Исаак ильич левитан, биография и картины. Художник Левитан биография и творчество, Isaak Levitan Левитан годы жизни и смерти

Исаак Ильич Левитан - знаменитый русский художник-пейзажист, поэт природы совершенной.

Происхождение и тяжёлая юность

Исаак Левитан, будущий великий художник, родился 18 августа 1860 г. в Литве, в небольшом месте Кибарты, в образованной, но небогатой еврейской семье. Отец - Илья (Эльяш Лейб) Левитан (1827-1877) - станционный смотритель, был сыном раввина. В молодости он учился в Вильно в еврейской религиозной школе - ешиве. Параллельно ортодоксальному обучению, Илья Левитан весьма успешно занимался самообразованием, за короткое время юноша овладел французским и немецким языками. Впоследствии знание иностранных языков обеспечило существование всей семьи, он преподавал, а также работал переводчиком. У Исаака был старший брат Авель и две сестры - Тереза и Миле.

В 1870-1871 гг. семья переехала в , большой город открывал совершенно иные возможности как для самого Ильи Левитана, так и для его детей. Подметив у сыновей способности к рисованию, родители отдали мальчиков в Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Юношам несказанно повезло, ведь в те времена в училище преподавали блестящие русские художники - Саврасов, Перов, Поленов. Едва начав обучение, Исаак Левитан довольно скоро был выделен среди остальных учеников, талант юноши не вызывал сомнений. Изначально Левитан занимался в натурном классе у Василия Перова, но Алексей Саврасов выпросил у него Левитана в свой пейзажный класс. Между Левитаном и Саврасовым сложились удивительно тёплые и доверительные отношения. Исаак Левитан стал его любимым учеником. Саврасов был талантливым, добрым, умным и восторженным преподавателем. В Левитане он почувствовал родственную душу, человека, который, также как и он сам, был безмерно восхищён великой красотой природы.

В 1875 г. у Левитана умерла мама, а ещё через два года юноша потерял отца, он умер от тифа в 1877 г. Исаак Левитан вместе с братом и сёстрами оказался в полнейшей нищете. Левитан даже был отчислен из училища за неуплату. Однако руководство училища, войдя в тяжелейшее материальное положение талантливого ученика, освободило его от платы за обучение. Училище не единожды оказывало Левитану денежное вспоможение, но, невзирая на это, юноша жил в полной нищете. Левитан часто голодал, у него не было даже самого необходимого, иногда ему приходилось тайком ночевать в стенах училища. Но, невзирая на все жизненные трудности, Левитан усердно работал, он продолжал постигать всё новые вершины художественного мастерства.

Восхождение

В марте 1877 г. работы юного художника экспонировались на художественной выставке, критики весьма благожелательно отозвались о творчестве художника, он был награждён малой серебряной медалью и премирован 220 рублями. Получение денежной премии помогло продолжить дальнейшие занятия в художественной школе. Однако в 1879 г. случилась новая беда. Народоволец Александр Соловьёв совершил покушение на русского императора , в результате чего 2 апреля 1879 г. вышел царский указ о выселении всех лиц еврейской национальности из Москвы. Сам Александр Соловьёв евреем не был, но в покушении был усмотрен некий семитский след. Левитан вместе с братом и сёстрами был выслан из первопрестольной.

Поначалу художник был вынужден жить на даче в подмосковной деревне Салтыковка, впоследствии, благодаря продаже одного из своих полотен, он смог снять меблированную комнату на Большой Лубянке. Всё это время Левитан вдохновенно работал, из-под его кисти вышла целая серия замечательных пейзажей: «Вечер после дождя», «Сосны», «Дуб», «Последний снег. Саввинская слобода» и другие. Однако в училище далеко не все преподаватели благоволили к Левитану. Антисемитские настроения всегда были популярны в русском обществе, не составляло исключение и Московское художественное училище, некоторые деятели считали, что еврей не должен писать русские пейзажи. В 1885 г. Левитан окончил училище, но звания художника он не получил, ему был выдан диплом учителя чистописания, лишь в 1886 г. Левитан получил диплом внеклассного художника.

На тот момент материальное положение художника было катастрофическим. Левитан поселился в Подмосковье - в маленькой деревне . Однако здесь его ждало интереснейшее знакомство, повлиявшее на всю последующую жизнь художника. Дело в том, что в соседней деревне , в имении Киселёвых гостила семья Чеховых. Левитан до этого уже был дружен с Николаем Чеховым, родным братом великого русского писателя, они были однокашниками по училищу. В Бабкино Левитан был представлен семье Чеховых. Там же произошло их знакомство с писателем - , знакомство, которое вскоре переросло в крепкую дружбу, продолжавшуюся всю его жизнь.

Стоит отметить, что с юных лет Левитан отличался слабым здоровьем, у него было больное сердце. В 1886 г. по совету врачей художник отправился в Крым, поездка самым благотворным образом воздействовала на Левитана. После возвращения он организовал выставку пятидесяти пейзажей. В этот период у Левитана состоялось знакомство с интересным человеком, знаменитым меценатом Саввой Морозовым. Морозов был увлечён постановкой русской оперы «Русалочка» Даргомыжского, он пригласил Левитана и Васнецова в качестве декораторов к опере. Художники блестяще справились с заданием, успех оперы был громогласным. Участие в постановке открыло перед художником новые горизонты.

Левитан всегда мечтал побывать и поработать на Волге. Его любимый учитель Саврасов, безмерно любивший Волгу, восторженно и вдохновенно рассказывал о красоте легендарной реки. И вот 1887 г. Левитан поехал на Волгу, однако первое рандеву не стало любовью с первого взгляда. Волга встретила художника дождливой и холодной погодой, художник был несколько разочарован. Однако Левитан не верил в то, что его замечательный учитель мог так сильно ошибаться. И в 1888 г. вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой он вновь отправился на Волгу. На этот раз знакомство состоялось. Друзья сели на пароход, проплыли по реке Оке до и далее отправились в путешествие по Верхней Волге. Они плыли в окружении восхитительной, величественной красы волжских берегов, река красавица дарила художникам сотни новых потрясающих видов, каждый из которых так и просился на холст. Местность вокруг небольшого городка настолько воодушевила Левитана, что художник целых три лета 1888-1890 гг. проработал в тех чудесных местах. Всего в Плёсе было написано около 200 картин. После Левитана эта местность стала чрезвычайно модной среди русских пейзажистов. Художник становился знаменитым, у него появилось множество последователей и подражателей. Левитан вывел искусство русского пейзажа на совершенно иной уровень. Левитан успешно преподавал, он вёл пейзажный класс в училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.

Творческая зрелость

В 1889-1890 гг. Левитан посетил Западную Европу, целью поездки послужило желание Левитана ознакомиться с последними тенденциями современной живописи. В Париже проходила всемирная выставка, на которой и побывал художник. Левитан ознакомился с полотнами новомодных импрессионистов, многие вещи ему понравились, однако у художника был свой творческий путь - изображение красоты и величия русской природы.

По возвращении из-за границы Левитан вступил в новообразованное Товарищество художников передвижников. Знаменитый московский меценат Сергей Морозов, друживший с Левитаном и очень ценивший его, предоставил в распоряжение художника замечательную мастерскую в Трёхсвятительском переулке. Весной 1892 г. Левитан закончил и представил на суд публики несколько полотен, также ставших знаменитыми: «Осень», «Лето», «У Омута», «Октябрь». В этом же году вновь произошли очередные правительственные гонения на евреев, в течение 24 часов всем евреям было предписано покинуть Москву. Какое-то время художник жил в Тверской и Владимирской губерниях. Чуть позднее, благодаря заступничеству друзей, Левитан смог вернуться в Москву. Тогда же им была написана знаковая картина «Владимирка», на полотне изображена дорога, по которой гнали каторжных в Сибирь.

Личная жизнь

В 1892 г. в отношениях Левитана и Чехова произошёл неприятный эпизод, на время прекративший их дружбу. Дело было в том, что Чехов выпустил свой очередной рассказ под названием «Попрыгунья», в нём фигурировали персонажи, история которых была разительно похожа на реальную жизненную ситуацию, сложившуюся между Левитаном и его ученицей Софьей Кувшинниковой, бывшей к тому же замужем за врачом Дмитрием Кувшинниковым. Левитан очень обиделся на Антона Павловича, спустя три года, благодаря протекции общих друзей, они помирились.

Однако личная жизнь Левитана продолжала выделывать новые пируэты. Летом 1894 г. художник вместе со своей подругой Софьей Кувшинниковой был приглашён в усадьбу В. Н. Ушакова, усадьба располагалась в деревне Вышневолоцкого уезда Тверской губернии на берегу озера Островно, вблизи живописного озера Удомля. Именно в этих местах художник написал величественную картину «Над вечным покоем». Картина поражает, она наполнена философским смыслом, незыблемость и величие окружающей природы, заставляет каждого задуматься о ничтожном жизненном сроке, отпущенном на долю человека. Многие знатоки считают, что картина «Над вечным покоем» является самой русской из всех картин, написанных на русскую тему.

Неподалёку от Островно располагалось имение Горка, принадлежавшее видному чину, заместителю Петербургского градоначальника И. Н. Турчанинову. В имении отдыхала семья чиновника - жена Анна Николаевна Турчанинова и две её дочери. Узнав, что по соседству обретается знаменитость, Анна Николаевна нанесла визит вежливости. Турчанинова - красивая, изящная петербургская дама - произвела самое хорошее впечатление на Левитана, между ними завязался страстный роман. Увы, вся эта история разворачивалась на глазах Софьи Кувшинниковой, давней подруги Левитана. Результатом романа стал их окончательный разрыв, Кувшинникова покинула имение, больше она никогда не виделась с Левитаном. Художник попал в некрасивую ситуацию, которая усугубилась тем, что старшая дочь Турчаниновой также воспылала к нему любовными чувствами. Получился даже не треугольник, а целый любовный квадрат. Попав в крайне нехорошее житейское положение, художник впал в глубокую меланхолию, он даже предпринял попытку самоубийства. Левитан стрелялся, однако не попал. По воспоминаниям современников, этот жест был скорее театральной, чем реальной попыткой уйти из жизни.

В 1895 г. Левитан поселился в Горках в имении Турчаниновых, специально для него под мастерскую был построен двухэтажный дом - уединённое место, где художник имел прекрасную возможность для плодотворной работы. Зимой Левитан вновь посетил Европу, он побывал во Франции и Германии, после поездки художник возвращается в Горки, там он написал знаменитую картину «Март».

Чехов навещал своего друга после имитации самоубийства, писатель погостил у Левитана целых 5 дней. Впоследствии под впечатлением своего визита он написал рассказ «Дом с мезонином», а также знаменитую пьесу «Чайка» - произведения, вновь вызвавшие обиду Левитана. В Горках художник создал серию картин, ставших знаменитыми: «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и многие другие. Все эти картины были куплены знаменитым коллекционером П. М. Третьяковым.

В 1896 г. в Одессе картины Исаака Левитана принимали участие в совместной выставке с художниками Виктором Симовым и Александром Поповым. В этом же году Левитан посетил Финляндию, итогом поездки стала серия замечательных пейзажей. Однако состояние здоровья художника значительно ухудшилось, он во второй раз в жизни переболел тифом, сей печальный факт усугубил болезнь сердца, уже имеющуюся у Левитана. Его друг, писатель и врач Антон Павлович Чехов, в одном из писем писал: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…».

В 1897 г. Левитан отправился в Италию, он проживал в городе Курмайор в окрестностях Монблана. В 1898 г. художник был удостоен звания академика пейзажной живописи. Левитан стал преподавать в своём родном училище. Ученики благоговели перед именитым педагогом, он же к каждому находил свой особый подход. Художник был разносторонним человеком, он отличался широкой эрудицией, что очень помогало в педагогической деятельности. Левитан мечтал создать огромную мастерскую - «Дом пейзажей».

Последний год

Зимой 1899 г. врачи настоятельно рекомендовали Левитану отправиться в Ялту, что он и сделал. В Ялте он вновь встретился с Чеховым, однако их дружба угасла. Левитан очень плохо себя чувствовал, жаловался на постоянно болящее сердце. По возвращении в Москву Левитан безвыходно находился в доме на Трехсвятительском переулке, он был тяжело болен. В тоже время в Париже на всемирной выставке с огромным успехом экспонировались его картины.

22 июля 1900 г. Исаак Левитан умер. Не стало великого пейзажиста земли русской, не стало человека, который силою своей гениальной кисти показал строгую, но в тоже время бесконечно прекрасную природу сердца России. В мастерской Левитана осталось около 40 неоконченных работ и около 300 этюдов. Великий художник был похоронен 25 июля 1900 г. на еврейском кладбище. На похороны пришли его друзья-художники: Валентин Серов, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов, Илья Остроухов и многие другие люди, являвшиеся поклонниками таланта Левитана.

В 1901 г. прошла посмертная выставка работ Исаака Левитана, среди картин было выставлено его последнее неоконченное полотно «Озеро. Русь». В 1941 г. останки Исаака Левитана были перенесены на Новодевичье кладбище. В 1904 г. в усадьбе Горки случился пожар, в котором сгорела мастерская художника.

Дмитрий Сытов


Исаак Левитан краткая биография расскажет о жизни художника и чем прославился Исаак Левитан

Исаак Левитан биография кратко

Исаак Левитан родился 18 августа 1860 года в Литве в небогатой, но образованной семье. У него был ещё брат и 2 сестры. Когда ему исполнилось 10 лет, семья переехала в Москву.

В 13 лет Исаак поступил в Московское училище живописи. Его учителями были известные художники — Перов, Саврасов, Поленов. Семья Левитана жила бедно, испытывала нужду, порой денег не хватало даже на еду. А когда родители Левитана умерли, ему платить за обучение стало нечем. Но учителя оценили его талант и освободили от платы и даже помогали ему и его брату и сёстрам.

Больше всего Исааку Левитану нравилось рисовать пейзажи. Они получались у него лучше всего. Вскоре он стал продавать свои картины и так зарабатывать на жизнь.

Весной 1885 года, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания .

Позже Исаак Левитан получил всеобщее признание и звание академика живописи. Он даже преподавал в том училище, котором сам учился.

Когда об ездил в Европу, то посещал и участвовал в художественных выставках, знакомился в живописью современников.

Три года он жил на Волге в городе Плёсе, где очень плодотворно трудился, нарисовав за это время более 200 картин.

Известные картины Левитана : Над вечным покоем, Золотая осень, Март, Весна - большая вода, Вечерний звон, Тихая обитель, Осенний день. Сокольники.

Среди наиболее известных художников мира яркими образами проходят русские живописцы. Великолепные картины мастеров соперничают с шедеврами лучших художников мира, заслуженно получают признание. Здесь представлены живые, дышащие произведения Исаака Ильича Левитана.

Биография и творчество художника Исаака Левитана

В городке Кибарты, Мариямпольского уезда, относящегося к Августовской губернии, проживала небогатая семья евреев. Илья Абрамович (Эльяшив-Лейб) 18 (30). 08.1860 очередной раз стал отцом. Образованный человек старался поддержать детей, всем четверым дать нормальное образование.

Существует несколько иной взгляд на данную семью. Некоторые искусствоведы, историки утверждают, что Исаак не был сыном Ильи Абрамовича Левитана, поскольку ребенок на 5 месяцев был старше младшего брата. Скорее всего, мальчик остался без родителей, родной дядя усыновил племянника. Точная дата/место, где родился Левитан, неизвестно.

Илья Левитан понимал, что хорошее образование получат исключительно курсанты, студенты больших учебных заведений. Семья направилась к столице после рождения мальчиков. Так отец обеспечил возможность обучаться в Московском училище живописи, ваяния, зодчества. Первым приступил к учебе Авель Лейб (1871-го), Исаак – 1873-го.

1875-й принес горе семье: смерть унесла мать. Здоровье покинуло отца. Оставив тяжелый труд железнодорожного рабочего, Илья Абрамович пытался свести концы с концами, занимался репетиторством, оплачивать учебу двух студентов не мог. Училище помогало семье. Ввиду крайней нужды студентов, перевело парней на бесплатное обучение. 3. 02. 1877 тиф забрал отца.

Исаак проходил обучение в «натурном» классе под руководством Перова, позже обучением в пейзажном классе занялся Саврасов. К марту 1877-го студент выставил два шедевра, освещенные прессой, принесшие парню серебряную медаль, финансовую помощь государства (220 рублей).

1879-й принес изменения всем евреям: им запретили проживать на территории столицы. Мастер кисти переехал на дачный участок Салтыковки, взяв сестру с мужем. 1880-го, продав картину «Вечер после дождя», молодой мастер кисти арендовал на Большой Лубянке квартиру с полной меблировкой.

80-е Исаак проводил летние дни на территории Останкино, творя великолепные шедевры. Работы Левитана тех лет разобрали частные коллекции, музеи. К примеру, картина «Полустанок» выставлена среди экспонатов дома-музея Левитана. Там из-под пера вышли:

  • «Дубовая роща. Осень»;
  • «Сосны»;
  • «Дуб».

Получить диплом Исааку помешало безденежье. Весной 1885-го художник переехал в Максимовку, находящуюся рядом с Бабкиным, где часто гостило семейство Чеховых. Так Левитан и Чехов познакомились, стали друзьями-соперниками. Живописец стал болеть, часто напоминало о себе сердце. 1886-го мастер кисти поправил здоровье в Крыму, провел выставку, представив 50 пейзажных полотен. 80-90-е Исаак занимал место учителя пейзажного класса Училища изящных искусств Гунста.

Зимние месяцы 1889-1890-го живописец провел в Европе, путешествуя по французским, итальянским просторам, посетив Всемирную выставку искусства в Париже.

В 1892-м Исааку пришлось переехать из столичной губернии, как «лицу иудейского вероисповедания», сначала в Тверскую, потом во Владимирскую губернии. Художник много общается с Серовым, написавшим потрет Левитана:

1895-й ознаменовала поездка австрийскими, французскими землями.

1896-го художник перенес болезнь тифом, давшим осложнение аневризме сердца. Недуг стал неизлечимым.

Май 1897. Мастер живописи наслаждался проживанием в Курмайор, расположенном рядом с итальянским городом Монблан. 1988-го Левитану присудили звание академика пейзажной живописи.

Зима 1899-го подкосила живописца. Врачи отправили Исаака в Ялту, где он встретился с Чеховым и часто говорил о смерти, поскольку сердце болело постоянно. 22.07 (4.08) 1900 Левитан покинул мир.

Картины Левитана

Левитан много времени проводил на природе. Его больному сердцу хотелось свободы, тишины, веры в лучшее. Самые знаменитые картины Левитана с названиями, открывающими перед зрителями красоту русской земли, находятся в самых знаменитых коллекциях.


Полотно «Золотая осень» показывает великолепный пейзаж, представший перед глазами художника 1895-го возле усадьбы Горка, расположенной на территории Тверской губернии. Экспрессивная, энергичная техника работы, чистый взгляд на природу создали настоящий шедевр.


«Март» — полотно, созданное в усадьбе Горка. Картина представлена Третьяковской галереей. При взгляде на изображение зритель попадает в веселую капель, оживает быт, просыпается земля. Победа веселой весны над холодной стужей зимы представлена в момент перелома на пользу тепла.


Полотно «Над вечным покоем» отображает мысли и чувства художника. Ничтожность человеческих помыслов, быстрое течение жизни, круговорот бытия оставили отпечаток на картине. Серые тучи, церковь, кладбище, холм над тихими водами озерного омута.


Картина «У омута» представляет яркий образец таланта живописца. Представленная 1892-го, поражает натуральностью изображения. Тишина опасного места затягивает, тревога, беспокойство охватывают при длительном любовании полотном. Желание броситься в воду, оставить проблемы, уйти навсегда тихим водным путем закрадываются в сознание зрителя. Опасная красота русской глубинки завораживает своей завершенностью.


Полотно «Березовая роща» — яркий образчик позитивного пейзажного искусства. Блики солнечных лучей, цветы пробуждают желание жить, радоваться новому дню.


Открыть душу Богу, наблюдая закат у монастыря, поможет полотно «Вечерний звон». Чистота образа, тихая гладь речной воды, небольшие челны, подчеркивающие незначительность человеческого существования. Красота, ведущая к Богу.


Монастырь над Волгой, пешая тропа, хрупкий деревянный мост указывают на тернистость жизненного пути человека. Картина «Тихая обитель» дарит успокоение, исцеление мечущейся душе. Спокойствие, вера Богу, надежность Его защиты ощущаются в первые минуты созерцания.


Неоконченное полотно «Озеро» создавалось художником на пороге смерти. Последние мазки не успели закончить работу, оставшуюся навек незавершенным шедевром. Живописец успел передать часть образов, придать им жизнь. Надвигающиеся облака, шумящие заросли камыша, тихая водная рябь выходят на первый план. Тишина, мощь природы оттеняются образами деятельности людей на заднем плане, но остаются главным мотивом.


Чистое поле, уходящая в даль дорога, бесконечность небес, земли составляют основной мотив картины «Владимирка». Символ бесконечного пути, нескончаемого круговорота жизни.


Осенние пейзажи Левитана редко фиксируют четкие человеческие фигуры. Чистая природа воодушевляет мастера, но картина «Осенний день. Сокольники» завоевала признание сразу. Пустынная аллея, пожелтевшие листья, легкий женский силуэт, гармонирующий с природой. Спокойствие, ностальгия пропитывают образ, созданный искусной кистью.

Природа в творчестве Левитана занимает главное место. Работы мастера пропитаны благоговением перед русскими полями, лесами, реками, озерами. После смерти художника были найдены малоизвестные этюды Левитана (300), 40 незаконченных полотен.

Категория

Биография

Знакомство с Чеховыми

Преподавание. Последние годы

В современной культуре

Исаак Ильич Левитан (18 (30) августа 1860 год, Кибартай, Ковенская губерния, Российская империя - 1900, Москва) - великий российский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».

Биография

Семья

Родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибартай (лит. Kybartai) Ковенской губернии (ныне Литва) в образованной, но бедной еврейской семье.

Его отец - Илья Абрамович (Эльяшив Львович) Левитан (1827-1877) - сын раввина, закончил виленское раввинское училище. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. В Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которой занималась французская компания.

Имя матери до нас не дошло. Левитан никогда не называл его. Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей - брат Адольф (Авель-Лейб) и сёстры Тереза и Эмма.

Художественное училище (1873-1885)

Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х перевозит семью в Москву. В 1871 году старший брат Исаака, Авель-Лейб, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой. Осенью 1873 года туда же подал прошение и был принят и 13-летний Исаак.

В училище его учителями были, в числе прочих, Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов, известные русские художники.

В 1875 году умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Оставив по болезни работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей на заработки от репетиторства. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 г. освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». В 1877 умирает от тифа отец Левитана. Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обращает внимание на Левитана и берёт его к себе, в пейзажный класс. В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

«Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» - вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров.

В 1879 году, после покушения Соловьева на государя Александра II, совершённого 2 апреля, выходит царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». 18-летнего Левитана высылают из Москвы.

В летние месяцы 1880-1884 годов он писал с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, НГХМ), «Дуб» (1880, ГТГ), «Сосны» (1880, частное собрание). Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, ГТГ), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, ГТГ).

«Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников» , - пишет Константин Паустовский.

Весной 1885 года в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания.

Знакомство с Чеховыми

Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле 1885 года Левитан поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. А. С. Киселёв, племянник дипломата графа П. Д. Киселёва, служил в тех местах земским начальником; его жена - Мария Владимировна, дочь В. П. Бегичева.

Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжалось всю жизнь. Брат Антона Чехова, Михаил, также живший в Бабкине, описал в своих воспоминаниях вечернюю прогулку в Максимовку к Левитану.

Поразительно, что Бабкино сыграло выдающуюся роль и в художественном развитии творца школы русского пейзажа И.И.Левитана. Верстах в трех от Бабкина, по ту сторону реки, на большой Клинской дороге, находилась деревня Максимовка. В ней жил горшечник Василий, горький пьяница, пропивавший буквально все, что добывал, и не было времени, когда бы его жена не ходила брюхатой. Совершенно независимо ни от кого художник Левитан отправился летом на этюды и поселился у этого горшечника. Как известно, на Левитана находили иногда припадки меланхолии. В таких случаях он брал ружье и уходил на неделю или на две из дому, пропадал неизвестно где и не возвращался до тех пор, пока жизненная радость не осеняла его снова. Или же он сидел, мрачный и молчаливый, дома, в четырех стенах, и ни с кем не общался, или же, как дух изгнанья, окрестив на груди руки и повесив голову, блуждал в одиночестве невдалеке.

Случилось так, что дождь лил несколько дней подряд, унылый, тоскливый, упорный, как навязчивая идея. Пришла из Максимовки жена горшечника пожаловаться на свои болезни и сообщила, что ее жилец Тесак (Исаак) Ильич захворал. Для Чеховых было приятным открытием, что Левитан находился так близко от Бабкина, и А.П. захотелось его повидать. Мы уже отужинали, дождь лил как из ведра, в большой дом (к Киселевым) мы не пошли, и предстоял длинный вечер у себя во флигеле.

А знаете что, - вдруг встрепенулся А.П., - пойдемте к Левитану.

Мы - А.П., брат Иван и я - надели большие сапоги, взяли с собой фонарь и, несмотря на тьму кромешную, пошли. Спустились вниз, перешли по лавам через речку, долго шлепали по мокрым лугам и затем по болоту и наконец вошли в дремучий Дарагановский лес. Было дико в такую пору видеть, как из мрака к фонарю протягивались лапы столетних елей и кустов. А дождь лил как из ведра. Но вот и Максимовка. Отыскали избу горшечника, которую узнаем по битым вокруг нее черепкам, и, не постучавшись и не окликнув, вламываемся к Левитану, чтобы сделать ему сюрприз, и направляем на него фонарь.
Левитан вскакивает, хватает револьвер и наводит его на нас. А затем, узнавши нас, он хмурится от света и говорит:

Чегт знает, что такое... Какие дугаки. Таких еще свет не пгоизводил...

Мы посидели у него, посмеялись, А.П. острил много, и благодаря нам развеселился и Левитан.

А несколько времени спустя он переселился к нам в Бабкино и занял отдельный маленький флигелек. Один из бабкинских обитателей по этому поводу написал стихи:

А вот и флигель Левитана,
Художник милый здесь живет,
Встает он очень-очень рано,
И, вставши, тотчас чай он пьет

А.П. написал вывеску и прибил ее над дверью флигелька: «Ссудная касса купца Левитана».

Такую экскурсию, какую мы совершили в Максимовку, можно было предпринимать только будучи молодыми и очень веселыми.

В середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье - у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей.

Волга, Плёс, Европа (1887-1890)

В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту, он отправляется на Волгу. Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры). Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…»

Однако на следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 года Левитан вместе со своими друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка - Плёса, где было решено задержаться и пожить некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888-1890), приезжая туда ещё дважды.

Около 200 работ, выполненные им за три лета, проведённых в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов.

Существует мнение, что картина «Над вечным покоем», изображающая надвигающееся штормовое облако, является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.

С конца 1889 года по начало 1890 года Левитан впервые совершил поездку в Западную Европу, посетив Францию и Италию. Он отправился туда для того, чтобы ознакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в то время в Париже Всемирной выставке. Вероятно, особенно интересовали его устроенная там ретроспективная экспозиция творчества давно любимых им художников барбизонской школы - Камиля Коро, Жана-Франсуа Милле, Теодора Руссо и произведения импрессионистов. По свидетельству Нестерова, поездка придала ему «более уверенности в себе. Там, на Западе, где искусство действительно свободно, он убедился, что путь, намеченный им раньше, верен» .

Передвижники, высылка из Москвы

В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в Трёхсвятительском переулке.

К весне 1892 года Левитан закончил картину «Осень» (начатую ещё осенью 1891) и выставил её на ХХ Передвижной выставке вместе с тремя другими картинами «У омута», «Лето» и «Октябрь».

В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.

В 1892 году в истории дружбы Левитана и Чехова произошёл эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с тем, в сюжете рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и её мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.

В 1892-83 в мастерской в Трёхсвятительском переулке Серов написал известный портрет Левитана.

Лето 1893 он провёл в усадьбе Панафидиных в деревне Курово-Покровское Тверской губернии. Там он познакомился с В. Н. Ушаковым - владельцем усадьбы Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (ныне Порожкинского сельского поселения).

Летом 1894 Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой вновь приехал в эти места и поселился у Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера. Там, на озере Удомля и Островенском озере, сформировался сюжет картины «Над вечным покоем».

В имении Ушаковых разыгралась любовная драма. Невольным свидетелем этой драмы стала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, приглашенная Софьей Петровной. В соседнее имение Горка (в полутора километрах от Островно) приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерьми, - семья зам. градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшего усадьбой Горка. У Левитана завязался роман с Анной Николаевной Турчаниновой. Расстроенная Кувшинникова вернулась в Москву и больше никогда не встречалась с Левитаном.

Т. Л. Щепкина-Куперник так описала завязку и развитие последующих событий:

«Идиллия нашей жизни к середине лета нарушилась. Приехали соседи, семья видного петербургского чиновника /Ивана Николаевича Турчанинова/, имевшего поблизости усадьбу. Они, узнав, что тут живет знаменитость, Левитан, сделали визит Софье Петровне, и отношения завязались. Это была мать и две очаровательные девочки наших лет. Мать была лет Софьи Петровны, но очень songni, с подкрашенными губами (С.П. краску презирала), в изящных корректных туалетах, с выдержкой и грацией петербургской кокетки... И вот завязалась борьба.
Мы, младшие, продолжали свою полудетскую жизнь, а на наших глазах разыгрывалась драма... Левитан хмурился, всё чаще и чаще пропадал со своей Вестой /собакой/ «на охоте». Софья Петровна ходила с пылающим лицом, и кончилось всё это полной победой петербургской дамы и разрывом Левитана с Софьей Петровной...
Но и дальнейший роман Левитана не был счастлив: он осложнился тем, что старшая дочка героини влюбилась в него без памяти и между ней и матерью шла глухая борьба, отравившая все последние годы его жизни.
А много лет спустя, когда ни Левитана, ни Кувшинниковой уже не было в живых, - я... описала их историю в рассказе «Старшие», напечатанном в «Вестнике Европы»: теперь можно в этом сознаться!»

Исаак Ильич переселился в имение Турчаниновых. У впадения в озеро ручья, который разделял земли усадьбы Турчаниновых, специально для Левитана был построен двухэтажный дом под мастерскую, т.к. в усадьбе не было больших комнат для работы (мастерскую в шутку называли «синагога»). Мастерская сгорела, как вспоминают, ещё при Турчаниновых в начале 1900-х.

В январе 1895 года благодаря Щепкиной-Куперник Левитан помирился с Чеховым. Щепкина-Куперник, собираясь в Мелихово к Чеховым, заехала в московскую мастерскую Левитана посмотреть удомельские этюды и уговорила его ехать вместе. Друзья встретились, обнялись, и дружба возобновилась.

В 1895 году художник совершил поездку в Австрию и во Францию.

В середине марта 1895 Левитан снова приехал в Горку. Именно тогда за несколько сеансов он написал с дома Турчаниновых картину «Март».

Но «сильнейшая меланхолия доводила его до самого ужасного состояния». 21 июня 1895 года Левитан сымитировал попытку самоубийства - стрелялся. То, что «попытка самоубийства» было театральным жестом, свидетельствует и сообщение врача И.И. Трояновского, который, вспоминая об этом, писал 8 декабря 1895 года: «... я вообще следов раны у него не видал, слышал от него об этом, но отнёсся к этому, как к покушению «с негодными средствами» или как к трагической комедии» . По просьбе самого Левитана и последующей просьбе Анны Турчаниновой в Горки приехал и навестил друга Чехов. Антон Павлович убедился, что опасности для жизни нет, погостил 5 дней и вернулся в Москву потрясенный происшедшим. После посещения усадьбы Горка, Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», вызвавшие обиду у Левитана.

В августе Левитан написал «Ненюфары», а осенью на р. Съеже в полукилометре от усадьбы - «Золотую осень».

Также в 1895 году Левитан переписал картину «Свежий ветер. Волга».

Картины Левитана «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и другие купил П. М. Третьяков.

В 1896 в Одессе состоялась совместная выставка Исаака Левитана, Виктора Симова и Александра Попова.

Левитан на несколько недель ездил в Финляндию, где написал картины: «Крепость. Финляндия» (крепость Олавинлинна в Савонлинне), «Скалы, Финляндия», «Море. Финляндия», «Пунка-Харью. Финляндия» (в частном собрании). В 1897 художник закончил картину «Остатки бывалого. Сумерки. Финляндия».

В 1896 после вторично перенесенного тифа усилились симптомы аневризмы сердца. Болезнь стала тяжёлой и неизлечимой.

В начале марта 1897 в одном из писем Чехова появились строки: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…» . Левитан же в начале марта был в Москве, встречался с П. М. Третьяковым.

В мае 1897 года Левитан в Италии - в городке Курмайор, вблизи Монблана.

Преподавание. Последние годы

В 1898 Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» - большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Один из учеников вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком… Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые» . Служил преподавателем в Училище изящных искусств А. О. Гунста.

Зимой 1899 врачи послали Левитана в Ялту. В Ялте тогда жил и Чехов. Старые друзья встретились отчуждённо. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти. Сердце его болело уже почти непрерывно.

Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке. 8-17 мая 1900 года Чехов навестил тяжело больного Левитана. Всё лето, с июня, в русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонировались картины художника.

22 июля (3 августа) 1900 года в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа - «Озеро. Русь.» - осталась не законченной.

Исаак Левитан был похоронен 25 июля 1900 на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. На похоронах были художники Валентин Серов (приехавший на похороны из-за границы), Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Илья Остроухов, Николай Касаткин, Леон Пастернак, В. В. Переплетчиков, Константин Юон, Витольд Бялыницкий-Бируля, художественный критик П. Д. Эттингер, ученики, знакомые, почитатели таланта художника.

В 1901 прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Кроме ранее экспонировавшихся, некоторые произведения были выставлены там впервые, среди них неоконченное полотно «Озеро» (1900).

Через 2 года, в 1902 году, Авель Левитан установил памятник на могиле брата.

22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище. С тех пор могила Исаака Левитана соседствует с могилами его друзей Чехова и Нестерова.

Вопреки распространенному мифу, Левитан не придерживался религиозного запрета на изображение людей. Он даже написал «Автопортрет» (1880).

В 1904 мастерская Левитана в усадьбе Горка Тверской губернии сгорела.

В честь И.Левитана названа улица в Тель-Авиве.

Наиболее известные произведения

  • Осенний день. Сокольники (1879)
  • Вечер на Волге (1888, Третьяковка)
  • Вечер. Золотой Плёс (1889, Третьяковка)
  • Золотая осень. Слободка (1889, Русский музей)
  • Берёзовая роща (1889, Третьяковка)
  • После дождя. Плёс (1889, Третьяковка)
  • У омута (1892, Третьяковка)
  • Владимирка (1892, Третьяковка)
  • Вечерний звон (1892, Третьяковка)
  • Над вечным покоем (1894, Третьяковка). Собирательный образ. Использован вид на оз. Островно и вид с Красильниковой горки на озеро Удомля, Тверская губ.
  • Март (1895, Третьяковка). Вид ус. «Горка» Турчанинова И. Н. близ с. Островно. Тверская губ.
  • Осень. Усадьба.(1894, Омский музей). Вид ус. «Горка» Турчаниновых близ с. Островно. Тверская губ.
  • Весна - большая вода (1896-1897, Третьяковка). Вид реки Съежа в Тверской губ.
  • Золотая осень (1895, Третьяковка). Река Съежа вблизи ус. «Горка». Тверская губ.
  • Ненюфары (1895, Третьяковка). Пейзаж на оз. Островно у ус. «Горка». Тверская губ.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893-1895, Третьяковка). Церковь в с. Островно. Тверская губ.
  • Озеро Островно (1894-1895, ус. Мелихово). Пейзаж от ус. Горка. Тверская губ.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893-1895, Русский музей). Церковь в с. Островно от ус. Островно (Ушаковых). Тверская губ.
  • Последние лучи солнца (Последние дни осени) (1899, Третьяковка). Въезд в деревню Петрова Гора. Тверская губ.
  • Сумерки. Стога (1899, Третьяковка)
  • Сумерки (1900, Третьяковка)
  • Озеро. Русь. (1899-1900, Русский музей)

Галерея

В современной культуре

  • В советском мультфильме «Лягушка-путешественница» по мотивам сказки В. М. Гаршина персонажи, описывая Юг - «край, напоминающий рай», упоминают лесистые холмы (или болота), «словно сошедшие с картины Левитана».
  • Текст композиции «Владимирская Русь» (1986) знаменитой российской рок-группы «Черный кофе» является по сути творческим пересказом картины Левитана «Над вечным покоем».

Великий мастер русского пейзажа Исаак Ильич Левитан родился в большой и дружной еврейской семье в заштатном литовском городке у самой польской границы. Его «нерусское» происхождение до конца жизни будет причиной унижений и лишений, но не заставит его покинуть страну, которая всегда была для него источником вдохновения, несмотря ни на что.

Финансовые трудности заставили семью художника переехать в , где в возрасте 13 лет Левитан поступает в Художественное училище. Годы учебы были полны и успехов и неприятностей. Не всем педагогам нравилось, что их ученик еврей. А увлечение Левитана русским пейзажем казалось мэтрам наигранным и неискренним. Повезло мастеру с главными педагогами – , и . Они сумели разглядеть в первых робких и неуверенных мазках школяра будущий талант, поэтому относились к студенту Левитану по-особенному.

Ранняя смерть родителей едва не перечеркнула планы на образование. Помогли преподаватели и друзья. Молодой художник работает не покладая рук. В конце 70-х годов 19 века Левитан знакомится с Чеховым. Это знакомство было важным для обоих. Трудно себе представить более духовно близких людей, одинаково талантливых, одинаково тонко чувствующих красоту.

Во время ученической выставки в 1879 году одну из работ студента Левитана (Осенний день. Сокольники.) за 100 рублей покупает сам Третьяков. Казалось бы, с этого момента жизнь должна измениться к лучшему. Но нет, в этом же году Левитана, как и всех евреев, высылают из Москвы. Только через год, благодаря хлопотам влиятельных друзей, ему удалось вернуться обратно.

В период с 1880 по 1885 годы художник создает свои известные полотна «Осень», «Сосны», «Первый снег». Мастер становится известным, его работы популярны. В 85-м году, вместо диплома художника, училище выдает Левитану диплом «учителя чистописания». Очередное унижение сказывается на здоровье художника. Он уезжает в Крым. Результатом этой поездки стала серия пейзажей, получившей восторженные отзывы критиков.

Следующий успех – картины «волжского» периода жизни. Благодаря многочисленным работам, созданным в окрестностях города Плес, Левитан окончательно избавляется от финансовых трудностей, становится знаменитым. Теперь художник отправляется в Европу. Там он знакомится с лучшими образцами французского пейзажа. Поиски импрессионистов оказываются очень близкими по духу мастеру.

В самом начале 90-х годов Левитан вступает в общество «передвижников». На выставках объединения появляются его шедевры: «У омута», «Лето», «Октябрь». А затем снова высылка из Москвы. На этот раз за художника хлопотали настолько влиятельные друзья, что вынужденная ссылка в Тверской и Владимирской губерниях продлилась недолго, но унижение еще больше подорвало здоровье. Именно в своей вынужденной ссылке Левитан пишет одну из самых своих глубоких и талантливых работ – .

В 1894 году художник создает полотно, которое принято считать вершиной его творчества – «Над вечным покоем». Никто из , до Левитана, не приближался в своем творчестве к такой высокой поэтичности и чувственности в изображении природы.

В последующие годы художник трудится не покладая рук – , «Золотая осень», «Свежий ветер. Волга» - это лишь те, что были при жизни мастера признаны шедеврами. В 1898 году Исаак Левитан получает звание академика и право преподавать в Художественном училище. Но здоровье у него к этому времени было совершенно расстроено.

Свою последнюю работу, наполненную солнечным оптимизмом и теплотой – - он так и не закончил. Сердце великого русского художника Исаака Ильича Левитана остановилось 4 августа 1900 года.