Иностранный Язык В Школе: Особенности Обучения.

Второй иностранный в школах, лицеях и гимназиях России был введен в начале 2015-2016 учебного года. Поскольку решение Минобрзауки носило рекомендательный характер, каждое учебное заведение получило возможность принять решение о введении еще одного языка в качестве обязательного на собственное усмотрение, что стало причиной недовольства многих родителей.

Некоторые школы, работающие в режиме реализации ФГОС в опережающем режиме, поставили второй язык в обязательную программу, не посоветовавшись с родителями. Но нашлись и те, кто остался недоволен тем, что их дети не получили возможности изучать дополнительный язык бесплатно в рамках основной программы обучения.

Что дальше? Какой язык будут изучать школьники в 2018-2019 учебном году как второй иностранный и можно ли будет отказаться от такой нагрузки в школе, где профильными являются не гуманитарные предметы? Давайте разбираться.

Обязательный второй иностранный или нет?

Хотя речь о том, что в школе обязательно должен преподаваться второй иностранный язык ведется еще с 2010 года, термины введения этой нормы постоянно отодвигались, вплоть до грядущего 2018-2019 года. Хотя идея на первый взгляд казалась вполне выполнимой, ее реализация столкнулась с рядом серьезных проблем, в числе которых:

  1. отсутствие свободных часов в расписании профильных классов;
  2. нехватка педагогических кадров;
  3. неготовность детей и родителей к повышенным нагрузкам и новым требованиям.

Именно поэтому в 2017-2018 году второй иностранный был рекомендован к изучению, но еще не был обязательным. Более того, каждая школа получила возможность самостоятельно выбрать язык, который будут изучать старшеклассники исходя из желания детей и родителей или наличия соответствующего квалифицированного специалиста.

Таким образом, сегодня второй иностранный является обязательным только для классов с филологическим уклоном. Но, уже в 2018-2019 учебном году все может измениться.

Выбор второго языка

В большинстве случаев, решение о том, каким будет второй иностранный, принимается администрацией учебного заведения. На сегодняшний день в разных школах, лицеях и гимназиях РФ помимо английского изучают:

  • немецкий;
  • французский;
  • испанский;
  • китайский.

Благодаря проекту «Немецкий – первый второй иностранный», многие школы отдали предпочтение именно языку Гете.

С какого класса могут ввести два иностранных?

Не стоит пугаться, что первоклассников заставят одновременно знакомиться с несколькими языками. Изучение иностранного будет поэтапным. С 1-го класса дети будут изучать основной язык (для большинства это будет английский), а уже с 5-го в программе появится второй предмет. Такой подход позволит детям легко освоить базовые понятия.

Таким образом, если в новом учебном году второй иностранный станет обязательным для всех школ, независимо от профиля, то переживать стоит только ученикам «стартовых классов». К примеру, если стандартная программа рассчитана на изучение предмета с 5 по 11 класс, вводить его можно только для 5-тиклассников! Ученики 6-11 классов в таком случае должны продолжать обучение по старому стандарту (без второго иностранного, если его не было в планах учебного заведения ранее).

При введении второго языка допускается дифференцированный подход. Это значит, что каждый регион сможет сам решать, в каком классе и в каком объеме дети будут изучать дополнительный предмет.

Так, для центральных регионов, где русский является родным, нововведение не является проблемой, тогда как для некоторых школ из глубинки, где детям необходимо сначала освоить в нужном объеме русский и английский, введение еще одного нового предмета филологического профиля может стать проблемой.

Мнение министра образования

27.09.2017 года в рамках интервью для телеканала RT Ольга Васильева заявила, что является противницей второго иностранного языка в непрофильных школах.

«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо» — пояснила глава Минобрнауки.

Естественно, что такое заявление не могло не вызвать массу вопросов об отмене второго иностранного языка в школьной программе уже к 2020 году.

Что ожидать ученикам и родителям? На сегодняшний момент нет официальных документов, говорящих о грядущей отмене нововведения, дискуссия о целесообразности которого не смолкает уже много лет. Наиболее очевидной является перспектива предоставления учебным заведениям права вводить или не вводить для своих учащихся второй иностранный. Но, кто и как должен принимать это решение? Администрация школы или родители? На эти вопросы еще предстоит найти ответы.

Зарубежная практика

Знание иностранных языков – одно из базовых требований, предъявляемых сегодня к специалистам многих направлений. И эта норма актуальна не только для России. Во всех странах Евросоюза школьники обязательно изучают иностранные языки на разных этапах школьной жизни. В некоторых странах знакомство с чужими языками начинается только в средней школе. При этом во многих странах на изучение второго языка отводится 2-4 часа в неделю, а старшеклассники овладевают и третьим языком, что не вызывает каких-либо нареканий со стороны родителей.

В школах Украины практика давно работает, но официально с 01.09.2018 дети будут обязательно изучать 2 иностранных языка (основной – с 1-го класса, и второй – с 5-го). Спектр предлагаемых языков будет включать: немецкий, испанский, французский, польский, русский, а также языки нацменьшинств, которые дети смогут изучать в качестве второго иностранного по желанию родителей.

Воспитать будущих деятельных членов общества, способных на осознанный выбор профессии, помочь им максимально развить и правильно применить свои способности возможно только в атмосфере свободного развития личности, общедоступности образования и уважения прав и свобод человека . Прежде всего, - прав и свобод самих обучаемых, воспитуемых, подготавливаемых. Вместе с тем, в условиях практической организации деятельности общеобразовательного учреждения, когда необходимо найти оптимальное сочетание различных педагогических, психологических, хозяйственных и иных аспектов, зачастую очень сложно оставаться в необходимых рамках. Поэтому правовым ориентиром на этом пути должно стать право учащихся на получение образования на основе равенства возможностей.
В этом смысле, вопрос выбора изучаемого иностранного языка является на сегодняшний день одним из самых тонких и одновременно знаковых моментов в сфере начального и основного общего образования. Поскольку отражает не только реально доступные возможности для обучающихся развивать способности, исходя из собственных представлений и потребностей, но и латентный, не сформулированный по различным причинам, конфликт интересов по данному вопросу между органами управления образованием, администрациями школ, с одной стороны, и учениками и их родителями, с другой стороны.
В практике общеобразовательного учреждения (школы, гимназии, лицея, далее - школа) нередки случаи, когда администрация с целью сохранения языкового плюрализма считает допустимым отказывать в приеме в школу детям, не проживающим в близлежащем микрорайоне, если они не согласятся изучать определенный иностранный язык. Более того, уже в процессе обучения для данной категории детей также не существует права выбора изучаемого иностранного языка. В связи с чем, если для них в группе желаемого иностранного языка не окажется свободных мест, численность которых администрация определяет по собственному усмотрению, данный язык они смогут изучать только на платной основе.
Нужно заметить, что в настоящий момент при разрешении вопроса, какой из иностранных языков является наиболее привлекательным для изучения, объективная тенденция, складывающаяся в пользу английского языка, характерна для многих стран мира. Это обусловлено геополитическими и социально-экономическими факторами , в том числе его широким применением в компьютерных технологиях и интернете. Поэтому в настоящей статье под «желаемым иностранным языком», прежде всего, подразумевается именно английский язык.
Вместе с тем, согласно действующему законодательству деление класса на группы иностранного языка возможно только в соответствии со свободным выбором учащегося обучаться тому или иному иностранному языку, предусмотренному учебным планом. Так, на основании принципа 7 «Декларации прав ребенка», ст. 43 Конституции РФ каждый ребенок имеет право на получение образования на основе равенства возможностей, общедоступность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется. Как следует из «Типового положения об общеобразовательном учреждении» (пункты 2, 3, и 5), утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (далее - «Типовое положение») условия для реализации гражданами РФ права на общедоступное образование создает общеобразовательное учреждение, которое в своей деятельности руководствуется федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, Типовым положением, а также разработанным на его основе уставом общеобразовательного учреждения. Согласно пункту 31 «Типового положения» при проведении занятий по иностранному языку возможно деление класса на две группы. Вместе с тем, рассматривая данную норму во взаимосвязи с пунктами 4, 6, 10 «Типового положения», необходимо отметить, что такое деление класса на группы не может идти вразрез склонностям и интересам обучающихся.
При этом, в его (данного деления) основе должны лежать принцип свободного развития личности, а также гарантированная возможность для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Поэтому каждому учащемуся как свободно развивающейся личности при делении класса на группы должно быть предоставлено право выбора того или иного изучаемого иностранного языка, предусмотренного учебным планом данного общеобразовательного учреждения.
Кроме того, указанный метод деления класса на группы, закрепленный в законодательстве РФ, полностью соответствует основным принципам государственной образовательной политики в области обучения иностранным языкам, изложенным в письме Минобразования РФ от 28.11.2000 № 3131/11-13 «Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях». В частности, в абзацах шестом и десятом этого письма дается пояснение о том, какими методами школа вправе добиваться сохранения языкового плюрализма. Речь идет о методах, основанных на широкой разъяснительной работе с родителями, на доказывании им преимущества изучения того или иного иностранного языка в данном регионе, в конкретной школе, что не может не предполагать права выбора изучаемого иностранного языка. Хотя бы потому, что бессмысленно придавать такую значимость разъяснению и доказыванию чего-либо родителям, если от них ничего не зависит. Наконец, в абзаце пятом названного письма прямо указывается на то, что родители и учащиеся выбирают изучаемый язык, исходя из своих интересов и потребностей .
Таким образом, право учащегося на свободный выбор изучаемого иностранного языка - это составная часть таких его прав как право на доступ к образованию, гарантированное Конституцией РФ, право на свободное развитие личности, а также право на получение знаний и выбор специализации на основе равенства возможностей. Особо нужно отметить, что данное право учащегося не может быть ограничено по признаку места жительства. Согласно пункту 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На основании пункта 2 статьи 19 Конституции РФ, статьи 5 Закона РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ от 13.01.1996 № 12-ФЗ) (далее - ФЗ «Об образовании») гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от места жительства. При этом, федеральным законом ограничено только право детей, не проживающих вблизи данной школы, быть принятым в нее, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других детей, проживающих вблизи данной школы (пункт 1 ст. 16 ФЗ «Об образовании», пункт 46 «Типового положения»). Об ограничении же права выбирать изучаемый иностранный язык по признаку проживания или не проживания на данной территории в федеральном законе ничего не говорится. Таким образом, в силу закона всем детям, уже являющимся учениками данной школы (и проживающим, и не проживающим вблизи нее), должно предоставляться право выбирать изучаемый иностранный язык.
Также, следует признать не основанным на законе и ссылки администрации школы на отсутствие свободных мест в группе желаемого иностранного языка. Решение о том, такой из иностранных языков будет изучаться в конкретной школе, конкретном классе, а также о том, будет ли при этом класс поделен на группы, принимается администрацией школы с учетом сложившейся в данной школе образовательной ситуации, а именно, наличие или отсутствие квалифицированных кадров по тому или иному иностранному языку, свои традиции обучения этому учебному предмету . Кроме того, в соответствии с абзацем третьим пункта 31 «Типового положения» деление класса на группы для изучения иностранного языка на первой ступени общего образования (а сегодня, как правило, изучение иностранного языка начинается в начальной школе) возможно только при наличии необходимых условий и средств. Это означает, что при делении класса на группы школа обязана обеспечить такие гарантии общедоступности образования, чтобы все учащиеся имели равные права изучать желаемый иностранный язык. Поэтому, если администрация школы по каким-либо причинам не имеет таковой возможности, следует признать, что необходимые для деления класса на группы условия и средства в данной школе просто отсутствуют. В этом смысле, нужно констатировать, что для деления класса на группы не имеется правовых оснований. В противном случае, если администрация школы идет на указанное деление, она уже не вправе ссылаться на отсутствие свободных мест, численность которых она сама же и устанавливает.
Поскольку праву администрации на деление класса на группы корреспондируется ее обязанность установить такое число мест в этих группах, чтобы оно обеспечивало, как было указано выше, общедоступность образования, свободное развитие личности, а также равные возможности учащихся на получение знаний и выбор специализации. Иными словами, в ситуации, когда в школе имеются преподаватели английского языка, английский язык преподается, части учеников класса (с которыми другие ученики этого класса в процессе обучения имеют абсолютно равные права) предоставлена возможность изучать английский язык; и при этом в группе английского языка не хватает мест для всех желающих, необходимо признать, что в этом виновата в первую очередь сама администрация школы. В связи с этим, она не вправе ссылаться на отсутствие свободных мест как на основание своих действий по отказу предоставить возможность кому-либо из учеников класса изучать английский язык.
Таким образом, в компетенции администрация школы установить, какие иностранные языки будет изучать класс и будет ли он при этом поделен на две группы, а численность в них в силу закона, в том числе конституционных принципов, должна являться отражением желаний учеников и их родителей изучать тот или иной иностранный язык . Наконец, при вышеуказанных обстоятельствах предложение ребенку изучать желаемый иностранный язык только на платной основе является грубейшим нарушением гарантированного государством права каждого гражданина на бесплатное образование (ст. 43 Конституцией РФ).
В заключение, можно сказать, что право на получение образования на основе равенства возможностей является ограничивающим моментом в компетенции администрации школы по организации изучения иностранных языков. При этом ограничивающий механизм выражается в том, что учащимся, обладающим одинаковым статусом (одной школы, одного класса), должна быть предоставлена реальная возможность (реализация которой зависела бы исключительно от их желания) изучать любой из иностранных языков, которые закреплены за их классом учебным планом.

См.: Пункты 4, 6 «Типового положения об общеобразовательном учреждении», утвержденного постановлением Правительства от 19.03.2001 № 196 (с изм. от 23.12.2002) // СЗ РФ.2001. N 13. Ст. 1252.
См.: Письмо Минобразования РФ от 28.11.2000 № 3131/11-13 «Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях» // Вестник образования. 2001. N 1. С. 77.
«Декларация прав ребенка» (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959 г.) РГ. 1993. N 237. 25 дек.
СЗ РФ.2001. N 13. Ст. 1252.
См.: Пункт 43 указ. «Типового положения».
Вестник образования. 2001. N 1. С. 77.
См. также: Зуевич «Можно ли выбрать иностранный язык?» // PravdaSevera.ru. 2002. 20 июня. Опубликовано: .
СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
См.: Указ. письмо Минобразования РФ.
См. также: «Представление об устранении нарушений требований законодательства РФ», внесенное прокуратурой Индустриального района г. Барнаула (исх. № 216 ж/04 от 11.06.2004). Опубликовано не было.

Владение иностранным языком, а лучше сразу двумя или тремя, стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста. А также как фактор, объединяющий государства и народы. В какой-то степени это одно из самых важных средств социализации. Поэтому с начала прошлого учебного года во многих российских школах вступил в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для учеников среднего звена. Он подразумевает изучение второго иностранного языка в качестве обязательного предмета школьной программы.

На самом деле, решение о введении второго иностранного было принято давно. ФГОС узаконил его еще пять лет назад. Просто вводился он поэтапно, «захватывая» по одному классу в год. И лишь в прошлом сентябре, добравшись до средней ступени, принёс учащимся новый предмет.
Учебным заведениям, которые были не готовы к таким большим переменам в школьной программе, давалось время на адаптацию к ФГОС. Каждый регион мог дифференцированно ввести новый стандарт основного общего образования для пятых-девятых классов. К примеру, школы центральной части России, где наиболее развита инфраструктура и высокий уровень запроса в обучении второму иностранному языку, включили его в свои планы практически сразу. В то же время многие сельские школы торопиться не стали.

Волна недовольства

Как уверяют в министерстве образования, новшество пойдёт детям на пользу. Это не только дополнительное средство коммуникации, но и средство развития памяти, интеллекта ребёнка.
Однако эксперты смотрят на ситуацию не столь радужно. По мнению некоторых из них, общая тенденция усиления иностранных языков в школе, безусловно, верная, но проблема в том, что с 2020 года вводится третий обязательный ЕГЭ - по иностранным языкам. Что скрывать, хорошо подготовиться в наших школах к экзаменам можно, лишь обратившись к услугам репетитора.
Так как же вводить второй иностранный язык, если не решён вопрос и с первым? К тому же, спрос результативных знаний с учеников стал на порядок выше и по многим другим предметам.
Первая волна недовольства среди учеников и их родителей уже прокатилась на общешкольных собраниях и различных образовательных интернет-форумах. Коснулось это и нашего района.

Основательная подготовка

С 1 сентября 2016-2017 учебного года в школах Верховажского района начал действовать ФГОС для учеников седьмых классов. Вот уже полгода ребята изучают сразу два языка: английский и немецкий. В Морозовской, Шелотской и Верховской школах - английский и французский.
По словам начальника управления образования Н.П. Бугаевой, прежде чем начать применять новый стандарт повсеместно, велась длительная подготовительная работа. Проводили экспериментальные уроки. Проверяли и обсуждали разные методики преподавания второго иностранного языка. Все педагоги английского, немецкого и французского языков прошли курсовую подготовку по своему основному предмету в объёме 108 часов. Курсы повышения квалификации включали в себя и вопросы ведения второго иностранного языка.
«Образовательная база из нескольких языков - это благодатная почва для реализации способностей современных учеников - говорит Надежда Петровна. - Я считаю, что введение нового государственного стандарта будет хорошей возможностью освоить второй иностранный язык еще в школе. Семиклассники - это уже взрослые и серьезные люди, учатся они более осознанно. Начать изучать второй язык с алфавита и звуков, на мой взгляд, не составит для них большого труда».

Детский взгляд

Но мнение начальника управления образования разделяют не все. Большинство школьников и их родителей не рады двойной нагрузке. Ученики седьмых классов Верховажской школы поделились своими размышлениями на этот счёт.
Саша:
- Мне не очень нравится изучать два иностранных языка. Это слишком большой объем новой информации. Поэтому зачастую мне бывает нелегко. Хоть я и стараюсь справляться сразу с двумя языками, но хотелось бы вернуться к прежней программе и учить только английский.
Кирилл:
- Два иностранных - это интересно. Я неплохо с ними справляюсь.
Ира:
- Лично мне такое обучение не подходит и даётся с большим трудом.
Аня:
- А я была рада, когда узнала о введении второго иностранного языка. Правда, была немного напугана нагрузкой, которая теперь стала больше в два раза. Но я с ней справляюсь.
Надя:
- Два языка - это слишком, и изучать их одновременно очень сложно. Я часто путаюсь в них.

Обеспокоенные родители

Позиция мам семиклассников и будущих пятиклассников также неоднозначна.
Юлия:
- Я считаю, если и надо изучать второй язык, то не с седьмого класса, а хотя бы с пятого. А лучше вообще с начальной школы. Иначе к концу девятого класса, когда многие из ребят уже будут покидать школу и отправляться в другие учебные заведения, знаний не будет ни по тому, ни по другому языку. Три года - слишком мало времени для изучения сразу двух языков.
Наталья:
- Иностранные языки нужны - это факт. Свободное владение английским требуется людям многих специальностей, причём, не только гуманитарных. По Интернету можно общаться с людьми из любой страны мира, поехать за границу в наше время не проблема, были бы финансы. Английский нынче принято изучать чуть ли не с пелёнок. С другой стороны, не у всех детей есть способности к языкам. Кому-то даже с русским сложно совладать. Да и далеко не всем два иностранных языка пригодятся в жизни. Второй язык, на мой взгляд, следует вводить факультативно - для тех, кто хочет и может.
Юлия:
- Я против второго языка. Мой ребёнок и без того не слишком-то заинтересован в учёбе. А тут еще дополнительная нагрузка, которая отобьёт желание изучать и основные предметы. На мой взгляд, целесообразней было бы изучать один язык, но качественно. В таком случае дети будут выпускаться из школы с фундаментальными, проч-
ными знаниями, а не с поверхностными.

Мнение учителей

Преподаватель немецкого языка Верховажской средней школы имени Я.Я. Кремлева Л.М. Иванова:
- На каждом этапе развития образовательной сферы должно быть что-то новое. В данном случае - освоение новых стандартов. С точки зрения преподавателя, я считаю изучение второго языка нужным.
В европейских школах обучение двум языкам одновременно уже давно считается нормой. Почему бы не дать и нашим детям такоюй возможностью?
По статистике, заканчивая школу и поступая учиться в другие учебные заведения, наши выпускники ощущают нехватку знаний по иностранным языкам.
Что касается учебного процесса по обновлённой программе, то хочу заметить, перестраивать учеников с одного языка на другой несложно. Дело в том, что английский и немецкий из одной группы романо-германских языков. У них очень много общего, поэтому, если у человека хорошо с одним из этих языков, то и со вторым не будет никаких проблем.

Не согласны, но молчим

Один из тех, кто не просто высказывается против, но и хочет донести это мнение до министерства образования, - С.Н. Истомин:
- С кем бы я ни говорил по поводу введения второго иностранного языка в виде обязательного предмета - с учителями, ребятами, родителями, у всех до единого резко отрицательное мнение! Дети и так перегружены. А те, у кого есть склонности и интерес к иностранным языкам, могут изучать его на факультативах.
Лично я уверен, что это один из пунктов плана уничтожения России. Умственные перегрузки детей приводят к нарушению их психоэмоциональной сферы. У кого-то наступает агрессия, у кого-то - уныние…
Вы только представьте: в седьмом классе будет пять уроков иностранных языков и всего четыре - русского. А «истоки» при этом постепенно переводят на форму кружковых занятий.
Или еще пример: чтобы всего в одном четвёртом классе ввести курс «Основ православной культуры» понадобилось целых 17 лет совместных усилий патриарха и общественности. А второй иностранный - раз, два и готово! Мучайтесь, дети!
И самое удивительное, что все мы не согласны, но почему-то, как всегда, молчим.
Если бы родители всех школ России написали письма протеста по этому поводу, то никакого второго иностранного языка и не было бы.
Кстати, я продолжаю собирать подписи под таким обращением, которое родители ВСШ начали подписывать еще в декабре на общем родительском собрании.
И еще, когда я был 30 сентября прошлого года в Москве на приеме в министерстве образования, мне сказали, что до 2020 года введение второго иностранного языка в качестве основного предмета не является обязательным!
Не знаю, почему наше управление образования так торопится? Пожалели бы детей! Может, к тому времени президент с министром одумаются. Хотя вряд ли, если мы будем молчать...

Владение сразу несколькими иностранными языками во все времена считалось признаком образованности. Но количество не всегда говорит о качестве. Что все-таки сегодня важнее для современной молодежи: знание родного языка, русской литературы или знакомство с языковой культурой других стран? Вопрос остается открытым.
Подготовили Ульяна Пивоварова и Юлия Кулёва

А как у соседей?
Например, в школах Тотемского района год назад второй язык не введён был даже в порядке пробы. Одна из основных проблем - нехватка кадров. Большая часть школьников сейчас учит английский, а найти достаточное количество преподавателей немецкого оказалось нелегко. Сейчас в школах Тотьмы и района ведутся подготовительные работы для применения нового государственного стандарта.
В Бабушкинском районе введение второго иностранного языка планируют с восьмого класса, по новой программе работает пока одна пилотная школа. В районном управлении образования выразили надежду, что нынешние пятиклассники познакомятся со вторым языком в 7-8 классах.
А в управлении образования Шекснинского района пояснили, что преподавание второго иностранного языка введено уже два года назад в трёх пилотных школах. Там экспериментальными стали 6-7 классы. Сегодня второй язык изучают все шекснинские пятиклассники.

Обучение второму иностранному языку в школе

Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира – общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века – определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность максимально использовать ее интеллектуальный потенциал , развивать прогрессивные технологии. В связи с происходящей модернизацией системы образования в России усиливается роль иностранных языков в воспитании всесторонне развитой личности.

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе . Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромный спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.

Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации. Более того, сегодня уже совершенно очевидно, что владение одним иностранным языком для решения проблем профессиональной, а значит, экономической и социальной защищенности, недостаточно. Во многих российских школах вводится изучение второго или третьего иностранного языка.

В письме Минобразования РФ от 28 ноября 2000 г. N 3131/11-13 "Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях"

говорится:

Государственная образовательная политика в области обучения иностранным языкам основывается на признании важности развития всех языков и создании необходимых условий для развития двуязычия и многоязычия на территории России.

В настоящее время соотношение в школе изучаемых иностранных языков резко изменилось в пользу английского языка. Знать английский нужно обязательно – это язык современного глобального сообщества, Интернета и мира науки. С другой стороны, развитие отдельных регионов мира идет по своим законам, и там продолжают доминировать национальные языки. Потенциально перспективными для изучения будут языки тех стран, которые активно развивают торгово-экономические отношения с Россией, а также предоставляют интересные возможности обучения для российских студентов в своих университетах.

Вскоре английским будут владеть все, и он уже не даст значительных конкурентных преимуществ, тогда как знание немецкого или французского по-прежнему высоко востребовано.
Основными партнерами России по внешней торговле на сегодня являются страны Европейского союза. Самые активные участники – Германия, Нидерланды, Италия и Великобритания.

В создавшейся ситуации единственным выходом для сохранения в наших школах других европейских языков является введение второго иностранного языка за счет часов школьного компонента. В базисном учебном плане впервые законодательно закреплена возможность изучения второго иностранного языка . Оно может быть начато в основной школе и продолжено на старшей ступени за счет школьного компонента базисного учебного плана. Впервые в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования выделены базовый и профильный уровни изучения иностранного языка на старшей ступени.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу обусловливает важность всемерного развития коммуникативных умений у подрастающего поколения. Не случайно ЮНЕСКО провозгласила XXI век - веком полиглотов. Второй иностранный язык может вводиться во всех видах школ (не только в школах с углубленным изучением иностранного языка или лингвистических гимназиях) как обязательный учебный предмет или как обязательный учебный предмет по выбору или, наконец, как факультатив.

Чаще всего это один из названных выше европейских языков или один из языков соседей. Если школа может обеспечить изучение двух иностранных языков, в число которых входит и английский, то не так уж важно, чтобы он обязательно был первым иностранным языком.

Наиболее распространенными сочетаниями изучаемых в школах иностранных языков являются:

Английский (первый иностранный язык) + немецкий (второй иностранный язык);

Английский (первый иностранный язык) + французский (второй иностранный язык);

Немецкий (первый иностранный язык) + английский (второй иностранный язык);

Французский (первый иностранный язык) + английский (второй иностранный язык);

Испанский (первый иностранный язык) + английский (второй иностранный язык).

Практика обучения иностранным языкам показывает, что трудности овладевания каждым новым иностранным языком убывают примерно вдвое по сравнению с усилиями, затраченными на изучение предыдущего языка. Второй язык требует половины труда, необходимого на усвоение первого, третий - четверть этого труда и т.д. Эту закономерность подтверждает так называемый закон Чернявского, старейшего полиглота нашей страны (Чернявский Евгений Михайлович говорит на 15 языках, переводит с 30, преподает 12).

Во многих школах городов и регионов России уже складывается определенный опыт изучения учащимися не одного, а двух и даже трех иностранных языков.

Под целью обучения второго иностранного языка понимается формирование коммуникативной компетенции во втором иностранном языке на основе коммуникативных умений учащихся в родном и первом иностранных языках, а также на основе сформированных ранее общеучебных умений, как на межъязыковом, так и на межпредметном уровнях. При этом коммуникативная компетенция определяется как способность к сознательному общению с представителями других культур.

Начало изучения второго иностранного языка зависит от вида школы: при раннем изучении первого иностранного языка распространена практика изучения второго - с 5 класса, в общеобразовательных школах при изучении первого иностранного языка с 5 класса второй вводится обычно с 7 класса, хотя есть случаи более позднего введения второго языка, например, с 8, 10 класса при значительном увеличении часов на его изучение (до 4 часов в неделю).

Практика показывает, что второй иностранный язык усваивается быстрее и легче, если первый выступает для него в качестве опоры. Для этого владение первым иностранным должно быть достаточно прочным, что необходимо учитывать при выборе сроков введения второго иностранного языка в конкретной школе.

Что касается средств обучения, то в настоящее время созданы специальные учебно-методические комплекты по немецкому языку как второму иностранному языку, а именно серия УМК Н.Д.Гальсковой, Л.Н.Яковлевой, М.Гербер "Итак, немецкий!" для 7 - 8, 9 - 10 классов (издательство "Просвещение") и серия УМК И.Л.Бим, Л.В.Садомовой, Т.А.Гавриловой "Мосты.

Немецкий после английского" (с опорой на английский язык как первый иностранный язык) для 7 - 8 и 9 - 10 классов (издательство "Март"). В основу разработки серии УМК "Мосты. Немецкий после английского" положена "Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному (на базе английского)" И.Л.Бим (М., Вентана-Граф, 1997).

Английский язык как второй можно начать изучать по интенсивному курсу В.Н.Филиппова "Английский язык" для 5, 6 классов (издательство "Просвещение").

В настоящее время разрабатываются специальные учебники для всех вторых иностранных языков, которые предусматривают особенности его изучения (опору на первый, на уже сформированные специальные учебные умения, более быстрый темп продвижения и т.д.).

Список литературы:

1. Н.Д. Гальскова, Л. Н. Яковлева. Немецкий язык. 7-8 классы, «Итак, немецкий!» - М. «Просвещение» 2008.
2. Рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка «Итак, немецкий!» для 7-8 классов общеобразовательных учреждений – М. «Просвещение» 2008.
3. Программа «Немецкий язык», как второй иностранный. 7-11 классы. Базовый уровень. Автор: доктор педагогических наук, профессор Н.Д. Гальскова // в сб. Программы для общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 7-11 классы. М.: «Просвещение» 2007.

5. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). - Тверь, Титул, 2001. - 36 с.

6. Денисова Л.Г. Соловцова Э.И. Второй иностранный язык в средней школе. И.Я.Ш. – 1995 – №3

Начиная с сентября 2015 года, в школах Российской федерации, начиная с пятого класса, вводится второй иностранный язык как обязательный предмет. Это новый стандарт обучения во всех регионах страны. Такое решение было принято еще в 2010 году, но реализацию получило по истечении пяти лет.

Причины изменения программы о втором иностранном языке в школе

Второй иностранный язык в школе 2016-2017 учебного года, по словам министра образования, является жизненной необходимостью. Иностранный язык является средством для развития памяти и мышления, потому изучение его поможет всестороннему развитию школьников.

Выбор второго языка зависит от возможностей школы, от выбора родителей и учеников. Согласно исследованиям, сельские школы и заведения с минимальными финансовыми возможностями в полной мере не могут себе позволить реализовать требования нового законодательного решения. Это связано с дефицитом учительского состава по профильному предмету и отсутствием возможности заказать и приобрести учебники и учебную литературу.

Изучение второго иностранного языка в лицеях и гимназиях давно воплощено в жизнь. В некоторых учебных заведениях школьники изучают даже три языка.

Временные рамки внедрения закона

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов утверждает, что полностью воплотить в жизнь эту задачу представится возможным через пять лет. Это связано с отсутствием экономической поддержки и возможностей школы. Глава отметил, что изначально введение второго языка проводится лишь в каждой десятой школе страны. В остальных учебных заведениях это будет происходить постепенно, когда степень их готовности к этому будет оптимальной.

Ливанов утверждает, что в случае отсутствия учебников, прочей литературной базы и специалистов внедрять такую идею не имеет смысла. Знание второго языка не будет прослеживаться на должном уровне. В таком случае лучше досконально овладеть одним, чем плохо знать оба. В этом случае ряд учебных заведений получил возможность отсрочить внедрение таких изменений.

Главы школ не всех довольны такими изменениями и просили отсрочки по причине неготовности. Так, многое в ситуации зависит от выбора родителей. Последние могут предлагать любой язык, даже если такового нет в списке преподаваемых школой. А это влечет за собой то, что в учебном заведении не будет должной методической подготовки и учителей, которые бы могли преподавать выбранный предмет. Потому подготовка необходима. Да и вводить язык в старших классах не будут — только начиная с пятого.

Среди прав, которыми наделили школу в этом вопросе, появилась возможность выбирать год, когда иностранный язык будет вводиться в программу, а также регулировать количество часов на его изучение. Нагрузка в этом случае не увеличится. То есть количество положенных стандартом уроков в неделю останется в рамках дозволенного законодательством.

Прочие изменения образовательной политики

Среди основных нововведений отмечают также обязательное использование электронных учебников. Таким образом, ученики смогут носить на плечах меньший груз и поберечь здоровье.