивать мышление, внимание. Воспитатель раскладывает на столе 4-5 карточек с изображением предметов определенного вида народного промысла, среди них есть один предмет другого вида народного промысла. Ребенку предлагается найти один лишний предмет.

6 «Что изменилось?» Закрепить представление о видах декоративного искусства, развивать наблюдательность, внимание. На столе стоят 4-5 изделий разных промыслов. Ребенок закрывает глаза, воспитатель в это время меняет местами 2 предмета. Ребёнку предлагается угадать и назвать, какие изделия поменялись местами. По аналогии проводится игра «Чего не стало?». «Что перепутал художник» Закреплять представление детей о характерных особенностях разных видов декоративно-прикладного искусства, развивать наблюдательность. Педагог предлагает ребенку рассмотреть внимательно картинку с изображением народной росписи, в которую включены элементы другой народной росписи. Ребёнку предлагается найти несоответствие и объяснить, в чём оно выражается. «Дорисуй то, что забыл нарисовать художник»

7 Учить анализировать, находить в узорах недостающие элементы, вызвать желание дорисовать узор. Педагог предлагает ребенку городецкую или хохломскую роспись, на которой отсутствуют некоторые элементы росписи, например, оживки. Ребенку предлагается исправить оплошность художника и дорисовать недостающие элементы. Обратить внимание на результат как изменился и «ожил» узор. «Художественный салон» Закрепить знание об известных видах народных промыслов, побуждать описывать предметы, называя их характерные особенности. На витрине стоят разные изделия. Ребенок-покупатель должен подробно описать предмет, не произнося его названия: материал из которого изготовлено изделие, форма, цветовая гамма, элементы узора, как можно использовать предмет и т.п. Продавец должен узнать по описанию этот предмет, назвать его и вручить покупателю. «Загадай предмет, а я отгадаю» Игра проводится по аналогии с игрой «салон». Ребёнок-покупатель загадывает предмет и не называет его. Ребенок-продавец при помощи вопросов должен отгадать. Но первый ребёнок может отвечать на вопросы только «да» и «нет». Пример: - Это изделие сделано из глины? - Нет. - Оно сделано из дерева? - Да. - Его узор на черном фоне? - Нет. - Его узор на желтом фоне? - Да. - Это городецкая шкатулка? - Да. Продавец вручает покупку покупателю. Наш опыт показывает, что систематическая работа в данном направлении расширяет кругозор детей. Они узнают о таланте родного народа, учатся составлять узоры по мотивам народного творчества, лепят, рисуют. Изделия детей

8 используются для украшения интерьера группы, для подарков друзьям и близким. Они радуются, что их работы нравятся окружающим, у них развивается интерес к труду, повышается самооценка. Мы рекомендуем педагогам дошкольных отделений использовать предлагаемые игры на занятиях, досугах, викторинах, в индивидуальной работе.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВОМ Д/и «Назови правильно» Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках.

ГБОУ СОШ 2035 г. Москвы Консультация для педагогов на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССВОМ» Подготовила:

Олещенко Светлана Владимировна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Гимназия 9 им. Н. Островского г. Сочи НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ХОХЛОМА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Филимоновская роспись п/п Занятия, Развлечения. Свободная деятельность. Работа с родителями. 1 Тема: «Филимоновская радость». Программное содержание: Познакомить 1.Рассматривание

Выставки в детском саду Эффективным средством в обучении детей художественному восприятию является посещение художественных музеев и выставок произведений искусства. Детский сад в этом случае может взять

Филимоновская роспись СТАРШАЯ ГРУППА п/п Занятия, Развлечения. Свободная деятельность. Работа с родителями. 1 Тема: «Филимоновская радость». 1.Рассматривание иллюстраций, открыток, слайдов. Папка «передвижка»:

МДОУ Детский сад 1 Воспитатель: Орлова В.С. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 6 Проектная деятельность по художественно эстетическому развитию детей средней группы 4 Тема: «Ознакомление с дымковской

Проект на тему: «Народное декоративно-прикладное искусство» для детей старшей группы детского сада Вид проекта: творчески информационный краткосрочный Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели,

Подготовила: Воспитатель ГБОУ Детский сад 1524 Недопекина А.В. «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,

ПРОГРАММНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5 6 ЛЕТ Программное содержание: знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством; формировать умение лепить

Проект «Дымковская игрушка» Проект «Дымковская игрушка» Тип проекта: познавательно-творческий Вид проекта: творческий Продолжительность: краткосрочный Срок реализации: 1 неделя Участники проекта: дети

Дидактические игры по цветоведению в детском саду как средство познавательной активности воспитанников. Воспитатель по изобразительной деятельности Архипова Ирина Владимировна Игру принято называть основной

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа 28» «Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО Аверина Н. Е. ФИО подпись Протокол 1 от

Картотека дидактических игр по художественно-эстетическому развитию Подготовила: ФилиноваЮлия Владимировна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 15 «Колобок» 2016 год Картотека дидактических игр по художественно-эстетическому

Проект «Декоративно - прикладное искусство» Ярмарка Подготовили воспитатели 9группы: Казакова.Ю.С. Данилина.А.Н. Тема: «Декоративно - прикладное искусство» Вид проекта: творчески информационный Участники

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад 56 комбинированного вида» г.омска УТВЕРЖДАЮ Заведующий БДОУ «Детский сад 56 комбинированного вида» Титова О.В. 20 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по художественно-эстетическому

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 «Росинка» комбинированного вида «М А Т Р Е Ш К А Л Ю Б И М А Я И Г Р У Ш К А» Подготовила и реализовала: воспитатель средней группы 8

Календарно-тематическое планирование уроков «Изобразительное искусство» 3 класс п/п Тема урока Характеристика видов деятельности учащихся Дата по плану Дата по факту 1 Мастера Изображения, Постройки и

Пояснительная записка 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 35 часов Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных

Формирование изобразительных знаний, умений и навыков дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО ГБОУ СОШ ДО 2 Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое

МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад «Солнышко» г.бирюча» Доклад «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Подготовила: Захарченко

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад 122 «Лучистый». Комплексно-целевая программа. «Развитие детского художественного творчества через различные

Пояснительная записка. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской Центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Конспект по художественно-эстетическому развитию с детьми 6-7 лет Тема: «Аппликация по мотивам гжельской росписи» Задачи: Разработала Н.Н.Долматова, воспитатель 1 кв.к. -расширить представления детей об

Содержание (разделы, темы) Тематическое планирование Изобразительное искусство 3 класс тип, вид урока, вид контроля Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме (8 ч) оборудование, т с о количес тво часов

Дидактические игры по цветоведению в работе с дошкольниками Игры подобранные педагогами в рамках проектной деятельности по художественному-эстетическому развитию детей «Чувство цвета является популярнейшей

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Капелька» для реализации в 015-016 учебном году

МИНИСТЕРСТО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ ГБОУ СПО «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ» САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ УД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 072601

МК ДОУ «Центр развития ребенка детский сад 45» г. Биробиджан Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем Подготовила: воспитатель Обогрелова Т.Н. 2015 год «Любовь к родному

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад 2 Колосок» Воспитатели: Звонарь Л.В. Косых Г.А Данный проект был реализован в средней группе воспитателями

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Котова Любовь Александровна, воспитатель СП ДО «Радуга» ГБОУ СОШ 1148 имени Ф.М. Достоевского ЦЕЛИ ФОРМИРОВАТЬ

Воспитатель МБДОУ «Центра развития ребѐнка - д/с 30 «Солнышко» г.вязники Шорникова Галина Владимировна Высшая категория Стаж работы 23 года Дошкольное детство это важный период в жизни ребенка. Именно

Презентация «Формирование чувства гражданственности у детей дошкольного возраста в культурно досуговой деятельности» (младший дошкольный возраст) «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ «НЕДЕЛИ ИГР И ИГРУШЕК» В МБДОУ ДЕТСКОМ САДУ 62 Понедельник, 02.02.2015г. День любимой игрушки и сюжетно-ролевых игр «Моя любимая игрушка» Название Группа Физкультурное занятие «С любимыми

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Возраст детей от 4 до 5 лет. Рисование. Пояснительная записка. Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию, разработана с учетом

ГДОУ детский сад 14 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга Васильева Людмила Юрьевна, воспитатель 2 младшей группы 9 «Колобок» Образование: среднее профессиональное Окончила Ленинградское

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Возраст: 4 7 лет Срок реализации: 3 года Елизарова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДО», г. Онега

Пояснительная записка третьего года обучения Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Скульптура малых форм» разработана с учетом с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 9.1.01

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА Г.БЕЛОЯРСКИЙ» Консультация для родителей Тема: Виды народного декоративно -

Гп Талинка Октябрьский район ХМАО-Югра Музыкальный руководитель: Мижарёва Ольга Николаевна «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.» (русская народная пословица). Введение Испокон веков

Непосредственная образовательная деятельность Конспект 66 РОД И РОДОСЛОВИЕ. СКАЗКА К. УШИНСКОГО «ЛИСА И КОЗЕЛ» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,

Группы дополнительного образования «Развитие моторики руки с элементами изо» реализуют свою деятельность через программу «Развитие творческих способностей» (Программа рекомендована Российской Академией

Пояснительная записка Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия «рисование». С помощью графического редактора на экране монитора можно создавать сложные многоцветные

Презентация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Матрёшка-русская красавица В нарядах чудных хороша! Хранит секрет и улыбается В её разгадке-русская душа! Воспитатель:

Главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей. Дети испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок в рисунке, лепке, аппликации.

«Согласовано» Старший воспитатель МБДОУ Детский сад 1 п.радченко Константинова Т.В. «Утверждаю» Заведующий МБДОУ Детский сад 1п.Радченко Бычкова О.В. Приказ от Рабочая программа кружка по развитию художественно-эстетического

Перспективный план работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством в средней группе Месяц Раздел занятия Тема Задачи Сентябрь Октябрь Жанры живописи 1 «Лето красное прошло» 2 «Весёлые краски»

Согласовано: педагогическим советом протокол 1 от 02.09.2014 Утверждено: заведующий МБДОУ 74 Л.Н.Савченко приказ 122 от 02.09.2014 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации программы «От рождения до школы» образовательная

АССОЦИАЦИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА АРТИНДУСТРИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ ПЛАН-МАКЕТ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ К ПРОГРАММЕ «ДОСТОЯНИЕ РОССИИ. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ» для детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 99» Проект «К истокам старины» Авторы проекта: воспитатели средней группы: Бедрина А.А., Ермолаева Н.А. Иваново-2015г. Актуальность

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 852» РАССМОТРЕНО Протокол 1 Методического Совета ГБОУ Школа 852 от «25» августа 2015г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад 28» «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Леонтьева Ксения Александровна воспитатель МБДОУ «Д/С ОВ 136» г. Мурманск, Мурманская область ДЫМКОВСКАЯ РОСПИСЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Динамика жизни и кардинальные социально-политические события в стране резко изменили национальный состав социального пространства, обострив

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Б у р е Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3

Учебно методический комплекс Образовательная область «Социально коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Методические пособия Б у р е Р. С. Социально-нравственное

Коллективный проект с детьми 5-7 лет «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ» Руководители проекта: Руководитель по изодеятельности Бизунова Н.А., Воспитатель подготовительной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В процессе лепки происходит активизация сенсорного развития ребенка через тактильное (наощупь) восприятие формы предмета и его фактуры. Детей волнует яркий цвет, сложная поверхность

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская школа искусств Надежда» Принята на заседании педагогического совета 31.08.2009 Утверждаю директор

Программа кружка «Школа мастеров» (3-4 классы) Пояснительная записка В учебно-воспитательной работе с детьми все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Кружок

Пояснительная записка о реализации учебно-тематического плана на 2015-2016 учебный год Рабочая программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Волшебный карандаш», разработанной

В подготовительной группе 9 Зорина Марина Петровна завершился проект Познавательно - информационный проект «Мой любимый город Находка» - формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ п. ПОДТЁСОВО» ОДОБРЕНА Педагогическим советом Протокол от 30 августа 204 г. УТВЕРЖДАЮ Директор

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа «Юный художник» составлена на основе лицензированной образовательной программы дополнительного образования детей ГБОУ школа 346 Невского района

ДОСТОЯНИЕ РОССИИ. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ Михайлова Наталия Николаевна, доктор пед. наук, профессор, научный руководитель социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка

Календарно - тематическое планирование 8 класс уро ка Наименование Раздела программы Тема 1 1.Культура зеркало русской души 2 2.Великие исторические события в русском 3 3.Русские народные промыслы. Русь

Учебно-методический комплекс Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Б у р е Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников