Интервью Найк Борзов — Скандальность по-прежнему хорошо продаётся. Найк Борзов: «Я всегда чувствовал себя аутсайдером Найк борзов о любви интервью

Найк Борзов культовый музыкант российской рок-сцены, широко известен слушателям своим сольным творчеством. Автор бессмертных хитов «Лошадка», «Верхом на звезде» и «Одна она».

Интервьюер: Ruslan Batykov

— «Найк, привет, 7 июля ты очень удачно выступил на фестивале «Нашествие», твое выступление было очень интересным даже не смотря на затяжные дожди, которые доставили немало хлопот гостям рок-фестиваля. Сможешь сейчас сказать, что тебе больше всего запомнилось или понравилось на фестивале «Нашествие 2017, и насколько изменилась музыкальная рок индустрия в России за последние годы»?

Найк — «Несмотря на холодную и дождливую погоду мне понравилось мое выступление на «Нашествии 17». Собралось очень много людей, и было жарко. Во время исполнения новой песни «Кислотный Бог» начался салют. Феерично и совершенно особенно. Спасибо всем кто был со мной в этот вечер… моей группе, поклонникам и организаторам фестиваля, которые сделали этот день незабываемым.

На счёт изменений музыкальной индустрии трудно сказать. Скорее всего, они есть. Мир меняется и климат. Мы живём во время глобальных перемен и соответственно меняется и музыка.

— «Большинство людей используют для написания песен весьма схожие способы. И те кто пишет музыку, и те, кто занимается написанием только стихов, задействуют в этом процессе свой инструмент и импровизируют до тех пор, пока они не наталкиваются на что-нибудь подходящее. А как у тебя проходит процесс написания музыки? И как тебе пришла идея создать кавер-версию на песню «Не любовь» группы «Кино»?

Найк — «В основном музыка меня заполняет и большую часть песен я пишу без помощи инструмента. Беру его только, чтобы записать уже готовую песню. Так было у меня всегда с самого детства, я сочинял и напевал какие-то не существующие мелодии, наверно, еще до того момента, как научился говорить. Это был непрекращающийся процесс. В конце концов, мой дедушка купил магнитофон с функцией записи и ходил за мной повсюду с микрофоном. Где-то дома эти записи до сих пор валяются. Поэтому, я никогда не нахожусь в тишине, в голове всегда играет музыка. Часто на репетициях я беру гитару и слушаю ее, дергая по струнам, чтобы в точности передать то, что играет внутри меня.

Почти так же получилось с песней «Это не любовь» Виктора Цоя. Мое внимание на эту песню обратила моя девушка. И я услышал в треке совершенно иную, более веселую историю, нежели в оригинале. У «Кино» «Не любовь» осенняя, а я услышал в ней весну, авитаминоз, влюбленность, безбашенность, первые лучи солнца, которые приносят отношения, всем понятно, что они скоро развалятся, но всем все равно, потому что от этого от всего очень радостно.

Как мы ее сыграли первый раз на репетиции, так она и звучит сейчас. Нам песня очень нравится, мы включили ее в трек-лист концертов и с удовольствием ее играем, приходите на Большие Летние концерты 20 июля в Москве и 27 июля в Санкт-Петербурге и зацените сами».

— «Ты сейчас пишешь музыку на волне ностальгии или тебя вдохновляет что то другое»?

Найк — « Давайте я так отвечу… когда начнут выходить мои новые песни, вы сами все услышите».


— «Какие проекты сейчас у Найка Борзова происходят в жизни»?

Найк — « В основном это запись нового альбома, который увидит свет уже в будущем году».

— «Найк, как ты думаешь, что сейчас волнует музыканта: делать музыку, которая нравится ему или которая понравится всем? И выгодно ли сегодня музыканту быть скандальным»?

Найк Борзов — « Я думаю, что всем не угодишь. Здесь важно нащупать баланс. Скандальность по-прежнему хорошо продаётся».

— «Можешь сейчас проанализировать и сказать был ли какой-то золотой период в истории отечественной рок-музыки? Когда русский рок был на пике славы?»

Найк — « Наверное, это первая половина нулевых годов».

— «Сегодня музыка постоянно эволюционирует, причем «сырьем» для этой эволюции служит обыкновенный шум и набор компьютерных программ. Такой «шум» создает музыкальный вкус у современного слушателя. Великие когда-то рок группы такие как Pink Floyd, Nazareth, Accept сейчас стали сложноваты для подростающего поколения и массовый слушатель переключился на более простую электронную музыку. Найк, как ты думаешь вернется ли эмоциональная рок-музыка в мейнстрим? И на сколько актуальна будет живая рок-музыка в будущем?»

Найк — « Хотелось бы конечно верить, что живая музыка будет жить вечно, но кажется нас ждет «Красная книга», в нее занесут живых музыкантов.

— «Интернет сегодня стер все барьеры между музыкантом и слушателем. Раньше все решали музыкальные критики, промоутеры, а сейчас записал дома песню, выложил его на «youtube» и если ты талантлив, ты завтра получишь признание и известность. Таким образом можно регулярно писать халтурные треки, выкладывать их в «сеть» и обязательно эта халтура кому-нибудь понравится. Означает ли это, что музыка в России таким образом деградирует или наоборот развивается?»

Найк — « Халтура была всегда и как ни странно, это всегда продавалось и покупалось лучше»

— «Найк, как ты думаешь, является ли человек творцом и движущей силой своей жизни или жизнь — это случайный набор событий, явлений и случаев?»

Найк — « Сейчас большинство выбирает второй вариант, но только потому, что первый стал слишком сложным».

— «Оглядываясь назад, скажи: если бы тебе разрешили изменить только одну вещь в мире, что бы это было?»

Найк — « Тупость».


— «А чего бы хотелось обязательно сделать в 2017 году?»

Найк — « Помирить всех враждующих».

Сейчас вы активно продвигаете свою акустическую программу, с которой и выступите в ближайшую субботу на площадке Beatnik.

Вас ждет скорее акустический рейв, чем просто концерт, я придумал стилю музыки, которую вы услышите, определение «этно-техно». Название непонятное, но зато когда все приходят на выступление, значение его становится понятно. Обычно когда люди собираются на акустику, то ждут «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» и прочую нуднотеку. А здесь другая история, отчего у публики меняется отношение к акустической музыке в принципе. Мы выводим ее на новый уровень. Сюда еще подходит термин unplugged– без подключения к электричеству. Хотя у нас два гитариста играют с использованием современных высокотехнологичных приборов. Так первобытность, шаманизм соединяется с современностью. Можно сказать, мы замыкаем в цикл прошлое и будущее. И если бы рок-н-ролл придумали в Средневековье, то наверно он бы звучал так, как моя новая акустическая пластинка, которая выйдет в ноябре-декабре.

Стиль техно сейчас популярен в массах. Как думаете, почему?

Техно - это нечто первобытное, примитивное, построенное чисто на бите и перкуссии. В нем мало, что происходит. Это такое постоянное движение, которое втягивает в себя, и ты начинаешь менять свои притязания и двигаться в такт. Именно так и происходит у меня на концертах.

Вы говорили, что не используете электронику в этой программе.

Мы ее избегаем всяческими способами, используем инструменты классические акустические – рояль, варган. Вру, есть синтезатор и орган, который все же остается более акустическим, воздушным инструментом, несмотря на то, что его засунули в маленькую коробочку. Где-то год назад я познакомился с ударным инструментом кахон – его звучание меняется от более низкого по середине к более высокому по краю коробки. Когда я его услышал впервые, то сразу подумал, что он похож на аналоговую драм-машинку из ряда первых органов Хаммонда. Вот с этого кахона все и началось: я позвал перкуссионистку, которая играла на этом инструменте, я ей начал придумывать разные биты, стал выступать с двумя акустическими гитарами, сам играю на перкуссии, вокруг меня вы увидите много всякого барахла. Видя реакцию людей, и на основании собственных ощущений, мне захотелось все это записать. В декабре прошлого года мы сняли заброшенный дом культуры 1950-х годов, который не реставрировался, там лепнина осталась. На стенах были картины накаченных мужчин и женщин, танцующих с платками, полуголых детей с дедушками, все довольные и счастливые. И вот в этом помещении мы сели с музыкантами и записали больше двадцати песен из старых альбомов и две новые: одну под названием «Ева» я написал в конце 1980-х, вторую - «Молекула» - в середине нулевых. Всем знакомые песни мы сделали в таком виде, которых не услышишь в электрических альбомах.

Старые песни на новый лад – актуальная тема.

Мне всегда казалось, что для того, чтобы быть в теме, нужно не быть в теме абсолютно. Я всегда нахожусь в андеграунде современной ситуации и тем самым опережаю время. Как только заканчивается мода, вместе с ней умирает все, что с ней было связано. Вот окончательно пройдет волна хипстеров, умрут все «Помпеи», On-the-Go, «Тесла бои», лет через десять о них никто и не вспомнит. Кроме тех, кто слушают прямую бочку и ничего нового не воспринимают. Форматные модные истории я уже слышал много раз, делал много раз. Я лет двадцать назад играл с прямыми бочками - затягивающую музыку, ничего в себе не несущую, работающую в качестве саундтрека для вечеринки. У меня была группа «Бобры-мутанты» – проект свободного потока сознания, нойзовый авангардный психодел мы закончили прямой бочкой, самобытным трансом. И как только через полтора года распространилась прямая бочка, мне она осточертела, и захотелось вернуться к чему-то более человечному.

12 декабря в Red Stars Club прошёл концерт-презентация нового двойного альбома «Найк Борзов. Избранное», куда вошли самые любимые хиты музыканта за всю историю его творчества. Вместе с Найком сыграли и подвели итоги уходящего года «Лошадки»: Владимир «Корней» Корниенко и Илья Шаповалов — известнейшие гитаристы, на клавишах — Сергей Харченко, барабанщик Евгений Бордан и на бас-гитаре сыграл бессменный басист коллектива — Джон Щиголь.

Для многих знаком по его хитам, прогремевших в начале 2000-х и вызвавших общественный резонанс, — «Маленькая лошадка» и «Три слова». Хулиганские песни подвергались цензуре, что ещё больше вызывало интерес публики. Но, помимо этих треков, в творчестве Найка Борзова полно достойных внимания и талантливых вещей, и, вышедший 12 декабря альбом «Избранного», композиции для которого отбирали сами слушатели, тому подтверждение. Так что, у поклонников музыканта был дополнительный стимул и интерес прийти на концерт, ведь они сами непосредственно приложили руку к созданию этой пластинки.

«…концерт-презентация нового двойного альбома «Найк Борзов. Избранное»»

В этот вечер на концерте присутствовала в основном молодая публика, для кого-то песни Найка связаны с воспоминаниями детства, для кого-то – ранней юности. Кроме того, пару раз передо мной промелькнули совсем дети (привели ли их родители или же наоборот, детишки притащили мам и пап на выступление – неизвестно). Программа вечера обещала быть занимательной, помимо самого концерта были предусмотрены розыгрыш подарков, продажа нового альбома, а также автограф-сессия с Найком, о чём с радостью сообщил вышедший на сцену ведущий.

После вступительной части, наконец, появились сами музыканты, которых встречали криками «Найк, ты лучший!» и бурными аплодисментами. Мне же было интересно не только услышать песни артиста вживую, но и, пообщавшись с ним во время , увидеть, каким он будет на сцене.
При личном общении Найк производит впечатление серьёзного, но в то же время простого человека, что, несомненно, подкупает. Что же касается манеры поведения во время выступления, то мне понравилась та легкость и расслабленность и одновременно энергичность, которые чувствовались в музыканте. В эти моменты вспоминался Игги Поп.

Одно могу сказать точно, побывав на концерте, услышав песни и прожив их вместе с музыкантами, начинаешь по-другому воспринимать самих артистов и по-новому открывать для себя их творчество. Ту же самую «Лошадку», которая раньше звучала из каждого утюга, я как будто услышала впервые и вновь оценила слова, смысл и юмор этой песни. Композиции Найка вообще отличаются проникновенностью текстов и музыки. Это не только «хоровые, плясовые» треки, но и лиричные песни о любви, жизни и смерти.

Чем дальше шёл концерт, тем больше разогревалась публика, и уже на сцене падала микрофонная установка, а в зале – со звоном бокалы. Охранникам тоже пришлось поработать: они отгоняли народ, подступавший всё ближе к сцене и сносивший заграждение, увели странного молодого человека, с танцами прошедшего между зрителями к музыкантам, и разнимали драку ребят, которые, видимо, не поделили место.

Ещё больше впечатлений получили зрители, когда гитарист сошёл со сцены и перелез к ним за ограждения. Я думаю, после этого в социальных сетях появилось немало селфи с музыкантом. А когда после завершительных аккордов Найк протянул толпе барабанные палочки, эмоции начали зашкаливать (хорошо, что хоть здесь обошлось без драк).

На этой ноте Найк Борзов окончил свой концерт и под продолжительные аплодисменты ушёл со сцены, чтобы потом, после небольшого перерыва раздать автографы всем желающим.

«Композиции Найка вообще отличаются проникновенностью текстов и музыки»

Имя Найка Борзова прогремело в середине 90-х. Его хиты «Лошадка», «Три слова», «Верхом на звезде» звучали повсюду. Но сам музыкант те времена вспоминать не хочет. На несколько лет он совсем забросил сцену и всецело посвятил себя воспитанию дочери Виктории. Сейчас Борзов записывает новые пластинки, но на верхние строчки хит-парадов больше не стремится. «Я неформатный исполнитель, который находится вне времени», - улыбается певец

Фотография: Ваня Березкин

Е сли честно, мне всегда было интересно узнать, Найк - это ваше настоящее имя или все-таки псевдоним?

Это настоящее имя. Его история такова: еще до моего рождения маме с папой предсказали, что у них будет девочка. Они накупили кучу девчачьих вещичек желто-розовых оттенков. Кстати, первые несколько лет своей жизни я был вынужден их носить. (Улыбается .) Когда родился я, родители очень долго не могли придумать мне имя, два-три года меня называли просто «малыш». А потом родители-хиппаны увлеклись Индией и дали мне индийское имя - Найк, что означает «звезда».

Тем самым родители определили вашу судьбу. Когда вы увлеклись музыкой?

Вся эта история с написанием музыки появилась еще до того, как я начал разговаривать. Заговорив, я стал сочинять тексты. Пока напевал их себе под нос, дедушка втихаря записывал на аудиокассеты. Мама говорит, что c самого начала всё, что я делал, было очень самобытно, ни на что не похоже. Родители с детства прививали мне любовь к музыке, поэтому отдали меня в музыкальную школу. Я прозанимался там год и бросил - надоело. Мне больше нравилось самому до всего доходить.

Я так понимаю, вы с детства хотели быть именно рокером. Родителей это не пугало?

Когда у меня появилась группа «Инфекция», мне было лет тринадцать. Мы с друзьями круглые сутки сидели у меня в комнате и орали на весь дом песни матом - и всё это в обычной трехкомнатной квартире в подмосковном Видном. У нас был очень дружный дом, и соседи искренне радовались, что происходит какой-то безумный движняк. Никто не жаловался. Что самое интересное, родители в это время тоже были дома, мама занималась своими делами и к нам даже не заглядывала. Мне очень рано разрешили курить, лет с тринадцати я курил официально.

Мат, сигареты… Неужели ваша мама это поощряла?

Она как-то заглянула к нам и говорит: «Всё классно, музыка у вас отличная. Только можно поменьше материться?» - «Мама, ты ничего не понимаешь. Всё, пока!» Мама никогда не заставляла нас не материться совсем, она просто говорила: «Чуть-чуть поменьше». Такая поддержка, конечно, дорогого стоит.

Вашей дочери сейчас одиннадцать. Только представьте, что через пару лет она начнет себя вести так же, как и вы в детстве. Вы это одобрите?

Вика растет в других условиях. Если я при своей дочери стараюсь вообще не курить, то во времена моего детства дома курили так, что из-за дыма я глаза не мог открыть. Я вообще не помню, чтобы меня не окружал табачный дым. Видимо, я впитал его с молоком матери. Сейчас курение моя самая большая проблема, от которой мне очень хочется избавиться.

В одном интервью вы сказали, что детям ничего нельзя запрещать, так как запрет лишь способ пропаганды. Вас воспитывали именно в таком ключе. Вике тоже всё дозволено?

С дочерью всё по-другому, конечно. Она девочка. С возрастом я стал понимать, какие ошибки были допущены родителями в моем детстве. Все-таки нельзя пускать воспитание ребенка на самотек, как это было в моем случае.

Возможно, вы просто не слышали родительских запретов?

Дело в том, что мне ничего не запрещали. Я мог делать всё, что хотел. Сейчас я понимаю, что от каких -то вещей меня можно было бы и оградить.

Найк, вы развелись со своей супругой, когда дочь была совсем маленькой. У вас сейчас нет ощущения, что Вике не хватает вашего внимания и поддержки?

Я стараюсь хотя бы несколько раз в неделю бывать с дочкой. Мне с ней безумно интересно. Вообще она настоящая папина дочка. Я беру ее на свои концерты, а она честно говорит, какие песни ей нравятся, а какие лучше вообще вычеркнуть из репертуара.

Вы бы хотели, чтобы она стала музыкантом?

Если она будет развивать свой талант, если у нее это будет получаться, то почему бы и нет. Я буду ее поддерживать и всячески помогать. Главное, чтобы ей это нравилось. Но пока об этом, конечно, рано думать. Сегодня она должна учиться в школе, развиваться как личность, а не ломать себе жизнь. Посмотрите на тех, кто начал петь в раннем детстве. В большинстве своем это несчастные люди. Я не хочу такого будущего для своей дочери. Она сейчас в таком возрасте, когда происходит переоценка ценностей, я стараюсь оградить ее от мира шоу-бизнеса с его съемками и тусовками.

В какой-то момент вы и себя решили оградить от этого мира. Причем сделали это, будучи на пике популярности. С чем это было связано?

Я хотел избавиться от привязавшегося ко мне образа, не хотел быть исполнителем двух-трех популярных песен. Поэтому увлекся театром, начал играть Курта Кобейна в спектакле Юрия Грымова «Нирвана». Играл в каких-то сумасшедших антикоммерческих группах. Потом занялся всякими психоделическими проектами: продюсировал, писал саундтреки для аудиокниги. Возродил свою группу «Инфекция».

Но это была работа, что называется, за кадром. Считается ведь как: нет артиста в телевизоре, значит, его нет вообще.

Я это понимал, поэтому, наверное, и делал всё для того, чтобы меня не было ни видно, ни слышно. Плюс тогда у меня случилась неприятная история, связанная со звукозаписывающей компанией, которая обманом получила права на мою музыку. Я не видел смысла работать с этими людьми, а они не хотели меня отпускать, всячески пытались заставить исполнять обязанности, которых уже не было. И когда в 2008 году у меня с ними закончились контрактные отношения, я сразу сел записывать новую пластинку, под названием «Изнутри».

Не понимаю, что до этого мешало вам ее записать?

Я просто не хотел. Видимо, эти мои метания были защитной реакцией.

Тогда ходили разные слухи...

Да, сначала было неприятно читать о том, что ты умер от передоза. Но потом меня это начало забавлять. Когда в 2010 году я стал потихоньку возвращаться на сцену, мне нравилась реакция людей. Глядя на мои афиши, они удивлялись: «Он что, живой?» Я люблю невеселые шутки. Например, песня «Три слова» - это тоже черный юмор. Просто он в мажоре.

Доля правды в тех слухах всё же была. Вы сами неоднократно говорили, что в свое время в вашей жизни были наркотики.

Да, были. Но жизнь сама по себе настолько интересна, каждый день несет в себе столько приключений, что никакой наркотик дать этого просто не может. Я очень быстро всем этим переболел. Наркотики дали мне понять, что все эти эмоции есть внутри меня и я просто могу доставать и пользоваться ими, не прибегая к стимуляторам. Я научился это делать. Я не пью алкоголь с 2008 года. Мы с ним просто поняли, что надоели друг другу. Ничего запрещенного не употребляю. Вот только сигареты у меня остались идиотские, и всё.

Скажите честно, вы ностальгируете по тем временам, когда ваши песни звучали буквально из каждого утюга?

Честно говоря, я даже вспоминать про это не хочу. Я странный человек, и ностальгия мне совсем не присуща. Если это случится снова, совершенно не обломаюсь, но восприму уже немного иначе. Мне хорошо там, где я сейчас. Эта фраза «Хорошо там, где нас нет» - прошлый век. Ее нужно зачеркнуть, забыть, вырезать. На самом деле хорошо там, где мы есть. Я не чувствую, что сейчас я в забвении: в метро меня узнают, автографы берут, песни напевают...

Вы как-то говорили, что всегда чувствовали себя аутсайдером.

Да я и сейчас себя чувствую аутсайдером. Ничего не изменилось.

Почему?

А мои песни занимают верхние строчки хит-парадов? Нет, я в андеграунде. Я неформатный исполнитель, который находится вне времени, пространства и стилистики. Выгляжу странно, говорю не то, что хотят услышать. Не могу я жить иначе.

Найк, вот вы заговорили о странностях... В одном из ваших старых интервью я читала, что в молодости вы подумывали о смене пола.

Да, мысли разные были. Я вообще любитель всего провокационного, и не только в искусстве. Хотел сделать операцию по перемене пола, даже денег скопил, но вовремя ушел в армию и много чего там понял.

В армию пошли, потому что служить хотели или просто не смогли увильнуть?

Так сложилось, скажем так. Но я пошел туда без каких-то душевных переживаний и терзаний. Тогда для меня это тоже было некой провокацией. Провокацией по отношению к своему внутреннему миру и физическому состоянию. Да и вообще это было забавненько, мне понравилось. Я долго могу рассказывать про дедовщину и про то, как я там себя вел, как нарушал все правила, которые только можно было нарушить. Носил серьгу в ухе и, чтобы не снимать ее каждый день, заклеивал мочку пластырем и говорил, что мне порвали ухо. (Улыбается .) В воспоминаниях больше интересного и веселого, чем грустного. Но если и была печаль, то сейчас она воспринимается в позитиве. Я стараюсь извлечь удовольствие из любой ситуации. Мне даже лысым понравилось быть: первые полгода после армии специально налысо брился. (Улыбается .)

Иногда они возвращаются... Казалось бы, подзабыто его имя. Загнанная «Лошадка» пристрелена, и «Верхом на звезде» Найк унёсся в миры, параллельные успеху и славе. Записан в герои вчерашних дней - точка. А он вдруг взял да и выбрался из восьмилетнего подполья. Да ещё со свежим альбомом «ИЗНУТРN», который уже называют музыкальным открытием года.

Беседовал Дмитрий Тульчинский

«В Интернете писали, что я умер от передоза»

- И сразу вопрос в лоб: Найк, где вы пропадали последние восемь лет?
- Практически всё, чем занимался последние восемь лет, я описал в своём автофильме, который называется «Наблюдатель», - он выйдет вместе с пластинкой как приложение к диску. А в принципе - увлёкся театром, играл в спектакле Грымова «Нирвана». Потом занялся всякими психоделическими проектами, трансовыми: продюсировал, писал саундтрек для аудиокниги. Возродил свою группу «Инфекция» - которую, правда, спустя три года снова «похоронил»...

- В общем, дел было невпроворот. Но знаете же, как у нас: нет человека в телевизоре - значит, его нет вообще.
- Я считаю, что главное - это чувство собственного самоощущения. Если сам для себя ты не теряешься в пространстве, то, в общем-то, всё в порядке. А в телевизоре, кстати, время от времени я всё же появлялся, и песни мои крутились на радио.

Но понятно же, что по сравнению с 2000-м, когда вас назвали исполнителем года, это небо и земля. Оттого и сложилось впечатление: был Найк Борзов, да весь вышел.
- Хм, я даже в Интернете где-то прочитал, что умер от передоза.

- Что ж, вполне логичная версия.
- На самом деле, надо просто вспомнить 2002-2003 годы, и что у нас было в стране. Началась «Фабрика звёзд», и сразу рок-музыканты ушли на третий, на десятый, на пятидесятый план. Практически исчезли программы, куда можно было прийти и сыграть живой концерт. Всё пространство заполонили собой дешёвые поп-исполнители, поющие под «фанеру», которых к тому же каждый день раскручивал Первый канал.

Так у вас, думаю, был тогда просто реальный супершанс с той попсой слиться воедино, стать полновесным поп-персонажем.
- Может быть, это одна из главных причин, почему я и ушёл в тень. Мне не хотелось быть поп-исполнителем, всё-таки я не воспринимаю свою музыку, как что-то массовое. Песни «Лошадка», «Три слова», «День как день» были в этом плане скорее неким исключением...

- Вполне себе попсовенькие песенки, в общем-то.
- Скажем так, они простенькие. Я люблю условно-простым языком говорить о каких-то сложных вещах.

Сразу вспоминается: «Меня зовут Вова, просто Вова...» А тогда только-только вступил в должность Владимир Владимирович.
- Я думаю, эта песня снова будет суперхитом через пару лет. Может быть, даже гимном России.

- В своё время, помнится, депутаты даже парламентские слушания по поводу этой песни устраивали.
- Да, потратили три часа своего драгоценного времени на разбор абсолютно пустой проблемы. Песню обвиняли в пропаганде проституции, секса... Вау! Какой кошмар!.. То есть получается, я спел о таких вещах, о которых никто прежде даже не догадывался. А песня прозвучала - и вдруг все об этом узнали. Я сходил тогда в Думу, через секретаря вручил спикеру пригласительный на свой концерт. Не знаю, приходил он или нет, но, говорят, какие-то депутаты в зале всё же были.

- Вошли в историю, можно сказать. Из персон шоу-бизнеса, по-моему, Дума разбирала только вас и Собчак.
- А они вообще любят всякой ерундой заниматься, не имеющей отношения к прогрессу страны или к повышению уровня жизни граждан. Может, разбор моей песни стал для депутатов неким светлым пятном на фоне их повседневной серости. Им же внутри скучных коридоров власти тоже необходимо некое шоу. Да и молодёжь опять же надо привлекать к парламентским слушаниям.

«Я не хотел жить по правилам шоу-бизнеса»

- «Лошадка» тоже породила серию скандалов. Правда, хитом стала не сразу...
- Да, в альбом группы «Инфекция» я включил её в 96-м, через год переписал для собственного альбома «Головоломка». И уже тогда у этой песни начались какие-то яркие истории. Скажем, человек ставит её на радио, по собственному усмотрению - и его за это увольняют. Потом «Лошадка» стала гимном всех драг-дилеров московских. То есть она сразу начала конкретно скакать. И в 2000 году произошел некий взрыв - её стали крутить просто везде.

- Нормальная поп-история - куй железо, пока горячо. А вы?..
- А я не хотел жить по правилам шоу-бизнеса. Да никогда и не был в шоу-бизнесе, занимался тем творчеством, которое мне доставляет удовольствие. Если это нравится ещё кому-то, - замечательно. Но в первую очередь я делаю это для того, чтобы кайфануть самому и самого себя удивить.

На отговорку похоже. Многие, как принято их называть, «сбитые лётчики» говорят, что не хотели играть по правилам шоубиза. Но, уверен, никто из них не отказался бы от продолжения успеха.
- Я согласен, что большинство не отказалось бы. Но я не из большинства.

- Вам не понравилась популярность? Узнаваемость, море фанатов, автографы?
- Да нет, всё это очень мило. В плане того, что тебе не нужно, во-первых, никому ничего объяснять: ты приходишь, и всем уже всё понятно. В любом месте: будь то магазин или звукозаписывающая компания. Но и минусы свои тоже есть, и вытекают они из тех же плюсов. Условно говоря, людям кажется, что они знают про тебя всё. И массовое сознание начинает диктовать тебе: кем ты должен быть, как должен поступать. Если ты идёшь у него на поводу, то в большинстве случаев превращаешься в какой-то комикс, карикатуру на самого себя. Я к этому был не готов.

- А может, звездная болезнь всему виной?
- Она у меня была. Но не в то время, а лет в 13-15. Вот тогда у меня была настоящая мания величия. Сохранилась видеозапись одного концерта тех времен, сейчас пересматриваю - ну Билли Айдол практически. Когда случилась эта так называемая популярность, мои друзья были в лёгком шоке. А я уже в 13 лет понимал, что со мной такое произойдет, и это только вопрос времени.

- Тем более не понимаю: как можно было после стадионов опять уйти в полуподпольную панкуху?
- Я не ушёл в панкуху. У меня в 2003 году родилась дочь, например. Разве это панк?

- Вот я и думаю, что должны быть более веские причины для ухода в тень.
- Да, дочка родилась. А это реально что-то такое, когда ты начинаешь божественное чувствовать. И заниматься всей этой возней - тараканьей, крысиной - мне было уже как-то противно. Последние три года я записывал свою новую сольную пластинку, и она как раз в отличие от предыдущих получилась очень светлой. Вдруг мне захотелось света. Захотелось, чтобы люди перестали быть зверьми. Захотелось показать им, что кроме секса, жратвы и телевидения существует ещё много всего интересного. И весь мир, настоящий мир, находится внутри нас самих. А если человек свой мир не развивает, не делает его светлым, если всё время находится в депресе, в этом «лошадочном» состоянии и везёт свою тележку с иллюзорным счастьем «кокаин», и парится от этого, и занимается нелюбимым делом, - тогда он становится животным. То есть мне захотелось хоть немножко изменить этот мир, внести свой вклад в копилку светлого.

«Теперь меня прёт без наркотиков и алкоголя»

Это всё замечательно. Но десять лет прошло, жизнь нынче быстрая. Могли забыть, кто такой Найк Борзов. И кого менять тогда?
- Я на эту тему совершенно не парюсь: «забыли - не забыли». Прошло всего десять лет, это не так уж много, никто ничего не забыл. А пройдёт ещё лет десять, я уверен, и на дискотеках нулевых (по типу дискотек 80-х, 90-х) опять все будут петь «Лошадку», «Три слова» и «Верхом на звезде».

- А сами вы склонны к депрессиям?
- Депрессии у меня бывают. Но я в этом состоянии нахожу свою прелесть, иногда даже специально продлеваю его. Я другой в этот момент, могу написать что-то совершенно непохожее на то, что сочиняю в позитивном и бесшабашном настроении. Но у меня не было депрессии из-за того, что про меня стали забывать. Наоборот, когда это началось, я стал отказываться от интервью, перестал бывать на каких-то мероприятиях. Просто захотел отойти от всего этого и посмотреть на ситуацию как бы со стороны. На то, что произошло со мной, на то, что вообще происходит. И это дало мне возможность написать очень глубокую пластинку, которая сейчас вышла. Она на самом деле очень важная для меня. Работа, которой я действительно горжусь.

- А что же насчёт всех этих слухов про передоз - не на пустом же месте?
- Кстати, писали, что я умер от героинового передоза, а на самом деле я никогда героин не употреблял. Вообще, об этом говорить я не большой любитель, но могу сказать, что сейчас в моей жизни нет ни алкоголя, ни наркотиков. В какой-то момент я понял: всё это есть у меня внутри, я научился вызывать любые состояния естественным путем и собственными силами. И тогда я осознал, что действительно о чём-то жалею. То есть, в принципе, по жизни я ни о чём не жалею, всё было так, как должно было быть. Но вот об этом действительно жалею. Мне правда жаль, что в своё время я всё это в себя вкачал. Но теперь уже я абсолютно чист, нет никаких волн наркотических и алкогольных, которые даже после «завязки» накрывают человека на протяжении многих лет. Всё это давно закончилось, и сейчас меня так же реально прет уже без наркотиков и алкоголя.

- Неужели сейчас вообще ни капли? Потому что - может плохо кончиться?
- Да нет, в какой-то момент я стал выпивать спокойно, без фанатизма, так скажем. Чтобы просыпался в багажнике автомобиля, - такого уже не было. Так получилось, что последний раз я выпил, когда мы отмечали первые за 20-летнюю историю группы «Инфекция» дальние гастроли. В 2006 году поехали в Екатеринбург на фестиваль «Урал-рок», были там хэдлайнерами. Помню, от зала, где выступали, выехали на микроавтобусе, за нами - полный автобус девушек. Приезжаем в ресторан, и начинается угар: всем круто, реально клёвая атмосфера вокруг. Думаю: надо тоже отметить. Заказал себе уху, 50 граммов. Выпиваю, закусываю. И понимаю, что меня вообще не вставило. Беру ещё 50 - никакого эффекта. Выпиваю третий полтинник. И у меня тут же начинается похмелье. Вот тогда я понял, что - всё, свою дозу я уже выпил. Видимо, пробка уже всплыла, как в том старом анекдоте. И с тех пор я вообще не пью спиртного.

А ведь могут подумать: «завязал» человек - и пропало вдохновение. Ведь и Курт Кобейн, которого вы у Грымова играли, и Джим Моррисон сочиняли под кайфом.
- Не знаю насчет Кобейна и Моррисона, я с ними не тусовался. И как там оно было, никому не известно.

- Насчёт Моррисона по фильму Стоуна сужу.
- Я понял. Но это пропаганда, на самом деле - Стоун вообще заказной режиссёр. А что касается вдохновения, то его уж точно я не в наркотиках черпаю, сто процентов. И отказ от них - ни в коем случае не причина того, что я перестал сочинять. У меня вообще по жизни так бывает: долго ничего не пишу, а потом вдруг раз - и остановиться не могу. Сочиняю я только по настроению. А написать песню лишь для того, чтобы популярность не закисала, я не могу. Пробовал, не получается...