Игротека: старая «мельница. Настольные игры древности: «Мельница

Шашки, шахматы и «Монополия» давно наскучили? «Вокруг света» приглашает поиграть в популярные настольные игры разных стран. В первом выпуске - самая древняя игра в истории человечества

Доска для «мельницы» из грушевого дерева, украшенная инкрустацией из слоновой кости, рога, перламутра и меди. Южная Германия, 1560–1580 год

Путешествуя по сегодняшней Европе, туристы то и дело встречают загадочный символ - три больших квадрата, вписанных один в другой. Увидеть его можно где угодно: на парапетах, на скамейках в парках, на столиках в кафе. Трудно понять его назначение, пока не заметишь, как шахматисты-любители, закончив партию, пересаживаются за столики с этим символом и увлеченно двигают фишки по перекрестьям. Разгадка проста: перед нами «мельница» - одна из древнейших настольных игр в истории.

Средневековая Европа с упоением заигрывалась «мельницей» - это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии и третья после нард и «лисы и гусей» у простонародья. В Германии ее называли mühle , в Чехии - mlýn , в Венгрии -malom , во Франции - jeu du moulin , в Италии - mulino . Почему название игры с большинства европейских языков переводится как «мельница», неясно. Некоторые лингвисты полагают, что оно пошло от старонемецкого muhle («ряд») или латинскогоmerellus («фишка»).

Название «танец девяти мужчин», популярное в англоязычных странах, отправилось гулять по свету с легкой руки Уильяма Шекспира: игра упоминается в пьесе «Сон в летнюю ночь». В Англии на лугах встречаются большие участки с разметкой в виде мельницы, где могут встать несколько человек. Вряд ли они использовались для игры, скорее для какого-то ритуала или собственно танца.

Римляне обожали «мельницу», правда, не совсем ту, что мы знаем сегодня. Поэт Овидий в своей «Науке любви» описывает простейший трехшашечный вариант, который в Риме назывался rota («колесо»). Поле в такой игре - круг, разделенный на 4 или 8 частей, у каждого игрока всего три фишки. Выигрывает первый, выстроивший все фишки в ряд. Аналогично устроены шисима из Кении, фанорон-тело с Мадагаскара, тапатан с Филиппин, падаветту из Индии, да и хорошо известные нам крестики-нолики. Математически доказано, что при безошибочной игре результат всегда будет ничейным, однако древним римлянам это не мешало: на мостовых Вечного города повсеместно выбиты игровые «колеса». Им по три тысячи лет, и на них все еще можно играть.

После падения Римской империи «мельница» в Европе едва не исчезла, но ей помогли выжить викинги, прихватив игру вместе с остальным награбленным добром. Так, при обнаружении Гокстадтского корабля в Норвегии (IX в. н. э.) в погребальной каюте ярла (племенного вождя) археологи нашли доску для «мельницы». Скандинавы считали ее талисманом на пути в загробный мир.

Во многих культурах мельничный знак считался оберегом. Простая мельница - колесо со спицами - древнейший солярный символ, который можно увидеть среди наскальных рисунков везде, где жил человек. Сложные мельницы встречаются на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли можно было играть. Древнейшие петроглифы со знакомым символом относятся к 3000–2500 годам до н. э., а один из рисунков датируют почти что последним ледниковым периодом (8000 лет до н. э.).

Сегодня тактика этого «археоптерикса» игрового мира выглядит слегка громоздко по сравнению с маневрами динамичных игр XXI века. Но ведь большинство из них - потомки «мельницы», прародительницы почти всех настольных игр на Земле.


Игра игрой, но древнерусские зодчие использовали знак «мельницы» в качестве измерительного шаблона .

Расстояния между его узловыми точками таят в себе множество соотношений из архитектуры и прикладной геометрии. Плотникам, строителям, как и всем ремесленникам в те времена, народ приписывал магические умения - тайные связи с лесом, колдовские способности. «Вавилон» (а именно так на Руси называли «мельницу») считался символом мудрости зодчего.

Правила игры

Поле для «мельницы» можно нарисовать на листе бумаги. Для игры понадобится 18 фишек: 9 одного цвета и 9 другого.

Фазы

1. Соперники поочередно выставляют свои фишки по одной на свободные перекрестья и углы, стремясь выстроить «мельницу» - ряд из трех фишек. Игрок, которому удалось построить «мельницу», убирает с поля любую фишку соперника. В игру она больше не возвращается. Запрещается забирать фишки, которые в данный момент составляют «мельницу».

2. Когда все фишки расставлены, игроки начинают передвигать их, строго по линиям и только на свободную соседнюю позицию. Цель прежняя - составить «мельницу», чтобы убрать со стола фишку соперника. Если игрок одним ходом составляет две «мельницы», он забирает сразу две фишки.

3. Когда у игрока остается всего три фишки, они начинают «летать»: фишку можно переносить на любое перекрестье, невзирая на линии. При этом пока у соперника больше трех фишек, он продолжает играть строго по линиям. Проигрывает тот, у кого осталось две фишки (из них нельзя выстроить «мельницу») или чьи фишки оказались заперты и не могут сделать ход по линии.

Тактика


В первой фазе игра напоминает крестики-нолики: нужно помешать сопернику выстроить ряд из трех фишек. Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, при этом всякий раз происходит взятие. В самой опасной ситуации игрок делает рядом две заготовки для «мельниц», а затем ходами фишки между ними крушит позиции соперника - против такой тактики нет никакого приема, пока игра не перейдет в третью фазу.

ВАРИАНТЫ

От кольца до свастики

Изюминка «мельницы» - колоссальное количество придуманных для нее досок. Разновидности отличаются формой поля и количеством фишек, но правила везде одинаковые. В «малые мельницы» (те же крестики-нолики) играет детвора. «Танец девяти мужчин» - классический вариант, в нем нет диагоналей, только прямые углы. «Паутинка» появилась в эпоху Возрождения: здесь добавлены диагональные линии и каждому игроку дается не 9, а 12 фишек. «Сетка» с дополнительными диагоналями предоставила еще больше возможностей для построения «мельниц». В XX веке возникли новые разметки: «улитка» на основе свастики, пятиугольная, шестиугольная и множество других.

1 «Малая мельница»

2 «Римская rota »

3 «Танец девяти мужчин»

4 «Паутинка»

5 «Сетка»

6 «Улитка»

7 «Пятиугольная мельница»


Если на севере «мельницу» приютили викинги, то на юге ей помогли выжить арабы, перенявшие игру у египтян. На фото: каменная «мельница» родом из Йемена


Самодельная домашняя «мельница» из доски и пуговиц. Внутри малого квадрата - емкость для хранения битых фишек


Сепфорис, древняя столица Галилеи, впервые упомянут в летописи в 100 году до н. э. На мостовой - «мельница-паутинка»


Цветная иллюстрация из «Книги игр» (Libro de los Juegos) , которая была написана в 1283 году по велению короля Альфонсо X Кастильского

Крестьянин с «мельницей» в руках. Фрагмент французского гобелена 1510 года


По запросу 9 Men Morris можно найти десятки игр для любых мобильных платформ. Некоторые из них предлагают вступить в бой с игроками со всего мира в многопользовательском режиме.

Фото: Alamy / Legion-media (x2), Getty Images (x2), Album / East News, Bridgeman / Fotodom.ru, iStock, Carole Raddato (CC-BY-SA)

Название игры Nine Men"s Morris означает в буквальном переводе - Девять мужчин Моррис. На самом деле - это название очень старинной английской игры, отдалённо напоминающей шашки. Чтобы вам стало понятно как в неё играть, мы подробно остановимся на правилах, поскольку эта настольная игра вам вряд ли встречалась. Победа достанется тому, кто заберёт у противника почти все фигуры, оставив только две, если и ещё вариант поражения - полное отсутствие ходов. Вы можете так заблокировать противника, что он просто не сдвинется с места. Игра для двоих участников, каждый совершает ходы по очереди. Если вам удаётся выставить три фишки в ряд (по горизонтали или вертикали), вы имеете право забрать одну фигурку оппонента. Такой ряд и называется мельницей, поэтому игра имеет и другое название. Каждый игрок в Nine Men"s Morris имеет изначально по девять фишек. После того, как вы выставили все на поле, начинайте передвигать их по линиям, формируя мельницу и постепенно уменьшая армию противника. Мельница - логическая настольная игра, стала известна ещё в девятом веке и популярна как на Руси, так и по Средневековой Европе. В 1993 году была успешно разработана стратегия игры, при которой конечный итог - ничья. Её выработал Ральф Гессер. Вы же постарайтесь выигрывать у виртуального игрока, он беспристрастен и его логика железная, поэтому завоевать победу будет непросто, но тем более приятно. Насладитесь игрой Nine Men"s Morris на мобильных устройствах, если вы любите шашки, шахматы и прочие настольные игры, заставляющие думать, Мельница вам обязательно понравится и внесёт разнообразие в ваш игровой арсенал.

Старинная игра для двоих (за исключением последнего из описанных ниже вариантов), популярная в очень многих странах. Игровые поля, изображенные на рисунках, нетрудно изготовить, скажем, из картона.

Размеры поля 40 х 40. Понадобятся также 9 белых и 9 черных шашек.

Этапы игры:

1.
Сначала бросают жребий, чтобы определить начинающего игру. Затем участники по очереди выставляют на кружках, расположенных на линиях пересечений игрового поля, по одной своей шашке, занимая только свободные кружки. Если игроку удается построить мельницу, т. е. он сумеет выстроить прямой ряд из трех шашек, то такой игрок получает право убрать с поля одну шашку противника.

2.
После того, как все шашки будут выставлены, игроки делают ходы (по очереди), с целью построения мельниц. Шашки, разумеется, можно перемещать только на свободные кружки и только по линиям. Каждая мельница дает возможность снять с поля шашку соперника.

3.
В игре наступает момент, когда у одного из участников остается всего 3 шашки. В этом случае игрок, получая возможность ходить, перемещает любую из своих шашек на любой не занятый другой шашкой кружок. Другой участник играет по прежним правилам до тех пор, пока и у него не возникнет подобная ситуация.

Когда у игрока останется только 2 шашки, игра завершается для него проигрышем, поскольку он не сможет построить мельницу. Проигрывает игрок и в том случае, когда его шашки оказываются заблокированными, т. е. он не может сделать очередного хода.

Особая ситуация возникает при построении играющим сразу двух мельниц - такое положение дает игроку право на снятие двух шашек соперника. И последнее правило: нельзя использовать одну и ту же мельницу дважды.

Изменяется только игровое поле. Правила остаются прежними.

В распоряжении каждого игрока имеется по три шашки. Игра ведется до построения первой мельницы.

У каждого игрока по 12 шашек. Другие правила не меняются.

Каждый игрок располагает 13 шашками. Правила прежние.

Количество участников - от двух до пяти.

При игре вдвоем каждый имеет по 12 шашек; при игре втроем - по 8, вчетвером - по 6 и впятером - по пять. Выставляют шашки и ходят по очереди. Разумеется, при большом числе играющих кружочки для игры должны соответствующим образом отличаться по цвету.

Шашки, шахматы и «Монополия» давно наскучили? «Вокруг света» приглашает поиграть в популярные настольные игры разных стран. В первом выпуске - самая древняя игра в истории человечества

Доска для «мельницы» из грушевого дерева, украшенная инкрустацией из слоновой кости, рога, перламутра и меди. Южная Германия, 1560–1580 год

Путешествуя по сегодняшней Европе, туристы то и дело встречают загадочный символ - три больших квадрата, вписанных один в другой. Увидеть его можно где угодно: на парапетах, на скамейках в парках, на столиках в кафе. Трудно понять его назначение, пока не заметишь, как шахматисты-любители, закончив партию, пересаживаются за столики с этим символом и увлеченно двигают фишки по перекрестьям. Разгадка проста: перед нами «мельница» - одна из древнейших настольных игр в истории.

Средневековая Европа с упоением заигрывалась «мельницей» - это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии и третья после нард и «лисы и гусей» у простонародья. В Германии ее называли mühle , в Чехии - mlýn , в Венгрии - malom , во Франции - jeu du moulin , в Италии - mulino . Почему название игры с большинства европейских языков переводится как «мельница», неясно. Некоторые лингвисты полагают, что оно пошло от старонемецкого muhle («ряд») или латинского merellus («фишка»).

Название «танец девяти мужчин», популярное в англоязычных странах, отправилось гулять по свету с легкой руки Уильяма Шекспира: игра упоминается в пьесе «Сон в летнюю ночь». В Англии на лугах встречаются большие участки с разметкой в виде мельницы, где могут встать несколько человек. Вряд ли они использовались для игры, скорее для какого-то ритуала или собственно танца.

Римляне обожали «мельницу», правда, не совсем ту, что мы знаем сегодня. Поэт Овидий в своей «Науке любви» описывает простейший трехшашечный вариант, который в Риме назывался rota («колесо»). Поле в такой игре - круг, разделенный на 4 или 8 частей, у каждого игрока всего три фишки. Выигрывает первый, выстроивший все фишки в ряд. Аналогично устроены шисима из Кении, фанорон-тело с Мадагаскара, тапатан с Филиппин, падаветту из Индии, да и хорошо известные нам крестики-нолики. Математически доказано, что при безошибочной игре результат всегда будет ничейным, однако древним римлянам это не мешало: на мостовых Вечного города повсеместно выбиты игровые «колеса». Им по три тысячи лет, и на них все еще можно играть.

После падения Римской империи «мельница» в Европе едва не исчезла, но ей помогли выжить викинги, прихватив игру вместе с остальным награбленным добром. Так, при обнаружении Гокстадтского корабля в Норвегии (IX в. н. э.) в погребальной каюте ярла (племенного вождя) археологи нашли доску для «мельницы». Скандинавы считали ее талисманом на пути в загробный мир.

Во многих культурах мельничный знак считался оберегом. Простая мельница - колесо со спицами - древнейший солярный символ, который можно увидеть среди наскальных рисунков везде, где жил человек. Сложные мельницы встречаются на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли можно было играть. Древнейшие петроглифы со знакомым символом относятся к 3000–2500 годам до н. э., а один из рисунков датируют почти что последним ледниковым периодом (8000 лет до н. э.).

Сегодня тактика этого «археоптерикса» игрового мира выглядит слегка громоздко по сравнению с маневрами динамичных игр XXI века. Но ведь большинство из них - потомки «мельницы», прародительницы почти всех настольных игр на Земле.


Игра игрой, но древнерусские зодчие использовали знак «мельницы» в качестве измерительного шаблона .

Расстояния между его узловыми точками таят в себе множество соотношений из архитектуры и прикладной геометрии. Плотникам, строителям, как и всем ремесленникам в те времена, народ приписывал магические умения - тайные связи с лесом, колдовские способности. «Вавилон» (а именно так на Руси называли «мельницу») считался символом мудрости зодчего.

Правила игры

Поле для «мельницы» можно нарисовать на листе бумаги. Для игры понадобится 18 фишек: 9 одного цвета и 9 другого.

Фазы


1. Соперники поочередно выставляют свои фишки по одной на свободные перекрестья и углы, стремясь выстроить «мельницу» - ряд из трех фишек. Игрок, которому удалось построить «мельницу», убирает с поля любую фишку соперника. В игру она больше не возвращается. Запрещается забирать фишки, которые в данный момент составляют «мельницу».


2. Когда все фишки расставлены, игроки начинают передвигать их, строго по линиям и только на свободную соседнюю позицию. Цель прежняя - составить «мельницу», чтобы убрать со стола фишку соперника. Если игрок одним ходом составляет две «мельницы», он забирает сразу две фишки.


3. Когда у игрока остается всего три фишки, они начинают «летать»: фишку можно переносить на любое перекрестье, невзирая на линии. При этом пока у соперника больше трех фишек, он продолжает играть строго по линиям. Проигрывает тот, у кого осталось две фишки (из них нельзя выстроить «мельницу») или чьи фишки оказались заперты и не могут сделать ход по линии.

Тактика


В первой фазе игра напоминает крестики-нолики: нужно помешать сопернику выстроить ряд из трех фишек. Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, при этом всякий раз происходит взятие. В самой опасной ситуации игрок делает рядом две заготовки для «мельниц», а затем ходами фишки между ними крушит позиции соперника - против такой тактики нет никакого приема, пока игра не перейдет в третью фазу.


ВАРИАНТЫ

От кольца до свастики

Изюминка «мельницы» - колоссальное количество придуманных для нее досок. Разновидности отличаются формой поля и количеством фишек, но правила везде одинаковые. В «малые мельницы» (те же крестики-нолики) играет детвора. «Танец девяти мужчин» - классический вариант, в нем нет диагоналей, только прямые углы. «Паутинка» появилась в эпоху Возрождения: здесь добавлены диагональные линии и каждому игроку дается не 9, а 12 фишек. «Сетка» с дополнительными диагоналями предоставила еще больше возможностей для построения «мельниц». В XX веке возникли новые разметки: «улитка» на основе свастики, пятиугольная, шестиугольная и множество других.

1 «Малая мельница»

2 «Римская rota »

3 «Танец девяти мужчин»

4 «Паутинка»

5 «Сетка»

6 «Улитка»

7 «Пятиугольная мельница»


Если на севере «мельницу» приютили викинги, то на юге ей помогли выжить арабы, перенявшие игру у египтян. На фото: каменная «мельница» родом из Йемена


Самодельная домашняя «мельница» из доски и пуговиц. Внутри малого квадрата - емкость для хранения битых фишек


Сепфорис, древняя столица Галилеи, впервые упомянут в летописи в 100 году до н. э. На мостовой - «мельница-паутинка»


Цветная иллюстрация из «Книги игр» (Libro de los Juegos) , которая была написана в 1283 году по велению короля Альфонсо X Кастильского


Крестьянин с «мельницей» в руках. Фрагмент французского гобелена 1510 года


По запросу 9 Men Morris можно найти десятки игр для любых мобильных платформ. Некоторые из них предлагают вступить в бой с игроками со всего мира в многопользовательском режиме.

Фото: Alamy / Legion-media (x2), Getty Images (x2), Album / East News, Bridgeman / Fotodom.ru, iStock, Carole Raddato (CC-BY-SA)

Мельница

У этой очень старинной английской игры и теперь немало поклонников. Почему? Вы это поймете, если хотя бы раз сыграете в нее сами. «Мельница» - одна из лучших настольных игр для двух партнеров.

Так же как и в шашках, здесь очень несложные правила игры; так же как и шашки, «мельница» таит в себе неисчерпаемое разнообразие комбинаций.
В «мельницу» можно играть камешками, начертив предварительно линии на пляжном песке, а в зимний вечер можно обойтись расчерченным листком бумаги и обломками спичек. Но, конечно, лучше сделать из картона настоящую игровую доску размером, скажем, 40 х 40 сантиметров и заготовить 18 шашек: 9 белых и 9 черных.


Правила игры

Игра делится на три стадии - своего рода «дебют», «миттельшпиль» и «эндшпиль».
Партия начинается, естественно, с дебютной стадии. Каждый игрок по очереди ставит по одной своей шашке на любой из свободных кружков доски. Как только игроку удается сделать «мельницу» - выстроить три свои шашки в ряд по прямой линии, он сразу же снимает с доски любую из шашек противника.

Когда игроки выставили на доску все свои шашки, начинается второй этап игры. Каждый по очереди передвигает свои шашки (по одной на ход) вдоль линий на соседние свободные кружки. Цель маневров остается прежняя: выстроить три свои шашки в ряд. Как только игрок сделал «мельницу», он снимает с доски любую из шашек противника.

Третья, заключительная, стадия игры начинается, когда у одного из играющих останется на доске из девяти шашек всего три. Обладатель трех шашек приобретает право во время очередного хода переставлять любую из своих шашек на любой свободный кружок, не обращая внимания на линии. Его партнер, однако, продолжает по-прежнему передвигать свои шашки на один шажок вдоль линий до тех пор, пока у него остается более трех шашек.
Игра считается выигранной, если у противника осталось всего две шашки. По старым правилам, сражение продолжалось до полного истребления всего войска противника. Но в этом нет необходимости: если у игрока осталось две шашки, практически он уже побежден.

Примечание. Ни один из игроков не имеет права использовать одну и ту же «мельницу» дважды во время партии. Игрок может двигать свою шашку, воссоздавая сколько угодно раз построенную однажды «мельницу», но он имеет право снять при этом только одну шашку противника, причем это право игрок получает только на тот ход, в результате которого «мельница» на данной линии была построена впервые.
Если игроку удалось одним ходом завершить построение двух «мельниц» сразу, он снимает с доски две любые шашки противника.