Илья репин - биография, информация, личная жизнь. Репин илья ефимович – галерея произведений (344 изображения) Известные произведения Репина Ильи Ефимовича

Родился в начале августа 1844 года, на Украине, в небольшом городке Чугуево. Отец его был военным.

Обучение будущий художник получил у местного дьяка, который научил Репина грамоте и математике. В 13 лет, обнаружив у мальчика любовь к рисованию, и некие задатки, Илью отдали на обучение к художнику - Бунакову. У него он получил первые навыки владению карандашом и кистью.

Что и говорить, а жизнь, Репин прожил очень интересную и удачную. Провинциальный иконописец приезжает в столицу и успешно держит экзамен в Академии Художеств.

Обучение началось в 1863 году. Учился будущий автор картины « Бурлаки на Волге » очень хорошо, и в 1869 его старание и усердие были отмечены малой золотой медалью, которую художник получил за картину «Иов и его друзья».

Репин, был гениальным художником, заслужившим народное признание. Однако сам он называл себя - «посредственным тружеником», и не верил в свою исключительность, талант и индивидуальность.

В 1870 году Илья Ефимович отправляется в путешествие на Волгу. Путешествие произвело на него большое впечатление, которое отразилось на холсте. В 1873 году он закончил написание своей, пожалуй, самой знаменитой картины - «Бурлаки на Волге».

Картина произвела настоящий фурор в обществе, и долгое время была одной из главных тем разговоров. Рассмотрим картину ближе. Каждый бурлак - портретная индивидуальность. Это делает картину более убедительной и натуральной. Художник разбил наших героев на группы, сопоставляя индивидуальные человеческие качества, типы.

В 1873 году Репин отправляется в путешествия по Европейским странам, в качестве пенсионера Академии Художеств. В заграничном турне пишет несколько картин, самая известная из которых - «Парижское кафе».

В 1879 году, он познакомился с историком из Украины, который поведал ему рассказ о, том, как турецкий султан требовал покорности от запорожских казаков, на что те, дали смелый и дерзкий ответ. История произвела на Репина большое впечатление. Более десяти лет он работал над новой картиной. В 1891 году новый шедевр художественного искусства от русского художника был готов. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - действительно картина - шедевр, с потрясающим сюжетом.

Илья Ефимович был разносторонним художником, может именно в этом заключался его гений. Репин был способен в одно и то же время вести работу над картинами совершено различных жанров. Вот, например, Илья Ефимович пишет сцену из Евангелия, потом воплощает на полотне сцены из народных былин, а потом обыгрывает модные нынче в народе темы. Такой подход к творчеству оценил не каждый. Репин писал и портреты, образ на многих его картинах, был выполнен настолько классно, что создавалось острое ощущение на реалистичности картины.

Умер Репин в Финляндии в 1930 году. Илья Ефимович Репин не жаловал , но во много больше раз, он ненавидел большевиков. Репин написал антисоветскую картину «Большевики», где боец красной армии, отбирает последний кусок хлеба у ребенка. До последних дней своей жизни художник не впускал кисть из своих рук. Последние годы творчества Ильи Репина обозначены религиозным творчеством.

Видео файлы про Великого русского художника Илью Репина.

работа продажи - лучшие объявления тут!

Илья Ефимович Репин один из самых заметных основоположников русской живописи 19 века, оставивший для всего человечества богатство живописных и неповторимых образов, правдиво отражающих различные периоды русской истории.

Художник прожил долгую и плодотворную жизнь, создавая в течении своей жизни один шедевр за другим и только сегодня в наше время мы понимаем и осознаем насколько, этот гениальный художник обогатил нашу культуру, раскрывая в своих произведениях путь к добру и справедливости.

Можно уверенно сказать аналогов таланта нашего великого художника, как Илья Репин просто нет не в одной стране мира. При жизни художника большинство современников всегда восхищались его не простыми жанровыми композициями. Не обошлось и без критиков, коих у Репина по жизни было тоже не мало, критиковали его в основном за правдивые сцены в картинах, не признавая его творчества,но это и не удивительно, Репин, как известно был демократически настроенной личностью, ему многое не нравилось в царской России,

неравенство, унижение людей, чванливость. Вслед за Перовым он занял очередную и свободную в то время нишу, пытаясь высмеять в своих произведениях зажравшихся и сытых господ.

В таких масштабных его работах, как Бурлаки на Волге, Крестный ход в курской губернии, Арест пропагандиста и др, Репин открыто обличает существующий строй, стараясь показать сострадание к угнетенному русскому народу и пробуждение к справедливости, что в его время было фактически нереально

Краткая Биография Репина . Илья Ефимович родился в 1844 году 24 июля или 5 августа по старому стилю в Украине, Харьковской губернии, село Чугуево. Еще в раннем детстве у него была раскрыта тяга к рисованию, в 10 лет от роду некоторые навыки он получает в школе военных топографов. Первым его учителем был местный иконописец некто И.М. Бунаков.

В дальнейшем для совершенствования навыков рисования он поступает на учебу в рисовальную школу в городе Санкт Петербург, в дальнейшем он поступает учиться в академию художеств, где с большими успехами Репин обучается с 1864 года по 1871. Во время учебы Молодой художник знакомится со многими своими коллегами и со своим будущим почитателем критиком Стасовым и известным художником Крамским Иваном Николаевичем, который во многом помогает Репину.

Также Репин знакомится со многими демократически настроенными людьми своего времени, которые также оказывают на него большое влияние, Репину это очень нравится, они ратуют за справедливость, обличая существующие нравы и унизительные порядки сложившиеся при правлении Царя Николая.

Во время учебы в академии Репин много пишет работ на академические темы, одна из известных его работ Воскрешение дочери Иаира, он исполняет много живописных портретов, например портрет Шевцовой В.А. и Хлобощина Р.Д., многофигурный портрет под названием Славянские композиторы.

Но академическая идеология далеко не по нраву Репину, как уже продвинутый художник уже с демократическими взглядами на жизнь, его впечатляет не мифологические образы навязываемые в академии, а написание картин раскрывающих непростую жизнь униженного народа. Такой подход шел в разрез с академией и Репин даже пытался прекратить учебу, но ему пообещали оплатить поездку по Волге а потом и за границу.

1970 по 1873 Репин пишет и рисует много эскизов и этюдов к картине Бурлаки на Волге, это произведение шокирует яркой и правдивой выразительностью всю современное общество, как положительными, так и отрицательными отзывами тех слоев общества не довольных смелым вызовом Репина.

В 1873 году Илья Репин вместе семьей отправляется за границу посетив также такие страны, как Австрию и Италию и Францию, создает ряд работ: Продавец новостей в Париже, Еврей на молитве, Парижское кафе, Девочка рыбачка, картину Садко и знаменитый портрет Тургенева. В Россию Репин возвращается в 1876 году в середине лета, позже уже осенью он навещает свой родной Чугуев и создает ряд полотен: среди которых картины Мужичок из робких, Протодиакон были выставлены на 6 передвижной выставке в 1878 году.

Позднее у же перебравшись в Москву он пишет новые работы Крестный ход в дубовом лесу 1878 г, в это время Художник Репин близко знакомится с известным меценатом с Саввой Ивановичем Мамонтовым.

В своем имении Мамонтов создал большую мастерскую для художников, куда соответственно часто приглашали и Илью Репина.

Благодаря знакомству художника с Мамонтовым, Репину был продемонстрировано текстовое письмо. где казаки писали послание Турецкому Султану.

С большим впечатлением от письма казаков Репин задумал писать картину, впоследствии начиная с 1880 года полотно Запорожцы пишут письмо турецкому султану он закончит в 1891 году. С 1880 по 1883 годы художник плотно работает с известной картиной Крестный ход в Курской губернии, которую потом у него выкупит меценат Павел Третьяков.

Чувствуя себя демократом течении многих лет Репин обращается также к Революционной теме, создавая ряд картин подолгу собирая образы героев, Арест пропагандиста, под конвоем по грязной дороге, Сходка при свете лампы, насыщенную психологизмом картина Отказ от исповеди и другие работы.

1885 год Репин пишет одно и самых трагичных работ посвященная русской истории Иван Грозный убивает своего сына, произведение было экспонировано в Санкт Петербурге на 8 выставке художников передвижников, картина сразу вызвала шок, видно слухи дошли до царя и картину было приказано снять с выставки. Тем не менее произведение впоследствии было выкуплено Третьяковым и хранилось в его коллекции.

в 80-е годы Репин пишет большое количество портретов: Военного инженера Дельвига, портрет известного изобретателя химика Дмитрия Ивановича Менделеева, мецената Павла Михайловича Третьякова и его дочери, портрет композитора Мусоргского Модеста Петровича, ряд портретов великого писателя Льва Николаевича Толстого и его родственников, среди них Толстой на отдыхе в лесу, Толстой на пашне, Толстой в кабинете под сводами, картина Стрекоза, портрет жены художника.

в 1887 году из за неурядиц в семье Репину приходится развестись с женой В. Алексеевой, в то время Репин чувствовал ухудшение здоровья он выходит из состава передвижников и уезжает в Витебскую область, продолжая заниматься творчеством. с 1887 года 1888 Репин вплотную занимается запорожцами, изучая быт и нрав казаков, он едет на Кубань знакомится с казаками, с их привычками и образностью, пишет их с натуры. Картину с запорожцами Репин заканчивает в 1891 году.

В 1901 году от правительства России художнику поступает крупный заказ Торжественное заседание Государственного Совета, на картине изображено около 80 человек, с которым мастер работал не покладая рук в течении 2 лет, это одно из самых крупных произведений известного живописца.

в 1899 г Илья Репин решил пожениться с Н. Б.Нордман-Северовой. Не далеко от Санкт Петербурга есть любимая дача Репина здесь он надолго поселился со второй своей женой и продолжал заниматься творчеством поскольку мог до самой старости. в 1930 году 29 сентября художник умер.

Илья Репин прожил очень насыщенную творческую жизнь, одаренный огромным, редким талантом человек, который оставил на века своим потомкам великолепные произведения живописи второй половины 19-го и начало 20 века

Илья Ефимович Репин один из самых заметных основоположников русской живописи 19 века, оставивший для всего человечества богатство живописных и неповторимых образов, правдиво отражающих различные периоды русской истории.

Биография Ильи Репина

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.

А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.

Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Творчество Репина

Репин — один из немногих русских художников 19-го века, в творчестве которых нашёл свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.

Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий — все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению.

Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.

О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

1880-е годы – пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.

Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года Крестный ход в Курской губернии

Репин – выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий – простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников – своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи – П.М.Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры – «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади – «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.

В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М.П.Мусоргского.

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Вашему вниманию представляются пять необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.

Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Третий факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них - не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Четвертый факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Пятый факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Библиография

  • Репин И. Е., Крамской И. Н. Переписка. 1873-1885 / Письма подгот. к печати и примеч. к ним сост. Т. А. Дядьковской; [Предисл. Л. Тарасова]. - Москва; Ленинград: Искусство М.: тип. «Кр. печатник», 1949. - 208 с. - (Письма И. Е. Репина). - 5000 экз.
  • Репин И. Е., Базилевский В. И. Илья Ефимович Репин, Виктор Иванович Базилевский Переписка (1918-1929 годы) / Федеральное арх. агентство, Российский гос. архив лит. и искусства; подгот. : Т. М. Горяева, Е. В. Кирилина, О. В. Турбина.. - Санкт-Петербург, М.: Мiръ, РГАЛИ, 2012. - 380 с. - 3000 экз. - ISBN 5-98846-061-5, 978-5-98846-061-9.
  • Репин И. Е., Щеглов И. Наивные вопросы. С прил. портр. Ивана Щеглова, рис. И.Е. Репиным, автобиогр. заметки и библиогр. указ. / Иван Щеглов. - Санкт-Петербург: А. Г. Алексѣева, 1903. - 188 с.
  • Репин И. Е. Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и И. Р. Тарханову / Под общ. ред. К. И. Чуковского; Вступ. статья и прим. И. А. Бродского и Я. Д. Лещинского. - Л.: Искусство. тип. арт. «Сов. печатник», 1937. - 116 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и с предисл. К.Чуковского. М-Л., «Искусство», 1937 г., - 624 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и со вступ. статьей [Репин как писатель]К. Чуковского. М.-Л., «Искусство», 1944 г. - 528 с., 3 000 экз.
  • Репин И. Е. Далекое близкое / Под ред. и со вступ. статьей [О книге «Далекое близкое»] К. Чуковского; [Коммент. А. Ф. Коростина и Л. Чуковской]. - 3-е изд., испр. и доп.. - Москва; Ленинград: Искусство, 1949. - 555 с.
  • Репин И. Е., Чуковский К. И. Илья Репин, Корней Чуковский. Переписка, 1906-1929 / Вступ. ст. Г. С. Чурак; подгот. текста и публ. Е. Ц. Чуковская и Г. С. Чурак; коммент. Е. Г. Левенфиш и Г. С. Чурак. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 352 с. - 2000 экз. - ISBN 5-86793-436-5.
  • Репин И. Е., Третьяков П. М. Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым. 1873-1898 / Письма подгот. к печати и прим. к ним составлены сотрудниками Гос. Третьяковск. галереи М. Н. Григорьевой и А. Н. Щекотовой; Предисл. А. Замошкина. - Москва; Ленинград: Искусство, 1946. - 226 с. - (Труды Государственной Третьяковской галереи).
  • Репин И. Е. Илья Ефимович Репин. - Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1894. - Т. VIII. - 28 с. - (Русские художники).
  • Репин И. Е. Бурлаки на Волге (Воспоминания). - Москва; Ленинград: Искусство, 1944. - 124 с.
  • Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880-1929. Подгот. к печати и примеч. сост. О. И. Гапоновой / Под ред. А. И. Леонова; Вступ. статья Н. Машковцева.. - М.: тип. газ. «Моск. правда», 1950. - 268 с.

И лья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.

Топограф, иконописец, студент Академии художеств

Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.

Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.

«Красок я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками. Первая картинка - арбуз - вдруг на наших глазах превратилась в живую. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, - чудо! чудо!»

Илья Репин

Когда Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов - в Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец» .

Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург - учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств .

Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским , которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым , а также критиком Василием Стасовым.

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Однако молодой живописец жил в бедности. Он подрабатывал, продавая свои картины. Одно из жанровых полотен - на нем Репин изобразил студента, наблюдающего в окно за девушкой, - купили за довольно крупную сумму. Художник вспоминал: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!» Кроме жанровых картин Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал Веру Шевцову, которая через три года стала его женой.

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей

Илья Репин. Славянские композиторы. 1872. Московская государственная консерватория

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1872-1873. Государственный Русский музей

За свою дипломную работу - картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» - Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.

К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сумма гонорара - 1500 рублей - на тот момент показалась Репину огромной. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина понравилась. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Вскоре художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. В письме Стасову он жаловался: «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей» .

Вернувшись в Россию, Репин собрал свой «большой запас художественного добра», переехал из Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин познакомился со Львом Толстым , закончил картину «Крестный ход в Курской губернии», написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил к поступлению в Академию художеств никому не известного юношу по имени Валентин Серов . Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург.

За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке». В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына». В тот же период он написал полотно «Не ждали», портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.

Илья Репин. Не ждали. 1884-1887. Государственная Третьяковская галерея

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891. Государственный Русский музей

Илья Репин. Иван Грозный убивает своего сына. 1885. Государственная Третьяковская галерея

В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина . Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - над ней Репин работал 11 лет. Полотно приобрел император Александр III - цена в 35 тысяч рублей оказалась велика даже для Павла Третьякова.

В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств - на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет - до 1907 года.

Куоккалла - родные «Пенаты»

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться - на писательнице Наталье Нордман. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года, и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вегетарианцем стал и сам Репин. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги - ее нет» , «Прислуга - позор человечества» . Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин встречал их по средам. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Илья Ефимович Репин (1844-1930) - русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое» . Преподаватель, был профессором - руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников - Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.

В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался, также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».

Академия Художеств в Петербурге

«Иов и его друзья» 1869


Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.

«Бурлаки на Волге»1873


В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование.

«Воскрешение дочери Иаира»


С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко»

«Парижское кафе»

Садко - русский былинный герой. сохраняющий мифологические черты. По гипотезе сторонников исторической школы, образ САДКО, восходит к летописному новгородскому купцу Сотко Сытиничу.

Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году.

“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”


В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885).

«Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879)

«Крестный ход в Курской губернии» (1883)


«Не ждали» (1884)


«Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885)


В 1887 году Репин развёлся с женой. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых.

В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П. А. Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других.


“Портрет Льва Толстого”

«Афанасий Фет»

«Портрет Д. И. Менделеева»

«Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника»

«Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна»

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек - сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, но он научился писать левой рукой.

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года»

В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии.

Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в своем любимом саду рядом с домом.


Политические взгляды

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта „мерзость“ рухнет». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» - глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают…" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.