Интервью с медсестрой наташей кузнецовой. Секреты главной медсестры Интервью со старшей медсестрой 67 больницы

Накануне Международного женского дня мы поговорили с главной медсестрой саратовской городской больницы №6 им.академика В.Н.Кошелева Зоей Курышовой обо всем, что относится к работе прекрасных дам. А так же: отношении пациентов, современных реалиях медицины в стиле «Знали, куда шли!», зарплатах и перспективах эффективного сотрудничества медиков и пациентов. Зоя Павловна посвятила своей работе порядка 30 лет, отмечена нагрудным знаком «Отличник здравоохранения» и не представляет жизни без больницы, своих коллег и подопечных.

– Зоя Павловна, начнем с вас. Как вы попали в медицину?

– В городе, где я родилась и выросла, есть филиал медицинского училища. Подруга моей мамы работала там преподавателем, и я незаметно для себя тоже заинтересовалась. Приходила, слушала лекции. Любила заходить в гости к своей старшей подруге, которая там училась, смотреть на всю эту красоту: шприцы, ампулы, аптечки. Белый халат, медицинские шапочки – все вызывало священный трепет. Поэтому решение стать медсестрой стало само собой разумеющимся. Хотя в моей семье медиков не было и нет до сих пор. А я за все эти годы только утвердилась в том, что правильно выбрала профессию.

– Что нужно сделать, чтобы стать главной медсестрой?

– Для начала нужно работать и любить свою работу. Я окончила медучилище в 88-м году и приехала по распределению в 6-ю горбольницу. Попала в приемное отделение – это аванпост медучреждения. Адаптация у всех проходит по-разному, что в первую очередь зависит от коллектива. Мне повезло: нашей старшей сестрой была Жиганова Ольга Николаевна, очень серьезная женщина, требовательная. Установка была такая, что все домашние дела остаются за воротами, на работу ты приходишь работать, а не чай пить, расслабляться нельзя. Этот подход с тех пор и вошел в привычку. Потом были отделения плановой хирургии, травматологии, пост старшей медсестры операционного блока, Центра лазерной хирургии. Я работала и в манипуляционном кабинете, в перевязочном, была палатной медсестрой. Люди думают, что медсестра – эта та, кто делает укол, на самом деле в нашей работе есть разные направления, мне, к счастью, удалось познать нюансы практически каждого из них.

– У вас есть высшее медсестринское образование?

– Да, я с отличием окончила Институт сестринского образования при СГМУ уже во взрослом возрасте. Считаю, что высшее образование необходимо каждой медсестре. Чтобы просто работать в отделении, достаточно, конечно, и средне-специального образования, курсов повышения квалификации, но все же высшее образование – не пустой звук. Обучение дает много знаний в сфере менеджмента и управления персоналом. Мир меняется и сейчас стоит много вопросов в области медицинской психологии, этики и деонтологии.

– Что вы имеете в виду?

– Начнем с простого. Раньше сотовых телефонов не было, сейчас же все: от мала до велика имеют гаджеты. Медсестра не должна находиться на рабочем месте с телефоном в обнимку, лишних разговоров, смс-переписок, не относящихся к делу, быть не должно. Но больница – не военная организация, и прямого запрета на телефоны нет. Работник должен сам осознавать, что обсуждение личных дел на виду у пациентов недопустимо. Как этого добиться?

Как добиться того, чтобы у людей не наступало профессиональное выгорание, не менялось отношение к больным? Работа нервная, и, бывает, через три года человек начинает ненавидеть все вокруг. Что делать? Это актуальные вопросы для многих медиков. И будущее я вижу в создании кабинетов психологической помощи для них. Нашим пациентам всегда доступен клинический психолог, а для сотрудников больницы пока такого нет. Хотя нагрузки чрезвычайные. У многих график работы, как в анекдоте: «Если ты работаешь на ставку, то тебе есть нечего, а если на две – то есть некогда». Люди стремятся заработать больше денег, истощаются морально и физически. Кто-то должен их поддерживать. Всех денег не заработаешь, а медицина – не та сфера, где можно стать олигархом. Но из-за этого не стоит ненавидеть весь мир. Мы сами себе выбрали такую профессию. Я считаю, что нужно отработать, как минимум, год в этой сфере и сделать четкие выводы – твое это или нет. Если нет – то увольняться и больше никогда не возвращаться в медицину. А тот, кто задержался и чувствует, что здесь – его жизнь, тому надо помочь. Переломный момент наступает где-то через 5 лет, когда действительно можно устать и разочароваться в людях. Вот тут уже нужен психолог. Кто нам поможет, если не мы?

– А вам кто помог?

– Наверное, я сама себе психолог (смеется, – прим.Авт .). У меня получается сместить угол зрения и не зацикливаться на плохом. Взять те же зарплаты. Многие возмущаются – работы много, а жить не на что. Постойте, но разве пять лет назад было меньше работы? Нет, столько же. А зарплата была больше? Нет, она была раза в 3 меньше. Так почему тогда работали с удовольствием, а сейчас не хотим? Цены не в 5 раз выросли, сейчас у многих есть возможность взять ипотеку, купить машину, шубу, съездить в отпуск за границу. Пусть в кредит – но есть же возможность его выплачивать. Да, мы не можем сорить деньгами налево и направо. Но медицина – это не бизнес, и не могут все люди быть бизнесменами. У медиков средняя заработная плата по стране, так что не надо самих себя втаптывать в грязь – мы не самый нищий слой населения.

– Тогда почему так много недовольства? Особенности психологии?

– Думаю, что сейчас все смотрят интернет, телевизор, общество гиперинформированно. Только вместо того, чтобы смотреть на труд простого человека, видеть его достижения, мы видим яхты, дворцы, развлечения. И кажется, что вот они-то – ничего не делают и все имеют, а мы вот тут жизнь кладем на алтарь, а имеем с гулькин нос. Но не надо заглядывать в чужой карман, осуждать чужой успех, ждать денег с небес.

«Знали, куда шли!»

– Вы поддерживаете частое выражение в адрес медиков «Вы знали, куда шли» и намек, что все трудности надо сносить молча?

– Ответственность с пациентов снимать не надо: люди идут в медицину не для того, чтобы им хамили или их унижали. Раньше медработник был уважаемым человеком, сейчас – обслуживающий персонал. Но мы не можем считаться обслугой, я считаю, слово «медицинское обеспечение» сюда больше подходит. Когда мы слышим на обходах про «обслуживающий персонал», это задевает. Оказывать помощь и обслуживать – разные вещи. У пациентов сильно поменялось мировоззрение и отношение к медикам тоже. Мнение, что они хапуги и без взятки не работают, не вселяет радости.

– Может, сами медики себя скомпрометировали?

– Изменился мир в целом, менталитет, уровень запросов. Часть пациентов считает, что «дам деньги – меня тут же вылечат». Другие считают – а я ничего давать не буду, меня обязаны и так лечить. Но если бы другие деньги не давали, то таких разночтений вообще не было. Вопрос зарплат контролирует государство, на то есть соответствующее законодательство. Зачем провоцировать, а потом жаловаться? Поэтому я говорю, что психолог нужен всем: и медикам, и пациентам. Чтобы не было внутренних конфликтов. Сейчас эту роль на себя берет администрация больницы. Приходится лавировать так, чтобы никого не обидеть.

– А на что пациенты жалуются?

– Последний случай – приходит пациентка и говорит: «Меня не лечат и врач не подходит. Какую-то одну систему капают, а доктор был всего 3 раза». Уточняю: то есть, ежедневного врачебного обхода нет, и к вам никто не подходит? Нет, говорит, подходит. Сначала утром, потом вечером. Но вы понимаете, что ей этого мало? Человек хочет индивидуального подхода, только забыл, что в отделении 60 человек и у врача нет времени сидеть у постели каждого больного. Она запоминает только те моменты, когда он ей что-то долго объяснял. Все остальное время чувствует себя брошенной и забытой. Поэтому моя задача – разъяснить, чем занимается в течение дня врач, чем медсестра, что входит в их обязанности и успокоить человека. Люди могут просто не знать организацию труда в больнице, представлять ее как-то по-своему.

– Вот, кстати, тоже от пациентов можно услышать: «Медсестры ничего не делают, только чай пьют!»

– Такое нетерпение тоже можно понять. Когда что-то срочно понадобилось, пациент бежит к медсестрам, ищет их в комнате отдыха, видит, что они пьют чай, и автоматически думает, что каждый раз, когда случается что-то важное, они заняты не тем, чем надо. Или вы куда-то спешите, приходите на остановку, а там водители стоят курят у автобусов и никуда не едут. А вам надо! И вот уже 10 минут прошло, а вам кажется – целый час! А у них интервал между поездками 12 минут. Но и эти две минуты покажутся вечностью. Хотя по факту все идет в рабочем режиме. Между медсестрами тоже обязанности распределены: кто-то пьет чай, кто-то работает. Если ситуация экстренная – то вообще не до чая. Понимаю, что больным хочется, чтобы сестры были у кровати весь день, но, к сожалению, медработники – не роботы, и им тоже иногда надо поесть, попить, сходить в туалет. Они сутками дежурят в больнице.

– Вы, как главная медсестра, с пациентами непосредственно не контактируете?

– Нет, но я прекрасно помню это время. Общение с больными заряжает на работу. Когда ты видишь, что пациенты выздоравливают и рады – это счастье. Недавно звонила бабушка-бывшая пациентка, поздравить меня с новым годом. 20 лет прошло! А она помнит меня и благодарит! Это ли не счастье? Большую часть времени с пациентами проводят, конечно, санитарки и медсестры. Старшие медсестры следят за их работой и порядком в отделении. Если какой-то конфликт – они его решают на месте. Я же, как главная медсестра, призвана следить за всей системой в целом, чтобы она работала, как часы, и недовольных друг другом людей – и пациентов, и медиков, – было как можно меньше.

– Медсестринские коллективы, по большому счету, женские. С женщинами сложнее работать, чем с мужчинами?

– Сложнее, потому что все нужно делать с оглядкой на себя. Ты являешься примером, и любая оплошность будет сразу замечена. Начиная с того, как ты выглядишь, где и с кем отдыхаешь, на какой машине приехала, какие сережки надела. Выделяться нежелательно. Медсестра, прежде всего, должна выглядеть скромно и эстетично, соблюдать правила приличия. Если я буду ходить в перьях и стразах, сомневаюсь, что это вызовет уважение.

– А если другие медсестры? Пациенты могут на это пожаловаться?

– Такое в принципе недопустимо, у медперсонала строго определенная форма одежды и требования к внешнему виду. Никаких декольте, коротких халатов, яркого макияжа, длинных ногтей. Мы приходим сюда работать, а не щеголять, как на подиуме. Я понимаю, что образ медсестры немного сексуализирован, это пошло испокон веков, когда медсестры были единственными женщинами в мужских коллективах. Белый цвет – цвет непорочности и чистоты, он украшает женщину, и если она кому-то нравится – это нормально. Но не надо истолковывать этот образ превратно.

– Как вы относитесь к личным отношениям на работе?

– Все личные отношения на работе должны быть за ее воротами. Есть браки между медиками, но это личное дело каждого. Для того, чтобы выйти замуж, одного короткого халата недостаточно, нужно быть умным интересным человеком, хорошим и прилежным работником. Из таких семей потом вырастают целые медицинские династии.

– Какой, по-вашему, образ идеальной медсестры?

– На самом деле все прописано в должностной инструкции. Что же касается личных качеств… Человек должен быть положительно настроен на свою работу, уметь находить взаимопонимание с пациентами и врачами, быть хорошим исполнителем. Нельзя быть зловредной, либо наоборот слишком мягкой. Когда ты видишь, что некто пытается навязать тебе свое некомпетентное мнение, нужно уметь отказывать в этих просьбах. Не стоит чересчур проникаться болью других и уносить эту тяжесть домой. Сочувствовать – да, но не плакать вместе со всеми. Нужно уметь абстрагироваться. Это бывает сложно. Особенно, когда рядом с тобой люди, которые лелеют надежду на выздоровление, а ты знаешь, что конец близок и уже ни чем не помочь. Поэтому психология так важна для каждого из нас – чтобы уметь подстраиваться под людей, обстоятельства, не выгорать, подбирать нужный тон для общения. Люди разные, кого-то можно просто погладить по руке и ему от этого станет легче, а кому-то сказать резко: прекратите истерику! И самой при этом не быть в аффектации.

– Какие вы можете дать советы пациентам: с какими жалобами и предложениями нужно обращаться к главной медсестре?

– Пациенты могут обращаться с любыми жалобами. Самое главное: определиться с ее сутью и конечным адресатом, которого необходимо привлечь к ответу. Если дело касается юридических вопросов – одно, качества еды – другое. Мытья полов – третье. Если непонятна картина болезни – четвертое. Не каждый человек с ходу понимает, как функционирует лечебное учреждение, кто за что отвечает. Допустим, врач говорит: результаты исследования такие-то, лечение назначено адекватное. Пациент к медсестре – а что мне назначили? Она называет лекарства. Он – в гугл. Читает описания, в результате не понимает, зачем ему это назначили, паникует, считает, что медсестра и врач плохие. А проблема лишь в том, что ему не разъяснили про коморбидные заболевания, комплекс лечения. И единственное, что нужно сделать, если доверие утрачено – обратиться к заведующему отделения, который все разложит по полочкам. Важно со всеми найти общий язык, чтобы пребывание пациентов в больнице было комфортным, лечение – эффективным, а работа персонала – одинаково приятной обеим сторонам.

Беседовала Виктория Федорова, г. Саратов

Нина Николаевна Германовская 50 лет посвятила медицине и более 30 лет занимала должность главной медсестры ЦРБ Ейского района. А это означает, что на её глазах в течение полувека происходили изменения в медицине и Ейского района, и всей России. Мы говорили с ней о наболевшем, о прошлом, настоящем и будущем медицины.

- Я не считаю, что медицина в упадке, - спокойно и уверенно говорит Нина Николаевна. – Разве мы стали хуже лечить больных? Разве хуже стали работать? Посмотрите, как за последние 50 лет изменилась система диагностики и лечения заболеваний! Сейчас врачи получили возможность ставить более точный диагноз и назначать более эффективное лечение, потому что появились новые лекарства и новые методы лечения. Разве это упадок?

Но сейчас в СМИ если и упоминают о российской медицине, то только в негативном ключе?

Да, это сложно не заметить. Если ещё лет 20 назад в газетах часто писали о заслуженных врачах, медсёстрах, то сейчас о хорошем не пишут, а вот о неприятных моментах – постоянно. Не могут обойтись без сенсаций, обычная повседневность их не интересует. А вы посмотрите на нашу фотогалерею заслуженных медицинских работников Ейского района. Каждый доктор день и ночь работал, чтобы облегчить страдания больного, и так на протяжении всей жизни. Конечно, врачи - не боги, и они всего лишь пытаются понять болезни, пытаются противостоять им. Но ведь эта попытка – длиною в жизнь, это сложно, огромная физическая и психологическая нагрузка.

Говорят, что врачи нынешнего поколения и врачи советских времён совершенно не похожи. Что молодое поколение и не так профессионально, и более равнодушно. На ваш взгляд, это правда?

- Знаете, я более 30 лет работала главной медсестрой и всегда говорила, что у нас нет плохих медсестёр. Ну не могут такие задержаться на нашей работе. То же самое касается и врачей, и так было сорок, тридцать лет назад, так и сейчас. Разница есть именно в отношении пациентов к врачам. Хотелось бы, чтобы больше уважения докторам и медсёстрам, санитаркам выказывали. Уважать человека, который первым встречает тебя в этой жизни и последним провожает тебя из неё, – это нормально. Но и обратное верно. Недавно было очередное посвящение в студенты в медицинском колледже, и там я попросила студентов запомнить одну важную вещь: если они не почувствуют чужую боль, то никогда не станут хорошими медиками.

Так значит, есть будущее в нашей медицине?

Конечно, есть! Посмотрите: так много негатива в адрес медиков, а они не бросают свою работу. Это же от сердца идёт, от потребности помогать и облегчать страдания! Не думаю, что это когда-то изменится.

Нина Николаевна Германовская, заслуженный работник здравоохранения России и Кубани, в октябре 2015 года отмечает свой 75-летний юбилей. Отмечает его не дома, но, как и прежде, – на своём рабочем месте старшей медицинской сестры диагностического отделения ЦРБ, бок о бок с молодыми медсёстрами, только что окончившими медицинский колледж. Простая жизнь, без сенсаций, но с верой в лучшее.

Валентина Галич

Ярослава Пищенко

FeelGood продолжает узнавать новые и неожиданные стороны медицины из уст ее представителей. Сегодня наша героиня - это Ярослава Пищенко, участковая медсестра КНП "ЦПМСД №1 (по-простому - взрослой поликлиники №1 в г. Киеве). Ярослава согласилась дать нам интервью, чтобы рассказать о том, как именно проходит учеба на медицинскую сестру и в чем заключается ее работа в поликлинике.

FeelGood: Ярослава, здравствуйте. Расскажите немного о себе, пожалуйста.

Ярослава: здравствуйте. Что ж, мне 22 года, я выпускница Киевского городского медицинского колледжа №4, уже год как работаю участковой медсестрой в государственной поликлинике, но в будущем собираюсь уйти в косметологию.

FeelGood: а почему вы решили учиться именно на медсестру?

Ярослава: на самом деле учиться на медсестру меня заставила необходимость - для дальнейшей карьеры в отрасли косметологии необходимо медицинское образование.

FeelGood: и как именно проходила учеба?

Ярослава: учёба на младшего специалиста длится 3 года. Кроме стандартных лекций у нас также была масса практик, которые проходили преимущественно в больницах. Кстати говоря, образование я получаю и до сих пор: окончив колледж и получив степень младшего специалиста, сразу же поступила на вечерний бакалаврат, и теперь параллельно работаю и учусь. Зачем мне бакалавр? Я считаю, что дополнительное образование ещё никому не мешало.

Vasaleks_shutterstock

FeelGood: и в течение этих трех лет какие предметы были вам интересны, а какие - нет? И почему?

Ярослава: о, интересных дисциплин было достаточно много, но самые полюбившиеся мне предметы - это неврология и, естественно, дерматология. Честно говоря, никогда б не могла предположить, что неврология меня сможет заинтересовать - это не самый легкий для восприятия предмет. В моем же случае дело было в преподавателе и в самом методе преподавания - все было на очень высоком уровне. Ну а дерматология - это то, что интересовало меня всегда, так как данный раздел медицины непосредственно связан с моей будущей профессией.

А вот что касается неинтересных предметов - честно, вот я никогда не понимала химию, для меня это всегда был тёмный лес.

FeelGood: вы упомянули практики в больницах. Как они выглядели?

Ярослава: нас отправляли в разные больницы Киева в зависимости от предмета, который мы учили. Вот, например, когда у нас была неврология, мы проходили практику в неврологическом отделении, смотрели на пациентов, учились делать инъекции. При изучении педиатрии мы были в детской больнице, наблюдали, как нужно осматривать детей. Когда мы проходили хирургию, необходимо было присутствовать при различных операциях, тоже наблюдать и слушать комментарии оперирующего хирурга. И так далее.

aboikis_shutterstock

FeelGood: а вам нравится работать медсестрой?

Ярослава: скорее нет, чем да, так как я никогда не планировала работать медицинской сестрой как таковой, поскольку вижу профессиональное развитие немного в другой отрасли. Но, конечно, с чего-то начинать нужно, а поскольку в колледже я училась на бюджете, то теперь по закону мне необходимо отработать в государственном учреждении 3 года, что я и делаю. И в принципе это даже хорошо - все-таки я получаю бесценный опыт работы.

FeelGood: считаете ли вы своих коллег достаточно квалифицированными?

Ярослава: я работаю со взрослым коллективом, члены которого в сфере медицины работают уже около 20 лет (а некоторые так и вовсе более 30-ти). И да, я могу сказать точно, что они достаточно квалифицированы.

FeelGood: а вот что вы можете рассказать о работе современной поликлиники?

Ярослава: сказать честно, работа современной поликлиники - это самая настоящая провальная яма.

FeelGood: почему же?

Ярослава: ну, например, обязанности медицинской сестры теперь заключаются в сплошной бессмысленной писанине, которая никакого отношения к здоровью людей не имеет. Можно сказать, что она просто существует для того, чтобы усложнять работу как сёстрам, так и врачам: сидим весь строчим с непонятной целью какие-то выдуманные данные. Нормальная работа с пациентами ограничена. Из-за этой системы у нас в поликлиниках полно недовольных посетителей, которые не получают той медицинской помощи, которая им необходима, а по коридорам ходит измученный персонал, которого заставляют заниматься псевдо-деятельностью, и при этом увеличивают объем работы, но не поощряют нормальной зарплатой. В общем, я с нетерпением жду того момента, когда работу медсестрой можно будет оставить позади - профессионального и личного развития тут днем с огнем не сыскать.

FeelGood: а что вы можете рассказать про взятки, например? Есть такое?

Ярослава: честно говоря, за все то время, что работаю, ни разу с таким не сталкивалась. Уж чего нет, того нет. Во всяком случае в поликлиниках.

FeelGood: Ярослава, спасибо большое за искренние ответы.

Ярослава: и вам спасибо за интервью! Желаю всем читателям FeelGood всегда оставаться здоровыми и иметь поменьше поводов посещать поликлинику.

Благодаря лидерским качествам бывшая буфетчица профпатологического отделения стала старшей медсестрой хирургического стационара. Ее незримой заботой окружен каждый пациент.

В здравоохранении второстепенных, малозначимых ролей нет: успех борьбы за жизнь и здоровье человека зависит от каждого специалиста. Многое в руках медсестер: ни один врач не обойдется без надежного тыла. А старшая медсестра стационара - человек, без которого невозможно решить многие организационные вопросы. И пусть она не ставит уколы и не ассистирует в операционной, ее незримой заботой окружен каждый пациент и каждый врач хирургического стационара. В преддверии 12 мая, Международного дня медицинской сестры, «Вслух.ру» встретился со старшей медицинской сестрой хирургического стационара Областной клинической больницы №1 Ириной Мазуровой и поговорил о трудовых буднях, проблемах и радостях профессии.

Здравствуйте, Ирина Александровна! Наша беседа приурочена ко Дню медицинской сестры. Мне говорили, у вас необычная история прихода в эту профессию…

– Да, ведь после окончания школы я мечтала работать в милиции! Но девчонок в милицейские училища просто так не брали, для стажа я работала в органах секретарем-машинисткой . И случилось моей маме как-то поехать в командировку в Тюмень, я приехала к ней в гости и … встретила свою любовь. Все закрутилось-завертелось , вышла замуж, появился ребенок, за ним – второй. О милиции речи уже и не было. Младший сын перенес пневмонию с осложнением на ноги, и я постоянно лежала с ним в больнице. К тому времени пора было пристраиваться на работу, и я устроилась в больницу, в профпатологическое отделение буфетчицей. Старалась быть самой аккуратной, накрахмаленной, чтобы все по полочкам. В любую свободную минутку шла к девчонкам на пост, помогала, писала направления, то-другое … Заведующая смотрела на меня, смотрела и говорит: «Ты же еще молодая, иди учись».

- Сколько вам было лет, когда вы поступили в медицинское училище?

– 32 года. Я была уже достаточно взрослой. Наша большая группа по специальности «сестринское дело» к концу первого курса расшаталась, осталось человек 26. Со второго курса старостой у оставшихся стала я. Строго с них спрашивала: «Ведь я могу, а у меня семья и двое детей. И вы можете!»

- То есть лидерские качества у вас проявились еще тогда?

– Точно. После окончания училища в 1991 году работала физиосестрой в ингалятории, потом получила вторую специализацию по лазеротерапии. До сих пор мои былые пациенты вспоминают, что не боялись ходить ко мне, потому что все оборудование было безукоризненно чисто. Вот так и работала, пока не обратилась ко мне та самая заведующая, что отправила меня учиться: «Приходи к нам старшей сестрой, мы тебя давно знаем, ты наша».

- То есть ни уколов, ни операций - сразу на руководящие должности?

– Действительно, я не работала ни в процедурном, ни на посту, но мне это не помешало. Мне больше пригодилось умение планировать, организовывать, контролировать. 24 года я проработала на одном месте, в том самом профпатологическом отделении, и в эти годы отделение было образцово-показательным , спросите любого.

В 2005 году была создана тюменская сестринская ассоциация, я стояла у истоков медсестринской ячейки в нашей больнице. Была я и ответственной по работе с кадрами, и планы писала, и отчеты, организовывала проверки. Как на фронте: куда ни пошлют - взял под козырек и вперед! Я вышла на пенсию по возрасту с 50 лет, благодаря почетной грамоте губернатора стала ветераном труда. А чуть больше года назад стала старшей медсестрой целого стационара - это значительное повышение. Раньше у меня было одно отделение, а теперь целых тридцать! Работа всего среднего и младшего медицинского звена - под моей ответственностью. Это 371 медсестра и санитары.

- Хотелось бы разобраться в иерархии медицинских сестер в больнице. Вы сейчас вторая по старшинству? Третья?

– Самая главная у нас - это главная медсестра, а мы, старшие медсестры двух стационаров больницы, – ее ближайшие помощники. Можно сказать, что мы на хорошей работе с большой ответственностью. Помню, после пары дней в этой должности я спросила, как я выгляжу на новом месте. Мне сказали: «Выглядишь достойно. Ты знаешь грань, которую переходить нельзя. И заведующим все это нравится».

- Грань между врачами и медсестрами?

– Конечно! У нас же субординация. Например, между мной и заведующими отделениями. Я их уважаю, они грамотнее меня и выше по должности. Я учу сестер: он заведующий, я его старше в два раза, но на людях никогда не позволю себе сидеть в его присутствии, а тем более обсуждать его работу.

- А врачи так же уважительно относятся к среднему медицинскому персоналу?

– Знаете, мне не нравится, когда говорят «средний медицинский персонал». Получается, мы непонятно кто: то ли умные, то ли не очень. Мы коллеги врачей, и когда будем так именоваться, все у нас пойдет отлично.

- С чего сегодня начинается ваш рабочий день?

– С планерки у заведующих отделений. Я обязательно должна присутствовать: там разбираются важные вопросы – от дисциплинарных до обеспечения отделений расходным материалом. Далее идет обход отделений и хозяйственных отделов - нужно проследить, как происходит транспортировка чистого и грязного белья, как собирают и хранят отходы класса В…

- Вы отвечаете за самые опасные отходы в больнице? Можно об этом поподробнее?

– В специальных режимных кабинетах собирается то, что соприкасается с биологическими жидкостями человека: шприцы, катетеры, одноразовые инструменты. Все сбрасывается в желтые мешки, временно хранится, потом приходит машина и увозит отходы на утилизацию. Мне нужно проследить, как это сдается, взвешивается, регистрируется, подписаны ли мешки, не торчат ли иголки. Все должно быть правильно упаковано, чтобы не возникало аварийных ситуаций.

Следующий пункт в моем рабочем маршруте – дезкамера, где обработке подвергаются вещи пациентов и больничные постельные принадлежности. Кроме того, нужно удостовериться, все ли в порядке в отделе дезинфекции. Уборка в нашей больнице ведется «безведерным» методом: для каждого отделения, кабинета комплектуются наборы ветоши, которую после этого стирают и вновь используют. Дальше - и на склад, и к электрикам, и к медтехникам…

Кажется, вы самый хозяйственный человек в стационаре! С таким увлечением рассказываете о своей работе. А какие в ней трудности?

– Тут, наверное, надо сказать о финансах. В наше время с ними везде непросто. Нам все время хочется чего-то нового и нужного. Например, чтобы эндоскопия была снабжена современным оборудованием, моющим эндоскопы. Хотим шкафы, в которых оборудование сушится и дезинфицируется. Хочется, чтобы в нашем здании было все красиво, и если что-то отпадывает, чтобы все тут же было покрашено, побелено. Да просто хочется, чтобы мусор с территории вывозили вовремя!

- А про медсестер своих расскажите.

– Мы, старшие медсестры, тесно работаем со старшими медсестрами отделений, а они уже - со своими девчонками. Коллектив сложился давно, и если появляются новенькие старшие сестры, то выращенные здесь же, в этом самом отделении. Нормальные старшие сестры, мне с ними легко.

- Во многих профессиях есть свои приметы. У вас есть примета?

– Я не верю в приметы, я просто всегда утром встаю и за все благодарю бога. У нас сейчас такой возраст, что только о здоровье мечтаем, о долгих годах, о плодотворной работе. Недавно поздравляли наших пациентов с праздником, слышали от них, что коллектив отличный, девчонки добрые, жизнь им спасли, на ноги поставили - все! Это и есть наше счастье. Я всегда переживаю, когда нашу работу сравнивают с чужой - я всегда горой стою за своих девчонок, за свой персонал и за свою больницу.

- Каждый ли человек сможет стать медсестрой? Что для этого нужно? Каким он должен быть?

– Стать медицинским работником сможет не каждый. У нас много кто приходит на работу, но не все выдерживают. Часто бываю в медколледже, спрашиваю молодых: где бы вы хотели работать? В стоматологии, говорят, в косметологии… Я с этим не согласна: начинать путь в профессии надо со стационара или с поликлиники. В душе медсестры должны быть доброта и сострадание к другому. Если она не может понять, что такое боль и одиночество, ей в профессии не место.

Из истории праздника

Профессиональный праздник медицинских сестер отмечается в день рождения одной из знаменитых англичанок, Флоренс Найтингейл, которая во время Крымской войны (1853 - 1856) организовала первую в мире службу сестер милосердия.

Хотя фактически празднику уже более ста пятидесяти лет, только в январе 1974 года было принято официальное решение отмечать этот день 12 мая. День медицинской сестры отмечается с момента объединения сестер милосердия из 141 страны в профессиональную общественную организацию - Международный совет медицинских сестер. В России праздник отмечается с 1993 года.

- Добрый день! Могу ли я задать Вам пару вопросов?

Здравствуйте, конечно, я не против.

- Расскажите о себе и своей профессии.

Я работаю на нескольких должностях. Являюсь и семейной медсестрой, и медсестрой физиотерапевтического кабинета на протяжении 23 лет.

- Хорошо. Почему Вы выбрали эту профессию?

Профессия медицинского работника в 90-ых годах была наиболее востребована в нашей стране, да и моя мать - врач-гинеколог, так сказать, пошла по её стопам.

- Чем Вас привлекает Ваша профессия?

Я с детства хотела помогать людям, также меня вдохновляет сама идея о том, что я делаю этот мир лучше и здоровее.

- Помогать людям - большая ответственность. Что является самым сложным в Вашей профессии?

Именно ответственность за людские жизни, страх навредить является самым сложным в моей работе. Но с опытом приходит и спокойствие.

- Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?

Да, безусловно, эта профессия и по сей день является практически самой востребованной.

Я бы хотела, чтобы моя почти закончившая школу дочь поступила в медицинский вуз, но ей больше нравятся иностранные языки.

- А о чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

Только об ответственности и трудностях в учении. Но как говорят: "Тяжело в учении - легко в бою", так что сильные и стрессоустойчивые люди смогут стать первоклассными врачами в будущем.

- Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Как я уже пояснила в ответе на предыдущий вопрос, учиться очень сложно, особенно в современном мире. Но так как я медсестра, а не врач, я училась в Глазовском Медицинском Училище в течение 2 лет. Получила я тогда среднее специальное образование, а поступила в училище после 11 класса школы.

- Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Конечно! Человек обязательно должен быть вежливым, стрессоустойчивым, трудолюбивым и... терпеливым. (Смеется.) В наше время врачей не любят ни маленькие дети, ни молодежь, ни пожилые люди.

- Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

Вопреки стереотипам о том, что работники бюджетных организаций, например, больниц, школ, библиотек, получают низкую заработную плату, мой доход полностью удовлетворяет меня. Я могу позволить себе один раз в год, летом, съездить отдыхать на заграничный курорт.

- Если бы Вы начали жить сначала, Вы бы стали медсестрой?

Да, потому что я не вижу себя в другом амплуа, мне это интересно.

- А кем же Вы хотели быть в детстве? Балериной, как было принято у советских девочек?

(Смеется.) Нет, балериной стать не хотела. С самого раннего детства, как это ни банально, я видела себя только врачом или медсестрой. Очень много времени проводила с мамой в больнице, изучала азы её работы в более старшем возрасте.

- Как отнеслись родители к выбору Вашей профессии?

Они были не против. Мама была вне себя от радости, ведь её любимая и единственная дочь пошла по её стопам.

- Хотели ли бы Вы попробовать себя в роли врача или медсестры другой области медицины?

Да, хотела бы работать в области стоматологии, хирургии или психиатрии.

- Что Вы хотели бы изменить в современной медицине?

Людям было бы намного легче, если бы медицина стала бесплатной, стала бы доступнее. Также, нужно придумать лекарства от смертельных болезней, таких как рак или СПИД.

- Большое спасибо Вам за интервью, было интересно узнать больше об этой профессии и о её роли в Вашей жизни!

Интервью провела Софья Владыкина, ученица 10 «А» класса

г. Глазова, УР, МБОУ «Гимназия №6»