Интимный патриотизм что значит в литре. Что такое патриотизм и в чем он проявляется

Поздравляем с Днем защитника Отечества!


В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.

  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране , к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли».
    Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее . По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить.
    Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно .
    Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте . Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны.
    Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в способности гордиться своей страной, защищать ее ценности, в первую очередь свободу и независимость, чтить и хранить вековые традиции . Традиции - это оплот любой нации. Человек, люди, страна – тот, кто отказывается от своих традиций, своих национальных ценностей и святынь, рискует лишиться своих «корней» в истории, своей свободы и независимости, так как рано или поздно начнет жить в пространстве традиций, идеалов и ценностей других наций. Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации.
    Чтобы страна самостоятельно развивалась, необходимо охранять и отстаивать традиции, территорию, культуру, язык, верования. Это способны сделать те, кто грамотно выстраивает свои взаимоотношения со страной , в которой живет и на благо которой трудится. Таким образом, происходит становление Гражданина своей страны. Человек занимается познанием себя и поиском своего места в стране, жизни. У человека как гражданина своей страны формируется чувство ответственности за свои поступки, за верность идеалам и сохранность собственных традиций и ценностей. А это воспитывает личность, делает ее совершеннее. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в способности испытывать возвышенные чувства к собственной стране, к ее природе, культуре. Эти чувства проявляются в переживаниях, сопричастности, эмоциональных откликах на происходящие события. Патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам можно отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям. Чувство патриотизма делает человека активным, готовым отстаивать дорогие его сердцу ценности. Чувство патриотизма как и другие светлые чувства является необходимым условием развития и становления человека как личности. Ведь формирование чувств идет через осмысление и освоение определенных ценностей общества, а также через творческое открытие человеком новых ценностей. Происходит духовное совершенствование личности. Поэтому патриотом быть выгодно .

А вот мнение, которое выразил в своей авторской работе участник нашего конкурса «Я – писатель» Андрей Сёмин из Нижнего Новгорода, учащийся 10 «А» класса средней общеобразовательной школы №45. Здесь приведен отрывок из сочинения автора «Патриотизм».

Патриотизм! Чувство, которое должно быть у любого уважающего себя человека. Чувство гордости и сопереживания за свою страну, своей страной, вместе со своей страной. И мне кажется, что чем больше человек любит свою Родину, готов за нее отдать свою жизнь, убить врага во благо своей Родины при вероломном нападении или дерзкой вылазке в ее стан, тем больше человек получает духовных сил, нравственных впечатлений, прямого контакта с культурой, историей и сердцем своей Родины. Мне кажется также, что сегодня человек не только может, но и должен всеми своими средствами души и тела восхвалять свою Родину. Ведь именно она, Родина, дает жизнь. Ведь именно она, Родина, дает возможность проявить себя.
Всегда нужно быть активным, любознательным к богатствам святой земли Русской. Нужно проявить себя как гражданин, как патриот – это не просто важно. Это необходимо.
Россия. Как много в этом слове. Богатая история и великая культура, кровавые войны и революции и подвиги русского народа. Очень многие люди умирали с этим великим словом на устах. Мы живем в великой стране с богатым историческим опытом. И не случайно многие поэты и писатели размышляли о судьбе своей Родины. И если бы мне довелось сейчас увидеть Николая Васильевича, то я бы на его вопрос «Русь, куда ж несешься ты?» ответил следующее: «В ту даль, где свет и жизнь трепещет, и где лишь разум со душою говорит».

Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».

Давайте задумаемся и ответим себе на следующие вопросы:

  • Почему в последние десятилетия сильно понижен «градус» патриотизма? А он, безусловно, влияет на все стороны нашей жизни, в том числе и спортивной, что хорошо доказывают «успехи» нашей сборной в Ванкувере.
  • В чем сходство и различие понятий «патриот» и «гражданин»?
  • В чем заключается и как должен проявляться патриотизм именно школьника?
Дорогие школьники!
  • Согласны ли вы с тезисом, что патриотом быть жизненно необходимо?
  • Ответьте, пожалуйста, в комментариях на вопрос: «К какой из двух групп, представленных в нашей статье

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ

1.Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Какова цель гражданского воспитания школьников?

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся семья общество и школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у растущего человека ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Какими качествами должен обладать гражданин?

Смысл гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе

– внутреннюю свободу;

– чувство собственного достоинства

– дисциплинированность,

– уважение к государственной власти,

– любовь к Родине и стремление к миру

– гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Ответьте на вопросы

Что такое внутренняя свобода, чувство собственного достоинства и в как эти качества проявляются в сознании и поведении человека. Какими еще личностными качествами должен, на ваш взгляд, обладать гражданин

Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций

Из каких компонентов складывается гражданское воспитание?

– патриотическому воспитанию,

– формированию культуры межнационального общения,

– правовой культуры,

– политической культуры.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения

В чем состоит сущность понятия «патриот»?

В толковом словаре В. И.Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

В чем проявляется патриотизм?

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине.

Патриотизм преплолоагает не только любовь к родине, но и уважительно отношение к другим странам, народам культурам. Истинный патриот не может любить свою родину пи презирать или ненавидеть другие станы и народы. Поэтому составной частью патриотического воспитания является воспитание культуры межнационального общения

Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму (найдите значение и происхождение этого слова в словаре иностранных слов или википедии). В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме уважение и солидарность с другими народами и странами (Солидарность – активное сочувствие чьим-л. действиям или мнениям; общность интересов, единодушие).

Ответьте на вопросы.

Какое место в структуре воспитания патриотизма и культуры межнационального общения занимает воспитание толерантность. В чем проявляется это личностное качество. Есть ли в русском языке смысловые аналоги этому слову

В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.


  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли». Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно.

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее. По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить. Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно. Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны. Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно.


Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».

любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. При переходе племен к оседлому земледельческому быту патриотизм получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент патриотизма – привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но, не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного, человечного существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение, отечество не было только географическим и этнографическим термином – оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, был более или менее отдаленной трансформацией умершего родоначальника. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и патриотизм совпадал с благочестием. Не культ зависел от родины, а родина, как таковая, создавалась культом: отечество было землей отцовских богов, и потому беглецы, уносившие с собой этих богов, через них основывали новое отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством для завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами. Мирный синкретизм различных культов, преобладавший у эллинов, также содействовал ослаблению местного патриотизма. К концу древнего мира греческое смешение и римское поглощение привели к образованию двоякого патриотизма, окончательно упразднившего этнографические и географические границы: патриотизм общей государственности и патриотизм высшей культуры. В сознании пророков и апостолов первое, земное отечество должно было погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем царствии Божьем. К познанию и созиданию этого царства призывались равно все народы, и этим освящался патриотизм национальный, но лишь под условием всечеловеческой солидарности, т.е. как любовь к своему народу не против других, а вместе со всеми другими. Не только для исполнения, но и для сознания большинством человечества этого высшего требования нужен был еще не окончившийся доныне переходный процесс, характеризуемый преобладанием исключительно национального патриотизма и враждебного соперничества народов. В средние века вражда народов не имела принципиального значения, уступая теократической идее царства Божия в двух ее исторических материализациях – церковной и государственной. Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала, но решительно подчинялась в нравственном сознании требованиям высшего универсального порядка. Как некогда пророк Иеремия проповедовал евреям политическое самоотречение и покорность чужому завоевателю, как Исайя видел спасителя своего народа в персидском царе Кире, так величайший патриот Италии, Данте, призывал для спасения своего отечества немецкого императора из-за Альп. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога, теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения. Такое идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель. В историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физической невозможностью. Сознание и жизнь приготавливаются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы».

от греч. patriotns - соотечественник) - чувство любви к родине, идея, сознание гражд. ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов. П. сплачивает соотечественников перед лицом внешнего врага - чужеземных захватчиков, а также объединяет прогрессивные классы и социальные слои в борьбе с внутр. угнетателями, являющимися худшими врагами родины, за процветание отечества, свободу народа, прогресс культуры. Ист. почвой, на к-рой возник и развивается П., служит наличие различных отечеств. делящих человечество по принадлежности к определенной стране, гос-ву. По характеристике В. И. Ленина, П. - это "... одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тясячелетиями обособленных отечеств" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190 (т. 28, с. 167)). Элементы патриотич. чувств начали формироваться в глубокой древности, особенно с возникновением гос-в. В период феодализма в ходе освободит. борьбы народов с иноземными вторжениями начали закладываться общенац. патриотич. традиции. Формирование П. слав. народов и венгров шло под знаком борьбы с тур. нашествием и нем. "дранг нах остен". В освободит. борьбе против монг.-тат. ига, наступления нем. рыцарей, а позднее (в условиях крепнущих нац. связей Рус. гос-ва) - в борьбе с польской интервенцией, шведскими захватчиками (17 в.), с армией Наполеона в 1812 складывался П. рус. народа. Патриотич. движения в период феодализма и даже на заре капитализма еще принимали нередко религ. обличье (см. Гуситское революционное движение, Реформация). В период абсолютизма в среде правящих классов России процветал лицемерный "казенный П.", ставивший интересы престола, царской династии превыше интересов родины и народа. Старые формы П., связанные с верноподданнич. чувством, с приверженностью к определенному вероучению и выражавшиеся в пресловутой формуле "За веру, царя и отечество", преодолевались в ходе антифеод. бурж.-демократич. движений. Главным в П. эпохи нац.-освободит. движений в Европе стала нац. идея "защиты отечества", т. е. защиты освобождающейся бурж. нации против внешних сил феод. контрреволюции. Ист. признание эта идея, отразившая рост гражд. самосознания масс, получила в войнах франц. бурж. революции конца 18 в., в итал. нац.-освободит. войнах 19 в., в польском освободит. восстании 1863-64 против гнета российского царизма и т. п. Патриотич. движения зап.-европ. народов в период поднимавшегося капитализма увенчались созданием независимых нац. гос-в. История народов СССР показывает, как в конкретно-ист. условиях совместной борьбы с общими внеш. врагами патриотич. устремлениям ряда народов (украинцев, армян, грузин и др.) соответствовало их объединение с рус. народом в рамках единого гос-ва. Но до Вел. Окт. социалистич. революции 1917 бесправное положение угнетенной нации, клас. и нац. антагонизмы препятствовали формированию у народов, населявших Росс. империю и связанных общностью ист. судеб, общего для всех нар. масс патриотич. сознания. С решением задач бурж.-демократич. движений и вступлением капитализма в его империалистич. стадию интересы народа, родины, нац. культуры и языка становились все более чуждыми империалистич. буржуазии. В зависимости от конкретных условий клас. борьбы в стране и на междунар. арене буржуазия в своекорыстных клас. целях либо эксплуатирует патриотич. чувства масс, проповедуя "классовый мир" внутри страны и разжигая вражду и рознь между народами (см. Национализм, Шовинизм), либо отрекается от П., выдвигая принцип "где хорошо, там отечество" (космополитизм), либо идет (особенно перед лицом восставшего пролетариата) на прямое предательство родины, вступая в сделки с какими угодно чужеземцами. Бурж. обществ. сознанию свойственна националистич. форма П., к-рая придает абсолютное значение нац. моментам, ставя их превыше интересов классов и клас. борьбы. Бурж. П. препятствует сплочению прогрессивных слоев общества в борьбе со "своими" угнетателями и исключает клас. солидарность с др. народами. Бурж.-националистич. отношение к родной стране породило среди мелкобурж. слоев, среди реакционно настроенной интеллигенции и такую разновидность П., как т. н. "квасной П.", выражающийся в преклонении перед устаревшими, архаичными формами нац. культуры, отжившими традициями, мешающими обществ. прогрессу. Продолжателем лучших патриотич. традиций народов, выработанных веками борьбы с чужеземными и отечеств. угнетателями, является пролетариат - класс, преисполненный "благородным национальным чувством" (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 11, с. 191), чувством нац. гордости (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 107 (т. 21, с. 85)). Особенность патриотич. сознания пролетариата определяется тем, что в условиях капитализма "рабочие не имеют отечества" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 444). Как разъяснял Ленин, существо этого положения Маркса и Энгельса означает, что в условиях капитализма экономич. положение рабочего класса не национально, а интернационально, его клас. враг интернационален; условия его освобождения тоже; интернац. единство рабочих важнее национального (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 49, с. 324 (т. 35, с. 196)). Вместе с тем марксисты указывают, что интернац. обязанности пролетариата не противоречат его нац. патриотич. задачам. Ленин указывал, что "Пролетариат не может относиться безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы, следовательно, ему не могут быть безразличны и судьбы его страны" (там же, т. 17, с. 190 (т. 15, с. 172)). Выступая наиболее последовательным защитником народа от всех форм клас. и нац. угнетения и борясь против них всеми революц. средствами вплоть до справедливых нац.-освободит. и гражд. войн, пролетариат вырабатывает новый тип П., к-рый проникнут идеями интернац. солидарности и свободен от нац. узости. В эпоху империализма, в связи с 1-й мировой войной, вопрос о П. стал объектом острой клас. борьбы между пролетариатом и буржуазией. Бурж. лозунгу "защиты отечества", т. е. поддержки реакц. пр-в в несправедливой, империалистич. войне, большевики и др. революц. марксисты противопоставили лозунг поражения "своих" пр-в и превращения империалистич. войны в гражданскую. Этот лозунг выражал ту истину истории, что патриотич. устремления народов могут быть осуществлены не на путях взаимного истребления ради выгод капиталистов, а в совместной революц. борьбе против клас. господства империалистич. буржуазии. В период империализма вполне закономерны вместе с тем национально-освободительные и отечественные войны, патриотические движения рабочего класса, трудящихся, направленные против агрессивных устремлений империалистических держав. В результате победы Окт. революции 1917 в России рабочий класс впервые в истории обрел свое подлинное, социалистич. отечество, к-рое служит основой развития сов. социалистич. П. Формулируя отношение рабочего класса к социалистич. отечеству, Ленин указывал: "Мы - оборонцы теперь, с 25 октября 1917 г., мы - за защиту отечества с этого дня" (там же, т. 35, с. 395 (т. 27, с. 42)). Сов. П., в к-ром любовь к Родине органически слилась с преданностью Сов. власти, делу социализма, явился могуществ. фактором в борьбе нар. масс за защиту завоеваний Окт. революции в ходе гражд. войны 1918-20 против белогвардейцев и интервенции империалистич. держав, в борьбе за построение социалистич. общества. "Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это - настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы. Без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это лучший революционный патриотизм" (там же, т. 42, с. 124). Формирование советского П. происходило в трудном процессе преодоления националистических и шовинистических пережитков, былой национальной розни, в борьбе с узкопатриотическими настроениями, свойственными мелкой буржуазии. Сов. социалистич. П., качественно отличный от всякого другого, - высший тип П. Факторами, обеспечившими утверждение сов. П. в качестве неотъемлемого элемента обществ. сознания в СССР, послужили коренные революц. преобразования в экономике, клас. структуре, нац. отношениях в ходе построения социализма, приведшие к образованию новой историч. общности людей, сов. народа. Жизненность и силу сов. П. особенно ярко раскрыла Вел. Отечеств. война 1941-45 против нем.-фаш. захватчиков. Сов. П. - общенар. чувство, присущее рабочему классу, колх. крестьянству, нар. интеллигенции. Его разделяют в равной мере все нации и народности, населяющие Сов. гос-во. Сов. П. преломляется у каждой социалистич. нации через ее нац. особенности. Сочетая в себе интересы отдельных национальностей с их общими коренными интересами, сов. П. обеспечивает прочную духовную связь между народами СССР, их морально-политич. единство и дружбу. Преданность социалистич. строю, идеям коммунизма - определяющая черта как сов. П., так и пролетарского интернационализма. Вследствие этого в социалистич. идеологии патриотическое не противостоит интернациональному, а органически совпадает с ним. Патриотич. воспитание масс предполагает борьбу против проявлений и пережитков всякого бурж. национализма и шовинизма, против тенденций к нац. ограниченности и исключительности, против космополитизма, против обычаев и нравов, мешающих коммунистич. строительству. В совр. эпоху неизмеримо возросло значение П. в жизни народов. Социалистич. революции в ряде стран Европы и Азии выросли непосредственно из патриотич. борьбы их народов против нем.-фаш. захватчиков и япон. милитаристов в годы 2-й мировой войны. П. нар. масс принадлежит ист. роль в крушении колониальной системы и завоевании народами политич. независимости в дальнейшей борьбе против империализма, за экономич. самостоятельность. Особенность развития социалистич. П. в социалистич. странах заключается в том, что оно происходит в условиях, когда "общие интересы народов социалистических стран, интересы дела социализма и мира требуют правильного сочетания в политике принципов социалистического интернационализма и социалистического патриотизма" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 52). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 444, т. 11, с. 191; их же, Избранные письма, М., 1953, с. 177-79; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 451-52 (т. 13, с. 437); т. 17, с. 190, 194-95 (т. 15, с. 171-72, 176); т. 23, с. 61-62, 175-76 (т. 19, с. 33-34, 83-84); т. 35, с. 395-97 (т. 27, с. 42-44); т. 37, с. 74-76, 190 (т. 28, с. 67-68, 167); т. 39, с. 228-29 (т. 30, с. 48-49); т. 42, с. 124; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Кравцев И. Е., Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм, К., 1965. Е. Г. Панфилов. Москва.