Инсценировка сказки про народ рф. Фестиваль «Сказки народов России
Сценарий открытого внеклассного мероприятия
«Сказки народов мира. Постановка индийской сказки «Кукла» ».
Цели и задачи:
Познакомить детей с национальными костюмами и традициями разных народов.
Закрепление навыков выразительного чтения.
Систематизировать знания о творчестве разных народов.
Развитие творческой активности.
Воспитание чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к людям другой национальности и их культуре.
Участники мероприятия: учащиеся 6 Б и 8 А классов.
Ход мероприятия:
I . Ученица 6 класса: «Сказка – это древнейший жанр устного народно творчества. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. На уроках литературы мы изучили множество сказочных произведений, сегодня представляем вашему вниманию совместную постановку 6 и 8 класса с индийской народной сказкой «Кукла»».
II . Голос за кадром: Индия - страна тайн и загадок. Страна-сказка, страна-легенда. Страна-танец и страна-любовь. Индия – страна с многовековой историей, полной загадок и тайн и легенд… (Слова и музыка сопровождаются танцем).
Выходят четверо учеников в индийских костюмах.
Рассказчик: Жили на свете четыре друга: плотник, портной, ювелир и жрец-брахман. Задумали они отправиться в чужие края на заработки. Выждали благоприятный день и час, вышли из своей деревни и пустились в дальний путь.
Шли они целый день, а когда наступил вечер, остановились на ночлег возле колодца. Поели и стали готовиться ко сну.
Ювелир: Братцы, всем сразу спать нельзя: не случилось бы чего.
Портной: Верно, брат. Давайте караулить по очереди.
Автор : Брахман установил каждому время его караула. Первым должен был караулить плотник. Он изо всех сил старался не спать, но усталость брала верх, и глаза начали слипаться. Тогда плотник решил заняться каким-нибудь делом. Он взял кусок дерева, достал инструменты и стал вырезать куклу. Получилась красивая кукла-девушка. (Появляется кукла)
Когда наступила очередь следующего караульного, плотник разбудил портного, а сам лег спать.
Портной увидел прекрасную деревянную куклу. Он взял разноцветные ткани, снял с куклы мерку и принялся шить.
Танец с тканью.
Рассказчик: После полуночи настала очередь ювелира. Он достал золото и стал делать для куклы украшения. Сделал серьги, ожерелье, браслеты на запястья и щиколотки и много других драгоценных безделушек. Нарядная, разукрашенная кукла стала ещё красивее.
Наконец пришла очередь брахмана.
Увидел он куклу и задумался. "Хорошо бы оживить её волшебными заклинаниями", - подумал он и принялся читать заклинания и брызгать на куклу водой.
Танец девушек в сари.
Рассказчик : Не успела заняться заря, как кукла ожила и превратилась в молоденькую девушку.
Когда наступило утро, все проснулись и удивились, увидев возле себя красавицу-девушку.
Брахман: Я оживил её своими заклинаниями, и я на ней женюсь!.
Плотник: Ну, нет! Как же это так? Ведь сделал-то её я!
Портной : А я для неё сшил одежду. Пэтому я на ней и женюсь.
Ювелир: Друзья!Я потратил тысячи рупий на украшения для неё. Как же я допущу, чтобы и она, и украшения достались кому-то другому?
Рассказчик : В это время проснулись люди в деревне и подошли к колодцу. Увидев споривших, один из крестьян, мудрый старик, спросил:
Старик: Братья! О чём вы спорите? Расскажите нам!
Рассказчик : Четверо друзей по очереди рассказали обо всём, что случилось. Каждый отстаивал своё право жениться на девушке.
Старик выслушал их и сказал:
Плотник её сделал, а брахман оживил, поэтому оба они - её отцы. Так что ни тот, ни другой взять её в жены не может. Портной приготовил ей одежду. Это обязанность дяди: на свадьбу дядя дарит невесте одежду. А драгоценности невесте дарит жених. Из вас четверых украшения ей дал ювелир. Вот он и может жениться на этой девушке.
И друзьям пришлось согласиться с таким мудрым решением. Ювелир взял девушку в жёны, вернулся с ней домой, и стали они жить счастливо.
IV . Песня
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
V. Презентация про Индию.
VI . Учащаяся 6 класса читает стихотворение:
ИНДИЯ-ЛАКШМИ
О ты, чарующая людей,
о земля, сияющая в блеске солнца лучей,
великая Мать матерей,
Долы, омытые Индом шумящим, ветром - лесные,
дрожащие чаши,
С Гималайскою в небо летящей снежной короной
В небе твоем солнце взошло впервые, впервые леса
услышали веды святые,
Впервые звучали легенды, песни живые, в домах твоих
и в лесах, в просторах полей;
Ты - вечно богатство цветущее наше, народам дающая
полную чашу,
Ты - Джамна и Ганга, нет краше, привольней, ты -
жизни нектар, молоко матерей!
Рабиндранат Тагор
Сценарий
конкурса фестиваля инсценировок
«Сказки народов мира» для 2-4 классов
2015-2016 уч.год
Дать детям представление о многонациональности Мира.
Знакомить детей с культурным наследием народов
Воспитывать уважение к культуре разных народов, любовь к родному краю.
СЛАЙД: 1 – РОЛИК
1.МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР: Песня «Сказка начинается» - 3 «а» класс
2.Отбивка для скомарохов .
СЛАЙД:2 – фото
Ведущий: Добры молодцы и красны девицы, милые ребятушки, здравствуйте!
2 скоморох - Здравствуйте, солидные господа, почтенные учителя!
1 скоморох - Мы развеселые потешники,
Известные скоморохи и насмешники!
2 скоморох - За медный пятак, расскажем вам все эдак, да так!
1 скоморох – Есть земля крымская
Приветливая да искренняя
2 скоморох Сто народов на ней живут,
Сказки сказывают, да песни поют.
1 скоморох – Слетались птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Пели птицы, сказывали птицы
Крымские сказки, были да небылицы.
Одну я бросил в воз,
Да сказку вам привез!
СЛАЙД:3 - Теремок
2 скоморох - Сказка первая. Русская.
1 скоморох - «Теремок»
Показ сказки 4 «А»класс
2 скоморох - А вы пареной репы покушайте,
1 скоморох - Сказка вторая,
2 скоморох – «Про двух ленивых мышат»
Показ сказки 3 «б» - класс
2 скоморох - Варится в печи кашка,
Начинается новая сказка,
Кашка упреет и сказка поспеет.
2 скоморох - Сказка третья,
1 скоморох - «Кому горшок мыть»!
Показ сказки 4 «Б» класс
1 скоморох - А теперь расскажем вам сказку старинную –
Не шибко короткую, да и не шибко длинную!
2 скоморох - А такую как раз,
Как от меня - до вас!
1 скоморох - Сказка четвертая, русская
2 скоморох - «Лиса и журавль»!
Показ сказки 3 «г» класс
СЛАЙД 6
1 скоморох - Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет-
Тот и сказку начнет
2 скоморох - Белорусская сказка! «Страшный пых»!
Показ сказки 2 в класс
1 скоморох - И я там побывал, всем подарков набрал,
Да покуда дорогу искал, все подарки растерял!
2 скоморох - Сказки еще не все.
Вот вам
Показ сказки 3-«в»
1 скоморох - Жили - были старик да старушка.
Под окном у них текла речушка.
2 скоморох - Жили в речушке карась да елец.
Тут нашим сказкам – КОНЕЦ!
1 скоморох - Только вы не расходитесь,
Вы жюри наше дождитесь.
2 скоморох - Ведь оно сейчас решит, кто сегодня победит!
1 скоморох - Ну а пока жюри решает для вас поет
Максютова Юлия – 2 б класс
СЛАЙД: 11. РОЛИК.Красная шапочка
Жюри определяет победителей в различных номинациях, например :
«Дипломант I степени»
«Дипломант II степени»
«Дипломант III степени»
«Лучшая мужская роль» - личное
«Лучшая женская роль» - личное
«Лучшая роль второго плана»
«Лучшая режиссура»
«Лучшее художественное оформление»
«Лучшее музыкальное оформление»
Программа:
1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -
2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -
3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!
4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!
5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!
6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!
Программа: 1.Муз.номер 3 а класс Песня: «Сказка начинается» 1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» - 2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» - 3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»! 4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»! 5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»! 6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!. 7.Максютова Юлия песня: «Красная шапочка» 8.Хор 3 а класса__________________________ |
Программа: 1.Муз.номер 3 а класс Песня: «Сказка начинается» 1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» - 2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» - 3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»! 4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»! 5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»! 6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»! 7.Максютова Юлия песня: «Красная шапочка» 8.Хор 3 а класса__________________________ |
Сценарий открытого внеклассного мероприятия
«Сказки народов мира. Постановка индийской сказки «Кукла» ».
Цели и задачи:
Познакомить детей с национальными костюмами и традициями разных народов.
Закрепление навыков выразительного чтения.
Систематизировать знания о творчестве разных народов.
Развитие творческой активности.
Воспитание чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к людям другой национальности и их культуре.
Участники мероприятия: учащиеся 6 Б и 8 А классов.
Ход мероприятия:
I. Ученица 6 класса : «Сказка – это древнейший жанр устного народно творчества. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. На уроках литературы мы изучили множество сказочных произведений, сегодня представляем вашему вниманию совместную постановку 6 и 8 класса с индийской народной сказкой «Кукла»».
II. Голос за кадром: Индия - страна тайн и загадок. Страна-сказка, страна-легенда. Страна-танец и страна-любовь. Индия – страна с многовековой историей, полной загадок и тайн и легенд… (Слова и музыка сопровождаются танцем).
Выходят четверо учеников в индийских костюмах.
Рассказчик: Жили на свете четыре друга: плотник, портной, ювелир и жрец-брахман. Задумали они отправиться в чужие края на заработки. Выждали благоприятный день и час, вышли из своей деревни и пустились в дальний путь.
Шли они целый день, а когда наступил вечер, остановились на ночлег возле колодца. Поели и стали готовиться ко сну.
1. Ювелир: Братцы, всем сразу спать нельзя: не случилось бы чего.
Портной: Верно, брат. Давайте караулить по очереди.
Автор : Брахман установил каждому время его караула. Первым должен был караулить плотник. Он изо всех сил старался не спать, но усталость брала верх, и глаза начали слипаться. Тогда плотник решил заняться каким-нибудь делом. Он взял кусок дерева, достал инструменты и стал вырезать куклу. Получилась красивая кукла-девушка. (Появляется кукла)
Когда наступила очередь следующего караульного, плотник разбудил портного, а сам лег спать.
Портной увидел прекрасную деревянную куклу. Он взял разноцветные ткани, снял с куклы мерку и принялся шить.
Танец с тканью.
Рассказчик: После полуночи настала очередь ювелира. Он достал золото и стал делать для куклы украшения. Сделал серьги, ожерелье, браслеты на запястья и щиколотки и много других драгоценных безделушек. Нарядная, разукрашенная кукла стала ещё красивее.
Наконец пришла очередь брахмана.
Увидел он куклу и задумался. "Хорошо бы оживить её волшебными заклинаниями", - подумал он и принялся читать заклинания и брызгать на куклу водой.
Танец девушек в сари.
Рассказчик : Не успела заняться заря, как кукла ожила и превратилась в молоденькую девушку.
Когда наступило утро, все проснулись и удивились, увидев возле себя красавицу-девушку.
Брахман: Я оживил её своими заклинаниями, и я на ней женюсь!.
Плотник: Ну, нет! Как же это так? Ведь сделал-то её я!
Портной : А я для неё сшил одежду. Пэтому я на ней и женюсь.
Ювелир: Друзья! Я потратил тысячи рупий на украшения для неё. Как же я допущу, чтобы и она, и украшения достались кому-то другому?
Рассказчик : В это время проснулись люди в деревне и подошли к колодцу. Увидев споривших, один из крестьян, мудрый старик, спросил:
Старик: Братья! О чём вы спорите? Расскажите нам!
Рассказчик : Четверо друзей по очереди рассказали обо всём, что случилось. Каждый отстаивал своё право жениться на девушке.
Старик выслушал их и сказал:
Плотник её сделал, а брахман оживил, поэтому оба они - её отцы. Так что ни тот, ни другой взять её в жены не может. Портной приготовил ей одежду. Это обязанность дяди: на свадьбу дядя дарит невесте одежду. А драгоценности невесте дарит жених. Из вас четверых украшения ей дал ювелир. Вот он и может жениться на этой девушке.
И друзьям пришлось согласиться с таким мудрым решением. Ювелир взял девушку в жёны, вернулся с ней домой, и стали они жить счастливо.
IV. Песня
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
V. Презентация про Индию.
VI. Учащаяся 6 класса читает стихотворение:
ИНДИЯ-ЛАКШМИ
О ты, чарующая людей,
о земля, сияющая в блеске солнца лучей,
великая Мать матерей,
Долы, омытые Индом шумящим, ветром - лесные,
дрожащие чаши,
С Гималайскою в небо летящей снежной короной
В небе твоем солнце взошло впервые, впервые леса
услышали веды святые,
Впервые звучали легенды, песни живые, в домах твоих
и в лесах, в просторах полей;
Ты - вечно богатство цветущее наше, народам дающая
полную чашу,
Ты - Джамна и Ганга, нет краше, привольней, ты -
жизни нектар, молоко матерей!
Рабиндранат Тагор
Наида Мирзоева
Инсценированная сказка «Северная сказка»
МБОУ «Русскинская СОШ»
Декабрь 2016г.
Воспитатель : Мирзоева Наида Ибрамхалиловна
«Северная сказка »
Цель : организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера через инсценированную сказку .
Задачи :
Дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;
Познакомить с фольклором народов ханты-манси : загадки, пословицы, приметы;
Формировать основы экологической культуры : правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;
Создание развивающей среды.
(Звучит мелодия ветра, перекликаясь со всполохами Северного сияния ).
Рассказчица :
Далеко-далеко на Севере , где дуют суровые холодные ветра и волнуют воображение всполохи Северного сияния , на зимнем стойбище жила- была семья –ханты : мать трое сыновей и малютка доченька
Каждый день, когда занималась заря, старшие сыновья уходили в лес на охоту, а мать оставалась дома с младшими : маленьким Идэ и малюткой. Много дел в лесу у женщины -ханты : дрова наколоть, дома прибраться, еду сготовить, детей понянчить, да и шитья всякого хватает. Вот и мама Идэ, каждый день с утра до ночи, трудилась, не покладая рук. А вечером, когда уже с ног валилась от усталости, садилась к огню с шитьем в руках. А Идэ тут как тут! Он рос мальчиком любознательным, непоседливым и бесконечно донимал мать вопросами. Все ему было интересно.
Анки, Анки! Почему снег белый?
Анки, Анки! Почему солнце светит?
А ветер почему дует?
Анки. Анки! А куда наша река течет? И т. д.
(Мать от работы всякой устанет, не до вопросов ей) .
Анки :
Сыночек, мама устала.
А ты отдохни чуть, потом скажи. (не отставал тот)
Анки :
Давай лучше сказку тебе расскажу ?
Идэ : (обрадовался)
Давай, давай! Хочу сказку , сказку хочу ! А про кого будет твоя сказка , Анки?
Анки :
Ладно, слушай сказку . Эта сказка лесная , про зверей : про зайца (Шэвер) быстрого, про ворону (Вурни) хитрую, про доброго ежа и про сильного, мудрого медведя (Мэми)
(И мама, укачивая люльку, начала свой рассказ )
Когда в лесу наступила осень и на деревьях уже не было листьев, бежал по лесу заяц.: вдруг видит он -на яблоне весит одно-единственное яблоко и захотел съесть его. Но как яблоко достать? На дерево заяц залезть не может. Стал он прыгать. Но яблоко высоко висит, не достанешь.
Смотрит заяц : на ели сидит ворона и смеется.
Крра-крра-крра! Что ты, Шэвэр (заяц, прыгаешь?
Эй, ворона, сорви мне пожалуйста яблоко!
Сорвала ворона яблоко.
Только в клюве его не удержала. Упало яблоко вниз.
Спасибо тебе, Вурни! – сказал заяц . Хотел заяц поднять яблоко, а оно, как живое побежало. Что такое? Испугался заяц, а потом понял : яблоко упало прямо на ежа. Ёж испугался и побежал.
Стой, стой! -кричит заяц.
Остановился еж и говорит :
Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал. А заяц кричит ежу :
Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!
Подлетела ворона к ним и говорит :
Не спорьте. Это яблоко мое. Я его сорвала.
Заяц, ворона и еж кричат друг на друга :
Мое яблоко! Нет, моё!
Вдруг, на шум из леса вышел медведь (мэми) .
Что такое? Что за шум? – спрашивает.
Все звери подбежали к медведю :
Ты, МЭМИ, в лесу самый большой, самый умный.
Рассуди, чьё это яблоко?
И рассказали медведю все как было.
Медведь подумал, подумал и спросил :
Кто яблоко нашел?
Я -шэвэр! -сказал заяц .
А кто яблоко сорвал?
Я- Вурни! -сказала ворона .
Хорошо. А кто его поймал?
Я! - сказал еж .
Ну, вот что! - ответил медведь, - каждый из вас должен яблоко получить.
Но тут только одно яблоко! – закричали звери (хором)
А вы разделите яблоко на равные части! - Мэми
Как же мы раньше не догадались? - (звери хором)
Еж разделил яблоко на четыре части.
Один кусок дал зайцу :
Это тебе, Шэвэр!
Ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек вороне дал :
Это тебе, Вурни!
Ты яблоко сорвала.
Третий кусочек еж себе в рот положил :
А это мне!
Я яблоко поймал.
Четвертый кусочек еж дал медведю :
А это тебе, Мэми!
А мне за что? – спрашивает медведь.
А тебе за то, что ты нас всех помирил!
Анки :
Ну, вот, сыночек и вся сказка ! Понравилась?
Да, Анки, понравилась. Очень понравилась!
Анки :
А что ты понял, сынок, из этой сказки ?
Понял, Анки, что нельзя быть злым и жадным, что надо делиться и со зверем, и с птицей, и с человеком.
Анки :
И это правильно, сынок, молодец! А сейчас, сынок, пора спать! Т-с-с-с!
Хорошо, Анки, а еще сказку расскажешь ?
Анки :
Ш-ш-ш! А-а-ай! -- (качает колыбель с малюткой)
Расскажу, сыночек, расскажу, только завтра.
(Звучит колыбельная, перекликаясь с музыкой ветра) .
Список литературы :
1. Н. И. Величко Институт развития образования Г. Ханты-Мансийск (Россия)
2. Ерныхова Е. А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000.
3. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири (1771 - 1772) . Л., 1947.
4. Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М. ; Л., 1949. стр. 59
5. Кулемзин В. М. Игры детей обско-угорских народов. - СПб. ТОО «Алфавит» , 1999.
6. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина . Вып. 4. СПб., 1891.
7. Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдсра // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1899.
8. Сказки и куклы нерым-ях /сост. Т. А. Исаева и О. В. Стародубова; пер. с языка ханты О. И. Щербакова. - Тюмень, 2006.
9. Тахтуева А. М. Материальная культура юганских ханты. - Изд-во «Северный дом » , 1990.
10. Чечулина Т. Золотой город (хантыйские сказки ) . Свердловск, 1969. Мифы, предания, сказки ханты и манси . М., 1990.
Публикации по теме:
«Нас сказка манит и зовет». Сценарий интегрированного занятия по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» МБДОУ Д/с «Вишенка» Сценарий конспекта НОД Раздел «Художественно-эстетическое творчество» Тема: «Нас сказка манит и зовет»
День здоровья и дружбы «Спортивный теремок» - инсценированная сказка с элементами игр, упражнений, соревнований для средних, старших и.
Познавательный проект «Северная сказка», совместно с родителями КНМС «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка.
Светлана Крысанова
Театрализованное представление
«Наш край- Ямал »
Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка »
Крысанова С. Ю. МДОУ Детский сад «Сказка » г. Надым
Программное содержание :
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством народов Ямала .
Учить детей эмоционально воспроизводить содержание сказки , свободно общаться и двигаться.
Развивать связную речь детей, память, фантазию, навыки подражания.
Поощрять творческую инициативу.
Воспитывать бескорыстное чувство любви и благодарности к своей матери.
Оборудование :
Карта ЯНАО, стенд с рисунками о Севере, импровизированный чум, река, костюмы, игра «Рыбалка» , атрибут-маска «Кукушка » , ягоды брусники, орудия труда и спортивные снаряжения ненцев.
Конспект театрализации ненецкой сказки «Кукушка »
Воспитатель
Человек! Оставь на мгновения дела, оглянись на воду, лес, небо и полюбуйся первозданной красотой северной природы.
А можно ли жить в гармонии с природой, не зная своих истоков, национальной культуры, народных традиций и ремёсел, без сохранения опыта предков , когда природа и человек составляли единое целое.
1 ребёнок
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите ,
Потому что, здесь наш дом
Мы на Севере живём.
2 ребёнок
Ты ещё не видел чуда. -
В нашей тундре не был?
Видишь, сопки, словно чумы,
Подпирают небо.
3 ребёнок
Тундра спит…на сопках дальних
Совы-сторожа
В их глазах больших, овальных
Огоньки дрожат.
4 ребёнок
Тьма смягчает лай собачий
И песцовый крик.
Долго на земле озябшей
Ждать ещё зари.
Воспитатель
Много разных загадок у народов Ямала . Они связаны с явлениями природы, окружающим миром и бытом коренных жителей тундры- ненцев.
1. целый день у порога, согнувшись, лежит.
позовёшь на охоту - вперёд побежит (собака)
2. гусиный пух тундру заметает (снег)
3. олень от них убегает, а они не отстают (нарты)
4. в ночь беззвёздную до чума
кто добраться вам поможет?
кто разыщет путь по ветру,
если в тундре бездорожье? (олень)
5. Под водой зубастая собака (щука)
6. под водой много дыр (сеть, невод)
Воспитатель
Много разных сказок у народов Ямала . В них нас поражает точность и красота языка, мы видим в них торжество правды и справедливости. И сейчас вы послушаете одну из них. Называется она «Кукушка » .
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо сыновей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. А женщина работала : одежду шила, оленей пасла, обед готовила. Вернутся к себе в чум дети, целые сугробы снега натащат, а мать – убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. Вот однажды ловила мать рыбу в реке, тяжело ей было, а дети не помогали. От жизни такой, от работы, тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит :
Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.
Я без бурок
Я без шапки.
У меня нет варежек.
Моя малица промокла.
Близко от нас река, и без одежды сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец, захотели дети есть, заглянули они в чум. Смотрят, а мать посреди чума стоит и ягушку надевает. И вдруг ягушка покрылась перьями, берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. В место рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Смотрите, братья, улетает наша мать птицей!
Мама, мама, мы тебе водички принесли.
Ку-ку, ку-ку, поздно, поздно. К вольным водам лечу я.
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.
Мама, мама! Вернись домой!
Ку-ку, ку-ку. Поздно сынок, не вернусь я.
(мать убегает за сцену, дети бегают по кругу)
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по болотам и кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробежали дети, там до сих пор растёт красная ягода брусника.
Навсегда бросила детей мать-кукушка . С тех пор не вьёт себе кукушка гнезда , не растит сама своих детей, а по тундре с той поры краснеет брусника.