Интервью по телефону. Телефонное интервью: работаем технологично, отсеиваем правильно

Первое собеседование с HR-менеджером – это биографическое или скрининговое собеседование, основной целью которого является уточнение анкетных данных кандидата, описанных в его резюме. Задачи специалиста по подбора персоналу на первом этапе следующие:

  • выяснить, соответствует ли то, что написано в вашем резюме и сопроводительном письме действительности;
  • отобрать кандидатов на соответствие требованиям вакансии;
  • понять насколько вы вписываетесь в культуру и политику компании;
  • убедиться в вашей заинтересованности в данной работе.

Уже на первом собеседовании HR-менеджеры могут по определить подходите вы для данной позиции или нет и вынести свой вердикт.

Главные задачи соискателя на первом этапе – понравиться рекрутеру, подтвердить информацию, которую вы написали в своем резюме и показать свою мотивацию в данной работе.

N. B. Выучите свое резюме наизусть. Не должно быть никаких расхождений в информации, которую вы указали в своем резюме с вашими ответами на вопросы .

Примерный перечень тем на собеседовании с HR:

  • Опыт работы
  • Образование
  • Причины ухода с последних 2-3х мест работы
  • Цель поиска работы
  • Семейные обстоятельства
  • Ожидания по зарплате и условиям работы
  • Ответы на вопросы кандидата о вакансии.

На собеседовании с HR-менеджером стоит быть очень осторожными и не допускать ошибок, так как именно HR решает, будете ли вы допущены ко второму собеседованию. Надеюсь, что в ближайшем будущем будут использоваться более прогрессивные и объективные методы подбора персонала на начальном этапе, но пока мы имеем именно то, что имеем. И, к сожалению, чаще всего дальнейшая судьба кандидата находится в руках менеджера по персоналу. И именно от его оценки будет зависеть: давать вам зеленый свет или отправить вас на скамейку запасных.

Собеседование с HR-менеджером может проходить по телефону, по скайп или в офисе компании.

В этой статье я расскажу вам об особенностях подготовки к телефонному собеседованию.

Телефонное интервью – это первый этап предварительного отбора, на котором происходит первоначальный отсев кандидатов, так называемый естественный отбор.
Возможно, вам кажется, что нет смысла беспокоиться о подготовке к прохождению телефонного собеседования. Но собеседование есть собеседование, даже если вам не нужно идти в офис компании. Чтобы произвести впечатление на потенциального работодателя по телефону, вы должны быть так же подготовлены, как если бы вы отправились на личную встречу.

Главное отличие телефонного интервью от любого другого интервью – внезапность. Звонок от рекрутера для вас всегда будет неожиданным, хотя и долгожданным. Следовательно, к нему никогда нельзя быть готовым на 100% в противоположность собеседованию, которое запланировано заранее и у вас есть достаточно времени на подготовку. В любом случае можно принять превентивные меры, чтобы увеличить свои шансы на успешное прохождение собеседования по телефону.

1. Распечатайте свое резюме и ответы на вопросы

Вы должны иметь на руках копию всех своих резюме и сопроводительного письма. Вы сможете спокойно подглядывать в резюме и чувствовать себя более уверенно, вместо того, чтобы вспоминать детали и ключевые моменты. С ответами на вопросы, как и с резюме у вас есть преимущество: вы можете заранее подготовить свои ответы на возможные вопросы и держать их перед собой во время телефонного интервью.

2. Возьмите перерыв, чтобы контролировать ситуацию

Конечно, нельзя сказать точно, когда именно случится звонок от работодателя и, как правило, телефон всегда звонит в самое неподходящее время и застает вас в самом неудобном месте: либо вы окружены детьми, либо вы находитесь среди коллег, либо около вас слышен лай собак, и прочее. Все что от вас требуется в этот момент – это сохранять спокойствие и не показывать голосом, что этот звонок застал вас врасплох.

Метод, который всегда помогает собраться и прийти в себя после шока, испытанного от звонка рекрутера — это взять небольшой перерыв, сказав: «Спасибо большое, что позвонили. Не могли бы вы подождать, пока я закрою дверь?» За этот перерыв у вас есть время, чтобы:

  • найти тихое место
  • открыть на компьютере сайт с вакансией, по которой вам позвонили. Рекрутер не простит вам того, что вы не помните, о какой компании и вакансии идет речь.
  • положить перед собой свое резюме и ответы на вопросы.

Перед тем, как продолжить разговор с HR-менеджером, сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы ваше дыхание пришло в норму. Теперь вы все держите под контролем и готовы к прохождению собеседования.

Часто бывает и так, что у вас нет времени на интервью по телефону в данный момент: у вас может быть встреча/совещание, вы можете ехать за рулем в командировку и т. д. В таком случае лучше всего сказать рекрутеру об этом прямо и попросить перенести интервью на другое время или дату: «Спасибо большое за Ваш звонок. Я очень рад. К сожалению, мне сейчас неудобно говорить, так как я иду на встречу со своим руководителем. Не могли бы вы мне перезвонить через час?»

Я рекомендую брать тайм-аут после телефонного звонка и не отвечать на вопросы с разбега. У вас должно быть время сделать обзор данных о компании в интернете (роде ее деятельности, масштабах, достижениях, корпоративной культуре). Не бойтесь того, что вам могут не перезвонить — у вас уже есть номер телефона и имя рекрутера. Даже если он вам не перезвонит сам в назначенное время, вы всегда это можете сделать сами. Помните: если вам позвонили, значит вы подходите.

Уже в назначенное время вы должны быть более организованы, так как телефонное собеседование проходит на вашей территории. Убедитесь, что вас никто и ничто не будет отвлекать и обязательно заранее зарядите свой мобильный телефон. Положите перед собой все что вам может понадобиться: резюме, сопроводительное письмо, описание вакансии, список ваших ответов на возможное вопросы, включите компьютер. Освежите информацию о компании, соберитесь с мыслями и ждите звонка. Теперь вы во все оружие.

3. Улыбайтесь и подавайте позитивные сигналы

Возможно, это вам покажется довольно странным советом, но энтузиазм в вашем голосе во время телефонного интервью очень важен. Улыбайтесь во время телефонного интервью. Небольшая улыбка на вашем лице улучшит тембр голоса и сделает его более дружелюбным.

Сложность собеседования по телефону заключается в том, что вы не можете видеть реакции собеседника на ваши ответы. Поскольку вы не получаете обратной связи от интервьюера через его то было бы весьма полезно задавать такие вопросы, как “Это то, что вы хотели узнать?” или “Хотите, чтобы я подробнее рассказал о…?”

4. Делайте заметки

Во время телефонного интервью не лишним будет делать заметки, которые окажутся незаменимыми, когда HR-менеджера отвлекут коллеги и он будет вынужден прервать на некоторое время интервью. А когда он вновь окажется на линии, забыв тему вашего разговора, вы ему напомните: «Мы как раз обсуждали…» Ваша организованность и внимательность будут оценены и приняты во внимание со стороны HR-менеджера. Также ваши записи (касаемо компании, обязанностей и т. д.) помогут вам в дальнейшем подготовиться ко второму собеседованию.

Ваш собеседник по ходу разговора, после заданных вопросов тоже может письменно фиксировать ваши ответы. Так что, не переживайте, если возникнут небольшие паузы. Будьте терпеливы.

5. Говорите на одном языке

Вы когда-нибудь оказывались в компании людей, которые работают в другой профессиональной сфере, нежели вы? Как вы себя чувствовали? Как ориентировались в теме разговора? Затруднительно? Некомфортно?
Теперь представьте на этом месте HR-менеджера, который в разговоре с вами чувствует тоже самое. Как вы думаете: кому удастся произвести впечатление — кандидату, в ответах которого большое количество профессиональных терминов и сленга, или кандидату, ответы которого понятны? Хотите быть не только услышанным, но и понятым, говорите на общедоступном языке.
Помните, что специалист по подбору персонала не обязан быть экспертом в вашей области и может не понимать многое из того, что вы говорите. В случае, если ему важно будет уточнить детали по вашему опыту, он сам непременно вас об этом спросит.

Технический совет: рассмотрите вариант использования гарнитуры (наушники). Помимо того, что вам будет проще делать заметки, вы сможете сосредоточиться на разговоре, а не на балансировке телефона между плечом и ухом, пытаясь найти ручку или бумагу.

Следующие две вкладки изменить содержание ниже.

Коуч-консультант по поиску работы и построению карьеры. Единственный в России тренер-интервьюер, который готовит к прохождению всех видов собеседований. Эксперт по написанию резюме. Автор книг: "Я боюсь собеседований!", "Сразить наповал #Резюме", "Сразить наповал #Сопроводительное письмо".

Отсев кандидатов с помощью телефонного интервью часто недооценивают. А ведь именно этот этап отсева (наряду с отсевом по резюме) экономит массу времени и сил рекрутера или HR-специалиста. Кроме этого, телефонное интервью экономит ещё и время и силы самого кандидата, что тоже немаловажно. Негативные эмоции кандидата в адрес рекрутера, а заодно и самой компании, обычно гораздо сильнее по итогам очного интервью, закончившегося «ничем», чем в результате такой телефонной беседы.

Многие рекрутеры и HR-ы, даже те, которые вполне успешно справляются с первичным отсевом по резюме, используют телефон в основном для того, чтобы созвониться с кандидатом и пригласить его на собеседование. При этом чаще всего задаётся 1-2 формальных вопроса, ответы на которые дают мизерную информацию. В итоге основное впечатление, который рекрутер выносит из такого общения, может быть описано одной из двух фраз: «какой-то он вялый» или «да вроде ничего так, можно пообщаться».

Уже несколько лет начинаю работу с взятыми в свой отдел внутренними рекрутерами с обучения грамотному первичному и вторичному отсеву: 1). по резюме; 2). в ходе телефонного интервью. Причём речь идёт не о сотрудниках с «нулевым» опытом, а о людях, уже поработавших некоторое время в подборе. Сегодня поговорим именно про телефонное интервью.

У него есть большой плюс: даже если вам нужно задать много вопросов, вы всё равно потратите на это меньше времени, чем во время очного интервью. Очное общение всегда ко многому обязывает, особенно если вы заботитесь о репутации вашей компании. Это означает, что даже если вы буквально с порога (или после обмена всего несколькими фразами) понимаете, что перед вами - «не ваш кандидат», вы всё равно будете вынуждены тратить время на «пристойное» по времени собеседование. Несмотря на то, что вы заранее знаете, каким будет результат вашего общения.

Отсюда сам напрашивается вывод: лучше уж подольше задавать вопросы по телефону, но прояснить все принципиально важные для вас моменты и сделать нормальный отсев, чем потом впустую потратить гораздо больше времени на очном собеседовании.

Итак, вы уже сделали первичный отсев по резюме: скрупулёзно проработали резюме, сделали необходимые пометки. Теперь перед вами лишь кандидаты из «шорт-листа», причём на каждом резюме отмечены «тонкие» моменты, которые вам обязательно надо прояснить во время телефонного интервью.

В процессе телефонного отборочного интервью можно делать пометки на резюме, но места там, как правило, немного. Поэтому удобнее делать это на отдельном бланке - его удобнее заполнять, и с этой информацией вам потом будет удобнее работать. Кроме того, в бланк можно (и даже нужно) заранее включить те вопросы, которые вы зададите в любом случае, кандидатам на большинство позиций. Так вы точно не дадите сбить себя с толку во время общения, и ничего не упустите. Потом этот бланк можно прикрепить к присланному кандидатом резюме, и вот в ваших руках уже - целое маленькое досье на кандидата. В результате решение принимать проще? И больше «пищи для размышления».

Если вы часто работаете по одним и тем же позициям, то у вас быстро накопится «коллекция» бланков для телефонного интервью почти на «все случаи жизни».

Бланк для телефонного интервью может выглядеть примерно так (после каждого вопроса нужно оставить место для очень краткого ответа, который вы зафиксируете):

Отборочное телефонное интервью

    ФИО кандидата:

    Дата тел. интервью:

    Название вакансии/название подразделения:

Вопросы для интервью:

    Уточняем ключевые моменты.

    1. Цель первого вопроса - оценить, насколько у кандидата существенный опыт работы в нужной позиции (Например: Сколько лет вы работаете техническим инвентаризатором?) Формально эта информация должна быть ясно изложена в резюме. Но в реальности структура и качество резюме оставляют желать лучшего, поэтому лучше уточнить. Заодно можно понять, насколько быстро кандидат ориентируется в ситуации, т.к. многие не помнят важной информации о собственной карьере)

      Детализируем информацию. Обычно нужен не просто опыт работы на определённой позиции, а какие-то конкретный опыт. (Например: расскажите, приходилось ли вам заниматься инвентаризацией 500 тысяч и более единиц продукции?)

      Продолжаем уточнять важные детали. (Например: Расскажите, какими инвентаризационными компьютерными программами вы пользуетесь?)

      Уточняем детали образования и опыта, важные для этой позиции (Например: Вы где-то учились инвентаризации? Или осваивали инвентаризацию самостоятельно, под контролем руководства?)

      Многие кандидаты не пишут в резюме желаемую сумму дохода, или же легко меняют свои пожелания во время беседы. Так как чаще всего вы имеете определённую «вилку» зарплаты, проясняем этот момент (Например: Начиная от какой суммы вы готовы сейчас рассматривать варианты?)

    Если на эти вопросы вы получили удовлетворяющие вас ответы, можно уточнить ещё несколько важных деталей (см. блоки II, III и IV). Если же, судя по ответам, кандидат вам не подходит, можно сразу после этого блока вопросов сообщить соискателю, что вы ищете кандидатов, чей опыт наиболее близок к желаемому. Но если вдруг таких не найдётся, то вы расширите круг требований и, возможно, свяжетесь в дальнейшем. На этом можно завершить телефонное интервью. Отметьте, в случае очного интервью, вам бы в любом случае пришлось «занимать» кандидата беседой ещё как минимум минут 20-30!

    Уточняем важные моменты о прошлом месте работы и профессиональном опыте

    Все те вопросы, ответы на которые ясно и чётко изложены в резюме кандидата, естественно, нужно опустить. Но общий список примерно такой:

    1. Насколько большой была ваша последняя организация (по оборотам и/или по количеству персонала)? Далеко не все кандидаты смогут и захотят назвать примерный оборот компании, но зато все более-менее представляют численность своей организации.

      Главный продукт/услуга компании на рынке?

      Если кандидат занимал руководящую позицию, сколько человек подчинялось ему напрямую? Какие должности они занимали?

      Если кандидат в текущий момент не работает, когда и почему он уволился с последнего места работы? Чем вы занимаетесь с тех пор, как уволились?

    Пытаемся определить степень успешности кандидата

    1. Можете ли вы назвать какие-то свои достижения на последнем месте работы? Личные профессиональные достижения? Профессиональные достижения с точки зрения компании?

      Наиболее серьёзные неудачи? Ошибки?

      Как вы думаете, как бы описали вашу работу ваши коллеги, ваш начальник?

      Почему вы собираетесь увольняться (если кандидат ещё работает)?

      Что должно измениться на вашем нынешнем рабочем месте, чтобы вы передумали и остались?

    Проясняем, насколько кандидат сможет вписаться в вашу оргкультуру

    Опишите, в какой рабочей обстановке вам лучше всего работается.

    Опишите стиль управления, который вам нравится/не нравится

    Как должно быть организовано ваше рабочее место и рабочая среда, чтобы вы не только работали продуктивно и с желанием, но и чувствовали себя счастливым?

К этому универсальному списку вопросов из четырёх блоков можно добавить какие-то специфические ваши вопросы, которые важны для вашей компании, для конкретной позиции. В общем, работаем со списком творчески.

В ходе ответов на все эти вопросы, помимо самой информации вы попутно получаете ещё и информацию о том, как человек говорит, как мыслит, и как излагает эти мысли. Конечно же, этот блок информации здесь меньше, чем во время очного интервью, но и времени на сбор информации тратится существенно меньше. При этом общее количество собранной информации вполне исчерпывающее, чтобы решить, насколько целесообразно очное интервью.

Многие интервьюеры предпочитают задавать эти вопросы очно, но, по моему мнению, очное интервью лучше всего использовать для более глубокой работы с кандидатом, и более точной оценки его личностных и профессиональных качеств.

Имеет смысл, созваниваясь с кандидатом, заранее предупреждать его о том, что общение может занять от 10 до 30 минут, и получать за эти 10-30 минут максимум нужной информации. Тогда на очном интервью (которое часто вызывает стресс не только у кандидата, но и у интервьюеров), можно сосредоточиться на действительно перспективных, предварительно отобранных кандидатах.

В итоге это означает эффективный подбор персонала, организованный наиболее экономичным способом.

Телефонное интервью - это самый распространенный метод собеседования; проводит его кадровый специалист после изучения письменных резюме от соискателей. Многие специалисты по не видят важности данного метода, отдавая эти обязанности ассистенту. А зря! В ходе краткого телефонного интервью можно конкретизировать и расширить сведения, представленные в резюме, а также оценить, готов ли соискатель работать именно в вашей компании. Этот метод хорош практически для любых вакансий, он занимает мало времени и сил, поэтому отказываться от него не стоит.

Итак, как правильно и грамотно провести телефонное интервью, выяснив при этом основные необходимые факты, чтобы принять решение о приглашении потенциального кандидата уже на встречу?

Для начала, как только мы услышали, что на том конце трубки нас поприветствовали (бывает и не так), необходимо представиться: представить себя, свою компанию и уточнить, по какому вопросу вы звоните. Завершаем представление фразой: «Удобно ли Вам сейчас разговаривать?» («ответить на некоторые уточняющие вопросы по резюме?») и проч.

Убедившись, что кандидат готов с Вами поговорить, приступим к телефонному интервью.

Первым делом, слушаем голос. Как человек говорит? Чувствуется ли напряжение, волнение или неуверенность в голосе? Насколько грамотно человек общается? Правильно ли ставит ударения в словах? В течение всего разговора вы должны быть бдительны и не упускать из виду именно эти моменты. Такие «мелочи» уже покажут, стоит ли продолжать общение с данным кандидатом.

Правильные вопросы для телефонного интервью с кандидатом

Телефонное интервью важно тем, что уже сейчас Вы можете задать основные «отсеивающие» вопросы, которые обычно в резюме не указываются. Их стоит задать в первую очередь, чтобы без потери времени на разговор сразу же принять решение. Итак, вопросы для телефонного интервью с кандидатом могут быть следующими:

  • Гражданство/прописка.
  • Вероисповедание (если Работодателю принципиально важен этот вопрос).
  • Место проживания (ближайшая станция метро), чтобы понимать, насколько кандидату будет удобна дорога до Вашего офиса.
  • Опыт работы с ПК, а конкретнее, с необходимой для открытой позиции программой (например, 1С для бухгалтера, E-Staff для рекрутера, AutoCad для проектировщиков и т.п.) и каков этот опыт.
  • Знание языка (желательно проверить произношение, то есть попросить кандидата по телефону произнести заранее приготовленную фразу).
  • Семейное положение, дети (если это важно для работодателя).

И другие, важные для работодателя, ключевые моменты.

Далее, приступаем к основному телефонному интервью. Для этого стоит сначала уточнить у кандидата, работает ли он в настоящее время. Если да, то почему планирует уходить или почему уже ушел? Попросите рассказать по пунктам функционал, который выполнял потенциальный наш кандидат на предыдущем месте работы и какими достижениями может гордиться?

Интересно задать вопрос кандидату о сравнении 2-ух предыдущих мест работы: достоинства и недостатки каждого. Этот вопрос сразу же покажет: что для соискателя является приоритетом в работе, реальная причина его ухода, а также его отношение к прошлым работодателям и перспектива нашего с ним сотрудничества, насколько человек интеллигентен и воспитан.

В зависимости от вакансии, на которую претендует наш кандидат, желательно приготовить специальный кейс, который также покажет навыки человека, его компетентность в выбранной им должности.

Пожалуй, данных вопросов вполне достаточно для того, чтобы определить, стоит ли приглашать человека на очную встречу к работодателю. Эти 10 минут общения действительно являются основополагающими при выборе кандидата. Господа рекрутеры, не пренебрегайте телефонным интервью: именно оно покажет в дальнейшем Ваш профессионализм в подборе, умение грамотно расставлять приоритеты и экономить время не только свое, но и соискателя «на проводе».

Юлия Коршакова, Руководитель проектов, Член Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов

Консалтинговая группа «ТРИУМФ.

Собеседование по телефону

Пунктуальность – прежде всего

Ваши шансы попасть в число тех «счастливчиков», которые преодолели первый барьер в виде телефонного интервью, значительно повысятся, если вы отнесетесь к этому виду собеседования так же серьезно, как и к очной встрече с эйчаром. Перед тем как перезванивать работодателю, подготовьте краткое представление о себе, включающее рассказ о ваших профессиональных достижениях и причинах вашей заинтересованности в предлагаемой работе.

Перед тем как перезванивать работодателю, подготовьте краткое представление о себе.

Консультант направления «PR, маркетинг, реклама» Penny Lane Personnel Алина Котович считает, что интервью по телефону помогает проверить истинность информации, указанной в резюме. «Очень часто CV некорректно отображает навыки и компетенции соискателя, а уж тем более не может достоверно свидетельствовать о его мотивации и личностных качествах. К тому же нередки случаи, когда кандидаты слегка "корректируют" информацию. Так, "свободный" английский иногда оказывается разговорным, а то и базовым. Не поговорив с человеком, этих сведений не выяснишь, – замечает эксперт. – В то время как опытный рекрутер уже на этапе беседы по телефону может определить, насколько кандидат будет интересен потенциальному работодателю».

Средняя продолжительность собеседования по телефону составляет обычно 10–20 минут. При региональном подборе кадров – от 40 минут до одного часа. Если работодатель указал в объявлении временной интервал для обращений, то соответственно время звонка соискателя позволит оценить организованность и пунктуальность последнего. Если же период не обозначен, то звонить по поводу работы лучше с 10.30 до 13.00 и с 15.00 до 17.30.

Незримый собеседник

Консультанты Penny Lane Personnel при телефонном варианте интервью придают серьезное значение тому, как соискатель выстраивает беседу. «Если рекрутер обладает психологическим образованием, то подключается психолингвистический анализ, который дает возможность узнать очень много информации о человеке, не видя его, – рассказывает Алина Котович. – Например, то, как соискатель владеет речью, каким образом строит предложения и на чем делает ударения, позволяет определить тип личности, предпочтения, основные мотивационные факторы и многое другое».

Если вы забыли или не успели что-то спросить, то сразу перезванивать и уточнять не рекомендуется.

Специфика интервью по телефону заключается в отсутствии зрительного контакта с собеседником. С одной стороны, отпадает необходимость заботиться о внешней презентации, с другой – вы лишены возможности перенести внимание оппонента на отвлеченные темы, к тому же многим именно деловой костюм и другие детали внешнего вида придают уверенность в собственных силах. Телефонная связь может исказить тембр голоса, но не в силах повлиять на интонацию и манеру ведения переговоров, поэтому обратите внимание на следующие важные детали.

Постарайтесь при первом телефонном контакте с работодателем избежать двух крайностей: не говорите слишком быстро, пытаясь уложиться в одну минуту в процессе проведения мини-презентации , но в то же время и не преувеличивайте вашу скромность, не робейте, общаясь с представителями кадровой службы.Не перебивайте собеседника на другом конце провода, когда он, в свою очередь, начнет вам представлять компанию и рассказывать об условиях работы.Если вы что-то не поняли или не расслышали, не бойтесь уточнить, переспросить. Такое поведение гораздо лучше, чем потом краснеть на повторном собеседовании, оправдываясь, что эту часть вы прослушали, и ссылаться на плохое качество связи.Консультанты по развитию карьеры советуют проводить телефонное интервью стоя. Такой психологический прием помогает говорить громче и уверенней.

Главное – не отвлекайтесь!

Как и на любом другом интервью, будьте готовы не только отвечать, но и сами задавать вопросы , что поможет убедить работодателя в вашей заинтересованности получить работу в его компании. Если соискатель нацелен на конкретную вакансию, то его вопросы в основном будут касаться функциональных обязанностей и критериев оценки его деятельности. «Не стесняйтесь спрашивать, если хотите произвести впечатление сильного кандидата, – советует президент кадрового объединения "Метрополис" Валерий Поляков . – Прежде всего, это должны быть вопросы о содержании работы, задачах, ресурсах. Об оплате труда и других компенсациях лучше поинтересоваться не в начале, а в конце беседы».

Если вы забыли или не успели что-то спросить, то сразу перезванивать и уточнять не рекомендуется. Такое поведение может навести эйчара на мысль о вашей неорганизованности, рассеянности. На формирование мнения о кандидате могут также повлиять различные звуки, связанные с жилищно-бытовой обстановкой (работающий телевизор, лай собаки, голоса родственников, детей), уличные шумы (когда вы звоните из машины или с сотового телефона). Исходя из сложившейся ситуации, рекрутер, во-первых, оценит, насколько серьезно соискатель относится к данному виду переговоров, а во-вторых, с большей долей точности составит психологический портрет претендента. Так, один работник службы персонала приводит в пример случай, когда собеседование по телефону проходила девушка, и было слышно, что в переговорах принимает участие третье лицо. Это была ее мама, активно подсказывающая дочери ответы на вопросы.

После окончания разговора обязательно поинтересуйтесь, каковы ваши дальнейшие действия.

Интерес эйчара к вам как к потенциальному сотруднику его компании может угаснуть, если во время собеседования вы отвлекаетесь на другие дела. К примеру, один из соискателей рассказывает о допущенной им ошибке: параллельно с телефонным интервью он проверял электронную почту. Когда собеседник спросил о причинах задержки его ответов, он честно признался, что одновременно просматривает письма. Предложения о личной встрече из этой компании не последовало.

Если отказ, то вежливый

Если инициатива звонка исходит не от вас, а от нанимателя, а вам в этот момент неудобно разговаривать (не имеет значения, по каким причинам: плохо себя чувствуете, напряженная рабочая атмосфера, деловые переговоры), или вы просто психологически не готовы к собеседованию, то лучше всего перенести телефонное интервью. Ответ возможно сформулировать следующим образом: «Спасибо вам за то, что обратили внимание на мою кандидатуру, благодарю за звонок. Ваше предложение меня очень заинтересовало, но, к сожалению, я не могу сейчас разговаривать – мне нужно уходить через пять минут. Будет ли достаточно такого времени на разговор, или можно перезвонить вам в другое время?» Таким образом вы достаточно четко выразите свою заинтересованность в вакансии, честно предупредите об имеющемся у вас в запасе времени и согласуете срок следующего звонка.

После окончания разговора обязательно поинтересуйтесь, каковы ваши дальнейшие действия: когда можно будет ждать результата собеседования, и, в случае положительного решения, какие дополнительные материалы и документы вам могут потребоваться при личной встрече. Если вы знаете электронный адрес сотрудника, который с вами общался, после разговора ему можно направить краткое письмо-напоминание, в котором, помимо благодарности за беседу, еще раз перечислить свои сильные стороны как профессионала.

Если по итогам телефонного разговора вы сразу получите отказ или поймете, что сами не заинтересованы в данной позиции, то обязательно поблагодарите вашего собеседника за приятный разговор и выразите надежду на возможность сотрудничества в будущем. Опыт ведения телефонных переговоров с работодателем, как и любой другой навык, приобретается не сразу. Чем больше телефонных звонков вы сделаете, тем будете увереннее себя чувствовать от раза к разу и, следовательно, меньшее число ошибок допустите. Это тот самый случай, когда количество неизбежно переходит в качество .

Из книги 50 способов познакомиться и понравиться автора Вульф Шерин

Позвоните по телефону «Мне это надоело, - сказала недавно Джина на занятиях для одиноких людей. - Я оставляю свою визитную карточку. Я недурна собой. Я сердечна. У меня получается быть такой, как я хочу, - откровенной без наглости, настойчивой без агрессивности,

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Энциклопедия блефа автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

2.6.2. КАК БЛЕФУЮТ ПО ТЕЛЕФОНУ Многие газеты публикуют объявления типа "куплю квартиру, машину и т. п.". Однако порой приходится удивляться наивности людей, дающих эти объявления и не задумывающихся о последствиях. Ведь поступая подобным образом, они дают преступникам

Из книги Собеседование от А до Я автора Head Hunter

Собеседование от А до Я Вне зависимости от того, в какую компанию вы хотите устроиться на работу, и на какую позицию претендуете, перед тем как получить желаемую должность, вам предстоит преодолеть несколько барьеров в виде собеседований. Обычно соискателям

Из книги 100 cпособов найти работу автора Черниговцев Глеб

СОБЕСЕДОВАНИЕ

Из книги Практическая психология для менеджера автора Альтшуллер А А

Из книги Этикет: Краткая энциклопедия автора Коллектив авторов

Из книги Техники скрытого гипноза и влияния на людей автора Фьюсел Боб

Деловые ситуации по телефону Телефон стоящий на столе сослуживцаКонечно, не совсем правильно отвечать на звонок телефона, стоящего на столе другого человека. Во многом это зависит от корпоративной культуры, принятой в вашей фирме. В некоторых офисах считается нормой

Из книги Вербальная самозащита автора Гласс Лилиан

Глава 20 Вербальная самозащита по телефону В этой главе Как быть с людьми, которые по телефону предлагают вам купить что-то Не давайте уговорить себя покупать что-то, что вам на самом деле не нужно Как заставить равнодушного человека помочь вам Как дипломатично

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

КАК ОТВЕЧАТЬ НА ЗВОНКИ В ДВЕРЬ И ПО ТЕЛЕФОНУ Без вашей помощи младшие школьники не научатся тому, как правильно отвечать на вопросы по телефону или через входную дверь. Если вы разрешаете ребенку подходить к телефону, он должен уметь правильно отвечать на вопросы

Из книги Вредные люди вокруг нас [Как с ними бороться?] автора Гласс Лилиан

Объяснитесь по телефону Некоторые предпочитают сказать последние слова по теле­фону, так как он создает механическую и физическую дис­танцию между людьми.Поскольку вы не видите лица собеседника, вам, возмож­но, будет легче выразить свои чувства.Старайтесь говорить

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Поговорите по телефону Когда вы решаетесь выяснить отношения при помощи те­лефона, реакцией может стать молчание или гневный всплеск на другом конце провода. В любом случае, крайне необходимо, чтобы вы не срывались, а говорили, сохраняя спокойствие. Воспользуйтесь

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

16.3. Деловое общение по телефону Бытует мнение, что телефонные переговоры экономят время. Однако подсчеты показали, что у руководителей телефонные разговоры в течение рабочего дня занимают от 3 до 4,5 часа, а у сотрудников - 2–2,5 часа. Выявлены недостатки телефонных

Из книги Практикум лидера автора Менегетти Антонио

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Из книги автора

Обслуживание по телефону Немалая часть контактов с клиентами происходит по телефону. Во многих компаниях установлены автоматические системы – клиенту отвечает автоответчик. Недостаток таких систем в том, что клиент не может обсудить свою проблему. Поэтому лучше, если

Психологи советуют всегда, прежде чем идти на собеседование, позвонить кадровику или самому работодателю, чтобы уточнить детали будущей встречи. Телефонные собеседования при приеме на работу делятся на два вида: когда вы звоните, и когда звонят вам.

Преимущества и недостатки собеседования по телефону

Главным преимуществом телефонного собеседования является отсутствие зрительного контакта. Вы можете спросить у человека на том конце провода, какова будет ваша заработная плата, узнать об имеющихся бонусах и при этом не краснеть от смущения. Но важнее всего – ваш внешний вид, о котором не нужно заботиться, так как он отходит на второй план. Но если у вас обаятельная улыбка, то по телефону нельзя будет ей сразить никого, хотя очень чувствуется, когда человек улыбается. Мимика и жесты считаются одними из главных инструментов воздействия на человека. Когда вы уверены в себе, смотрите прямо на собеседника, ваши жесты показывают вашу силу, то телефонное общение ни в какое сравнение с таким контактом не идет.

По телефону главная нагрузка идет на голос. Собеседник поймет по интонации, по темпу и вашему тону, что вы за человек. Поэтому одним из советов при подготовке к собеседованию на расстоянии будет тренировка будущей речи, заготовка вопросов, их произнесение. Психологи советуют выбрать умеренный темп, интонацию без тени недоброжелательности или недовольства, тон умеренно официальный. В случае усталости нужно перенести общение на более подходящее время, если, конечно, звоните вы. Если же вам звонят и застают врасплох, то возьмите тайм-аут, сказав, что не можете сейчас разговаривать и перезвоните в течение дня (обязательно скажите, в какое время будет сделан звонок).

Как пройти телефонное собеседование

1. Если вы сделали звонок, представьтесь и скажите о цели беспокойства.

2. Запишите тезисами свои достижения, цели, которых хотите достичь на новом месте, положите рядом с собой документы, о которых могут вас спросить (диплом, паспорт, свидетельство о прохождении курсов).

3. Подготовьте развернутый рассказ о себе с биографическими данными (место учебы, работа, возраст, семейное положение).

4. Спросите, с кем вы беседуете, при этом запишите имя менеджера по персоналу, чтобы после называть его официально по имени-отчеству (так будут видны ваши социальные навыки).

5. Будьте пунктуальными, придерживайтесь рамок, которые негласно установлены (звонок должен быть не более пяти минут).

7. Не делайте паузы, не перебивайте собеседника и не перезванивайте за уточнениями, так как все вышеперечисленное является признаками неорганизованности и рассеянности.

8. Уберите от трубки посторонние звуки (пылесос, телевизор, детские крики).

9. Подумайте, какие вопросы задавать в ходе интервью. В целом вопросы и ответы ничем не будут отличаться от традиционного формата интервью. Вопрос о заработной плате задавайте в самом конце и не забудьте поблагодарить за результат собеседования.

Как провести первичное собеседование по телефону

Часто телефонное интервью проводится для уточнения первичной информации о кандидате. В ходе данного интервью вы можете уточнить недостающую информацию в резюме, постараться заинтересовать вакансией кандидата и рассказать немного о вашей компании. Формат такого интервью предполагает короткий по времени диалог.

Как провести собеседование по телефону работодателю

Второй формат интервью - это полноценное собеседование посредством телефона. Такой формат отличается только тем, что вы не видите кандидата, что несколько ограничивает вас в составлении его психологического портрета. Весь процесс интервью проходит аналогично традиционному интервью. Обычно формат применим при поиске сотрудников в других регионах, а также массовом подборе линейного персонала.

Как напроситься на собеседование по телефону

Чаще всего принято взаимодействовать с работодателем посредством отправления ему резюме, далее принято ждать. Но можно проявить активность и после отправки резюме позвонить сотруднику по работе с персоналом, уточнить подробности вакансии, а также получено ли ваше резюме и когда стоит ждать результат рассмотрения резюме. Конечно, вы можете в ответ получить стандартную фразу «мы вам перезвоним», но всегда есть шанс, что это подтолкнет работодателя к более детальному изучению вашего резюме, а также увеличит шанс получить долгожданное приглашение. Кроме того, с увеличением роли социальных сетей взаимодействие с рекрутерами становится все более доступным.

Как записаться на собеседование по телефону

Если в вакансии указано, что на собеседование вы можете записаться сами, то стоит непременно воспользоваться данной возможностью. Позвоните на указанный номер, представьтесь, сообщите название вакансии и источник, из которого узнали о вакансии, уточните актуальна ли еще вакансия и уточните на какой день можно записаться, а также, что необходимо взять на собеседование. Будьте готовы ответить на уточняющие вопросы рекрутера, а также выслать свое резюме.

С развитием технологий телефонные интервью уже давно стали привычным способом взаимодействия между кандидатом и рекрутером. Альтернативным решением может быть скайп-интервью, видеоинтервью, чат-интервью.