Икона Воскресение Христово — значение, в чем помогает.

Основным догматом христианской веры является учение о воскресении Христа Спасителя на третий день после крестной смерти. Праздник Пасхи считается центральным торжеством годового богослужебного круга. Неизменным атрибутом любого события, прославляемого церковью, является его живописный образ. Благодаря возможностям полиграфического производства, икона “Христово Воскресение” в наши дни одна из самых распространенных. Однако появление популярного ныне образа было сопряжено со многовековой историей гимнографии и догматического творчества отцов Церкви. Сложность формирования живописного сюжета заключается не только в насыщенности композиции многочисленными фигурами, но и в том, что описаний этого события у евангелистов нет. По-другому и быть не может: ученики-апостолы не присутствовали при этом, да и само чудо непостижимо для человеческого разума. Образ Воскресения считается неизобразимым, поэтому в живописи отображают события, напрямую связанные с ним. В чине Литургии Иоанна Златоуста есть такие слова: “во гробе плотью, в аду с душою, как Бог, в раю с разбойником”. Текст в некоторой мере описывает события, предшествовавшие воскресению. Оставили свой след и апокрифические писания.


Первые образы

Живописные образы первых трех веков были иносказательными и символическими. На зарождающееся церковное искусство налагали отпечаток жестокие гонения со стороны язычников. В этих условиях святыни следовало тщательно оберегать от осквернения. Важнейшее событие христианской церкви изображалось в виде ветхозаветных прообразов. Самым распространенным был образ пророка Ионы во чреве левиафана. Подобно тому, как Иона три дня находился в утробе кита, а затем был извергнут на белый свет, и Христос три дня был во гробе, а затем воскрес. Это событие воспевается в пасхальных песнопениях.

Иконографические типы

Сам момент воскрешения плоти изобразить невозможно потому, что человеческое сознание не в силах даже умозрительно представить этот процесс, тем более выразить его графически. В христианской иконографии существует ограниченное количество сюжетных линий, воплощающих для верующих величие события. Образ классического ортодоксального происхождения именуется не икона “Христово Воскресение”, а “Сошествие Христа Спасителя во ад”. Западная традиция привнесла в богослужебный обиход два более понятных сознанию обывателя распространенных ныне живописных образа: “Воскресший Христос у гроба” и “Явление воскресшего Спасителя женам-мироносицам”. Существуют вариации на эти основные темы, например, икона "Воскресение Христово с праздниками".

Уникальный факт

Всякое действо в церкви должно быть согласовано с уставом и оправдано догматически. Современные богословы церковное учение сравнивают с черепахой, имеющей прочный панцирь для защиты. Панцирь этот выработался в борьбе со многими ересями и лжеучениями на протяжении многих столетий. Строго регламентируется и деятельность в сфере искусства. На иконе каждый мазок кисти должен быть обоснован. А вот икона “Христово Воскресение” основана на не вполне канонических источниках информации. А именно на текстах источника V века, так называемого евангелия от Никодима, отвергнутого канонической мыслью церкви.

Икона “Воскресение Христово”. Значение

Живописный образ повествует о великих и непостижимых событиях. Именно евангелие от Никодима является, пожалуй, единственным древним рукописным источником, повествующим о том, что было со Христом от момента погребения до восстания из гроба. В этом апокрифе довольно подробно описывается диалог между дьяволом и преисподней и последующие за тем события. Ад, предчувствуя свой крах, приказывает нечистым духам наглухо “запереть врата медные и запоры железные”. Но Небесный Царь сокрушает врата, связывает сатану и предает его во власть ада, повелевая содержать его в узах до второго пришествия. После этого Христос призывает всех праведников последовать за Ним. По прошествии веков догматисты облекли неканонические тексты в ортодоксальное учение. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам.

Сербская фреска

В мужской обители Милешева (Сербия) находится древний храм Вознесения XIII века. Одним из образов средневекового ансамбля настенной росписи является икона “Христово Воскресение”. На фреске изображен ангел в сияющих одеждах, что соответствует описанию этих событий у евангелиста Матфея. Небесный вестник сидит на отваленном от дверей пещеры камне. Около гроба лежат погребальные пелены Спасителя. Рядом с ангелом помещены женщины, принесшие на гроб сосуды с миром. Этот извод у православных иконописцев особого распространения не получил, а вот западная реалистическая живопись его охотно использует. Интересно, что в этом случае событие изображается без его главного участника -Христа.


Древнейшее каноническое изображение

В 1081 году в предместье Константинополя была построена церковь. По месту своего расположения получила она название храм Христа Спасителя в Полях. По-гречески “в полях” - ἐν τῃ Χώρᾳ (эн ти хора). Так, храм и построенный позже монастырь доныне и именуют “Хора”. В начале XVI века в храме было устроено новое мозаичное покрытие интерьера. Среди сохранившихся до наших дней - икона “Воскресение Христово, сошествие во ад”. Композиция изображает Спасителя, стоящего на сорванных вратах ада. Христа окружает миндалевидный нимб. За руки Он держит встающих из гробов Адама и Еву. Позади прародителей рода человеческого праведники Ветхого Завета. Этот извод получил наибольшее распространение в иконографии.


Что изображено на иконе?

Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают Иоанна Крестителя, царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов.


Икона “Воскресение Христово”. Описание

Образ, имеющий западное происхождение, представляет собой не символическую композицию, а живописное отображение евангельских событий. Как правило, изображается открытый пещера-гроб, ангел восседает на камне или находится рядом с саркофагом, в нижней части композиции поверженные римские воины и, конечно, Христос в сияющих одеждах со знамением победы над смертью в руках. На хоругви помещается крест красного цвета. На руках и ногах изображаются раны от вбитых в плоть гвоздей при распятии на кресте. Хотя икона “Воскресение Христово” и заимствована в XVII веке из католической реалистической традиции, но, облеченная в ортодоксальные канонические формы, является довольно популярной у верующих. Никаких богословских толкований она не требует.

Праздников праздник

Святое Христово Воскресение церковным уставом считается не просто праздником, но особым торжеством, прославление которого продолжается в течение сорока дней. Более того, торжество самой Пасхи длится семь дней как один день. Такое возвышенное отношение верующих к восстанию Спасителя из гроба отразилось и в церковном искусстве. Самобытной линией развития живописной традиции является икона “Воскресение Христово, сошествие во ад с двунадесятыми праздниками”. Этот образ содержит в центре изображение главного события в жизни церкви, а по периметру в клеймах сюжеты двенадцати самых важных праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы. Среди подобных святынь встречаются и весьма уникальные экземпляры. Также изображаются и события страстной седмицы. Практически, икона “Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками” – это краткое изложение евангельских событий и годового круга богослужений. На событийных образах сошествие во ад изображается со многими подробностями. Композиция включает фигуры праведников, целую вереницу которых Христос выводит из преисподней.

Икона на аналое

В центре храма расположена тумба с наклонной доской, именуемая аналой. На нее полагают образ святого или праздника, которому посвящена служба в этот день. Икона “Воскресение Христово” на аналое находится чаще всего: в течение сорока дней празднования Пасхи и в конце каждой недели. Ведь название выходного дня имеет христианское происхождение, последние сутки недели посвящены прославлению победы Христа над смертью.

Самые выдающиеся храмы в честь Воскресения

Одним из грандиознейших храмов России является Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, возведенный в 1694 году. Этим сооружением патриарх Никон желал воспроизвести храм Воскресения в Святом Граде и подчеркнуть главенствующее положение русской церкви в православном мире. Для этого в Москву были доставлены чертежи и модель иерусалимской святыни. Другим, хотя и менее масштабным, но не уступающим по монументальности, является храм Спаса–на–Крови в Санкт-Петербурге.

Строительство было начато в 1883 году в память о покушении на императора Александра II. Уникальность этого собора в том, что внутренний декор выполнен из мозаики. Мозаичная коллекция - одна из крупнейших в Европе. Она уникальна по качеству исполнения. В ясные солнечные дни переливающиеся разноцветные плитки создают неповторимое ощущение торжества и причастности к духовному миру. В самом храме имеется удивительной красоты образ. Снаружи, над одним из входных порталов, также размещается икона “Воскресение Христово”. Фото, конечно, не может передать всю полноту ощущений, но создает полное представление о пышности убранства.

Догматическое значение Воскресения Христова

Икона Воскресение Христово изображает центральное событие христианской веры, ее краеугольный камень. Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и вера в Бога, в силу добра и правды, возможно, была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни православного христианина. Апостолы говорили: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна (напрасна), тщетна и вера наша». «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (т. е. Он есть начало нашего будущего воскресения) (1 Кор. 15, 14, 20).

Воскресение Христово отражено в пятом члене (пункте) Символа веры: «И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими)». Эти слова заимствованы у апостола Павла: «Ибо я первоначально передал вам то, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15, 3-4). Из пророков о Воскресении Христовом предсказывал Давид: «Ибо Ты не оставишь души моей во аде, не дашь святому Твоему увидеть тление», то есть - воскресишь меня (Пс. 15, 10). Прообразом трехдневного Воскресения Христова служило трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита. На это указывает Сам Иисус Христос: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Иисус Христос пророчествовал ученикам о своей будущей смерти, страданиях и Воскресении, но апостолы не понимали смысла сказанного.

Момент Воскресения Христова непостижим по своей сущности для человека, в том числе и поэтому Спаситель на протяжении сорока дней являлся своим ученикам с верными доказательствами своего Воскресения (давал ученикам трогать раны от гвоздей и копья, ел перед ними и т. д.) и беседовал с ними о тайнах Царствия Божия. И только проникнувшись, поверив, апостолы начинают проповедовать, при этом они говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в его жизни, и в жизни тех, кто принял «пасхальное благовестие» (поверил в Воскресение Христово), потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8,11). Необычность происшедшего с Христом в том, что смерть Его и Воскресение «действуют в нас» (2 Кор. 4,12). «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его (в крещении), то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним… дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6,4-6).

Сущность христианской веры, выраженная словами: «Христос Воскресе!», определяет и смысл жизни христианина, он видит этот смысл в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением, понимает, что настоящая (земная) жизнь является не самодовлеющей ценностью, но необходимым условием, преходящей формой бытия личности для достижения ею совершенной жизни в Боге. Иначе говоря, смысл жизни христианина в уподоблении Христу и единении с Ним – ведение высокодуховной жизни, при которой станет возможной вечная жизнь в Царствии Божьем.

И здесь хочется привести актуальные и для нашего времени слова святителя Льва Великого, сказанные им в V веке на Пасху: «Итак, поскольку через сорокадневное воздержание мы пожелали достичь того, чтобы хоть в какой-то мере во время страдания Господа ощутить Его крест, мы должны стремиться, чтобы нам оказаться также участниками и Воскресения Христова и, ещё находясь в этом теле, перейти от смерти к жизни. Ведь для каждого человека, который меняется и становится из одного другим, конец - не быть тем, кем он был, и начало - быть тем, кем он не был. Но важно, для кого человек умрёт и для кого будет жить, ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. И не где-то, а в этом преходящем веке можно обрести и то и другое; и от того, как мы поступаем во времени, зависит различие вечных воздаяний. Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды. Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое. И поскольку, как говорит Истина, „никто не может служить двум господам“ (Мф.6:24), да будет не тот господином, кто подтолкнул стоящих к падению, но Тот, Кто воздвиг повергнутых для славы».

События, связанные с Воскресением Христовым

Сам момент Воскресения Христова в силу величия, неподдающегося описанию, в текстах Евангелий отсутствует, есть лишь описание событий, так или иначе связанных с Воскресением Христовым.

Цикл событий, тесно связанных с иконой Воскресение Христово , начинается с воскрешения Иисусом Лазаря, совершившегося в дни приближающейся еврейской Пасхи – последние дни земной жизни Христа. К этому моменту злоба первосвященников и книжников, направленная на учение Иисуса Христа, уже кипела, а великое чудо воскрешения Лазаря, с одной стороны, значительно увеличило число уверовавших во Христа людей, с другой – укрепило и ускорило решение первосвященников схватить Спасителя и предать его смерти (Ин. 11, 12). Воскрешение Лазаря Иисусом Христом вспоминается православной церковью в субботу на шестой неделе Великого поста (накануне Вербного воскресенья).

На следующий день после воскрешения Лазаря Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, причем попросил привести ему осла как символ того, что он идет с миром (въезд в город на коне означал в то время враждебные намерения). По древнему иудейскому преданию Мессия – Царь Израилев должен быть явлен в Иерусалиме на Пасху. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя. Множество людей устилают дорогу перед Спасителем своей верхней одеждой и пальмовыми листьями (Мф. 21:1-17; Мк. 11:1-19; Лк. 19:29-48; Ин. 12:12-19). Это событие вспоминается Церковью в воскресенье шестой недели Великого поста и в просторечии называется Вербным воскресеньем, вербы заменяют пальмовые листья в российском народном обиходе. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Сейчас распускающиеся весною ветви вербы прославляют Спасителя как Победителя смерти.

Все последующие дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне стен Иерусалима. Поскольку Спаситель все время был окружен людьми, внимательно Его слушающими, у первосвященников не было возможности совершить убийство, оставалось только искушать его вопросами (Мф. 21, Мк. 11, Лк. 19, Ин. 12). Проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском храме вспоминается церковью в Великий вторник (вторник Страстной недели, последней перед Воскресением).

На четвертый день после торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал своим ученикам: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26:2). В этот день первосвященники, книжники и старейшины народа еврейского решают погубить Спасителя хитростью и не в момент праздника, когда собирается много людей, а раньше, чтобы избежать всеобщего народного возмущения. В этот же день один из апостолов – Иуда Искариотский, не сумев победить своей жадности, пришел к первосвященникам, обещав за тридцать сребреников найти удобный случай, чтобы предать Иисуса Христа «не при народе» (Мф. 26:1-5,14-16; Мк. 14:1-2, 10-11; Лк.22: 1-6). Церковь вспоминает этот день в среду Страстной недели.

Вечером пятого дня после входа в Иерусалим Иисус Христос, зная, что он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами в приготовленную для пасхальной трапезы горницу. Здесь Иисус Христос сказал: «Очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22:15-16). Омыв ноги своим ученикам, Иисус Христос научил их смирению, показал, что не стоит считать за унижение для себя служить кому бы то ни было. На этой вечере после вкушения ветхозаветной Пасхи Иисус установил таинство Святого причащения, поэтому и называется она «Тайною вечерею». Во время Тайной вечери Спаситель рассказал апостолам, что один из них предаст Его. Слова учителя опечалили апостолов, каждый задавал себе и другим вопрос: «Не я ли?», обратившись же к Иуде Искариотскому, Иисус сказал: «Что делаешь, делай скорее». Апостолы не поняли истинного смысла этих слов и подумали, что Иисус посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. После ухода Иуды, продолжая беседовать с учениками, Иисус сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34, 35). Видя, что весть о возвращении Его к Отцу опечалила апостолов, он обещает им послать другого утешителя: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Иоан. 15, 26-27). Это обещание Иисуса исполнится через пятьдесят дней после его Воскресения. Иисус также предсказал апостолам, что им придется многое пережить за веру в Него. Свою беседу с учениками он закончил молитвой о них и обо всех, кто будет веровать в Него. После молитвы Спаситель пошел по обыкновению на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад, и ученики его последовали за ним (Мф. 26:17-35; Мк. 14:12-31; Лк. 22:7-39; Ин. 13-18). Эти события вспоминаются церковью в Великий четверг Страстной недели.

, иконописец Юрий Кузнецов
Придя в Гефсиманский сад, Иисус молился: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Иисус сказал апостолам о том, что в скорби сердце его, просил их быть с ним, но, трижды подходя к ученикам, находил их спящими. В третий раз подойдя, сказал: «Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня» (Мф. 26:45, 46). Во время этих слов к ним подошел Иуда с воинами и служителями от первосвященников. Иуде хорошо известно было место, где Иисус собирается со своими учениками. Подойдя к Иисусу, Иуда сказал: «Радуйся, Учитель!», и поцеловал Его. Это было тайным указанием на то, кто среди собравшихся Иисус (Мф. 26:36-56; Мк. 14:32-52; Лк. 22:40-53; Ин. 18:1-12).

В эту ночь собрались члены Синедриона, несмотря на то, что собираться верховное судилище могло только днем и в храме. На этом сборе, помимо членов Синедриона, были старейшины и книжники, все они заранее договорились осудить Иисуса Христа на смерть, но для этого им нужно было найти какую-нибудь вину, достойную смерти. Они допрашивали Иисуса об Его учении и Его учениках, но не могли найти вины, пока один из первосвященников не спросил: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?», на что Иисус ему ответил: «Ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». «Он богохульствует! – был приговор первосвященника. – Как вам кажется?» Все сказали в ответ: «Повинен смерти» (Мф. 26:63-66).

Наступило утро пятницы. Первосвященники со старейшинами и книжниками и весь Синедрион опять собрали совещание. Они привели Иисуса Христа и снова осудили Его на смерть за то, что он называет Себя Христом, Сыном Божиим. Когда Иуда узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, мучительное раскаяние овладело его душой, возможно, он не думал, что дело зайдет настолько далеко. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать сребреников, говоря: «Согрешил я, предав Кровь невинную». Они же ответили ему: «Что нам до того; смотри сам» (то есть сам отвечай за свои дела). И повели Иисуса Христа на суд римскому правителю в Иудее – Понтию Пилату, так как сами без его утверждения не могли исполнить свой приговор (Мф. 27:3-10).

Понтий Пилат по случаю Пасхи находился в Иерусалиме. Когда к нему привели Иисуса, он сказал первосвященникам: «В чем вы обвиняете этого человека? Если он злодей, возьмите его и сами судите по законам вашим». «Нам не позволено предавать смерти никого», – отвечали они ему. Понтий Пилат, поговорив с Иисусом Христом, понял, что перед ним стоит проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти римлян. Выйдя к первосвященникам, объявил им, что он не находит никакой вины в этом человеке. Первосвященники же и старейшины настаивали, говоря, что он возмущает народ, уча по всей Иудеи, начиная от Галилеи. Узнав, что Иисус из Галилеи, Понтий Пилат отсылает его на суд к галилейскому царю Ироду, который, по случаю Пасхи, был также в Иерусалиме. Пилат был рад отделаться от этого неприятного суда, так как понимал, что Иисуса предали из-за зависти (Мф. 27:2, 11-14;Мк. 15:1-5;Лк.15:1-7;Ин. 18:28-38).

Ирод же отослал Иисуса Христа обратно к Понтию Пилату, причем в светлых – оправдательных – одеждах (Лк. 23: 8-12). Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: «Вы привели ко мне человека сего как развращающего народ, и вот я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его, и Ирод также, ибо я посылал Его к нему, и ничего не найдено в Нем достойного смерти. Итак, наказав Его, отпущу» (Лк. 23: 14-17). У евреев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ. Понтий Пилат был уверен, что народ выберет Иисуса, а не Варавву – разбойника и убийцу. Но, видимо, первосвященники и фарисеи, исполняющие роль учителей еврейского народа и в связи с этим имеющие авторитет, научили толпу просить освобождения Вараввы. И толпа скандировала: «Распни его! И отпусти нам Варавву!» Еще трижды Понтий Пилат пытался склонить людей к тому, чтобы отпустить Иисуса, и узнать у толпы, какое же зло он совершил, что они так хотят его смерти. Но толпа была неумолима и, не давая объяснений, продолжала кричать: «Распни его!» Пилат, видя, что ничего не помогает, а смятение увеличивается, взял воды, чтобы умыть свои руки перед народом, и сказал: «Неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы» (то есть пусть эта вина на вас падет). Отвечая ему, весь народ еврейский в один голос сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда Пилат отпустил им разбойника Варавву, а Иисуса Христа предал им на распятие (Мф. 27:15-26; Мк. 15:6-15; Лк. 23:13-25; Ин. 18:39-40; 19:1-16).

Осужденным на распятие полагалось нести свой крест до места казни. Холм, на который вели Иисуса Христа, назывался Голгофой, дорога туда была неровной, гористой. Измученный побоями и душевными страданиями, Иисус Христос едва шел, несколько раз падая и опять поднимаясь. Когда процессия дошла до городских ворот, где дорога начинала подниматься в гору, он уже совсем был без сил. Тогда воины велели нести крест Симону, который с состраданием посмотрел на Христа (Мф.27:27-32; Мк. 15:16-21;Лк. 23:26-32; Ин. 19:16-17).

Казнь распятия на кресте была самой жестокой и самой низкой, так как по еврейскому закону повешенный на древе считался проклятым. Первосвященники, присудившие к такой смерти Иисуса Христа, хотели навсегда развенчать Его славу, а Он же когда Его распинали, молился за них: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». На кресте каждого распятого была прибита табличка с указанием его вины, на кресте Иисуса было написано: «Царь иудейский». Первосвященники настаивали на том, чтобы Понтий Пилат дописал «Он говорил, что Царь иудейский», но римский правитель не стал этого делать. Последние часы жизни Иисуса Христа были наполнены оскорблениями и насмешками: первосвященники, книжники, старейшины и воины, охранявшие казненных, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: ″Я Божий Сын″». Во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. Как только Иисус Христос был распят, началось редчайшее явление – солнечное затмение. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе, наблюдая внезапную тьму, сказал: «Или Творец-страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Перед смертью Иисус громким голосом произнес: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой», преклонил голову и умер. Тут все присутствующие почувствовали толчок из-под земли – началось землетрясение. Сотник и воины, которые охраняли распятого Спасителя, испугались и говорили: «Истинно, человек этот был Сын Божий». И народ, наблюдающий казнь и все видевший, испугавшись, стал расходиться (Мф. 27:33-56; Мк. 15:22-41; Лк. 23: 33-49; Ин. 19:18-37).

Знаменитый член Синедриона и тайный ученик Иисуса Христа, Иосиф Аримафейский, человек добрый и праведный, попросил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить. Иосиф и Никодим (еще один ученик Христа из Синедриона) обвили тело Спасителя плащаницей и положили Его в пещере, которую Иосиф высек в скале для своего погребения, привалив вход огромным камнем. На следующий день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника Пасхи) пришли к Пилату и стали просить его: «Господин! Мы вспомнили, что этот обманщик, еще будучи в живых, сказал: ″После трех дней воскресну″. Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого». Пилат ответил им: «У вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете». Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать и поставили воинскую стражу (Мф. 27:57-66; Мк. 15:42-47; Лк. 23:50-56; Ин. 19:38-42). Великая пятница Страстной недели посвящена воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения.

Когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своею Он сошел в ад, и все души праведных людей, которые ждали Его пришествия, были освобождены (Еф.4:8-9; Деян.2:31; 1Пет.3:19-20). В канонических книгах Нового Завета есть лишь отдельные упоминания апостолами о сошествии Христа в ад, наиболее полно это событие описано в апокрифическом Евангелии от Никодима. Данный апокриф оказал огромное влияние на формирование церковного учения по данному вопросу, а также на его иконографию. По учению Церкви, человеческая душа Иисуса в глубинах ада проповедовала и душам умерших грешников (до сошествия Христа в аду уже вел евангельскую проповедь Иоанн Креститель). Пребывание Иисуса Христа во гробе и сошествие Его в ад для избавления душ умерших вспоминается церковью на Страстной неделе в Великую субботу.

По прошествии субботы, ночью, на третий день после страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Утром же с Небес сошел ангел Господень и отвалил камень от двери гроба. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и остолбенели, а очнувшись от страха, разбежались. В это же время Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины-мироносицы, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело, согласно традициям. Подойдя к пещере, они увидели, что камень отвален. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал, еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Петр и Иоанн первыми из учеников прибежали ко гробу. Иоанн, не решаясь войти, остался у входа, Петр же сразу вошел внутрь. Иоанн, видя аккуратно сложенные пелены и зная запрет касания иудеями мертвого тела, первый из апостолов уверовал в Воскресение Христа, Петр же удивлялся внутри себя всему происшедшему. Когда Иоанн и Петр ушли, Марии Магдалине, оставшейся у гроба, было первое явление Христа по Воскресению. Мария, увидев, что перед нею стоит Иисус Христос, с радостью бросилась к Нему, но Спаситель не разрешил ей коснуться себя, сказав: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».

Тогда Мария Магдалина поспешила к ученикам с вестью о том, что видела Господа. По дороге Мария Магдалина догнала Марию Иаковлеву, также возвращавшуюся от гроба Господня. Иисус Христос встретил их по дороге и сказал им: «Радуйтесь!» Они же подошли, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Иисус Христос сказал им: «Не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы они шли в Галилею, и там они увидят Меня». Мария Магдалина с Марией Иаковлевой рассказали одиннадцати ученикам и всем, кто был рядом, великую радость о том, что Иисус Христос жив, и они видели Его, но ученики не поверили им. После этого Иисус Христос явился отдельно Петру и уверил его в Своем Воскресении. После третьего явления многие перестали сомневаться в действительности Воскресения Христова, хотя и оставались еще среди учеников те, кто не верил в возможность случившегося.

Воины, охранявшие вход в пещеру, сообщили обо всем случившемся первосвященникам. Опасаясь, что слава Иисуса окрепнет еще больше, первосвященники решили скрыть происшедшее от народа и подкупили воинов, велев говорить им о том, что тело Иисуса Христа ночью, пока стража спала, унесли его ученики. Воины так и поступили, как были научены (Мф. 28:1-15; Мк. 16:1-11; Лк. 24:1-12; Ин. 20:1-18).

К вечеру того дня, когда Иисус Христос воскрес и явился Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Петру, двое учеников Христовых (из числа 70), Клеопа и Лука, шли из Иерусалима в селение Эммаус. Дорогой они рассуждали обо всех происшедших в Иерусалиме событиях, вдруг к ним присоединился путник и, услышав их сомнения в том, что Иисус был избавителем Израиля, сказал им: «О несмысленные (не умеющие увидеть суть) и медлительные (не чуткие) сердцем на то, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?», далее продолжив разъяснять все сказанное пророками, начиная с Моисея. Во время ужина путник взял хлеб, благословил, преломил и подал его ученикам, в этот момент открылись у них глаза, и они узнали Иисуса Христа, но Он стал невидим для них. Клеопа и Лука тут же собрались и пошли обратно в Иерусалим, чтобы рассказать о чуде, происшедшем с ними (Мк. 16:12-13; Лк. 24:18-35).

Во время беседы апостолов с возвратившимися из Эммауса учениками, несмотря на запертые из-за страха перед иудеями двери, посреди апостолов возник Иисус Христос. Апостолы смутились и испугались этого события, думая, что перед ними стоит дух. Но Иисус Христос сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам; осяжите (потрогайте) Меня и рассмотрите; ведь дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Далее, в подтверждение своих слов, Иисус Христос ел и пил перед учениками, беседуя с ними: «Вот, теперь исполнилось то, о чем Я вам говорил, еще когда был с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и у пророков, и в псалмах». «Мир вам! Как послал Меня Отец в мир, так и Я посылаю вас», – сказав это, Спаситель дунул на них и продолжил: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Среди апостолов в этот вечер не было Фомы, апостолы рассказали ему о явлении им Иисуса Христа, но Фома, выслушав их, сказал, что не поверит, пока сам не увидит воскресшего Спасителя (Мк. 16:14; Лк. 24:36-45; Ин. 20:19-25).

Через неделю, в восьмой день после Воскресения Христова, ученики опять собрались все вместе, в этот раз Фома был с ними. Двери были заперты, как и в первый раз. Иисус Христос вошел в дом при закрытых дверях, стал посреди учеников и сказал: «Мир вам!» Потом, обратившись к Фоме, сказал ему: «… и не будь неверующим, но верующим». Тогда апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», Иисус Христос ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня, но блаженны те, которые не видели и уверовали» (Ин. 20: 26-29). Церковь вспоминает два явления Иисуса Христа апостолам в следующее после Пасхи воскресенье – праздник Антипасха или Фомина неделя (Фомино воскресенье).

Согласно повелению Иисуса Христа, которое он передал через Марию Магдалину и Марию Иаковлеву во второе свое явление, ученики ушли в Галилею. Там около моря Тивериадского явился Иисус Христос ученикам, простил и восстановил отрекшегося Петра в апостольстве (Ин. 21). Во время следующего явления апостолам и более чем пятистам своим ученикам Иисус Христос сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы (учению Моему), крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа; поучайте их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот Я буду с вами во все дни до скончания века. Аминь». Сорок дней после своего Воскресения Иисус Христос являлся ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием (Мф. 28:16-20; Мк. 16:15-16).

О всех вышеописанных событиях свидетельствуют все четыре Евангелия, являющиеся важнейшей частью христианского Святого Писания (Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин. 20-21).

В рассказе использованы материалы широко известного
учебника «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского.

Коротко об иконографии Воскресения Христова

В древнехристианском искусстве на иконах Воскресение Христово изображалось в символико-аллегорической форме, часто использовались ветхозаветные прообразы, например, изображение Ионы в чреве кита. (Мф. 12:40) Из-за отсутствия евангельского рассказа о Воскресении Христовом художники длительное время избегали изображать этот сюжет на иконах. Его заменой служили эпизоды и сюжеты явлений воскресшего Христа: Марии Магдалине, ученикам по пути в Эммаус, в самом Эммаусе и другие.

В ранневизантийском искусстве соединились иллюстрация евангельского повествования и изображение гробницы Спасителя в виде храма (или креста), построенного императором Константином Великим на месте Воскресения Христова - храм Гроба Господня.

Позже Воскресение Христово , которое по своей сути является спасением человека от смерти и ключом к вечной жизни в Царствии Небесном, стало изображаться как «Сошествие Иисуса во ад» для спасения душ умерших. В Евангелиях это событие почти не описано, поэтому основным литературным источником для данной композиции стали апокрифические источники, в первую очередь Евангелие от Никодима, самая старая часть этого текста предположительно датируется IV веком.

Композиция «Сошествие Иисуса во ад» появилась примерно в XII веке, тогда же в западных памятниках появились первые попытки написать икону Воскресение Христово в виде Его выхода из гроба. Начиная с XVII века на русских иконах появляются два центра: собственно Воскресение Христово, где Иисус изображается в ореоле над гробом, и «Сошествие во ад» со множеством мельчайших деталей из апокрифических источников.

Поскольку первыми свидетелями Воскресения Христова были жены-мироносицы, композиция «Жены-мироносицы у гроба Господня» становится самостоятельным сюжетом, широко распространенным на Руси. Победа над смертью и радость совершившегося, которую благовествует ангел мироносицам, привлекали христианских мастеров и побуждали вновь и вновь изображать это событие.

Все перечисленные выше сюжеты объединяет то, что в них фигура Христа всегда изображалась, в отличие от всех других сюжетов, окруженная светом, расходящимся лучами во все стороны. Со временем на иконах Воскресения Христова , как и на иконе Ю.Э.Кузнецова, все сюжетные элементы, как правило, опускались, и оставалась только фигура Спасителя в центре в ярком сиянии.

Какое чудо произошло

Странно говорить о Боге, спрашивая о чудесах Господних: «Какое чудо произошло?», ибо мы всегда говорим о Его чудесах в наших рассказах о христианских святых в истории Православной Церкви. Все чудеса, совершенные Им, записаны в Четвероевангелии, все чудеса по воле Его совершали апостолы и святые отцы-чудотворцы.

Но самое большое чудо – это воскресение человеческой души, когда человек находит Господа в сердце своем. Происходит чудо обожения, и дети человеческие становятся детьми Божьими. Это великое счастье, дарованное Им человеческому роду в том грядущем, о котором возвещали ветхозаветные пророки. Чудо Воскресения Господа мы празднуем из года в год, когда зажигается священный пасхальный огонь – знак и символ бескорыстной и всепрощающей Господней любви.

Ликует паства. В Иерусалиме
Огонь священный по свечам бежит,
А значит, Ты, Господь, нас не покинул –
Нам есть кому молиться и служить.

Но изо всех Твоих чудес на свете
Я поражаюсь прежде одному –
Безмерному терпенью Твоему
К таким большим и непослушным детям…
Ольга Троицкая
Пасха, 2011

Иерусалимский храм Воскресения Христова

Испокон веков это место собирает к себе паломников со всего мира, ежегодно в храме совершается обряд схождения Благодатного огня, используемого в пасхальной церемонии выноса Святого Света из Гроба Господнего. Эта церемония проводится в Великую субботу и в символических действиях показывает события Страстей Господних – смерти, положения во гроб и Воскресения Иисуса Христа. Вынос же Святого Света (Огня) символизирует воскресшего Господа. Церемония в храме Воскресения Христова издавна проводится с участием разных христианских церквей.

Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, был возведен императором Константином в IV веке. В 326 году его мать, императрица Елена, прибыла в Иерусалим в целях паломничества и поиска христианских реликвий, именно она была инициатором строительства храма над пещерой, в которой был погребен Иисус Христос. Храм был торжественно освящен в присутствии представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 года.

Храм Воскресения Христова представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий: Голгофу с местом распятия Иисуса Христа; Кувуклию – часовню в центре храма, скрывающую непосредственно пещеру с гробом; Камень помазания, на котором находилось тело Иисуса перед погребением и было помазано благовониями; Кафоликон (главный храм комплекса); подземный храм Обретения Животворящего Креста; храм Святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

В настоящее время храм Воскресения Христова разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, например, Гробом Господнем, являющимся главным алтарем храма, сообща владеют православные, армяне Апостольской церкви и католики, и только они имеют право поочередно служить здесь литургии. Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не возникало недоразумений, ключи от храма с 1109 года хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Nusseibeh. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

В древности богослужение в Иерусалимской церкви – пасхальное бдение (вечерня и литургия Великой субботы) начиналось с обряда возжения вечернего света. Обряд благословения вечерней свечи описан в Лекционарии (сборнике библейских литургических чтений) V – VII веков. Однако во «Втором слове о Воскресении» Григория Нисского, известного церковного писателя, богослова и философа, жившего в IV веке, уже встречается упоминание о чуде схождения Благодатного огня в канун Воскресения Христова, которое ежегодно ожидается всеми христианами и в наше время. В учебнике «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, более полувека использующемся в православных учебных заведениях, о Благодатном огне также говорится как о чуде, с приведением рассказов паломников.

С точки зрения православия, Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века». Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и наступление власти «тьмы».

Церковная церемония выноса Святого огня начинается приблизительно за сутки до начала православной Пасхи. В храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть чудо схождения Благодатного огня, среди них, помимо христиан, есть как представители множества религий, так и атеисты. За общественным порядком во время церемонии следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до десяти тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом.

Все находящиеся в храме люди с трепетом ждут выхода патриарха из Кувуклии с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. В дальнейшем от Благодатного огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, потом его доставляют авиарейсами в разные страны мира, в последние годы и в государства бывшего Советского Союза.

Значение иконы

Икона Воскресение Христово – свидетельство самого главного события, которое произошло в бывшей и грядущей истории человечества. Им, Воскресением Христовым, упразднялась смерть. Прежде всего, духовная. Для всех раскаявшихся, для всех, кто готов стать на путь христианства. В Евангелии мы видим первый этому пример, как распятый вместе с Иисусом Христом разбойник просит Спасителя помянуть его, когда Он будет в Царствии Его. И Христос обещает Ему это (Лк. 23, 42–43). И так и случилось.

Это был первый пример покаяния, истинного и глубокого, и – великого воскресения преображенной верой в Него души.

На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается само Воскресение — выход Христа из гроба. На них изображается «сошествие Христа во ад», или, точнее, исшествие Христа из ада. Христос — иногда с крестом в руке — представлен выводящим из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.

Хотя в последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты, именно описанный иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения.

Сошествие Христа во ад — одно из наиболее таинственных, загадочных и труднообъяснимых событий новозаветной истории . В современном христианском мире это событие понимается по-разному. Либеральное западное богословие вообще отрицает возможность говорить в буквальном смысле о сошествии Христа во ад, утверждая, что тексты Священного Писания, посвященные этой теме, следует понимать в переносном смысле. Традиционная католическая догматика настаивает на том, что Христос после Своей смерти на кресте сходил во ад исключительно для того, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников. Подобное же понимание достаточно широко распространено среди православных христиан.

С другой стороны, уже в Новом Завете говорится о том, что проповедь Христа в аду была адресована нераскаянным грешникам, а в богослужебных текстах Православной Церкви неоднократно подчеркивается, что, сойдя во ад, Христос открыл путь ко спасению для всех людей, а не только для ветхозаветных праведников. Сошествие Христа во ад воспринимается как событие космического значения, имеющее отношение ко всем без исключения людям. Говорится, кроме того, о победе Христа над смертью, о полном опустошении ада, о том, что после сошествия Христа во ад там не осталось никого, кроме диавола и демонов.

Как примирить эти две точки зрения? Какова была изначальная вера Церкви? Что говорят нам восточно-христианские источники на тему сошествия во ад? Прежде всего скажем о том, что догмат о сошествии Христа во ад приоткрывает завесу над тайной, которой окутаны взаимоотношения между Богом и диаволом. История этих взаимоотношений восходит ко времени сотворения мира. По общецерковному учению, диавол был сотворен как существо благое и совершенное, но отпал от Бога вследствие гордости. Драма личных взаимоотношений между Богом и диаволом этим не окончилась. С момента своего отпадения диавол начал всеми силами сопротивляться божественной благости и любви, делать все от него зависящее, чтобы воспрепятствовать спасению людей и тварного бытия. Однако диавол не всесилен: его возможности ограничены Богом, и он может действовать только в тех рамках, в которых это попускается Богом. Последнее подтверждается начальными строками книги Иова, где диавол предстает как существо, во-первых, находящееся в личных взаимоотношениях с Богом, во-вторых, всецело подвластное Богу.

Сотворив людей и поставив их в ситуацию, когда для них стал возможен выбор между добром и злом, Бог взял на Себя ответственность за их дальнейшую судьбу. Бог не оставил человека один на один с диаволом, но Сам вступился в борьбу за духовное выживание человечества. Для этого Он посылал к людям пророков и учителей, а затем Сам стал человеком, претерпел крестные страдания и смерть, сошел во ад и воскрес, дабы разделить с человеком его судьбу. Сойдя во ад, Христос не уничтожил диавола как персональное живое существо, но «упразднил державу диавола», то есть лишил диавола власти и силы, украденной им у Бога. Ибо диавол, воспротивившись Богу, ставил перед собой задачу создать свое автономное царство, в котором он один был бы хозяином, отвоевать у Бога некое пространство, где присутствие Божие вообще никак не ощущалось бы: именно таким местом был шеол (Царство теней) в ветхозаветном представлении. После Христа шеол становится местом божественного присутствия.

Впрочем, это присутствие, которое воспринимается находящимися в раю как источник радости и блаженства, для находящихся в аду является источником мучений. Ад после Христа — уже не место, где диавол властвует, а люди страдают; ад — это прежде всего темница для самого диавола, а также для тех, кто добровольно остается с ним, чтобы разделить его судьбу. Жало смерти упразднено Христом, и стены ада разрушены. Но «смерть и без жала для нас еще сильна… Ад и с разрушенными стенами и с упраздненными вратами еще продолжает наполняться теми, кои, оставив тесный царский путь креста, ведущий в рай, идут всю свою жизнь путем широким…»

Христос сошел во ад не как очередная жертва диавола, но как Победитель: Он сошел, чтобы «связать сильного» и «расхитить сосуды его». По святоотеческому учению, диавол не узнал во Христе воплотившегося Бога: он принял Его за простого человека и под «приманкой» плоти проглотил «крючок» Божества (Григорий Нисский). Однако присутствие Христа в аду стало тем ядом, который начал постепенно разрушать ад изнутри (Афраат). Окончательное разрушение ада и окончательная победа над диаволом произойдут при Втором Пришествии Христа, когда «последний враг истребится — смерть», когда все будет покорено Христу и Бог станет «все во всем».

Образ Воскресения Христова: «Сошествие во ад»

Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах. Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».

Христос на этой иконе как будто абсолютно статичен. Он держит за руки Адама и Еву. Он только готовится извести их из места скорби. Подъем еще не начался. Но только что закончился спуск: одежды Христа еще развеваются (как после стремительного спуска). Он уже остановился, а одежды еще опадают вслед за Ним. Перед нами — точка предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, от преисподней — в Небо. Христос ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами.

Вся сложность иконографии Воскресения связана с необходимостью показать, что Христос — не только Воскресший, но и Воскреситель. Она говорит о том, — зачем Бог пришел на землю и принял смерть: предельная точка Божественного нисхождения оказывается начальной опорой человеческого восхождения. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» — такова золотая формула православного понимания человека.

«Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2,11).

«Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его <в крещении>, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним… дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6,4-6).

Воскресение Христа — это дарованная нам победа. Ведь мы сделали все, чтобы Жизнь не «жительствовала в нас»: вывели Христа за пределы града своей души, своими грехами пригвоздили Его ко кресту, поставили стражу у гробницы и запечатали ее печатью неверия и безлюбовности. И — вопреки нам, но ради нас — Он все-таки воскрес.

Поэтому иконописец, задача которого — передать пасхальный опыт Церкви — не может просто представить саму сценку исхождения Спасителя из гроба. Иконописцу необходимо связать Воскресение Христа со спасением людей. Поэтому пасхальная тематика и находит свое выражение именно в изображении сошествия во ад.

Распятый в пятницу и Воскресший в воскресение, Христос в субботу нисходит во ад (Еф.4,8-9; Деян.2,31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников.

Первое, что бросается в глаза в иконе сошествия, — это то, что в аду находятся… святые. Люди в нимбах окружают Христа, сошедшего в преисподнюю и с надеждой смотрят на Него.

До Пришествия Христова, до того, как Он соединил в Себе Бога и человека, для нас был закрыт путь в Царство Небесное. С грехопадения первых людей в структуре мироздания произошла подвижка, которая перервала животворящую связь людей и Бога. Даже в смерти праведник не соединялся с Богом.

Состояние, в котором пребывала душа умерших, в древнееврейском языке обозначается словом «Шеол» — безвидное место, сумеречное и без-образное место в котором ничего не видно (Иов. 10,21-22). Это скорее состояние тяжкого и бесцельного сна (Иов. 14,12), чем место каких-то конкретных мучений. Это «царство теней», эта мнимость в своем мареве скрывали людей от Бога. Древнейшие ветхозаветные книги не знают идеи посмертной награды, не ожидают рая.

В связи с этим в атеистической литературе встречается утверждение, что здесь пролегает непроходимая пропасть между Ветхим и Новым Заветом: новозаветная ориентация на бессмертие души не находит подтверждения в Ветхом Завете и противоречит ему. Тем самым в очень существенном пункте единство Библии ставится под сомнение. Да, Экклезиаст без всякой надежды вглядывается в пределы человеческой жизни. Псалмопевец Давид с плачем размышляет о скоромимоходящести человеческой жизни: «Человек яко трава, дни его яко цвет сельный, так оцвете, яко дух пройдет в нем и не будет »… И Иов вопрошает, очевидно, не ожидая ответа: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? » (Иов.14.14).

И вот пришло время, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9,2).
В этом апокрифическом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад» рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада. Надо отметить, что Ад в библейских рассказах — это и бездна, затворенная воротами, и некое страшное одушевлённое существо, брат диавола: «отвещав же ад глаголя», «рече ад ко диаволу» .
Силы небесные, стоя перед вратами Ада, многократно обращаются к нему говоря: «…возьмите врата вечная и внидет Царь Славы» , а на вопрос Ада кто является этим царём отвечают: «Господь крепок и силен, Господь силен в брани» . Приход Христа производит панику, и ад в страхе говорит дьяволу, называемому «треглавниче и вельзауле преокаянне», что ему пора выйти и бороться с Христом и его войском. Но дьявол в страхе отвечает: «помилуй мя аде, брате мой, не отверзай ему врат… подвигнися мене ради, аще и поруган будеши». Но врата не выдерживают и «падоша сами» повергают ад в плач. Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий».

Ад обманулся: он думал принять свою законную дань — человека, смертного сына смертного отца, он приготовился встречать назаретского плотника, Иисуса, Который обещал людям Новое Царство, а сейчас и Сам окажется во власти древнего царства тьмы — наступит момент небывалого торжества зла: Мессия, посланный Богом и столько веков ожидаемый человечеством, не только не основал Своего царства, но и был отвергнут народом, предан на самую позорную и мучительную казнь. Но лукавый вновь был побежден и посрамлен: Христос входит в ад не только как человек, но и как Бог; не как раб смерти и тьмы, но как Господь жизни и света. И смертная темница разрушилась от полноты божественного бытия, мрак рассеялся от нетленного света.

Церковные песнопения, стихиры Великой Субботы так описывают это вселенское события. Интересно, что речь в них ведется от лица поверженного ада: «Ад, ныне стеная, вопиет: разрушилась моя власть, принял Мертвого как одного из умерших, и не могу удержать Его нисколько, но лишаюсь вместе с Ним тех, над кем царствовал; я владел мертвецами от века, но Сей их всех воздвигает... лишился я тех, над кем царствовал; кого сумел поглотить, - изблевал; опустошил гробницы Распятый, изнемогает владычество смерти».

В аде Христа встретили ликующие «святии пророцы и праведницы» и пророк Давид, играющий на гуслях и воспевающий победу Бога над адом. Все они были выведены Христом из ада.

Поговорим конкретнее об образах, которые, как правило присутствуют на иконах, отображающих сошедствие во ад. На первом плане иконы мы видим Адама и Еву. Это первые люди, лишившие себя богообщения, но они же дольше всего ждали его возобновления.

Рука Адама, за которую его держит Христос, бессильно обвисла: нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти богоотчужденности и смерти. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7,24). Но другая его рука решительно протянута ко Христу: Бог не может спасти человека без самого человека. Благодать не насилует.

По другую сторону от Христа — Ева. Ее руки протянуты к Избавителю. Но — значимая деталь — они скрыты под одеждой. Ее руки некогда совершили грех. Ими она сорвала плод с древа познания добра и зла. И Ева не дерзает самочинно коснуться Христа. Но моля, ждет, когда Он обратится к ней.

То, что в момент, изображенный на иконе, Ева вся, с головы до ног, покрыта одеждой, — это еще и знак ее покаяния, понимание всецелой своей отделенности от Бога (одежда дана людям после грехопадения: свет стал обличать обнаженность людей от добрых дел — и от него потребовалась защита, так появилась потребность в материальной одежде — «узнали они, что наги » (Быт.3,7)). Но именно поэтому — и спасена Ева. Спасена, — ибо покаялась.

Канон образа Воскресения - «Анастасис»

«Анастасис» — икона перехода, перехода из ада в рай, из рабства греху — к благодати, что выражено и композиционно, и образно. Этот переход символизируется и ярким контрастом черной бездны внизу и золотого сияния вверху. Христос находится над гранью между тьмой и светом, над сломанными вратами ада, и ведет вслед за Собой ветхозаветных праведников, как Моисей сквозь Черемное море. Крест в Его руках в контексте этого образа становится новым посохом Моисея, с помощью которого пророк разделил море и извел воду в пустыне, а Христос победил смерть и освободил человечество. Собственно образ Моисея появляется лишь на поздних, начиная с XV в., иконах, причем он изображается не в ряду пророков за Адамом и Евой, а внизу, в бездне под ногами Христа, выводящим еще одну группу праведников из ада.«разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ио., 2: 19). Оба изображаются в своем царском достоинстве, в коронах и царских одеждах — рядом с «Царем славы» (Пс. 23: 10) они выступают теми двумя свидетелями, которые в Библии считаются необходимыми для подтверждения истинности события.

Исторически более поздними являются композиции «Анастасис», на которых изображается Иоанн Предтеча — первый новозаветный пророк, благовествовавший о Христе даже в аду. За Евой может быть помещен Авель — первый человек, чье поклонение Всевышнему описано в Библии (Быт. 4: 2-12), он же — первый умерший и первый убитый, причем убитый во время жертвоприношения Богу. Оба образа — Иоанна Предтечи и Авеля — связаны с деятельным служением Господу и с жертвенностью такого служения.

Неизменным остается жест Христа: на всех древних изображениях, независимо от того, к какому композиционному типу они относятся, Христос держит Адама за руку.

Догмат о сошествии Христа во ад имеет важное значение для понимания действий Бога в человеческой истории, отраженных на страницах Ветхого Завета. Библейское повествование о всемирном потопе, результатом которого была гибель всего человечества, является камнем преткновения для многих, кто хотел бы уверовать в милосердного Бога, но не может смириться с Богом, «раскаивающимся» в собственных действиях. Однако учение о сошествии во ад, изложенное в 1 Пет. 3:18-21, вносит совершенно новую перспективу в наше понимание тайны спасения. Оказывается, выносимый Богом смертный приговор, прерывающий жизнь человека, не означает того, что человек лишается надежды на спасение: не обратившись к Богу в жизни земной, люди могли обратиться к нему за гробом, услышав проповедь Христа в темнице ада. Предав созданных Им людей смерти, Бог не погубил их, но лишь перевел в иное состояние, находясь в котором, они имели возможность услышать проповедь Христа, уверовать и последовать за Ним.

Впрочем, смысл Пасхи не удастся передать лучше, чем это сделал святитель Иоанн Златоуст:
«Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает. Воскрес Христос и мертвый ни един во гробе!».

Икона “Сошествие во ад” с первохристианских времен сохраняет основное значение как изображение праздника Воскресения Христова, и в русских иконостасах она помещается в праздничном ряду.

«На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели… К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, — ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею» (И. Бунин. Жизнь Арсеньева)

По материалам ru-news.ru, azbyka.ru

Основным догматом христианской веры является учение о воскресении Христа Спасителя на третий день после крестной смерти. Праздник Пасхи считается центральным торжеством годового богослужебного круга. Неизменным атрибутом любого события, прославляемого церковью, является его живописный образ. Благодаря возможностям полиграфического производства, икона “Христово Воскресение” в наши дни одна из самых распространенных.

Однако появление популярного ныне образа было сопряжено со многовековой историей гимнографии и догматического творчества отцов Церкви. Сложность формирования живописного сюжета заключается не только в насыщенности композиции многочисленными фигурами, но и в том, что описаний этого события у евангелистов нет.

По-другому и быть не может: ученики-апостолы не присутствовали при этом, да и само чудо непостижимо для человеческого разума. Образ Воскресения считается неизобразимым, поэтому в живописи отображают события, напрямую связанные с ним.

В чине Литургии Иоанна Златоуста есть такие слова: “во гробе плотью, в аду с душою, как Бог, в раю с разбойником”. Текст в некоторой мере описывает события, предшествовавшие воскресению. Оставили свой след и апокрифические писания.

Первые образы Живописные образы первых трех веков были иносказательными и символическими. На зарождающееся церковное искусство налагали отпечаток жестокие гонения со стороны язычников. В этих условиях святыни следовало тщательно оберегать от осквернения. Важнейшее событие христианской церкви изображалось в виде ветхозаветных прообразов

. Самым распространенным был образ пророка Ионы во чреве левиафана. Подобно тому, как Иона три дня находился в утробе кита, а затем был извергнут на белый свет, и Христос три дня был во гробе, а затем воскрес. Это событие воспевается в пасхальных песнопениях.

Иконографические типы.

Сам момент воскрешения плоти изобразить невозможно потому, что человеческое сознание не в силах даже умозрительно представить этот процесс, тем более выразить его графически. В христианской иконографии существует ограниченное количество сюжетных линий, воплощающих для верующих величие события.

Образ классического ортодоксального происхождения именуется не икона “Христово Воскресение”, а “Сошествие Христа Спасителя во ад”. Западная традиция привнесла в богослужебный обиход два более понятных сознанию обывателя распространенных ныне живописных образа: “Воскресший Христос у гроба” и “Явление воскресшего Спасителя женам-мироносицам”. Существуют вариации на эти основные темы, например, икона "Воскресение Христово с праздниками". Уникальный факт Всякое действо в церкви должно быть согласовано с уставом и оправдано догматически

. Современные богословы церковное учение сравнивают с черепахой, имеющей прочный панцирь для защиты. Панцирь этот выработался в борьбе со многими ересями и лжеучениями на протяжении многих столетий. Строго регламентируется и деятельность в сфере искусства. На иконе каждый мазок кисти должен быть обоснован.

А вот икона “Христово Воскресение” основана на не вполне канонических источниках информации. А именно на текстах источника V века, так называемого евангелия от Никодима, отвергнутого канонической мыслью церкви. Икона “Воскресение Христово”. Значение Живописный образ повествует о великих и непостижимых событиях.

Именно евангелие от Никодима является, пожалуй, единственным древним рукописным источником, повествующим о том, что было со Христом от момента погребения до восстания из гроба. В этом апокрифе довольно подробно описывается диалог между дьяволом и преисподней и последующие за тем события. Ад, предчувствуя свой крах, приказывает нечистым духам наглухо “запереть врата медные и запоры железные”. Но Небесный Царь сокрушает врата, связывает сатану и предает его во власть ада, повелевая содержать его в узах до второго пришествия.

После этого Христос призывает всех праведников последовать за Ним. По прошествии веков догматисты облекли неканонические тексты в ортодоксальное учение. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам.


Сербская фреска.

В мужской обители Милешева (Сербия) находится древний храм Вознесения XIII века. Одним из образов средневекового ансамбля настенной росписи является икона “Христово Воскресение”. На фреске изображен ангел в сияющих одеждах, что соответствует описанию этих событий у евангелиста Матфея. Небесный вестник сидит на отваленном от дверей пещеры камне. Около гроба лежат погребальные пелены Спасителя. Рядом с ангелом помещены женщины, принесшие на гроб сосуды с миром. Этот извод у православных иконописцев особого распространения не получил, а вот западная реалистическая живопись его охотно использует. Интересно, что в этом случае событие изображается без его главного участника -Христа.

Древнейшее каноническое изображение

В 1081 году в предместье Константинополя была построена церковь. По месту своего расположения получила она название храм Христа Спасителя в Полях. По-гречески “в полях” - ἐν τῃ Χώρᾳ (эн ти хора). Так, храм и построенный позже монастырь доныне и именуют “Хора”. В начале XVI века в храме было устроено новое мозаичное покрытие интерьера. Среди сохранившихся до наших дней - икона “Воскресение Христово, сошествие во ад”. Композиция изображает Спасителя, стоящего на сорванных вратах ада. Христа окружает миндалевидный нимб. За руки Он держит встающих из гробов Адама и Еву. Позади прародителей рода человеческого праведники Ветхого Завета. Этот извод получил наибольшее распространение в иконографии.


Что изображено на иконе?

Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают Иоанна Крестителя, царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов.

Икона “Воскресение Христово”.

Описание Образ, имеющий западное происхождение, представляет собой не символическую композицию, а живописное отображение евангельских событий. Как правило, изображается открытый пещера-гроб, ангел восседает на камне или находится рядом с саркофагом, в нижней части композиции поверженные римские воины и, конечно,

Христос в сияющих одеждах со знамением победы над смертью в руках. На хоругви помещается крест красного цвета. На руках и ногах изображаются раны от вбитых в плоть гвоздей при распятии на кресте. Хотя икона “Воскресение Христово” и заимствована в XVII веке из католической реалистической традиции, но, облеченная в ортодоксальные канонические формы, является довольно популярной у верующих. Никаких богословских толкований она не требует.

Праздников праздник.

Святое Христово Воскресение церковным уставом считается не просто праздником, но особым торжеством, прославление которого продолжается в течение сорока дней. Более того, торжество самой Пасхи длится семь дней как один день. Такое возвышенное отношение верующих к восстанию Спасителя из гроба отразилось и в церковном искусстве.

Самобытной линией развития живописной традиции является икона “Воскресение Христово, сошествие во ад с двунадесятыми праздниками”. Этот образ содержит в центре изображение главного события в жизни церкви, а по периметру в клеймах сюжеты двенадцати самых важных праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы.

Среди подобных святынь встречаются и весьма уникальные экземпляры. Также изображаются и события страстной седмицы. Практически, икона “Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками” - это краткое изложение евангельских событий и годового круга богослужений. На событийных образах сошествие во ад изображается со многими подробностями.

Композиция включает фигуры праведников, целую вереницу которых Христос выводит из преисподней. Икона на аналое В центре храма расположена тумба с наклонной доской, именуемая аналой. На нее полагают образ святого или праздника, которому посвящена служба в этот день. Икона “Воскресение Христово” на аналое находится чаще всего: в течение сорока дней празднования Пасхи и в конце каждой недели. Ведь название выходного дня имеет христианское происхождение, последние сутки недели посвящены прославлению победы Христа над смертью.


Самые выдающиеся храмы в честь Воскресения.

Одним из грандиознейших храмов России является Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, возведенный в 1694 году. Этим сооружением патриарх Никон желал воспроизвести храм Воскресения в Святом Граде и подчеркнуть главенствующее положение русской церкви в православном мире. Для этого в Москву были доставлены чертежи и модель иерусалимской святыни. Другим, хотя и менее масштабным, но не уступающим по монументальности, является храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

Строительство было начато в 1883 году в память о покушении на императора Александра II. Уникальность этого собора в том, что внутренний декор выполнен из мозаики. Мозаичная коллекция - одна из крупнейших в Европе. Она уникальна по качеству исполнения. В ясные солнечные дни переливающиеся разноцветные плитки создают неповторимое ощущение торжества и причастности к духовному миру.

В самом храме имеется удивительной красоты образ. Снаружи, над одним из входных порталов, также размещается икона “Воскресение Христово”. Фото, конечно, не может передать всю полноту ощущений, но создает полное представление о пышности убранства.

Самым главным событием в православном мире является Воскресение Господне. В честь этого была написана одноименная икона, к которой обращаются за помощью в различных жизненных ситуациях.

Светлое Христово Воскресение — символ веры, правды и победы добра над злом. Это центральное событие в истории христианства, без которого бы не было самой веры. Праздник Пасхи отмечается каждым верующим, а молитвы, вознесенные перед иконой, обязательно будут услышаны.

История иконы

В православии икона, изображающая Воскресение Господне, отсутствует. Зато есть множество образов, мозаичных и расписных картин, которые рассказывают о сюжетах, зафиксированных в Писании. На иконах может изображаться Господь, сошедший в ад для того, чтобы забрать с собой души ветхозаветных праведников и перенести их в Царствие Небесное. Однако грандиозный праздник Воскресения Христова без определенной иконы не становится менее значимым.

Описание образа

В православной иконографии нет иконы Воскресения Христова, но есть знакомое всем изображение Христа в белоснежном одеянии, который выходит из своего гроба со знаменем в руке. Это одна из многочисленных версий иконографического изображения великого события.

В искусстве, которое относится к древнехристианской эпохе, Воскресение Христово традиционно изображалось в символической форме. Иконописцы использовали образы из Ветхого Завета, по которым каждый мог провести аналогию к тому или иному событию, изображенному на иконе. Отсутствие в Евангелии рассказа о самом Воскресении было причиной того, что сам сюжет на иконах поначалу не изображался.

В искусстве, которое относится к ранневизантийскому, на иконах стали выписывать гробницу Господа, а уже значительно позже на иконах начали изображать сошествие Спасителя в ад после погребения.

В чем помогает икона

Перед иконой самого Господа вы можете молиться о чем угодно. Священнослужители рекомендуют начать молитву с благодарственных слов Спасителю, который пожертвовал собой ради спасения всех живущих на земле. Молитвенные слова можно возносить в любой ситуации, если вам требуется помощь или поддержка, благословение на какое-либо дело, исцеление от болезни. Каждое слово, идущее от самого сердца, будет обязательно услышано.

Где находится божественный образ

В России насчитывается порядка 500 храмов, названных в честь величайшего события Воскресения Христова. В них находятся иконы и иные произведения искусства иконографии, изображающие торжественное событие:

  • город Москва, церкви в Кадашах и Сокольниках;
  • Санкт-Петербург, собор Спаса на Крови, Смольный Новодевичий монастырь;
  • город Псков;
  • город Углич, Воскресенский монастырь;
  • город Томск;
  • город Тула, Собор Всех Святых.

Множество храмов, церквей, соборов и монастырей хранят не только иконы, но и роспись, мозаичные картины с изображением Воскресения Христова. Прихожане приходят к святому лику не только в день праздников, но и в любое время, когда нуждаются в Божественной помощи.

Молитва перед иконой

«Воскресению Господню поклонимся, Господу Иисусу Единому вознесем славу. Ты, поправший еретиков, покаяние всем живущим свершивший, от грехов своей кровью людей отмывший, не оставь рабов своих верных в час горести и трудности. Исцели души наши и тела, дабы провозглашали мы Слово Божие да славили в веках веру в Господа Триединого. Аминь».

Вы можете без утайки рассказать то, что вас волнует, попросить совета у Высших Сил, помолиться за свою семью и за всех живущих на земле.

Дата празднования иконы

Икона относится к древнейшему христианскому празднику, который установлен в честь Воскресения Христова, — Светлой Пасхе . В православии его называют Праздником Праздников и Торжеством Торжеств. В этот день проводятся праздничные богослужения, а дата является переходящей.

В православии день Воскресения Христова является ключевым событием, поэтому каждый верующий отмечает этот праздник в кругу семьи. Верующие посещают торжественные богослужения, чтобы вознести хвалебные слова Господу, помолиться о защите , покровительстве и прощении грехов. Желаем вам счастья и мира, и не забывайте нажимать на кнопки и

08.04.2018 05:35

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа...